Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 10.06.2011

Не люблю рафинированный язык

 Кто и почему требует упрятать лучшие перья Кузбасса в тюрьму

 

– В рус­ской ли­те­ра­ту­ре все­гда бы­ло мно­го Ива­но­вых. Не­ред­ко воз­ни­ка­ла пу­та­ни­ца из-за сов­па­де­ния фа­ми­лий, а ино­гда и имён. На­при­мер, «Все­во­лод Ива­нов», «Вя­че­слав Ива­нов». Сей­час мы зна­ем, по край­ней ме­ре, двух Ан­д­ре­ев Ива­но­вых. Один из них – вы, а дру­гой жи­вёт в Эс­то­нии. Рас­ска­жи­те о се­бе. Ког­да ста­ли пи­сать, где ва­ши про­из­ве­де­ния опуб­ли­ко­ва­ны.

Андрей ИВАНОВ
Андрей ИВАНОВ

– Ещё в шко­ле ка­за­лось стран­ным, что мо­гут су­ще­ст­во­вать пи­са­те­ли и по­эты по фа­ми­лии Ива­нов... Я ро­дил­ся и вы­рос в Яку­тии. Там, на­вер­ное, чет­верть все­го ме­ст­но­го на­се­ле­ния – Ива­но­вы. Хо­тя к ме­ст­ным я от­но­ше­ния не имею – моя се­мья бы­ла при­ез­жей: отец ис­кал сво­бо­ду на ком­со­моль­ской строй­ке за по­ляр­ным кру­гом. Там сей­час и по­хо­ро­нен.

Это был ра­бо­чий по­сё­лок с со­от­вет­ст­ву­ю­щим на­се­ле­ни­ем. До 16 лет пра­виль­ную рус­скую речь мне при­хо­ди­лось слы­шать, в ос­нов­ном, по те­ле­ви­зо­ру. Ок­ру­жа­ю­щие го­во­ри­ли не­пре­мен­но с ка­ким-ни­будь ак­цен­том или про­сто по-фе­не. И до по­ступ­ле­ния в уни­вер­си­тет я ис­крен­не счи­тал се­бя тем, что сей­час на­зы­ва­ет­ся «гоп­ник». Пе­ре­жи­вал очень, что не по­лу­ча­ет­ся из ме­ня «пра­виль­ный па­цан по по­ня­ти­ям». Оч­ки, книж­ки, и тут же – ху­ли­ган­ское ок­ру­же­ние, вод­ка в школь­ном ту­а­ле­те, ана­ша в «Бе­ло­мо­ре». Чрез­вы­чай­но не­удоб­ная и глу­пая роль для ме­ня бы­ла, но там дру­гих не пред­ла­га­лось. Сло­во «ин­тел­ли­гент» бы­ло од­но­знач­но ос­кор­би­тель­ным. У ме­ня па­па так ру­гал­ся.

Пи­сать на­чал в пер­вом клас­се. Очень стес­нял­ся сво­е­го пи­са­тель­ст­ва, да, и не по­ни­мал тол­ком, что это та­кое для ме­ня.

Пер­вый за­кон­чен­ный рас­сказ опуб­ли­ко­вал в ме­ст­ной га­зе­те «Дьа­а­ны Сар­да­на­та», она же «За­ря Яны». Она вы­хо­ди­ла на двух язы­ках, так что тог­да ме­ня сра­зу и на дру­гой язык пе­ре­ве­ли – якут­ский. Это бы­ло в стар­ших клас­сах.

А пер­вая вещь, за ко­то­рую не стыд­но – по­весть «Шко­ла ка­пи­та­нов». Про мою шко­лу, про мой Се­вер. Пи­сал ис­клю­чи­тель­но для се­бя, как что-то ин­тим­ное. А моя бу­ду­щая же­на взя­ла и от­пра­ви­ла на кон­курс пре­мии «Де­бют» в Моск­ву. По­да­ри­ли мне там за вы­ход в фи­нал кар­ман­ный ком­пью­тер и де­нег – спец­приз «Го­лос по­ко­ле­ния». По­весть по­том в сбор­ни­ке вы­шла. Сбор­ник этот я уви­дел толь­ко че­рез семь лет. Я не­се­рь­ёз­но всё это вос­при­ни­мал. Ну, что та­кое этот сбор­ник? Брат­ская мо­ги­ла не­из­ве­ст­ных ав­то­ров. Глав­ное бы­ло – день­ги, по­то­му что жрать бы­ло не­че­го, жить бы­ло не­где. Не­сколь­ко лет жил без про­пи­с­ки, фор­маль­но – бомж. Уни­вер бро­сил, ра­бо­тал га­зо­но­ко­силь­щи­ком, а зи­мой – спор­тив­ным ин­ст­рук­то­ром. Я как-то со­вер­шен­но не­о­жи­дан­но по­лу­чил чёр­ный по­яс по тхэк­вон­до, и кор­мил­ся с это­го. В пря­мом смыс­ле, но­ги ме­ня кор­ми­ли. Этот пе­ри­од у ме­ня опи­сан в по­ве­с­ти «Хро­ни­ки бес­смерт­ных» – ка­жет­ся, вы­шла в жур­на­ле «День и ночь». Там же бы­ло ещё не­сколь­ко пуб­ли­ка­ций (Я про не­ко­то­рые из них че­рез го­ды слу­чай­но уз­на­вал).

В «Ок­тя­б­ре» на­пе­ча­та­ли рас­сказ «Сло­во об Ива­не». В «Ура­ле» вот не­дав­но вы­шла по­весть «Ржа». Её там ро­ма­ном на­зва­ли.

С Ива­но­вым из Тал­ли­на ме­ня на­ча­ли пу­тать в се­ре­ди­не 2000-х, на сай­те Жур­наль­но­го за­ла. Там до сих пор на­ши ве­щи впе­ре­меж­ку ви­сят под ав­то­ром «Ан­д­рей Ива­нов». Ког­да ме­ня на­ча­ли хва­лить за его про­зу, я взял псев­до­ним – Ан­д­рей Юрич. Это фа­ми­лия мо­е­го де­да по ма­ми­ной ли­нии, серб­ская.

С тем Ан­д­ре­ем Ива­но­вым у ме­ня нет ни­че­го об­ще­го. Мне ка­жет­ся, он об­раз­цо­вый пи­са­тель – жи­вёт в Ев­ро­пе, язы­ка­ми вла­де­ет, его по те­ле­ви­зо­ру по­ка­зы­ва­ют. Ум­ные сло­ва про свои тек­с­ты го­во­рит. На его фо­не я ощу­щаю се­бя не­до­ра­зу­ме­ни­ем: ни мод­ных ли­те­ра­тур­ных те­о­рий, ни язы­ков, не люб­лю ра­фи­ни­ро­ван­ный рус­ский, как у не­го.

– Знаю, что не­ма­ло чи­та­те­лей зна­ко­мы с ва­шей по­ве­с­тью «Шко­ла ка­пи­та­нов», с рас­ска­зом «Сло­во об Ива­не», опуб­ли­ко­ван­ном не­сколь­ко лет на­зад в «Ок­тя­б­ре». А как на­счёт кни­ги? Пла­ни­ру­ет­ся ли где-ни­будь её из­да­ние?

– Чи­та­те­ли ка­кие-то на­вер­ня­ка зна­ют. А вот пи­са­те­ли и ре­дак­то­ры не зна­ко­мы, прак­ти­че­с­ки, со­вер­шен­но. А ког­да зна­ко­мят­ся – жмут пле­ча­ми. По этой при­чи­не кни­ги не пред­ви­дит­ся по­ка.

По­мню, мне ска­за­ли: в из­да­тель­ст­ва мож­но по­пасть толь­ко че­рез тол­стые жур­на­лы. Я на­чал рас­сы­лать по тол­стым жур­на­лам свои ру­ко­пи­си. Не­сколь­ко лет слал, по кру­гу. С тех пор у ме­ня стой­кое ощу­ще­ние, что для ру­ко­пи­сей без про­тек­ции у них там под поч­то­вым ящи­ком сра­зу му­сор­ная кор­зи­на.

Мой друг Ев­ген Але­хин очень хва­лил мой рас­сказ «Про де­воч­ку», го­во­рил, что его-то точ­но долж­ны взять. На­пе­ча­та­ли в «Ди­Не» – про­вин­ци­а­лы, что с них взять. По­том в Лип­ках встре­чаю кри­ти­ка Ва­ле­рию Пу­с­то­вую из «Ок­тя­б­ря», и она на­чи­на­ет рас­хва­ли­вать этот рас­сказ, спра­ши­ва­ет, по­че­му в их жур­нал не от­дал. А я его в «Ок­тябрь» два ра­за по­сы­лал! Вот, по­сле зна­ком­ст­ва с Пу­с­то­вой – в «Ок­тя­б­ре» на­пе­ча­та­ли. Ес­ли че­ст­но, не по­ни­маю этой си­с­те­мы.

С из­да­тель­ст­ва­ми всё ещё ху­же. Го­во­рят, ком­мер­че­с­кие пер­спек­ти­вы ме­ня рав­ны ну­лю. Это я по­ни­маю, но за­чем тог­да все эти «Экс­мо», «АС­Ты» и про­чие бьют се­бя пят­ка­ми в грудь, за­яв­ляя, что им ох, как нуж­ны но­вые ав­то­ры – све­жая кровь, мол, но­вое по­ко­ле­ние, не­из­ве­ст­ные име­на. Доз­ва­ни­ва­ешь­ся до гла­вре­да, он объ­яс­ня­ет: «Вы же по­ни­ма­е­те, что мы ра­бо­та­ем толь­ко с рас­кру­чен­ны­ми ав­то­ра­ми. Это биз­нес. Всё се­рь­ёз­но».

Ещё мне в Крас­но­яр­ске, ког­да я там пре­мию име­ни Ас­та­фь­е­ва по­лу­чал, же­на из­ве­ст­но­го фан­та­с­та на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­до­ва­ла сме­нить сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию. Го­во­ри­ла, без это­го ус­пе­ха ли­те­ра­тур­но­го не ви­дать. Ве­ро­ят­но, бы­ла пра­ва в чём-то. Я по­том по этим впе­чат­ле­ни­ям на­пи­сал рас­сказ «Я и Ас­та­фь­ев», за ко­то­рый ме­ня на крас­но­яр­щи­не пре­да­ли ана­фе­ме. В «Ди­Не» боль­ше не пе­ча­та­ют – мол, на свя­тое по­сяг­нул. Но до это­го там мои тек­с­ты охот­но бра­ли.

– Ан­д­рей, я во мно­гом раз­де­ляю ваш взгляд на по­ли­ти­ку круп­ных из­да­тельств, но не всё так пло­хо. «Экс­мо», «АСТ» в по­след­нее вре­мя до­воль­но мно­го из­да­ют книг мо­ло­дых и поч­ти не из­ве­ст­ных ав­то­ров. К при­ме­ру, не­дав­но у Ев­ге­ния Але­хи­на вы­шла кни­га в «Экс­мо». Или это по­то­му, что он жи­вёт в ос­нов­ном в Моск­ве?

– Мы с Але­хи­ным те­му на­счёт его пуб­ли­ка­ции в «Экс­мо» об­суж­да­ли. Он сам фор­му­ли­ру­ет так: «У ме­ня-то бла­го­да­ря слу­ша­те­лям сбыт на­ла­жен. Да и пи­шу я по­псо­во. А у те­бя за­дум­чи­во и гру­ст­но, и е.ли нет.» Хо­тя я по­мню, как его бе­си­ло мол­ча­ние в тол­стых жур­на­лах в от­вет на его по­сла­ния. Тог­да он на­чал хо­дить по ре­дак­ци­ям лич­но, смо­т­реть в гла­за и спра­ши­вать: «Вы чи­та­ли?». На­ча­ли чи­тать – ста­ли пе­ча­тать. И с «Экс­мо» так же бы­ло. У этих ре­дак­то­ров зло­го умыс­ла про­тив мо­ло­дых нет, про­сто они ду­ма­ют, что про­бе­жав взгля­дом пер­вую стра­ни­цу ру­ко­пи­си или си­ноп­сис – уже по­ни­ма­ют текст.

– На­ша га­зе­та уже пи­са­ла о том, что в Куз­бас­се все­рьёз за­ня­лись ис­ко­ре­не­ни­ем ма­та. По­че­му-то в пер­вую оче­редь взя­лись за со­вре­мен­ную ме­ст­ную ли­те­ра­ту­ру и му­зы­ку. Не­дав­но, как уда­лось уз­нать, по это­му по­во­ду бы­ло за­се­да­ние об­ла­ст­ной об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты, на ко­то­ром вы при­сут­ст­во­ва­ли. Что там бы­ло?

– За­ни­мать­ся в Куз­бас­се ис­ко­ре­не­ни­ем ма­та мо­жет толь­ко свя­той или иди­от. По­то­му что это зем­ля зон и ла­ге­рей. По югу об­ла­с­ти был зна­ме­ни­тый Шор­Лаг. Сот­ни ты­сяч лю­дей че­рез не­го про­шли, и боль­шин­ст­во тут же осе­ли. Мат здесь – это обыч­ный раз­го­вор­ный язык.

Но так сло­жи­лись звёз­ды, что в Ке­ме­ров­ской об­ла­с­ти не­ве­до­мая про­рва пи­са­тель­ских со­ю­зов. Есть от­де­ле­ние Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, от­де­ле­ние Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, есть Со­юз пи­са­те­лей Куз­бас­са, есть Со­юз пи­са­те­лей Юга Куз­бас­са, су­ще­ст­ву­ют ка­кие-то эт­ни­че­с­кие пис­со­ю­зы в гор­ных рай­о­нах. Я все их да­же со­счи­тать ни­ког­да не мог.

С год на­зад па­ру свет­лых го­лов по­се­ти­ла идея: для по­лу­че­ния боль­ших бо­ну­сов от вла­с­ти нуж­но всей этой пи­шу­щей ар­ма­де объ­е­ди­нить­ся в еди­ном по­ры­ве про­тив об­ще­го и оче­вид­но­го вра­га. Мне да­же рас­ска­зы­ва­ли: по­лу­чить де­нег на от­мыв­ку рус­ско­го язы­ка в от­дель­но взя­том ре­ги­о­не – это же меч­та! На этой те­ме лю­бой бю­д­жет ос­во­ить мож­но! И, глав­ное, оче­вид­но всё: мат – пло­хо, мы с ним бо­рем­ся, борь­ба тре­бу­ет средств.

До­ка­ти­лись до по­свя­щён­но­го это­му де­лу за­се­да­ния ре­ги­о­наль­ной об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты. При­гла­си­ли ме­ня. Я год на­зад по­смел вы­ста­вить на са­мом по­пу­ляр­ном в Ке­ме­ро­ве сай­те ин­тер­вью с Але­хи­ным и ви­део­ро­лик, где он чи­та­ет сти­хо­тво­ре­ние. Жё­ст­кая со­ци­аль­ная са­ти­ра. С ма­том. По­то­му что без ма­та го­во­рить о по­доб­ных ве­щах – кри­вить ду­шой.

За­се­да­ние на­ча­лось с то­го, что на ог­ром­ном эк­ра­не в од­ном из за­лов об­ла­ст­ной ад­ми­ни­с­т­ра­ции без пре­ду­преж­де­ния вклю­чи­ли этот ро­лик. А по­том про­изо­ш­ло сме­ше­ние вре­мён. Вска­ки­ва­ли ка­кие-то жен­щи­ны с дро­жа­щи­ми гу­ба­ми и рас­ска­зы­ва­ли про Свя­тую Русь и про­вод­ни­ка её ду­хов­но­с­ти Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на. С мест кри­ча­ли «Пят­над­цать лет тю­ря­ги!», «Что, в Си­би­ри ла­ге­ря за­кон­чи­лись?!!» Это про Але­хи­на. Ме­ня пы­та­лись пу­гать то ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­с­тью, то уго­лов­ным де­лом. Об­ви­ня­ли в рас­тле­нии ма­ло­лет­них по­сред­ст­вом сти­хов. Пой­ми­те, в Куз­бас­се так не шу­тят! Ес­ли по­доб­ные при­зы­вы зву­чат в том же за­ле, где со­би­ра­ет­ся об­ла­ст­ное за­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние, зна­чит, чер­но­ви­ки за­яв­ле­ний на нас с Же­ней уже на­пи­са­ны.

Осо­бен­но зна­ко­вым ка­за­лось, что это про­ис­хо­ди­ло в тот день, ког­да на Кав­ка­зе про­фес­со­ру уни­вер­си­те­та за не­угод­ное ко­му-то сти­хо­тво­ре­ние от­ре­за­ли го­ло­ву. У нас не Кав­каз – «в тю­ря­гу!».

Прав­да, эта кар­тон­ная «об­ще­ст­вен­ность» про­счи­та­лась в па­ре мо­мен­тов. У Але­хи­на сей­час два му­зы­каль­ных про­ек­та, на­би­ра­ю­щих по­пу­ляр­ность: аль­тер­на­тив­ные груп­пы «Ноч­ные груз­чи­ки» и «Ма­ку­ла­ту­ра». Пер­вый же удар по не­му ока­зал­ся на­столь­ко ре­зо­нанс­ным, что уже на сле­ду­ю­щий день во­пли с за­се­да­ния ци­ти­ро­ва­ли РБК и «Соль». Вме­с­то ре­пу­та­ци­он­но­го ущер­ба Але­хи­ну, по­лу­чил­ся ущерб Куз­бас­су: ре­ги­он, где офи­ци­аль­но пре­сле­ду­ют по­этов за по­эзию – так это вы­гля­дит. Где нет дру­гих про­блем, кро­ме ма­те­ря­ще­го­ся маль­чиш­ки. Ну, и они ду­ма­ли, что я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым и нач­ну из­ви­нять­ся. А я по­че­му-то на три­бу­ну по­лез...

«Мы рож­де­ны, чтоб Каф­ку сде­лать бы­лью»... Они пред­ло­жи­ли вве­с­ти в от­дель­но взя­том ре­ги­о­не цен­зу­ру – что­бы ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, пуб­ли­ку­е­мые в ме­ст­ных СМИ, про­хо­ди­ли че­рез спе­ци­аль­ную ко­мис­сию по нрав­ст­вен­но­с­ти. (В ко­мис­сии бу­дут те же, кто за Свя­тую Русь и тю­ря­гу.) По­обе­ща­ли про­ве­с­ти та­кое же со­бра­ние на­счёт «куз­бас­ской бло­го­сфе­ры». В Ин­тер­не­те ведь ма­те­рят­ся! А за это – да: суд, штраф, тюрь­ма.

И, я ду­маю, про­цесс на­брал уже слиш­ком боль­шую инер­цию, что­бы вдруг ос­та­но­вить­ся. Бу­дут и дру­гие за­се­да­ния. Не ис­клю­чаю, что мо­гут и к сле­до­ва­те­лю при­гла­сить по об­ще­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве за ка­кой-ни­будь рас­сказ или за­пись в ЖЖ. Уже при­хо­ди­лось от ру­ко­во­ди­те­лей ме­ст­ных со­ю­зов слы­шать: «Вы все ся­де­те».

А у Але­хи­на ско­ро в Ке­ме­ро­ве кон­церт «Ма­ку­ла­ту­ры». Бо­юсь, не да­дут про­ве­с­ти.


Беседу вёл Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования