Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18-19. 13.05.2011

Закончил бы цирковое училище – стал бы Петросяном!

 Щас я тебе как дам – будешь у меня иметь!

 

«Я не писатель. Я – артист, импровизирующий на бумаге», – в очередной раз повторяет Роман Карцев. Даже учитывая, что в свет вышла уже вторая его книга «Приснился мне Чаплин…». Презентация книги прошла в уютном зале «Библио-Глобуса», народный артист России встретился с читателями, почитал самые интересные рассказы из новой книги и ответил на наши вопросы.

 

– По­че­му вы ре­ши­ли на­пи­сать эту кни­гу?

– Идея при­над­ле­жит Ва­ле­рию Ха­и­ту, он был ка­пи­та­ном ко­ман­ды КВН, прав­да, сей­час бо­лее из­ве­с­тен по ки­но. И он ре­шил из­дать се­рию книг но­во­го одес­ско­го юмо­ра – я не знаю, но­вый он или ста­рый. Сам я одес­ский, очень мно­го в этой кни­ге об Одес­се – ни­че­го не при­ду­мы­вал, так, не­множ­ко фан­та­зи­ро­вал. Тем бо­лее что я не пи­са­тель. Вы зна­е­те, ка­кой из ме­ня пи­са­тель – пи­сать при жи­вом Жва­нец­ком про­сто жут­кое на­халь­ст­во. Он мне до сих пор мо­е­го пи­са­тель­ст­ва не мо­жет про­стить: «Тре­тью кни­гу на­пи­шешь – я по­ве­шусь!»

У ме­ня пер­вая кни­га уже бы­ла, на­зы­ва­лась «Ма­лой, Су­хой и Пи­са­тель» – кни­га вос­по­ми­на­ний, но не ав­то­био­гра­фия. Ма­лой – это, как по­ни­ма­е­те – я, во мне бы­ло 47 ки­ло­грамм ве­са, Су­хой – Ви­тя Иль­чен­ко, по­то­му что очень ху­дой был, а Пи­са­тель – Жва­нец­кий. Кни­гу я эту на­чал пи­сать со­вер­шен­но слу­чай­но. А все ве­ли­кие ве­щи на­чи­на­ют­ся слу­чай­но.

Ког­да Ви­тя от нас ушёл в 1992 го­ду, поч­ти 20 лет на­зад, у нас уже бы­ли про­да­ны би­ле­ты на кон­цер­ты в Аме­ри­ке, Гер­ма­нии и Ав­ст­ра­лии, и я по­ехал один. Пред­став­ля­е­те, как я се­бя чув­ст­во­вал? Мы с ним 30 лет бы­ли вме­с­те поч­ти каж­дый день. И я, ког­да ле­тел об­рат­но, 16 ча­сов из Май­я­ми, де­воч­ки по­са­ди­ли ме­ня в биз­нес-класс, где ни­ко­го не бы­ло. И я вдруг по­чув­ст­во­вал, что я со­вер­шен­но один – ни­ко­го ря­дом не бы­ло – ни Ви­ти, ни да­же дру­гих пас­са­жи­ров. Это бы­ло ужас­ное со­сто­я­ние, и я по­про­сил руч­ку, бу­ма­гу, и 16 ча­сов я пи­сал. Я не ел, не пил – пи­сал и пи­сал. Хо­тя рань­ше ни­че­го кро­ме школь­ных со­чи­не­ний не пи­сал. И сна­ча­ла по­лу­чи­лась по­весть «Ви­тя» – как мы с ним встре­ти­лись, как мы с ним жи­ли, как ра­бо­та­ли. Там мно­го че­го смеш­но­го, мно­го из на­шей жиз­ни, как мы к Рай­ки­ну по­па­ли, как мы с ним ра­бо­та­ли, как Ми­ша Жва­нец­кий и Ми­ла Гвоз­ди­ко­ва – нас бы­ло че­ты­ре одес­си­та в те­а­т­ре у Рай­ки­на. Прав­да, Ви­тя был не одес­сит, он был из Бо­ри­сог­леб­ска, это под Во­ро­не­жем, но он же­нил­ся в Одес­се по­сле ин­сти­ту­та и так впи­тал в се­бя этот одес­ский юмор, ли­те­ра­ту­ру, и сам го­род он знал луч­ше ме­ня – где что на­хо­дит­ся, и Моск­ву он по­том знал луч­ше лю­бо­го так­си­с­та – та­кой был склад ума у не­го. Он за­кон­чил с от­ли­чи­ем Ин­сти­тут ин­же­не­ров мор­ско­го фло­та, это са­мый зна­ме­ни­тый ин­сти­тут Одес­сы (се­го­дня Одес­ский на­ци­о­наль­ный мор­ской уни­вер­си­тет. – Прим. ред.). А по­том он за­кон­чил ГИ­ТИС. То­же с от­ли­чи­ем. Ес­ли бы он по­пал в ка­кой-ни­будь дру­гой ин­сти­тут, он бы и его за­кон­чил с от­ли­чи­ем – та­кой ум­ный и та­лант­ли­вый был че­ло­век.

А судь­ба нас све­ла со­вер­шен­но слу­чай­но. Я был уже у Рай­ки­на не­сколь­ко ме­ся­цев, при­ехал в от­пуск в Одес­су уже бу­ду­чи ак­тё­ром те­а­т­ра. И со­вер­шен­но слу­чай­но мы встре­ти­лись на уг­лу Лан­же­ро­нов­ской ули­цы. Вот се­кун­да – и я бы про­шёл рань­ше, или он про­шёл бы рань­ше, и ни­ког­да бы мы не уви­де­лись. Я ино­гда об этом ду­маю – с ума мож­но сой­ти, как судь­ба нас столк­ну­ла. Мы раз­го­во­ри­лись, я при­вёл его к Рай­ки­ну, по­том кра­са­ви­ца Ми­ла Гвоз­ди­ко­ва по­яви­лась и Ми­ша Жва­нец­кий. Так что нам бы­ло ве­се­ло.

– А ка­ко­ва даль­ней­шая судь­ба по­ве­с­ти «Ви­тя»?

– Она по­па­ла в из­да­тель­ст­во «Ва­г­ри­ус», они ска­за­ли, что у ме­ня не­пло­хо по­лу­ча­ет­ся, и ме­ня по­про­си­ли на­пи­сать о Рай­ки­не, о Жва­нец­ком. И по­лу­чи­лась кни­га «Ма­лой, Су­хой и Пи­са­тель», как я уже го­во­рил – это на­ши клич­ки. И вот втро­ём мы об­ра­зо­ва­ли те­атр ми­ни­а­тюр – ав­то­ра и двух ак­тё­ров. И уже 50 лет мы со Жва­нец­ким, я ду­маю, это ре­корд. Не ду­маю, что есть кто-то ещё, кто бы ис­пол­нял ве­щи Жва­нец­ко­го в те­че­ние 50 лет. А по­том так слу­чи­лось, что Ми­ша сам стал боль­ше вы­сту­пать, сам се­бе пи­сать, ми­ни­а­тю­ры он уже не пи­сал, и пи­сать стал я сам. И зна­е­те, у ме­ня очень не­пло­хо по­лу­ча­ет­ся, есть ве­щи про­сто ге­ни­аль­ные! Я не шу­чу, я знаю. Я же чи­тал Че­хо­ва! Он луч­ше, ко­неч­но.

– Бу­де­те от­ме­чать в этом го­ду 100 лет со дня рож­де­ния Ар­ка­дия Рай­ки­на?

– Да, бу­дем гу­лять в Ле­нин­гра­де и в Моск­ве. Ар­ка­дий Иса­а­ко­вич дал нам всё. Я в 1961 го­ду по­сту­пал в Цир­ко­вое учи­ли­ще, от­ку­да вы­шли Пе­т­ро­сян, Ха­за­нов – тог­да это бы­ло един­ст­вен­ное ме­с­то, где мож­но бы­ло по­лу­чить ка­кое-то эс­т­рад­ное об­ра­зо­ва­ние. Я ту­да по­сту­пил, а по­том не по­сту­пил – то есть ме­ня сна­ча­ла вне­сли в спи­с­ки, а по­том вы­черк­ну­ли. Ме­ня и Ка­план. У неё жут­кая фа­ми­лия, ко­неч­но, а у ме­ня ещё ху­же. Тог­да мне очень по­вез­ло, с тех пор я стал в судь­бу ве­рить – она ме­ня ве­дёт. Пред­ставь­те, что бы бы­ло, ес­ли бы я за­кон­чил Цир­ко­вое учи­ли­ще – стал бы в луч­шем слу­чае Пе­т­ро­ся­ном.

А тут – те­атр об­ра­зо­вал. Это же на­сто­я­щий те­атр, а не ка­кая-ни­будь там эс­т­ра­да. Мы все­гда де­ла­ли спек­так­ли, а не но­ме­ра. Хо­тя се­го­дня я уже не так люб­лю те­атр, не так ча­с­то хо­жу на спек­так­ли – не хо­чу пор­тить вкус, ко­то­рый у ме­ня был и ос­тал­ся. Мне нра­вит­ся тот те­атр – То­в­сто­но­го­ва. Там каж­дый ак­тёр был пер­во­класс­ным! Каж­дый ак­тёр – те­атр! Я там ви­дел Смок­ту­нов­ско­го, Бо­ри­со­ва, Ле­бе­де­ва. Мы вос­пи­та­ны на те­а­т­ре и с эс­т­рад­ны­ми ар­ти­с­та­ми да­же ни­ког­да не дру­жи­ли. Мы их ува­жа­ем, но мы все­гда бы­ли бли­же к те­а­т­ру. И сей­час да­же, ког­да я иг­раю ка­кую-ни­будь ми­ни­а­тю­ру, ста­ра­юсь, чтоб был ка­кой-то ри­су­нок спек­так­ля.

– По­че­му имя Чап­ли­на вы вы­нес­ли в за­гла­вие но­вой кни­ги?

– Кни­га на­зы­ва­ет­ся «При­снил­ся мне Чап­лин…» – по од­но­му, на­вер­ное, са­мо­му удач­но­му рас­ска­зу. Это был ре­аль­ный слу­чай, мне дей­ст­ви­тель­но при­снил­ся Чап­лин. Хо­тя из­на­чаль­но кни­га на­зы­ва­лась «Ро­дил­ся я в Одес­се». Я по­мню Одес­су по­сле вой­ны 1947 го­да, мы с ма­мой вер­ну­лись из эва­ку­а­ции из Ом­ска, па­па при­ехал. Был го­лод. Я по­мню, как мы в оче­ре­ди сто­я­ли, оче­редь за­сы­па­ло сне­гом, а ми­мо шли плен­ные нем­цы в ко­лод­ках по мос­то­вой. И тут кто-то из оче­ре­ди рас­ска­зал анек­дот, лю­ди на­ча­ли сме­ять­ся, по­том кто-то рас­ска­зал вто­рой анек­дот, лю­ди на­ча­ли хо­хо­тать, тре­тий анек­дот… и так снег осы­пал­ся с оче­ре­ди, тря­су­щей­ся от сме­ха, а нем­цы смо­т­ре­ли на нас – го­лод­ных, сме­ю­щих­ся лю­дей, как на иди­о­тов. Это очень при­су­ще одес­си­там.

Одес­си­ты ни­ког­да не шу­тят про­сто так. Они так жи­вут, у них та­кой стиль жиз­ни. Вот бу­дут сто­ять два одес­си­та раз­го­ва­ри­вать, ты тре­тий бу­дешь их слу­шать – об­хо­хо­чешь­ся, а им хоть бы что. Там очень слож­но вы­сту­пать, мы с Ви­тей там про­ва­ли­ва­лись. Мы как-то иг­ра­ли Жва­нец­ко­го в за­ле на 170 че­ло­век, зал си­дел мёрт­вый. Я спра­ши­ваю по­том – по­че­му они не сме­ют­ся, и мне от­ве­ча­ют: «А что смеш­но­го? Вы всё пра­виль­но рас­ска­зы­ва­е­те». Это та­кой на­род. Они, как ни стран­но, мо­гут при­нять са­мое де­шё­вое ис­кус­ст­во и не при­нять что-то очень хо­ро­шее.

Одес­си­ты – очень хо­ро­ший на­род, хо­тя сей­час их, на­сто­я­щих, ста­но­вит­ся всё мень­ше. Вза­мен – сплош­ное быд­ло. Вот идут две де­воч­ки по до­ро­ге, ку­рят и ма­том ру­га­ют­ся. Это в Одес­се, где да­же бин­дюж­ни­ки бо­я­лись вслух ру­гать­ся. А так Одес­са – очень ин­тел­ли­гент­ный го­род – там столь­ко пи­са­те­лей, ком­по­зи­то­ров, пев­цов ро­ди­лось, да­же я там ро­дил­ся. Сей­час го­род очень пре­об­ра­зил­ся, по­пра­ви­ли не­множ­ко центр, по­ста­ви­ли па­мят­ник Ека­те­ри­не по эс­ки­зам про­шло­го, но свер­нёшь за угол – всё ос­та­лось как преж­де. Там пря­мо с ули­цы за­хо­дишь в квар­ти­ру.

– Ва­ши ро­ли в ки­но и на сце­не – есть ли для вас раз­ни­ца?

– Ки­но, я счи­таю – это нож­ни­цы, это ре­жис­сёр, опе­ра­тор и где-то там, в кон­це ар­тист. Вот Гур­чен­ко бы­ла ве­ли­кая ак­т­ри­са – при­хо­ди­ла на пло­щад­ку ка­кая-то ста­ру­ха, но как толь­ко по­яв­ля­лась ка­ме­ра – как она смо­т­ре­ла в объ­ек­тив – с ума мож­но сой­ти!

У ме­ня есть не­сколь­ко ро­лей, ко­то­рые мне нра­вят­ся – это «Бин­дюж­ник и ко­роль» – одес­ский мю­зикл та­кой, я там пел поч­ти что опе­ру, «Со­ба­чье серд­це» и, по­жа­луй, роль в филь­ме Ря­за­но­ва «Не­бе­са обе­то­ван­ные». Мне хо­ро­шо, я мо­гу вы­би­рать – мне при­сы­ла­ют пач­ка­ми сце­на­рии, я чи­таю и сра­зу от­даю вну­ку, чтоб он ри­со­вал с об­рат­ной сто­ро­ны – од­но­го сце­на­рия ему на пол­го­да хва­та­ет.

Сей­час я снял­ся в се­ри­а­ле «Улыб­ка Бо­га» – одес­ский фильм, ре­жис­сёр Олей­ни­ков, он же «Бин­дюж­ни­ка» де­лал – пре­крас­ный одес­ский юмор, фильм не­пло­хой, очень до­б­рый, дол­жен в мае вый­ти. С Го­во­ру­хи­ным мы дав­но дру­жим, он мне по­зво­нил, спро­сил, не хо­чу ли я у не­го снять­ся, я со­гла­сил­ся, он ска­зал, что я тог­да дол­жен на­пи­сать се­бе эпи­зод. И я на­пи­сал про так­си­с­та. Там есть ге­ни­аль­ная, на мой взгляд, фра­за, ког­да так­сист рас­ска­зы­ва­ет пас­са­жи­ру, что у не­го брат уе­хал в Аме­ри­ку и жи­вёт вот так (про­во­дит ру­кой над го­ло­вой), а я жи­ву вот так (про­во­дит ру­кой у гор­ла) и го­во­рит: «что, я из-за та­ко­го ку­соч­ка дол­жен уез­жать от­сю­да?» Эту фра­зу я не при­ду­мал, я её где-то слы­шал, она очень хо­ро­шо ха­рак­те­ри­зу­ет одес­си­тов. Это юмор. Та­кие смеш­ные бы­ва­ют гру­зи­ны, ар­мя­не, юг Ита­лии бы­ва­ет та­ким ве­сё­лым. Но они то­же не шу­тят ни­ког­да!

Ког­да я уе­хал из Одес­сы, я то­же не за­ме­чал это­го, мне ка­за­лось, что так и долж­но быть. Ма­ма моя го­во­ри­ла: «Щас я те­бе как дам – бу­дешь у ме­ня иметь!» – кто ещё мо­жет при­ду­мать та­кой сленг?


Записала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования