Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 01.07.2011

Так говорил Буратино

Но­вая кни­га Вик­то­ра Пе­ле­ви­на бьёт все ре­кор­ды по от­зы­вам в прес­се. Толь­ко на стра­ни­цах на­шей га­зе­ты о ней пи­са­ли Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко, Сер­гей Шар­гу­нов, Ро­ман Сен­чин, Алек­сей Та­та­ри­нов, Ва­ле­рий Оку­лов. Се­го­дня своё, как все­гда, не­о­жи­дан­ное мне­ние об «Ана­нас­ной во­де для пре­крас­ной да­мы» вы­ска­зы­ва­ет ни­же­го­род­ский кри­тик Алек­сей Ко­ро­ваш­ко.

 

Ког­да-то Ман­дель­ш­там меч­тал о том, что­бы «толь­ко дет­ские кни­ги чи­тать, толь­ко дет­ские ду­мы ле­ле­ять». Те же са­мые мыс­ли, как вы­яс­ни­лось, по­сто­ян­но при­хо­дят в го­ло­ву Вик­то­ру Оле­го­ви­чу Пе­ле­ви­ну. Но, в от­ли­чие от Оси­па Эми­ль­е­ви­ча, тём­ный принц оте­че­ст­вен­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной про­зы не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся про­стым при­об­ще­ни­ем к со­кро­ви­щам дет­ской ли­те­ра­ту­ры, а сме­ло вос­про­из­во­дит про­чи­тан­ное в соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Яр­ким при­ме­ром дей­ст­вия этих со­об­ща­ю­щих­ся книж­ных «со­су­дов» яв­ля­ет­ся по­след­ний сбор­ник Пе­ле­ви­на – «Ана­нас­ная во­да для пре­крас­ной да­мы».

На­при­мер, текст, на­зы­ва­ю­щий­ся «Опе­ра­ция «Burning Bush», мож­но счи­тать пло­дом люб­ви Пе­ле­ви­на к юмо­ри­с­ти­че­с­кой по­ве­с­ти Ан­д­рея Не­кра­со­ва «При­клю­че­ния ка­пи­та­на Врун­ге­ля». На­пом­ним, что в од­ном из её эпи­зо­дов зна­ме­ни­тый вла­де­лец ях­ты «Бе­да» был вы­нуж­ден при­ни­мать сиг­нал бед­ст­вия с то­ну­ще­го нор­веж­ско­го суд­на, во­тк­нув ан­тен­ну пря­мо в дуп­ло сво­е­го боль­но­го зу­ба. И хо­тя с про­слу­ши­ва­ни­ем му­зы­каль­ных ра­дио­пе­ре­дач воз­ник­ли при этом се­рь­ёз­ные про­бле­мы, вос­при­я­тие аз­бу­ки Мор­зе толь­ко улуч­ши­лось: «точ­ка – коль­нёт не­за­мет­но, как бу­ла­воч­кой, а уж ти­ре – точ­но кто шу­руп ту­да за­кру­чи­ва­ет. И ни­ка­ко­го уси­ли­те­ля не нуж­но, и ни­ка­кой на­ст­рой­ки – боль­ной зуб с дуп­лом и без то­го об­ла­да­ет вы­со­кой чув­ст­ви­тель­но­с­тью. Тер­петь труд­но, ко­неч­но, но что по­де­ла­ешь: в та­ком по­ло­же­нии при­хо­дит­ся жерт­во­вать со­бой. И, по­ве­ри­те ли, так всю пе­ре­да­чу до кон­ца на зуб и при­нял. За­пи­сал, ра­зо­брал, пе­ре­вёл».

В «Опе­ра­ции «Burning Bush» ден­таль­ная ра­дио­связь под­ня­лась уже на бо­лее вы­со­кую сту­пень. Это­му про­грес­су спо­соб­ст­во­ва­ла ис­то­рия, слу­чив­ша­я­ся в эпо­ху за­ка­та СССР. Имен­но тог­да «мос­ков­ские пси­хи­а­т­ры ста­ли по­лу­чать от не­ко­то­рых граж­дан жа­ло­бы на раз­да­ю­щи­е­ся в их го­ло­ве го­ло­са», ко­то­рые «со­об­ща­ли о про­ис­хо­дя­щем в ми­ре, ино­гда пе­ли, ино­гда по­но­си­ли ис­то­рию Оте­че­ст­ва, а ино­гда, при­чмо­ки­вая <при­вет Его­ру Ти­му­ро­ви­чу! – А.К.>, рас­ска­зы­ва­ли о чу­де­сах жи­во­тво­ря­ще­го рын­ка». В ито­ге вы­яс­ни­лось, что все па­ци­ен­ты «не­за­дол­го до по­яв­ле­ния го­ло­сов <…> об­ра­ща­лись в од­ну и ту же экс­пе­ри­мен­таль­ную зуб­ную кли­ни­ку, где им по­ста­ви­ли плом­бы из но­во­го би­ме­тал­ли­че­с­ко­го спла­ва». Бла­го­да­ря это­му стран­но­му сов­па­де­нию «бы­ло сде­ла­но от­кры­тие, что зуб­ная плом­ба оп­ре­де­лён­ной фор­мы, из­го­тов­лен­ная из би­ме­тал­ли­че­с­кой пла­с­тин­ки, спо­соб­на ра­бо­тать как ра­дио­при­ём­ник, ис­поль­зуя кро­хот­ные раз­но­сти по­тен­ци­а­лов, на­кап­ли­ва­ю­щи­е­ся в по­ло­с­ти зу­ба».

Та­ким от­кры­ти­ем, ра­зу­ме­ет­ся, не мог­ли не за­ин­те­ре­со­вать­ся пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ских спец­служб. В под­вла­ст­ных им ла­бо­ра­то­ри­ях бы­ла со­зда­на плом­ба, «ко­то­рая не толь­ко при­ни­ма­ла сиг­нал и пре­об­ра­зо­вы­ва­ла его в зву­ко­вую вол­ну, по­сту­па­ю­щую в ви­соч­ную кость», но и «пре­вра­ща­ла речь в эле­к­т­ро­маг­нит­ный им­пульс, из­лу­ча­е­мый за­тем в про­ст­ран­ст­во». Од­ну из раз­но­вид­но­с­тей это­го при­ни­ма­ю­ще-пе­ре­да­ю­ще­го ус­т­рой­ст­ва уда­лось тай­но по­ме­с­тить в верх­ний ле­вый ше­с­той зуб Джор­д­жа Бу­ша-млад­ше­го. Глав­ный ге­рой пе­ле­вин­ской по­ве­с­ти, Се­мён Ле­ви­тан, как раз и дол­жен пе­ри­о­ди­че­с­ки вы­хо­дить с ним на связь, что­бы от ли­ца Бо­га да­вать пре­зи­ден­ту США пра­виль­ные ге­о­по­ли­ти­че­с­кие со­ве­ты.

Еди­нож­ды «осед­лав» вол­ну сво­ей па­мя­ти, Пе­ле­вин про­дол­жа­ет сколь­зить по раз­но­цвет­ной по­верх­но­с­ти дет­ских впе­чат­ле­ний. По­это­му пер­вое под­со­е­ди­не­ние Се­мё­на Ле­ви­та­на к ли­нии «меж­зуб­ной» свя­зи фак­ти­че­с­ки дуб­ли­ру­ет «ме­ди­у­ми­че­с­кий» раз­го­вор Бу­ра­ти­но с Ка­ра­ба­сом Ба­ра­ба­сом в хар­чев­не «Три пе­с­ка­ря». Ле­ви­тан, ещё не зна­ю­щий ни о пред­сто­я­щей опе­ра­ции «Burning Bush», ни о том, что в не­го «вмон­ти­ро­ва­на» тай­ная плом­ба, не­о­жи­дан­но слы­шит вну­т­ри сво­ей го­ло­вы «за­мо­гиль­ный го­лос», ко­то­рый спра­ши­ва­ет, го­тов ли он к «рас­пла­те». Ес­те­ст­вен­но, от это­го ему ста­но­вит­ся «не­пе­ре­да­ва­е­мо жут­ко»: «Кто ты? – спро­сил я, ог­ля­ды­ва­ясь. – Ты ос­кор­бил мой дух, – ска­зал го­лос. – И те­перь я бу­ду те­бе мстить, у-у-у-у… <…> Кто ты? – спро­сил я с тре­пе­том. – Я дух дик­то­ра Ле­ви­та­на, – от­ве­тил го­лос. <…> – Я… Я очень рад, – ска­зал я рас­те­рян­но. – Для ме­ня это боль­шая честь. Я мно­го вре­ме­ни по­свя­тил изу­че­нию ва­ше­го на­сле­дия, Юрий Бо­ри­со­вич. А в дет­ст­ве да­же от­ра­ба­ты­вал дик­цию, стоя на го­ло­ве – про­чёл, что так де­ла­ли вы… – Ты из­де­вал­ся над мо­ей свет­лой па­мя­тью с са­мо­го дет­ст­ва, ё…ая сви­нья. <…> – Я не из­де­вал­ся  <…>. Я под­ра­жал. И де­лал это с боль­шим ува­же­ни­ем. А вы, из­ви­ня­юсь, ни­ка­кой не Ле­ви­тан. – По­че­му ты так счи­та­ешь, ни­чтож­ный червь? – спро­сил го­лос и опять за­выл. <…> – По­то­му, что Ле­ви­тан ни­ког­да не ска­зал бы «ё…ая сви­нья» <…>. Он был вос­пи­тан­ный че­ло­век с хо­ро­ши­ми ге­на­ми, и ни­ког­да не упо­тре­бил бы по­доб­ных слов, да­же ес­ли бы дей­ст­ви­тель­но про ме­ня так ду­мал. – Что ты мо­жешь знать о ве­ли­ком Ле­ви­та­не, убо­гий, – про­выл го­лос» (при­над­ле­жав­ший, как поч­ти тут же вы­яс­ня­ет­ся, ге­не­ра­лу Шмы­ге – ку­ра­то­ру и раз­ра­бот­чи­ку опе­ра­ции «Burning Bush»).

Ну, а бед­ный Ка­ра­бас Ба­ра­бас вы­нуж­ден вы­слу­ши­вать не­что по­доб­ное из уст Бу­ра­ти­но, ве­ща­ю­ще­го «за­вы­ва­ю­щим го­ло­сом» из глу­би­ны гли­ня­но­го кув­ши­на: «От­крой тай­ну, не­сча­ст­ный, от­крой тай­ну! – Ка­ра­бас Ба­ра­бас от не­о­жи­дан­но­с­ти щёлк­нул че­лю­с­тя­ми <и тут не обо­шлось без ден­таль­ной те­ма­ти­ки! – А.К.> и вы­пу­чил­ся на Ду­ре­ма­ра. – Это ты? – Нет, это не я… – Кто же ска­зал, что­бы я от­крыл тай­ну? – Ду­ре­мар был су­е­ве­рен; кро­ме то­го, он то­же вы­пил мно­го ви­на. Ли­цо у не­го по­си­не­ло и смор­щи­лось от стра­ха, как гриб-смор­чок. Гля­дя на не­го, и Ка­ра­бас Ба­ра­бас за­сту­чал зу­ба­ми <то­же, ве­ро­ят­но, плом­би­ро­ван­ны­ми. – А.К.>. – От­крой тай­ну, – опять за­выл та­ин­ст­вен­ный го­лос из глу­би­ны кув­ши­на, – ина­че не сой­дёшь с это­го сту­ла, не­сча­ст­ный! – Ка­ра­бас Ба­ра­бас по­пы­тал­ся вско­чить, но не мог да­же и при­под­нять­ся. – Как-ка-ка­кую та-та-тай­ну? – спро­сил он, за­ика­ясь. – От ужа­са Ду­ре­мар мед­лен­но по­лез под стол. У Ка­ра­ба­са Ба­ра­ба­са от­ва­ли­лась че­люсть. – Где на­хо­дит­ся дверь, где на­хо­дит­ся дверь? – буд­то ве­тер в тру­бе в осен­нюю ночь, про­выл го­лос…». Ин­те­рес­но, что срав­не­ние со зву­ка­ми, раз­да­ю­щи­ми­ся не­на­ст­ной по­рой в ды­мо­хо­дах и вы­тяж­ках, ис­поль­зу­ет­ся и при опи­са­нии пер­вич­ной ре­ак­ции Се­мё­на Ле­ви­та­на на сло­ва та­ин­ст­вен­но­го вну­т­рен­не­го со­бе­сед­ни­ка: «…ког­да го­лос за­выл в мо­ей го­ло­ве, это бы­ло… Да­же не знаю, как пе­ре­дать. Как буд­то бри­га­да зэ­ков, ко­то­рая стро­и­ла мою одес­скую квар­ти­ру, вдруг вос­крес­ла, про­ло­жи­ла ин­фер­наль­ный ды­мо­ход меж­ду мо­им но­сом и ухом – и в нём за­гу­дел стра­даль­че­с­кий ве­тер ада».

Ху­до­же­ст­вен­ный ме­тод Пе­ле­ви­на, ре­а­ли­зо­ван­ный в «Ана­нас­ной во­де для пре­крас­ной да­мы», нель­зя вме­с­те с тем сво­дить лишь к сю­жет­но­му и об­раз­но­му «ин­фан­ти­лиз­му»: со­зна­тель­но­му или бес­соз­на­тель­но­му вос­кре­ше­нию бест­сел­ле­ров со­вет­ско­го дет­ст­ва. В но­вом сбор­ни­ке Пе­ле­ви­на про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать что-то вро­де би­о­ге­не­ти­че­с­ко­го за­ко­на Гек­ке­ля, под­ра­зу­ме­ва­ю­ще­го бы­с­т­рое и крат­кое по­вто­ре­ние фи­ло­ге­не­за в он­то­ге­не­зе. Ины­ми сло­ва­ми, раз­ви­ва­ясь от гла­вы к гла­ве, «Ана­нас­ная во­да для пре­крас­ной да­мы» по­вто­ря­ет те ли­те­ра­тур­но-иде­о­ло­ги­че­с­кие фор­мы, ко­то­рые ус­ва­и­ва­лись её из­го­то­ви­те­лем на про­тя­же­нии все­го жиз­нен­но­го пу­ти.

Так, «Со­вет­ский рек­ви­ем», об­ра­зу­ю­щий смыс­ло­вое яд­ро по­ве­с­ти «Зе­нит­ные ко­дек­сы Аль-Эфе­с­би», са­лю­ту­ет рас­ска­зу Бор­хе­са «Deutsches Requiem» и од­но­вре­мен­но пре­под­но­сит в ху­до­же­ст­вен­ной упа­ков­ке не­ко­то­рые клю­че­вые по­ло­же­ния «До­к­т­ри­ны шо­ка» На­оми Кляйн. Что­бы убе­дить­ся в этом, об­ра­тим­ся для на­ча­ла к ха­рак­те­ри­с­ти­ке со­вет­ско­го про­ек­та в тек­с­те Пе­ле­ви­на: «Весь двад­ца­тый век мы, рус­ские ду­ра­ки, бы­ли ге­не­ра­то­ром, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щим сча­с­тье за­пад­но­го ми­ра. Мы про­из­во­ди­ли его из сво­е­го го­ря. Мы бы­ли га­лер­ны­ми ра­ба­ми, ко­то­рые, си­дя в пе­ре­пол­нен­ном трю­ме, дви­га­ли мир в сол­неч­ное ут­ро, уми­рая в тем­но­те и во­ни <по­след­ним че­ло­ве­ком, по­ль­стив­шим­ся на та­кую не­бла­го­дар­ную ра­бо­ту, был ны­неш­ний пре­мьер-ми­нистр РФ. – А.К.>… Со­вет­ская власть кля­лась ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка из раб­ст­ва у зо­ло­то­го тель­ца – и сде­ла­ла это. Толь­ко она ос­во­бо­ди­ла не рус­ско­го че­ло­ве­ка <…>, а за­пад­но­го, ко­то­ро­го ка­пи­тал был вы­нуж­ден при­карм­ли­вать весь двад­ца­тый век, сле­дя за тем, что­бы ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­кий рай был фо­то­ге­нич­нее со­вет­ско­го чи­с­ти­ли­ща».

А те­перь, ос­та­вив на со­ве­с­ти ре­дак­то­ра кни­ги не­по­ни­ма­ние раз­ни­цы меж­ду «адом» и «ра­ем», про­ци­ти­ру­ем со­от­вет­ст­ву­ю­щие рас­суж­де­ния ка­над­ской жур­на­ли­ст­ки: «Ког­да хо­лод­ная вой­на бы­ла в пол­ном раз­га­ре и Со­вет­ский Со­юз со­хра­нял дее­спо­соб­ность, лю­ди по все­му ми­ру мог­ли вы­би­рать (хо­тя бы те­о­ре­ти­че­с­ки), ка­кую иде­о­ло­гию они хо­тят се­бе «ку­пить»: су­ще­ст­во­ва­ло два по­лю­са и бо­га­тое про­ст­ран­ст­во воз­мож­но­с­тей меж­ду ни­ми. Это оз­на­ча­ло, что ка­пи­та­лиз­му при­хо­ди­лось бо­роть­ся за по­тре­би­те­лей, ис­кать нуж­ные сти­му­лы и вы­пу­с­кать хо­ро­шую про­дук­цию <…>. Фак­ти­че­с­ки все до­сти­же­ния ка­пи­та­лиз­ма к се­ре­ди­не ве­ка (Сакс это на­зы­ва­ет «нор­маль­ным» ка­пи­та­лиз­мом): за­щи­та прав тру­дя­щих­ся, пен­сии, го­су­дар­ст­вен­ное здра­во­о­хра­не­ние, под­держ­ка бед­ней­ших граж­дан в Се­вер­ной Аме­ри­ке – всё это по­ро­ди­ла та же са­мая праг­ма­ти­че­с­кая по­треб­ность ид­ти на зна­чи­тель­ные ус­туп­ки пе­ред ли­цом силь­но­го ле­во­го дви­же­ния».

На во­прос о том, чем обер­ну­лось кру­ше­ние Со­вет­ско­го Со­ю­за для че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом, Пе­ле­вин и Кляйн то­же от­ве­ча­ют прак­ти­че­с­ки в уни­сон. Раз­ни­ца за­клю­ча­ет­ся ис­клю­чи­тель­но в «ко­эф­фи­ци­ен­те» ме­та­фо­рич­но­с­ти. У Пе­ле­ви­на он, по­нят­ное де­ло, до­ста­точ­но ве­лик: «…уже вид­но, ку­да по­во­ра­чи­ва­ет мир. Сна­ча­ла Ев­ро­па, по­том Аме­ри­ка – меж­ду­на­род­ным рос­тов­щи­кам боль­ше не по кар­ма­ну вас кор­мить, дву­но­гие бло­хи. <…> Со­вет­ские ра­бы не ста­нут уми­рать в сво­их руд­ни­ках и око­пах, что­бы сде­лать ваш мир чуть уют­ней. Ско­ро, очень ско­ро над ва­ми на­вис­нет сле­пой червь ка­пи­та­ла, смрад­ный гос­по­дин ва­ше­го ми­ра, от ко­то­ро­го мы, оп­лё­ван­ные и обо­лган­ные ду­ра­ки, за­щи­ща­ли вас весь двад­ца­тый век. <…> Нас ждёт но­вый тём­ный век, в ко­то­ром не бу­дет да­же дву­смыс­лен­но­го хри­с­ти­ан­ско­го Бо­га – а толь­ко скры­тые в чёр­ных во­дах транс­на­ци­о­наль­ные ков­че­ги, еже­днев­но рас­чё­сы­ва­ю­щие сво­и­ми ме­ди­а­щу­паль­ца­ми всю сквер­ну в лю­дях, что­бы обе­зо­па­сить свою власть». А у Кляйн по­след­ст­вия рас­па­да СССР опи­са­ны в рам­ках тех дис­кур­сив­ных пра­вил, ко­то­рые при­ня­ты в со­ци­о­ло­ги­че­с­ких трак­та­тах и эко­но­ми­че­с­ких ис­сле­до­ва­ни­ях: «…в но­вых ус­ло­ви­ях ка­пи­та­лизм вне­зап­но по­лу­чил сво­бо­ду об­ре­с­ти свою са­мую ди­кую фор­му, и не толь­ко в Рос­сии, но и по все­му ми­ру. С па­де­ни­ем Со­ве­тов сво­бод­ный ры­нок об­рёл пол­ную мо­но­по­лию, а это оз­на­ча­ло, что с «по­ме­ха­ми», ко­то­рые на­ру­ша­ли его со­вер­шен­ное рав­но­ве­сие, мож­но бы­ло боль­ше не счи­тать­ся. <…> Нор­маль­ные ев­ро­пей­ские стра­ны (с мощ­ной си­с­те­мой со­ци­аль­ной за­щи­ты и ох­ра­ны тру­да, с силь­ны­ми проф­со­ю­за­ми и об­ще­ст­вен­ной си­с­те­мой здра­во­о­хра­не­ния) воз­ник­ли в ре­зуль­та­те ком­про­мис­са меж­ду ком­му­низ­мом и ка­пи­та­лиз­мом. Те­перь же нуж­да в ком­про­мис­сах от­па­ла, и все эти смяг­ча­ю­щие ка­пи­та­лизм со­ци­аль­ные ме­ры ока­за­лись под уг­ро­зой в За­пад­ной Ев­ро­пе, как они сто­я­ли под уг­ро­зой в Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии и США. <…> По сво­ей су­ти та­кое ос­во­бож­де­ние от всех ог­ра­ни­че­ний и есть эко­но­ми­ка чи­каг­ской шко­лы (ко­то­рую так­же на­зы­ва­ют не­о­ли­бе­ра­лиз­мом, а в США – не­о­кон­сер­ва­тиз­мом): это не ка­кое-то но­вое изо­б­ре­те­ние, но ка­пи­та­лизм, ли­шён­ный кейн­си­ан­ских ат­ри­бу­тов, ка­пи­та­лизм в мо­но­по­ли­с­ти­че­с­кой ста­дии, си­с­те­ма, ко­то­рая са­ма се­бя ос­во­бо­ди­ла, – и те­перь ей не нуж­но бо­роть­ся за по­тре­би­те­лей, она впра­ве быть ан­ти­со­ци­аль­ной, ан­ти­де­мо­кра­ти­че­с­кой и хам­ской, ес­ли то­го по­же­ла­ет».

К со­жа­ле­нию, ха­рак­те­ри­с­ти­ка эта впол­не при­ме­ни­ма и к твор­че­ст­ву Пе­ле­ви­на. Ведь и ему, на­до при­знать, уже дав­ным-дав­но не нуж­но бо­роть­ся за по­тре­би­те­лей: чи­та­тель ес­ли и не ку­пит его но­вую кни­гу, то уж ска­ча­ет её на­вер­ня­ка. Пре­крас­но по­ни­мая та­кое по­ло­же­ние дел, Пе­ле­вин ощу­ща­ет пол­ное пра­во быть и по­вто­ря­ю­щим­ся, и пред­ска­зу­е­мым, и впа­да­ю­щим в дет­ст­во. Тем бо­лее что ус­ло­ви­ям кон­трак­та с «ЭКС­МО» это, ви­ди­мо, не про­ти­во­ре­чит.


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования