Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 20.05.2011

У времени в плену

 Эк­кле­зи­аст. Те­атр у Ни­кит­ских во­рот. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Марк Ро­зов­ский. Ис­пол­ни­тель Ва­ле­рий Шей­ман.

 

Спек­такль по фи­ло­соф­ско­му и в то же вре­мя, как мно­гие ре­ли­ги­оз­ные пи­са­ния, сум­бур­но­му и ме­с­та­ми тём­но­му тек­с­ту по­ста­вить не­про­сто. Что­бы из­влечь те­а­т­раль­ность из это­го тек­с­та, на­до бы­ло про­чув­ст­во­вать за­ло­жен­ную в нём стра­ст­ность, вну­т­рен­ний дра­ма­тизм, да­же тра­ге­дию му­д­ро­го, уму­д­рён­но­го жиз­нью че­ло­ве­ка, про­по­ве­ду­ю­ще­го на по­ро­ге сво­ей смер­ти. Мож­но бы­ло бы ба­наль­но ска­зать – пе­ред ли­цом веч­но­с­ти, но, как это ни па­ра­док­саль­но для ре­ли­ги­оз­но­го тек­с­та, про­та­го­нист не ве­рит в веч­ное бы­тие: «По­то­му что му­д­ро­го не бу­дут по­мнить веч­но, как и глу­по­го; в гря­ду­щие дни всё бу­дет за­бы­то, и увы! Му­д­рый уми­ра­ет на­рав­не с глу­пым» (2:16). Фи­ло­со­фия «Эк­кле­зи­а­с­та» как буд­то про­ти­во­ре­чит всей иде­о­ло­гии вет­хо­за­вет­ной и тем бо­лее но­во­за­вет­ной ре­ли­гии с её ми­фа­ми о за­гроб­ной жиз­ни и воз­да­я­нии всем по за­слу­гам. По мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, «Эк­кле­зи­аст» – про­яв­ле­ние ди­а­лек­ти­ки в биб­лей­ской фи­ло­со­фии. И не слу­чай­но кни­га так пу­та­но, сум­бур­но, ха­о­тич­но на­пи­са­на: вся она – как буд­то му­чи­тель­ный по­иск ис­ти­ны, то­го, за что мож­но бы­ло бы ух­ва­тить­ся че­ло­ве­че­с­кой ду­ше.

Эта тра­ге­дия – ко­неч­ность на­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния, от­сут­ст­вие спра­вед­ли­во­го су­да в этой жиз­ни («пра­вед­ник гиб­нет в пра­вед­но­с­ти сво­ей; не­че­с­ти­вый жи­вёт дол­го в не­че­с­тии сво­ём»), и со­став­ля­ет дра­ма­ти­че­с­кое со­дер­жа­ние, на ко­то­ром ос­но­вы­ва­ет­ся сце­нич­ность по­ста­нов­ки. Те­атр – син­те­ти­че­с­кое ис­кус­ст­во, и со­зда­те­ли спек­так­ля обиль­но ис­поль­зо­ва­ли для во­пло­ще­ния об­ра­зов тек­с­та ме­то­ни­мию, си­нек­до­ху. Так, го­во­ря о по­ст­рой­ке до­ма, ис­пол­ни­тель скла­ды­ва­ет из кар­то­нок не­что вро­де кры­ши; го­во­ря о ви­но­град­ни­ке, вты­ка­ет в по­мост сце­ны стеб­ли пи­о­нов, го­во­ря о му­зы­ке и пев­цах, по­ка­зы­ва­ет зри­те­лям сло­ман­ную, без де­ки, ги­та­ру, го­во­ря о во­до­ёмах, на­пол­ня­ет во­дой ста­рый та­зик. Все эти жал­кие пред­ме­ты об­ра­зу­ют скром­ную сце­но­гра­фию (ху­дож­ник Ста­ни­слав Мо­ро­зов), в ко­то­ром глав­ное всё-та­ки – сло­во ак­тё­ра. На зад­нем пла­не ви­сит изо­б­ра­же­ние биб­лей­ско­го стар­ца (по пре­да­нию, ав­то­ром Эк­кле­зи­а­с­та был царь Со­ло­мон), од­на­ко ге­рой спек­так­ля пред­ста­ёт впол­не со­вре­мен­ным че­ло­ве­ком – в чёр­ной май­ке и чёр­ных по­лот­ня­ных брю­ках (ху­дож­ник по ко­с­тю­мам Ев­ге­ния Шульц). Вре­ме­на­ми он да­же сту­чит по кла­ви­шам ком­пью­те­ра. И в са­мом де­ле, текст, на­пи­сан­ный три ты­ся­чи лет на­зад, зву­чит ак­ту­аль­но и се­го­дня: «Не ско­ро со­вер­ша­ет­ся суд над ху­ды­ми де­ла­ми; от это­го и не стра­шит­ся серд­це сы­нов че­ло­ве­че­с­ких де­лать зло… Ещё ви­дел я под солн­цем: ме­с­то су­да, а там без­за­ко­ние; ме­с­то прав­ды, а там не­прав­да… И об­ра­тил­ся я и уви­дел вся­кие уг­не­те­ния, ка­кие де­ла­ют­ся под солн­цем: и вот слё­зы уг­не­тён­ных, а уте­ши­те­ля у них нет; и в ру­ке уг­не­та­ю­щих их – си­ла, а уте­ши­те­ля у них нет… Ви­дел я так­же, что вся­кий труд и вся­кий ус­пех в де­лах про­из­во­дят вза­им­ную меж­ду людь­ми за­висть». До тех пор, по­ка су­ще­ст­ву­ют на зем­ле не­ра­вен­ст­во, уг­не­те­ние, за­висть и враж­да, не по­те­ря­ют эти фра­зы сво­е­го зна­че­ния.

Ра­зу­ме­ет­ся, про­ти­во­ре­чи­вую му­д­рость со­дер­жа­ния кни­ги мо­жет сы­г­рать лишь че­ло­век, уму­д­рён­ный опы­том жиз­ни и раз­мы­ш­ле­ний о ней. В.Шей­ман чи­та­ет текст с боль­шой са­мо­от­да­чей, пе­ре­да­ёт пси­хо­ло­гию горь­ких со­мне­ний че­ло­ве­ка в ос­мыс­лен­но­с­ти про­жи­той жиз­ни и свер­шён­ных дел.

Вы­ра­зи­тель­но­с­ти пред­став­ле­ния спо­соб­ст­ву­ет эмо­ци­о­наль­ное му­зы­каль­ное со­про­вож­де­ние (ком­по­зи­тор Гия Кан­че­ли). По­рой по­ста­нов­ка ка­жет­ся да­же из­лиш­не те­а­т­раль­ной: на­при­мер, ког­да при сло­вах «Да­вай часть се­ми и да­же вось­ми, по­то­му что не зна­ешь, ка­кая бе­да бу­дет на зем­ле» ак­тёр ло­ма­ет ка­ра­вай хле­ба на во­семь ку­с­ков и раз­да­ёт его зри­те­лям пер­во­го ря­да, или ког­да по­сле фра­зы «На­слаж­дай­ся жиз­нью с же­ною, ко­то­рую лю­бишь…» дек­ла­ми­ру­ет­ся от­ры­вок из «Пес­ни пес­ней».

Од­на­ко эти пред­став­ля­ю­щи­е­ся не­о­бя­за­тель­ны­ми встав­ки не в си­лах от­влечь вни­ма­ние зри­те­лей от глав­ной, горь­кой мыс­ли про­из­ве­де­ния – о тщет­но­с­ти уси­лий че­ло­ве­ка пе­ред ли­цом вре­ме­ни: «…не про­вор­ным до­ста­ёт­ся ус­пеш­ный бег, не хра­б­рым – по­бе­да, не му­д­рым – хлеб, и не у ра­зум­ных – бо­гат­ст­во, и не ис­кус­ным – бла­го­рас­по­ло­же­ние, но вре­мя и слу­чай для всех… Ибо че­ло­век не зна­ет сво­е­го вре­ме­ни. Как ры­бы по­па­да­ют­ся в па­губ­ную сеть, и как пти­цы за­пу­ты­ва­ют­ся в сил­ках, так сы­ны че­ло­ве­че­с­кие улов­ля­ют­ся в бед­ст­вен­ное вре­мя, ког­да оно не­о­жи­дан­но на­хо­дит на них…»

При всей го­ре­чи «Эк­кле­зи­а­с­та», про­из­не­сён­ные пе­ред зри­тель­ным за­лом сло­ва – не про­по­ведь, а имен­но вы­ст­ра­дан­ные, пе­ре­жи­тые про­та­го­ни­с­том ис­ти­ны, про­из­во­дят очи­ща­ю­щее дей­ст­вие, а та­кое воз­дей­ст­вие и есть за­да­ча под­лин­но­го те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования