Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 03.06.2011

Белые пятна на сером

Ме­та­мор­фо­зы клас­си­ков, ока­зав­ших­ся в Ки­м­рах

 

…Прав­да, бы­ва­ли, как бе­лые пят­на на се­ром,

Гру­ст­ный Бах­тин и го­ни­мый судь­бой Ман­дель­ш­там.

В.К.

 

Вла­ди­мир Кор­ку­нов – ав­тор, ус­пеш­но ра­бо­та­ю­щий в са­мых раз­ных жа­н­рах: по­эзии, про­зе, ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке. Од­на­ко не­ма­ло вре­ме­ни он по­свя­ща­ет ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кой ра­бо­те. Кор­ку­нов ро­дом из го­ро­да Ки­м­ры Твер­ской об­ла­с­ти – ма­лень­ко­го, но… рас­по­ло­жен­но­го как раз за 101-м ки­ло­ме­т­ром. Это и пре­до­пре­де­ли­ло его ли­те­ра­тур­ную судь­бу. Здесь ро­дил­ся и жил Фа­де­ев, со­зда­вал по­след­ние сти­хо­тво­ре­ния Ман­дель­ш­там, ра­бо­тал и пи­сал сво­е­го «Раб­ле» Бах­тин. Их не­про­стые пу­ти – и жиз­нен­ные, и твор­че­с­кие – и ис­сле­ду­ет Кор­ку­нов. В ско­ром вре­ме­ни вы­хо­дит его кни­га «Са­вё­лов­ский пе­ри­од в судь­бах рус­ской ли­те­ра­ту­ры», в ко­то­рую вой­дут очер­ки как о клас­си­ках про­шло­го, так и о Бел­ле Ах­ма­ду­ли­ной, ни­ког­да не бы­вав­шей в Ки­м­рах, но по­свя­тив­шей это­му не­боль­шо­му го­род­ку и его оби­та­те­лям пре­крас­ные по­эти­че­с­кие стро­ки, и об ав­то­рах, ме­нее из­ве­ст­ных ли­те­ра­тур­ной об­ще­ст­вен­но­с­ти.

 

Владимир КОРКУНОВ Фото: Светлана ДЕМИДОВА
Владимир КОРКУНОВ
Фото: Светлана ДЕМИДОВА

– Во­ва, пе­ред то­бой как ли­те­ра­ту­ро­ве­дом вста­ёт мно­же­ст­во слож­ных про­блем. Од­на из них – со­здать пор­т­рет пи­са­те­ля без «хре­с­то­ма­тий­но­го глян­ца», как жи­во­го че­ло­ве­ка, при этом не по­брез­го­вав ис­то­ри­че­с­ки­ми фак­та­ми. Те­бе, на мой взгляд, уда­ёт­ся в сво­их ра­бо­тах най­ти та­кую грань, что­бы не пе­рей­ти к от­кро­вен­ной апо­ло­ги­за­ции, ска­зать о клас­си­ках че­ст­но и до­ста­точ­но объ­ек­тив­но…

– Это не так слож­но, как ка­жет­ся, и за­ви­сит в боль­шей сте­пе­ни от по­зи­ции ав­то­ра, от его вну­т­рен­не­го на­ст­роя. Есть цель под­нять на пье­де­с­тал – про­ще про­сто­го. Есть цель об­лить гря­зью – раз плю­нуть. Ве­ли­ким лю­дям свой­ст­вен­но со­вер­шать ве­ли­кие до­б­рые и ве­ли­кие злые де­ла, по­это­му, ес­ли хо­ро­шень­ко по­рыть­ся в би­о­гра­фии, не­слож­но по­ды­с­кать при­ме­ры, под­тверж­да­ю­щие ту или иную по­зи­цию. Хре­с­то­ма­тий­ный при­мер тут – Фа­де­ев. В со­вет­ское вре­мя его толь­ко что не ка­но­ни­зи­ро­ва­ли, за­то в на­ча­ле 90-х на­ча­ли вы­ли­вать уша­ты гря­зи. Мне за­пом­ни­лись две по­ка­за­тель­ные фра­зы из учеб­ни­ка по ли­те­ра­ту­ре 1991 го­да вы­пу­с­ка: «Как бы ни от­но­си­лись мы нын­че к Фа­де­е­ву, из ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры его не вы­ки­нешь». Или: «…Са­ша Фа­де­ев при­нял­ся су­дить и ря­дить о ли­те­ра­тур­ных ав­то­ри­те­тах…» вме­с­те с: «[кре­с­ть­ян­ская мас­са] у са­мо­го мо­ло­до­го Фа­де­е­ва с пар­ти­зан­ских дней вы­зы­ва­ла жгу­чую не­при­язнь». По-мо­е­му, у каж­до­го нор­маль­но­го че­ло­ве­ка не­при­язнь вы­зо­вут эти са­мые уни­чи­жи­тель­но-па­ни­брат­ские фра­зы. А как по­сту­пил бы ав­тор при­ве­дён­ных строк, ока­жись он на ме­с­те Фа­де­е­ва в то вре­мя? Так ли был плох Фа­де­ев на са­мом де­ле?

– За­тра­ги­вая те­му ста­тьи Бах­ти­на о Ма­я­ков­ском, ты пи­шешь, что её на­пи­са­ние Бах­тин свя­зы­вал с пе­ре­хо­дом из ста­ту­са ле­галь­ных пи­са­те­лей в по­лу­ле­галь­ные. Ста­тья со­зда­ва­лась в пе­ри­од по­пу­ляр­но­с­ти Ма­я­ков­ско­го, этих из­ве­ст­ных слов Ста­ли­на о «луч­шем и та­лант­ли­вей­шем»… Так с чем же, по-тво­е­му, был свя­зан не­га­тив­ный тон ста­тьи и не­лю­бовь Бах­ти­на к Ма­я­ков­ско­му?

– Как яв­ст­ву­ет из ста­тьи Бах­ти­на, ни­ка­кой не­люб­ви по от­но­ше­нию к по­эту у не­го не бы­ло, он был вы­ше лю­бо­вей и не­лю­бо­вей, мне ка­жет­ся. На­обо­рот, вы­бро­шен­ный за 101-й ки­ло­метр, Бах­тин стре­мил­ся вер­нуть­ся к пол­но­цен­ной жиз­ни, стре­мил­ся по­лу­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для ра­бо­ты. Что го­во­рить, ес­ли две­ри Ле­нин­ской биб­ли­о­те­ки бы­ли для не­го за­кры­ты. А ведь это бы­ло для не­го срод­ни пе­ре­кры­тию воз­ду­ха. Всем из­ве­ст­на его моль­ба тех лет (имею в ви­ду 1938–1945 го­ды): «Я по­ги­баю без книг!» И дру­зья от­прав­ля­ли ему кни­ги – по­сыл­ка­ми, при ока­зии. Поз­же, ког­да Бах­тин по­ки­дал Ки­м­ры, школь­ни­ца во­ен­ных лет, его уче­ни­ца, по­мо­гав­шая со­би­рать не­му­д­рё­ный ба­гаж, удив­ля­лась – по­ло­ви­на по­ме­ще­ния, ко­то­рую сни­ма­ли Бах­ти­ны, бы­ла за­гро­мож­де­на кни­га­ми!

До­рвал­ся до Ле­нин­ской биб­ли­о­те­ки во вре­мя сво­е­го «Са­вё­лов­ско­го пе­ри­о­да» Бах­тин толь­ко один раз – ког­да ему пред­ло­жи­ли на­пи­сать для «Ли­те­ра­тур­ной эн­цик­ло­пе­дии» ста­тью о са­ти­ре. И на не­сколь­ко дней Бах­тин по­гру­зил­ся в мир та­ких не­об­хо­ди­мых ему книг. Впро­чем, это был лишь про­блеск в до­ста­точ­но то­с­к­ли­вом – в пер­вую оче­редь, из-за не­воз­мож­но­с­ти в пол­ную си­лу ра­бо­тать – пре­бы­ва­нии в Ки­м­рах.

Что же ка­са­ет­ся «ста­тьи о Ма­я­ков­ском», до нас до­шла лишь схе­ма ста­тьи, и с её по­мо­щью Бах­тин пла­ни­ро­вал как раз на­обо­рот – пе­ре­брать­ся из ста­ту­са по­лу­ле­галь­ных в ста­тус ле­галь­ных ав­то­ров. Го­во­рить о не­га­тив­ном то­не ста­тьи тем бо­лее не­вер­но, учи­ты­вая, что в се­ре­ди­не 20-х го­дов Бах­тин в сво­их лек­ци­ях под­чёр­ки­вал зна­чи­мость Ма­я­ков­ско­го для рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Един­ст­вен­ное «сви­де­тель­ст­во» о не­люб­ви Бах­ти­на к Ма­я­ков­ско­му при­тя­ну­то за уши – по­сколь­ку про­ис­хо­дит не из уст Бах­ти­на, а от его уче­ни­цы из кимрской 14-й шко­лы – Ва­лен­ти­ны Рак. Яко­бы Бах­тин, по­сле то­го, как Ста­лин объ­я­вил Ма­я­ков­ско­го «на­шим всем», при­дя в класс, от­че­ка­нил: «Ма­я­ков­ско­го я не люб­лю и чи­тать его не бу­ду». По­нят­но, что к та­ким сви­де­тель­ст­вам до­ве­рие не аб­со­лют­ное. Но оно до­бав­ля­ет тра­ги­че­с­кой нот­ки в об­щее кимрское су­ще­ст­во­ва­ние Бах­ти­на. От от­ча­я­ния, от об­ре­чён­но­с­ти, как сдав­лен­ный крик мог­ла про­зву­чать эта фра­за, в ко­то­рой и про­тест про­тив все­го су­ще­го, и ос­т­рое ощу­ще­ние не­спра­вед­ли­во­с­ти… Не нуж­но за­бы­вать, что не­за­дол­го до это­го Бах­ти­ну ам­пу­ти­ро­ва­ли – в Ки­м­рах же – но­гу…

– В тво­ём очер­ке о Бах­ти­не ме­ня по­ра­зил тот факт, что пи­са­те­ля в кимрской шко­ле не­до­люб­ли­ва­ли за стро­гость. Тем не ме­нее, го­во­рит­ся, что он умел ув­лечь. Ты пи­шешь о том, что де­ти один раз са­бо­ти­ро­ва­ли урок, и учи­тель вы­нуж­ден был уй­ти. Как бы ты оп­ре­де­лил чер­ты лич­но­с­ти Бах­ти­на – в спе­к­т­ре всех про­ти­во­ре­чий?

– Мне слож­но пред­ста­вить Бах­ти­на раз­гне­ван­ным, осо­бен­но в от­но­ше­ни­ях с де­ть­ми. Ско­рее, тут про­изо­шёл слу­чай ког­ни­тив­но­го дис­со­нан­са – Бах­тин, жи­ву­щий, как и все ге­нии, в сво­ём, не­сколь­ко от­ст­ра­нён­ном от ре­аль­но­с­ти ми­ре, и де­ти вой­ны, на до­лю ко­то­рых вы­па­ло не­ма­ло ис­пы­та­ний. Де­ти, по­вз­рос­лев­шие рань­ше сро­ка, но ос­та­ю­щи­е­ся де­ть­ми… И по­том – я го­во­рил уже, что имен­но в Ки­м­рах Бах­ти­на ли­ши­ли но­ги – мно­же­ст­вен­ный ос­тео­ми­е­лит. А ведь он мог и обе­их ног ли­шить­ся! В зна­ме­ни­тых его бе­се­дах с Ду­ва­ки­ным они кос­ну­лись это­го во­про­са. Ду­ва­кин спро­сил о судь­бе вто­рой но­ги, ко­то­рую то­же впол­не мог­ли ам­пу­ти­ро­вать, на что Бах­тин от­вет­ст­во­вал, что бла­го­да­ря ве­ли­ко­леп­но­му хи­рур­гу – он так и ска­зал: «ве­ли­ко­леп­ный был хи­рург, по­жи­лой та­кой», но­гу уда­лось спа­с­ти. Тут ведь ещё од­на ана­ло­гия ли­те­ра­тур­ная кро­ет­ся. Де­ло в том, что в это вре­мя в Ки­м­рах слож­ны­ми хи­рур­ги­че­с­ки­ми опе­ра­ци­я­ми – а опе­ра­ция Бах­ти­на бы­ла имен­но та­кой – ру­ко­во­дил пре­крас­ный хи­рург Ар­се­нь­ев. Как из­ве­ст­но, мать Ми­ха­и­ла Лер­мон­то­ва бы­ла урож­дён­ной Ар­се­нь­е­вой, а сам бу­ду­щий по­эт вос­пи­ты­вал­ся ба­буш­кой, Ели­за­ве­той Алек­се­ев­ной Ар­се­нь­е­вой. С дру­гой сто­ро­ны род Ар­се­нь­е­вых на­хо­дит­ся в род­ст­вен­ной бли­зо­с­ти к Тур­ге­не­вым. Да и сам Ар­се­нь­ев че­ло­век за­слу­жен­ный – ро­дил­ся в Поль­ше, спа­сал ра­не­ных на по­лях сра­же­ний Пер­вой ми­ро­вой, по­том пе­ре­брал­ся в Ки­м­ры и в те­че­ние по­лу­ве­ка про­во­дил слож­ней­шие опе­ра­ции. Точ­ных под­тверж­де­ний то­му, что имен­но Ар­се­нь­ев де­лал опе­ра­цию Бах­ти­ну – нет, но иных хи­рур­гов в Ки­м­рах, про­во­див­ших по­доб­ные опе­ра­ции и об­ла­дав­ших до­ста­точ­ной ква­ли­фи­ка­ци­ей для это­го – не бы­ло. За не­име­ни­ем контр­до­во­дов мы по­ла­га­ем, что имен­но род­ст­вен­ник Лер­мон­то­ва «ли­шил» Бах­ти­на боль­ной но­ги.

Так вот, воз­вра­ща­ясь к школь­но­му са­бо­та­жу – са­мо это со­бы­тие пред­став­ля­ет­ся мне од­но­вре­мен­но и тра­гич­ным, и горь­ким. Пред­ставь се­бе, что од­но­но­гий учи­тель, ко­то­рый прак­ти­че­с­ки все уро­ки вёл стоя, вы­ве­ден­ный из се­бя уче­ни­ка­ми, по­во­ра­чи­ва­ет­ся, и, сту­ча ко­с­ты­ля­ми, мед­лен­но вы­хо­дит из клас­са… Ког­да мне рас­ска­зы­ва­ла об этом уче­ни­ца его – та са­мая, ко­то­рая по­мо­га­ла со­би­рать ба­гаж, у ме­ня на гла­зах сто­я­ли слё­зы, а она пря­та­ла взгляд – бы­ло стыд­но за од­но­класс­ни­ков. Но ведь и их по­нять мож­но. Го­лод­ные во­ен­ные го­ды. Для отап­ли­ва­ния шко­лы ре­бя­та са­ми от­прав­ля­лись за тор­фом, мёрз­ли, не­до­еда­ли. Что­бы у ко­го-то бы­ла но­вая курт­ка и не­ды­ря­вая обувь – об этом и го­во­рить не при­хо­ди­лось! А за еду так и во­все бои ус­т­ра­и­ва­лись – кор­ми­ли в шко­ле хле­бом, и ре­бя­та ста­ра­лись за­по­лу­чить ку­сок с ко­роч­кой.

И вот на фо­не эда­кой дет­ской тра­ге­дии, стрем­ле­ния вы­жить и за­щи­тить се­бя, по­яв­ля­ет­ся тре­бо­ва­тель­ный учи­тель, ко­то­ро­му вна­ча­ле толь­ко и до­ве­ри­ли, что ве­с­ти язык вра­га – не­мец­кий! – и лишь по­том рус­скую ли­те­ра­ту­ру. Ес­те­ст­вен­но, в де­тях про­яв­лял­ся про­тест – свой­ст­вен­ный и воз­ра­с­ту, и по­ло­же­нию. Но ес­ли ты ду­ма­ешь, что са­бо­таж то­го вре­ме­ни срод­ни со­вре­мен­но­му, ког­да учи­те­ля по­сы­ла­ют по ма­туш­ке, в книж­ки под­кла­ды­ва­ют пре­зер­ва­ти­вы и ки­да­ют бу­маж­ки, сто­ит то­му от­вер­нуть­ся к до­с­ке, то оши­ба­ешь­ся. На­ру­ша­ли дис­цип­ли­ну – да, шу­ме­ли, что-то ро­ня­ли во вре­мя объ­яс­не­ния. Но ува­же­ние – бы­ло, и до уров­ня быд­ло­и­дов де­ти, ко­неч­но, не опу­с­ка­лись.

И, вме­с­те с тем, ес­ли го­во­рить о лич­но­с­ти Бах­ти­на, ка­ким он пред­стал пе­ред ре­бя­та­ми, от­ме­чу, что они за­пом­ни­ли его как стро­го­го, но спра­вед­ли­во­го и край­не вос­пи­тан­но­го че­ло­ве­ка. Да­же тот факт, что его фа­ми­лию они про­из­но­си­ли с уда­ре­ни­ем на пер­вый слог – Бах­тин – и он ни ра­зу их не по­пра­вил, го­во­рит о мно­гом.

Владимир КОРКУНОВ Фото: Татьяна СКРУНЗДЬ
Владимир КОРКУНОВ
Фото: Татьяна СКРУНЗДЬ

– Бел­ла Ах­ма­ду­ли­на, од­на из ге­ро­инь тво­их очер­ков, на­пи­сав­шая пре­дис­ло­вие к тво­ей ста­тье о Ман­дель­ш­та­ме («Па­ро­хо­дик с пе­ту­ха­ми», «Зна­мя», 2009, № 2), в сущ­но­с­ти, не бы­ва­ла в Ки­м­рах, но во вре­мя пре­бы­ва­ния в кимрской боль­ни­це сла­ви­лась сво­ей до­б­ро­той по от­но­ше­нию к ня­неч­кам. Ей при­над­ле­жат чу­дес­ные стро­ки «Урод и хам взо­рвёт По­кров­ский храм…/ И лю­то сги­нет пра­вед­ник в пу­с­ты­не…» (в этом хра­ме кре­с­ти­ли Фа­де­е­ва). В тво­ей ста­тье она вы­сту­па­ет про­сто как ан­гел-хра­ни­тель – ты пи­шешь о ней с боль­шой лю­бо­вью и теп­ло­той. Как ты ду­ма­ешь, с чем свя­за­на её лю­бовь к Ки­м­рам?

– Бо­лее по­ка­за­тель­ны­ми, тро­га­тель­ны­ми, за­де­ва­ю­щи­ми за жи­вое мне ка­жут­ся сле­ду­ю­щие стро­ки: «В но­чи мой по­черк при­хот­лив, за­ядл./ Но всё-та­ки – ка­кая оди­но­кость:/ «Скор­бя­щен­ским» клад­би­щем ум за­нять/ и ка­пель­ни­цы сла­вить од­но­но­гость». Так не от оди­но­ко­с­ти ли, от боль­нич­ной бе­зы­с­ход­но­с­ти, вы­нуж­ден­ной без­де­я­тель­но­с­ти рож­да­лась лю­бовь к Ки­м­рам, к это­му оа­зи­су до­б­ра? – а все ок­ру­жав­шие её са­ни­тар­ки и до­б­рая её лю­би­ми­ца Та­ня Бы­ко­ва – бы­ли ро­дом из Кимр. Ве­ро­ят­но, в Ки­м­рах, как и в Та­ру­се (но Та­ру­са иное, она ос­вя­ще­на ве­ли­кой Цве­та­е­вой), Ах­ма­ду­ли­на ви­де­ла ту ухо­дя­щую Рос­сию, ко­то­рую неж­но лю­би­ла, о ко­то­рой пи­са­ла сти­хи и ря­дом с ко­то­рой бы­ла её ду­ша. В са­мом де­ле, те чер­ты, ко­то­рые Бел­ла Аха­тов­на от­ме­ча­ла в сти­хах, по­свя­щён­ных Ки­м­рам: «Урод и хам взо­рвёт По­кров­ский храм…», «В том ме­с­те – танц­пло­щад­ка и гор­парк, / ла­рёк с гос­тин­цем ядо­ви­той сме­си. / То­по­чу­щих на де­дов­ских гро­бах / ми­ну­ют ли про­кля­тье и воз­ме­з­дье?», «…две Та­ни, На­дя, Ле­на. / В по­да­тель­ни­цах пи­щи и ле­карств / при­го­жесть Кимр спас­лась и уце­ле­ла» – они бы­ли свой­ст­вен­ны мно­гим го­ро­дам со­вет­ско­го вре­ме­ни, ког­да бы­ли по­пра­ны свя­ты­ни и ны­неш­ней ре­аль­но­с­ти, ког­да гло­ба­ли­за­ция сти­ра­ет на­ци­о­наль­ные чер­ты, ког­да ца­рят без­за­ко­ние и бес­пре­дел, и толь­ко от­дель­ные лю­ди, как оп­ло­ты то­го ду­хов­но­го, рус­ско­го, и хра­нят ис­тин­ную рус­скую кра­со­ту. Ду­маю, что лю­бовь её ско­рее к Рос­сии, а не к Ки­м­рам, ско­рее к Рос­сии че­рез об­раз Кимр и, как по­лу­чи­лось, к са­ни­тар­кам, тем лю­дям, с ко­то­ры­ми её све­ла судь­ба. Моё лич­ное зна­ком­ст­во с Бел­лой Аха­тов­ной, о ко­то­ром ты го­во­ришь – во мно­гом слу­чай­но и про­изо­ш­ло так­же не без уча­с­тия кимрских са­ни­та­рок. Ког­да од­на из них – Та­ть­я­на Ко­ро­с­те­лё­ва – при­вез­ла сво­ей па­ци­ент­ке не­сколь­ко бро­шюр мо­е­го от­ца (он, кста­ти, в кон­це 80-х пи­сал в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» о ро­де Ар­се­нь­е­вых), по­свя­щён­ных ги­бе­ли хра­мов в Ки­м­рах. Бел­ла Аха­тов­на, про­чи­тав их, на­пи­са­ла нам не­сколь­ко пи­сем, в ко­то­рых ин­те­ре­со­ва­лась жиз­нью Кимр, бы­том, обу­с­т­рой­ст­вом… По­ми­мо пи­сем мы ви­де­лись один-един­ст­вен­ный раз, в кон­це 2008 го­да, ког­да я при­ехал к ней с но­вы­ми кни­га­ми о Ки­м­рах.

– Дом Фа­де­е­ва, где он ро­дил­ся, в Ки­м­рах сло­ма­ли, а на его ме­с­те по­ст­ро­и­ли храм. А тот со­бор, где его кре­с­ти­ли, взо­рва­ли (о ко­то­ром и пи­са­ла Ах­ма­ду­ли­на), и те­перь там те­атр. Как про­изо­ш­ли по­доб­ные ме­та­мор­фо­зы?

– Ни для ко­го не се­к­рет, что ин­сти­тут церк­ви был в цар­ское вре­мя, мяг­ко го­во­ря, вли­я­тель­ным. Нуж­но бы­ло вы­ст­ро­ить но­вый храм? Нуж­но. Для этой це­ли снес­ли не­сколь­ко жи­лых до­мов, храм воз­ве­ли. Что де­ла­ла с хра­ма­ми власть в со­вет­ское вре­мя по­на­ча­лу? Взры­ва­ла, раз­ру­ша­ла, пе­ре­во­ди­ла в ста­тус куль­тур­ных уч­реж­де­ний. Так что в этом ас­пек­те ме­та­мор­фо­зы бо­лее чем три­ви­аль­ные. Ин­те­рес­но дру­гое – не­ко­то­рая ми­с­ти­ка, свя­зан­ная «с пи­са­тель­ским ми­ни­с­т­ром». Слов­но Бог, с од­ной сто­ро­ны, был с ним всё страш­ное вре­мя его жиз­ни, не ос­тав­лял сы­на сво­е­го – и сим­во­лом тут стал храм, вы­рос­ший на ме­с­те его до­ма. А с дру­гой сто­ро­ны, буд­то от­вер­нул­ся от не­го – это мо­мент взры­ва, про­гре­мев­ше­го, кста­ти, в 1936 го­ду – за год до при­ез­да в Ки­м­ры Ман­дель­ш­та­ма и за два до при­ез­да Бах­ти­на…

– Про­ти­во­ре­чи­во твоё изо­б­ра­же­ние Фа­де­е­ва. С од­ной сто­ро­ны, «са­мо­убий­ст­во как суть вы­ра­же­ние до­б­ро­го на­ча­ла», то, что он был «осуж­дён стать же­с­то­ким», с дру­гой – пись­мо к Цве­та­е­вой, про­пи­тан­ное хо­ло­дом и офи­ци­аль­щи­ной…

– С од­ной сто­ро­ны, не­ма­ло пре­крас­ных пи­са­те­лей: Пла­то­нов, Шо­ло­хов, Тол­стой и дру­гие по­ст­ра­да­ли «при со­дей­ст­вии» Фа­де­е­ва. Да и пись­мо его, на­прав­лен­ное к Цве­та­е­вой, не на­зо­вёшь пол­ным со­пе­ре­жи­ва­ния и уча­с­тия: «…до­стать Вам в Моск­ве квар­ти­ру аб­со­лют­но не­воз­мож­но». Но не сто­ит за­бы­вать и о по­мо­щи со­бра­ть­ям по пе­ру, в том чис­ле, го­ни­мым и пре­сле­ду­е­мым, на что в то вре­мя нуж­на бы­ла не­ма­лая сме­лость. К при­ме­ру, в не­дав­но вы­шед­шей кни­ге За­бо­лоц­ко­го «Я вос­пи­тан при­ро­дой су­ро­вой», в ком­мен­та­ри­ях к из­да­нию род­ст­вен­ни­ки по­эта, пре­дель­но осуж­дая то­та­ли­та­ризм, с ис­крен­ним теп­лом вспо­ми­на­ют о со­дей­ст­вии Фа­де­е­ва. Ког­да в 1939 го­ду же­на За­бо­лоц­ко­го при­еха­ла с из­ве­ст­ной прось­бой к Фа­де­е­ву, тот их не толь­ко при­нял, но и обе­щал оз­на­ко­мить­ся с де­лом и, по воз­мож­но­с­ти, по­мочь. По­мню удив­ле­ние, скво­зив­шее в стро­ках об этом эпи­зо­де – мол, обыч­но каж­дый от­пи­хи­вал­ся от та­ких дел, от­ст­ра­нял­ся как мог. А меж тем Фа­де­ев не толь­ко не от­ст­ра­нил­ся, а встре­тил­ся с про­ку­ро­ром СССР Пан­кра­ть­е­вым с прось­бой о пе­ре­смо­т­ре де­ла. За­пом­ни­лась мне и строч­ка из пись­ма Ах­ма­то­вой, ко­то­рое Фа­де­ев по­лу­чил не­за­дол­го до са­мо­убий­ст­ва: «Вы бы­ли так до­б­ры, так от­зыв­чи­вы, как ни­кто за эти страш­ные го­ды».

По­это­му мне, в дан­ном слу­чае, бли­же по­зи­ция Се­мё­на Лип­ки­на (ты в фор­му­ли­ров­ке во­про­са от­че­го-то при­пи­сал её мне), ко­то­рую он сфор­му­ли­ро­вал до­ста­точ­но про­сто. И в то же вре­мя ис­чер­пы­ва­ю­ще, не при­мы­кая ни к од­но­му из ла­ге­рей, не апо­ло­ги­зи­руя и не сло­во­блуд­ни­чая в от­но­ше­нии пи­са­те­ля: «…и пред­смерт­ная речь, и са­мо­убий­ст­во Фа­де­е­ва суть вы­ра­же­ние до­б­ро­го на­ча­ла в этом че­ло­ве­ке, осуж­дён­ном стать же­с­то­ким. Его са­мо­убий­ст­во не грех пе­ред Бо­гом, а же­ла­ние ис­ку­пить смер­тью свои гре­хи».

– Не­од­но­знач­ное от­но­ше­ние до сих пор вы­зы­ва­ют ста­тьи На­деж­ды Ман­дель­ш­там. Брод­ский срав­нил два то­ма её вос­по­ми­на­ний с «Суд­ным днём на зем­ле для её ве­ка и для ли­те­ра­ту­ры её ве­ка». Дру­гие об­ви­ня­ют вдо­ву по­эта в све­де­нии счё­тов с со­вре­мен­ни­ка­ми, кле­ве­те и ис­ка­же­нии дей­ст­ви­тель­но­с­ти. На чьей сто­ро­не ты?

– По­ни­ма­ешь, Бо­ря, лю­бое прав­ди­вое мне­ние лю­бо­го че­ло­ве­ка в той или иной ме­ре бу­дет све­де­ни­ем счё­тов – у нас при­ня­то не­до­ска­зы­вать свою по­зи­цию, го­во­рить то, что при­ня­то, а не то, что ты ду­ма­ешь. По­это­му не ис­клю­чаю, что На­деж­да Яков­лев­на про­сто ска­за­ла то, что счи­та­ла прав­ди­вым. И это, ес­те­ст­вен­но, мно­гим не по­нра­ви­лось. Но све­де­ние ли это счё­тов? Не знаю. Мне из­ве­ст­но сле­ду­ю­щее: то, что для од­но­го – не­зыб­ле­мая прав­да, для дру­го­го – ис­ка­же­ние дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Ис­ти­на на пе­ре­се­че­нии имен­но че­ло­ве­че­с­ких мне­ний.


Беседовал Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования