Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 03.06.2011

В самом деле оптимистичный «Кандид»

 Алек­сандр Га­лин. Зо­ло­тая по­ра, или Чи­тая «Кан­ди­да». Учеб­ный те­атр Те­а­т­раль­но­го ин­сти­ту­та име­ни Бо­ри­са Щу­ки­на. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Гри­го­рий Чер­ня­хов­ский.

 

«Кан­дид» – са­мая из­ве­ст­ная фи­ло­соф­ская по­весть Воль­те­ра, про­сла­вив­шая сво­е­го ав­то­ра мо­щью об­ли­че­ния пра­вя­щих клас­сов и ли­це­мер­но­го ду­хо­вен­ст­ва. По­весть на­пи­са­на в при­клю­чен­че­с­ком жа­н­ре, по струк­ту­ре близ­ком к «плу­тов­ско­му ро­ма­ну», и не­од­но­крат­но ста­но­ви­лась пред­ме­том ин­сце­ни­ро­вок. Прав­да, её се­рь­ёз­ное, мрач­ное со­дер­жа­ние за­ча­с­тую про­ти­во­ре­чи­ло стрем­ле­нию по­ста­нов­щи­ков при­влечь ши­ро­кую пуб­ли­ку. Ес­те­ст­вен­ным ре­ше­ни­ем по­доб­ной про­бле­мы бы­ло об­лег­чать со­дер­жа­ние, де­лая упор на аван­тюр­ном сю­же­те.

С дру­гой сто­ро­ны, при­су­щая жа­н­ру фраг­мен­тар­ность со­дер­жа­ния не поз­во­ля­ла по­дроб­но рас­крыть ха­рак­те­ры ге­ро­ев, что пре­пят­ст­во­ва­ло сце­нич­но­с­ти про­из­ве­де­ния.

Ин­те­рес­но бы­ло по­смо­т­реть, как опыт­ный дра­ма­тург А.Га­лин пре­одо­ле­ет на­зван­ные за­труд­не­ния. Преж­де все­го, он снаб­дил со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния об­рам­ле­ни­ем: дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся как буд­то в во­об­ра­же­нии бом­жей с Кур­ско­го вок­за­ла, ко­то­рые на свал­ке на­шли по­трё­пан­ный то­мик Воль­те­ра и ув­ле­чён­но чи­та­ют по­весть. В ре­зуль­та­те до­бав­ле­но че­ты­ре но­вых пер­со­на­жа: Ста­рый (Вла­ди­мир Ло­ги­нов) и Мо­ло­дой (Игорь До­ро­фе­ев) бом­жи и Ста­рая (Ан­на Двор­жец­кая) и Мо­ло­дая (Ана­с­та­сия Ба­ля­ки­на) бом­жи­хи. Дра­ма­тург уме­ло снаб­дил эти об­ра­зы яр­ки­ми би­о­гра­фи­я­ми и ха­рак­те­ри­с­ти­ка­ми, так что в ис­пол­не­нии на­зван­ных мо­ло­дых ак­тё­ров ро­ли по­лу­чи­лись весь­ма вы­пук­лы­ми. На­при­мер, Стар­шая бом­жи­ха – быв­шая чем­пи­он­ка Та­д­жи­ки­с­та­на по пла­ва­нию, а че­та млад­ших бом­жей – не­удав­ши­е­ся, ра­зо­рив­ши­е­ся пред­при­ни­ма­те­ли из глу­бин­ки. Вро­де и ти­пич­но для се­го­дняш­ней дей­ст­ви­тель­но­с­ти, и вы­гля­дят бом­жи бо­лее жи­вы­ми, чем ге­рои Воль­те­ра, но об­ра­зы не ка­жут­ся сколь­ко-ли­бо ори­ги­наль­ны­ми – по­хо­жи на по­месь горь­ков­ских бо­ся­ков с ге­ро­я­ми, воз­мож­но, со­вре­мен­ных рос­сий­ских се­ри­а­лов. На ли­цо ужас­ные, до­б­рые вну­т­ри.

А вот ге­рои Воль­те­ра, по­сколь­ку ди­а­ло­ги че­ст­но ско­пи­ро­ва­ны с по­ве­с­ти, не ста­ли сце­нич­нее, чем в фи­ло­соф­ской по­ве­с­ти. По­ло­ви­ну вре­ме­ни по­весть про­сто дек­ла­ми­ру­ет­ся – для раз­но­об­ра­зия раз­ны­ми бом­жа­ми. Ло­гич­но, что осо­бен­но во вто­ром дей­ст­вии вок­заль­ные бро­дя­ги на­ря­ду с ге­ро­я­ми Воль­те­ра уча­ст­ву­ют в дей­ст­вии, раз­го­ва­ри­ва­ют с ге­ро­я­ми Воль­те­ра.

При­вер­же­нец лейб­ни­цев­ской фи­ло­со­фии оп­ти­миз­ма («Всё к луч­ше­му в этом луч­шем из ми­ров») Пан­глосс (Ми­ха­ил Ма­ли­ков) по­лу­чил­ся че­рес­чур жиз­не­ра­до­ст­ным – на его ли­це ни­ког­да ни­че­го не на­пи­са­но, кро­ме до­воль­ной улыб­ки. Не хва­та­ет дра­ма­тиз­ма и за­глав­но­му ге­рою Кан­ди­ду (Алек­сандр За­чи­ня­ев) – он пред­став­лен в пье­се как на­ив­ный юно­ша и имен­но та­ким и пред­ста­ёт – все­гда с на­ив­ным, удив­лён­ным ли­цом.

Ба­ро­нес­са (Ири­на Вер­биц­кая) и Ве­ли­кий Ин­кви­зи­тор (Все­во­лод Яш­кин) вы­ве­де­ны гро­те­ск­ны­ми тол­стя­ка­ми. По­сто­ян­но воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что все ис­поль­зу­е­мые при­ёмы – и в ре­жис­сёр­ской ин­тер­пре­та­ции, и в ху­до­же­ст­вен­ном оформ­ле­нии, как буд­то взя­ты из то­го, что близ­ко ле­жит. На­при­мер, в сце­нах, изо­б­ра­жа­ю­щих Эль­до­ра­до, тан­цу­ют пер­со­на­жи в по­зо­ло­чен­ных одеж­дах. При каж­дой сме­не ме­с­та дей­ст­вия зву­чит объ­яв­ле­ние вок­заль­но­го дик­то­ра ти­па: «Эле­к­т­рич­ка Моск­ва – Ат­лан­ти­че­с­кий Оке­ан от­прав­ля­ет­ся с се­ми­де­ся­то­го пу­ти». В ре­зуль­та­те спек­такль про­из­во­дит впе­чат­ле­ние ка­пу­ст­ни­ка. Ос­т­ро­та по­ве­с­ти сни­же­на. Об­щая воль­те­ров­ская ат­мо­сфе­ра че­ло­ве­че­с­кой зло­бы, бес­ко­неч­ных об­ма­нов, ко­вар­ст­ва, под­ло­с­ти, ан­ти­кле­ри­каль­ный и ан­ти­бур­жу­аз­ный па­фос ни­ве­ли­ро­ва­ны. По­лу­чи­лось по­ве­ст­во­ва­ние как буд­то с точ­ки зре­ния Пан­глос­са. По­ста­но­воч­ный кол­лек­тив сту­ден­че­с­ко­го те­а­т­ра мож­но по­нять: они в са­мом де­ле по­ста­ви­ли ве­сё­лый мю­зикл-ка­пу­ст­ник по све­же­му дра­ма­тур­ги­че­с­ко­му ма­те­ри­а­лу. Не сов­сем по­нят­но, за­чем дра­ма­тург вы­брал для ин­сце­ни­ров­ки имен­но это про­из­ве­де­ние Воль­те­ра, ес­ли не со­би­рал­ся ис­поль­зо­вать его бе­зус­лов­но ак­ту­аль­ное со­дер­жа­ние для от­ра­же­ния глу­бо­ких про­блем се­го­дняш­не­го ми­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования