Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 20.05.2011

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 В по­ис­ках кра­со­ты

 

Не так дав­но в на­шей га­зе­те по­ми­на­ли до­б­рым сло­вом Юрия Мар­ко­ви­ча На­ги­би­на его при­яте­ли и близ­кие – А.Гла­ди­лин, Д.Дра­гун­ский, А.На­ги­би­на. Но ны­неш­нее по­ко­ле­ние о та­ком пи­са­те­ле, по­жа­луй, ма­ло что зна­ет. На ус­тах и в умах иные: Пе­ле­вин, Ус­ти­но­ва, Со­ро­кин, Дон­цо­ва, Ми­на­ев… Их и Кремль пред­по­чи­та­ет чи­тать, на ночь гля­дя. А по­том бе­га­ет на по­си­дел­ки к ти­та­ну мыс­ли Ма­ка­ре­ви­чу и от­тя­ги­ва­ет­ся от не­вы­но­си­мых го­су­дар­ст­вен­ных за­бот у ре­зи­ден­тов Ко­ме­ди-Кла­ба. Ну что ска­зать по это­му по­во­ду? Ме­ня по­ра­зи­ла фра­за из но­во­год­не­го по­з­д­рав­ле­ния са­ми зна­е­те ко­го к на­ро­ду. Де­с­кать, Рос­сия ещё очень мо­ло­дая стра­на, ей все­го двад­цать лет. А как же поч­ти двух­ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия? Ну, тог­да мож­но счи­тать, что у нас и пре­зи­ден­ту по­ка все­го три го­ди­ка. Но это так, к сло­ву. Вер­нём­ся к На­ги­би­ну.

Со­по­с­та­вим ли уро­вень пе­ре­чис­лен­ных мной ли­те­ра­то­ров с этим пи­са­те­лем? Нет, ко­неч­но. Хо­тя для сво­е­го вре­ме­ни и он был, не­со­мнен­но, фи­гу­рой куль­то­вой в ли­те­ра­ту­ре, и от­ча­с­ти да­же гла­мур­ной, как и они. А уж си­ба­ри­том и ба­ри­ном, на­слаж­да­ю­щим­ся пре­ле­с­тя­ми жиз­ни, по сло­вам всех, кто его знал, был от­мен­ным. Лю­бил изы­с­кан­ные блю­да, тон­кие ви­на, кра­си­вых жен­щин, за­по­вед­ные угол­ки ми­ра, ум­ные кни­ги и про­чие не­до­ступ­ные про­сто­му обы­ва­те­лю ве­щи. Пре­крас­ных дам про­шу ме­ня из­ви­нить за срав­не­ние с не­о­ду­шев­лён­ным пред­ме­том; в оп­рав­да­ние мо­гу лишь ска­зать, что да­же Ека­те­ри­на II на прось­бу сво­е­го от­прав­ля­е­мо­го в ссыл­ку му­жа ос­та­вить ему в уте­ше­ние лю­би­мую со­ба­ку, ло­шадь, скрип­ку и кня­ги­ню Во­рон­цо­ву, от­ве­ти­ла: «Три пер­вые ве­щи мож­но раз­ре­шить, а в чет­вёр­той – от­ка­зать». А На­ги­бин и имел пра­во на всё это, на та­кой об­раз жиз­ни, в от­ли­чие от ны­неш­них ли­те­ра­тур­ных фин­ти­ф­лю­шек, по­сколь­ку умел не толь­ко от­ды­хать с раз­ма­хом, но и тру­дил­ся не по­кла­дая рук, мно­го знал, чи­тал, был вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком. Да и на­пи­сал не­ма­ло, и всё, как го­во­рят ны­не – в масть и в цвет.

А глав­ное, он счи­тал сво­им дол­гом со­хра­нять зна­чи­мость то­го, что на­ко­пил мир за ты­ся­че­ле­тия сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния: ар­хи­тек­ту­ру чу­дес­ных го­ро­дов, ху­до­же­ст­вен­ные цен­но­с­ти, му­зеи, па­мят­ни­ки ста­ри­ны, древ­ние кни­ги. Он был не­пре­взой­дён­ным зна­то­ком твор­че­ст­ва ком­по­зи­то­ров, му­зы­кан­тов, ху­дож­ни­ков. Не за­мы­кал­ся толь­ко на ли­те­ра­ту­ре. И ос­та­вил по­сле се­бя бел­ле­т­ри­зо­ван­ные ис­то­рии жиз­ни твор­цов. Та­ких как Я.Тин­то­рет­то, М.Ша­гал, П.Чай­ков­ский, И.Каль­ман, С.Рах­ма­ни­нов и дру­гих. Об этом его по­след­няя (но бу­дет ещё мно­го раз­ных пе­ре­из­да­ний из на­сле­дия Ю.М. На­ги­би­на, я ве­рю) кни­га «Ита­ль­ян­ская те­т­радь» (из­да­тель­ст­во «РИ­ПОЛ клас­сик»), вы­шед­шая в свет толь­ко что.

В ней пред­став­ле­ны ху­до­же­ст­вен­но ос­мыс­лен­ные пор­т­ре­ты скульп­то­ра Бар­то­ло­мео Кол­ле­о­ни, та­ин­ст­вен­но­го при жиз­ни и по­сле смер­ти ху­дож­ни­ка Вер­ме­е­ра Дельфтско­го, рус­ско­го жи­во­пис­ца, гра­фи­ка, ар­хи­тек­то­ра, му­зы­кан­та, изо­б­ре­та­те­ля и т.д. и т.п. Вла­ди­ми­ра Тат­ли­на (в срав­не­нии с Ле­о­нар­до да Вин­чи), не­мец­ких ком­по­зи­то­ров Ио­ган­на-Се­ба­с­ть­я­на Ба­ха и Ган­са Шваль­бе, про­слав­лен­но­го пи­а­ни­с­та Ге­н­ри­ха Ней­га­у­за, ве­ли­ко­го пев­ца Сер­гея Ле­ме­ше­ва и дру­гих до­ро­гих серд­цу ав­то­ра лю­дей. А ещё с лю­бо­вью ос­ве­ще­ны зна­ме­ни­тые тер­мы Ка­ра­кал­лы, мос­ков­ские и ве­не­ци­ан­ские пе­ре­ул­ки, и да­же уди­ви­тель­ный жи­вот­ный мир Ита­лии. Ему бы­ло всё ин­те­рес­но, вез­де и всю­ду он на­хо­дил кра­со­ту и ви­дел то, че­го не за­ме­ча­ют дру­гие. А гря­зи чу­рал­ся. И пра­виль­но, меж­ду про­чим. Не бар­ское это де­ло.

Ю.На­ги­бин пи­сал не толь­ко очер­ки и кни­ги о сво­их из­люб­лен­ных твор­цах, но так­же сце­на­рии до­ку­мен­таль­ных и ху­до­же­ст­вен­ных филь­мов о них. Их за­ка­зы­ва­ли со­вет­ские и аме­ри­кан­ские ки­но­ком­па­нии. А «Дер­су Уза­ла», мой лю­би­мый фильм, сня­тый ве­ли­ким Аки­рой Ку­ро­са­вой, да­же по­лу­чил «Ос­ка­ра». Этот охот­ник-гольд та­кой же ред­кой ду­ши че­ло­век, на мой взгляд, как лю­бой вы­да­ю­щий­ся ком­по­зи­тор или жи­во­пи­сец. «…Раз На­ги­бин уме­ет изо­б­ра­зить та­лант, пусть он и ра­бо­та­ет», – объ­яс­ня­ли про­дю­се­ры. Судь­бы всех этих ху­дож­ни­ков гу­с­то на­пол­не­ны ра­до­с­тью и не­сча­с­ть­я­ми, твор­че­с­ки­ми ус­пе­ха­ми и низ­вер­же­ни­я­ми, тра­ге­ди­я­ми, ошиб­ка­ми, за­блуж­де­ни­я­ми и по­ис­ка­ми ис­ти­ны. Об­ре­те­ни­ем сла­вы или по­сле­ду­ю­щим заб­ве­ни­ем и без­мол­ви­ем.

Лю­бой круп­ный че­ло­век, по мне­нию На­ги­би­на, все­гда край­не ог­ра­ни­чен, эго­цен­т­ри­чен, по­рой про­сто бес­по­мо­щен, но жи­вёт при этом чрез­вы­чай­но глу­бо­ко, ос­т­ро чув­ст­ву­ет всю дра­ма­тур­гию и ма­х­ро­вую по­ш­лость обы­ден­но­с­ти. Он, по су­ти сво­ей, веч­ный из­гой в об­ще­ст­ве. Сам ав­тор го­во­рил: «Мне не­о­бы­чай­но ин­те­рес­на судь­ба, от­ме­чен­ная кру­ты­ми пе­ре­па­да­ми взлё­тов и па­де­ний. Идёт на­пря­жён­ная и очень ув­ле­ка­тель­ная ра­бо­та. Она для ме­ня – си­но­ним са­мой жиз­ни, где не­из­мен­но ря­дом мои веч­ные спут­ни­ки – Ли­те­ра­ту­ра, Му­зы­ка, Жи­во­пись… Я ведь ис­хо­жу в сво­ей кон­цеп­ции из лич­но­с­ти то­го или ино­го ху­дож­ни­ка, глав­ным для ме­ня всё рав­но ос­та­ёт­ся не тех­но­ло­гия, но сущ­ность, из­на­чаль­ная ма­те­рия его ис­кус­ст­ва».

Он ча­с­то бы­вал в Ита­лии, лю­бил эту стра­ну, це­нил её за­пе­чат­лён­ную в кам­не му­зы­ку (фра­за Ми­ке­лан­д­же­ло), и она от­ве­ча­ла ему вза­им­но­с­тью. В 1990 го­ду Юрий На­ги­бин по­лу­чил в Ве­не­ции «Зо­ло­то­го льва» за ли­те­ра­ту­ру, а в го­ро­де Аг­ри­д­жен­то был удо­с­то­ен зва­ния «Луч­ший пи­са­тель Ев­ро­пы». На­сто­я­тель­но со­ве­тую про­честь его «Ита­ль­ян­скую те­т­радь», по­пол­нить ба­гаж зна­ний, да и про­сто рас­сла­бить­ся и по­лу­чить удо­воль­ст­вие.

Пост­скрип­тум. Юрий На­ги­бин пи­сал: «Не­о­бя­за­тель­но са­мо­му уметь ри­со­вать или ле­пить, но по­про­буй­те ре­гу­ляр­но по­хо­дить в му­зеи, по­смо­т­реть по­боль­ше аль­бо­мов жи­во­пи­си и скульп­ту­ры, про­яви­те стрем­ле­ние и упор­ст­во, и вы са­ми не за­ме­ти­те, как нач­нет от­кры­вать­ся вам чу­дес­ный мир кра­сок и ли­ний, вол­шеб­ст­во ки­с­ти и рез­ца, по­доб­но то­му, как рас­пах­ну­лись на­вст­ре­чу мне не­объ­ят­ные го­ри­зон­ты му­зы­ки». Это при­зыв к се­го­дняш­ним мо­ло­дым, столь ув­ле­чён­ным гла­мур­ным си­я­ни­ем пу­с­ты­шек. Не там ищут кра­со­ту.

Тра­ге­дия же са­мо­го Юрия На­ги­би­на за­клю­ча­лась в том, что мать с дет­ст­ва скры­ва­ла от не­го имя под­лин­но­го от­ца, ре­прес­си­ро­ван­но­го в ста­лин­ские го­ды. И он всю жизнь счи­тал се­бя че­ло­ве­ком од­ной на­ци­о­наль­но­с­ти, по от­чи­му, а ока­зал­ся дру­гой. Не «бо­го­из­б­ран­ной», а «бо­го­нос­ной», так ска­жем. Пред­став­ля­е­те, ка­ко­во это? Всю жизнь ду­мать, что ты ев­рей, а под ста­рость очу­тить­ся рус­ским. Та­ко­го ко­вар­но­го уда­ра от зло­дей­ки судь­бы он не вы­дер­жал, тяж­ко за­гру­с­тил и умер.


 

Песнь блог­ге­ра о си­ли­ко­не

 

Се­го­дня на этой по­ло­се – день «РИ­ПОЛ клас­сик». Из­да­тель­ст­во пред­ла­га­ет чи­та­те­лям кни­гу Де­ни­са Дра­гун­ско­го «Те­ло № 42». Был в со­вет­ские вре­ме­на та­кой дет­ский пи­са­тель – Вик­тор Дра­гун­ский, пи­сал хо­ро­шие пра­виль­ные книж­ки для пи­о­не­ров, на­при­мер, «Де­ни­с­ки­ны рас­ска­зы» (это о сы­не), ни­че­го ху­до­го о нём ска­зать не мо­гу, хо­тя ме­ня ко­ро­би­ло не­ко­то­рое сю­сю­ка­нье в них и вер­ность за­ве­там Иль­и­ча. Но кто бы мог по­ду­мать, что из его от­пры­с­ка вы­ра­с­тет столь огол­те­лый не­на­ви­ст­ник все­го со­вет­ско­го, ярый де­мо­крат и ли­бе­рал, не сле­за­ю­щий с эк­ра­нов те­ле­ви­зо­ров со сво­и­ми об­ли­че­ни­я­ми «сов­ка»? А ведь то­же, на­вер­ное, да­вал клят­ву юно­го ле­нин­ца в крас­ном гал­сту­ке. Да, вид­но при­ро­да от­ды­ха­ет не толь­ко на ге­ни­ях, но и на пар­т­ра­бот­ни­ках. Хо­тя мож­но про­сто по­ме­нять плюс на ми­нус – и вот ты уже опять на ко­не.

Од­на­ко пи­са­те­ля из Д.Дра­гун­ско­го не по­лу­чи­лось, как бы он ни пы­жил­ся это до­ка­зать на­ли­чи­ем сво­их книг. Так, жур­на­лист, блог­гер. В ЖЖ сой­дёт, там и не та­кое из пу­с­то­ты ле­пят. Раз­ве мож­но счи­тать ум­ны­ми мыс­ля­ми та­кие стан­дарт­ные сен­тен­ции ав­то­ра: «Учи­тесь пе­ре­жи­вать. То есть ощу­щать и це­нить свои чув­ст­ва», «Жен­щин лю­бят за кра­со­ту, до­б­ро­ту и ум. Но это ред­ко со­че­та­ет­ся в од­ной жен­щи­не», «Лет до две­над­ца­ти че­ло­век жи­вёт в пол­ней­шей за­ви­си­мо­с­ти от ро­ди­те­лей. По­сле во­сем­над­ца­ти он уже взрос­лый». То­же мне, от­крыл ис­ти­ны, на­шёл «би­ном Нью­то­на». Про­сто Марк Ав­ре­лий на па­се­ке.

Ну а что я хо­чу от че­ло­ве­ка, ко­то­рый со­брал свою кни­гу, как сы­ро­еж­ки в ле­су, на ос­но­ве пе­ре­пи­с­ки с чи­та­те­ля­ми, ста­тей, ре­цен­зий в га­зе­тах, за­ме­ток на сай­те «Ча­ст­ный кор­ре­с­пон­дент» и в жур­на­лах «Но­вое вре­мя» и «Ис­кус­ст­во ки­но»? Сбор­ная со­лян­ка. Ма­ло­съе­доб­ная, к то­му ж. А ведь от­дель­ные кри­ти­ки на­зы­ва­ют его «од­ним из луч­ших ав­то­ров ко­рот­кой про­зы на рус­ском». Стран­ное оп­ре­де­ле­ние, уж луч­ше, пра­во, пи­сал бы на ан­г­лий­ском. «Эта кни­га, – ска­за­но в ан­но­та­ции, – про то, как не изу­ро­до­вать се­бя си­ли­ко­ном и ди­е­той, глу­по­с­тью и при­твор­ст­вом… Чи­тай­те, за­да­вай­те се­бе пра­виль­ные во­про­сы и на­хо­ди­те пра­виль­ные от­ве­ты с по­мо­щью этой кни­ги». Ну, ес­ли уж си­ли­кон столь ва­жен для Д.Дра­гун­ско­го как сред­ст­во по­зна­ния ми­ра, то ка­кие ещё мо­гут быть во­про­сы и от­ве­ты. Хоть пра­виль­ные, хоть не­пра­виль­ные. Си­ли­кон – он и есть си­ли­кон, хоть в гру­ди, хоть в моз­гах.

Пост­скрип­тум. Из­да­те­ли счи­та­ют ав­то­ра со­зда­те­лем соб­ст­вен­но­го жа­н­ра сверх­ко­рот­ких рас­ска­зов, но эти «но­вые «Де­ни­с­ки­ны рас­ска­зы» от­ли­ча­ют­ся от тех, от­цов­ских, где бы­ло, при всей их не­за­тей­ли­во­с­ти, мно­го теп­ло­ты и люб­ви, обык­но­вен­ной бес­со­дер­жа­тель­но­с­тью и псев­до­зна­чи­мо­с­тью. Песнь удач­ли­во­го ка­ю­ра-блог­ге­ра на оле­нь­ей уп­ряж­ке по­сле сыт­но­го обе­да: бла-бла-бла-бла… Он при­зы­ва­ет в сво­ей кни­ге: «Пи­са­те­ли! Будь­те как Че­хов. Ну или как Пруст, ес­ли вам не пи­шет­ся крат­ко». Ге­ни­аль­ная мысль, а глав­ное, све­жая, как про­тух­шая осе­т­ри­на. Это при­зыв к се­бе, что ли? Да будь­те вы хо­тя бы как Вик­тор Дра­гун­ский. А не как Де­нис Вик­то­ро­вич.


 

Лю­бовь на дне ада

 

Ещё од­на кни­га от «РИ­ПОЛ клас­сик» – но­вый ро­ман од­ной из са­мых по­пу­ляр­ных пи­са­тель­ниц со­вре­мен­ной Поль­ши Ма­рии Ну­ров­ской «Су­пру­же­с­кие иг­ры», ко­то­рый анон­си­ро­ван как «ми­ро­вой бест­сел­лер». Ис­то­рия люб­ви. При­ве­ду уж пол­но­стью за­ко­вы­ри­с­тую ан­но­та­цию: «Не­бо пу­с­то. Есть лишь лю­бовь. В неё и на­до ве­рить… Она лю­би­ла его боль­ше всех на све­те. Она меч­та­ла быть для не­го всем. Она хо­те­ла на­всег­да ос­тать­ся для не­го един­ст­вен­ной. Она са­ма под­толк­ну­ла его к дру­гим жен­щи­нам… Но она не смог­ла от­ка­зать­ся от не­го. Они иг­ра­ли в стран­ную иг­ру, в ко­то­рой так лег­ко ока­за­лось по­ста­вить точ­ку. Точ­ку вы­ст­ре­ла в кон­це… И сно­ва о люб­ви. О той, о ко­то­рой меч­та­ют, о той, ко­то­рой стра­шат­ся, о той, что все­гда об­ма­ны­ва­ет, о той, что на­зы­ва­ют ро­ко­вой… Ма­рия Ну­ров­ская пи­шет о жен­щи­нах и для жен­щин. Ро­ма­ны Ну­ров­ской из­да­ют­ся ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми, и не толь­ко в Поль­ше. Они пе­ре­ве­де­ны поч­ти на все ев­ро­пей­ские язы­ки».

Как-то не слиш­ком вы­ра­зи­тель­но про­дек­ла­ри­ро­ван «ми­ро­вой бест­сел­лер», вя­ло­ва­то, су­хо: «она», «они», «лю­би­ла», «лю­бовь»… Да ещё – «пи­шет для жен­щин». В та­ком слу­чае, це­лый пласт чи­та­те­лей от­ва­лит­ся в сто­ро­ну. Я имею в ви­ду муж­чин. Не на­учи­лись у нас ещё пи­сать цель­ные ан­но­та­ции. Вот ро­ма­ны, ка­жет­ся, уже на­учи­лись пи­сать все, да­же ту­пые пе­вич­ки и те­ле­ве­ду­щие, а с крат­ки­ми и со­дер­жа­тель­ны­ми ан­но­та­ци­я­ми по­труд­нее бу­дет. Это вам не пи­ро­ги печь, в ви­де бест­сел­ле­ров. Но я всё же, не­смо­т­ря на ген­дер­ные ог­ра­ни­че­ния, взял эту кни­гу и про­чёл. И, в об­щем-то, не по­жа­лел. Бо­лее то­го, я да­же со­гла­сен с не­ве­до­мым ав­то­ром ан­но­та­ции, что «есть лишь лю­бовь». Вся ми­ро­вая ли­те­ра­ту­ра на том и сто­ит. Ког­да у ме­ня у са­мо­го спра­ши­ва­ют: «О чём ваш но­вый ро­ман?», я, по­рою те­ря­ясь от столь глу­по­го во­про­са, на­хо­жу един­ст­вен­но вер­ный и уже при­выч­ный от­вет: «О люб­ви». Хо­тя, мо­жет быть, о ней там нет ни строч­ки. Лю­бовь меж­ду строк. Она вез­де­су­ща, от неё ни­ку­да не де­нешь­ся.

А в ро­ма­не Ну­ров­ской от пер­во­го ли­ца рас­ска­зы­ва­ет­ся ис­то­рия жен­щи­ны, пи­са­тель­ни­цы, кста­ти, по­до­зре­ва­е­мой в убий­ст­ве му­жа. Вер­нее, уже осуж­дён­ной, при­го­во­рён­ной к де­вя­ти го­дам и по­пав­шей в тюрь­му. В са­мом на­ча­ле па­ни Вос­пи­та­тель­ни­ца (есть та­кая долж­ность в поль­ской пе­ни­те­ци­ар­ной си­с­те­ме) го­во­рит ей, ос­те­ре­гая от оши­бок: «При­вет­ст­вую в на­шем ба­бь­ем цар­ст­ве… Те­бе ни на се­кун­ду нель­зя за­бы­вать, ку­да ты по­па­ла. Хо­тя… те­перь тут ско­рее цирк, а не тюрь­ма: но­вый ге­не­раль­ный ди­рек­тор рас­по­ря­дил­ся ка­ме­ры не за­пи­рать и ве­лел нам сту­чать­ся пе­ред тем, как вой­ти (! – А.Т.). Вер­саль, да и толь­ко. А во­об­ще, ма­ло что из­ме­ни­лось. Прав­да, те­перь ба­бам, ко­то­рым при­спи­чит пе­ре­спать со сво­им бла­го­вер­ным, по оче­ре­ди раз­ре­ша­ют ин­тим­ные сви­да­ния. Для это­го тут име­ет­ся спе­ци­аль­ная ком­на­та с ди­ва­ном. Ве­дёр­ка под спер­му толь­ко не хва­та­ет… Боль­ше по­ло­ви­ны на­ших кли­ен­ток – ле­с­би­ян­ки… Те­перь ты по­па­ла на са­мое дно ада».

Итак, глав­ная ге­ро­и­ня Да­рья Ка­лиц­кая-Ко­неч­ная на­чи­на­ет борь­бу за вы­жи­ва­ние на этом «дне», хо­тя ус­ло­вия там дей­ст­ви­тель­но поч­ти вер­саль­ские, не че­та на­шим рос­сий­ским жен­ским ко­ло­ни­ям. Сю­жет ро­ма­на раз­ви­ва­ет­ся в двух на­прав­ле­ни­ях: про­шлая жизнь пи­са­тель­ни­цы, её вос­по­ми­на­ния, и ны­неш­няя, тю­рем­ная. И то, и дру­гое чи­тать ин­те­рес­но. Во­об­ще од­на из са­мых боль­ших жиз­нен­ных тра­ге­дий та, ког­да те­бя на­силь­но бе­рут из од­но­го, удоб­но об­жи­то­го ме­с­та, и пе­ре­но­сят в дру­гое, сов­сем не при­спо­соб­лен­ное для тво­е­го при­выч­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Это ло­ма­ет пси­хи­ку, во­лю, са­му ду­шу. Не у всех, ко­неч­но, но у боль­шин­ст­ва. Спа­са­ет имен­но лю­бовь. Вос­по­ми­на­ния о ней. Ма­рия Ну­ров­ская су­ме­ла это под­ме­тить.

Пост­скрип­тум. А му­жа сво­е­го эта пи­са­тель­ни­ца, не Ну­ров­ская, а Ка­лиц­кая-Ко­неч­ная, с та­кой «го­во­ря­щей» фа­ми­ли­ей, всё-та­ки дей­ст­ви­тель­но кон­чи­ла, по­ста­ви­ла ко­неч­ную точ­ку вы­ст­ре­лом из «валь­те­ра» ка­ли­б­ра 7.65. И то­же из-за люб­ви. Ведь где лю­бовь, там, как пра­ви­ло, очень ча­с­то и смерть.


 

 

 

 

 

 

 

 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования