Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 27.05.2011

Дерзать или лизать

 9. Два не­со­сто­яв­ших­ся сим­во­ла га­зе­ты

 

Боль­шие име­на «Ли­те­ра­ту­ру и жизнь» прак­ти­че­с­ки не ба­ло­ва­ли. Не счи­тать же ве­ли­ки­ми пи­са­те­ля­ми Все­во­ло­да Ко­че­то­ва, Ле­о­ни­да Со­бо­ле­ва, Ар­ка­дия Пер­вен­це­ва, Сер­гея Сар­та­ко­ва или Ми­ха­и­ла Алек­се­е­ва. Из круп­ных ху­дож­ни­ков в га­зе­те в пер­вые го­ды её су­ще­ст­во­ва­ния по од­но­му-два ра­за вы­сту­пи­ли лишь Алек­сандр Твар­дов­ский, Кор­ней Чу­ков­ский, Ле­о­нид Ле­о­нов да Кон­стан­тин Фе­дин (здесь ещё, на­вер­ное, сто­ит упо­мя­нуть Оль­гу Берг­гольц и Кон­стан­ти­на Си­мо­но­ва, хо­тя тот же Си­мо­нов был ско­рее всё-та­ки функ­ци­о­не­ром, не­же­ли ма­с­те­ром). Да, ещё как-то дал ре­дак­ции ин­тер­вью Илья Эрен­бург, но её тут же не­при­лич­но одёр­нул в сво­ей про­ра­бо­точ­ной ста­тье пар­тий­ный ко­мис­сар Алек­сандр Дым­шиц.

Вячеслав ОГРЫЗКО
Вячеслав ОГРЫЗКО

Так вот, го­во­ря об ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях, я всё-та­ки пред­ло­жил бы в пер­вую оче­редь вспом­нить два дру­гих име­ни: Ан­ны Ах­ма­то­вой и Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на. Вот кто ре­аль­но мог бы стать сим­во­лом га­зе­ты на ру­бе­же 50–60-х го­дов про­шло­го ве­ка. (Тем бо­лее что они оба не раз стре­ми­лись к со­труд­ни­че­ст­ву с «Ли­те­ра­ту­рой и жиз­нью».) Но это­го, к со­жа­ле­нию, не про­изо­ш­ло.

Идея об­ра­тить­ся к Ах­ма­то­вой ис­хо­ди­ла, су­дя по все­му, от за­ме­с­ти­те­ля глав­но­го ре­дак­то­ра Ев­ге­ния Осе­т­ро­ва. Га­зе­та тог­да пе­ри­о­ди­че­с­ки по­свя­ща­ла Ле­нин­гра­ду те­ма­ти­че­с­кие по­ло­сы и да­же це­лые но­ме­ра. Во­об­ще-то под­бор ма­те­ри­а­лов вхо­дил в ком­пе­тен­цию соб­ст­вен­ных кор­ре­с­пон­ден­тов ре­дак­ции. Но га­зе­те в Ле­нин­гра­де с соб­ко­ром не по­вез­ло. Сна­ча­ла ру­ко­во­ди­тель ме­ст­ной пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Алек­сандр Про­ко­фь­ев по­ре­ко­мен­до­вал Вик­то­ру Пол­то­рац­ко­му мо­ло­до­го сти­хо­твор­ца Оле­га Ше­с­тин­ско­го. Тот имел от­лич­ную ан­ке­ту: окон­чил фил­фак Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та, вы­учил бол­гар­ский язык, не­пло­хо про­явил се­бя на пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­те в Ле­нин­град­ской шко­ле усо­вер­шен­ст­во­ва­ния офи­цер­ско­го со­ста­ва, ра­но всту­пил в пар­тию… При­каз о его за­чис­ле­нии в штат «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» был под­пи­сан 18 мар­та 1958 го­да. Но вско­ре об­на­ру­жи­лось, что Ше­с­тин­ский в га­зет­ном де­ле ни­че­го не по­ни­мал. Он не мог на­пи­сать да­же кро­шеч­ной ин­фор­ма­ции. За­то был пре­дан Про­ко­фь­е­ву. Не дож­дав­шись от Ше­с­тин­ско­го ни од­но­го ма­те­ри­а­ла, Пол­то­рац­кий уже 13 ап­ре­ля по­про­сил сво­е­го соб­ко­ра по­дать за­яв­ле­ние по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию. Спу­с­тя ме­сяц он при­нял на ра­бо­ту но­во­го со­труд­ни­ка Пав­ла Пе­ту­ни­на, ко­то­рый до это­го дол­го чис­лил­ся в «Ле­нин­град­ской прав­де» (но ни­чем, прав­да, там так и не от­ли­чил­ся). Пе­ту­нин в от­ли­чие от Ше­с­тин­ско­го бук­валь­но за­ва­лил ре­дак­цию ма­те­ри­а­ла­ми, но поч­ти все они но­си­ли про­вин­ци­аль­ный в худ­шем смыс­ле это­го сло­ва ха­рак­тер. Не най­дя по­ни­ма­ния в Моск­ве, он то­же очень ско­ро по­дал в от­став­ку. И толь­ко че­рез год Про­ко­фь­ев пред­ло­жил Пол­то­рац­ко­му кан­ди­да­ту­ру Бо­ри­са Тол­чин­ско­го. Но и его боль­шие пи­са­те­ли не при­зна­ли. Впро­чем, не бы­ло боль­шо­го про­ка и от чле­на ред­кол­ле­гии га­зе­ты Ми­ха­и­ла Ду­ди­на. По­это­му ре­дак­ции не ос­та­ва­лось ни­че­го дру­го­го, как пе­ри­о­ди­че­с­ки ко­ман­ди­ро­вать в Ле­нин­град сво­их со­труд­ни­ков. На­сколь­ко я знаю, в на­ча­ле 1959 го­да ехать на бе­ре­га Не­вы по­до­шла оче­редь за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом ли­те­ра­ту­ры кри­ти­ка Ми­ха­и­ла Ло­ба­но­ва и по­эта-фрон­то­ви­ка Юрия Мель­ни­ко­ва.

Спу­с­тя го­ды Ло­ба­нов на­пи­сал: «В 1958 го­ду, ра­бо­тая в га­зе­те «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь», я с по­этом Юри­ем Мель­ни­ко­вым, при­ехав в Ле­нин­град, по­бы­вал на квар­ти­ре Ан­ны Ах­ма­то­вой, у ко­то­рой взял сти­хи для га­зе­ты (как она и уве­ря­ла нас, они так и не про­шли). По­этес­са бы­ла не­здо­ро­ва, ле­жа­ла в по­сте­ли, в из­го­ло­вье её бы­ло боль­шое Рас­пя­тие, бро­сав­ше­е­ся в гла­за преж­де все­го про­че­го в ком­на­те. До это­го я её ви­дел в 1946 го­ду, ког­да был сту­ден­том МГУ и у нас в ко­ма­у­ди­то­рии вы­сту­па­ли ле­нин­град­ские по­эты. Ах­ма­то­ва бар­ст­во­ва­ла на сце­не, при­ни­мая как долж­ное вни­ма­ние к се­бе всех дру­гих вы­сту­пав­ших, ком­пли­мен­ты пред­се­да­тель­ст­во­вав­ше­го на ве­че­ре Ни­ко­лая Ти­хо­но­ва. Че­рез год по­сле это­го имя её ока­жет­ся ря­дом с име­нем Зо­щен­ко в по­ста­нов­ле­нии ЦК пар­тии. Но ни­че­го со­кру­ши­тель­но­го в её бы­ту не про­изой­дёт. Из Со­ю­за пи­са­те­лей её не ис­клю­ча­ли, она про­дол­жа­ла пе­ча­тать­ся, к 70-ле­тию Ста­ли­на вы­шли её ма­с­тер­ски сде­лан­ные сти­хи о вож­де» («Наш со­вре­мен­ник», 2005, № 5).

Я не счи­таю эти вос­по­ми­на­ния кри­ти­ка ка­кой-то кра­мо­лой. Ну не­вз­лю­бил он Ах­ма­то­ву ещё с 1946 го­да. Ну и что? Пло­хо дру­гое. Он в од­ном аб­за­це всё пе­ре­пу­тал.

Я не ви­дел, бар­ст­во­ва­ла ли Ах­ма­то­ва в 1946 го­ду на мос­ков­ской сце­не или нет (ме­ня тог­да да­же в про­ек­те не бы­ло, я ро­дил­ся на че­тыр­над­цать лет поз­же), но по ме­му­а­рам оче­вид­цев знаю, что пуб­ли­ка встре­ча­ла её стоя и под шквал ап­ло­ди­с­мен­тов. Про­сто ба­ры­ня, как мне ка­жет­ся, вряд ли бы по­лу­чи­ла та­кой тёп­лый при­ём. И это ли­те­ра­тур­ных вель­мож, ко­неч­но же, очень силь­но за­де­ло. Сра­зу ото­мстить Ах­ма­то­вой у них не по­лу­чи­лось. Но и дол­го ждать удоб­но­го слу­чая по­кви­тать­ся им не при­шлось. Уже че­рез че­ты­ре ме­ся­ца по­сле по­езд­ки Ах­ма­то­вой в Моск­ву (а не че­рез год, как у Ло­ба­но­ва) ЦК ВКП(б) при­нял по­гром­ное по­ста­нов­ле­ние о жур­на­лах «Звез­да» и «Ле­нин­град», в ко­то­ром ве­ли­ко­го по­эта в чём толь­ко не об­ви­ни­ли. И по­след­ст­вия бы­ли про­сто ахо­вые. Во-пер­вых, в Гос­ли­тиз­да­те тут же унич­то­жи­ли весь ти­раж толь­ко что вы­шед­ше­го то­ми­ка «Сти­хо­тво­ре­ния Ан­ны Ах­ма­то­вой. 1909–1945». Во-вто­рых, ле­нин­град­ское от­де­ле­ние из­да­тель­ст­ва «Со­вет­ский пи­са­тель» сра­зу за­мо­ро­зи­ло при­ня­тую за ме­сяц до это­го к пе­ча­ти ру­ко­пись дру­гой кни­ги «Не­чёт. Седь­мой сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний Ан­ны Ах­ма­то­вой. 1936–1946» (ори­ги­на­лы ав­то­ру вер­ну­ли лишь че­рез шесть лет, а са­ма кни­га бы­ла из­да­на толь­ко в 2001 го­ду). Даль­ше – боль­ше. 4 сен­тя­б­ря 1946 го­да пре­зи­ди­ум прав­ле­ния Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей ис­клю­чил Ах­ма­то­ву из твор­че­с­ко­го со­ю­за. Впро­чем, са­мое страш­ное ока­за­лось впе­ре­ди. 26 ав­гу­с­та 1949 го­да аре­с­то­ва­ли её быв­ше­го граж­дан­ско­го му­жа Ни­ко­лая Пу­ни­на, а 6 но­я­б­ря че­ки­с­ты в оче­ред­ной раз при­шли и за её сы­ном Львом Гу­ми­лё­вым. Кро­ме то­го, 22 фе­в­ра­ля 1950 го­да ми­нистр гос­бе­зо­пас­но­с­ти Вик­тор Аба­ку­мов на­пра­вил до­клад­ную за­пи­с­ку Ста­ли­ну, обос­но­вав «не­об­хо­ди­мость аре­с­та по­этес­сы Ах­ма­то­вой». Все эти пе­ре­жи­ва­ния при­ве­ли к то­му, что 22 мая 1951 го­да у Ах­ма­то­вой слу­чил­ся пер­вый ин­фаркт. И толь­ко для Ло­ба­но­ва «ни­че­го со­кру­ши­тель­но­го» в бы­ту по­эта не про­изо­ш­ло.

Я ра­бо­тал в ар­хи­вах с ма­те­ри­а­ла­ми кон­ца 1940-х – на­ча­ла 1950-х го­дов. Знаю, что 22 сен­тя­б­ря 1950 го­да Ах­ма­то­ва об­ра­ти­лась в Со­юз пи­са­те­лей. В сво­ём за­яв­ле­нии она на­пи­са­ла: «Про­шу Се­к­ре­та­ри­ат об­су­дить мою прось­бу о вос­ста­нов­ле­нии ме­ня в ка­че­ст­ве чле­на Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей. В на­сто­я­щее вре­мя я ак­тив­но ра­бо­таю в ли­те­ра­ту­ре как по­эт и как пе­ре­вод­чик». Это за­яв­ле­ние спу­с­тя две не­де­ли бы­ло пе­ре­да­но на рас­смо­т­ре­ние по­че­му-то в пар­тий­ную груп­пу Со­ю­за, хо­тя Ах­ма­то­ва ни­ког­да ни в ка­кой пар­тии не со­сто­я­ла. Судь­ба ве­ли­ко­го по­эта ока­за­лась в ру­ках гра­фо­ма­на и не­веж­ды Ни­ко­лая Гри­ба­чё­ва. К сча­с­тью, ему хва­ти­ло ума по­нять, с кем он име­ет де­ло, и 7 ок­тя­б­ря 1950 го­да он вы­нес ре­ше­ние: «Ре­ко­мен­до­вать Пре­зи­ди­у­му ССП СССР вос­ста­но­вить Ан­ну Ах­ма­то­ву в пра­вах чле­на Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей».

Од­на­ко функ­ци­о­не­ры про­дол­жа­ли че­го-то вы­жи­дать. Лишь 4 ян­ва­ря 1951 го­да за­ве­ду­ю­щая от­де­лом твор­че­с­ких ка­д­ров Со­ю­за не­кая Жда­но­ва от­пра­ви­ла Ах­ма­то­вой блан­ки ан­кет, по­про­сив так­же по­эта на от­дель­ном ли­с­те на­пи­сать свою ав­то­био­гра­фию. Мне ду­ма­ет­ся, есть смысл при­ве­с­ти текст этой ав­то­био­гра­фии пол­но­стью:

 

«Я ро­ди­лась 23 ию­ня 1889 г. в ок­ре­ст­но­с­тях Одес­сы (Боль­шой Фон­тан) в се­мье от­став­но­го ин­же­нер-ме­ха­ни­ка фло­та Ан­д­рея Ан­то­но­ви­ча Го­рен­ко. Вско­ре по­сле мо­е­го рож­де­ния се­мья пе­ре­еха­ла в Цар­ское Се­ло (ны­не го­род Пуш­кин).

В 1900 г. я по­сту­пи­ла в Цар­ско­сель­скую жен­скую гим­на­зию. За­кон­чи­ла сред­нее об­ра­зо­ва­ние в Ки­е­ве (Фун­дук­ле­ев­ская гим­на­зия). За­тем по­сту­пи­ла на Ки­ев­ские Выс­шие Жен­ские кур­сы (Юри­ди­че­с­кое отд.). С 1916 г. жи­ву в Ле­нин­гра­де. Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны про­ве­ла два с по­ло­ви­ной го­да в Таш­кен­те.

Сти­хи на­ча­ла пи­сать в дет­ст­ве. Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние бы­ло на­пе­ча­та­но в 1907 г. Ре­гу­ляр­но ста­ла пе­ча­тать­ся в га­зе­тах и жур­на­лах с вес­ны 1911 г.

В 1912 г. вы­шел сбор­ник мо­их сти­хов: «Ве­чер», за ним по­сле­до­ва­ли «Чёт­ки» (1914), «Бе­лая Стая» (1917), «По­до­рож­ник» (1921), «Anno Domini» (1923).

В кон­це двад­ца­тых го­дов я за­ня­лась изу­че­ни­ем жиз­ни и твор­че­ст­ва Пуш­ки­на. Эту ра­бо­ту я про­дол­жаю и в на­сто­я­щее вре­мя. Ряд мо­их ис­сле­до­ва­ний был на­пе­ча­тан в пе­ри­о­ди­ке и в на­уч­ных из­да­ни­ях.

В 1940 г. вы­шел сбор­ник мо­их сти­хо­тво­ре­ний: «Из ше­с­ти книг», в 1943 г. – «Из­бран­ное».

Ис­то­ри­че­с­кие по­ста­нов­ле­ния Ц.К. В.К.П.(б) о ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве да­ли мне воз­мож­ность кри­ти­че­с­ки пе­ре­смо­т­реть мою ли­те­ра­тур­ную по­зи­цию и от­кры­ли мне путь к па­т­ри­о­ти­че­с­кой ли­ри­ке.

В на­сто­я­щее вре­мя мной за­кон­че­на кни­га сти­хов: «Сла­ва ми­ру!» (1949–1950). Не­ко­то­рые сти­хи из это­го цик­ла уже по­яви­лись в пе­ча­ти.

Од­но­вре­мен­но с этим я при­сту­пи­ла к ра­бо­те над сти­хо­твор­ны­ми пе­ре­во­да­ми (Гри­шаш­ви­ли, Иса­а­кян, Рза, Ту­вим и др.).

Ан­на Ах­ма­то­ва.

28 янв. 1951 г.».

 

В об­щем, вос­ста­но­ви­ли Ах­ма­то­ву в Со­ю­зе пи­са­те­лей лишь 10 ян­ва­ря 1951 го­да. А спу­с­тя че­ты­ре ме­ся­ца у неё слу­чил­ся, как я уже упо­ми­нал, пер­вый ин­фаркт. В ли­те­ра­ту­ру она вер­ну­лась, по боль­шо­му счё­ту, лишь в 1958 го­ду, ког­да Алек­сей Сур­ков на­ко­нец про­бил из­да­ние её не­боль­шо­го из­бран­но­го со скром­ным на­зва­ни­ем «Сти­хо­тво­ре­ния». Тог­да же к ней за­ча­с­ти­ли и со­труд­ни­ки са­мых раз­ных ли­те­ра­тур­ных из­да­ний.

Ло­ба­но­ву и Мель­ни­ко­ву встре­чу с по­этом ус­т­ро­ил Про­ко­фь­ев. Но не в 1958 го­ду, как ут­верж­дал Ло­ба­нов, а го­дом поз­же. Ах­ма­то­ва да­ла для пуб­ли­ка­ции в «Ли­те­ра­ту­ре и жиз­ни» че­ты­ре сти­хо­тво­ре­ния: «По­след­ний со­нет», «Му­зы­ка», «Ав­густ» и «Ли­ри­че­с­кое от­ступ­ле­ние». Но в га­зе­те в но­ме­ре за 5 ап­ре­ля по­яви­лись лишь пер­вое под на­зва­ни­ем «Лет­ний со­нет» и «Му­зы­ка» (а Ло­ба­нов ут­верж­дал, что га­зе­та яко­бы так ни­че­го и не опуб­ли­ко­ва­ла).

В ре­дак­ции по­эти­че­с­кую под­бор­ку свер­ста­ли бе­зо­б­раз­но. На тре­ть­ей по­ло­се ввер­ху да­ли трёх­ко­лон­ник «Из но­вых сти­хов», но впе­рёд по­че­му-то про­пу­с­ти­ли сти­хи Ни­ко­лая Бра­у­на «От­кры­ваю те­т­радь» и «Го­ло­са гор». При этом фа­ми­лию это­го по­эта по­ста­ви­ли в на­ча­ле под­бор­ки и очень круп­но вы­де­ли­ли, пря­мо-та­ки как клас­си­ка. А Ах­ма­то­ву да­ли в под­бор. Её имя по­яви­лось лишь в тре­ть­ей ко­лон­ке, да и то не в на­ча­ле, а по­сле двух за­клю­чи­тель­ных строф Бра­у­на. По­лу­чи­лось, что Ах­ма­то­ва как бы рас­тво­ри­лась в Бра­у­не.

Я не спо­рю: Бра­ун был не­пло­хим че­ло­ве­ком. Он очень хо­ро­шо в 20-е го­ды на­чи­нал. Его от­ли­ча­ли жи­вой ум, дер­зость, ка­кая-то рас­ко­ван­ность. Но поз­же по­эта сло­ма­ли. И он ещё до вой­ны как-то по­увял. По­том его то­же за­де­ли в 46-м го­ду. Жда­нов, ког­да об­ли­чал Ах­ма­то­ву, по­хо­дя за­дел же­ну Бра­у­на – по­эта Ма­рию Ко­мис­са­ро­ву. Бра­ун на­пу­гал­ся и от стра­ха уже боль­ше так и не оп­ра­вил­ся. Иное де­ло – Ах­ма­то­ва. Её ни­ка­кой Жда­нов сло­мать не смог. По­это­му да­вать двух та­ких раз­ных по­этов в од­ной под­бор­ке, бе­зус­лов­но, бы­ло нель­зя. Ни­ка­ко­го удов­ле­тво­ре­ния по­доб­ная пуб­ли­ка­ция ни­ко­му при­не­с­ти не мог­ла. Дан­ный трёх­ко­лон­ник сви­де­тель­ст­во­вал об од­ном – о тру­со­с­ти ре­дак­ции.

До­бав­лю, что од­но из сти­хо­тво­ре­ний га­зе­та на­пе­ча­та­ла к то­му же в дру­гой ре­дак­ции. Об этом по­том рас­ска­за­ла Ли­дия Чу­ков­ская. Речь шла о «Му­зы­ке». Она по­яви­лась в га­зе­те «не в под­лин­ном ви­де, а в ином, спа­са­ю­щем от цен­зу­ры». Чу­ков­ская в ком­мен­та­ри­ях к сво­им за­пи­сям, сде­лан­ным в ап­ре­ле 1959 го­да, пи­са­ла: «Что же ан­ти­со­вет­ско­го об­на­ру­жи­ла в этом сти­хо­тво­ре­нии цен­зу­ра? Пе­чаль, оди­но­че­ст­во, мо­ги­ла. Это счи­та­лось не­до­пу­с­ти­мым «упад­ни­че­ст­вом», и по­то­му А.А. со­зда­ла но­вый ва­ри­ант, уже ли­шён­ный мыс­лей об оди­но­че­ст­ве. Вот этот вто­рой ва­ри­ант:

 

Му­зы­ка

 

В ней что-то чу­до­твор­ное го­рит,

И вся она не­мыс­ли­мо лу­чит­ся,

Она са­ма со мною го­во­рит

И уте­шать мне ду­шу не бо­ит­ся.

От­кры­ты ши­ро­ко её гла­за,

И гро­зен за пле­ча­ми

блеск вос­кры­лий.

И это всё – как пер­вая гро­за.

Иль буд­то все цве­ты за­го­во­ри­ли.

 

Это – ва­ри­ант-за­ме­с­ти­тель. Го­речь под­лин­ни­ка, сло­во «мо­ги­ла» – ис­треб­ле­ны».

Два дру­гих сти­хо­тво­ре­ния, по­че­му-то от­кло­нён­ные га­зе­той «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь»: «Ав­густ» и «Ли­ри­че­с­кое от­ступ­ле­ние», чуть поз­же, в ию­ле бы­ли на­пе­ча­та­ны в жур­на­ле «Моск­ва». По­сле это­го Ах­ма­то­ву ста­ли пе­ча­тать жур­нал «Но­вый мир», «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та» и аль­ма­нах «Наш со­вре­мен­ник».

Во вто­рой раз сти­хи Ах­ма­то­вой в «Ли­те­ра­ту­ре и жиз­ни» по­яви­лись уже пе­ред са­мым за­ка­том га­зе­ты, бук­валь­но за три ме­ся­ца до её пре­об­ра­зо­ва­ния в еже­не­дель­ник «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия». На сей раз ини­ци­а­ти­ва при­над­ле­жа­ла но­во­му глав­но­му ре­дак­то­ру Кон­стан­ти­ну По­зд­ня­е­ву, ко­то­рый в от­ли­чие от Пол­то­рац­ко­го ока­зал­ся по сво­им взгля­дам че­ло­ве­ком бо­лее ши­ро­ким и по ха­рак­те­ру был на­мно­го сме­лее. Ес­ли я не оши­ба­юсь, это он в кон­це сен­тя­б­ря 1962 го­да по­слал к Ах­ма­то­вой в Ле­нин­град Га­ли­ну Дро­бот и Ири­ну Озе­ро­ву (за­ме­чу, чуть ли не од­но­вре­мен­но к по­эту из жур­на­ла «Зна­мя» при­еха­ла Люд­ми­ла Ско­ри­но).

Ах­ма­то­ва тог­да бы­ла очень за­ня­та. Но пред­ло­же­ния «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» и «Зна­ме­ни» она от­вер­гать не ста­ла. По­бы­вав­шая у неё 28 сен­тя­б­ря Ли­дия Чу­ков­ская в сво­ём днев­ни­ке за­пи­са­ла: «Она бы­ла се­го­дня ка­кая-то осо­бен­но туч­ная, боль­шая, отёк­шая. Си­де­ла в крес­ле, глу­бо­ко по­гру­зив­шись в не­го. Ок­но от­кры­то – вы­со­кое ок­но, уви­тое рас­те­ни­я­ми. Паж – Ни­ка.

Ан­на Ан­д­ре­ев­на по­ка­за­ла мне сти­хи, ото­б­ран­ные ею для «Зна­ме­ни» и «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни». Прин­цип от­бо­ра не­ясен, но Бог с ним, с прин­ци­пом, бы­ли бы сти­хи*. Я удо­воль­ст­во­ва­лась тем, что вы­ло­ви­ла од­ну опе­чат­ку в Ни­ки­ной ма­ши­но­пи­си. По­том Ан­на Ан­д­ре­ев­на по­ка­за­ла мне пре­дис­ло­вие не­ко­е­го За­ва­ли­ши­на к кни­ге вос­по­ми­на­ний Ге­ор­гия Ива­но­ва. За­ва­ли­шин объ­яс­ня­ет, что Ах­ма­то­ва и Па­с­тер­нак – вну­т­рен­ние эми­г­ран­ты. Эта­кое бес­стыд­ст­во, ведь мог­ли убить обо­их. Ан­на Ан­д­ре­ев­на очень воз­му­ща­ет­ся, но, я по­ла­гаю, у За­ва­ли­ши­на всё это от пол­но­го не­зна­ния здеш­ней жиз­ни и от до­б­рых чувств. Да и она, ко­неч­но, не по­до­зре­ва­ет ав­то­ра пре­дис­ло­вия в зло­умы­ш­ле­нии. Хо­тя:

– Пра­ва не име­ют не знать, – го­во­рит она.

По­том о сти­хах Тар­ков­ско­го, Кор­ни­ло­ва, Са­мой­ло­ва, Лип­ки­на:

– Вот это и бу­дет впос­лед­ст­вии име­но­вать­ся «рус­ская по­эзия ше­с­ти­де­ся­тых го­дов». И ещё, по­жа­луй, Брод­ский. Вы его не зна­е­те.

Я си­де­ла не­дол­го. У ме­ня бо­ле­ло серд­це, а тут оно раз­бо­ле­лось ещё силь­ней. Ока­зы­ва­ет­ся, нын­че – или за­в­т­ра? – день рож­де­ния Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча. Я толь­ко что от­кры­ла рот, что­бы по­з­д­ра­вить Ан­ну Ан­д­ре­ев­ну, но во­вре­мя за­кры­ла его: Ан­на Ан­д­ре­ев­на при­ня­лась об­суж­дать с Ни­кой – рас­сер­дит­ся Лё­ва или нет, ес­ли она ри­ск­нёт по­слать ему по­з­д­ра­ви­тель­ную те­ле­грам­му? Ре­ши­ла, что, быть мо­жет, и не рас­сер­дит­ся. Ни­ка по­да­ла ей бу­ма­гу, она на­пи­са­ла что-то, пе­ре­чла, за­черк­ну­ла, на­пи­са­ла сно­ва. У неё дро­жа­ла ру­ка.

Я уш­ла. Во мне то­же что-то дро­жа­ло. По до­ро­ге ду­ма­ла о тер­ми­не «вну­т­рен­ние эми­г­ран­ты». В при­ме­не­нии к Ах­ма­то­вой и Па­с­тер­на­ку – до че­го ж это не­вер­но! Ах­ма­то­ва, ав­тор «Род­ной зем­ли» и «Рек­ви­е­ма» – эми­г­рант­ка! Па­с­тер­нак, на­звав­ший свою ду­шу «усы­паль­ни­цей за­му­чен­ных жи­вь­ём» – эми­г­рант? Эми­г­ран­ты, вну­т­рен­ние или внеш­ние, от­тор­га­ют се­бя от стра­ны и на­ро­да, а эти раз­де­ля­ют судь­бу, вы­пав­шую на до­лю стра­ны и на­ро­да. По ка­ко­му же при­зна­ку они эми­г­ран­ты?

Мы ни еди­но­го уда­ра

Не от­кло­ни­ли от се­бя, –

 

ска­за­ла Ах­ма­то­ва. По ка­ко­му же при­зна­ку она эми­г­рант­ка?»

Для «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» Ах­ма­то­ва ото­б­ра­ла два сти­хо­тво­ре­ния из цик­ла «Ши­пов­ник цве­тёт» («В раз­би­том зер­ка­ле» и «Го­во­рит Ди­до­на») и «Вот она, пло­до­нос­ная осень». В га­зе­те эта под­бор­ка по­яви­лась 26 ок­тя­б­ря 1962 го­да. На этот раз к сти­хам Ах­ма­то­вой ни­ко­го не под­вер­ста­ли.

По­зд­ня­ев поз­же очень хо­тел за­кре­пить со­труд­ни­че­ст­во га­зе­ты с ве­ли­ким по­этом. Он да­же за­ка­зал Льву Озе­ро­ву ста­тью о ней, а по­том от­пра­вил в Ле­нин­град но­во­го чле­на ред­кол­ле­гии га­зе­ты Ев­ге­ния Ви­но­ку­ро­ва. 20 ян­ва­ря 1963 го­да Чу­ков­ская за­фик­си­ро­ва­ла в сво­ём днев­ни­ке: «За­в­т­ра к ней [Ах­ма­то­вой. – В.О.] при­дёт «тол­стый че­ло­век» – по­эт Ев­ге­ний Ви­но­ку­ров. За сти­ха­ми для «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Она вы­ну­ла из су­моч­ки уз­кий зе­лё­ный блок­но­тик и ста­ла чи­тать нам с Ни­кой пер­вые стро­ки ото­б­ран­ных ею сти­хо­тво­ре­ний. Ког­да я или Ни­ка не схва­ты­ва­ли всё сти­хо­тво­ре­ние сра­зу, по пер­вой стро­ке, она ми­ло­с­ти­во – но и не без на­смеш­ки! – про­чи­ты­ва­ла нам всё до кон­ца. О, сколь­ко же ею на­ра­бо­та­но за дол­гие го­ды «не­ка­та­ния на лод­ке»! <…> По­ка она чи­та­ла вслух, я мол­ча чи­та­ла на две стро­ки впе­рёд про се­бя… Но по­нра­вят­ся ли они «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»? То­му на­чаль­ст­ву, от ко­то­ро­го за­ви­сит пе­ча­та­нье?»

Со­мне­ния Чу­ков­ской бы­ли не бес­поч­вен­ны. Она уже слы­ша­ла о по­пыт­ках цен­зу­ры за­дер­жать из-за Ах­ма­то­вой вы­ход пер­во­го но­ме­ра жур­на­ла «Но­вый мир» в 1963 го­ду. (Этот факт до­ку­мен­таль­но под­твер­дил цен­зор В.С. Го­ло­ва­нов. 16 де­ка­б­ря 1962 го­да он от­ме­тил в днев­ни­ке, что сдал сво­ей на­чаль­ни­це Се­мё­но­вой «для при­ня­тия ре­ше­ния под­бор­ку но­вых сти­хов Ан­ны Ах­ма­то­вой с мне­ни­ем о их не­при­год­но­с­ти для пуб­ли­ка­ции». Но Твар­дов­ско­му уда­лось Се­мё­но­ву пе­ре­убе­дить. У По­зд­ня­е­ва же та­ко­го ве­са в Глав­ли­те не бы­ло. По­это­му цен­зу­ре на­мно­го лег­че ока­за­лось по­ло­мать все его пла­ны.)

Един­ст­вен­ное, что смог в той си­ту­а­ции сде­лать По­зд­ня­ев, – по­ста­вить в но­мер вме­с­то сти­хов Ах­ма­то­вой ста­тью Озе­ро­ва «Тай­ны ре­мес­ла». Но и она про­шла не в ав­тор­ском ви­де, а толь­ко по­сле не­ко­то­рой ре­дак­ту­ры. В ори­ги­на­ле Озе­ров по­пы­тал­ся со­по­с­та­вить Ах­ма­то­ву с Цве­та­е­вой. Кро­ме то­го, он за­тро­нул пуш­кин­скую ли­нию. Ах­ма­то­ва зна­ла о на­ст­ро­е­ни­ях Озе­ро­ва и ещё 7 ок­тя­б­ря 1962 го­да за­ме­ти­ла Чу­ков­ской, что у её кри­ти­ка «слиш­ком мно­го Пуш­ки­на. Так нель­зя. И не­за­чем со­по­с­тав­лять ме­ня и Ма­ри­ну. Это не­пло­до­твор­но».

Даль­ше пре­до­став­лю сло­во Чу­ков­ской. Она пи­са­ла: «Ста­тья Льва Озе­ро­ва «Тай­ны ре­мес­ла» по­яви­лась 1 фе­в­ра­ля 1963 г. в га­зе­те «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия». Срав­не­ние по­эзии Цве­та­е­вой с ах­ма­тов­ской по­эзи­ей опу­ще­но, пуш­кин­ская же те­ма со­хра­не­на, но при­глу­шён­но. Ука­зав, что Ах­ма­то­ва ра­но по­чув­ст­во­ва­ла «оба­я­ние ли­ри­че­с­ко­го сти­ля Ба­тюш­ко­ва–Ба­ра­тын­ско­го–Тют­че­ва», Озе­ров про­дол­жа­ет: «Но са­мым жи­во­тво­ря­щим был для Ах­ма­то­вой пуш­кин­ский воз­вы­шен­ный строй ду­ши, опи­ра­ю­щий­ся не на вы­спрен­ность и па­те­ти­ку, а на прав­ду чувств... Глав­ным об­ра­зом эту тра­ди­цию на­до ис­кать в су­ти ах­ма­тов­ской по­эзии, в её фи­ло­соф­ской ли­ри­ке по­след­них де­ся­ти­ле­тий».

Не­смо­т­ря на мощ­ное про­ти­во­дей­ст­вие цен­зу­ры, По­зд­ня­ев не ос­та­вил сво­их по­пы­ток пред­ста­вить твор­че­ст­во Ах­ма­то­вой в га­зе­те бо­лее ве­со­мо. Но те­перь он был хи­т­рее. Вес­ной 1964 го­да ему уда­лось по­лу­чить но­вые ру­ко­пи­си уже сра­зу от двух вы­со­ко це­ни­мых им по­этов: Ах­ма­то­вой и Берг­гольц. По­зд­ня­ев тут же дал ко­ман­ду свер­стать две по­ло­сы: од­ну – с Ах­ма­то­вой, дру­гую – с Берг­гольц. Но в но­мер он по­ста­вил сна­ча­ла Ах­ма­то­ву. Од­на­ко цен­зу­ра ока­за­лась не­пре­клон­на. Не­на­пе­ча­тан­ную по­ло­су По­зд­ня­ев по­том по­да­рил Ах­ма­то­вой. Чу­ков­ская 9 ап­ре­ля 1964 го­да в сво­ём днев­ни­ке рас­ска­зы­ва­ла: «В но­гах у Ан­ны Ан­д­ре­ев­ны га­зет­ный лист. Я по­тя­ну­ла его к се­бе. Ока­за­лось, это не га­зе­та, а все­го лишь от­тиск од­ной га­зет­ной по­ло­сы – ну, гран­ки что ли. По­ло­са «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» с пор­т­ре­том Ах­ма­то­вой и один­над­ца­тью её сти­хо­тво­ре­ни­я­ми. Те­ми са­мы­ми – вы­про­шен­ны­ми, вы­мо­лен­ны­ми. Ан­на Ан­д­ре­ев­на объ­яс­ни­ла, что по­ло­са эта сня­та – то есть, уве­ря­ют её, не сня­та на­прочь, а пе­ре­дви­ну­та с ап­ре­ля на май. Она хо­чет по­зво­нить в ре­дак­цию и по­тре­бо­вать сти­хи об­рат­но: в май не ве­рит».

Кста­ти, По­зд­ня­ев, пе­ре­да­вая Ах­ма­то­вой по­ло­су, умол­чал про то, как она не­воль­но вы­ру­чи­ла дру­го­го по­эта. Де­ло в том, что в Ле­нин­гра­де дав­но ле­жа­ла без вся­ко­го дви­же­ния вёр­ст­ка но­вой кни­ги Берг­гольц с тю­рем­ной ли­ри­кой. Но, не­смо­т­ря на раз­ре­шён­ную от­те­пель, ле­нин­град­ское на­чаль­ст­во эту вёр­ст­ку в пе­чать не под­пи­сы­ва­ло. Оно по­ста­ви­ло ус­ло­вие, что­бы сна­ча­ла сти­хи из тю­рем­но­го цик­ла про­шли хо­тя бы в ка­ком-ни­будь од­ном мос­ков­ском из­да­нии. И ког­да цен­зу­ра сня­ла из но­ме­ра «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» по­ло­су с Ах­ма­то­вой, По­зд­ня­ев по­шёл на хи­т­рость, тут же пред­ло­жил вза­мен по­ста­вить сти­хи Берг­гольц. Ус­тав­шие цен­зо­ры ку­пи­лись на гром­кое имя и вчи­ты­вать­ся в но­вую по­ло­су не ста­ли, до­ве­рив­шись мне­нию ре­дак­то­ра: мол, Берг­гольц как член пар­тии кра­мо­лу се­бе ни­ког­да не поз­во­ля­ла. Так в га­зе­те про­ско­чи­ли опаль­ные сти­хи дав­ней при­ятель­ни­цы Ах­ма­то­вой. А по­сколь­ку в Ле­нин­гра­де всех по­дроб­но­с­тей не зна­ли, то на­чаль­ст­во сдер­жа­ло своё сло­во и вёр­ст­ку кни­ги Берг­гольц от­пра­ви­ло в пе­чать сра­зу по­сле по­лу­чен­но­го но­ме­ра «ЛР».

Од­на­ко По­зд­ня­ев не те­рял ещё на­деж­ды на­пе­ча­тать и по­ло­су с Ах­ма­то­вой. Он на­де­ял­ся, что смо­жет за­ру­чить­ся со­гла­си­ем в ЦК пар­тии. Тем бо­лее что впе­ре­ди у Ах­ма­то­вой был юби­лей: 23 ию­ня она со­би­ра­лась от­ме­тить своё 75-ле­тие. Од­на­ко пар­тий­ное на­чаль­ст­во за­ня­ло сто­ро­ну цен­зу­ры. Кто-то ре­шил, что за­прет на пуб­ли­ка­цию в «Лит.Рос­сии» явил­ся след­ст­ви­ем под­держ­ки Ах­ма­то­вой осуж­дён­но­го за ту­не­яд­ст­во Ио­си­фа Брод­ско­го. Но по­том вы­яс­ни­лось, что Брод­ский тут был ни при чём.

Од­ну из вер­сий за­пре­та из­ло­жи­ла в сво­их днев­ни­ках Чу­ков­ская. По её рас­ска­зам вы­хо­ди­ло так, что 24 ап­ре­ля 1964 го­да Ах­ма­то­ву её ок­ру­же­ние вновь за­ве­ло по де­ло Брод­ско­го. Она вспы­ли­ла, а по­том сра­зу на­ки­ну­лась на га­зе­ту. «От­ды­шав­шись по­сле не­ис­то­вой ре­чи, – пи­са­ла Чу­ков­ская, – Ан­на Ан­д­ре­ев­на с пол­ным спо­кой­ст­ви­ем объ­яс­ни­ла при­чи­ну, по ка­кой «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» всё от­кла­ды­ва­ет и от­кла­ды­ва­ет из но­ме­ра в но­мер пе­ча­та­нье её сти­хов. От удив­ле­ния я да­же не сра­зу по­ве­ри­ла. Ког­да, на­ко­нец, мы оту­чим­ся удив­лять­ся? Ан­не Ан­д­ре­ев­не рас­ска­зал З., свя­зан­ный с этой ре­дак­ци­ей, та­кие ог­лу­ши­тель­ные фак­ты: в «Не­де­ле» по­яви­лись чьи-то вос­по­ми­на­ния о Рас­пу­ти­не. Так. А в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» во­зы­ме­ли на­ме­ре­ние на­пе­ча­тать Ах­ма­то­ву. Так. Ка­за­лось бы, ка­кая меж­ду эти­ми фак­та­ми связь? Ни­ка­кой. «В ого­ро­де бу­зи­на, а в Ки­е­ве дядь­ка». Да и, ведь, пе­ча­та­лась уже Ах­ма­то­ва в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»! Но в чьих-то на­чаль­ст­вен­ных моз­гах Рас­пу­тин ас­со­ци­и­ру­ет­ся с Ан­ной Ах­ма­то­вой (!!!). И «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» сде­лан был на­го­няй: нель­зя на близ­ком рас­сто­я­нии – близ­ком по вре­ме­ни – пре­под­но­сить чи­та­те­лю, хо­тя бы и в раз­ных ор­га­нах пе­ча­ти! – два та­ких близ­ких в умах на­чаль­ст­ва име­ни, как Рас­пу­тин и Ах­ма­то­ва.

Ах­ма­то­ва – и Рас­пу­тин! Рас­пу­тин – и Ах­ма­то­ва!

– Ма­ло то­го, что ме­ня не пе­ча­та­ют из-за ме­ня – так ещё и из-за Рас­пу­ти­на! – ска­за­ла Ан­на Ан­д­ре­ев­на со спо­кой­ным пре­зре­ни­ем.

Да, ги­ган­ты ис­то­ри­че­с­кой па­мя­ти, ве­ли­кие эру­ди­ты, уп­рав­ля­ют на­шей пе­ча­тью.

Те­перь она ре­ши­ла взять свои сти­хи из «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» и раз­де­лить их на две ча­с­ти: од­ни от­дать в «Но­вый мир», где пре­дис­ло­вие на­пи­шет кри­тик Ан­д­рей Си­няв­ский, а дру­гие – ещё не об­ду­ма­ла, ку­да.

А про­ис­ше­ст­вию с «Ли­те­ра­тур­ной Рос­си­ей» и «Не­де­лей», в сущ­но­с­ти, ди­вить­ся не­че­го. Ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-су­деб­ны­ми де­ла­ми в ЦК пар­тии ве­да­ет Ми­ро­нов, ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-ли­те­ра­тур­ны­ми – он же. Ли­те­ра­ту­ра как ор­ган ад­ми­ни­с­т­ра­ции!»

Уточ­ню: в на­ча­ле ап­ре­ля 1964 го­да в «Не­де­ле» бы­ли на­пе­ча­та­ны вос­по­ми­на­ния не­ко­ей В.А. Жу­ков­ской «Пе­ред ка­та­ст­ро­фой». Но я со­мне­ва­юсь, дей­ст­ви­тель­но ли они ста­ли при­чи­ной за­пре­та пуб­ли­ка­ции сти­хов Ах­ма­то­вой в «Лит.Рос­сии». Мо­жет, что-то Чу­ков­ская и на­пу­та­ла. Точ­но из­ве­ст­но дру­гое: боль­ше у По­зд­ня­е­ва с Ах­ма­то­вой в га­зе­те уже ни­че­го не по­лу­чи­лось.

Те­перь о Со­лже­ни­цы­не. Пер­вую по­пыт­ку про­бить­ся на по­ло­сы «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» он пред­при­нял ещё в 1960 го­ду. Но об этом ма­ло кто знал. Мне са­мо­му это ста­ло из­ве­ст­но сов­сем не­дав­но. И вот при ка­ких об­сто­я­тель­ст­вах.

Я си­дел в Рос­сий­ском го­сар­хи­ве ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва и в оче­ред­ной раз вчи­ты­вал­ся в опись фон­да га­зе­ты за 1958–1962 го­ды. Из трёх­сот двадцати двух дел я сра­зу от­мёл поч­ти по­ло­ви­ну, по­сколь­ку они поч­ти пол­но­стью со­сто­я­ли из ру­ко­пи­сей уже опуб­ли­ко­ван­ных ста­тей. К то­му же я всё-та­ки не тек­с­то­лог, что­бы срав­ни­вать чер­но­ви­ки и ори­ги­на­лы тре­ть­е­сте­пен­ных со­чи­ни­те­лей. Но од­но де­ло за но­ме­ром 152 ме­ня тем не ме­нее за­ин­т­ри­го­ва­ло. В опи­си оно зна­чи­лось под сле­ду­ю­щим на­зва­ни­ем: «Вы­пи­с­ки, ре­цен­зии, ста­тьи, за­мет­ки ав­то­ров на бук­вы С–У». Кро­ме то­го, спе­ци­аль­но бы­ло ого­во­ре­но, что в де­ле № 152 «име­ет­ся ста­тья С.Смир­но­ва «Пись­мо дру­зь­ям». Соб­ст­вен­но, из-за этой ого­вор­ки я и за­ка­зал его из хра­ни­ли­ща. Я по­ду­мал: мо­жет, в де­ло по­па­ла не­из­ве­ст­ная ру­ко­пись глав­но­го ре­дак­то­ра «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» Сер­гея Смир­но­ва с пред­ло­же­ни­ем ми­ра кол­ле­гам из «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни». Ка­ко­во же бы­ло моё ра­зо­ча­ро­ва­ние, ког­да вме­с­то ма­те­ри­а­ла ав­то­ра «Брест­ской кре­по­с­ти» я об­на­ру­жил аб­со­лют­но пу­с­тую за­мет­ку од­но­фа­миль­ца глав­но­го ре­дак­то­ра «Лит­га­зе­ты» – весь­ма по­сред­ст­вен­но­го сти­хо­плё­та Смир­но­ва. Но раз уж пап­ка ока­за­лась в мо­их ру­ках, я пол­но­стью её пе­ре­ли­с­тал и в са­мом кон­це об­на­ру­жил три пре­лю­бо­пыт­ных до­ку­мен­та: не­из­ве­ст­ное пись­мо Со­лже­ни­цы­на, его не­боль­шая ста­тья и ре­дак­ци­он­ный от­вет.

Итак, обо всём по по­ряд­ку.

Своё пись­мо Со­лже­ни­цын от­пра­вил в ре­дак­цию «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» 2 де­ка­б­ря 1960 го­да. Оно бы­ло об­ра­ще­но к за­ме­с­ти­те­лю глав­но­го ре­дак­то­ра, но к ко­му имен­но – Алек­сан­д­ру Дым­ши­цу или Кон­стан­ти­ну По­зд­ня­е­ву – в пись­ме не уточ­ня­лось. Со­лже­ни­цын со­об­щал: «При­ла­га­е­мое пись­мо бы­ло по­сла­но 21 но­я­б­ря в ре­дак­цию «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты». «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та» не со­чла нуж­ным ни по­ме­с­тить его, ни от­ве­тить мне. По­сы­лаю Вам с на­деж­дой, что Вы по­сту­пи­те ина­че. Ко­неч­но, ни­ко­го не за­де­вать и ни с кем не ссо­рить­ся – для ре­дак­ции про­ще все­го, это яс­но. А.Со­лже­ни­цын. 2.12.60».

К это­му ко­рот­ко­му пись­му Со­лже­ни­цын при­ло­жил вто­рой эк­земп­ляр на­пе­ча­тан­но­го че­рез пол­то­ра ин­тер­ва­ла на обе­их сто­ро­нах од­но­го стан­дарт­но­го ли­ст­ка бу­ма­ги сво­е­го ма­те­ри­а­ла «Эпи­де­мия ав­то­био­гра­фии». На­чи­нал­ся ма­те­ри­ал с об­ра­ще­ния: «Ува­жа­е­мые то­ва­ри­щи! Не хо­те­ли ли бы вы за­ве­с­ти обы­чай – пе­ча­тать ино­гда кри­ти­че­с­кие от­зы­вы и реп­ли­ки не про­фес­си­о­наль­ных кри­ти­ков, а ря­до­вых чи­та­те­лей? Это тем бо­лее мог­ло бы ос­ве­жить на­ши взгля­ды на свою ли­те­ра­ту­ру, что про­фес­си­о­наль­ные кри­ти­ки вы­сту­па­ют очень уж «об­ка­тан­но», очень уж бо­ят­ся ка­сать­ся имён». И даль­ше шёл раз­бор двух пуб­ли­ка­ций: пя­той ав­то­био­гра­фи­че­с­кой кни­ги Кон­стан­ти­на Па­у­с­тов­ско­го, опуб­ли­ко­ван­ной в де­ся­том но­ме­ре жур­на­ла «Ок­тябрь», и ме­му­а­ров Ильи Эрен­бур­га, уви­дев­ших свет в трёх но­ме­рах «Но­во­го ми­ра». Па­у­с­тов­ский, по мне­нию Со­лже­ни­цы­на, ос­тал­ся «ве­рен се­бе в не­за­уряд­ных опи­са­ни­ях при­ро­ды». Но, под­чёр­ки­вал ав­тор пись­ма, «пер­со­на­жи его мно­гие не­до­ри­со­ва­ны, мель­ка­ют се­рень­ки­ми и за­бы­ва­ют­ся тот­час». Эрен­бур­га же он и во­все уп­рек­нул в об­ре­ме­не­нии ме­лоч­но­с­тью. В кон­це за­мет­ки был по­став­лен во­прос: «Пи­са­те­лю, спо­соб­но­му тво­рить – за­чем пи­сать про­стую ав­то­био­гра­фию?» Под­пи­сан ма­те­ри­ал был очень про­сто: Алек­сандр Со­лже­ни­цын, пре­по­да­ва­тель. Вме­с­то пост­скрип­ту­ма ав­тор до­ба­вил: «Я хо­тел бы не по­лу­чить лю­без­но­го из­ви­не­ния, что «к со­жа­ле­нию, ре­дак­ция не рас­по­ла­га­ет ме­с­том для на­пе­ча­та­ния…». Ес­ли я прав – про­шу по­ме­с­тить. Ес­ли я не­прав – про­шу воз­ра­зить. Мой ад­рес: г. Ря­зань-12, 1-й Ка­си­мов­ский пе­ре­улок, 12, кв. 3. Со­лже­ни­цын А.И.».

В ре­дак­ции этот ма­те­ри­ал по­пал к за­ве­ду­ю­щей от­де­лом кри­ти­ки, быв­шей ас­пи­рант­ке Ин­сти­ту­та ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры Ле­ни­не Ива­но­вой. Я не мо­гу ска­зать, что она бы­ла рав­но­душ­ным че­ло­ве­ком. Ива­но­ва зна­ла и лю­би­ла ли­те­ра­ту­ру. У неё бы­ло от­мен­ное чу­тьё. Это она пер­вой бук­валь­но при­та­щи­ла в га­зе­ту слу­ша­те­ля Выс­ших ли­те­ра­тур­ных кур­сов Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва, по­ме­с­тив о нём в но­ме­ре за 26 ию­ня 1960 го­да сер­деч­ную ста­тью «Прой­ден пе­ре­вал!» Но Ива­но­ва бы­ла ре­а­ли­с­том. Она пре­крас­но по­ни­ма­ла, что ру­ко­вод­ст­во в той си­ту­а­ции, ко­то­рая сло­жи­лась в пи­са­тель­ском ми­ре к кон­цу 1960 го­да, на оче­ред­ное обо­ст­ре­ние с Па­у­с­тов­ским и Эрен­бу­р­гом ни при ка­ких об­сто­я­тель­ст­вах не по­ш­ло бы. По­это­му от неё в Ря­зань ушёл сле­ду­ю­щий от­вет: «Ува­жа­е­мый т. Со­лже­ни­цын! Бла­го­да­рим за вни­ма­ние, но опуб­ли­ко­вать Ва­шу за­мет­ку не смо­жем, т.к. ста­тья о не­сколь­ких по­явив­ших­ся в по­след­нее вре­мя про­из­ве­де­ни­ях ав­то­био­гра­фи­че­с­ко­го жа­н­ра уже за­ка­за­на на­ми. С при­ве­том, зав. от­де­лом кри­ти­ки Л.Ива­но­ва».

Так что пер­вый ро­ман Со­лже­ни­цы­на с «Ли­те­ра­ту­рой и жиз­нью» окон­чил­ся не­уда­чей. Кто ж в га­зе­те знал, что бук­валь­но че­рез два го­да имя от­верг­ну­то­го ею ав­то­ра бу­дет на ус­тах у все­го чи­та­ю­ще­го ми­ра. По­вод для шу­ма да­ла пуб­ли­ка­ция в «Но­вом ми­ре» по­ве­с­ти «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча».

Эта по­весть сра­зу вы­зва­ла шквал от­кли­ков. В «Прав­де» по­яви­лась вос­тор­жен­ная ста­тья глав­но­го по­гром­щи­ка со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры Вла­ди­ми­ра Ер­ми­ло­ва. Он под­черк­нул, что у Со­лже­ни­цы­на та­лант «тол­сто­вской си­лы». В «Из­ве­с­ти­ях» но­во­го ав­то­ра под­дер­жал все­гда дер­жав­ший нос по ве­т­ру Кон­стан­тин Си­мо­нов. Но, по-мо­е­му, са­мый ин­те­рес­ный от­зыв да­ла, к удив­ле­нию ин­тел­ли­ген­ции, до не­воз­мож­но­с­ти ка­зён­ная «Крас­ная звез­да», 25 но­я­б­ря опуб­ли­ко­вав­шая вдруг сме­лую ста­тью Ге­н­ри­ха Ми­ти­на «Во имя че­ло­ве­ка», по­ста­вив­шая Со­лже­ни­цы­на в ряд са­мых зна­чи­тель­ных ху­дож­ни­ков сло­ва.

28 но­я­б­ря 1962 го­да к хо­ру со­глас­ных при­со­е­ди­ни­лась и «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь». Один из быв­ших ру­ко­во­ди­те­лей га­зе­ты Дым­шиц, в своё вре­мя по­бо­яв­ший­ся на­пе­ча­тать ос­т­рые рас­суж­де­ния тог­да ещё ни­ко­му не­из­ве­ст­но­го учи­те­ля ма­те­ма­ти­ки из Ря­за­ни, те­перь ут­верж­дал: «По­весть Со­лже­ни­цы­на, ог­ра­нён­ная та­лан­том ху­дож­ни­ка, – ку­сок жиз­нен­ной прав­ды. Всё в ней стро­го ре­а­ли­с­тич­но, без ме­ло­дра­ма­ти­че­с­ких эф­фек­тов, су­ро­во, по­рою гру­бо, но без над­ры­вов и сен­ти­мен­таль­но­с­ти». Но эта ло­бо­вая по­хва­ла со­вер­шен­но спра­вед­ли­во вы­зва­ла у «но­во­мир­цев» толь­ко пре­зре­ние. Кри­тик Вла­ди­мир Лак­шин в тот же день за­фик­си­ро­вал в сво­ём днев­ни­ке ре­ак­цию Твар­дов­ско­го. «Эта за­ды­ха­ю­ща­я­ся га­зет­ка по­ме­с­ти­ла ре­цен­зию Дым­ши­ца, на­пи­сан­ную буд­то на­роч­но так, что­бы от­ва­дить от по­ве­с­ти… Ни од­ной яр­кой ци­та­ты, ни на­по­ми­на­ния о ка­кой-ли­бо сце­не… Срав­ни­ва­ет с «Мёрт­вым до­мом» До­сто­ев­ско­го, и то не­впо­пад. Ведь у До­сто­ев­ско­го всё на­обо­рот: там ин­тел­ли­гент-ссыль­ный смо­т­рит на жизнь про­сто­го ос­т­рож­но­го лю­да, а здесь всё гла­за­ми Ива­на Де­ни­со­ви­ча, ко­то­рый по-сво­е­му и ин­тел­ли­ген­та (Це­за­ря Мар­ко­ви­ча) ви­дит».

Меж­ду тем по­каз­ное еди­но­ду­шие по от­но­ше­нию к Со­лже­ни­цы­ну про­дли­лось не­дол­го. Уже в кон­це 1962 го­да в «Из­ве­с­ти­ях» по­яви­лось сти­хо­тво­ре­ние од­но­го из глав­ных мра­ко­бе­сов по­сле­во­ен­ной со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры Ни­ко­лая Гри­ба­чё­ва «Ме­те­о­рит», в ко­то­ром, по су­ти, бы­ла пред­при­ня­та пер­вая по­пыт­ка раз­вен­чать та­лант са­мо­род­ка из Ря­за­ни. За­тем что-то не­впо­пад ляп­нул Ва­дим Ко­жев­ни­ков. Ну а по­том от­ли­чил­ся пер­вый ре­дак­тор «Ли­те­ра­ту­ры и жиз­ни» Вик­тор Пол­то­рац­кий. 29 мар­та 1963 го­да он осу­дил в «Из­ве­с­ти­ях» рас­сказ Со­лже­ни­цы­на «Ма­т­рё­нин двор», уп­рек­нув пи­са­те­ля за бес­про­свет­ность и ог­ра­ни­чен­ность ав­тор­ско­го взгля­да.

Эта ста­тья Пол­то­рац­ко­го про­из­ве­ла в пи­са­тель­ском ми­ре жут­кое впе­чат­ле­ние. Осо­бен­но силь­но рас­ст­ро­ил­ся Твар­дов­ский. «Вче­ра в «Из­ве­с­ти­ях», – от­ме­тил он 30 мар­та в сво­их ра­бо­чих те­т­ра­дях, – В.Пол­то­рац­кий (быв. ре­дак­тор быв. га­зе­ты «ЛиЖ») рас­пи­на­ет­ся по по­во­ду «Ма­т­рё­ни­на дво­ра». Я, кста­ти, знаю кол­хоз «Боль­ше­вик», бы­вал там, но не пи­сал о нём, т.к. [он] из­дав­на объ­ект бес­чис­лен­ных пра­зд­нич­ных опи­са­ний. Кол­хоз дей­ст­ви­тель­но вы­да­ю­щий­ся, но ос­т­ров­ной, и не знаю, как там сей­час по сли­я­нии его с ок­ре­ст­ны­ми не­мощ­ны­ми кол­хо­за­ми. Од­на­ко хи­т­рец-ре­цен­зент да­же не пы­та­ет­ся…». Тут Твар­дов­ский обо­рвал се­бя на по­лу­сло­ве. А че­го бы­ло об­ры­вать? В пи­са­тель­ских кру­гах зна­ли ста­рую при­вя­зан­ность Пол­то­рац­ко­го к по­ка­за­тель­но­му сов­хо­зу «Боль­ше­вик», ко­то­рый, так же как и де­рев­ня Ма­т­рё­ны, на­хо­дил­ся в Ме­щер­ском крае. Он её всю жизнь про­слав­лял. Но сказ­ки Пол­то­рац­ко­го о рае в «Боль­ше­ви­ке» ни­ко­го не убе­ди­ли. А Со­лже­ни­цы­ну ин­тел­ли­ген­ция по­ве­ри­ла. Вот по­че­му Пол­то­рац­кий так опол­чил­ся про­тив пи­са­те­ля. Он не мог про­стить ему та­лант и прав­ду.

Дру­гое де­ло, что Со­лже­ни­цы­на ре­ак­ция ка­ко­го-то Пол­то­рац­ко­го аб­со­лют­но не тро­га­ла. Его вол­но­ва­ло соб­ст­вен­ное пи­са­тель­ское бу­ду­щее. А тут вдруг слу­чил­ся пол­ный об­лом. На­тк­нув­шись на глу­хую сте­ну не­по­ни­ма­ния, Со­лже­ни­цын вновь по­сту­чал­ся в га­зе­ту. Ат­мо­сфе­ру той по­ры очень хо­ро­шо пе­ре­дал в сво­ём днев­ни­ке Лак­шин. 2 де­ка­б­ря 1965 го­да он за­пи­сал: «По­зво­нил и за­шёл в ред. Со­лже­ни­цын. Жа­ло­вал­ся мне и Де­мен­ть­е­ву на А.Т. [Твар­дов­ско­го. – В.О.], что тот-де не по­мо­га­ет ему ни в чём: рас­ска­зы от­верг, ру­ко­пись взять от­ка­зал­ся, с квар­ти­рой не по­мог… Те­перь он вы­нуж­ден дей­ст­во­вать сам – хо­дил к Алек­се­е­ву [Ми­ха­и­лу Алек­се­е­ву, став­ше­му пер­вым за­ме­с­ти­те­лем Ле­о­ни­да Со­бо­ле­ва в Со­ю­зе пи­са­те­лей Рос­сии. – В.О.] про­сить квар­ти­ру, хо­тел на­пе­ча­тать рас­сказ о Ку­ли­ков­ской бит­ве вне «Нов. ми­ра» – в «Огонь­ке» или «Лит.Рос­сии». Но «Лит.Рос­сия», те­перь уже хо­ро­шо зная, кто та­кой Со­лже­ни­цын, вновь от­ве­ти­ла ему от­ка­зом.

В об­щем, так и не стал ве­ли­кий пи­са­тель ав­то­ром га­зе­ты. Но про­иг­рал от это­го не столь­ко Со­лже­ни­цын. По­ст­ра­да­ла в пер­вую оче­редь ре­дак­ция, про­дол­жав­шая вы­ли­зы­вать всё что толь­ко мож­но у ли­те­ра­тур­но­го на­чаль­ст­ва. Она ну ни­как не мог­ла вы­рвать­ся из объ­я­тий со­фро­нов­ско-гри­ба­чёв­ской ко­ман­ды и силь­но опу­с­тив­ше­го­ся Ле­о­ни­да Со­бо­ле­ва. Хо­тя шан­сы на спа­се­ние ещё име­лись.

 

Про­дол­же­ние сле­ду­ет


 * 26 ок­тя­б­ря 1962 г. в га­зе­те «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь» по­яви­лись та­кие сти­хо­тво­ре­ния Ах­ма­то­вой: два из цик­ла «Ши­пов­ник цве­тёт» («В раз­би­том зер­ка­ле» и «Го­во­рит Ди­до­на»), а так­же «Вот она, пло­до­нос­ная осень» (БВ, Седь­мая кни­га). В «Зна­ме­ни» (см. 1963, № 1) на­пе­ча­та­ны бы­ли «Опять по­до­шли «не­заб­вен­ные да­ты», «Эхо», «Со­жжён­ная те­т­радь» (БВ, Седь­мая кни­га) и от­ры­вок из по­эмы «Пу­тём всея зем­ли» под на­зва­ни­ем «Ноч­ные ви­де­ния». («Пу­тём всея зем­ли» см. «За­пи­с­ки», т. 1, № 20.)



Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования