Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 20.05.2011

Без фотографий не получилось

 Но­вая кни­га Сер­гея яв­ля­ет­ся, на мой взгляд, сти­ли­с­ти­че­с­ким син­те­зом двух пре­ды­ду­щих – «Пти­чь­е­го грип­па» и «Бит­вы за воз­дух сво­бо­ды». Там он ещё пы­тал­ся раз­де­лять ху­до­же­ст­вен­ный вы­мы­сел и жур­на­лист­ско-пи­са­тель­ский днев­ник. А те­перь до­рос до то­го, что­бы не иг­рать в прят­ки. И это с точ­ки зре­ния мо­е­го, ра­ди­каль­но­го ре­а­лиз­ма – плюс, шаг от вы­мыс­ла к ре­аль­но­с­ти. Од­на­ко ко­кет­ли­вое на­зва­ние кни­ги не впол­не со­от­вет­ст­ву­ет это­му сти­лю – Шар­гу­нов бес­пре­с­тан­но щёл­ка­ет вспыш­кой и воз­ни­ка­ет «эф­фект крас­ных глаз», но об этом ни­же. Прав Бы­ков в ан­но­та­ции, что кни­га, на­вер­ное, луч­шая. Хо­тя лич­но мне по-преж­не­му нра­вит­ся боль­ше про­чих «Как ме­ня зо­вут», и в ней «Ма­лыш на­ка­зан» – она ре­а­ли­с­тич­нее по­сле­ду­ю­щих, и уг­луб­лён­нее в се­бя, что ли. В све­те это­го мо­е­го опы­та чте­ния кол­ле­ги хо­те­лось бы вы­ска­зать и кри­ти­че­с­кие мыс­ли, по­сколь­ку ра­бо­та­ем в од­ном це­хе но­во­го ре­а­лиз­ма, за со­сед­ни­ми стан­ка­ми.

Рань­ше бы­ло всё-та­ки ви­део, дви­же­ние бы­ло, плав­ность. А вот «без фо­то­гра­фий» по­лу­ча­ют­ся сплош­ные фо­то­гра­фии, на са­мом де­ле. Хлё­ст­кий, ро­дом из пуб­ли­ци­с­ти­ки Сер­гея стиль – точ­но как фо­то­ап­па­рат. На пер­вых по­рах вос­хи­ща­ет под­лов­лен­ны­ми им по­за­ми, хват­ко­с­тью, спо­соб­но­с­тью удер­жать миг объ­ек­та в яр­ко­с­ти эпи­те­та, при­ла­га­тель­но­го. Од­на­ко вско­ре у чи­та­те­ля воз­ни­ка­ет «эф­фект крас­ных глаз» – и по­рой не вид­но на­ту­раль­но­го цве­та под ре­ту­шью. Ес­ли бо­ро­да, то обя­за­тель­но «пе­на бо­ро­ды», ес­ли усы, то не­пре­мен­но «щёт­ка усов» (два ра­за в тек­с­те). Так не­о­жи­дан­но са­мое ис­крен­нее стрем­ле­ние но­в­ре­а­ли­с­та к удер­жа­нию сло­вом ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти ли­ца при­во­дит… к штам­пам. Впро­чем, это и есть ав­тор­ский стиль – ес­ли по аб­за­цу вы мо­же­те опо­знать текст.

Стрем­ле­ние к крат­ко­сти в дан­ном слу­чае силь­но фор­ма­ти­ру­ет не толь­ко весь текст по гла­вам, но и каж­дое пред­ло­же­ние – ка­жет­ся, не хва­та­ет воз­ду­ха, то­го са­мо­го воз­ду­ха сво­бо­ды. Хо­тя – те­че­ние ме­му­а­ров спо­кой­ное, по­гру­же­ние в пе­ре­ст­ро­еч­ное дет­ст­во – до­стой­ное и со­дер­жит мно­го ин­те­рес­но­го фак­ти­че­с­ко­го ма­те­ри­а­ла, не со­дер­жа при этом ана­ли­за. Так, на­при­мер, в на­чаль­ных гла­вах Сер­гей рас­ска­зы­ва­ет, как вос­пи­ты­вал­ся в су­ро­вых ан­ти­со­вет­ских ру­ка­ви­цах в се­мье свя­щен­ни­ка, как до­ма в ста­лин­ском зда­нии на Фрун­зен­ской (со шпи­лем, сле­ва от за­стек­лён­но­го пе­ше­ход­но­го мос­та) хра­ни­лись оче­ред­ные мо­щи Ро­ма­но­вых (а этих «на­хо­док» бы­ло не­ма­ло за ХХ век). А по­том пи­шет, что СССР как-то так сам со­бой «за­ка­ты­вал­ся», как сол­ныш­ко, по ве­ле­нию при­ро­ды. Нет, кол­ле­га, – вот та­ки­ми уси­ли­я­ми са­мых близ­ких те­бе лю­дей и за­ка­ты­вал­ся. И тут не на­до га­дать, это оче­вид­но. Впро­чем, де­лать вы­во­ды – это ра­бо­та чи­та­те­ля.

«На­ка­ну­не кра­ха СССР па­пе да­ли бе­лень­кий храм по со­сед­ст­ву, мне бы­ло один­над­цать. Вну­т­ри на­хо­ди­лись швей­ные це­ха, сто­я­ли стан­ки в два эта­жа, ра­бот­ни­ки не хо­те­ли ухо­дить и скан­да­ли­ли с тес­нив­шей их об­щи­ной – пра­виль­но по­чу­яв, что боль­ше ре­аль­но­с­ти не нуж­ны». Весь­ма са­мо­дов­ле­ю­щий от­ры­вок, вер­но? Вот вам тай­ны де­ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции и кле­ри­ка­ли­за­ции в од­ном фла­ко­не. Не хо­тим сво­е­го три­ко­та­жа, хо­тим ки­тай­ско­го, а вот бо­га род­но­го – хо­тим! Та­ких от­кро­ве­ний в кни­ге мно­го – для тех, кто ищет кан­ди­да­тов на ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты по­сле ре­во­лю­ции. Но сын за от­ца не от­ве­ча­ет, так что слу­ша­ем его. Не объ­е­ди­ня­ясь в по­ли­ти­ку-ана­ли­ти­ку, столь ны­не не­ми­лую пи­са­те­лю, не­ко­то­рые от­рыв­ки то­же по-сво­е­му ди­а­гно­с­тич­ны:

«В на­сту­пив­шие сле­дом го­ды сво­бо­ды его изо­бьют в эле­к­т­рич­ке и вы­ши­бут глаз вме­с­те со стёк­лыш­ком оч­ков» – это про од­но­го из по­пов, так ис­крен­не, как и Шар­гу­нов-стар­ший, не­на­ви­дев­ших «без­бож­ную власть». А вот про ди­рек­то­ра за­во­да, уте­ряв­ше­го в уга­ре ель­ци­низ­ма про­ле­тар­ское са­мо­со­зна­ние: «Дя­дя Ко­ля обе­щал мо­е­му от­цу, как при­бу­дет в Орск, сра­зу же вый­ти из пар­тии, и ещё дол­го рас­суж­дал о «креп­ком хо­зя­и­не», ко­то­рым «му­жик хо­тел бы стать, да не да­ют», о за­губ­лен­ных пред­ках: «по­ло­ви­ну рас­ку­ла­чи­ли, по­ло­ви­ну на фрон­те пе­ре­ко­ло­ти­ли» (…) В кон­це го­да сво­бо­да по­бе­ди­ла и «ку­бин­ские сер­ти­фи­ка­ты» Бол­ба­сов бы­ли ан­ну­ли­ро­ва­ны». Был Бол­бас ди­рек­то­ром ураль­ско­го за­во­да, и на Ку­бе стро­ил но­вый – вот что ему «при­тес­няв­шая му­жи­ка» стра­на да­ла. А он, бал­бес, от все­го идей­но от­ка­зал­ся, со­блаз­нил­ся ка­пи­та­лиз­мом ель­цин­ско­го раз­ли­ва, и спил­ся, в кон­це кон­цов, ос­та­вив же­не в на­след­ст­во ни­ще­ту и убо­гую мо­раль: «толь­ко б не быть ра­бо­чим». Пол­ная по­бе­да клас­со­во­го со­зна­ния но­во­го ти­па, вер­но? По­бе­да на чу­жой тер­ри­то­рии. Впро­чем, не то же ли са­мое – и в до­ме со шпи­лем на Фрун­зен­ской, где по­ми­мо Шар­гу­но­вых жил и то­же став­ший цер­ков­ным под­пе­ва­лой на ста­ро­сти лет Ма­лен­ков, кста­ти? В ста­лин­ских сте­нах – ка­кие-то не­кро-мо­нар­хи­че­с­кие ри­ту­а­лы над ко­с­тя­ми граж­дан Ро­ма­но­вых про­из­во­дят. Вот и на­кол­до­ва­ли «за­кат» СССР, вруч­ную.

О шко­ле и лю­бо­вях Сер­гей рас­ска­зы­ва­ет и вос­хи­щён­но, и ску­по – фо­то­объ­ек­тив дик­ту­ет свои мас­шта­бы. Так, ни­че­го мы о Ло­ле-ба­ле­ри­не не уз­на­ём (хо­тя наш об­щий ге­рой ро­ма­нов – Ле­о­нид Ра­зы­г­ра­ев по-шар­гу­нов­ски, а у ме­ня по-на­сто­я­ще­му Раз­воз­жа­ев – рас­ска­зы­вал боль­ше). Впро­чем, глав­ное для но­в­ре­а­ли­с­та – не толь­ко быть объ­ек­тив­ным, но и стать объ­ек­тив­ным вме­с­те со сво­им опы­том для чи­та­те­ля. Стать пер­вич­ной сти­му­ля­ци­ей. Это по­лу­ча­ет­ся, но, на мой взгляд, всё же как-то не по го­дам стыд­ли­во. Где, на­при­мер, гру­ше­вид­ные гру­ди су­пру­ги-пи­са­тель­ни­цы – ко­то­рые да­же мы сквозь фри­воль­ные одеж­ды в ка­би­не­те Юрия По­ля­ко­ва ви­де­ли, а её муж так и не сфо­то­гра­фи­ро­вал? Не­за­чёт, как го­во­рит­ся. Ли­мо­нов вот не пря­тал же «чёр­ные, как у пан­те­ры» по­дроб­но­с­ти На­та­льи Мед­ве­де­вой. Ох уж это по­пов­ское вос­пи­та­ние! На са­мом ин­те­рес­ном ме­с­те у фо­ти­ка са­дят­ся ба­та­рей­ки. Я так не пи­шу, я стра­ни­цы на две рас­ка­таю ли­ро­ти­ку… Да фо­то тут и не го­дит­ся, тут нуж­но ви­део, хо­ум...

На­и­бо­лее прыт­кие и слит­ные, без фо­то­щелч­ков гла­вы – про убы­тие из вы­бор­ной трой­ки «спра­ве­д­рос­сов», Чеч­ню, Юж­ную Осе­тию и свер­же­ние Ба­ки­е­ва (ко­то­рое Сер­гей мод­но на­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­ей). Там, где ре­аль­ность пе­ре­ве­ши­ва­ет на­ка­лом со­бы­тий – не до ре­ту­ши, поз и из этих поз сня­тых не­о­жи­дан­ных ра­кур­сов, там са­мый «чес­на­ко­вый» ре­а­лизм. На гра­ни ре­пор­та­жа – хо­тя это и есть ре­пор­таж, толь­ко со­еди­нён­ный об­щей ни­тью, а точ­нее, фо­то­плён­кой с пре­ды­ду­щи­ми эпи­зо­да­ми.

Кни­га вы­шла ес­те­ст­вен­нее «Пти­чь­е­го грип­па», по­сколь­ку в ней нет под­гон­ки под об­раз­ные (ор­ни­то­ло­ги­че­с­кие) ле­ка­ла, нет и та­ко­го изо­би­лия вы­ду­ман­ных фа­ми­лий и си­ту­а­ций – в об­щем, всех тех пе­ре­жит­ков, от ко­то­рых но­вый ре­а­лизм дол­жен стре­ми­тель­но ос­во­бож­дать­ся… Чёрт, ме­ня во­об­ще-то ди­ко вол­ну­ет во­прос – а бу­дут на­ши кни­ги хоть раз пе­ре­чи­ты­вать? Се­рё­жи­на уже в ру­ко­пи­си, кста­ти, по­па­ла в шорт-лист Нац­бе­с­та. Яр­кость, удив­ля­ю­щая чи­та­те­ля – хо­ро­шо. Но нуж­на ещё гу­ща и слит­ность, свой­ст­вен­ная ре­аль­но­с­ти, на мой взгляд – впро­чем, имен­но на мой, тут уже ав­тор­ские тер­ри­то­рии, сти­ли и под­ви­ды но­в­ре­а­лиз­ма, с са­мым край­ним, ле­вым, ра­ди­каль­ным. С по­зи­ций ко­то­ро­го и су­дил. 


 Сер­гей Шар­гу­нов. Кни­га без фо­то­гра­фий. – М.: Аль­пи­на нон-фикшн.



Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования