Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 17.06.2011

Без отборного мата

 Прозаик Дмитрий Орехов, несколько лет назад выпустивший книгу «Будда из Бенареса», подвизался на ниве драматургии, и вполне удачно. Его пьесы идут в питерском театре. Недавно спектакль по его пьесе получил «Гран-при» на V Пасхальном театральном фестивале. В своём интервью Дмитрий рассказал о том, что церковь и театр совсем не враги и их объединяет священнодействие, и пообещал, что его романы ещё впереди.

 

Дмитрий ОРЕХОВ – журналист, драматург, писатель.  Автор романа «Будда из Бенареса», книг  «Серебряный колокол», «Русские святые и  подвижники XX столетия», «Подвиг царской семьи»,  «Святые иконы России» и др. Живёт в Санкт-Петербурге.
Дмитрий ОРЕХОВ – журналист, драматург, писатель.
Автор романа «Будда из Бенареса», книг
«Серебряный колокол», «Русские святые и
подвижники XX столетия», «Подвиг царской семьи»,
«Святые иконы России» и др. Живёт в Санкт-Петербурге.

– Дми­т­рий, в Пе­тер­бур­ге не­дав­но за­вер­шил­ся V Па­с­халь­ный те­а­т­раль­ный фе­с­ти­валь, и спек­такль по тво­ей пье­се «Сви­де­тель» по­лу­чил там «Гран-при», «луч­шую муж­скую роль» и «луч­шую пье­су». По­з­д­рав­ля­ю те­бя с этим! Рас­ска­жи, за счёт че­го, на твой взгляд, пье­са так удач­но «вы­ст­ре­ли­ла»?

– На­вер­ное, мне по­вез­ло, что пер­вую же мою пье­су, на­пи­сан­ную для сце­ны, по­ста­ви­ли в пи­тер­ском те­а­т­ре «Стран­ник». Это­му те­а­т­ру все­го не­сколь­ко лет, но он уже был ла­у­ре­а­том «Зо­ло­то­го Ви­тя­зя». «Стран­ник» рас­по­ла­га­ет­ся в ис­то­ри­че­с­ком зда­нии, ког­да-то при­над­ле­жав­шем Но­во­де­ви­чь­ей оби­те­ли – там бы­ли мо­на­с­тыр­ские ма­с­тер­ские. Это, ко­неч­но, ко мно­го­му обя­зы­ва­ет, но те­атр справ­ля­ет­ся: по ча­с­ти аб­со­лют­но­го, про­сто фе­е­ри­че­с­ко­го от­сут­ст­вия по­ш­ло­с­ти «Стран­ник», на­вер­ное, со­ста­вит кон­ку­рен­цию да­же Ма­ло­му те­а­т­ру… Что по­мог­ло пье­се «вы­ст­ре­лить»? Од­но­знач­но, ре­жис­су­ра Вла­ди­ми­ра Ува­ро­ва и ак­тёр­ский ан­самбль во гла­ве с засл. арт. Рос­сии Ва­ле­ри­ем Пи­га­е­вым. Кста­ти, в жю­ри фе­с­ти­ва­ля бы­ла Оль­га Шук­ши­на, так вот она осо­бен­но вос­хи­ща­лась ак­тё­ра­ми, за­ня­ты­ми в спек­так­ле.

– Как я по­ни­маю, ты в по­след­нее вре­мя пе­ре­клю­чил­ся на дра­ма­тур­гию. По­че­му, ка­ко­ва бы­ла твоя мо­ти­ва­ция?

– Ес­ли ска­зать, что ли­те­ра­тор и жур­на­лист, дол­гое вре­мя ра­бо­тав­ший над книж­ка­ми по цер­ков­ной те­ма­ти­ке, ушёл в «низ­кий» те­а­т­раль­ный жанр, это про­зву­чит, как буд­то он спил­ся. На са­мом де­ле всё не так про­сто, ведь цер­ковь и те­атр сов­сем не вра­ги. У них один ис­точ­ник: свя­щен­но­дей­ст­вие. Да­же по сво­е­му ус­т­рой­ст­ву цер­ковь и те­атр по­хо­жи. Кста­ти, од­ним из пер­вых рус­ских дра­ма­тур­гов был свя­ти­тель Ди­ми­т­рий Рос­тов­ский, а мно­гие его пье­сы ис­пол­ня­лись мо­на­ха­ми и пис­ца­ми в мо­на­с­ты­ре.

– Ка­кую «сверх­идею» ты пы­та­ешь­ся до­не­с­ти сво­и­ми пье­са­ми?

– Тут я ни­че­го ори­ги­наль­но­го не ска­жу, по­то­му что «сверх­идея» в ли­те­ра­ту­ре (и во­об­ще в ис­кус­ст­ве), по боль­шо­му счё­ту, мо­жет быть толь­ко од­на. Об этом ска­зал Со­лже­ни­цын в сво­ей Но­бе­лев­ской лек­ции. Он ска­зал, что вер­ши­ны трёх де­ре­вь­ев – Ис­ти­ны, До­б­ра, Кра­со­ты – схо­дят­ся где-то на­вер­ху, од­на­ко слиш­ком яв­ные, слиш­ком пря­мые по­рос­ли Ис­ти­ны и До­б­ра ча­с­то бы­ва­ют сруб­ле­ны, и тог­да не­пред­ска­зу­е­мые, не­о­жи­дан­ные по­рос­ли Кра­со­ты вы­пол­ня­ют ра­бо­ту за всех троих.

– Как зри­те­ли встре­ча­ют по­ста­нов­ки? Чув­ст­ву­ешь ли ре­аль­ную от­да­чу от то­го, что ты де­ла­ешь?

– «Сви­де­тель», спек­такль о мо­ло­дом де­ре­вен­ском свя­щен­ни­ке, столк­нув­шем­ся с бан­дой цер­ков­ных во­ров, зри­те­ли встре­ча­ют пре­крас­но. Од­наж­ды в «Стран­ник» за­брёл на­сто­я­щий сель­ский ба­тюш­ка, так он ушёл весь за­пла­кан­ный и ска­зал, что это пье­са про не­го, и что всё это с ним то­же слу­ча­лось… Но ме­ня, ко­неч­но, боль­ше все­го удив­ля­ет, что о спек­так­ле одо­б­ри­тель­но от­зы­ва­ют­ся ате­и­с­ты и са­мая что ни на есть свет­ская пуб­ли­ка. Это, по­жа­луй, са­мое не­о­жи­дан­ное и при­ят­ное.

– А что ска­жешь о та­ком на­прав­ле­нии, как «но­вая дра­ма»? Есть своё мне­ние?

– Рань­ше, в со­вет­ское вре­мя, у нас был соц­ре­а­лизм. Ко­неч­но, ты мог ва­ять и что-то своё, дру­гое, но тог­да у те­бя бы­ло ма­ло шан­сов про­бить­ся. Сей­час уже не нуж­но прав­ди­вых сцен из жиз­ни ли­тей­щи­ков – по­да­вай те­ле­сный низ, чер­ну­ху, бом­жей... «Но­вая дра­ма» вы­ве­ла на сце­ну та­ких ге­ро­ев, ко­то­рые са­ми в те­атр не при­дут ни­ког­да, един­ст­вен­ное по­нят­ное им «ис­кус­ст­во» – ма­тер­щи­на. И ес­ли рань­ше от ав­то­ра тре­бо­ва­ли вер­но­с­ти марк­сист­ским дог­мам, то сей­час тре­бу­ют обос­но­вать пра­во на грех или, на ху­дой ко­нец, при­знать тот не­му­д­рё­ный факт, что че­ло­век – су­ще­ст­во пад­шее. Че­ло­век – ско­ти­на, вот глав­ный мо­тив. И мно­гие мо­ло­дые ав­то­ры, чув­ст­вуя эту «ро­зу ве­т­ров», да­же не пы­та­ют­ся пи­сать о чём-то дру­гом, сра­зу на­чи­на­ют про блуд в ту­а­ле­те. Да и по­жи­лые не от­ста­ют… Вот один гос­по­дин на­пи­сал пье­су про де­тей де­ся­ти-один­над­ца­ти лет, ко­то­рые всё вре­мя го­во­рят о сек­се. И что же? Он уже ла­у­ре­ат пре­стиж­но­го кон­кур­са, ТЮ­Зы его ста­вят… А во­об­ще «но­вая дра­ма» – яв­ле­ние не­од­но­род­ное и не­од­но­знач­ное. Есть, на­при­мер, Ва­си­лий Си­га­рев. Что, пло­хо он пи­шет? За­ме­ча­тель­но он пи­шет.

– А что с про­зой? У те­бя был от­лич­ный ро­ман «Буд­да из Бе­на­ре­са», по­че­му не за­креп­ля­ешь ус­пех?

– Бу­дут ещё ро­ма­ны, бу­дут.

– Сле­дишь ли за со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­рой? Ка­кие ав­то­ры те­бя не ра­зо­ча­ро­вы­ва­ют?

– Не все­гда уда­ёт­ся сле­дить… Но в про­шлом го­ду, на­при­мер, я от­крыл для се­бя моск­ви­ча Эр­га­ли Ге­ра. Его по­весть «Ко­ма» ме­ня по­тряс­ла. Там нет чер­ну­хи, нет ко­кет­ст­ва, нет без­жиз­нен­ной опи­са­тель­но­с­ти… Есть ана­лиз вре­ме­ни, есть от­то­чен­ный рус­ский язык и есть дра­ма­ти­че­с­кое про­из­ве­де­ние, ко­то­рое чи­та­ет­ся на од­ном ды­ха­нии, а ко­нец бьёт на­по­вал. В дан­ном слу­чае, по-мо­е­му, мож­но го­во­рить не толь­ко о боль­шом ма­с­тер­ст­ве и боль­шом та­лан­те (эти ве­щи не так уже ред­ко встре­ча­ют­ся), но и о боль­шом опы­те ду­ши. Имен­но та­кой опыт не­сёт в се­бе и рус­ская клас­си­ка.

– Как оце­ни­ва­ешь на­ше по­ко­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре? Мож­но ли ска­зать: вер­ной до­ро­гой идут то­ва­ри­щи или, на­обо­рот, блуж­да­ют впо­ть­мах?

– Не бе­русь оце­ни­вать. Я за всем по­ко­ле­ни­ем не сле­жу.

– Че­го не хва­та­ет со­вре­мен­ной про­зе, ка­кие те­мы ею обой­де­ны? Не чув­ст­ву­ешь ли убы­ва­ния ре­а­лиз­ма? Что из про­ис­хо­дя­ще­го в лит­про­цес­се те­бя жут­ко раз­дра­жа­ет?

– Лит­про­цесс со все­ми сво­и­ми не­из­беж­ны­ми со­став­ля­ю­щи­ми ме­ня ни­как не раз­дра­жа­ет, как не раз­дра­жа­ет, на­при­мер, ле­до­ход на Не­ве или ве­сен­ний при­лёт гра­чей на гнез­до­вья. Про­цесс – он и есть про­цесс. Ко­неч­но, я мог бы рвать на се­бе во­ло­сы, что тот же Эр­га­ли Гер не по­лу­ча­ет ли­те­ра­тур­ных пре­мий, но за­чем? Здесь я фа­та­лист и ве­рю в ко­неч­ное тор­же­ст­во до­б­ра. Ког­да-ни­будь, мо­жет, че­рез 100 лет, вся ше­лу­ха уй­дёт, а всё на­сто­я­щее – ос­та­нет­ся. Вот мы сей­час бу­дем с то­бой рас­суж­дать об убы­ва­нии ре­а­лиз­ма (и бу­дем по-сво­е­му пра­вы), а в это вре­мя ка­кой-ни­будь Ва­ся в де­рев­не Сы­чи на­пи­шет ге­ни­аль­ный ро­ман, ко­то­рый не бу­дет опуб­ли­ко­ван в «Но­вом ми­ре» и не по­лу­чит «Бу­ке­ра», за­то про­гре­мит в ве­ках.

– Об­ра­ща­ешь ли вни­ма­ние на лит­кри­ти­ку? Есть ли что-то в ней ин­те­рес­но­го?

– Сей­час боль­ше ин­те­ре­су­юсь ста­ть­я­ми о те­а­т­ре, чи­таю Ка­пи­то­ли­ну Кок­ше­нё­ву, Та­ть­я­ну Моск­ви­ну. К со­жа­ле­нию, эти име­на – ско­рее ис­клю­че­ние из пра­ви­ла, ведь на­ша те­а­т­раль­ная кри­ти­ка до­воль­но убо­га и тен­ден­ци­оз­на. Один при­мер. В Моск­ве есть «Те­атр.doc», где го­во­рят от­бор­ным ма­том и ста­вят да­же не пье­сы, а ка­кие-то фраг­мен­ты, спи­сан­ные с ин­тер­нет-фо­ру­мов. Был слу­чай, ког­да кто-то там да­же мо­чил­ся на сце­не… И вот мос­ков­ских кри­ти­ков, пред­став­ля­ю­щих ре­гу­ляр­ные из­да­ния, спро­си­ли о са­мых мар­ги­наль­ных те­а­т­рах сто­ли­цы. Сем­над­цать кри­ти­ков из во­сем­над­ца­ти, как по ко­ман­де, оха­рак­те­ри­зо­ва­ли «Те­атр.doc» как «нор­маль­ный», а в мар­ги­на­лы был за­пи­сан… До­ро­нин­ский МХАТ име­ни Горь­ко­го! По-мо­е­му, даль­ше уже ехать не­ку­да… Кста­ти, один пи­тер­ский кри­тик уве­рял ме­ня, что го­во­рить о не­при­лич­но­с­ти со­вре­мен­ной сце­ны не при­хо­дит­ся, по­то­му что, мол, «вся клас­си­ка не­при­лич­на». В при­мер он при­во­дил «Сон в лет­нюю ночь» Шек­с­пи­ра, где, по его сло­вам, про­ис­хо­дит… со­во­куп­ле­ние жен­щи­ны с ос­лом. Я по­том ду­мал: в чём тут де­ло? Ведь че­ло­век, вро­де, не са­мый глу­пый, те­а­т­ро­вед, пре­по­да­ва­тель, всю жизнь пи­шет в га­зе­тах, пре­мию да­же ка­кую-то уч­ре­дил… На­вер­ное, и Шек­с­пи­ра что-то чи­тал. По­че­му же он это го­во­рит? Что это – по­мут­не­ние? Не­ком­пе­тент­ность? Ду­маю, в пер­вую оче­редь здесь при­сут­ст­ву­ет стрем­ле­ние не вы­би­вать­ся, со­от­вет­ст­во­вать ма­ги­с­т­раль­но­му на­прав­ле­нию, а уж вы­дать бе­лое за чёр­ное и чёр­ное за зе­лё­ное для те­а­т­раль­но­го кри­ти­ка – де­ло тех­ни­ки.

– Этот во­прос я обыч­но кри­ти­кам за­даю, но и у те­бя спро­шу: ес­ли ра­зо­ча­ру­ешь­ся в про­фес­сии, чем зай­мёшь­ся?

– Вот я ска­жу сей­час, что по­ду­мы­ваю о ка­рь­е­ре лес­ни­ка, и ты пер­вый ули­чишь ме­ня, что рань­ше я по-дру­го­му го­во­рил. Дей­ст­ви­тель­но, в ин­тер­вью За­ха­ру При­ле­пи­ну я ска­зал, что хо­тел бы ка­тать на ка­ру­се­лях де­тей. Но де­ло в том, что тог­да я жил хо­ло­с­тя­ком. А сей­час си­ту­а­ция из­ме­ни­лась в кор­не, и ка­ру­сель уже у ме­ня до­ма…

 

 

 

 

 

 

 

 


Беседу вёл Андрей РУДАЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования