Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 13.05.2011

Слово о сводках

 В дни оче­ред­ной го­дов­щи­ны По­бе­ды в Оте­че­ст­вен­ной вой­не ме­ня за­ин­те­ре­со­вал бум это­го го­да во­круг сво­док Со­вин­форм­бю­ро. На­зва­ние этой ор­га­ни­за­ции, не спо­рю, кра­си­вое, да толь­ко за­га­до­чен ме­ха­низм, со­глас­но ко­то­ро­му свод­ки этой, да и про­шлой вес­ной зву­ча­ли из каж­до­го утю­га.

Не­сколь­ко те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­лов мне их рас­ска­зы­ва­ют стран­ны­ми го­ло­са­ми, па­ро­ди­ру­ю­щи­ми Ле­ви­та­на, не уни­ма­ет­ся ра­дио, и как-то да­же в мо­биль­ном те­ле­фо­не по­яви­лась стран­ная ус­лу­га – по­слу­шать свод­ку на се­го­дняш­ний день, толь­ко 1945 го­да из­да­ния.

Тек­с­ты эти, бе­зус­лов­но, ис­то­ри­че­с­кий до­ку­мент – и до­ку­мент очень ин­те­рес­ный. Они ин­те­рес­ны во мно­гом: и в об­ла­с­ти ри­то­ри­че­с­ких кон­ст­рук­ций, и в том, как со­от­но­сят­ся по­те­ри и соб­ст­вен­ные по­те­ри etc. Но к дей­ст­ви­тель­но­с­ти эти свод­ки име­ют весь­ма опо­сре­до­ван­ное от­но­ше­ние. В 1945-м они не­сколь­ко бо­лее близ­ки к ис­ти­не, чем свод­ки 1942 го­да, но всё рав­но – каж­дая их стро­ка ин­ст­ру­мент про­па­ган­ды, что тог­да бы­ло со­вер­шен­но нор­маль­но.

Но бо­лее это­го, свод­ки Со­в-ин­форм­бю­ро (как и свод­ки Ми­ни­с­тер­ст­ва про­па­ган­ды Гер­ма­нии и BBC в Ан­г­лии) – это спе­ци­аль­ный ли­те­ра­тур­ный жанр. На ос­но­ве это­го жа­н­ра Ору­эл­лом уже по­сле по­бе­ды над вра­гом был со­здан це­лый ро­ман, на­зы­вав­ший­ся «1984». Впро­чем, вся­кий зна­ет, о чём он.

Но жанр про­па­ган­ды – шту­ка очень хи­т­рая. Осо­бен­но вин­таж­ная.

Речь, ко­неч­но, не о том, что­бы сде­лать до­су­жий вы­вод, что свод­ки Со­вин­форм­бю­ро от­ли­ча­ют­ся от ре­аль­но­с­ти.

Для это­го мно­го ума не на­до, как и то, что BBC с Die Deutsche Wochenschau не при­мер точ­ной опи­си дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Да­же свод­ки со­юз­ни­ков, что бы­ли ку­да даль­ше от­ст­ра­не­ны с те­а­т­ра во­ен­ных дей­ст­вий – во­все не каль­ка с со­бы­тий. Что­бы сде­лать этот вы­вод, во­все не на­до ни­че­го срав­ни­вать.

Мож­но, ко­неч­но, про­де­лать фун­да­мен­таль­ный труд – про­из­ве­с­ти сли­че­ние не­ко­то­рой вос­ста­нов­лен­ной ре­аль­но­с­ти (из вос­по­ми­на­ний, не­мец­ких ис­точ­ни­ков вку­пе с оте­че­ст­вен­ны­ми), до­не­се­ний на уров­не пол­ков и ди­ви­зий, за­тем об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей на уров­не ар­мий и фрон­тов и то­го, как до­кла­ды­ва­лось всё это в Став­ке Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­до­ва­ния, с об­рат­ным дви­же­ни­ем пор­ш­ня – со­став­ле­ние сво­док Со­вин­форм­бю­ро, кор­рек­ция её во­ен­ной цен­зу­рой и Глав­ПУ­Ром – кста­ти, ма­ло кто пи­сал о том, как это всё про­ис­хо­ди­ло, и, на­ко­нец, при­ве­с­ти окон­ча­тель­ный текст, вку­пе с ре­ак­ци­ей на не­го бой­цов и штат­ских граж­дан. (Кста­ти, хо­тел бы я знать, как ре­дак­ти­ру­ют­ся эти свод­ки пе­ред тем, как по­сту­пить к со­вре­мен­но­му по­тре­би­те­лю. Ведь там был ог­ром­ный вал ин­фор­ма­ции, часть из ко­то­ро­го че­ло­ве­ку ны­неш­не­го вре­ме­ни во­все не­по­нят­на. Ну и, по по­нят­ной при­чи­не, ци­ти­ру­ют­ся бо­д­рые свод­ки вес­ны 1945-го, а не тре­вож­ные 1942-го) – в об­щем, это за­да­ча ин­те­рес­ная.

Из неё мож­но вы­ве­с­ти мно­же­ст­во по­лез­ных за­клю­че­ний о сти­ле эпо­хи, о зна­че­нии оп­ре­де­лён­ных слов и обо­ро­тов, о ра­бо­те фор­маль­ных и вну­т­рен­них цен­зо­ров. На­ко­нец, мож­но по­нять, как ра­бо­та­ла си­с­те­ма транс­ля­ции ин­фор­ма­ции в СССР. Но это за­да­ча не на­уч­ной груп­пы да­же, а це­ло­го ин­сти­ту­та.

А так-то, что – взял ци­та­ту из га­зе­ты, сли­чил с фраг­мен­том вос­по­ми­на­ний Жу­ко­ва, три кли­ка в Се­ти – и сде­лал вы­вод, что в ию­ле 1941 го­да уп­рав­ле­ние на мно­гих уча­ст­ках фрон­та по­те­ря­но и си­с­те­ма ин­фор­ма­ции сбо­ит. И что? Для это­го мож­но и во­все «Жи­вые и мёрт­вые» Си­мо­но­ва про­чи­тать и этим ог­ра­ни­чить­ся. Всё рав­но по­нят­но, что Ста­лин в сво­ей зна­ме­ни­той ре­чи 3 ию­ля 1941 го­да го­во­рит не сов­сем прав­ду, ког­да со­об­ща­ет: «луч­шие ди­ви­зии вра­га и луч­шие ча­с­ти его авиа­ции уже раз­би­ты и на­шли се­бе мо­ги­лу на по­лях сра­же­ния».

Вот, к при­ме­ру, мож­но че­рез сто лет рас­ска­зы­вать лю­дям о со­вет­ском че­ло­ве­ке на при­ме­ре мо­за­ич­ных пан­но «По­ко­ри­те­ли БА­Ма» и «Мы стро­им ком­му­низм». Мне эта идея ка­жет­ся не­пло­хой, но с од­ной ого­вор­кой – я-то знаю, ка­кую функ­цию эти пан­но име­ли в се­ми­де­ся­тых, как от­но­си­лись к ним лю­ди, ка­ков, го­во­ря цер­ков­ным язы­ком, был «ка­нон» этих изо­б­ра­же­ний.

Бо­лее то­го, я знаю, что у сто­я­ще­го сле­ва в ру­ке спут­ник, а не ко­фе­вар­ка, по­че­му один че­ло­век в фар­ту­ке, а дру­гой – в оч­ках.

То есть, я знаю этот язык – ведь в ико­но­пи­си то­же мас­са зна­ков: важ­но, как сло­же­ны ру­ки у Бо­го­ма­те­ри, важ­но, ка­ков цвет одеж­ды и ку­да на­кло­не­на го­ло­ва.

А то ведь по­том по­явят­ся ещё оби­жен­ные – ти­па: нам го­во­ри­ли, что все со­вет­ские лю­ди та­кие за­ме­ча­тель­ные, но без си­сек. А ока­зы­ва­ет­ся, они по трое сов­сем не по­это­му хо­ди­ли, и сись­ки то­же бы­ли. Вот, на­при­мер, что слу­чи­лось с кор­пу­сом книг Со­лже­ни­цы­на: «Ар­хи­пе­лаг ГУ­ЛАГ» пи­сал­ся из тех со­об­ра­же­ний, что чёрт с ней, с точ­но­с­тью и до­сто­вер­но­с­тью, глав­ное – за­ва­лить то­та­ли­тар­ную си­с­те­му или хо­тя бы за­ста­вить лю­дей в ней со­мне­вать­ся. Вы­шли эти де­сять мил­ли­о­нов рас­ст­ре­лян­ных и в шесть раз боль­ше си­дель­цев, раз­рос­лись в умах, и те­перь все со­мне­ва­ют­ся во всём – од­ни в том, что си­дель­цев 60 мил­ли­о­нов, а не 100, дру­гие – что они во­об­ще бы­ли. На­ли­цо раз­брод, ша­та­ния и про­чее об­ще­ст­вен­ное бе­зу­мие.

То есть, свод­ки – это вы­ду­ман­ная ис­то­рия. Во­прос в том, по­ни­ма­ли ли по­тре­би­те­ли те­ле­фон­ной ус­лу­ги, ка­кой ин­те­рес­ный фе­но­мен жуж­жит им в ухо. Мне ска­жут, что эти свод­ки Со­в-ин­форм­бю­ро по­ст­ро­е­ны не на ис­то­ри­че­с­кой ре­аль­но­с­ти, а на той имен­но, в ко­то­рую хо­тят вер­нуть­ся их слу­ша­те­ли. Так-то оно так, но это вер­но для слу­чая тща­тель­но ото­б­ран­ных сво­док в филь­ме «Сем­над­цать мгно­ве­ний вес­ны» или оз­ву­чен­ных го­ло­сом Ильи Ки­рил­ло­ва в филь­ме «Сол­да­ты сво­бо­ды» (по­мнит ли кто-ни­будь этот эпи­че­с­кий фильм, не знаю), но ес­ли каж­дый день по­став­лять к сто­лу обы­ва­те­ля ори­ги­на­лы (а их так про­сто не от­ре­дак­ти­ру­ешь, всё рав­но что-ни­будь стран­ное вы­ле­зет), то не­дол­го и до кон­фу­зов. Сна­ча­ла – ни­че­го, а по­том – страш­но­ва­то.

Так и с эти­ми свод­ка­ми: это осо­бый язык, ко­то­рый нор­маль­ный со­вет­ский че­ло­век умел счи­ты­вать. Да­же в 1945 го­ду, ког­да слу­чил­ся из­ве­ст­ный про­рыв нем­цев в Вен­г­рии, по свод­кам мож­но бы­ло по­нять, что что-то по­ш­ло не так, и про­ис­хо­дит что-то се­рь­ёз­ное. Хо­тя всё это бы­ло ус­т­ро­е­но жё­ст­ко, и не­да­ром На­по­ле­он из анек­до­та го­во­рил: «Ес­ли бы у ме­ня бы­ла та­кая га­зе­та, как «Прав­да», ни­кто бы не уз­нал, что я про­иг­рал при Ва­тер­лоо».

Кста­ти, имен­но о На­по­ле­о­не и свод­ках то­го вре­ме­ни есть из­ве­ст­ный анек­дот. В мар­те 1815 го­да На­по­ле­он бе­жал с ос­т­ро­ва Эль­ба. Спер­ва он с не­боль­шим от­ря­дом вы­са­дил­ся во Фран­ции, а по­том со­вер­шил марш на Па­риж. Так вот, анек­дот пе­ре­би­ра­ет как бы за­го­лов­ки па­риж­ских га­зет тех дней, ме­ня­ю­щи­е­ся в за­ви­си­мо­с­ти от про­дви­же­ния им­пе­ра­то­ра к сто­ли­це: «Кор­си­кан­ское чу­до­ви­ще вы­са­ди­лось в бух­те Жу­ан» – «Лю­до­ед идёт к Грас­су» – «Узур­па­тор во­шёл в Гре­нобль» – «Бо­на­парт за­нял Ли­он» – «На­по­ле­он при­бли­жа­ет­ся к Фон­тен­бло» – «Его им­пе­ра­тор­ское ве­ли­че­ст­во ожи­да­ет­ся се­го­дня в сво­ём вер­ном Па­ри­же».

Так бы­ло и бу­дет все­гда.

Ко­ро­че го­во­ря, свод­ки Со­вин­форм­бю­ро – это очень хи­т­рый ин­ст­ру­мент, что-то ти­па ми­к­ро­ме­т­ра, обыч­ным лю­дям без ком­мен­та­ри­ев не до­ве­рил бы.

Кста­ти, са­мо Со­вин­форм­бю­ро про­су­ще­ст­во­ва­ло до 1961 го­да, что­бы пре­вра­тить­ся в Агент­ст­во пе­ча­ти «Но­во­сти».


Владимир БЕРЕЗИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования