Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 27.05.2011

Чего бы не добивался психоанализ

  Беседа философа и психотерапевта


 

Ва­дим Пе­т­ро­вич РУД­НЕВ (р. 1958) – со­вре­мен­ный рус­ский фи­ло­лог, фи­ло­соф, те­о­ре­тик пси­хи­а­т­рии. Уче­ник Ю.М. Лот­ма­на, М. Б. Га­с­па­ро­ва и В.Н. То­по­ро­ва. Ав­тор бо­лее де­сят­ка книг – по те­о­рии ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­со­фии, пси­хо­па­то­ло­гии (пси­хо­се­ми­о­ти­ке), сре­ди ко­то­рых «Вин­ни Пух и фи­ло­со­фия обы­ден­но­го язы­ка» (1994, 1996, 2001), «Мор­фо­ло­гия ре­аль­но­с­ти» (1996), «Эн­цик­ло­пе­ди­че­с­кий сло­варь куль­ту­ры XX ве­ка» (1997, 2001, 2009), «Прочь от ре­аль­но­с­ти» (2000), «Ме­та­фи­зи­ка фут­бо­ла» (2001), «Ха­рак­те­ры и рас­ст­рой­ст­ва лич­но­с­ти» (2002), «Бо­же­ст­вен­ный Лю­двиг: Вит­ген­штейн – фор­мы жиз­ни» (2002), «Тай­на ку­роч­ки Ря­бы» (2004), «Сло­варь бе­зу­мия» (2005), «Ди­а­лог с бе­зу­ми­ем» (2005), «Апо­ло­гия нар­цис­сиз­ма» и «Фи­ло­со­фия язы­ка и се­ми­оти­ка куль­ту­ры: Из­бран­ное» (2007), «Гур­д­жи­ев и со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия» (2010), «По­ли­фо­ни­че­с­кое те­ло» (2010), «Вве­де­ние в ши­зо­ре­аль­ность» (2011).











Ки­рилл Ев­ге­нь­е­вич ГО­РЕ­ЛОВ (р. 1973) – прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­те­ра­певт, учё­ный се­к­ре­тарь сек­ции те­ра­пии твор­че­с­ким са­мо­вы­ра­же­ни­ем Про­фес­си­о­наль­ной пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кой ли­ги. Он не по­хож на дру­гих пси­хо­те­ра­пев­тов и во­об­ще на дру­гих лю­дей. Тон­чай­ший врач-кли­ни­цист; ког­да го­во­рит о ме­ди­ци­не, за­ли­ва­ет­ся, как со­ло­вей; при этом очень скром­ный и пе­дан­тич­ный че­ло­век; лю­бит со­вет­ский фильм 1960-х го­дов «Вер­ные дру­зья» по сце­на­рию Алек­сан­д­ра Га­ли­ча; ве­рит в друж­бу.

 

 

 



 

Ва­дим Руд­нев: «Че­го бы не до­би­вал­ся пси­хо­ана­лиз, сре­да у не­го од­на – речь па­ци­ен­та». Это зна­ме­ни­тое вы­ска­зы­ва­ние Жа­ка Ла­ка­на мож­но при­ме­нить к лю­бо­му ти­пу пси­хо­те­ра­пии, да­же к са­мо­му ра­ди­каль­но­му. В ос­но­ве лю­бой пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кой ак­ции все­гда ле­жит ди­а­ло­ги­че­с­кое от­но­ше­ние меж­ду пси­хо­те­ра­пев­том и па­ци­ен­том. Дру­ги­ми сло­ва­ми, лю­бая пси­хо­те­ра­пия есть язы­ко­вая иг­ра в том смыс­ле, ко­то­рый при­дал это­му тер­ми­ну Лю­двиг Вит­ген­штейн. Но лю­бая иг­ра, будь то ис­по­ведь или адюль­тер, под­ра­зу­ме­ва­ет од­ну уни­вер­саль­ную осо­бен­ность – в иг­ре кто-то вы­иг­ры­ва­ет, а кто-то про­иг­ры­ва­ет. И уча­ст­ни­ки язы­ко­вой иг­ры – это все­гда в ка­ком-то смыс­ле ком­му­ни­ка­тив­ные со­пер­ни­ки. Пси­хо­те­ра­певт по­беж­да­ет в том слу­чае, ес­ли па­ци­ент вы­здо­рав­ли­ва­ет. Па­ци­ент по­беж­да­ет в том слу­чае, ес­ли он ос­та­ёт­ся боль­ным. Дав­но уже не се­к­рет, что во вза­и­мо­дей­ст­вии те­ра­пев­та и па­ци­ен­та каж­дый иг­ра­ет за се­бя. И врач не ме­нее от­ста­и­ва­ет своё здо­ро­вье в этой не­лёг­кой язы­ко­вой иг­ре (впер­вые об этом стал го­во­рить Юнг), чем па­ци­ент свою бо­лезнь.

Ки­рилл Го­ре­лов: Всё же, ког­да речь идёт о па­ци­ен­те, ко­то­рый «...по­беж­да­ет в том слу­чае, ес­ли он ос­та­ёт­ся боль­ным...», сло­во «по­беж­да­ет» сле­ду­ет по­ме­щать в ка­выч­ки. На­сто­я­щая по­бе­да па­ци­ен­та – есть по­бе­да над про­бле­мой. Это же и есть по­бе­да ра­бо­та­ю­ще­го с ним пси­хо­ло­га, пси­хо­те­ра­пев­та. Сто­ит ли здесь уда­лять­ся от ра­ци­о­наль­но­го во все­воз­мож­ные дву­смыс­лен­но­с­ти... И так всё очень не­про­сто... Ведь ино­гда не­вин­ная иг­ра по­ня­ти­я­ми мо­жет оча­ро­вать сво­ей ил­лю­зор­ной кра­со­той и не­за­мет­но уве­с­ти очень да­ле­ко от ре­аль­но­с­ти... А вы­ска­зы­ва­ния «ве­ли­ких и зна­ме­ни­тых» сто­ит все­гда ис­пы­ты­вать здра­вым смыс­лом, быть ос­то­рож­ным в по­ни­ма­нии кон­тек­с­та, в ко­то­ром по­яви­лись те или иные «гром­кие» из­ре­че­ния, афо­риз­мы про­шло­го. Ведь «ве­ли­кие»... то­же лю­ди, и всё ес­те­ст­вен­ное им не чуж­до, в том чис­ле и вы­ве­де­ние «уни­вер­са­лий» из су­гу­бо лич­но­го опы­та, и не­ко­то­рые пре­уве­ли­че­ния... Вспо­ми­наю, Ва­дим Пе­т­ро­вич, как один опыт­ный кол­ле­га в при­ват­ном раз­го­во­ре при­зна­вал­ся: «Нра­вит­ся мне Ла­кан, но, сколь­ко чи­таю его... до кон­ца не мо­гу по­нять, то ли я че­го-то не по­ни­маю, то ли пе­ре­во­ды та­кие, то ли пи­шет он так, что сам се­бе по­сто­ян­но про­ти­во­ре­чит...»

В.Р.: Ох, Ки­рилл Ев­ге­нь­е­вич, Ла­кан – «это моя боль». То­же ни­че­го по­нять не мо­гу, од­на­ко чи­таю всё рав­но. По­ли­фо­ни­че­с­кая лич­ность, ни­че­го не по­де­ла­ешь. Свёл 50-ми­нут­ный се­анс пси­хо­ана­ли­за до 10 ми­нут, а все всё рав­но к не­му ва­ли­ли на при­ём, так что он к кон­цу жиз­ни кол­лек­ци­о­ни­ро­вал зо­ло­тые слит­ки.

К.Г.: Каж­до­му своё... Счи­та­ет­ся, что Ла­кан в сво­ей прак­ти­че­с­кой и на­уч­ной де­я­тель­но­с­ти ре­ви­зо­вал фрей­дов­ский пси­хо­ана­лиз. Од­на­ко спо­соб «но­во­го про­чте­ния пси­хо­ана­ли­за» Ла­ка­ном на­столь­ко ме­та­фо­ри­чен, на­столь­ко на­гру­жен сим­во­лиз­мом... Та­кой осо­бый ка­нал вос­при­я­тия ре­аль­но­с­ти – ко­му-то чуж­дый, для ко­го-то близ­кий.

Но я про­дол­жу свою мысль.

С тем, что пси­хо­ло­гу, вра­чу-пси­хо­те­ра­пев­ту при­хо­дит­ся «от­ста­и­вать своё здо­ро­вье», в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, нель­зя не со­гла­сить­ся. В пер­вую оче­редь, от­ста­и­вать здо­ро­вье – как не­кую здо­ро­вую – здра­вую пси­хо­ло­ги­че­с­кую по­зи­цию, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо пред­ло­жить кли­ен­ту.

Ви­ди­те ли, ког­да один кли­ент её «ис­крен­не» от­вер­га­ет, и то же са­мое де­ла­ет дру­гой, тре­тий кли­ент за день, за ме­сяц (это и есть не­вро­ти­че­с­кое «со­про­тив­ле­ние» – ис­крен­нее пре­не­бре­же­ние здра­вым смыс­лом), и всё это про­дол­жа­ет­ся из го­да в год... у пси­хо­ло­га, пси­хо­те­ра­пев­та мо­жет за­ша­тать­ся поч­ва под но­га­ми. Поч­ва здра­во­го смыс­ла – сво­е­го соб­ст­вен­но­го пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го здо­ро­вья.

В.Р.: Ки­рилл Ев­ге­нь­е­вич, что вы име­е­те в ви­ду под «не­вро­ти­че­с­ким со­про­тив­ле­ни­ем», по­яс­ни­те, по­жа­луй­ста.

К.Г.: Де­ло в том, что по­рой (не все­гда!) ка­кая-то пси­хо­ло­ги­че­с­кая про­бле­ма, на­при­мер, ка­кая-ли­бо на­вяз­чи­вость, фор­ми­ру­ет­ся у стра­да­ю­ще­го че­ло­ве­ка с ус­лов­но «вы­год­ной» це­лью – «спа­с­ти» от бо­лее слож­ной ду­шев­ной бо­ли. «Спа­са­ет» она в том смыс­ле, что пе­ре­клю­ча­ет на се­бя вни­ма­ние... Пе­ре­во­дит его с ре­аль­ной, эмо­ци­о­наль­но не­вы­но­си­мой про­бле­мы на ре­аль­ную же, но тер­пи­мую...

Вот ушёл, на­при­мер, лю­би­мый че­ло­век... Кто-то мо­жет спра­вить­ся сам с по­доб­ной си­ту­а­ци­ей. А кто-то, бо­лее эмо­ци­о­наль­но ра­ни­мый или глу­бо­ко лю­бя­щий – не мо­жет до кон­ца пе­ре­жить слу­чив­ше­е­ся, му­ча­ет­ся страш­но, не спит, не ест, ни­че­го не мо­жет де­лать...

И вот «ни с то­го ни с се­го», «вдруг», по­яв­ля­ет­ся, на­при­мер, на­вяз­чи­вая по­треб­ность пе­ре­сту­пать тре­щин­ки на ас­фаль­те. С од­ной сто­ро­ны, име­ет­ся от­да­лён­ная сим­во­ли­че­с­кая связь: тре­щин­ки на ас­фаль­те – как тре­щин­ки жиз­ни, нель­зя на них на­сту­пать, что­бы не по­вто­ри­лась раз­лу­ка (ми­фо­ло­ги­че­с­кое мы­ш­ле­ние), «раз­ла­мы­ва­лись» свя­зи со зна­чи­мым че­ло­ве­ком. И в то же вре­мя не по­ки­да­ет чув­ст­во бес­смыс­лен­но­с­ти про­ис­хо­дя­ще­го... Это вну­т­рен­нее же­ла­ние пе­ре­сту­пать, пе­ре­пры­ги­вать тре­щи­ны на ас­фаль­те ме­ша­ет нор­маль­но пе­ре­дви­гать­ся по го­ро­ду... Од­на­ко по­про­буй­те-ка в про­цес­се пси­хо­те­ра­пии вы­ле­чить, «от­нять» толь­ко этот симп­том у кли­ен­та... Ему сра­зу ста­но­вит­ся ху­же в пла­не де­прес­сив­ных пе­ре­жи­ва­ний... Вот это и на­зы­ва­ют «не­вро­ти­че­с­ким со­про­тив­ле­ни­ем». Пре­одо­леть его и по-на­сто­я­ще­му по­мочь мож­но лишь в слу­чае на­ла­жи­ва­ния ис­крен­не­го пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го кон­так­та, вни­ма­тель­ной, без су­е­ты и спеш­ки, ка­че­ст­вен­ной ра­бо­ты с ос­нов­ной про­бле­мой.

В.Р.: Я вспо­ми­наю слу­чай, ко­то­рый рас­ска­зал мне пси­хо­лог Вя­че­слав Цап­кин. Па­ци­ент-анан­каст ви­дел грязь. «А где эта грязь, го­луб­чик?» – спро­сил его пси­хо­те­ра­певт. «На по­лу, док­тор! Это по­ло­вая грязь». А все­гда ли на­вяз­чи­во­с­ти свя­за­ны с сек­су­аль­но­с­тью? «Лек­ции» Фрей­да ак­ту­аль­ны по сей день?

К.Г.: Ко­неч­но. С от­дель­ны­ми уточ­не­ни­я­ми... Нам сле­ду­ет учи­ты­вать из­ме­не­ние со­ци­аль­но-куль­тур­ной сре­ды об­ще­ст­ва и се­мьи, «норм» и «за­пре­тов» со вре­мён Фрей­да.

В раз­ные ис­то­ри­че­с­кие от­рез­ки вре­ме­ни, в го­су­дар­ст­вах с раз­ны­ми куль­ту­ра­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми тра­ди­ци­я­ми при­чи­ны для стрес­со­вых пе­ре­жи­ва­ний су­ще­ст­вен­но раз­нят­ся. Не всё то, что по­рож­да­ет пси­хо­ло­ги­че­с­кое рас­ст­рой­ст­во в на­ча­ле XX ве­ка, име­ет тот же эф­фект в на­ча­ле XXI ве­ка.

Не­ко­то­рые, впол­не ре­а­ли­с­ти­че­с­кие при­ме­ры ин­тер­пре­та­ции не­вро­ти­че­с­ких пе­ре­жи­ва­ний кли­ен­тов З.Фрей­да, с точ­ки зре­ния дня се­го­дняш­не­го, мо­гут вы­гля­деть ус­лож­нён­ной ин­тер­пре­та­ци­ей про­зрач­ных «зем­ных ис­тин». Раз­ре­ше­ние ко­то­рых мо­жет быть най­де­но не в хо­де мно­го­лет­них пси­хо­ана­ли­ти­че­с­ких се­ан­сов, а бли­же, в ра­ци­о­наль­ном клю­че. На­при­мер, вот этот слу­чай:

З.Фрейд: «...Но осо­бен­но на­ша па­ци­ент­ка бо­я­лась, что ти­ка­ние ча­сов по­ме­ша­ет сну. Ти­ка­ние ча­сов мож­но срав­нить с пуль­са­ци­ей кли­то­ра при по­ло­вом воз­буж­де­нии. Из-за это­го не­при­ят­но­го ей ощу­ще­ния она дей­ст­ви­тель­но не­од­но­крат­но про­сы­па­лась...»

Ну ка­кое же это «не­при­ят­ное ощу­ще­ние»? Это «ещё од­на воз­мож­ность» ис­пы­тать при­ят­ное, в дан­ном слу­чае сла­до­ст­ра­ст­ное ощу­ще­ние. Ведь имен­но на­ли­чие «пуль­са­ции» яв­ля­ет­ся ба­зи­сом, не­об­хо­ди­мым ос­но­ва­ни­ем по­сле­ду­ю­щей, воз­мож­ной, сек­су­аль­ной раз­ряд­ки... Не бу­дет «ти­ка­нья», не ви­дать и «раз­ряд­ки». Есть «ти­ка­нье», но нет муж­чи­ны? Есть ру­ки. Пу­ри­тан­ская мо­раль «вре­мён Фрей­да»? Так ведь в том-то и де­ло, что она бы­ла пу­ри­тан­ской, ви­ди­мо­с­тью мо­ра­ли, мо­ра­лью «на пуб­ли­ку», а для «вну­т­рен­не­го упо­треб­ле­ния» не ис­поль­зо­ва­лась. Оно же, ощу­ще­ние раз­ряд­ки, да­ёт по­сле­ду­ю­щее фи­зи­о­ло­ги­че­с­кое, ес­те­ст­вен­ное утом­ле­ние, на фо­не ко­то­ро­го сон ста­но­вить­ся бо­лее же­лан­ным, креп­ким, здо­ро­вым (та па­ци­ент­ка, кро­ме про­че­го, жа­ло­ва­лась на бес­сон­ни­цу)…

В об­щем, в этом при­ме­ре ви­дит­ся до­ста­точ­но от­вле­чён­ное, с точ­ки зре­ния со­вре­мен­ных зна­ний о фи­зи­о­ло­гии че­ло­ве­ка, суж­де­ние док­то­ра Фрей­да. Что­бы по­мочь та­кой па­ци­ент­ке, до­ста­точ­но бы­ло бы на од­ном се­ан­се до­ве­ри­тель­но объ­яс­нить ей, что ни­че­го по­стыд­но­го «в этом нет». А ро­ди­те­лям по­со­ве­то­вать – бы­с­т­рее по­ды­с­кать де­вуш­ке... или про­сто по­мочь с вы­бо­ром при­лич­но­го же­ни­ха, коль ско­ро она сфор­ми­ро­ва­лась как жен­щи­на, и мо­ло­дое стра­ст­ное зре­лое те­ло тре­бу­ет люб­ви, ла­с­ки, ра­до­с­ти ма­те­рин­ст­ва.

И ещё ро­ди­те­лям «втык» – вос­пи­та­ни­ем де­тей на­до за­ни­мать­ся! По­че­му де­вуш­ка ста­но­вит­ся зре­лой жен­щи­ной, а по пси­хо­ло­ги­че­с­ко­му раз­ви­тию ос­та­ёт­ся «ре­бён­ком» или стре­мит­ся всё ещё за­дер­жать­ся «в де­тях». И не на­до тут це­ли­ком всю ви­ну «ва­лить» на ге­не­ти­че­с­ки пре­до­пре­де­лён­ный ха­рак­тер.

В.Р.: А я, на­при­мер, не мо­гу за­снуть при ти­ка­нье ча­сов и вы­но­шу их в дру­гую ком­на­ту. Здесь у каж­до­го по-сво­е­му. По­че­му сра­зу на­ду­ман­ность? По-мо­е­му, нет.

К.Г.: Так ведь «ти­ка­нье ча­сов» мы име­ем пра­во рас­сма­т­ри­вать и без обя­за­тель­ных пси­хо­ана­ли­ти­че­с­ких по­ст­ро­е­ний, оно впол­не по­нят­но мо­жет раз­дра­жать че­ло­ве­ка пе­ре­утом­лён­но­го, пы­та­ю­ще­го­ся со­сре­до­то­чить­ся на ка­ком-ли­бо слож­ном рас­суж­де­нии и т.д.

«На­ду­ман­ность» в том смыс­ле, ес­ли мы во вся­ком «ти­ка­нье» бу­дем ра­зы­с­ки­вать пси­хо­ана­ли­ти­че­с­кий сек­су­аль­ный под­текст или ес­ли бу­дем в каж­дой обы­ден­ной де­та­ли жиз­ни об­ли­гат­но ис­кать «слож­но­с­ти».

В.Р.: А по­че­му вы так не лю­би­те Фрей­да? Вен­ский шар­ла­тан, как на­звал его На­бо­ков?

К.Г.: Ни в ко­ем слу­чае! Фрейд – ве­ли­кая фи­гу­ра, че­ло­век, обес­пе­чив­ший воз­мож­ность на­уке о пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка под­нять­ся ещё на од­ну сту­пень...

Но лю­бая пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кая школ, всё-та­ки лишь до­пол­ня­ет дру­гие пси­хо­ло­ги­че­с­кие, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кие на­прав­ле­ния. По­ка­зы­ва­ет «ещё од­ну воз­мож­ную при­чи­ну» пси­хо­ло­ги­че­с­ких про­блем, труд­но­с­тей, «ещё од­ну воз­мож­ность» по­нять, по­мочь че­ло­ве­ку раз­ви­вать­ся, справ­лять­ся с ду­шев­ны­ми стра­да­ни­я­ми. От­кры­ва­ет­ся ещё один путь. Но бы­ло бы ошиб­кой ут­верж­дать, что «те­перь» най­ден путь еди­ный – ис­тин­ный...

В.Р.: Фрейд по­да­рил че­ло­ве­че­ст­ву под­лин­ное дет­ст­во (Со­сланд), а не то су­саль­ное дет­ст­во, ко­то­рое бы­ло до не­го. С эди­по­вым ком­плек­сом, с ораль­ной и ана­ль­ной фик­са­ци­ей, с нар­цис­сиз­мом.

К.Г.: Имен­но так, «Фрейд по­да­рил» нам цен­но­ст­ную пси­хо­ло­ги­че­с­кую мо­дель... Но всё же, – ещё од­ну мо­дель... Не от­ни­май­те же у дру­го­го че­ло­ве­ка, вос­при­ни­ма­ю­ще­го мир ина­че, его мо­дель «су­саль­но­го дет­ст­ва». Ко­то­рая имен­но для не­го, ин­ди­ви­ду­аль­но – мо­жет быть ис­тин­нее, прав­ди­вее. Но я опять про­дол­жу, ес­ли поз­во­ли­те.

Рис. Андрея БУЗОВА
Рис. Андрея БУЗОВА

Есть так­же у че­ло­ве­ка впол­не оп­ре­де­лён­ный про­цент пси­хо­ло­ги­че­с­ких черт, не за­ви­ся­щий пря­мо от ге­не­ти­че­с­ких ос­нов. Но – при­об­ре­та­е­мый в про­цес­се им­прин­тин­га – без­рас­суд­но­го «впе­ча­ты­ва­ния» – ко­пи­ро­ва­ния по­ве­де­ния ро­ди­те­лей в ран­нем воз­ра­с­те. И ес­ли тут ро­ди­те­ли ве­дут се­бя дез­адап­тив­но, ре­бё­нок «впи­ты­ва­ет» та­кое по­ве­де­ние, за­пе­чат­ля­ет его – как нор­му для се­бя в бу­ду­щем. А по­том «кла­дёт по­душ­ки ром­бом», «вы­но­сит ча­сы» и т.п. Это – пер­вое.

И вто­рое – под­прав­лять на­до сла­бые от при­ро­ды «ме­с­та» в ха­рак­те­ре сво­их де­тей. А это, ко­неч­но, труд­но, тре­бу­ет уси­лий, люб­ви к сво­им де­тям, же­ла­ния за­ни­мать­ся ими не фор­маль­но, а по-на­сто­я­ще­му, ис­крен­не, за­ин­те­ре­со­ван­но, ВСЁ ВРЕ­МЯ. А ко­ли ро­ди­те­ли эго­ис­ты, ес­ли па­па­ша рвёт­ся в кар­точ­ный клуб или в паб, а ма­ма – в гос­ти да в те­атр, а ре­бё­нок на вос­пи­та­нии у гу­вер­нё­ров да про­чих «учи­те­лей», у чу­жих дя­дек и тё­ток... Что они мо­гут дать сво­им по­до­печ­ным, «су­хие» фор­му­лы, ме­ха­ни­с­ти­че­с­кие на­вы­ки?! Смо­гут ли, за­хо­тят ли про­ве­рить серд­цем сво­им, что по-на­сто­я­ще­му нуж­но этим, чу­жим для них, де­тям?! Ско­рее все­го, «от­ба­ра­ба­нят» им свой пред­мет, ка­кой-ни­будь «фран­цуз­ский язык» или «урок ма­нер, тан­ца», и всё...

Так вот, у ме­ня во­прос, за­ни­ма­лись ли эти ро­ди­те­ли сво­и­ми де­ть­ми, всё ли они сде­ла­ли, что мог­ли, для их бу­ду­ще­го гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия? Или за­ни­ма­лись и про­дол­жа­ют за­ни­мать­ся со­бой?! Не за­чи­на­ли ли они свою дочь по­сле па­ры бу­ты­лок шам­пан­ско­го, бро­си­ла ли бе­ре­мен­ная же­на – бу­ду­щая мать – ку­рить, не от­ка­зы­ва­ла ли са­ма се­бе в пи­ще ра­ди же­ла­ния ос­та­вать­ся строй­но-при­вле­ка­тель­ной во вре­мя бе­ре­мен­но­с­ти, не бро­си­ла ли корм­ле­ния груд­ным мо­ло­ком сво­ей до­че­ри ра­ди со­хра­не­ния «кра­со­ты бю­с­та»? А те­перь вот при­гла­ша­ют док­то­ра Фрей­да «ис­прав­лять»?! Вот так стро­го я бы спро­сил со всей се­мьи.

В.Р.: Ког­да Йо­зеф Брей­ер и Фрейд на­ча­ли ле­чить сво­их ис­те­ри­чек, они при­ду­ма­ли но­вую и ув­ле­ка­тель­ную язы­ко­вую иг­ру, иг­рать в ко­то­рую бы­ло не­лег­ко, но ко­то­рая не­о­жи­дан­но су­ли­ла боль­шие вы­иг­ры­ши. С это­го вре­ме­ни про­шло бо­лее ста лет, мно­гое из­ме­ни­лось, из­ме­ни­лась тех­ни­ка, у пси­хо­ана­ли­за по­яви­лись се­рь­ёз­ные со­пер­ни­ки – дру­гие пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кие язы­ко­вые иг­ры, сре­ди них та­кие лег­ко­мыс­лен­ные и ком­мер­че­с­кие, как NLP, как из­ве­ст­но, обе­ща­ю­щее из­ле­чить тя­жё­ло­го ка­та­то­ни­ка за три ми­ну­ты. Но глав­ное ос­та­лось преж­ним: пси­хо­те­ра­певт и кли­ент как бы­ли, так и ос­та­лись со­пер­ни­ка­ми, да­же вра­га­ми...

К.Г.: Всё же бу­ду на­ста­и­вать на том, как я это по­ни­маю, чув­ст­вую, что ес­ли пси­хо­те­ра­певт и па­ци­ент в ка­ком-то смыс­ле и есть со­пер­ни­ки, то всё же – «со­пер­ни­ки», в ка­выч­ках. Струк­ту­ра пси­хо­ло­ги­че­с­ких рас­ст­ройств со вре­мён Зиг­мун­да Фрей­да не из­ме­ни­лась, так как за эти го­ды прин­ци­пи­аль­но не из­ме­нил­ся сам че­ло­век, его стра­с­ти и вле­че­ния, его эмо­ци­о­наль­ность, ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­с­ти. Фрейд ча­с­то пи­сал об ис­те­рии ско­рее по­то­му, что су­ще­ст­вен­ной ча­с­тью его па­ци­ен­тов бы­ли имен­но стра­да­ю­щие ис­те­ро-де­мон­ст­ра­тив­ны­ми рас­ст­рой­ст­ва­ми. Кста­ти, их бы­ло не так мно­го, что­бы су­дить о ста­ти­с­ти­ке пси­хо­ло­ги­че­с­ких рас­ст­ройств в об­ще­ст­ве. За год мог­ло быть все­го 50–70 че­ло­век – ос­нов­ной ко­с­тяк ана­ли­ти­че­с­ких па­ци­ен­тов. Не­ра­бо­та­ю­щие, пси­хо­ло­ги­че­с­ки яр­кие, рас­по­ла­га­ю­щие сво­бод­ным вре­ме­нем жен­щи­ны из бо­га­тых се­мей, ко­то­рые мог­ли поз­во­лить се­бе ле­че­ние у из­ве­ст­но­го док­то­ра. Ведь ана­ли­ти­че­с­кие се­ан­сы пред­пи­сы­ва­лись Фрей­дом по 4–5 раз в не­де­лю, и сто­и­ли до­воль­но не­дё­ше­во. Ис­сле­до­ва­те­ли фи­нан­со­вой сто­ро­ны жиз­ни Фрей­да (Крист­фрид Тё­гель и др.) по­ка­за­ли, что го­но­ра­ры док­то­ра со­став­ля­ли око­ло 100 гуль­де­нов за ра­бо­чий день (25 000 в год, в то вре­мя как про­жи­точ­ный ми­ни­мум со­став­лял 630 гуль­де­нов в год!).

В.Р.: Да, день­ги, день­ги… Все в на­ше вре­мя толь­ко о день­гах. Да­вай­те о ду­ше по­ду­ма­ем. Вот в 1971 го­ду вы­шла кни­га зна­ме­ни­то­го пси­хо­те­ра­пев­та, пред­ста­ви­те­ля ан­ти­пси­хи­а­т­ри­че­с­ко­го на­прав­ле­ния То­ма­са Са­са «Миф ду­шев­ной бо­лез­ни». В сво­ей кни­ге на но­вом вит­ке То­мас Сас ут­верж­да­ет, что ис­те­ри­ки всё же что-то вро­де си­му­лян­тов. Вер­нее, их не­дуг не но­сит ха­рак­те­ра бо­лез­ни в точ­ном смыс­ле это­го сло­ва. Ско­рее, они поль­зу­ют­ся дру­гим язы­ком, ико­ни­че­с­ким – ис­те­ри­че­с­кие стиг­мы: па­ре­зы, ас­та­зия-аба­зия, му­тизм и т.д. – суть со­об­ще­ния на ико­ни­че­с­ком язы­ке. На­при­мер, ког­да че­ло­век не мо­жет хо­дить, он тем са­мым со­об­ща­ет сво­е­му ком­му­ни­кан­ту: «Ви­дишь, как мне пло­хо, я да­же не мо­гу сто­ять на но­гах», ес­ли у ис­те­ри­ка му­тизм, он этим хо­чет пе­ре­дать ин­фор­ма­цию: «Мне так пло­хо, что я да­же не мо­гу го­во­рить». За­да­ча пси­хо­те­ра­пев­та в этом слу­чае не вы­ле­чить боль­но­го, а пе­ре­ко­ди­ро­вать ико­ни­че­с­кое по­сла­ние на обыч­ный язык вер­баль­ных сим­во­лов. Ког­да он это сде­ла­ет, то есть ког­да по­сла­ние бу­дет рас­ши­ф­ро­ва­но, «бо­лезнь» прой­дёт.

К.Г.: Ду­маю, что со­глас­но со­вре­мен­но­му клас­си­че­с­ко­му пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­му под­хо­ду – для то­го, что­бы «бо­лезнь про­шла», рас­ши­ф­ро­вать по­сла­ние на «ико­ни­че­с­ком язы­ке» бу­дет ма­ло...

Ког­да че­ло­век, склон­ный к так на­зы­ва­е­мо­му кон­вер­си­он­но­му пре­вра­ще­нию пси­хо­ло­ги­че­с­ких пе­ре­жи­ва­ний в фи­зи­че­с­кую боль, или склон­ный к вы­тес­не­нию «не­угод­ных – не­удоб­ных» мыс­лей, осо­зна­ёт, хо­тя бы ча­с­тич­но, се­бя, свои пси­хо­ло­ги­че­с­кие осо­бен­но­с­ти, смысл сво­ей бо­лез­нен­ной ком­му­ни­ка­ции... это ещё по­ло­ви­на де­ла. А вот ес­ли пси­хо­лог или пси­хо­те­ра­певт смо­жет по­мочь та­ко­му кли­ен­ту осо­знать мо­ти­ва­цию для соб­ст­вен­ных из­ме­не­ний... или вы­ст­ро­ить – сфор­ми­ро­вать её (за не­име­ни­ем та­ко­вой)... вот тог­да эф­фект те­ра­пии бу­дет бо­лее ощу­ти­мым, яв­ным, дол­го­вре­мен­ным.

Хо­ро­шим ба­зи­сом для по­ст­ро­е­ния мо­ти­ва­ций яв­ля­ет­ся изу­че­ние се­бя, сво­е­го ха­рак­те­ра, зна­ние о сво­их «силь­ных» и «сла­бых» сто­ро­нах. Хо­ро­ший кон­суль­тант да­ёт «удоч­ку», а не «ры­бу», по­мо­гая здесь сво­е­му кли­ен­ту ста­но­вить­ся «не­мно­го про­фес­си­о­на­лом, спе­ци­а­ли­с­том» для са­мо­го се­бя. Это поз­во­ля­ет мень­ше нуж­дать­ся в по­сто­рон­ней по­мо­щи в бу­ду­щем.

В.Р.: Ещё бо­лее ра­ди­каль­ный па­фос от­ри­ца­ния тра­ди­ци­он­но­го по­ни­ма­ния ду­шев­ной бо­лез­ни со­дер­жит­ся в зна­ме­ни­той кни­ге ос­но­ва­те­ля ан­ти­пси­хи­а­т­рии Ро­наль­да Лэйн­га «Рас­ко­ло­тое Я». В ней Лэйнг го­во­рит о том, что ши­зо­фре­ни­ки го­раз­до бо­лее при­вле­ка­тель­ные лю­ди, чем их вра­чи, про­сто это лю­ди с дру­гим ми­ром, к ко­то­рым на­до под­хо­дить с мер­ка­ми это­го дру­го­го ми­ра. Он при­во­дит при­мер, ког­да Эмиль Кре­пе­лин гру­бо ос­ма­т­ри­ва­ет пси­хи­че­с­кую боль­ную: «Гос­по­да, слу­чаи, ко­то­рые я пред­ла­гаю вам, весь­ма лю­бо­пыт­ны. Пер­вой вы уви­ди­те слу­жан­ку двад­ца­ти че­ты­рёх лет, об­лик ко­то­рой вы­да­ёт силь­ное ис­то­ще­ние. Не­смо­т­ря ни на что па­ци­ент­ка по­сто­ян­но на­хо­дит­ся в дви­же­нии, де­лая по не­сколь­ко ша­гов то впе­рёд, то на­зад; она за­пле­та­ет ко­сы, рас­пу­щен­ные за ми­ну­ту до это­го. При по­пыт­ке ос­та­но­вить её мы стал­ки­ва­ем­ся с не­о­жи­дан­но силь­ным со­про­тив­ле­ни­ем: ес­ли я встаю пе­ред ней, вы­ста­вив ру­ки, что­бы ос­та­но­вить её, и ес­ли она не мо­жет ме­ня обой­ти, она вне­зап­но на­ги­ба­ет­ся и про­ска­ки­ва­ет у ме­ня под ру­кой, что­бы про­дол­жить свой путь. Ес­ли её креп­ко дер­жать, то обыч­но гру­бые, не­вы­ра­зи­тель­ные чер­ты её ли­ца ис­ка­жа­ют­ся и она на­чи­на­ет пла­кать до тех пор, по­ка её не от­пу­с­ка­ют. Мы так­же за­ме­ти­ли, что она дер­жит ку­сок хле­ба в ле­вой ру­ке так, что его со­вер­шен­но не­воз­мож­но у неё от­нять. <…> Ес­ли вы ко­ле­те её игол­кой в лоб, она не мор­га­ет и не от­во­ра­чи­ва­ет­ся и ос­тав­ля­ет игол­ку тор­чать изо лба, что не ме­ша­ет ей не­ус­тан­но хо­дить взад-впе­рёд».

А те­перь ком­мен­та­рий Лэйн­га:

«Вот муж­чи­на и де­вуш­ка. Ес­ли мы смо­т­рим на си­ту­а­цию с точ­ки зре­ния Кре­пе­ли­на, всё – на ме­с­те. Он – здо­ров, она – боль­на; он – ра­ци­о­на­лен, она – ир­ра­ци­о­наль­на. Из это­го сле­ду­ет взгляд на дей­ст­вия па­ци­ент­ки вне кон­тек­с­та си­ту­а­ции, ка­кой она её пе­ре­жи­ва­ет. Но ес­ли мы возь­мём дей­ст­вия Кре­пе­ли­на (вы­де­лен­ные в ци­та­те) – он пы­та­ет­ся её ос­та­но­вить, сто­ит пе­ред ней, вы­ста­вив впе­рёд ру­ки, пы­та­ет­ся вы­рвать у неё из ру­ки ку­сок хле­ба, вты­ка­ет ей в лоб игол­ку и т.п. – вне кон­тек­с­та си­ту­а­ции, пе­ре­жи­ва­е­мой и оп­ре­де­ля­е­мой им, то на­сколь­ко не­о­быч­ны­ми они яв­ля­ют­ся!»

В сущ­но­с­ти, су­мас­шед­ший и врач ме­ня­ют­ся ме­с­та­ми. Со­глас­но ком­мен­та­рию Лэйн­га как су­мас­шед­ший ве­дёт се­бя ско­рее Кре­пе­лин. Па­фос апо­ло­гии ду­шев­ных бо­лез­ней вплоть до их от­ри­ца­ния, как в кни­ге То­ма­са Са­са, от­ра­зил­ся в та­ком про­из­ве­де­нии, как «По­лёт над гнез­дом ку­куш­ки» Ке­на Ки­зи (и осо­бен­но в его зна­ме­ни­той эк­ра­ни­за­ции с Дже­ком Ни­кол­со­ном в глав­ной ро­ли). Но из­ве­ст­но, что при­зыв ан­ти­пси­хи­а­т­ров за­крыть пси­хуш­ки и вы­пу­с­тить боль­ных ни к че­му хо­ро­ше­му не при­вёл, на­при­мер, уча­с­ти­лись са­мо­убий­ст­ва. Как со­ци­аль­ный про­ект ан­ти­пси­хи­а­т­рия по­тер­пе­ла по­ра­же­ние. Го­во­ря о «По­лё­те над гнез­дом ку­куш­ки», мы от­ме­тим од­ну па­ра­док­саль­ную и уни­вер­саль­ную осо­бен­ность – пси­хи­че­с­кие боль­ные не хо­тят вы­здо­рав­ли­вать (поч­ти все боль­ные в опи­сан­ной в кни­ге и филь­ме ле­чеб­ни­це со­дер­жат­ся там до­б­ро­воль­но и не хо­тят ухо­дить от­ту­да). Всем из­ве­ст­но пси­хо­ана­ли­ти­че­с­кое вы­ра­же­ние «бег­ст­во в бо­лезнь». По­че­му же ду­шев­но­боль­ные не хо­тят вы­здо­рав­ли­вать? По­то­му что боль­ным быть вы­год­нее, чем здо­ро­вым. Рент­ный ха­рак­тер ду­шев­ных бо­лез­ней под­чёр­ки­вал­ся ещё Фрей­дом. Но это не вся прав­да. Со­глас­но воз­зре­ни­ям, ко­то­рых при­дер­жи­ва­ем­ся мы, ду­шев­но­боль­ные не хо­тят вы­здо­рав­ли­вать, по­то­му что они не мо­гут вы­здо­ро­веть.

К.Г.: Ме­ди­ци­на за про­шед­шие го­да пре­тер­пе­ла боль­шие из­ме­не­ния... во всех сфе­рах, в том чис­ле и в об­ла­с­ти ду­шев­но­го здо­ро­вья. «Игол­кой в лоб» сей­час ни­кто не ко­лет, и «хлеб не от­ни­ма­ет», что­бы ди­а­гно­с­ти­ро­вать со­сто­я­ние, да­же в очень тя­жё­лых слу­ча­ях. Ког­да-то и про­стой ка­ри­ес ле­чи­ли уда­ле­ни­ем зу­ба... С тех пор мно­гое из­ме­ни­лось в на­шем по­ни­ма­нии бо­лез­ней. В ча­ст­но­с­ти, пси­хо­ло­ги­че­с­ких про­блем и рас­ст­ройств...

Те­зис о том, что боль­ные с тя­жё­лы­ми, уже – пси­хи­а­т­ри­че­с­ки­ми рас­ст­рой­ст­ва­ми не хо­тят вы­здо­рав­ли­вать, яв­ля­ет­ся от­ча­с­ти чрез­мер­ным обоб­ще­ни­ем, от­ча­с­ти за­блуж­де­ни­ем.

Мно­гие боль­ные, да­же с очень тя­жё­лы­ми пси­хи­а­т­ри­че­с­ки­ми ди­а­гно­за­ми, до­ве­ри­тель­но го­во­рят о том, что «хо­те­ли бы быть здо­ро­вы­ми», «хо­те­ли бы хо­теть». Тя­го­тят­ся, на­при­мер, бо­лез­нен­ным бес­чув­ст­ви­ем или му­чи­тель­ной ду­шев­ной бо­лью де­прес­сии, ко­то­рая, по их при­зна­нию, тя­же­лее са­мой изо­щ­рён­ной, ис­пы­ты­ва­е­мой ра­нее фи­зи­че­с­кой бо­ли... И имен­но из-за этой не­пе­ре­но­си­мой ду­шев­ной бо­ли, а не толь­ко от, на­при­мер, ус­т­ра­ша­ю­щих гал­лю­ци­на­ций при пси­хо­зах, по­рой стре­мят­ся све­с­ти счё­ты с жиз­нью.

Имен­но здесь не­по­ко­ле­би­мая (здра­вая, ра­ци­о­наль­ная, ос­но­ван­ная на кли­ни­че­с­ких зна­ни­ях) уве­рен­ность вра­ча в том, что па­ци­ент хо­тел по­кон­чить не с жиз­нью, а с «та­кой жиз­нью», та­кой, ка­кой он ощу­ща­ет её сквозь бо­лез­нен­но ис­ка­жён­ные чув­ст­ва, сквозь при­ступ пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го рас­ст­рой­ст­ва (вре­мен­ный!), мо­жет пе­ре­дать­ся от пси­хо­те­ра­пев­та боль­но­му. Мо­жет вну­шить ему не­до­ста­ю­щую на­деж­ду, с ко­то­рой он, ско­рее все­го, и го­тов «до­жить», «до­тер­петь» до вы­здо­ров­ле­ния... Или до обе­щан­но­го улуч­ше­ния сво­е­го со­сто­я­ния. Что все­гда воз­мож­но, да­же в са­мых слож­ных слу­ча­ях.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования