Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 17.06.2011

Итак, в бой!

 1

«И всё в нём бы­ло при­вле­ка­тель­но. Сред­не­го рос­та, пле­чи­с­тый кре­пыш, он ка­зал­ся вы­ко­ван­ным из од­но­го ку­с­ка гор­но­го кам­ня. Его кра­си­вые вол­ни­с­тые во­ло­сы из­да­ли по­хо­ди­ли на чёр­ную па­па­ху. Нель­зя бы­ло не об­ра­тить вни­ма­ние на ши­ро­кие, гу­с­тые бро­ви, ко­то­рые при­да­ва­ли его ли­цу се­рь­ёз­ность и да­же су­ро­вость.

Боль­шие ка­рие гла­за бы­ли за­дум­чи­вы. В них мож­но бы­ло ви­деть меч­та­те­ля и мыс­ли­те­ля». Та­кой пор­т­рет Э.Ка­пи­е­ва ос­та­вил один из его со­вре­мен­ни­ков.

Э.Ка­пи­ев во всех от­но­ше­ни­ях был кра­си­вым че­ло­ве­ком, од­ним из луч­ших, че­ст­ных, со­ве­ст­ли­вей­ших лю­дей сво­е­го вре­ме­ни. Он был все­гда пер­вым. Пер­вый ор­га­ни­за­тор пи­са­тель­ско­го де­ла в Да­ге­с­та­не, пер­вый да­ге­с­та­нец, пи­сав­ший на ве­ли­ком рус­ском язы­ке, ко­то­ро­го при­зна­ва­ли Н.Ти­хо­нов и дру­гие за­ме­ча­тель­ные рус­ские пи­са­те­ли, пер­вый пе­ре­вод­чик да­ге­с­тан­ской по­эзии, ко­то­рый вы­вел её на ор­би­ту рос­сий­ской и рус­ской ли­те­ра­ту­ры, пер­вый со­ста­ви­тель и из­да­тель ан­то­ло­гий да­ге­с­тан­ской по­эзии, пер­во­от­кры­ва­тель Ба­ты­рая, Мах­му­да, Этим Эми­на и Ир­чи Ка­за­ка для все­го ми­ра, пер­вый про­за­ик, по­лу­чив­ший ми­ро­вое при­зна­ние.

Рож­дён­ный в не­боль­шом лак­с­ком ау­ле, он стал боль­шим яв­ле­ни­ем да­ге­с­тан­ской и рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Кай­сын Ку­ли­ев – один из луч­ших по­этов Кав­ка­за ска­зал о нём: «Сын гор­ца из Ла­кий стал вы­да­ю­щим­ся по­этом рус­ско­го язы­ка». А в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, где ге­ний ок­ли­ка­ет ге­ния, стать по­этом рус­ско­го язы­ка де­ло поч­ти не­воз­мож­ное. Вот это не­воз­мож­ное воз­мож­ным сде­лал Эф­фен­ди Ка­пи­ев, при этом он го­во­рил: «Я пи­шу по-рус­ски, но я пи­са­тель сво­е­го на­ро­да».

 

2

О ха­рак­те­ре Ка­пи­е­ва го­во­рит да­же один та­кой факт: в 1928 го­ду Э.Ка­пи­ев был на­прав­лен ком­со­мо­лом в аул Кап­чу­гай для вы­яв­ле­ния ку­ла­ков. Воз­вра­тясь из ко­ман­ди­ров­ки, Ка­пи­ев ра­пор­то­вал пись­мен­но: «В Кап­чу­гае не на­шлось ни од­но­го ба­т­ра­ка. Сле­до­ва­тель­но, нет там и ку­ла­ков». Ма­ло кто ос­ме­лил­ся бы в то вре­мя на­пи­сать та­кие до­клад­ные.

А ему бы­ло все­го 19 лет тог­да. Ка­пи­ев счи­тал по­эта и ге­роя близ­не­ца­ми и го­во­рил: «Что­бы из же­ле­за сде­лать сталь, его за­ка­ля­ют. Для пи­са­те­ля за­кал­кой яв­ля­ет­ся лич­ное уча­с­тие в боль­ших ис­пы­та­ни­ях». Эти ис­пы­та­ния Ка­пи­ев вы­дер­жи­вал му­же­ст­вен­но и стой­ко.

В 1937 го­ду, в раз­гар ре­прес­сий, и над Ка­пи­е­вым на­ча­ли сгу­щать­ся ту­чи. И это бы­ло бла­го­да­ря не толь­ко его вре­ме­ни, но и не­ко­то­рым из его «дру­зей», ко­то­рые за­ви­до­ва­ли бле­с­тя­ще­му та­лан­ту и че­ло­ве­че­с­ко­му му­же­ст­ву Ка­пи­е­ва.

Эф­фен­ди при­шлось сроч­но уе­хать из Да­ге­с­та­на в Пя­ти­горск, мож­но ска­зать, это и спас­ло его.

 

3

Се­го­дня на­до го­во­рить о глав­ных кни­гах Ка­пи­е­ва: «По­эт» и «За­пис­ные книж­ки».

Эф­фен­ди Ка­пи­ев на­чал свой твор­че­с­кий путь с пе­ре­во­дов. Им бы­ли бле­с­тя­ще пе­ре­ве­де­ны сти­хи Ба­ты­рая, Ир­чи Ка­за­ка, Мах­му­да, на­род­ный эпос, цик­лы о ге­ро­ях, ли­ри­ка. Из­дан­ные Ка­пи­е­вым ан­то­ло­гии «По­эты Да­ге­с­та­на» и «Резь­ба по кам­ню» ста­ли яв­ле­ни­ем со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры, от­кры­ли ми­ру да­ге­с­тан­скую по­эзию.

Эффенди КАПИЕВ
Эффенди КАПИЕВ

Са­мая глав­ная ра­бо­та Э.Ка­пи­е­ва на­ча­лась по­сле зна­ком­ст­ва с вы­да­ю­щим­ся на­род­ным по­этом С.Сталь­ским. Эф­фен­ди пе­ре­вёл мно­гие сти­хи «Го­ме­ра XX ве­ка» и на­пи­сал кни­гу «По­эт». Ны­не не­ко­то­рые го­ре-ли­те­ра­ту­ро­ве­ды и кри­ти­ки хо­тят ре­ви­зи­ро­вать пе­ре­во­ды Ка­пи­е­ва, ищут в них не­точ­но­с­ти, не­со­от­вет­ст­вия с ори­ги­на­лом, но они не зна­ют, что Э.Ка­пи­ев пе­ре­во­дил по­эзию с язы­ка по­эзии на дру­гой язык по­эзии, а не за­ни­мал­ся бук­во­ед­ст­вом, но этим «ли­те­ра­ту­ро­е­дам» не да­ют по­коя ла­в­ры от­кры­ва­те­лей ве­ло­си­пе­дов, и они учат Ка­пи­е­ва, как пе­ре­во­дить С.Сталь­ско­го и Ба­ты­рая.

У ав­то­ра «По­эта» бы­ла лишь ему свой­ст­вен­ная по­эти­ка. И глав­ным по­этом этой кни­ги был ве­ли­кий С.Сталь­ский. В «По­эте» Ка­пи­ев со­здал мир, пол­ный кра­со­ты и му­д­ро­с­ти, по­эзии и му­зы­ки, вдох­но­ве­ния и тру­да, люб­ви и вер­но­с­ти род­ной зем­ле, её ис­то­рии, по­эзии, язы­ку, её кам­ням и ви­но­град­ни­кам, во­де и де­ре­вь­ям, мир, пол­ный пре­дан­но­с­ти все­му род­но­му, сво­е­му, на­род­но­му, где по­эт и му­д­рец С.Сталь­ский еже­днев­но раз­жи­га­ет огонь по­эзии, со­гре­ва­ю­щий всё жи­вое, на­род­ное, свя­тое.

«По­эт» – кни­га не толь­ко о по­эте и по­эзии, в ней го­рит свет веч­ной ис­ти­ны и прав­ды, она про­ни­за­на лю­бо­вью ко все­му пре­крас­но­му, из че­го рас­тёт не­о­бык­но­вен­ное чу­до че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни, име­ну­е­мое по­эзи­ей. С.Сталь­ский – му­д­рец, кре­с­ть­я­нин, на­род­ный фи­ло­соф, про­стой и яс­ный та­лант ста­но­вит­ся в кни­ге Ка­пи­е­ва чу­дес­ной по­эти­че­с­кой ра­ду­гой над го­ра­ми Да­ге­с­та­на, ау­ла и ми­ра. В этом но­виз­на и ве­ли­чие Ка­пи­е­ва.

На по­лях днев­ни­ка по­эта Су­лей­ман го­во­рит: «Хо­ро­шо, ес­ли бы вме­с­то де­нег дей­ст­во­ва­ло до­б­ро. Вы­да­ва­ли бы че­ки, что ли, за до­б­рые де­ла раз­ных до­сто­инств. За боль­шие – мно­го, за ма­лень­кие – ма­ло. Тог­да бы, по-мо­е­му, лю­ди толь­ко тем и бы­ли оза­бо­че­ны, как бы сде­лать ка­кое-ни­будь до­б­рое де­ло. Всё рав­но: по­ст­ро­ить ли мост че­рез ре­ку, уб­рать ме­ша­ю­щий ка­мень с до­ро­ги, уте­шить ли пла­чу­ще­го ре­бён­ка. Чем боль­ше сде­лал ты до­б­рых дел – тем ты бо­га­че. Вот бы­ло бы бо­гат­ст­во, дей­ст­ви­тель­но про­жи­тое че­ст­но».

Очень жаль, что се­го­дня мы не по­ни­ма­ем и не при­ни­ма­ем та­кой фи­ло­со­фии.

Эф­фен­ди Ка­пи­ев об­ла­дал не толь­ко ве­ли­ким та­лан­том, но и ве­ли­ким умом, че­ло­ве­че­с­кой про­зор­ли­во­с­тью и Бо­жь­им да­ром, по­это­му он под­нял­ся на вер­ши­ну объ­ек­тив­но­с­ти и прав­ды в сво­их бес­смерт­ных «За­пис­ных книж­ках» во­ен­ных лет. Они на­чи­на­ют­ся с про­стой и тре­вож­ной фра­зы «Вой­на, ста­рик, вой­на». «За­пис­ные книж­ки» Ка­пи­е­ва вме­с­ти­ли не толь­ко вой­ну, весь мир со всей его бес­смерт­ной кра­со­той и бе­да­ми, со все­ми стра­да­ни­я­ми и ра­до­с­тью лю­дей. В них ос­та­нов­ле­ны мгно­ве­ния, за­креп­лён­ные му­д­ро­с­тью и му­же­ст­вом че­ло­ве­ка и во­и­на, его по­дви­ги, мыс­ли, чув­ст­ва, пе­ре­жи­ва­ния, со­сто­я­ние ду­ши и ге­ро­изм ду­ха, от­кры­тия и уро­ки жиз­ни и судь­бы. От них идёт ве­ли­кая ес­те­ст­вен­ность, ис­крен­ность, яс­ность и точ­ность, при­бли­жая нас к выс­шей про­сто­те по­эзии.

«За­пис­ные книж­ки» Ка­пи­е­ва по­этич­ны, про­за Ка­пи­е­ва чи­та­ет­ся как еди­ная по­эма, и его выс­шая ес­те­ст­вен­ность идёт от ду­шев­ной ще­д­ро­с­ти, от бо­гат­ст­ва на­ту­ры и мыс­ли, где вид­на че­ст­ней­шая жизнь ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка. Бес­ст­ра­шие и со­весть – вот ору­жие по­эта Ка­пи­е­ва. «Лег­ли в грязь. Ле­жим це­лый день. К но­чи за­мёрз­ла зем­ля. Бой­цы вмёрз­ли – нель­зя ше­вель­нуть­ся. Рва­ну­лись – ос­та­лись на зем­ле вмёрз­шие клоч­ки одеж­ды».

Что де­лать ма­те­рям в эту страш­ную по­ру? Как быть ма­те­рям?

«Ог­ром­ная во­рон­ка в по­ле. Она пол­на ве­сен­ней, чи­с­той во­дой. Из во­ды тор­чат но­ги мёрт­во­го бой­ца и пла­ва­ет ко­те­лок. В ней от­ра­жа­ют­ся ве­сё­лые бе­лые об­ла­ка. Чуть по­одаль, на лу­жай­ке, цве­тёт мир­ная ма­лень­кая се­мья под­снеж­ни­ков. Вес­на».

«Пу­с­той со­жжён­ный го­род. По ули­цам хо­дят од­ни ка­ле­ки – сплош­ные ка­ле­ки».

«Ров, пол­ный рас­ст­ре­лян­ных мерт­ве­цов. Де­ти, ста­ри­ки, жен­щи­ны. Мерт­ве­цы кри­чат, гро­зят­ся, пла­чут».

Всё пе­ре­жи­то, вы­но­ше­но. Нет ни­че­го лиш­не­го. Уди­ви­тель­ная точ­ность, об­раз­ность, му­д­рая сдер­жан­ность ин­то­на­ции, су­ро­вая са­мо­сто­я­тель­ность мыс­ли. Уди­ви­тель­на од­на за­пись Ка­пи­е­ва: «Да, брат, я знаю Шек­с­пи­ра, я люб­лю Чай­ков­ско­го, я чи­тал всех ми­ро­вых клас­си­ков, от Фло­бе­ра до Уол­та Уит­ме­на, я изу­чал за­ко­ны фи­зи­ки, эле­к­т­ри­че­ст­во, лю­бил рус­ских пей­за­жи­с­тов, по­мню и зна­ком с фи­ло­со­фи­ей, мо­гу про­честь япон­ские пя­ти­сти­шия, вос­точ­ные прит­чи, Ома­ра Ха­я­ма, Са­а­ди, – о лю­ди, как я хо­ро­шо чув­ст­вую ли­ри­ку и ки­но, му­зы­ку и скульп­ту­ру.

Но к че­му всё это? Ко­му ин­те­рес­но – знаю я или не знаю, чув­ст­вую или не чув­ст­вую? Ни­ка­ко­го пра­ва рас­счи­ты­вать на луч­шую участь, чем дру­гой ря­до­вой, я не имею и не мо­гу. На­обо­рот, раз я всё это уз­нал и по­чув­ст­во­вал, зна­чит, я боль­ше жил и по­стиг в жиз­ни, чем этот ря­до­вой сын при­ро­ды, ни­че­го это­го не зна­ю­щий и чув­ст­ву­ю­щий.

Итак, в бой!»

Та­ким был Эф­фен­ди Ка­пи­ев. Он зор­ко ви­дел связь про­шло­го с на­сто­я­щим и за­ме­ча­тель­но умел это вы­ра­зить язы­ком по­эзии.


Магомед АХМЕДОВ,
г. МАХАЧКАЛА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования