Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 10.06.2011

Актуален ли сегодня Белинский?

Ва­лен­тин КУР­БА­ТОВ

 Это всё рав­но, что спро­сить: ак­ту­аль­на ли се­го­дня со­весть? Для неё, ма­туш­ки, на­доб­но яс­ное серд­це и от­чёт­ли­вое вре­мя на дво­ре, в ко­то­ром на ме­с­те и «звё­зд­ное не­бо над го­ло­вой, и нрав­ст­вен­ный за­кон вну­т­ри». Тог­да есть на чём стро­ить ми­ро­по­ни­ма­ние и дер­жать ли­те­ра­тур­ный про­цесс и быть слы­ши­мым из края в край, ибо есть об­щая си­с­те­ма ко­ор­ди­нат. А се­го­дня ка­кая же си­с­те­ма и ка­кая со­весть? Каж­дый сам се­бе за­кон, го­су­дар­ст­во и на­ци­о­наль­ная идея.

Про­щай­те, Вис­са­ри­он Гри­го­рь­е­вич!

 

г. ПСКОВ

 

 

 

 

 


 

Ев­ге­ний ЕР­МО­ЛИН

 

Хо­ро­ший рус­ский опыт – это все­гда опыт оди­но­чек, та­ких как Бе­лин­ский. Что­бы го­во­рить о нём, нуж­но за­быть о шлей­фе его при­жиз­нен­ной и по­смерт­ной сла­вы и об его си­ю­ми­нут­ной идей­ной конъ­юнк­ту­ре. Хо­тя от­дель­ные суж­де­ния Бе­лин­ско­го удив­ля­ют точ­но­с­тью. Ска­жем, не­елей­ное на­блю­де­ние о низ­кой ре­ли­ги­оз­но­с­ти рус­ско­го на­ро­да. Оно впол­не се­бя оп­рав­да­ло и в ХХ ве­ке, и се­го­дня. Кре­ще­ние Ру­си так и не за­вер­ши­лось, а Русь тем вре­ме­нем уш­ла в пе­сок.

Он ин­те­ре­сен как лич­ность, а как лич­ность луч­ше все­го рас­крыл­ся в сво­их пись­мах – Бот­ки­ну, Гер­це­ну, Го­го­лю. Там – край­ний иде­а­лизм не­мец­ко­го сти­ля и рус­ское фа­на­ти­че­с­кое го­ре­ние ду­ха, ос­т­рое не­при­ятие со­ци­аль­ной не­прав­ды, без­за­вет­ное слу­же­ние ро­ди­не и ли­те­ра­ту­ре.

Нуж­но по­мнить, что Бе­лин­ский мо­жет на­учить толь­ко од­но­му: как не на­до жить, ес­ли хо­чешь ор­ден на шею и дом на Руб­лёв­ке. Бе­лин­ский – это ка­та­ст­ро­фа. Он ка­те­го­ри­че­с­ки не­вос­при­им­чив к удоб­ст­вам бы­тия: гол как со­кол. Сто­ять над без­дной, те­рять и на­хо­дить ве­ру, стра­дать и ве­рить, му­чи­тель­но на­де­ять­ся и стра­даль­че­с­ки лю­бить, во всём и все­гда оши­бать­ся, раз­лю­бить ра­зум­ную дей­ст­ви­тель­ность и не­на­ви­деть свин­цо­вые пре­ле­с­ти ра­сей­ской жиз­ни и вла­с­ти, ду­мать о на­ро­де с вос­тор­гом и пре­зре­ни­ем, с жа­ло­с­тью и от­вра­ще­нь­ем.

Он пи­сал лег­ко, бес­ст­раш­но и мно­го. Ему ка­за­лось, что он сто­ит при на­ча­ле че­го-то не­из­беж­но ве­ли­ко­го. Рож­да­лась ли­те­ра­ту­ра, и вме­с­те с нею Рос­сия, а он был аку­ше­ром. И это сбы­лось. Рос­сия как ли­те­ра­ту­ра со­сто­я­лась. Слу­чи­лись До­сто­ев­ский и Тол­стой, Че­хов, слу­чил­ся лич­но­ст­ный опыт сле­ду­ю­щих ста лет – од­на из глав­ных вер­шин че­ло­ве­че­ст­ва.

Но те­ма на­дежд и ожи­да­ний дав­но за­кры­та, бе­лые стра­ни­цы из­ржа­ве­ли и по­чер­не­ли. И хи­ли­а­с­ти­че­с­кий ми­раж про­пал с го­ри­зон­та. Нет уже ни той ро­ди­ны, ни той ли­те­ра­ту­ры; пост­со­вет­ский но­во­рус­ский по­след – это сов­сем та­ки дру­гое. Те­мы Бе­лин­ско­го – поч­ти все – уш­ли в ис­то­рию, и вся рус­ская куль­ту­ра в сво­их глав­ных сло­вах и де­лах пе­ре­ста­ла уже быть ак­ту­аль­ной и всё мень­ше вос­тре­бо­ва­на, всё проч­нее за­бы­та. А со­ци­аль­ная не­прав­да ос­та­лась. Мо­жет, толь­ко она и ос­та­лась. И сов­сем не пи­шет­ся. Ко­му ж охо­та быть гро­бов­щи­ком?


 

Да­рья МАР­КО­ВА

 

Не­о­жи­дан­но для се­бя от­ве­чу: да, ак­ту­а­лен. Не­о­жи­дан­но, по­то­му что ког­да-то не во­вре­мя про­чи­тан­ные ки­ло­ме­т­ры ста­тей Бе­лин­ско­го с хо­ду вы­зы­ва­ют в па­мя­ти уны­лое раз­дра­же­ние: как же он рас­те­ка­ет­ся мыс­лью по дре­ву! Но ак­ту­аль­на не са­ма кон­крет­ная мысль (мыс­ли), а дре­во, ко­то­рое она взра­щи­ва­ла; не столь­ко со­дер­жа­ние, взгля­ды, оцен­ки, сколь­ко роль ав­то­ра этих ста­тей, ко­то­рый взял на се­бя обя­зан­ность вы­ст­ра­и­вать еди­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс, ана­ли­зи­ро­вать, со­по­с­тав­лять, су­дить. Сво­им за­паль­чи­вым «у нас нет ли­те­ра­ту­ры» он, как ни­кто дру­гой, ут­верж­дал её су­ще­ст­во­ва­ние, са­мой за­паль­чи­во­с­тью – не­рав­но­ду­шие. Ес­ли, по­няв это, вер­нуть­ся к со­дер­жа­нию, ока­жет­ся, что и здесь не­ма­ло свое­вре­мен­но­го для нас. Ска­жем, сей­час на­ше об­ще­ст­во даль­ше от «сво­е­го окон­ча­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния», чем бы­ло в 1834 го­ду, ког­да Бе­лин­ский пи­сал свои «Ли­те­ра­тур­ные меч­та­ния», взы­с­куя про­све­ще­ния и про­яс­не­ния «ум­ст­вен­ной фи­зи­о­но­мии на­ро­да», а зна­чит, ав­тор «Меч­та­ний» по-преж­не­му ак­ту­а­лен. В ча­ст­но­с­ти, как ин­ст­ру­мент фор­ми­ро­ва­ния это­го об­ще­ст­ва.




 

Мар­та АН­ТО­НИ­ЧЕ­ВА

 

Вис­са­ри­он Бе­лин­ский был до­воль­но чув­ст­ви­тель­ным че­ло­ве­ком, для на­ше­го вре­ме­ни по­доб­ное от­но­ше­ние к ре­аль­но­с­ти не­про­сти­тель­но. Се­го­дня труд­но пред­ста­вить се­бе ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка, о ко­то­ром мож­но бы­ло бы ска­зать «он жи­вёт ли­те­ра­ту­рой». И да­же Вик­тор То­по­ров, един­ст­вен­ное имя, ко­то­рое вспо­ми­на­ет­ся в этой свя­зи, ка­жет­ся лишь блед­ной ко­пи­ей клас­си­ка.

Тем не ме­нее, Бе­лин­ский как нель­зя ак­ту­а­лен имен­но се­го­дня. Ведь не­воз­мож­но не пы­тать­ся вы­та­щить се­бя за во­ло­сы, по­доб­но Мюнх­га­у­зе­ну, из это­го ли­те­ра­тур­но­го бо­ло­та, ку­да по­гру­жа­ет­ся со­вре­мен­ная кри­ти­ка. Для это­го дей­ст­ви­тель­но не­об­хо­дим че­ло­век, «бо­ле­ю­щий ду­шой за ли­те­ра­ту­ру», жи­ву­щий в этом по­сто­ян­но ме­ня­ю­щем­ся кон­тек­с­те. Дру­гой во­прос, что это ил­лю­зия, и че­ло­век, по­доб­ный Бе­лин­ско­му, в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се про­сто не смо­жет су­ще­ст­во­вать. Хо­тя бы по­то­му, что под не­го, как под лю­бой про­ект, бу­дет не­об­хо­ди­мо со­здать и рас­кру­тить от­дель­ный ин­тер­нет-ре­сурс. Тог­да в на­шей стра­не мо­жет по­явить­ся не­за­ви­си­мый го­лос, спо­соб­ный рас­ше­ве­лить не толь­ко ли­те­ра­тур­ное со­об­ще­ст­во, но, воз­мож­но, и чи­та­те­лей.

Ни один из со­вре­мен­ных обо­зре­ва­те­лей, жур­на­ли­с­тов, да и лю­би­мый мно­ги­ми все­яд­ный Лев Да­нил­кин, та­ких за­дач се­бе про­сто не ста­вит. В си­ту­а­ции же, ког­да пре­иму­ще­ст­вен­но кри­ти­ка све­лась к об­слу­жи­ва­нию ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, а не фор­ми­ро­ва­нию его, не­за­ви­си­мый кри­тик не­об­хо­дим, что­бы вый­ти за пре­де­лы ути­ли­тар­но­с­ти. Не го­во­ря уже о ро­ли со­ци­аль­ной кри­ти­ки, ко­то­рой се­го­дня про­сто не су­ще­ст­ву­ет. И это смо­т­рит­ся до­воль­но смеш­но со сто­ро­ны: вы­ра­жа­ясь сло­ва­ми то­го же Бе­лин­ско­го, «ок­ру­жа­ю­щая дей­ст­ви­тель­ность во­пи­ёт» по по­нят­ным при­чи­нам о не­об­хо­ди­мо­с­ти со­ци­аль­ной кри­ти­ки, но её нет и нет же­ла­ю­щих ей за­нять­ся по то­же во мно­гом по­нят­ным при­чи­нам – всем хо­чет­ся нор­маль­но жить, как-то вкус­но пи­тать­ся и мень­ше ду­мать, а тем бо­лее – го­во­рить.

Мне ка­жет­ся, фор­му­ли­ров­ка «вре­мя Бе­лин­ско­го про­шло» не сов­сем кор­рект­на по той при­чи­не, что вре­мя его, воз­мож­но, и про­шло, но за­да­чи, ко­то­рые ста­вил пе­ред со­бой кри­тик, ак­ту­аль­ны и се­го­дня. Дру­гой во­прос, что под эти за­да­чи не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать со­вре­мен­ные фор­мы во­пло­ще­ния и, глав­ное, долж­ны по­явить­ся же­ла­ю­щие, го­то­вые ими за­нять­ся.

 

г. САРАТОВ


 

Алек­сей КО­РО­ВАШ­КО

 

По­след­ним че­ло­ве­ком, для ко­то­ро­го Бе­лин­ский со­хра­нял под­лин­ную ак­ту­аль­ность, был, на­вер­ное, Вик­тор Бо­ри­со­вич Шклов­ский. Ра­зу­ме­ет­ся, Бе­лин­ский со­зда­вал по­ме­хи на жиз­нен­ном пу­ти и мно­гим дру­гим лю­дям (на­при­мер, школь­ни­кам, вы­нуж­ден­ным из-за ка­п­ри­зов ми­ни­с­тер­ст­ва Про­све­ще­ния СССР чи­тать ста­тьи «ве­ли­ко­го» кри­ти­ка об Оне­ги­не и Пе­чо­ри­не), но толь­ко у ав­то­ра «Сен­ти­мен­таль­но­го пу­те­ше­ст­вия» этот «не­удач­ный убий­ца» рус­ской ли­те­ра­ту­ры вы­зы­вал по-на­сто­я­ще­му го­ря­чую не­на­висть. В боль­шин­ст­ве же слу­ча­ев от­но­ше­ние к Бе­лин­ско­му не вы­хо­ди­ло за рам­ки де­жур­но­го по­кло­не­ния мерт­вым и ни­ко­му не нуж­ным идо­лам. Ес­ли, на­при­мер, кре­с­ть­я­не в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, же­лая пре­дот­в­ра­тить скот­ский па­деж, кла­ли во дво­ре ко­с­ти из че­ло­ве­че­с­ких мо­гил, то аби­ту­ри­ен­ты са­мых раз­лич­ных ву­зов, стре­мив­ши­е­ся обе­зо­па­сить се­бя во вре­мя всту­пи­тель­ных со­чи­не­ний, не ме­нее охот­но экс­гу­ми­ро­ва­ли Бе­лин­ско­го на пред­мет из­вле­че­ния из его «те­ла» спа­си­тель­ных ци­тат и эпи­гра­фов.

Кро­ме то­го, на­до при­знать, что се­го­дняш­ние мас­со­вые пред­став­ле­ния о Бе­лин­ском не вы­хо­дят за пре­де­лы до­воль­но скуд­ной ми­фо­ло­гии. Во-пер­вых, мно­гие рос­си­я­не, сму­щен­ные име­нем Вис­са­ри­он, по на­ив­но­с­ти счи­та­ют Бе­лин­ско­го от­цом Ио­си­фа Ста­ли­на. Во-вто­рых, по­сколь­ку к Бе­лин­ско­му проч­но при­кле­ил­ся яр­лык «не­ис­то­во­го», во­об­ра­же­ние из­ряд­но­го ко­ли­че­ст­ва лю­дей ри­су­ет его в об­ра­зе мо­гу­че­го бер­сер­ка в ро­га­том шле­ме, что не сов­сем со­от­вет­ст­ву­ет ис­то­ри­че­с­кой дей­ст­ви­тель­но­с­ти.

На во­прос, да­ет ли что-ни­будь чте­ние Бе­лин­ско­го бу­ду­ще­му ли­те­ра­тур­но­му кри­ти­ку, то­же сле­ду­ет от­ве­тить от­ри­ца­тель­но: из тво­ре­ний Бе­лин­ско­го не вы­жмешь ни­че­го, кро­ме тош­но­твор­ных ба­наль­но­с­тей об ис­кус­ст­ве как о «мы­ш­ле­нии об­ра­за­ми» и ло­зун­гов, при­зы­ва­ю­щих к от­ме­не кре­по­ст­но­го пра­ва. В кон­це кон­цов нуж­но по­мнить, что Вит­ген­штейн, со­здав­ший соб­ст­вен­ную фи­ло­соф­скую си­с­те­му, ни ра­зу не рас­крыл Ари­с­то­те­ля, ко­то­ро­го, ка­за­лось бы, ни на ка­кой ко­бы­ле, пу­те­ше­ст­вуя по ме­та­фи­зи­че­с­ким да­лям, не объ­е­дешь.

Впро­чем, слу­жи­те­ли ор­де­на «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на», чу­дом до­жив­шие до на­ших дней, мо­гут уте­шать­ся тем, что спе­ци­а­ли­с­там по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX ве­ка без Бе­лин­ско­го по-преж­не­му не обой­тись. Че­ло­век, чи­та­ю­щий лек­ции, по­свя­щен­ные ука­зан­но­му пе­ри­о­ду, мо­жет Бе­лин­ско­го не лю­бить и пре­зи­рать, но умол­чать о вли­я­нии ча­хо­точ­но­го пе­тер­бург­ско­го Зо­и­ла на тог­даш­ний ли­те­ра­тур­ный про­цесс он, бе­зус­лов­но, не мо­жет. Прав­да, вы­во­дить из это­го об­сто­я­тель­ст­ва те­о­рию пер­ма­нент­ной не­об­хо­ди­мо­с­ти Бе­лин­ско­го для всех пи­шу­щих и чи­та­ю­щих вряд ли воз­мож­но: ведь и без Фри­че с Ко­га­ном проч­ный фун­да­мент ис­то­рии ран­ней со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры, ко­неч­но же, не по­ст­ро­ишь.

Как ни стран­но, оче­вид­ная не­ак­ту­аль­ность на­сле­дия Бе­лин­ско­го уди­ви­тель­ным об­ра­зом со­че­та­ет­ся с по­тря­са­ю­щей жи­ву­че­с­тью то­го со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го ти­па, ко­то­рый он со­бой во­пло­щал. Ана­ли­зи­руя би­о­гра­фию Бе­лин­ско­го, не­из­беж­но при­хо­дишь к за­клю­че­нию, что ма­не­рой по­ве­де­ния он по­хо­дил не столь­ко на че­ло­ве­ка с хо­ле­ри­че­с­ким тем­пе­ра­мен­том, сколь­ко на ки­то­вую вошь. По­доб­но вес­ло­но­го­му рач­ку-па­ра­зи­ту, сво­бод­но ме­ня­ю­ще­му од­но­го хо­зя­и­на на дру­го­го, Бе­лин­ский на про­тя­же­нии сво­ей от­но­си­тель­но не­дол­гой жиз­ни по­пе­ре­мен­но «при­са­сы­вал­ся» то к Шел­лин­гу, то к Ге­ге­лю, то к Фей­ер­ба­ху. Эта склон­ность к иде­о­ло­ги­че­с­кой все­яд­но­с­ти и ин­тел­лек­ту­аль­но­му «но­ма­диз­му» яв­ля­ет­ся ро­до­вой чер­той це­ло­го ря­да оте­че­ст­вен­ных кри­ти­ков и ли­те­ра­ту­ро­ве­дов, при­вык­ших пи­тать­ся объ­ед­ка­ми чу­же­род­ных и ча­ще все­го про­сро­чен­ных кон­цеп­ций. Ни­че­го не сто­ит, на­при­мер, пред­ста­вить Бе­лин­ско­го в ро­ли со­труд­ни­ка «Ок­тя­б­ря» или «Зна­ме­ни», кро­па­ю­ще­го в эпо­ху «за­стоя» пла­мен­ные ста­тьи о не­до­ста­точ­ном сле­до­ва­нии то­го или ино­го пи­са­те­ля пар­тий­ной ли­нии, а по­сле пе­ре­ст­рой­ки став­ше­го без­за­вет­ным адеп­том «ра­зум­ной» ры­ноч­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти и стра­ст­ным по­клон­ни­ком пост­мо­дер­нист­ских изы­с­ков и куль­би­тов.

Та­ким об­ра­зом, лю­дей, все­рьез и смер­тель­но боль­ных Бе­лин­ским, сей­час до чрез­вы­чай­но­с­ти ма­ло, а вот ли­те­ра­то­ров, име­ю­щих ста­тус БЕ­ЛИН­фи­ци­ро­ван­ных, до не­при­ли­чия мно­го. И ме­то­ды их «ле­че­ния» со­вре­мен­ной на­уке по­ка, к со­жа­ле­нию, не­из­ве­ст­ны.

 

г. НИЖ­НИЙ НОВ­ГО­РОД


 

Ва­ле­рия ПУ­С­ТО­ВАЯ

 

Во­прос об ак­ту­аль­но­с­ти Бе­лин­ско­го ме­ня ос­т­ро ин­те­ре­су­ет, по­то­му что он один из ис­то­рии рус­ской кри­ти­ки ос­тал­ся бе­зус­лов­ным ори­ен­ти­ром для всех по­ко­ле­ний, сво­е­го ро­да оли­це­тво­ре­ни­ем про­фес­сии. Дру­гой во­прос – что имен­но в се­го­дняш­ней кри­ти­ке мож­но ме­рить Бе­лин­ским? Яс­но, что его по­ло­же­ние в куль­ту­ре бы­ло уни­каль­но – он ви­дел за­рю со­вре­мен­но­го ли­те­ра­тур­но­го ми­ра, он ог­ля­ды­вал его, как соб­ст­вен­ный сад, и судь­бой при­зван был для то­го, что­бы ос­мыс­лять и ху­до­же­ст­вен­ные, и фи­ло­соф­ские, и эти­че­с­кие, и со­ци­аль­ные ас­пек­ты ли­те­ра­ту­ры.

Бе­лин­ско­го слиш­ком мно­го: его тек­с­ты по су­ти дро­бят­ся на от­вле­чён­ную бол­то­ло­гию, креп­кие от­зы­вы, желч­ные за­мет­ки о рус­ском об­ще­ст­ве, пред­пи­са­ния о ли­те­ра­тур­ном эти­ке­те, срав­ни­тель­ные об­зо­ры, ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кие уп­раж­не­ния. Со­вре­мен­но­му кри­ти­ку не вы­дер­жать та­кой мас­штаб, он рас­сып­лет­ся, как рас­сы­па­лась и ста­ла го­раз­до ме­нее обо­зри­мой са­ма ли­те­ра­ту­ра.

То есть – Бе­лин­ский как ак­ту­аль­ная мо­дель кри­ти­ки не­воз­мо­жен, быть Бе­лин­ским да­но бы­ло толь­ко од­но­му че­ло­ве­ку и толь­ко в те уни­каль­ные дни тво­ре­ния. Ес­ли со­вре­мен­ные кри­ти­ки об­ра­ща­ют­ся к при­ме­ру Бе­лин­ско­го, они бе­рут ка­кой-то один ас­пект его де­я­тель­но­с­ти: 1. мас­штаб вли­я­ния на ли­те­ра­ту­ру, 2. со­ци­аль­ную ин­тер­пре­та­цию ли­те­ра­ту­ры. В пер­вом слу­чае «Бе­лин­ским» на­зы­ва­ют но­вых кри­ти­ков, ко­то­рые пы­та­ют­ся еди­но­лич­но «со­здать» её, на­вя­зать сво­их лю­би­мых пи­са­те­лей как бе­зус­лов­но луч­ших. Во вто­ром слу­чае имя «Бе­лин­ский» вы­сту­па­ет как си­но­ним вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма, ан­га­жи­ро­ван­но­с­ти кри­ти­че­с­ко­го мы­ш­ле­ния. И в том, и в дру­гом слу­чае пер­вый рус­ский кри­тик ста­но­вит­ся фи­гу­рой иро­ни­че­с­кой (что не­уди­ви­тель­но – та­кая судь­ба по­стиг­ла все фи­гу­ры пер­вой ве­ли­чи­ны, на­ви­сав­шие не­пре­ре­ка­е­мым ав­то­ри­те­том над ли­те­ра­ту­рой эпо­хи СССР; но, за­ме­тим, они в том ма­ло ви­но­ва­ты).

Мне не ка­жет­ся про­дук­тив­ным ни пред­став­ле­ние о Бе­лин­ском как о «на­шем всем» в кри­ти­ке, ни от­сыл­ка к его усе­чён­но­му об­ра­зу как од­но­му из вы­да­ю­щих­ся ка­зу­сов рус­ской куль­ту­ры. Бе­лин­ский хо­рош в сво­ей чи­с­то­те и пол­но­те – как мно­го­гран­ная, во­оду­шев­лён­ная, влюб­лён­ная в ли­те­ра­ту­ру, ос­т­ро чув­ст­ву­ю­щая и мно­го ду­ма­ю­щая лич­ность: в этом смыс­ле его до сих пор мож­но с упо­е­ни­ем чи­тать. Бе­лин­ский по­ка­за­те­лен как кри­тик, це­ли­ком со­от­вет­ст­ву­ю­щий сво­е­му вре­ме­ни: в этом смыс­ле на не­го мож­но ори­ен­ти­ро­вать­ся.

По­нять, ка­кой путь про­шла и как из­ме­ни­лась со­вре­мен­ная кри­ти­ка, мож­но, со­по­с­та­вив её с Бе­лин­ским. Со­по­с­тав­ле­нию «пер­во­го» кри­ти­ка с кри­ти­ка­ми «по­след­ни­ми» мы в «Ок­тя­б­ре» по­свя­ти­ли зна­чи­тель­ную ана­ли­ти­че­с­кую под­бор­ку – вый­дет в ию­не. Мы пред­ло­жи­ли мо­ло­дым кри­ти­кам (мно­гие из них де­бю­ти­ро­ва­ли сов­сем не­дав­но) рас­ска­зать о не­ко­то­рых при­знан­ных кри­ти­ках но­вей­ше­го по­ко­ле­ния. При­чём в ге­рои вы­би­ра­лись кри­ти­ки, за­мет­ные сво­им но­ва­тор­ст­вом, тем, что они ста­ли та­ким же точ­ным вы­ра­же­ни­ем сво­е­го вре­ме­ни в ли­те­ра­ту­ре, ка­ким был для сво­ей эпо­хи Бе­лин­ский.

В ре­зуль­та­те та­ко­го срав­не­ния мы уви­де­ли, увы, как на­вре­ди­ли со­вре­мен­ной кри­ти­ке кон­сер­ва­ция и сти­ли­с­ти­че­с­кое су­же­ние со­вет­ско­го вре­ме­ни. Кри­ти­ку пост­со­вет­ско­го вре­ме­ни при­шлось из­жить в се­бе брон­зо­во­го Бе­лин­ско­го, что­бы за­но­во оце­нить та­лант и сво­е­об­ра­зие это­го па­т­ри­ар­ха рус­ской кри­ти­ки, умер­ше­го мо­ло­дым, как по­эт или рок-ку­мир. Ког­да ста­ла воз­мож­ной ес­те­ст­вен­ная пре­ем­ст­вен­ность, ока­за­лось, что раз­ли­чие меж­ду Бе­лин­ским и но­вей­ши­ми кри­ти­ка­ми ле­жит ско­рее в об­ла­с­ти тех­ни­ки и ком­му­ни­ка­ции, а не в су­ти де­ла. Бе­лин­ский па­хал за всех: ре­цен­зен­тов и бло­ге­ров, обо­зре­ва­те­лей и со­ци­о­ло­гов, экс­пер­тов и ин­тел­ли­ген­тов. Под­ра­жать се­го­дня ему не на­до, но по­ни­мать ор­га­нич­ную связь со­вре­мен­ной кри­ти­ки и ста­рых до­б­рых «взгля­дов на рус­скую ли­те­ра­ту­ру 18.. го­да» – спра­вед­ли­во.


 

Юлия КА­ЧАЛ­КИ­НА

 

Мно­го лет на­зад, ещё в по­ру сту­ден­че­ст­ва, я – сей­час уже и не вспом­нить, за­чем, – в рай­он­ной биб­ли­о­те­ке на­шла ста­рую, в лип­ком от древ­но­с­ти дер­ма­ти­но­вом пе­ре­плё­те, би­о­гра­фию Вис­са­ри­о­на Бе­лин­ско­го. То­го са­мо­го, «не­ис­то­во­го», про­сла­вив­ше­го­ся не толь­ко сво­и­ми кри­ти­че­с­ки­ми ста­ть­я­ми, но и сво­ей «уни­вер­саль­но­с­тью», в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва. Бе­лин­ский – ра­зу­ме­ет­ся, от не­хват­ки де­нег в том чис­ле, – брал­ся пи­сать о лю­бой ли­те­ра­ту­ре, о лю­бых кни­гах. Мог от­ре­цен­зи­ро­вать – по его соб­ст­вен­ным сло­вам – да­же учеб­ник ге­о­гра­фии, и при этом ос­тать­ся вер­ным са­мо­му се­бе. Не счи­тая се­бя ни уни­жен­ным, ни ос­кор­б­лён­ным, но от­но­сясь ко все­му с юмо­ром и иро­ни­ей.

Он был че­ло­ве­ком чу­дес­но­го ума – то, что ан­г­ли­ча­не на­зы­ва­ют beautiful-minded person. Край­не за­стен­чи­вым (от сму­ще­ния при зна­ком­ст­ве с Жу­ков­ским об­лил его бе­лые па­рад­ные пан­та­ло­ны крас­ным ви­ном, эта ис­то­рия ста­ла очень зна­ме­ни­той и о ней вспо­ми­на­ют до сих пор), сво­им за­ра­бот­ком кор­мил се­мью и, бу­ду­чи не осо­бен­но креп­ким фи­зи­че­с­ки, сно­сил все тя­го­ты с по­ра­зи­тель­ным му­же­ст­вом.

Для ме­ня Бе­лин­ский был и ос­та­ёт­ся од­ним из са­мых лю­би­мых и до­стой­ных под­ра­жа­ния лич­но­с­тей – ко­неч­но, вре­ме­на ме­ня­ют­ся, и се­го­дня не­воз­мож­но се­бе пред­ста­вить твор­че­с­кий ме­тод Бе­лин­ско­го в при­ме­не­нии к, до­пу­с­тим, твор­че­ст­ву За­ха­ра При­ле­пи­на или Ан­д­рея Ге­ла­си­мо­ва. Но ес­ли бы кто-ни­будь из со­вре­мен­ных кри­ти­ков смог на­пи­сать о ком-ни­будь из со­вре­мен­ных ав­то­ров так, как пи­сал Бе­лин­ский о Пуш­ки­не и Го­го­ле – это был бы очень ин­те­рес­ный экс­пе­ри­мент. Не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе Бе­лин­ско­го ста­рым. Для ме­ня он веч­но мо­ло­дой, с хо­ле­ри­че­с­ким ру­мян­цем на ще­ках и го­ря­щим взгля­дом. На­вер­ное, се­го­дня он был бы сме­шон. Но и пре­кра­сен не­со­мнен­но.


 

Ан­д­рей РУ­ДА­ЛЁВ

 

Как бы ни хо­те­лось от­ве­тить ут­вер­ди­тель­но на этот во­прос, но по по­во­ду ак­ту­аль­но­с­ти мно­го со­мне­ний. Его ста­тьи, не чи­тая, кон­спек­ти­ру­ют сту­ден­ты, они по­па­да­ют в раз­лич­ные хре­с­то­ма­тии, их ци­ти­ру­ют в тех или иных на­уч­ных ра­бо­тах. Для ши­ро­кой пуб­ли­ки он без­воз­врат­но ухо­дит в об­ласть то­по­ни­ми­ки, в ко­то­рой его имя до­воль­но ще­д­ро ис­поль­зо­ва­лось.

Для лит­кру­гов важ­но, что в том чис­ле и с Бе­лин­ско­го шло в Рос­сии ут­верж­де­ние ре­а­лиз­ма, ко­то­рый так удач­но вы­ст­ре­лил в ХIХ-м ве­ке. Вот это и ак­ту­аль­но сей­час. Но с этим ре­а­лиз­мом шлей­фом шло ут­верж­де­ние со­ци­а­лиз­ма и ате­из­ма, что вы­ст­ре­ли­ло в ве­ке XX-м, и по это­му по­во­ду уже мож­но спо­рить.

Не­ис­то­вый, стра­ст­ный, ис­крен­ний, са­мо­заб­вен­ный, но, ес­те­ст­вен­но, не бес­спор­ный, как в слу­чае спо­ра с Го­го­лем, Бе­лин­ский аб­со­лю­ти­зи­ро­вал ли­те­ра­ту­ру, ко­то­рая вы­тес­ни­ла у не­го и ве­ру. Здесь он то­же был ис­кре­нен и не­ис­тов. До сих пор за ним мно­гие по­вто­ря­ют, на­при­мер, что рус­ский му­жик мо­лит­ся, по­чё­сы­вая свой зад...

Важ­но ещё и то, что он был не про­сто фик­са­то­ром, не про­сто ор­га­ни­за­то­ром лит­про­цес­са, а прак­ти­че­с­ки его вож­дём, стра­те­гом. Та­кие де­я­те­ли край­не нуж­ны и сей­час, но... всё это «ли­те­ра­тур­ные меч­та­ния». Мо­жет быть, поз­же по­явит­ся. Воз­мож­но, во мно­гом он бу­дет по­хо­дить на ма­те­ма­ти­ка Пе­рель­ма­на, че­ло­ве­ка не от ми­ра се­го.

 

г.СЕВЕРОДВИНСК





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования