Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 27.05.2011

Быть самим собой

 Бук­валь­но толь­ко что в сто­лич­ном из­да­тель­ст­ве «Экс­мо» вы­шел сбор­ник по­ве­с­тей Ев­ге­ния Але­хи­на под об­щим на­зва­ни­ем «Тре­тья шта­ни­на». Как ука­за­но в ан­но­та­ции к кни­ге, «Ев­ге­ний Але­хин ро­дил­ся в го­ро­де Ке­ме­ро­ве, к 25 го­дам ус­пел по­сту­пить и бро­сить не­сколь­ко ву­зов, сме­нить де­ся­ток про­фес­сий, снять­ся в док­ки­но, опуб­ли­ко­вать про­зу во мно­гих тол­стых жур­на­лах, про­жи­вая по­оче­рёд­но в трёх сто­ли­цах Рос­сии».

От се­бя до­ба­вим, что Але­хин – об­ла­да­тель спе­ци­аль­но­го при­за «Го­лос по­ко­ле­ния» в рам­ках пре­мии «Де­бют» (2004), фи­на­лист Бу­нин­ской пре­мии (2008) в но­ми­на­ции «От­кры­тие го­да» и пре­мии «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» (2010) с «Гра­ни­ца­ми пер­во­го уров­ня», от­кры­ва­ю­щи­ми сбор­ник. Дру­гие две по­ве­с­ти сбор­ни­ка – «335», по но­ме­ру ком­на­ты в об­ще­жи­тии, где раз­во­ра­чи­ва­ют­ся ос­нов­ные со­бы­тия тек­с­та, и «Тре­тья шта­ни­на», дав­шая на­зва­ние все­му сбор­ни­ку.

Ли­ри­че­с­кий ге­рой – вот что объ­е­ди­ня­ет все эти ис­то­рии. Сю­же­ты, из­ло­жен­ные про­стым язы­ком, ино­гда и во­все пе­ре­хо­дя­щим в пунк­тир, как это ни уди­ви­тель­но, со­зда­ют осо­бую ма­гию, вы­ст­ра­и­ва­ют в го­ло­ве чи­та­те­ля цель­ный об­раз про­ис­хо­дя­ще­го со все­ми воз­мож­ны­ми по­лу­то­на­ми.

Ге­рой этот, на мой взгляд, не­что сред­нее меж­ду Ар­ту­ро Бан­ди­ни из «До­ро­ги на Лос-Ан­д­же­лес» Джо­на Фан­те, Ива­на Ми­ро­шни­ко­ва из шах­на­за­ров­ско­го «Ку­рь­е­ра» и Ро­бер­та из по­ве­с­ти «За­гнан­ных ло­ша­дей при­ст­ре­ли­ва­ют, не прав­да ли?» Хо­ра­са Мак­коя. Он та­кой же оди­но­кий, как Ар­ту­ро, но уве­рен­ный в се­бе и в сво­ём пи­са­тель­ском пред­наз­на­че­нии; ча­с­то не­по­нят­ный, как Иван; но всё же, от­ча­ян­но стис­нув зу­бы, как Ро­берт, про­дол­жа­ю­щий уча­ст­во­вать в ка­жу­щем­ся бес­ко­неч­ным тан­це­валь­ном ма­ра­фо­не под на­зва­ни­ем «жизнь».

«Я уже ви­дел се­бя ра­бо­чим че­ло­ве­ком, – пи­шет он в «Тре­ть­ей шта­ни­не», – я меч­тал на­то­чить свой вну­т­рен­ний стер­жень, уз­нать лю­дей та­ки­ми, ка­кие они есть в жиз­ни. А си­дя в ау­ди­то­рии, жиз­ни не по­ешь, так ду­мал я, по­это­му, ког­да ме­ня ещё плюс бро­си­ла де­вуш­ка, я стра­дал, как три­с­та уни­жен­ных, но где-то в ду­ше я на­слаж­дал­ся, я ли­ко­вал по­явив­шей­ся воз­мож­но­с­ти стать оди­ноч­кой, ведь те­перь я от­вя­жу тро­сы и от­прав­люсь в пу­те­ше­ст­вие, из ко­то­ро­го вер­нусь на­сто­я­щим му­жи­ком».

Ув­лечь­ся твор­че­ст­вом Але­хи­на лег­ко, оно под­ку­па­ет кри­с­таль­ной че­ст­но­с­тью и ви­ди­мой про­сто­той, ко­то­рая тут же на­хо­дит от­клик в серд­це. Этой ду­хов­ной свя­зи не ме­ша­ют ни на­ту­ра­ли­с­ти­че­с­кое опи­са­ние не­ко­то­рых со­бы­тий, слу­ча­ю­щих­ся в жиз­ни мо­ло­дых, ни лек­си­ка, ко­то­рую при­ня­то на­зы­вать об­сцен­ной.

«Из­ви­ни­те, что я ру­га­юсь, – пи­шет Але­хин под за­на­вес «335», – я хо­тел бы без ма­тов, но это слиш­ком слож­но. Сло­во на­ду­рил тут не по­дой­дёт. А дру­гих с по­доб­ным зна­че­ни­ем не мо­гу сей­час вспом­нить. А на­счёт то­го, что пер­со­на­жи ма­те­рят­ся, я не ви­но­ват».

Про­ник­нуть­ся, про­пи­тать­ся эти­ми ис­то­ри­я­ми лег­ко, а вот вы­сво­бо­дить­ся по­том из-под их вли­я­ния не­про­сто. Але­хин по­ра­бо­тал на сла­ву: ес­ли ты про­чёл его де­бют­ную кни­гу, ка­чай му­зы­каль­ные аль­бо­мы; на­слу­шал­ся му­зы­ки, лезь в «Жур­наль­ный зал», чи­тай рас­ска­зы; на­чи­тал­ся рас­ска­зов, смо­т­ри его кли­пы на youtube и да­лее по кру­гу.

Ев­ге­нию уда­лось най­ти в се­бе си­лы спрыг­нуть с по­ез­да под на­зва­ни­ем «обы­ден­ная жизнь» и пой­ти сквозь гу­с­той лес од­но­му ему ве­до­мой до­ро­гой. Сю­же­ты – все­го лишь кон­ст­рук­ция, ко­то­рая скры­ва­ет под со­бой глу­бин­ные смыс­лы и тя­жё­лые мыс­ли. Мни­мая уве­рен­ность в се­бе сме­ня­ет­ся дет­ским стра­хом пе­ред жиз­нью, не­воз­мож­но­с­тью не­сти от­вет­ст­вен­ность и со­вер­шать по-на­сто­я­ще­му муж­ские по­ступ­ки. А за­тем ге­рой сно­ва оку­на­ет­ся в борь­бу, и его уве­рен­ность в се­бе креп­нет, и то­чит­ся вновь вну­т­рен­ний стер­жень.

«Я же не знал, ку­да се­бя деть. Вдруг она вот-вот пой­мёт, что я – это все­го лишь я? Что я не на­сто­я­щий муж­чи­на, ко­то­рый бу­дет бе­речь её, что я все­го лишь п...­дюк, пусть и с низ­ким го­ло­сом».

Ев­ге­ний Але­хин – на­сто­я­щий ге­рой сво­е­го вре­ме­ни, пе­чаль­ный и оди­но­кий, но от это­го толь­ко бо­лее при­вле­ка­тель­ный. Из всех ро­лей, пред­ло­жен­ных мо­ло­до­му че­ло­ве­ку в ны­неш­нем об­ще­ст­ве, Але­хин не бо­ит­ся сы­г­рать са­мую слож­ную – быть са­мим со­бой.

Его при­мер мо­жет вдох­но­вить на ка­кие-то ис­ка­ния мно­гих мо­ло­дых, не зна­ю­щих, что де­лать со сво­и­ми жиз­ня­ми. А по­том, воз­мож­но, ког­да-ни­будь им удаст­ся со­вер­шить что-ни­будь ве­ли­кое. Кто зна­ет.

Ну а «ес­ли ни­че­го не до­бить­ся», как по­ёт­ся в тре­ке «Про­гул­ка» му­зы­каль­ной груп­пы Але­хи­на «Ноч­ные груз­чи­ки»:

 

не­пло­хо ид­ти сво­ей до­ро­гой

ни­ко­го не тро­гать

как буд­то на соб­ст­вен­ной

ма­лень­кой пла­не­те

про­сто здесь про­жить

ти­хо-спо­кой­но эту жизнь.

 


Ев­ге­ний Але­хин. Тре­тья шта­ни­на. – М.: Экс­мо, 2011.



Арслан ХАСАВОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования