Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 20.05.2011

Пожалованный божьей милостью

 В 2011 году исполнилось бы 80 лет со дня рождения Георгия Витальевича Семёнова – русского писателя, художника и певца духовной красоты русского человека. Он оставил нас в апреле 1992 года. Один из немногих, кто меня понимал и поддерживал, старался всячески помочь. В душе образовалась невосполнимая пустота.

 

1

Георгий СЕМЁНОВ
Георгий СЕМЁНОВ

Под­ни­ма­ясь по кру­той ули­це к До­му твор­че­ст­ва им. А.П. Че­хо­ва, мне по­вст­ре­чал­ся вы­со­кий че­ло­век. Он мне улыб­нул­ся и спро­сил:

– Ну как Ял­та?

– Мёрз­ну.

– Ага, зна­чит, ты си­би­ряк? – И он объ­яс­нил, что из-за влаж­но­с­ти си­би­ря­ки пло­хо пе­ре­но­сят да­же та­кой мо­ро­зец. И буд­то мы уже дав­но зна­ко­мы. Две-три фра­зы, и наш раз­го­вор, как буд­то пре­рван­ный ког­да-то, во­зоб­но­вил­ся: охо­та, ры­бал­ка, пти­цы, зве­ри, по­вад­ки, охот­ни­чьи и ры­бац­кие хи­т­ро­с­ти, сна­с­ти.

Бе­се­да на­ша бы­ла сум­бур­на. Мы об­ме­ни­ва­лись на­пе­ре­бой ка­кой-то стран­ной, толь­ко нам из­ве­ст­ной ин­фор­ма­ци­ей, очень важ­ной для нас обо­их.

По­яви­лась кра­си­вая жен­щи­на. Это ока­за­лась же­на мо­е­го но­во­го зна­ко­мо­го – Еле­на. Впос­лед­ст­вии она, как опыт­ней­ший ре­дак­тор, пре­по­да­ла мне се­рь­ёз­ней­ший урок ли­те­ра­тур­но­го ма­с­тер­ст­ва, вве­дя ме­ня в кое-ка­кие осо­бен­но­с­ти твор­че­с­кой ма­с­тер­ской сво­е­го му­жа. Но это слу­чи­лось по­том.

До по­езд­ки в Ял­ту я уже про­шёл две се­рь­ёз­ней­шие ли­те­ра­тур­ные шко­лы в сте­нах Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та: се­ми­нар Бо­ри­са Бед­но­го (имею в ви­ду, кро­ме ру­ко­во­ди­те­ля, и сту­ден­тов), где я из «ге­ния» сна­ча­ла пре­вра­тил­ся в на­чи­на­ю­ще­го про­за­и­ка, по сло­вам Бед­но­го, с ис­крой бо­жь­ей, по­том в про­за­и­ка об­ла­ст­но­го мас­шта­ба и, на­ко­нец, в рай­он­но­го ли­те­ра­то­ра... И вто­рой се­ми­нар Алек­сан­д­ра Ре­кем­чу­ка. Этот ма­с­тер, к на­ше­му сча­с­тью, дру­го­го пла­на. Я мно­го важ­ней­ше­го вы­нес из ре­кем­чу­ков­ской шко­лы, к при­ме­ру, не­пре­клон­ное от­но­ше­ние к точ­но­с­ти, во всех смыс­лах... Низ­кий по­клон им, ко­неч­но. В лю­бом слу­чае, я был го­тов к встре­че с Ма­с­те­ром.

Ког­да по­яви­лась Еле­на, тог­да вы­яс­ни­лось, что мы на­хо­дим­ся в од­ном До­ме твор­че­ст­ва, бо­лее то­го, я в се­ми­на­ре мо­е­го но­во­го зна­ко­мо­го – Ге­ор­гия Ви­та­ль­е­ви­ча Се­мё­но­ва.

 

2

Ге­ор­гий Се­мё­нов со­здал двад­цать три пре­крас­ные кни­ги. Не­смо­т­ря на то, что он при­знан, про­чи­тан и оце­нён по за­слу­гам, мне ка­жет­ся, что на­сто­я­щее От­кры­тие му­зы­каль­но­го, по­этич­но­го, ху­до­же­ст­вен­но­го и фи­ло­соф­ско­го ми­ра боль­шо­го рус­ско­го пи­са­те­ля толь­ко ещё гря­дёт, ког­да на­бе­рут си­лу ли­те­ра­то­ры, по ду­хов­но­с­ти сво­ей вы­нуж­ден­ные воз­вра­щать­ся к рус­ской куль­ту­ре, к по­сред­ни­кам меж­ду пред­те­ча­ми и бу­ду­щи­ми по­этам чи­с­той и неж­ной ду­хов­но­с­ти рус­ско­го че­ло­ве­ка.

Ещё важ­ная осо­бен­ность: он ко­рен­ной моск­вич, и сра­зу чув­ст­ву­ет­ся куль­ту­ра мос­ков­ских рус­ских пи­са­те­лей, ког­да тво­рит ве­ра, что раз­ру­ша­е­мое и по­ги­ба­ю­щее всё рав­но бу­дет спа­се­но, и спа­се­но, как го­во­рил Ге­ор­гий Ви­та­ль­е­вич, кра­со­той, но не той, пре­врат­но по­ни­ма­е­мой, а кра­со­той Зем­ли. Как моск­вич, он стра­дал по гиб­ну­щей кра­со­те Под­мо­с­ко­вья. Ино­гда это за­хлё­с­ты­ва­ло до бо­ли: «Взя­ли и вспа­ха­ли лу­жок, цве­ти­с­тый, си­я­ю­щий, не про­сто ра­ду­ю­щий, но и обо­га­ща­ю­щий ду­шу, под кар­тош­ку. И бро­си­ли из-за не­уро­жай­но­с­ти. И ни­че­го там не рас­тёт, кро­ме сор­ня­ков. И ни­че­го не вы­ра­с­тет. По­гу­би­ли кра­со­ту Под­мо­с­ко­вья. Страш­но ста­но­вит­ся жить в этой оди­чав­шей, го­лод­ной, злой стра­не, сре­ди лю­дей с опу­с­то­шён­ны­ми ду­ша­ми...»

И до­бав­лял: «Толь­ко не оз­лоб­ляй­ся! Ес­ли оз­ло­бишь­ся, то уже ни­ког­да не ста­нешь ху­дож­ни­ком».

 

3

Ге­ор­гий Ви­та­ль­е­вич рас­ска­зы­вал, что в ран­ней мо­ло­до­с­ти меч­тал быть охот­ни­ком. В бе­се­дах вы­да­вал се­бя от­лич­но зна­ю­щим ору­жие, охот­ни­чь­их со­бак, их по­вад­ки, птиц, зве­рей. И что не стал охот­ни­ком лишь по­то­му, что его за­ка­ба­ли­ла ли­те­ра­ту­ра. Но мне всё-та­ки ду­ма­ет­ся, что он ни­ког­да бы не стал охот­ни­ком про­фес­си­о­наль­ным, по­то­му что про­мы­сел – не­ве­ро­ят­но тя­жё­лая ра­бо­та, в ней до­бы­ча яв­ля­ет­ся «жи­вы­ми день­га­ми». Он же по­ни­мал охо­ту как «по­еди­нок»: кто ко­го! Об этом его про­за, об этом го­во­рят и его пись­ма. Для не­го важ­но и свя­то дру­гое: «Под­та­яв­ший на солн­це лёд на до­ро­ге, ко­то­рый к ве­че­ру опять бе­лел кру­же­ва­ми, хру­с­тел, тре­щал под ко­лё­са­ми, а днев­ная во­да опять твер­де­ла чёр­ным стек­лом, гро­зя за­но­сом ав­то­мо­би­ля. Но­чью мар­тов­ский мо­роз опу­с­кал­ся до пят­над­ца­ти гра­ду­сов, и тог­да ни­что не на­по­ми­на­ло о вес­не, кро­ме че­ре­пуш­ки на­ста, по ко­то­ро­му мож­но бы­ло ид­ти не про­ва­ли­ва­ясь... в по­тём­ках шёл к да­лё­ким жёл­тым огонь­кам де­рев­ни, чер­не­ю­щей за си­зым от сне­га су­ме­реч­ным по­лем. Ды­ха­ние сби­ва­лось от не­о­пре­де­лён­но­с­ти, за­ды­хал­ся, то и де­ло про­ва­ли­ва­ясь сквозь наст, мне хо­те­лось лечь на бок и от­ды­шать­ся, но тон­кие звёз­доч­ки в ли­ло­вом не­бе, креп­ча­ю­щий мо­роз, страх пе­ред этой мо­роз­ной но­чью гнал и гнал к да­лё­ким, тёп­лым огонь­кам, слов­но там ме­ня жда­ли лю­ди, тре­во­жась и по­сма­т­ри­вая на ча­сы – где, мол, он за­дер­жал­ся. Это чув­ст­во при­ча­ст­но­с­ти и при­да­ва­ло мне сил...»

ПРИ­ЧА­СТ­НО­С­ТИ все­му Ма­с­тер учил и ме­ня!


Александр ЛАТКИН,
село КУМОРА,
Республика Бурятия




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования