Архив : №22. 03.06.2011
Буря перед затишьем
Литературный год заканчивается, и перед сезоном отпусков подводятся некоторые итоги, которые в последние годы в основном выражаются в присуждении премий.
Лауреатов «Большой книги» мы узнаем в ноябре, но имена финалистов будем повторять все следующие месяцы. А ими стали Юрий Арабов с романом «Орлеан», Юрий Буйда с «Синей кровью», Дмитрий Быков с «Остромовым, или Учеником чародея», Дмитрий Данилов с «Горизонтальным положением», Сергей Кузнецов с «Хороводом воды», Ольга Славникова с «Лёгкой головой», Алексей Слаповский с «Большой книгой перемен», Сергей Солоух с «Игрой в ящик», Владимир Сорокин с повестью «Метель» и Михаил Шишкин с романом «Письмовник».
Примечательно, что в этом году в коротком списке нет ни одной биографии, ни одного произведения, написанного в жанре нон-фикшн. Только художественная проза, правда, в основном, о весьма отдалённом прошлом – действие большинства книг происходит в 20-х – 70-х годах прошлого века. На этом фоне «Лёгкая голова» и особенно «Горизонтальное положение» с их детальным описанием сегодняшних реалий и понятий являются исключениями.
Что ж, у членов жюри «Большой книги» (а это более ста человек) есть достаточно времени, чтобы выбрать трёх лауреатов, которые в преддверии зимы получат от одного до трёх миллионов рублей.
А вот Захар Прилепин почти три миллиона уже получил. Его книга «Грех» была признана лучшей за десять лет существования премии «Национальный бестселлер».
К такому решению пришло жюри под руководством Аркадия Дворковича на церемонии вручения «Супер-Нацбеста», которая состоялась в гостинице «Украина». Определение финалиста проходило путём открытого голосования. За книгу Прилепина высказались три члена – Эдуард Лимонов, Ирина Хакамада и Леонид Юзефович. Ближайший преследователь «Греха» – автобиографическое повествование «Крещённые крестами» Эдуарда Кочергина получило два голоса.
Действительно ли «Грех» – лучшая книга десятилетия по версии «Нацбеста», сказать сложно, но некоторые рассказы из неё («Ничего не будет», «Какой случится день недели», «Шесть сигарет и так далее» и собственно «Грех») наверняка будут иметь долгую жизнь в литературе.
Стоит заметить, что «Супер-Нацбест» вызвал некое недоумение у довольно значительного числа литспециалистов, хотя идея такого подведения итогов в юбилейный год интересна и полезна. Стоит иногда оглядываться назад и пытаться понять, что же там было.
Олег НАЗАРОВ