Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 10.06.2011

Почему Штирлиц?

 Как Юли­ан Се­мё­нов на­шёл свою зо­ло­тую жи­лу? Раз­би­ра­ясь с фе­но­ме­ном не­ве­ро­ят­ной по­пу­ляр­но­с­ти в со­вет­ское вре­мя его ро­ма­нов о Штир­ли­це, при­хо­дишь к вы­во­ду, что, соб­ст­вен­но, его за­слуг в «твор­че­с­ком ус­пе­хе» сов­сем не­мно­го. Се­мё­но­ву по­вез­ло ока­зать­ся в нуж­ный мо­мент на нуж­ном ме­с­те, ког­да ис­то­рия всё при­ду­ма­ла уже за не­го.

К 1965 го­ду бреж­нев­ское ру­ко­вод­ст­во со­зре­ло до мыс­ли сде­лать по­бе­ду во Вто­рой ми­ро­вой вой­не глав­ным со­бы­ти­ем в ис­то­рии Со­вет­ско­го Со­ю­за. Это су­ли­ло мно­го ди­ви­ден­дов – с вой­ной глу­бо­ко эмо­ци­о­наль­но бы­ла свя­за­на каж­дая се­мья в СССР, в ко­то­рой бы­ли обя­за­тель­но по­гиб­шие, ра­не­ные, про­сто во­е­вав­шие, го­ло­дав­шие в ты­лу. Ни­что не мог­ло объ­е­ди­нить силь­нее со­вет­ское об­ще­ст­во, чем па­мять о пе­ре­не­сён­ных стра­да­ни­ях и же­ла­ние не до­пу­с­тить их вновь.

Как про­па­ган­дист­ский от­вет на по­ли­ти­че­с­кий за­каз, ли­те­ра­ту­ра, ки­но и про­чие ис­кус­ст­ва на­ча­ли вы­да­вать на-го­ра тон­ны ба­ра­бан­ных опу­сов «о вой­не», все эти эпо­пеи-опу­пеи, как их на­зы­вал Вик­тор Ас­та­фь­ев. Для мо­ло­дё­жи это впол­не схо­ди­ло, ве­те­ра­ны же пред­по­чи­та­ли не смо­т­реть и не чи­тать по­доб­ной про­дук­ции «сов­пи­сов» и со­вре­жис­сё­ров, слиш­ком бо­ле­ла ду­ша при со­по­с­тав­ле­нии соб­ст­вен­ных вос­по­ми­на­ний о че­ты­рёх­лет­нем кош­ма­ре и бо­д­рых сцен унич­то­же­ния тан­ков и са­мо­лё­тов «фа­ши­с­тов».

Но в это же са­мое вре­мя, в се­ре­ди­не 60-х го­дов, на­ча­ла по­нем­но­гу от­кры­вать­ся пуб­ли­ке не­из­ве­ст­ная стра­ни­ца вой­ны, о ко­то­рой не зна­ли и са­ми ве­те­ра­ны, и ко­то­рую мож­но бы­ло пре­под­не­с­ти чи­та­те­лю-зри­те­лю в са­мом бес­про­иг­рыш­ном ви­де, поч­ти бе­зо вся­кой лжи. В этой сфе­ре СССР, дей­ст­ви­тель­но, обы­г­ры­вал всех про­тив­ни­ков за яв­ным пре­иму­ще­ст­вом, да ещё и с ми­ни­маль­ны­ми по­те­ря­ми. Ес­ли для изо­б­ра­же­ния фрон­то­вых ба­та­лий при­хо­ди­лось врать, врать и врать, то здесь ус­пе­хи бы­ли та­ко­вы, что ка­за­лись са­мой не­ве­ро­ят­ной вы­дум­кой.

Речь идёт о до­сти­же­ни­ях со­вет­ской раз­вед­ки в пе­ри­од вой­ны. Че­ки­с­ты и лю­ди из ГРУ ду­ри­ли аб­вер как де­тей, во­ди­ли за нос ге­с­та­по, а уж по ча­с­ти про­ник­но­ве­ния в се­к­ре­ты на­ших со­юз­ни­ков они пре­взо­ш­ли всё, что бы­ло из­ве­ст­но по­доб­но­го в за­ку­лис­ных де­лах ми­ро­вой ис­то­рии. До­ста­точ­но на­пом­нить, что со­вет­ские шпи­о­ны про­ник­ли в свя­тая свя­тых двух сверх­се­крет­ных про­ек­тов США и Ве­ли­ко­бри­та­нии пе­ри­о­да Вто­рой ми­ро­вой вой­ны – в Ман­хэт­тен­ский про­ект и в про­ект «Уль­т­ра». Они на­ча­ли пе­ре­да­вать ин­фор­ма­цию о про­грам­ме со­зда­ния атом­ной бом­бы ещё в 1941 го­ду – ещё до то­го, как за неё взя­лись аме­ри­кан­цы. В ито­ге в ап­ре­ле 1945, ког­да Тру­мэн стал пре­зи­ден­том, он ещё ни­че­го не знал о со­зда­вав­шем­ся в его стра­не ядер­ном ору­жии, тог­да как Ста­лин знал о нём в мель­чай­ших по­дроб­но­с­тях. Аб­вер, ру­ко­во­ди­мый глу­по-са­мо­уве­рен­ным ад­ми­ра­лом Ка­на­ри­сом, че­ки­с­ты, поль­зу­ясь но­во­мод­ным жар­го­ном, «раз­во­ди­ли» как хо­те­ли. До­ста­точ­но на­пом­нить, что в ре­зуль­та­те од­ной из ра­диограмм, сам От­то Скор­це­ни чуть бы­ло не спу­с­тил­ся на па­ра­шю­те в ру­ки «Смер­ша».

Ве­те­ра­нам ГБ, мол­чав­шим двад­цать лет, те­перь то­же хо­те­лось по­де­лить­ся сво­и­ми ус­пе­ха­ми, что­бы, на­ко­нец, ро­ди­на во все­ус­лы­ша­ние при­зна­ла их за­слу­ги, что­бы в них пе­ре­ста­ли ви­деть толь­ко па­ла­чей Бе­рии–Аба­ку­мо­ва. Се­ми­ча­ст­ный и Ан­д­ро­пов под­дер­жа­ли эту ли­нию на вы­вод из те­ни до­сти­же­ний че­ки­с­тов, а со­вет­ские ма­с­те­ра ис­кусств бы­ли ра­ды по­мочь кол­ле­гам, бла­го их соб­ст­вен­ные ря­ды бы­ли на­шпи­го­ва­ны сек­со­та­ми-ин­фор­ма­то­ра­ми. Не за­бу­дем, что не­ма­ло че­ки­с­тов око­ла­чи­ва­лось у твор­че­с­ких сфер со впол­не по­нят­ным же­ла­ни­ем про­сла­вить­ся – тот же нар­ком НКГБ Мер­ку­лов по­пи­сы­вал пье­сы, а вы­шед­ший на сво­бо­ду как раз в это вре­мя ди­вер­сант экс­тра-клас­са Па­вел Су­до­пла­тов взял­ся за ро­ма­ны. А уж же­ла­ю­щих по­мочь со­ве­та­ми ре­жис­сё­рам и пи­са­те­лям, бы­ло пруд пру­ди – чем ску­чать на пен­сии, луч­ше вы­сту­пить, пусть и под псев­до­ни­мом, кон­суль­тан­том филь­ма или книж­ки.

Че­ки­с­ты на­ча­ли де­лить­ся се­к­ре­та­ми с «сов­пи­са­ми» – и по­тёк по­ток – три­ло­гия Ар­да­мат­ско­го о «Са­тур­не» (ему же пер­во­му рас­кры­ли се­к­рет по­им­ки Са­вин­ко­ва – в «Воз­мез­дии»), «Щит и меч» Ко­жев­ни­ко­ва, цикл про «Ре­зи­ден­та» ге­не­ра­ла Гри­ба­но­ва. В этом же ря­ду ока­зал­ся и са­мый удач­ный опус по­доб­но­го ро­да – «Сем­над­цать мгно­ве­ний вес­ны» Юли­а­на Се­мё­но­ва. (Лю­бо­пыт­но за­ме­тить – все эти «ше­де­в­ры» спер­ва вы­хо­ди­ли в ви­де книг, и ни один из них не по­лу­чил до­ста­точ­ной по­пу­ляр­но­с­ти в пе­чат­ном ви­де – зри­мое сви­де­тель­ст­во пе­ре­хо­да СССР уже в те го­ды от ли­те­ра­ту­ро­цен­т­рич­но­с­ти к ки­но­цен­т­рич­но­с­ти.)

Для со­вет­ско­го че­ло­ве­ка ру­бе­жа 60–70-х цикл о Штир­ли­це вы­гля­дел как от­кро­ве­ние. Нам же, име­ю­щим до­ступ к тем же ис­точ­ни­кам, что и че­кист­ский пи­са­тель Юли­ан Се­мё­нов, мож­но те­перь по­пы­тать­ся ре­кон­ст­ру­и­ро­вать ис­точ­ни­ки се­го в выс­шей сте­пе­ни по­пу­ляр­но­го тво­ре­ния.

Со­став­ных ча­с­тей об­ра­за Штир­ли­ца и его де­я­тель­но­с­ти – соб­ст­вен­но три. Во-пер­вых, это ус­пе­хи че­ки­с­тов по ча­с­ти об­ма­на ан­г­ло-аме­ри­кан­ских со­юз­ни­ков и про­ник­но­ве­ния в их выс­шие сфе­ры. Как се­го­дня из­ве­ст­но, со­вет­ски­ми шпи­о­на­ми бы­ли са­мые вы­со­ко­по­с­тав­лен­ные со­труд­ни­ки ад­ми­ни­с­т­ра­ции Руз­вель­та, на­при­мер, Ал­жер Хисс, по­мощ­ник гос­се­кре­та­ря, и Хар­ри Дек­с­тер Уайт, пер­вый ди­рек­тор Меж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фон­да. А пря­мым про­то­ти­пом Штир­ли­ца был, ко­неч­но, Ким Фил­би, тре­тий че­ло­век в ан­г­лий­ской Си­к­рет сер­вис. Но впря­мую вы­во­дить эти ус­пе­хи бы­ло, всё-та­ки не сов­сем удоб­но, ведь во­е­ва­ли вро­де вме­с­те про­тив Гер­ма­нии. СССР же ока­зал­ся в по­ло­же­нии Па­ни­ков­ско­го, про­сив­ше­го по­ря­доч­ных граж­дан пе­ре­ве­с­ти «сле­по­го» че­рез ули­цу и по­пут­но вы­та­с­ки­вав­ше­го бу­маж­ник у бла­го­де­те­ля. По­то­му ре­аль­ные ус­пе­хи «Юс­та­сов» из Аме­ри­ки пе­ре­нес­ли в на­цист­скую Гер­ма­нию, где ни­ка­ких шпи­о­нов у че­ки­с­тов не бы­ло за дву­мя-тре­мя ис­клю­че­ни­я­ми не­вы­со­ко­го ран­га, и то пой­ман­ных к 1942 го­ду.

Вто­рым ис­точ­ни­ком стал мир гит­ле­ров­ских спец­служб, изу­чен­ный Юли­а­ном Се­мё­но­вым по книж­ке вос­по­ми­на­ний Валь­те­ра Шел­лен­бер­га, не­до­ступ­ной для со­вет­ских граж­дан, но пе­ре­ве­дён­ной для не­го. По­это­му впол­не ба­наль­ные фак­ты и све­де­ния, вы­пи­сан­ные Се­мё­но­вым, пред­ста­ли как от­кро­ве­ние для со­вет­ской пуб­ли­ки. К сло­ву за­ме­тить, Се­мё­но­ву че­ки­с­ты да­ли оз­на­ко­мить­ся и с книж­кой Алек­сан­д­ра Ор­ло­ва «Хро­ни­ка тай­ных пре­ступ­ле­ний Ста­ли­на», от­ку­да он не­кри­ти­че­с­ки чер­пал не­ко­то­рые сю­же­ты.

Ну а тре­ть­им, и, воз­мож­но, са­мым глав­ным ис­точ­ни­ком для опи­са­ния де­я­тель­но­с­ти Штир­ли­ца ста­ли буд­ни со­вет­ских спец­служб, да и, во­об­ще, ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го ап­па­ра­та, с их бес­ко­неч­ны­ми ин­три­га­ми, под­си­жи­ва­ни­ем, под­слу­ши­ва­ни­ем, каж­до­днев­ной су­е­той па­у­ков в бан­ке. Не без тон­кой иро­нии нра­вы Лу­бян­ки Се­мё­нов пе­ре­нёс на не­мец­кую поч­ву.

Три­умф филь­ма Ли­оз­но­вой был впе­чат­ля­ющ и убе­ди­те­лен. Со­вет­ский обы­ва­тель, об­де­лён­ный по ча­с­ти раз­вле­че­ний, был на седь­мом не­бе от сча­с­тья, по­лу­чив свой ва­ри­ант Джейм­са Бон­да; ве­те­ра­ны ни­че­го не мог­ли воз­ра­зить про­тив вер­сии о раз­вед­чи­ке-па­т­ри­о­те, ибо их ре­аль­но­му опы­ту она ни­как не про­ти­во­ре­чи­ла. Ан­д­ро­пов­ские че­ки­с­ты то­же бы­ли в вос­тор­ге, ибо те­перь их роль в по­бе­де ока­за­лась не­о­спо­ри­мой и бо­лее впе­чат­ля­ю­щей, чем до­сти­же­ния мар­ша­лов на по­ле боя.

Прав­да, ус­пех вы­ду­ман­ных пер­со­на­жей за­сло­нил жи­вых лю­дей. Так са­мый ус­пеш­ный агент-про­во­ка­тор че­ки­с­тов за ли­ни­ей фрон­та Алек­сандр Де­мь­я­нов («Гей­не»), так и не по­лу­чил пуб­лич­но­го при­зна­ния при жиз­ни, о нём не пи­са­ли книг и не сни­ма­ли филь­мов. Лу­бян­ка де­ли­лась сво­и­ми ла­в­ра­ми с ре­аль­ны­ми ге­ро­я­ми ску­по. До­сти­же­ния при­над­ле­жа­ли Кон­то­ре, но не кон­крет­ным лю­дям.

Со­по­с­та­ви­мым со Штир­ли­цем ус­пе­хом че­ки­с­тов на по­при­ще во­ен­ной ли­те­ра­ту­ры – не по­лу­чив­шим адек­ват­ной ки­но­вер­сии, стал ро­ман «Мо­мент ис­ти­ны» В.Бо­го­мо­ло­ва. То­же весь­ма лю­бо­пыт­ное яв­ле­ние со­вет­ской мас­со­вой куль­ту­ры, но о нём мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щей ста­тье.


Максим АРТЕМЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования