Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 03.06.2011

Два в одном

Захар Прилепин выпустил новый роман «Чёрная обезьяна»

 

Ещё в на­ча­ле твор­че­с­ко­го пу­ти За­хар При­ле­пин за­ст­ра­хо­вал­ся от кри­ти­ки, за­явив в не­сколь­ких ин­тер­вью, что пи­шет ле­вой но­гой и для то­го, что­бы за­ра­ба­ты­вать день­ги и кор­мить се­мью. По­сле это­го вро­де бы бес­смыс­лен­но ру­гать не­до­стат­ки и хва­лить до­сто­ин­ст­ва при­ле­пин­ских тек­с­тов, – что, мол, тол­ку: че­ло­век на­ва­лял ле­вой но­гой, из­дал кни­гу (глав­ное, из­да­тель на­шёл­ся), она име­ла ус­пех – рас­про­да­лась. Ну и лад­но. Биз­нес.

Роман СЕНЧИН
Роман СЕНЧИН

Но де­ло в том, что При­ле­пин, на мой взгляд, один из сов­сем не­мно­гих со­вре­мен­ных пи­са­те­лей, за­став­ля­ю­щих от­но­сить­ся к ли­те­ра­ту­ре все­рьёз. Каж­дая его вещь про­во­ци­ру­ет на раз­го­вор, за­ст­ре­ва­ет то ли в моз­гу, то ли в ду­ше. Не стал ис­клю­че­ни­ем и но­вый ро­ман – «Чёр­ная обе­зь­я­на», ос­та­вив­ший у ме­ня очень слож­ное чув­ст­во. По-мо­е­му, это два от­дель­ные про­из­ве­де­ния, пе­ре­ме­шан­ные и по­ме­щён­ные под од­ной об­лож­кой.

Я ни­ког­да не счи­тал За­ха­ра При­ле­пи­на ав­то­био­гра­фом, тща­тель­но фик­си­ру­ю­щим в про­зе эпи­зо­ды соб­ст­вен­ной жиз­ни. Чер­ты вы­мыс­ла за­мет­ны и в ро­ма­не «Па­то­ло­гии» (кста­ти, лю­бо­пыт­на не­дав­но опуб­ли­ко­ван­ная ста­тья о спор­ных де­та­лях этой кни­ги Алек­сан­д­ра Буш­ков­ско­го во 2-ом но­ме­ре «Во­про­сов ли­те­ра­ту­ры», ко­то­рая мо­жет стать на­ча­лом ин­те­рес­ной и по­лез­ной дис­кус­сии), и в ро­ма­не «Сань­кя», и во мно­гих по­ве­с­тях и рас­ска­зах. И это пра­виль­но – су­гу­бая до­ку­мен­таль­ность уби­ва­ет ху­до­же­ст­вен­ность, су­жи­ва­ет смыс­лы.

Но в «Чёр­ной обе­зь­я­не» При­ле­пин впер­вые об­на­жил вы­мы­сел, за­кру­тил сю­жет, ввёл в текст яв­ные фан­та­с­ти­че­с­кие до­пу­ще­ния, столь мод­ные се­го­дня. По­ш­ло ли это на поль­зу про­из­ве­де­нию или сни­зи­ло его ху­до­же­ст­вен­ную си­лу, я и по­пы­та­юсь ре­шить для се­бя ни­же. 

Не­смо­т­ря на до­воль­но внят­ное со­дер­жа­ние ро­ма­на, пе­ре­ска­зать его слож­но. Но – по­про­бую.

Глав­ный ге­рой – жур­на­лист и ав­тор не­сколь­ких ро­ма­нов. У не­го се­мья – же­на, сын и доч­ка (по всей ви­ди­мо­с­ти, близ­не­цы) дет­са­дов­ско­го воз­ра­с­та. Ещё есть лю­бов­ни­ца, а так­же про­сти­тут­ка, ко­то­рая на­по­ми­на­ет ге­рою его же­ну пе­ри­о­да сек­су­аль­ной ак­тив­но­с­ти. (С про­сти­тут­кой, прав­да, до на­сто­я­щей бли­зо­с­ти де­ло не до­хо­дит.)

Впро­чем, это мы уз­на­ём поз­же, а на тре­ть­ей стра­ни­це ге­роя вы­зы­ва­ет к се­бе глав­ный ре­дак­тор га­зе­ты и со­об­ща­ет, что есть «воз­мож­ность схо­дить в один то ли па­ноп­ти­кум, то ли тер­ра­ри­ум». Не яс­но, ре­дак­ци­он­ное ли это за­да­ние или не­что иное. Но ге­рой без вся­ких раз­мы­ш­ле­ний и ле­ни идёт, ви­дит там за зер­каль­ным стек­лом жи­во­го (ока­зы­ва­ет­ся) Ра­ду­е­ва, ещё ка­ких-то убийц, а так­же не­сколь­ких де­тей, ко­то­рые хоть и ве­дут се­бя обыч­но, но, по сло­вам со­про­вож­да­ю­ще­го, опас­нее, «чем все те, ко­го мы ви­де­ли до сих пор».

Лич­ная жизнь ге­роя ру­шит­ся, ви­ди­мо, уже дав­но, и по­се­ще­ние «то ли па­ноп­ти­ку­ма, то ли тер­ра­ри­у­ма» это раз­ру­ше­ние ускоря­ет. Ге­рой на­чи­на­ет изу­чать фак­ты дет­ской и под­ро­ст­ко­вой же­с­то­ко­с­ти, на­хо­дит в Ин­тер­не­те со­об­ще­ние, что в од­ном под­мо­с­ков­ном (да, кста­ти, дей­ст­вие ро­ма­на про­ис­хо­дит в Моск­ве) го­ро­де под­ро­ст­ки вы­ре­за­ли це­лый подъ­езд. Встре­ча­ет­ся ге­рой с вра­ча­ми, «по­ли­цей­ски­ми», об­слу­жи­ва­ю­щи­ми по­ли­ти­ков мо­ло­ды­ми людь­ми и да­же с не­ким Ша­ро­вым, ра­бо­та­ю­щим где-то вбли­зи гла­вы го­су­дар­ст­ва. Лю­ди рас­ска­зы­ва­ют ге­рою о же­с­то­ко­с­ти де­тей и под­ро­ст­ков («не­до­ро­ст­ков» – у ав­то­ра), и два та­ких рас­ска­за со­став­ля­ют до­воль­но объ­ём­ные встав­ные но­вел­лы. Од­на – про сред­ние ве­ка (как не­до­ро­ст­ки за­хва­ти­ли го­род), а вто­рая – про Аф­ри­ку (не­до­ро­ст­ки уби­ва­ют всех под­ряд, вклю­чая и во­ору­жив­ших их по­встан­цев). Плюс к рас­ска­зам ге­роя му­ча­ют и вос­по­ми­на­ния о соб­ст­вен­ном дет­ст­ве, в ко­то­ром он то­же со­вер­шал же­с­то­кие по­ступ­ки или был их сви­де­те­лем, об ар­мии, где под­вер­гал­ся из­де­ва­тель­ст­вам…

Опу­тан­ный всем этим, ге­рой (име­ни его в кни­ге най­ти не по­лу­чи­лось) за­бра­сы­ва­ет, как мож­но по­нять из его об­ра­за жиз­ни, га­зе­ту, в ко­то­рой ра­бо­та­ет, ро­ма­нов не пи­шет, всё боль­ше вре­ме­ни про­во­дит с лю­бов­ни­цей Алей, уз­нав о су­ще­ст­во­ва­нии ко­то­рой же­на убе­га­ет из до­му, а по­том вы­кра­ды­ва­ет де­тей; ге­рой по­се­ля­ет­ся у лю­бов­ни­цы, но их от­но­ше­ния тоже ру­шат­ся, и она его вы­го­ня­ет. Ге­рой ме­чет­ся по Моск­ве, пы­та­ясь ра­зо­брать­ся в сущ­но­с­ти не­до­ро­ст­ков, ока­зы­ва­ет­ся в де­рев­не, где жи­вёт сын по­хо­жей на его же­ну про­сти­тут­ки (про­сти­тут­ку к то­му вре­ме­ни уби­ва­ют), и пы­та­ет­ся усы­но­вить маль­чи­ка. Ге­роя вы­проваживают из из­бы, он те­ря­ет (вре­мен­но?) ра­зум… На по­след­них стра­ни­цах мы ви­дим че­ло­ве­ка, пе­ре­нёс­ше­го тя­жё­лую и дол­гую бо­лезнь, но не оп­ра­вив­ше­го­ся от неё. Че­ло­век жи­вёт ти­хо, раз­ме­рен­но и – оди­но­ко. Ка­жет­ся, на­всег­да уже оди­но­ко.

Вот та­кое, на мой гру­бый взгляд, со­дер­жа­ние.

Поч­ти по­ров­ну яв­но­го (хо­тя в ос­нов­ном прав­до­по­доб­но­го) вы­мыс­ла и то­го, что из­ли­лось у пи­са­те­ля из ду­ши. Что он то ли сам пе­ре­жил, то ли очень бо­ит­ся пе­ре­жить.

К пер­вой по­ло­ви­не (по­ло­ви­не вы­мыс­ла) от­но­сит­ся ли­ния не­до­ро­ст­ков, не да­вав­шая мне по­коя поч­ти до са­мо­го фи­на­ла «Чёр­ной обе­зь­я­ны». Я ду­мал: за­чем эти не­до­ро­ст­ки? что хо­тел ска­зать ими ав­тор? От­ве­та пол­но­го не по­лу­чил, но объ­яс­не­ние всё же на­шлось, – про­фес­сор, изу­ча­ю­щий этих са­мых не­до­ро­ст­ков, на по­след­них стра­ни­цах при­зна­ёт­ся:

«– Ни­кто вам и не го­во­рил, что не­до­ро­ст­ки, ко­то­ры­ми я за­ни­ма­юсь, уби­ли ко­го-то… Вы, ка­жет­ся, хо­те­ли се­бе при­ду­мать ка­кой-ни­будь дру­гой ад, вза­мен соб­ст­вен­но­го? Я тут ни при чём, пра­во сло­во».

Вот та­кая раз­вяз­ка-пу­с­тыш­ка ли­нии кро­ва­вых не­до­ро­ст­ков. И вряд ли про­фес­сор и боль­шин­ст­во дру­гих пер­со­на­жей «ни при чём». На­обо­рот, все они уси­лен­но по хо­ду дей­ст­вия на­ме­ка­ют ге­рою, что не­до­ро­ст­ки без­жа­ло­ст­ны и не­по­бе­ди­мы. Что они где-то ря­дом, и вот-вот на­ки­нут­ся… Впро­чем, не ис­клю­че­но, что все эти пер­со­на­жи жи­вут толь­ко в боль­ном во­об­ра­же­нии глав­но­го ге­роя. (Но в та­ком слу­чае это уже пе­ле­вин­щи­на, и эту тер­ри­то­рию у ко­го-то, кро­ме Пе­ле­ви­на, удо­б­рять не очень-то по­лу­ча­ет­ся.) Но я скло­нен всё же счи­тать, что про не­до­ро­ст­ков речь ве­дёт­ся все­рьёз, хо­тя в лю­бом слу­чае ло­ги­ка долж­на при­сут­ст­во­вать – и ес­ли они да­же плод боль­но­го во­об­ра­же­ния, то плод этот, пе­ре­не­сён­ный на бу­ма­гу, ко мно­го­му обя­зы­ва­ет то­го, кто его пе­ре­нёс.

Вер­нусь, кста­ти, к коль­нув­шей ме­ня сце­не с глав­ным ре­дак­то­ром. Вот он го­во­рит ге­рою, что то­го при­гла­си­ли в «па­ноп­ти­кум». Ге­рой идёт ту­да. Это ока­зы­ва­ет­ся не­кая се­к­рет­ная ла­бо­ра­то­рия, по­сле по­се­ще­ния ко­то­рой с ге­роя бе­рут под­пи­с­ку о не­раз­гла­ше­нии. Лад­но. Но при чём здесь глав­ный ре­дак­тор? По­че­му при­гла­си­ли че­рез не­го? К то­му же нет внят­ной ре­ак­ции глав­но­го ре­дак­то­ра на это по­се­ще­ние – он вскользь ин­те­ре­су­ет­ся у ге­роя, что тот уви­дел в этом «па­ноп­ти­ку­ме» и лег­ко при­ни­ма­ет от­вет, что его под­чи­нён­ный ни­че­го пи­сать об этом не бу­дет. А ре­аль­ный бы на­вер­ня­ка тре­бо­вал ма­те­ри­ал, и ус­по­ко­ил­ся бы толь­ко по­сле то­го, как ему от­ку­да-ни­будь очень свер­ху по­зво­ни­ли. Да и то не каж­дый бы ус­по­ко­ил­ся.

А за­чем, соб­ст­вен­но, ге­роя в этот «па­ноп­ти­кум» при­гла­ша­ли? Я лич­но не по­нял. Что он там та­ко­го уви­дел (кро­ме раз­ве что жи­во­го Ра­ду­е­ва), что­бы у не­го снес­ло баш­ню? За­чем ге­рой до­би­ва­ет­ся встре­чи с силь­ным ми­ра се­го Ша­ро­вым? И по­лу­ча­ет ау­ди­ен­цию… Опять же кста­ти ска­зать, ге­рой с Ша­ро­вым зна­ко­мы с дет­ст­ва, вы­рос­ли в од­ном до­ме. Ша­ров зна­чи­тель­но стар­ше ге­роя, но по­мнит его, и они бы впол­не мог­ли по­свя­тить встре­чу вос­по­ми­на­ни­ям о дет­ст­ве. Ну или все­рьёз по­го­во­рить о не­до­ро­ст­ках. (Впро­чем, что и тот и дру­гой мог­ли бы о них ска­зать, не пред­став­ляю.) Вме­с­то это­го мы чи­та­ем че­ты­ре стра­ни­цы пу­с­то­го ди­а­ло­га, в ко­то­ром, при же­ла­нии, мож­но по­чув­ст­во­вать не­кий на­мёк на что-то, а мож­но и не по­чув­ст­во­вать. (Этот ди­а­лог на­пом­нил мне по­весть Сер­гея Шар­гу­но­ва «Как ме­ня зо­вут?», со­сто­я­щую из та­ких вот имен­но на­ме­ка­ю­щих сцен.)

«Мне ка­жет­ся, – за­га­доч­но-мно­го­зна­чи­тель­но ве­ща­ет Ша­ров, – ода­рён­ный и мыс­ля­щий че­ло­век мо­жет по­нять ка­кие-то ве­щи ин­ту­и­тив­но». И в кон­це ау­ди­ен­ции со­ве­ту­ет ге­рою: «Тог­да про­сто по­ду­май о том, что ви­дел (в «па­ноп­ти­ку­ме»? – Р.С.). Про­сто по­ду­май. Да?»

Бли­же к фи­на­лу вы­яс­ня­ет­ся роль и это­го са­мо­го Ша­ро­ва в ис­то­рии с не­до­ро­ст­ка­ми, – в по­лу­бе­зум­ном со­сто­я­нии ге­рой свя­зы­ва­ет­ся по те­ле­фо­ну с Ша­ро­вым и спра­ши­ва­ет, за­чем ему, Ша­ро­ву, «эта вся ис­то­рия… с не­до­ро­ст­ка­ми?»

И тот от­ве­ча­ет: «Я хо­тел на­пи­сать кни­гу о че­ло­ве­ке».

По­сле не­ко­то­ро­го за­ме­ша­тель­ст­ва ге­рой бро­са­ет: «Это, блядь, по­след­нее де­ло – пи­сать кни­ги!»

 

М-да, глу­бо­ко… Впро­чем, ос­тав­лю по­пыт­ки ана­ли­за этой ли­нии «Чёр­ной обе­зь­я­ны», тем бо­лее что чув­ст­вую – мо­им ра­зу­мом ли­нию эту как сле­ду­ет не про­ана­ли­зи­ру­ешь. Об­ра­щусь ко вто­рой, ко­то­рую счи­таю глав­ной и цен­ной.

 

На­пом­ню: у ге­роя есть же­на и двое де­тей, лю­бов­ни­ца и про­сти­тут­ка на пло­ща­ди трёх вок­за­лов, за ко­то­рой он на­блю­да­ет (по­хо­жа на же­ну) и не­удач­но пы­та­ет­ся по­об­щать­ся. Ге­рой ме­чет­ся меж­ду ни­ми, от че­го-то пы­та­ет­ся спа­с­тись, что-то най­ти. Ско­рее все­го, как это ни ба­наль­но зву­чит, най­ти се­бя са­мо­го. Об этом за­яв­ле­но в пер­вых же стро­ках кни­ги:

«Ког­да я по­те­рял­ся – вот что ин­те­рес­но…

Бре­дёшь, за со­бой тя­нешь нит­ку, ис­тон­ча­ешь­ся сам, ка­жет­ся, вот-вот ста­нешь мень­ше иголь­но­го уш­ка, мень­ше нит­ки, про­со­чив­шей­ся ту­да и разъ­я­той на ты­ся­чу тон­ких ни­тей – тонь­ше са­мой тон­кой из них, – и вдруг вы­рвешь­ся за пре­де­лы се­бя, не в сто­ро­ну не­бы­тия, а в про­ти­во­по­лож­ную – в сто­ро­ну не­до­бы­тия, где всё объ­яс­нят.

По­то­му что ед­ва толь­ко очу­тил­ся здесь – сра­зу по­те­рял­ся, за­пу­тал­ся в ру­ках ро­ди­те­лей; ког­да ещё ед­ва умел хо­дить, они за­пу­с­ка­ли ме­ня, как ко­со­пу­зый ко­раб­лик, на су­хой бе­лый свет: иди ко мне! – су­ро­вый муж­ской го­лос; ну-ка, ну-ка, а те­перь иди ко мне! – ла­с­ко­вый жен­ский».

И вот мы ви­дим ге­роя уже взрос­лым, от­цом се­мей­ст­ва. Но ка­кой он отец, ка­ко­во у не­го се­мей­ст­во?

Же­ну ге­роя раз­гля­деть поч­ти не­воз­мож­но, и для ге­роя она хоть и су­ще­ст­ву­ет, но, ка­жет­ся, луч­ше бы бы­ло, ес­ли бы не су­ще­ст­во­ва­ла. Или на­обо­рот… В лю­бом слу­чае он ста­ра­ет­ся из­бе­гать встреч с ней се­го­дняш­ней.

«– Я те­бе ме­шаю? – спро­си­ла она ти­хо.

О, этот уми­ра­ю­щий го­лос. <…> Как всё-та­ки ма­ло ме­с­та в квар­ти­ре, сей­час бы свер­нуть в про­улок, ми­но­вать ту­пи­чок, вый­ти че­рез чёр­ный ход к ди­ва­ну в дру­гой ком­на­те, под­бе­жать на цы­поч­ках к две­рям, бы­с­т­ро за­пе­реть­ся из­ну­т­ри на за­сов, под­ло­жить под щель в две­ри по­ло­ви­чок, чтоб не бы­ло вид­но, что вклю­чён свет и я чи­таю, а не уда­вил­ся, на­при­мер, в тем­но­те».

Муж и же­на дав­но уже не дру­зья, не то­ва­ри­щи и, су­дя по все­му, не сек­су­аль­ные парт­нё­ры. Что их объ­е­ди­ня­ет? Де­ти? Но это то­же не­о­че­вид­но.

«С не­дав­них пор же­на не бо­ит­ся ос­тав­лять их од­них, прав­да, не­на­дол­го. Они смир­ные, спич­ки не жгут, ок­на не от­кры­ва­ют, ко­вы­ря­ют­ся у се­бя в ком­на­те. Стро­ят до­мик.

Ещё мне ка­жет­ся, что с не­дав­них пор она их не­на­ви­дит – не по­сто­ян­но, но при­пад­ка­ми; мо­жет, по­это­му и ухо­дит, чтоб не ви­деть. Они ма­шут в ок­но ей лап­ка­ми, она от­во­ра­чи­ва­ет­ся – и су­до­ро­га на ли­це. Это я её до­вёл.

<…> – Пап, ты ме­ня лю­бишь? – спро­си­ла доч­ка ве­се­ло.

– Люб­лю, люб­лю.

<…> Доч­ка до­ела огу­рец и ре­ши­ла про­дол­жить раз­го­вор с той же ин­то­на­ци­ей, как буд­то не про­из­но­си­ла эту фра­зу семь се­кунд на­зад.

– Пап, ты ме­ня лю­бишь?

Вме­с­то «ш» она про­из­но­сит «с» – «лю­бис».

– Нет, не люб­лю, – сам се­бе уди­вив­шись и не ду­мая о смыс­ле про­из­но­си­мо­го, вдруг от­ве­тил я, по­ше­ве­ли­вая ско­во­ро­дой с яич­ни­цей.

– Как не лю­бишь? – воз­му­ти­лась дочь, гла­за тут же на­пол­ни­лись сле­за­ми, и они по­тек­ли по, ка­за­лось, спо­кой­но­му ли­цу – та­кая му­ка, что да­же скор­чить ро­жи­цу нет сил; ху­же нет, ког­да де­ти так пла­чут.

– Гос­по­ди, да люб­лю, ко­неч­но же, люб­лю, – пе­ре­пу­гал­ся я, ед­ва не уро­нил ско­во­ро­ду и встал на ко­ле­ни ря­дом с доч­кой.

– Так не бы­ва­ет! – не пре­кра­щая пла­кать, очень вы­со­ким го­ло­сом ска­за­ла дочь. – Не бы­ва­ет так: сна­ча­ла лю­бишь, по­том не лю­бишь!

(«Сна­ця­ла лю­бис, по­том не лю­би-ис!»)

В дверь по­зво­ни­ли. Я то­же за­пер­ся из­ну­т­ри, из вред­но­с­ти.

Де­ти осы­па­лись из-за сто­ла. Тол­ка­ясь и го­ло­ся на­пе­ре­бой «ма­ма, ма­ма!», ки­ну­лись к две­рям.

Сей­час бу­дут там сра­жать­ся за пра­во при­дви­нуть стул и про­вер­нуть за­мок. <…>

– Не бы­ва­ет, го­во­ришь? – спро­сил я от­сут­ст­ву­ю­щую доч­ку. – Бы­ва­ет, – от­ве­тил сам се­бе и вы­клю­чил огонь кон­фор­ки».

Силь­ная сце­на, до ле­дя­ных му­ра­шек… И очень удач­но ав­то­ром вы­бран воз­раст де­тей – лет пять. В этом воз­ра­с­те де­ти ча­с­то ка­жут­ся бо­лее му­д­ры­ми (при­род­но-му­д­ры­ми ка­ки­ми-то), чем взрос­лые; де­ти зна­ют, как пра­виль­но, как по-на­сто­я­ще­му, а взрос­лые по­сто­ян­но глу­пят.

 

Де­тей, вот этих са­мых – сы­на и доч­ку глав­но­го ге­роя, а не не­ких ми­фи­че­с­ких не­до­ро­ст­ков – дей­ст­ви­тель­но жал­ко. Они и есть на­сто­я­щие жерт­вы рас­па­да­ю­ще­го­ся взрос­ло­го ми­ра, в том чис­ле и ми­ра се­мьи.

 

Эта про­бле­ма – рас­пад се­мьи, уга­са­ние люб­ви – за­ни­ма­ет При­ле­пи­на уже дав­но. По­сле свет­лых стра­ниц «Па­то­ло­гий», по­ве­с­ти «Ка­кой слу­чит­ся день не­де­ли», ри­су­ю­ще­го се­мей­ное сча­с­тье рас­ска­за «Ни­че­го не бу­дет» по­яви­лись тре­во­жа­щие ав­то­ра (и, ду­ма­ю, чи­та­те­ля) мыс­ли в «Жил­ке», «Доч­ке», «Ге­рое рок-н-рол­ла». Про­ци­ти­рую по­ра­зив­ший ме­ня не­ког­да (да и про­дол­жа­ю­щий по­мнить­ся) эпи­зод из рас­ска­за «Жил­ка».

«Мы ле­жа­ли ли­цом к ли­цу, пе­ре­пле­тён­ные ру­ка­ми и но­га­ми, ще­ка ко лбу, жи­вот к жи­во­ту, ло­дыж­ка за ля­жеч­ку, ру­ка на за­тыл­ке, дру­гая на по­звон­ке, серд­це в серд­це. Мы так спа­ли всю ночь, из но­чи в ночь, ме­сяц за ме­ся­цем. Ес­ли б нас ре­ши­ли ра­зо­рвать, по­том бы не со­бра­ли еди­но­го че­ло­ве­ка.

Спу­с­тя го­ды, быть мо­жет, не­сколь­ко лет, ус­тав­шие, из­му­чен­ные жиз­нью и су­е­той, мы ста­ли от­да­лять­ся. Нам ста­но­ви­лось тес­но, душ­но, дур­но. Толь­ко при­ка­са­лись ру­ка­ми, ло­дыж­ка­ми, ино­гда об­ни­ма­лись – вер­нее, я об­ни­мал её, – но она от­ст­ра­ня­лась во сне, ус­тав­шая, поч­ти не­жи­вая. Я по­мню это ноч­ное чув­ст­во: ког­да се­бя не­по­мня­щий че­ло­век чуж­да­ет­ся те­бя, ос­тав­ляя толь­ко ощу­ще­ние от­ст­ра­нён­но­го теп­ла…»

В «Чёр­ной обе­зь­я­не» этот про­цесс от­ст­ра­не­ния до­сти­га­ет пре­де­ла. Се­мья рас­па­да­ет­ся.

Ге­рой пе­ре­ез­жа­ет к лю­бов­ни­це, но и там про­ис­хо­дит то же. Они ин­те­ре­су­ют друг дру­га толь­ко как ин­ст­ру­мен­ты сек­су­аль­но­го удов­ле­тво­ре­ния, но жить вме­с­те не спо­соб­ны. Ге­рой не раз­го­ва­ри­ва­ет с Алей, не об­ра­ща­ет на неё вни­ма­ния, за­ни­ма­ясь то не­до­ро­ст­ка­ми, то то­с­куя по сы­ну и доч­ке, со­би­рая из кон­ст­рук­то­ра до­мик. Той это бы­с­т­ро на­до­еда­ет.

«Аля от­кры­ла дверь, но не на­стежь, а так, чтоб сто­ять у ко­ся­ка и смо­т­реть на ме­ня в об­ра­зо­вав­ший­ся про­гал, од­ну но­гу ви­жу её, од­ну грудь. Но­га, ко­то­рую вид­но, – в пу­ши­с­той та­поч­ке. Та грудь, что мне вид­на, – без лиф­чи­ка, но в ха­ла­те. <…>

– Кон­ст­рук­тор при­шёл со­би­рать? – спро­си­ла Аля, не­хо­ро­шо улыб­нув­шись и бы­с­т­ро лиз­нув ос­т­ри­ем языч­ка верх­нюю гу­бу».

В ито­ге ге­рой ос­та­ёт­ся один. Ни­ко­го, ко­го лю­бил, кто на­до­ел и ме­шал. Он ве­дёт мед­лен­ную, раз­ме­рен­ную, но не­жи­вую жизнь.

Ви­ной то­му не ка­кие-то не­до­ро­ст­ки, Ша­ров и про­чие да­вив­шие на его пси­хи­ку пер­со­на­жи. Во­об­ще, кто ви­но­ват, по­нять слож­но. Это ка­са­ет­ся не толь­ко «Чёр­ной обе­зь­я­ны», но и во­об­ще про­из­ве­де­ний, под­ни­ма­ю­щих эту про­бле­му. Лев Тол­стой по­пы­тал­ся на­звать в «Крей­це­ро­вой со­на­те» ви­но­ва­тых в не­пра­виль­ном ус­т­рой­ст­ве су­пру­же­с­кой жиз­ни и во­об­ще вза­и­мо­от­но­ше­ний муж­чин и жен­щин, но это вы­зва­ло на­смеш­ки (в пись­мах, по край­ней ме­ре) да­же сре­ди его са­мых пре­дан­ных по­чи­та­те­лей. Кто ви­но­ват, что ло­ма­ют­ся судь­бы ге­ро­ев «Ути­ной охо­ты», филь­ма «По­лё­ты во сне и на­яву» (при­чём не толь­ко Зи­ло­ва и Ма­ка­ро­ва, но и близ­ких им лю­дей)?

Вра­чи и пси­хо­ло­ги го­во­рят о кри­зи­се сред­не­го воз­ра­с­та. Мо­жет быть, в этом объ­яс­не­ние. Хо­тя рас­сы­па­ют­ся се­мьи и мо­ло­дые, и со­ю­зы, вро­де бы бла­го­по­луч­но про­су­ще­ст­во­вав­шие двад­цать, трид­цать лет. При­чи­на в чём-то ином. От­ве­та, ско­рее все­го, че­ло­ве­че­ст­во (по край­ней ме­ре за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция) не по­лу­чит ни­ког­да. Но про­бле­му эту нуж­но под­ни­мать. К со­жа­ле­нию, о буд­нях со­вре­мен­ной се­мьи на­ши­ми пи­са­те­ля­ми пи­шет­ся очень ма­ло. Бо­ят­ся про­слыть бы­то­ви­ка­ми? Или дать по­вод за­по­до­зрить, что у них са­мих не всё в се­мей­ной жиз­ни бла­го­по­луч­но? Не знаю.

 

От­лич­но, что За­хар При­ле­пин в но­вом ро­ма­не об этой про­бле­ме ска­зал. Но, к со­жа­ле­нию, при­крыв­шись сло­ем бел­ле­т­ри­с­ти­ки. В не­до­ро­ст­ков по­ве­рить очень труд­но, а зна­чит, мож­но не по­ве­рить и в се­мей­ную дра­му глав­но­го ге­роя. Зна­чит, и ав­тор вы­сту­пил лишь в ро­ли со­чи­ни­те­ля. В об­щем-то, по та­ко­му пу­ти раз­ви­ва­ет­ся на­ша со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра. Ис­клю­че­ния – не до­ку­мен­таль­ность, но аб­со­лют­ная до­сто­вер­ность – очень ред­ки.

 

И всё же «Чёр­ная обе­зь­я­на» ско­рее уда­ча, чем про­вал За­ха­ра При­ле­пи­на. Во-пер­вых, он сно­ва не по­вто­рил­ся, взяв ес­ли и не аб­со­лют­но но­вый ти­паж, то по­ста­вив его в но­вые ус­ло­вия, вве­дя в но­вое пси­хо­ло­ги­че­с­кое со­сто­я­ние. Во-вто­рых, он по­про­бо­вал на­пи­сать бел­ле­т­ри­с­ти­ку, и это у не­го по­лу­чи­лось. (То, что При­ле­пин увяз­нет в ней, осо­бой тре­во­ги я не ис­пы­ты­ваю, – при­мер Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва и Ан­д­рея Ру­ба­но­ва, по­гу­ляв­ших по бел­ле­т­ри­с­ти­че­с­ким ни­вам, а за­тем на­пи­сав­ших от­лич­ную про­зу, для ме­ня по­ка­за­те­лен.) В-тре­ть­их, ав­тор «Чёр­ной обе­зь­я­ны» до­ка­зал, что как ху­дож­ник он очень си­лён и про­фес­си­о­на­лен. Он удач­но на про­тя­же­нии ро­ма­на обы­г­ры­ва­ет и зуб­ную щёт­ку, и цвет но­с­ков, и дет­ский кон­ст­рук­тор, и лет­нюю жа­ру. (Для пи­са­те­ля с дол­гим ды­ха­ни­ем не­об­хо­ди­мо быть и ре­мес­лен­ни­ком, а не толь­ко вдох­но­вен­ным пев­цом.) Прав­да, смысл чёр­ной обе­зь­я­ны, ко­то­рая на­вер­ня­ка сим­во­ли­зи­ру­ет что-то се­рь­ёз­ное, я по­нять не су­мел. Ну да пи­са­тель не обя­зан всё раз­жё­вы­вать. Мо­жет быть, пой­му по­зд­нее.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования