Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 27.05.2011

Здесь нас никто не любит, и мы не любим их

 

До край­но­с­ти нерв­ные лю­ди ок­ру­жа­ют Бо­ри­са Хер­сон­ско­го. Об од­ном из них по­эт по­ве­дал го­ро­ду и ми­ру в сти­хо­тво­ре­нии, на­пе­ча­тан­ном в по­след­нем но­ме­ре жур­на­ле «Ари­он» (2011, № 1). Текст этот впол­не мож­но рас­сма­т­ри­вать как муж­скую вер­сию ро­ма­на Еле­ны Чи­жо­вой «По­лу­кров­ка». Ма­ша Ар­го, про­из­ве­дён­ная на свет по­ту­га­ми пи­тер­ской пи­са­тель­ни­цы, му­ча­ет­ся сво­ей ме­же­у­моч­ной при­ро­дой: пре­бы­ва­ние на се­ми­то-сла­вян­ском ге­не­ти­че­с­ком по­гра­ни­чье ка­жет­ся ей не­ким ро­до­вым про­кля­ть­ем, тре­бу­ю­щим не­за­мед­ли­тель­но­го сня­тия. Ли­ри­че­с­кий ге­рой Бо­ри­са Хер­сон­ско­го то­же тя­го­тит­ся сме­шан­ным про­ис­хож­де­ни­ем, на этот раз аб­ха­зо-гру­зин­ским. Прав­да, ес­ли Ма­ша Ар­го сни­ма­ет «ве­нец по­лу­кро­вия» пу­тём вы­дав­ли­ва­ния из се­бя рус­ской «па­у­чь­ей» сущ­но­с­ти (ти­туль­ная на­ция ви­дит­ся ей ис­клю­чи­тель­но в чле­ни­с­то­но­гих то­нах), то бе­зы­мян­ный «хер­со­нь­е­ро» упо­ва­ет на де­к­рет­ное вве­де­ние эт­ни­че­с­кой тож­де­ст­вен­но­с­ти, де­ла­ю­щее Су­ху­ми при­чер­но­мор­ским ва­ри­ан­том Тби­ли­си. Та­кой во­люн­та­ризм при­во­дит к то­му, что он по­сто­ян­но по­вто­ря­ет од­ну и ту же фра­зу: «Я убил бы то­го, кто бы мне ска­зал, что аб­хаз­цы не есть гру­зи­ны». Ему слов­но и не­вдо­мёк, что опас­ность без­жа­ло­ст­ной лик­ви­да­ции на­вис­ла и над ним са­мим, по­сколь­ку лю­бой пре­по­да­ва­тель-ру­сист с удо­воль­ст­ви­ем от­пра­вил бы его к пра­от­цам за не­пра­виль­ное спря­же­ние гла­го­ла «быть». А пе­ред лю­той каз­нью обя­за­тель­но бы ещё по­ве­сил на пре­ступ­ни­ка таб­лич­ку: «Зу­б­ри грам­ма­ти­ку: аб­хаз­цы не суть гру­зи­ны».

Од­на­ко де­ло здесь не толь­ко в тон­ко­стях и ню­ан­сах фи­ло­ло­ги­че­с­ко­го ха­рак­те­ра. Фор­му­ла, ко­то­рую пред­ла­га­ет по­лу­кров­ка Хер­сон­ско­го, вле­чёт за со­бой мно­же­ст­во жиз­нен­но важ­ных во­про­сов. На­при­мер, убил бы он че­ло­ве­ка, ска­зав­ше­го, что «гру­зи­ны не есть аб­хаз­цы»? Имел ли он в ви­ду, что аб­хаз­цы ни­чем не от­ли­ча­ют­ся от гру­зин? Как бы он по­сту­пил, ус­лы­шав от ко­го-то, что «аб­хаз­цы не есть ады­ги»? Ка­ко­ва бы­ла бы его ре­ак­ция на при­рав­ни­ва­ние аб­хаз­цев к мен­г­ре­лам и сва­нам? Что бы он сде­лал, ес­ли бы его при­ня­ли за шап­су­га или не­о­жи­дан­но вос­крес­ше­го убы­ха?

Ко­неч­но, по­лу­кров­ка Хер­сон­ско­го мог бы ска­зать, что яв­ля­ет­ся ме­ди­а­то­ром, ней­т­ра­ли­зу­ю­щим би­нар­ную оп­по­зи­цию «гру­зин – аб­ха­зец»; что сме­шан­ное про­ис­хож­де­ние да­ёт ему ред­кую воз­мож­ность ощу­щать се­бя и тем, и дру­гим од­но­вре­мен­но. Пусть так, но ни­ка­ких ос­но­ва­ний для уни­вер­са­ли­за­ции это­го ча­ст­но­го слу­чая не су­ще­ст­ву­ет. Бы­ло бы по мень­шей ме­ре оп­ро­мет­чи­во воз­во­дить в ранг об­ще­го за­ко­на эт­ни­че­с­кое са­мо­со­зна­ние от­дель­но взя­то­го че­ло­ве­ка.

При­зна­вая за сво­им по­лу­кров­кой по­эти­че­с­кую прав­ду, Хер­сон­ский тем не ме­нее не же­ла­ет под­во­дить его под 282 ста­тью. По­это­му он спе­шит ого­во­рить­ся, что тот «ни­ко­го не убил, и, что су­ще­ст­вен­но, ни­кто не убил его». При­ят­ная но­вость, нет смыс­ла воз­ра­жать, но из-за че­го тог­да весь этот сыр-бор? Ви­ди­мо, он вы­зван го­ря­чим же­ла­ни­ем одес­ско­го по­эта вне­сти по­силь­ный вклад в де­ло за­щи­ты на­ци­о­наль­но­го со­гла­сия и то­ле­рант­но­с­ти. Пе­пел пре­мии ми­ра, по­хо­же, че­рес­чур гром­ко сту­чит в его серд­це.

Что­бы чи­та­те­лю ста­ло окон­ча­тель­но яс­но, по­че­му сме­шан­ные бра­ки чре­ва­ты се­рь­ёз­ной опас­но­с­тью для пси­хи­че­с­ко­го здо­ро­вья, Хер­сон­ский кла­дёт под язык ли­ри­че­с­ко­го ге­роя бы­с­т­ро­ра­с­тво­ри­мую скри­жаль ор­ни­то­ло­ги­че­с­ких за­по­ве­дей. Ес­ли ве­рить её тек­с­ту, «стая чёр­ных и стая бе­лых во­рон чёр­но-бе­лую пти­цу за­клю­ют с двух сто­рон». Не ис­клю­че­но, что Хер­сон­ский не­о­бы­чай­но гор­дит­ся столь эф­фект­ной ме­та­фо­рой, сде­лав­шей бы честь са­мо­му Ни­ко­лаю Дроз­до­ву. Про­бле­ма лишь в том, что по сво­е­му про­ис­хож­де­нию она до­ста­точ­но вто­рич­на, так как не­сча­ст­ная «чёр­но-бе­лая пти­ца» пред­став­ля­ет со­бой, по су­ти де­ла, всем из­ве­ст­но­го бу­ри­да­но­ва ос­ла, но толь­ко уты­кан­но­го пе­рь­я­ми. Кро­ме то­го, очень труд­но во­об­ра­зить пор­ха­ю­щую «стаю бе­лых во­рон»: слиш­ком ред­ко встре­ча­ет­ся аль­би­низм сре­ди се­мей­ст­ва вра­но­вых. Будь ина­че, «бе­лые во­ро­ны» пе­ре­ста­ли бы вы­пол­нять роль пи­щи для воз­ник­но­ве­ния иди­о­ма­ти­че­с­ких вы­ра­же­ний.

Как бы то ни бы­ло, по­эти­че­с­кий про­те­же Хер­сон­ско­го чув­ст­ву­ет се­бя имен­но «чёр­но-бе­лой пти­цей». Из-за это­го в пе­ри­од про­жи­ва­ния в Гру­зии ему вез­де «ме­ре­щил­ся шё­пот, пре­зри­тель­ные кив­ки не­зна­ком­цев, ка­за­лось, что взгля­ды бу­ра­вят спи­ну, вро­де свер­ла». Мысль, что аб­хаз­ские кор­ни вид­ны у не­го да­же сза­ди, не да­ва­ла ему ни ми­ну­ты по­коя. В кон­це кон­цов «чёр­но-бе­лая пти­ца» на­столь­ко ус­та­ла от «клев­ков», что ре­ши­ла по­ки­нуть не­го­с­те­при­им­ный Ку­та­и­си, где она под­ра­ба­ты­ва­ла экс­кур­со­во­дом, и пе­ре­ле­теть в не­боль­шой го­ро­док на Вол­ге, «на вос­точ­ном её бе­ре­гу». Там судь­ба све­ла его с «дву­мя се­мь­я­ми аб­хаз­цев», ко­то­рым «чёр­но-бе­лая пти­ца» ча­с­то «рас­ска­зы­ва­ет об от­це», но «о ма­те­ри – ни гу-гу». Да и за­чем? Ведь они всё рав­но «не пой­мут, как неж­на гру­зин­ская мать, ка­кие пес­ни по­ёт – им не­за­чем по­ни­мать».

Впро­чем, к аб­хаз­цам на­по­ло­ви­ну «раз­бав­лен­но­го» гру­зи­на тя­нет преж­де все­го по­то­му, что для ме­ст­ных жи­те­лей и он, и они – «зверь­ки». Го­во­ря ина­че, то ме­с­то в би­о­ло­ги­че­с­кой клас­си­фи­ка­ции, ко­то­рое на­вя­зы­ва­ет по­лу­кров­ке Хер­сон­ско­го при­волж­ский зо­о­ло­ги­че­с­кий на­ци­о­на­лизм, да­рит ему то­ва­ри­щей по не­сча­с­тью и смяг­ча­ет пси­хо­ло­ги­че­с­кую трав­му чёр­но-бе­лой «пти­чь­е­с­ти».

На­до ска­зать, что го­ро­диш­ко, ко­вар­но при­ютив­ший по­слан­цев Гру­зии и Аб­ха­зии, от­ли­ча­ет­ся не­ве­ро­ят­ной же­с­то­ко­с­тью нра­вов. Это, со­глас­но Хер­сон­ско­му, до­ка­зы­ва­ет­ся тем, что «ев­ре­ев тут сро­ду не ви­де­ли, но не лю­бят, а впро­чем, тут ни­ко­го не лю­бят». Спо­ру нет, аб­со­лют­но жут­кое ме­с­то. Толь­ко пред­ставь­те се­бе, как вы с ут­ра до ве­че­ра ме­че­тесь по го­ро­ду, при­ста­вая то к од­но­му про­хо­же­му, то к дру­го­му: «Ев­ре­ев ви­дел? – Нет, не ви­дел. – А ты ви­дел? – И я не ви­дел. – А кто ви­дел? – Ни­кто не ви­дел. – А по­че­му вы их тог­да не лю­би­те? – Ко­го? – Ев­ре­ев. – А мы ни­ко­го не лю­бим. – Сов­сем ни­ко­го? – Сов­сем ни­ко­го». И в под­тверж­де­ние по­след­не­го те­зи­са – удар ар­ма­ту­рой по го­ло­ве и мас­саж рё­бер бо­тин­ка­ми «Dr. Martens».

Хо­тя Хер­сон­ский скрыл от чи­та­те­лей на­зва­ние го­род­ка, есть по­до­зре­ние, что сре­ди при­волж­ских або­ри­ге­нов он из­ве­с­тен под име­нем Скин­хе­до­при­го­нь­ев­ска. Но, с дру­гой сто­ро­ны, за­кра­ды­ва­ет­ся и бо­лее кра­моль­ная мысль: а не по­пал ли по­лу­кров­ка Хер­сон­ско­го в тай­ный тре­ни­ро­воч­ный ла­герь рус­ских «фо­шы­с­тов», за­ма­с­ки­ро­ван­ный под на­се­лён­ный пункт го­род­ско­го ти­па?

В эпо­ху «за­стоя» каж­дый во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль дол­жен был иметь в сво­ём ре­пер­ту­а­ре пес­ню, по­свя­щён­ную ли­бо борь­бе за мир, ли­бо уг­не­те­нию не­гров. По­эти­че­с­кой или му­зы­каль­ной цен­но­с­ти эти иде­о­ло­ги­че­с­ки вы­ве­рен­ные опу­сы, как пра­ви­ло, не пред­став­ля­ли, за­то обес­пе­чи­ва­ли одо­б­ре­ние про­грам­мы кол­лек­ти­ва ху­до­же­ст­вен­ным со­ве­том. Сти­хо­тво­ре­ние Бо­ри­са Хер­сон­ско­го – пря­мой на­след­ник по­доб­ных ре­пер­ту­ар­ных еди­ниц. Это всё та же «дол­ма­ту­сов­ская ошань», но толь­ко по­ме­щён­ная в оп­ра­ву мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной сти­хо­твор­ной фор­мы.


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования