Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 20.05.2011

Писатель, которого нет?

 Не­уже­ли пи­са­те­ли ста­но­вят­ся из­ве­ст­ны­ми толь­ко по­сле смер­ти? Сколь­ко дол­жен пи­са­тель ждать сво­е­го звё­зд­но­го ча­са, ког­да его под­ни­мут на ру­ки и ска­жут: «Ты мо­ло­дец, столь­ко сде­лал для род­ной ли­те­ра­ту­ры! Мы лю­бим те­бя и це­ним твоё твор­че­ст­во».

За­ду­мы­вал­ся ли кто-ни­будь, как и чем жи­вут пи­са­те­ли в на­ше вре­мя? За­ду­мы­ва­лись ли, по­че­му пи­са­тель пи­шет, из­да­ёт кни­ги в ущерб се­бе? Пла­тит боль­шие день­ги, что­бы вы­пу­с­тить кни­гу, ждёт ме­ся­ца­ми, а то и го­да­ми, что­бы опуб­ли­ко­вать­ся. Мо­жет, хо­чет вло­жить ча­с­тич­ку се­бя в это су­хое и труд­ное вре­мя? Или про­сла­вить­ся в ве­ках, пу­с­кать в гла­за дру­гим, бо­лее не­удач­ли­вым ав­то­рам «се­ре­б­ри­с­тую пыль», мол, я луч­ше, ме­ня боль­ше в пе­ри­о­ди­ке. Пуб­ли­ко­вать­ся – од­но, но ес­ли Лев Тол­стой све­тил­ся бы толь­ко в ме­ст­ной и рос­сий­ской пе­ри­о­ди­ке, то, на­вер­ное, не был бы Львом Тол­стым. Но что де­лать со­вре­мен­ным пи­са­те­лям? Про­сить средств у го­су­дар­ст­ва на из­да­ние книг, уча­ст­во­вать в кон­кур­сах, за­ра­ба­ты­вать на из­да­ние тем, че­му обу­чи­ли, а по­том ждать, ког­да твою кни­гу возь­мут с при­лав­ка, за­пла­тят гро­ши. Мно­го ли лю­дей чи­та­ет сей­час? В на­ших ом­ских книж­ных ма­га­зи­нах есть пол­ки, на ко­то­рых раз­ме­ще­ны кни­ги ме­ст­ных пи­са­те­лей. На стел­ла­жах кни­ги ле­жат дол­гое вре­мя. Ле­жат со­вер­шен­но не­за­ви­си­мо от ма­с­ти­то­с­ти ав­то­ра из­да­ния. При­хо­дишь, смо­т­ришь: ле­жит «Раз­го­вор с бо­гом» – пуб­ли­ци­с­ти­ка Алек­сан­д­ра Лей­фе­ра, пы­лит­ся тон­кая кни­га сти­хов Ни­ко­лая Эй­х­валь­да, мо­ло­до­го пар­ня, чле­на Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, меж­ду про­чим. Но кто сей­час чи­та­ет пуб­ли­ци­с­ти­ку – ко­му ин­те­рес­но уз­нать про ка­ко­го-то пусть очень ода­рён­но­го че­ло­ве­ка. Или сти­хи… Мо­ло­дёжь поч­ти не чи­та­ет сти­хов. По­про­буй, спро­си у школь­ни­ка про со­вре­мен­ных ом­ских по­этов, та­ких как Юрий Пер­ми­нов, Ни­ко­лай Тре­гу­бов или Ве­ро­ни­ка Шел­лен­берг. Мо­гу пред­по­ло­жить, как из­ме­нит­ся его ли­цо.

Сколь­ко пи­са­те­лей и по­этов в Ом­ске? Это смо­т­ря ко­го счи­тать та­ко­вы­ми. Воз­мож­но, око­ло ста. Свы­ше пя­ти­де­ся­ти в од­ной пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции, боль­ше трид­ца­ти в дру­гой и не­сколь­ко пи­са­те­лей и по­этов, ко­то­рые ни­ку­да не вхо­дят, но име­ют за­слу­ги да­же по­су­ще­ст­вен­ней. Но что счи­тать за­слу­га­ми пе­ред ли­те­ра­ту­рой. Пуб­ли­ка­ции? Ко­ли­че­ст­во книг? Ли­те­ра­тур­ные на­гра­ды и пре­мии? При­зна­ние на рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных ли­те­ра­тур­ных се­ми­на­рах? Или ба­со­ви­тый го­лос на­ро­да? Мно­гие счи­та­ют, что ко­ли­че­ст­во пуб­ли­ка­ций в пе­ри­о­ди­ке иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль в си­ле и ав­то­ри­те­те ав­то­ра. Рос­сий­ские и меж­ду­на­род­ные жур­на­лы спо­соб­ны «вы­та­щить» пи­са­те­ля или по­эта на дру­гую, бо­лее ши­ро­кую и зна­чи­мую ау­ди­то­рию. Наш со­вре­мен­ник, за­ме­ча­тель­ный пи­са­тель, кри­тик, пуб­ли­цист и не­мно­го по­эт, «жу­рав­лё­вец»1, Ни­ко­лай Бе­ре­зов­ский под­дер­жи­ва­ет ука­зан­ную точ­ку зре­ния.

– За­пом­ни, ав­то­ри­тет пи­са­те­ля рас­тёт в пря­мой про­пор­ции с ко­ли­че­ст­вом пуб­ли­ка­ций в рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных из­да­ни­ях. Но, – от­ма­хи­ва­ет­ся он, улы­ба­ясь иро­нич­но, – они сей­час вы­хо­дят ти­ра­жа­ми в ты­ся­чу эк­земп­ля­ров, по­это­му не обо­ль­стишь­ся!

Ни­ко­лай Ва­си­ль­е­вич – соб­кор «Ме­ди­цин­ской га­зе­ты». Вы­да­ёт не­сколь­ко ста­тей в ме­сяц, зар­пла­та, ко­неч­но, не­вы­со­кая, но с учё­том го­но­ра­ров из ре­дак­ции ста­рей­ше­го рос­сий­ско­го жур­на­ла «Си­бир­ские ог­ни», чь­им по­сто­ян­ным ав­то­ром он яв­ля­ет­ся, жи­вёт Ни­ко­лай Ва­си­ль­е­вич, не жа­лу­ет­ся. Где под­ки­нет рас­сказ в «Ли­те­ра­тур­ную га­зе­ту», где от­пра­вит ма­те­ри­ал в «Учи­тель­скую». «Ве­чер­ний Омск» и «Труд-7» не ос­та­ют­ся без фа­ми­лии «Бе­ре­зов­ский».

Но как вы­ра­с­тет «си­ла» пи­са­те­ля и по­явит­ся при­зна­ние, ес­ли та­лант­ли­во пи­шу­щих мно­го, а ти­ра­жи из­да­ний ма­лень­кие?

Есть аль­тер­на­тив­ный взгляд – ко­ли­че­ст­во книг ре­ша­ет мно­гое! Лев Трут­нев, пред­се­да­тель прав­ле­ния ом­ско­го от­де­ле­ния Лит­фон­да, из­ве­ст­ный рос­сий­ский пи­са­тель, из­дал боль­ше двад­ца­ти книг, при­чём боль­шин­ст­во из них вы­шли в сто­ли­це, при­во­дит при­мер би­о­гра­фи­че­с­кой справ­ки од­но­го из ли­ди­ру­ю­щих по под­пи­с­ке жур­на­лов – «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка». Ста­ни­слав Ку­ня­ев ос­тав­ля­ет све­де­ния толь­ко об ос­нов­ных кни­гах ав­то­ра, пуб­ли­ка­ции ука­зы­ва­ют­ся ред­ко. Лев Еме­ль­я­но­вич Трут­нев – пи­са­тель та­лант­ли­вый и в то­же вре­мя уди­ви­тель­но скром­ный, пре­кра­тил пуб­ли­ко­вать­ся дав­но.

– Вось­ми­де­ся­тые го­ды… – вспо­ми­на­ет Лев Еме­ль­я­но­вич, взор его де­ла­ет­ся меч­та­тель­ным, а ли­цо оду­хо­тво­рён­ным. – Из Ом­ска толь­ко два че­ло­ве­ка пуб­ли­ку­ют­ся в «На­шем со­вре­мен­ни­ке». Ми­ха­ил Ма­ли­нов­ский и я.

Те­перь пой­дёт он в од­ну шко­лу, по­се­тит дру­гую, рас­ска­жет де­тям о сво­ём твор­че­с­ком и не­лёг­ком пу­ти, зай­мёт ув­ле­ка­тель­ны­ми рас­ска­за­ми про жи­вот­ных и охо­ту. Кни­ги по­сте­пен­но и ра­зой­дут­ся. Плюс го­но­ра­ры, ко­то­рые вы­пла­чи­ва­ют сто­лич­ные из­да­те­ли. Лев Трут­нев – один из тех пи­са­те­лей, ко­то­рые жи­вут на ли­те­ра­тур­ный труд. Он по­бы­вал на книж­ных и жур­наль­ных вы­став­ках в Ки­тае, Ин­дии, Швей­ца­рии. Пре­зен­то­вал свои но­вые дет­ские кни­ги. Там от­но­ше­ние к твор­че­с­ким лю­дям иное, там по­мо­га­ют, а не за­бы­ва­ют про них. Под­хо­дит к Льву Еме­ль­я­но­ви­чу со­лид­ный по­жи­лой ино­ст­ра­нец, го­во­рить по-рус­ски, ко­неч­но, не уме­ет, с ним обя­за­тель­но пе­ре­вод­чик.

– Я – ме­це­нат, – спо­кой­но пе­ре­во­дит мо­ло­дая длин­но­во­ло­сая де­вуш­ка. – Дер­жи­те кон­верт. По­жа­луй­ста, при­шли­те хоть не­сколь­ко ва­ших книг. Мой ад­рес вну­т­ри.

Удив­лён­ный, Лев об­на­ру­жи­ва­ет, что в кон­вер­те не­сколь­ко ты­сяч дол­ла­ров. И ад­рес до­ма в Швей­ца­рии.

Та­ких, как Лев Еме­ль­я­но­вич, еди­ни­цы. Пи­са­те­лей в Ом­ске, ко­то­рые жи­вут на ли­те­ра­тур­ный труд, мож­но пе­ре­счи­тать по паль­цам. При­чём я имею в ви­ду лишь тех, кто  за­ра­ба­ты­ва­ет на ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Жур­на­ли­с­ты не в счёт.

Кор­мят ли сей­час пи­са­те­ля пре­мии? От­ча­с­ти, край­не ред­ко. Ско­рее мож­но «зу­бы сло­жить на пол­ку», не­же­ли про­жить на ли­те­ра­тур­ные пре­мии. Ес­ли раз в не­сколь­ко лет да­дут не­боль­шую пре­мию, то ты сча­ст­ли­вый че­ло­век, по­яв­ля­ет­ся зва­ние ла­у­ре­а­та и мож­но ще­го­лять им, за­ты­кая за по­яс не­до­б­ро­же­ла­те­лей и за­ви­ст­ни­ков.

Юрий Пе­т­ро­вич Пер­ми­нов, из­ве­ст­ный ом­ский по­эт, по­сто­ян­ный ав­тор «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка» и «Мо­ло­дой гвар­дии», не пре­зен­ту­ет свои по­эти­че­с­кие сбор­ни­ки в Ом­ске.  Не­боль­шая чи­та­тель­ская ау­ди­то­рия и ма­лый ин­те­рес к ли­те­ра­ту­ре от­би­ва­ют вся­кое же­ла­ние во­об­ще пи­сать что-ли­бо. Не пи­сать Юрий Пе­т­ро­вич не мо­жет. Это как у на­сто­я­ще­го по­эта, в кро­ви. Го­ря­чее яд­ро где-то в гру­ди, в ду­ше; оно за­став­ля­ет пи­сать изо дня в день.

В Ал­тай­ском крае ом­ско­му по­эту ус­т­ра­и­ва­ют гран­ди­оз­ную пре­зен­та­цию, на ко­то­рой рас­хо­дит­ся его ти­раж ед­ва ли не весь. По­сле по­лу­че­ния меж­ду­на­род­ной ли­те­ра­тур­ной пре­мии «ЮГ­РА» в Хан­ты-Ман­сий­ске он ста­но­вит­ся из­ве­ст­ным и за ру­бе­жом.

– Да, в пять­де­сят лет на­ко­нец-то бо­лее-ме­нее стал ко­му-то из­ве­с­тен! – го­во­рит Юрий Пе­т­ро­вич удов­ле­тво­рён­но. Этот по­эт ра­бо­та­ет са­мо­от­вер­жен­но, на из­нос. Он да­же по­ки­да­ет пост глав­но­го ре­дак­то­ра в сво­ей род­ной ре­дак­ции га­зе­ты «Ом­ское вре­мя», что­бы за­ни­мать­ся лишь по­эзи­ей и ре­дак­ти­ро­вать толь­ко ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ные тру­ды. В жур­на­ле «То­больск и вся Си­бирь», ко­то­рый пе­ча­та­ет­ся в ита­ль­ян­ской ти­по­гра­фии, ему  пред­ла­га­ют стать глав­ным ре­дак­то­ром. Ок­лад – не­бы­ва­лый, ес­ли срав­нить с зар­пла­та­ми ом­ских из­да­те­лей и ре­дак­то­ров. Юрий Пе­т­ро­вич со­гла­ша­ет­ся. Ра­бо­та­ет до­ма.

– Нет вре­ме­ни да­же про­ве­дать ста­рых дру­зей: Ни­ко­лая Бе­ре­зов­ско­го, Льва Трут­не­ва, Ни­ко­лая Тре­гу­бо­ва, – го­во­рит Юрий Пе­т­ро­вич. Дей­ст­ви­тель­но, ка­за­лось бы, жи­вут дру­зья по­эты в од­ном го­ро­де, а вре­ме­ни по­де­лить­ся опы­том или про­сто встре­тить­ся – нет. 

Он си­дит за ком­пью­те­ром, ре­дак­ти­ру­ет при­сы­ла­е­мые ма­те­ри­а­лы. На­прав­ля­ют не толь­ко по ра­бо­те, но и так – дру­зья, со­рат­ни­ки по пе­ру – с прось­бой оце­нить ли­те­ра­тур­ные тру­ды и, воз­мож­но, на­пи­сать всту­пи­тель­ные ста­тьи к их го­то­вя­щим­ся кни­гам. Пи­шет Юрий Пе­т­ро­вич всту­пи­тель­ную ста­тью Ва­лен­ти­не Еро­фе­е­вой-Твер­ской, пред­се­да­те­лю ом­ской об­ще­ст­вен­ной пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции СПР и мно­гим дру­гим. Ча­с­то об­ра­ща­ют­ся к не­му за со­ве­том не толь­ко мо­ло­дые та­лант­ли­вые ав­то­ры, но и ма­с­ти­тые. Бо­рис Лу­кин, Ни­ко­лай Куз­не­цов, Та­ть­я­на Чет­ве­ри­ко­ва, Ве­ро­ни­ка Шел­лен­берг и дру­гие.

Что я всё про род­ной Омск?

Ре­дак­ти­руя са­мо­от­вер­жен­но, ни дня без ра­бо­ты, ни дня без мыс­ли о род­ном Со­ю­зе пи­са­те­лей и его уча­ст­ни­ках, их бла­го­по­лу­чии, жи­вёт моск­вич, пре­зи­дент Со­ю­за пи­са­те­лей XXI ве­ка – Ев­ге­ний Вик­то­ро­вич Сте­па­нов. По­эт, пи­са­тель, из­да­тель и как буд­то ро­бот, по-дру­го­му не ска­жешь. Слов­но мощ­ный про­цес­сор – сверх-Пен­ти­ум но­во­го по­ко­ле­ния, ав­то­ма­ти­че­с­кий тек­с­то­вый ре­дак­тор, на­де­лён­ный че­ло­ве­че­с­ким со­зна­ни­ем, он об­ра­ба­ты­ва­ет ги­гант­ское ко­ли­че­ст­во тек­с­тов. Ему при­сы­ла­ют тек­с­ты не толь­ко чле­ны Со­ю­за пи­са­те­лей XXI ве­ка, но и дру­гие страж­ду­щие пуб­ли­ка­ции в «Де­ти Ра», «Кре­ща­тик», «Зин­зи­вер», «По­это­град», «Есе­нин­ский буль­вар» и дру­гие. Не­сколь­ко жур­на­лов и га­зет са­мо­от­вер­жен­но ре­дак­ти­ру­ет Ев­ге­ний Вик­то­ро­вич. Чи­та­ешь его днев­ник в жур­на­ле «Де­ти Ра» и по­ра­жа­ешь­ся не­ис­ся­ка­е­мой энер­гии это­го че­ло­ве­ка. Ни бо­лезнь, ни кри­ти­че­с­кие ста­тьи с об­ви­не­ни­я­ми, ни­что не мо­жет от­влечь от ра­бо­ты. От ли­те­ра­ту­ры.

Со­юз пи­са­те­лей – это об­ще­ст­во не­ис­пол­нен­ных же­ла­ний, вто­рая жизнь, ко­то­рая бур­лит, где каж­дый пы­та­ет­ся от­хва­тить се­бе «ку­сок» по­боль­ше. И в цен­т­ре это­го бур­но­го и го­ря­че­го во­до­во­ро­та «гра­нит­ный ка­мень с мно­же­ст­вом пё­с­т­рых ядер» – Ев­ге­ний Сте­па­нов, ли­те­ра­тур­ный пре­зи­дент СО­Ю­ЗА.

Как мы уз­на­ем о со­вре­мен­ных пи­са­те­лях и по­этах, ес­ли мы ни­чем не ин­те­ре­су­ем­ся, кро­ме гол­ли­вуд­ских филь­мов и звёзд шоу-биз­не­са? В со­вет­ское вре­мя хо­тя бы го­во­ри­ли по ра­дио о кни­гах со­вре­мен­ни­ков, вы­шед­ших в цен­т­раль­ных из­да­ни­ях, и что опуб­ли­ко­ва­но в жур­на­лах, а те­перь об этом поч­ти ни­че­го не­из­ве­ст­но. За­чем нуж­но знать о ка­ком-то но­вом из­да­нии, ко­то­рое под­дер­жи­ва­ет мо­ло­дых пи­са­те­лей и по­этов? За­чем нуж­но знать о но­вой ли­те­ра­тур­ной пре­мии, ко­то­рая про­хо­дит где-то да­ле­ко, ко­му её вру­чи­ли и за что? За­чем, ес­ли есть ка­бель­ное те­ле­ви­де­ние, по не­му по­ка­зы­ва­ют мно­же­ст­во пе­ре­дач на лю­бой вкус и цвет, транс­ли­ру­ют ог­ром­ное чис­ло филь­мов и муль­ти­ков. Это­го и так до­ста­точ­но, что­бы за­нять сво­бод­ное вре­мя или до­пол­нить ос­та­ток увя­да­ю­ще­го дня по­сле ра­бо­ты. 

О чём дол­жен го­во­рить ав­тор в сво­их бес­смерт­ных про­из­ве­де­ни­ях, что­бы они на­хо­ди­ли сво­е­го чи­та­те­ля, при­вле­ка­ли ин­те­рес, из­ме­ни­ли ми­ро­воз­зре­ние? На «Ли­те­ра­тур­ном экс­прес­се»2, уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го по­се­ти­ли му­зей До­сто­ев­ско­го, от­ве­ти­ли на этот во­прос так:

– Пи­ши­те то, что у вас в ду­ше.

Пер­вый раз в Рос­сии про­во­дит­ся по­доб­ное ме­ро­при­я­тие. В Гер­ма­нии, ко­то­рую объ­ез­ди­ли вы­да­ю­щи­е­ся пи­са­те­ли, ча­с­то чи­та­тель встре­ча­ет­ся с пи­са­те­лем на по­эти­че­с­ких ве­че­рах, на пе­ре­да­чах по те­ле­ви­де­нию. О ми­ре там спра­ши­ва­ют у пи­са­те­лей, а не у по­ли­ти­ков.

Во­прос: как ре­а­ли­зо­вы­вать свои тру­ды, как по­лу­чить вы­го­ду, за­ра­бо­тать? Ведь ес­ли за труд не пла­тят, то он – не ну­жен. По­ми­мо ожи­да­ния то­го, что кто-то ку­пит ва­шу кни­гу в ма­га­зи­не, мож­но и са­мо­му её на­чать про­да­вать. Член Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей Ев­ге­ний Ива­но­вич Ас­таш­кин сам про­да­ёт свои кни­ги. На «Хи­т­ром рын­ке» воз­ле за­во­да име­ни Ба­ра­но­ва, где на­ря­ду с кни­га­ми, ста­ры­ми и но­вы­ми – са­миз­да­тов­ски­ми, мож­но уви­деть хо­ро­шень­ких ко­тят, ми­лень­ких ще­нят, хо­мяч­ков, мор­ских сви­нок, кол­лек­ции ма­рок и мо­нет. Ев­ге­ний Ас­таш­кин тер­пе­ли­во си­дит на ящи­ке, при­кры­том бе­лым ка­п­ро­но­вым меш­ком, про­да­ёт кни­ги сво­их сти­хов и про­зы.

Пи­са­те­ли на­род за­ня­той. Они все­гда в по­ис­ках бы­с­т­ро­го за­ра­бот­ка. Игорь Его­ров, член Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, вы­пу­с­ка­ет ми­к­ро­кни­ги. В них два-три рас­ска­за. Они не за­ни­ма­ют мно­го ме­с­та и рас­про­да­ют­ся стре­ми­тель­но. Преж­де чем от­дать две­с­ти руб­лей за кни­гу, обы­ва­тель по­ду­ма­ет, а тут кни­га Иго­ря Его­ро­ва ми­ни­а­тюр­ная, по­ме­ща­ет­ся на ла­до­ни и сто­ит мак­си­мум де­сять руб­лей. Ку­пить её мож­но да­же для за­ба­вы и по­том по­да­рить ко­му-ни­будь.

Имя в Ин­тер­не­те – не­ма­ло­важ­ная часть по­хо­да пи­са­те­ля к сла­ве. В ка­ких из­да­ни­ях вы­хо­ди­ли ав­то­ры, что­бы стать из­ве­ст­ны­ми пи­са­те­ля­ми или по­эта­ми? В об­ще­приз­нан­ных. По­смо­т­рим, у ко­го из на­ших ом­ских ав­то­ров боль­ше все­го пуб­ли­ка­ций толь­ко в этих из­да­ни­ях. За­клю­ча­ем: Ни­ко­лай Бе­ре­зов­ский – по­сто­ян­ный ав­тор «Си­бир­ских ог­ней», Олег Кли­шин (по­эт, кри­тик и глав­ный ре­дак­тор еже­год­ни­ка «Ли­те­ра­тур­ный Омск») – ре­гу­ляр­но пе­ча­та­ет­ся в «Звез­де», Юрий Пер­ми­нов (по­эт и жур­на­лист) – ува­жа­ем за пре­крас­ную по­эзию Ста­ни­сла­вом Ку­ня­е­вым, Ве­ро­ни­ка Шел­лен­берг (по­эт, член ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Склад­чи­на») – из но­ме­ра в но­мер ко­чу­ет в крас­но­яр­ском «День и ночь». Сре­ди пи­са­те­лей и по­этов «ста­рой гвар­дии» ом­ской об­ла­с­ти, по­жа­луй, толь­ко эти име­на все­гда на ви­ду в «Жур­наль­ном за­ле».

Имя пи­са­те­ля – де­ло не­лёг­кое в эпо­ху Ин­тер­не­та и пи­а­ра. Ис­кры та­лан­та тут не­до­ста­точ­но. Хи­т­рость, сно­ров­ка, ве­зе­ние – не­ма­ло­важ­ные со­став­ля­ю­щие ус­пе­ха на ли­те­ра­тур­ном фрон­те. Чем долж­ны об­ла­дать со­вре­мен­ные пи­са­те­ли, что­бы мы зна­ли и по­чи­та­ли их, как Пуш­ки­на, Есе­ни­на, Цве­та­е­ву, Бу­ни­на, Тол­сто­го и дру­гих, ко­то­рых про­хо­ди­ли в шко­ле и ни­ког­да не за­бу­дем? Чем? Пусть каж­дый ре­шит, будь он пи­са­тель или чи­та­тель.


 1 Про­зви­ще по­лу­чи­ли ли­те­ра­то­ры, ко­то­рые бы­ли зна­ко­мы с ом­ским на­став­ни­ком ли­те­ра­то­ров вось­ми­де­ся­тых и де­вя­но­с­тых го­дов Яко­вом Жу­рав­лё­вым и раз­де­ля­ли с ним взгля­ды на ли­те­ра­ту­ру. Яков Жу­рав­лёв учил пи­сать сти­хи по так на­зы­ва­е­мо­му «кон­троль­но­му ря­ду», ко­то­рый про­хо­дят в ли­те­ра­тур­ных ин­сти­ту­тах. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Тре­гу­бов и по сей день по об­раз­цу прав­ки, ко­то­рый ког­да-то пред­ста­вил Яков, оты­с­ки­ва­ет и вы­прав­ля­ет не­ров­но­с­ти у та­ких по­этов, как Та­ть­я­на Чет­ве­ри­ко­ва, Ва­лен­ти­на Еро­фе­е­ва-Твер­ская и Ве­ро­ни­ка Шел­лен­берг. Ре­дак­ти­ру­ет, ус­т­ра­няя ав­тор­скую глу­хо­ту, да­же Алек­сан­д­ра Лей­фе­ра, Алек­сея Де­кель­ба­у­ма и ла­у­ре­а­та бу­нин­ской лит­пре­мии Ев­ге­ния Фельд­ма­на.

 

2 Цель ак­ции – про­дви­же­ние со­вре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и по­пу­ля­ри­за­ция чте­ния в ре­ги­о­нах. Ак­ция ох­ва­ты­ва­ет 16 субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, рас­по­ло­жен­ных по пу­ти сле­до­ва­ния экс­прес­са «Рос­сия», про­хо­дя­ще­го по мар­ш­ру­ту Моск­ва-Вла­ди­во­с­ток. В ней при­мут уча­с­тие 40 ве­ду­щих рос­сий­ских пи­са­те­лей.

«Ночь в пу­ти – день в ра­бо­те» – по та­ко­му прин­ци­пу бу­дет ор­га­ни­зо­ва­на жизнь пи­са­те­лей в до­ро­ге. По­езд­ка раз­би­та на 4 мар­ш­ру­та: Моск­ва – Ека­те­рин­бург, Ека­те­рин­бург – Крас­но­ярск, Крас­но­ярск – Чи­та, Чи­та – Вла­ди­во­с­ток. На каж­дом эта­пе бу­дет ра­бо­тать пи­са­тель­ская бри­га­да из 10 ав­то­ров. В хо­де ак­ции со­сто­ит­ся бо­лее 200 твор­че­с­ких встреч, «круг­лых сто­лов», по­эти­че­с­ких ве­че­ров, пресс-кон­фе­рен­ций и дру­гих ме­ро­при­я­тий.



Виктор ВЛАСОВ,
г. ОМСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования