Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 01.07.2011

Совсем из ума выжили

 Разъяснения Игоря Панина

 

Новая книга поэта Игоря Панина называется загадочно и мрачно – «Мёртвая вода». Под чёрной обложкой с крылом бабочки – горькая и отчаянная лирика, стихи человека, не верящего в благополучный исход. Панин – одиночка. За годы литературной деятельности он умудрился не примкнуть ни к одному из писательских кланов. На современную литературу и современную жизнь смотрит весьма скептически. Наверно, это ему мешает. Но зато он смог сохранить очень важное для поэта качество – независимость.

 

Игорь ПАНИН
Игорь ПАНИН

– Это пер­вая ва­ша кни­га?

– Чет­вёр­тая. Пер­вые две бы­ли из­да­ны ещё в Гру­зии, где я жил до 1998 го­да. По­том вы­шла не­боль­шая книж­ка уже в Моск­ве. И так слу­чи­лось, что в 2000-м я пе­ре­стал пи­сать, мол­чал не­сколь­ко лет, из­да­вать бы­ло не­че­го. А в 2006-м опять по­ти­хонь­ку на­чал со­чи­нять.

– Чем вы за­ни­ма­лись все эти го­ды?

– Мно­го чем. Я хо­тел за­ни­мать­ся толь­ко ли­те­ра­ту­рой, а при­хо­ди­лось за­ра­ба­ты­вать ка­ки­ми-то дру­ги­ми де­ла­ми. По­уча­ст­во­вал в по­ли­ти­ке, был по­мощ­ни­ком де­пу­та­та Гос­ду­мы. В биз­не­се кру­тил­ся ка­кой-то пе­ри­од. Ра­бо­тал вы­пу­с­ка­ю­щим ре­дак­то­ром в ин­фор­ма­гент­ст­ве. Вот то­же вро­де бы жур­на­ли­с­ти­ка, поч­ти ли­те­ра­ту­ра. Но су­гу­бо при­клад­ная, ути­ли­тар­ная. И в то же вре­мя я ус­пе­вал пуб­ли­ко­вать­ся в са­мых раз­ных из­да­ни­ях – на­чи­ная от «МК» и за­кан­чи­вая га­зе­той «За­в­т­ра». А ещё был ох­ран­ни­ком, вы­ши­ба­лой в иг­ро­вом клу­бе… Би­о­гра­фия за­ме­ча­тель­ная, на плу­тов­ской ро­ман по­тя­нет…

– Ме­ня уди­ви­ло, что вы вы­кла­ды­ва­е­те сти­хи не толь­ко в сво­ём ЖЖ, но и на сай­тах ти­па сти­хи.ру, у ко­то­рых от­кро­вен­но гра­фо­ман­ская ре­пу­та­ция. Не­ко­то­рые вы­ра­жа­ют­ся да­же рез­че: по­мой­ка.

– Ес­ли че­ло­век хо­чет по­пасть в ли­те­ра­ту­ру в об­ход лит­чи­нов­ни­ков, ему пря­мая до­ро­га на та­кие сай­ты. Ау­ди­то­рия там ог­ром­ная. И ка­кая, по су­ти, раз­ни­ца: по­мой­ка, не по­мой­ка… А кто чи­та­ет книж­ки? Сплошь ин­тел­лек­ту­а­лы? Ес­ли ты дей­ст­ви­тель­но что-то из се­бя пред­став­ля­ешь, то ра­но или по­зд­но на те­бя об­ра­тят вни­ма­ние, не за­те­ря­ешь­ся сре­ди ты­сяч гра­фо­ма­нов. К то­му же, там не­ма­ло дей­ст­ви­тель­но хо­ро­ших по­этов, мно­гие из­ве­ст­ные ны­не ав­то­ры вы­шли имен­но из та­ких сай­тов. То­го же Ан­д­рея Ко­ро­ви­на мож­но вспом­нить. Или Бо­ри­са Пан­ки­на. По­кой­ных Иго­ря Алек­се­е­ва и Ва­ле­рия Про­ко­ши­на.

– Да, не­пло­хой спо­соб про­бить­ся в боль­шую ли­те­ра­ту­ру с чёр­но­го хо­да.

– Для ко­го-то – на­вер­но, но я же не тор­чу там по­сто­ян­но, раз­ме­с­тил но­вый сти­шок, вот он и ви­сит, де­лов-то. Про­би­вать­ся не ви­жу смыс­ла. Пе­ча­та­юсь ма­ло, вы­сту­паю ред­ко. Ког­да зо­вут, иду, ко­неч­но, но что­бы я при­ла­гал ка­кие-то уси­лия, – та­ко­го нет. Ког­да Ев­ге­ний Сте­па­нов опуб­ли­ко­вал ста­тью с на­ез­дом на Ан­д­рея Ва­си­лев­ско­го и пе­ре­чис­лил от­лич­ных – с его точ­ки зре­ния – по­этов, ко­то­рых не пе­ча­та­ют в «Но­вом ми­ре», мне (как упо­мя­ну­то­му) бы­ло не­множ­ко не­лов­ко, по­то­му что я в этот жур­нал не по­сы­лал ни­ког­да сти­хов. И в «Зна­мя» не по­сы­лал. У них про­сто не бы­ло воз­мож­но­с­ти ме­ня от­верг­нуть. Кро­ме то­го, я че­ло­век ра­ди­каль­ный по сво­им взгля­дам, что не очень-то при­вет­ст­ву­ет­ся в ли­те­ра­тур­ных кру­гах. Хо­тя по мо­им сти­хам это не слиш­ком за­мет­но, но взгля­ды у ме­ня пра­вые, ан­ти­ли­бе­раль­ные, я их ни­ког­да не скры­вал.

– При этом вы пе­ча­та­е­тесь в «Кон­ти­нен­те», в «Не­ве», в «Друж­бе на­ро­дов». Жур­на­лах сов­сем не пра­вых, а на­обо­рот, ли­бе­раль­ных. Нель­зя ведь ска­зать, что вы го­ни­мы или на­хо­ди­тесь в чёр­ных спи­с­ках?

– Так ска­зать нель­зя, хо­тя от­но­ше­ние весь­ма на­сто­ро­жен­ное из-за мо­ей пуб­ли­ци­с­ти­ки. Но ещё боль­ше не лю­бят ме­ня па­т­ри­о­ты. Сто­и­ло мне как-то рас­кри­ти­ко­вать гра­фо­ман­ский сбор­ник под на­зва­ни­ем «Рус­ские», ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ис­тин­но­му па­т­ри­о­тиз­му не име­ю­щий, так сра­зу и на­ча­лось. Ос­кор­б­лён­ные в луч­ших чув­ст­вах пи­и­ты дол­го ру­га­ли ме­ня на сво­их фо­ру­мах, об­суж­да­ли фор­му мо­е­го но­са, ушей, глаз, до­ка­зы­ва­ли моё ев­рей­ское про­ис­хож­де­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, до­ка­за­ли. И это не един­ст­вен­ный при­мер. Так что и с той, и с дру­гой сто­ро­ны близ­ких дру­зей у ме­ня нет. Свой сре­ди чу­жих, чу­жой сре­ди сво­их. Где мой ла­герь, я не знаю, да и нет же­ла­ния к ко­му-ли­бо при­мы­кать.

– Раз­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры по ла­ге­рям ещё ак­ту­аль­но?

– Фор­маль­но оно ос­та­лось. Есть ку­ра­то­ры, куль­тур­тре­ге­ры, стар­шие то­ва­ри­щи, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но про­во­дят этот во­до­раз­дел. Хо­чешь не хо­чешь, но ес­ли ты член Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, а пуб­ли­ку­ешь­ся в ли­бе­раль­ных из­да­ни­ях, на те­бя бу­дут смо­т­реть ко­со. И на­обо­рот. Ес­ли ты ли­бе­рал, де­мо­крат, и вдруг опуб­ли­ку­ешь­ся в «На­шем со­вре­мен­ни­ке», оч­ков те­бе это не при­ба­вит.

– А что вы хо­ти­те? Па­с­ту­хи па­сут своё ста­до…

– Де­ло в том, что ста­до дав­но уже за­пар­ши­ве­ло. Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко пи­сал о по­след­нем съез­де Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии: «Съезд функ­ци­о­не­ров и пен­си­о­не­ров». И это пи­шет Бон­да­рен­ко! Там не бы­ло ни од­но­го де­ле­га­та мо­ло­же ше­с­ти­де­ся­ти лет! Это что, бо­га­дель­ня? Ли­бе­раль­ное кры­ло вы­во­дит на пуб­ли­ку ка­кие-то но­вые име­на, рас­кру­чи­ва­ет их. За­слу­жен­но или не за­слу­жен­но, дру­гой во­прос. Но мо­ло­дёжь там есть, ка­кая-то жизнь идёт. А Со­юз пи­са­те­лей ко­го вы­дви­нул за по­след­ние де­сять лет? Му­со­лят всё те же ста­рые брэн­ды: Юрий Бон­да­рев, Ва­лен­тин Рас­пу­тин… Со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры не зна­ют и знать не хо­тят. Ру­га­ют вот При­ле­пи­на за эро­ти­че­с­кие сце­ны в его ро­ма­нах. Сов­сем из ума вы­жи­ли…

– Па­т­ри­о­ти­че­с­кая иде­о­ло­гия кон­сер­ва­тив­на по сво­ей су­ти. Стран­но бы­ло бы, ес­ли б там шло бур­ное об­нов­ле­ние.

– Ду­маю, что ни­ка­кой иде­о­ло­гии там уже дав­но нет. Лю­бовь к Ро­ди­не в их по­ни­ма­нии оз­на­ча­ет лю­бовь к Ста­ли­ну или к «ве­ли­чай­шей со­вет­ской ци­ви­ли­за­ции» (как лю­бит трын­деть Про­ха­нов). Они не по­ни­ма­ют со­вре­мен­ной си­ту­а­ции. Не мо­гут да­же чёт­ко сфор­му­ли­ро­вать, че­го хо­тят, по­то­му их и все­рьёз-то не вос­при­ни­ма­ют. Я че­ло­век пра­вых убеж­де­ний, но не ви­жу, что­бы у них во­об­ще бы­ли ка­кие-то убеж­де­ния. С лю­бым че­ло­ве­ком из ли­бе­раль­но­го ла­ге­ря мы мо­жем по­го­во­рить, по­спо­рить. А с эти­ми не­воз­мож­но.

– Как вы­шло, что ан­но­та­цию к ва­шей книж­ке на­пи­са­ли Бы­ков, Еме­лин и Шар­гу­нов, лю­ди не­схо­жих взгля­дов?

– Так это и ин­те­рес­но. Бы­ков – ус­лов­ный ли­бе­рал, Еме­лин – ус­лов­ный пра­вый, а Шар­гу­нов где-то меж­ду ни­ми. Ну и хо­ро­шо. Книж­ка-то не по­ли­ти­че­с­кая, это ли­ри­ка. Един­ст­вен­ный по­ли­ти­че­с­кий текст во всей кни­ге – «Ав­ст­ра­лия», за ко­то­рую я был об­ви­нён в экс­тре­миз­ме. В де­ка­б­ре 2008 го­да со­сто­ял­ся пер­вый фе­с­ти­валь рус­ско-ав­ст­ра­лий­ской по­эзии «Ан­ти­по­ды». Бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на ин­тер­нет-кон­фе­рен­ция Моск­ва–Сид­ней. Мы ожи­да­ли уви­деть там ан­г­ло­сак­сов, но, к на­ше­му удив­ле­нию, в за­ле на том кон­це Зем­ли си­де­ли сплошь му­ла­ты, ме­ти­сы, ка­кие-то де­я­те­ли в тюр­ба­нах. За пол­го­да до это­го я за­кон­чил по­эму «Ав­ст­ра­лия», вот ме­ня и при­гла­си­ли, но про­чи­тать её не да­ли. Са­мое смеш­ное, что от­ры­вок из «Ав­ст­ра­лии» за­го­дя пе­ре­ве­ли на ан­г­лий­ский и вклю­чи­ли в дву­языч­ный сбор­ник со сти­ха­ми уча­ст­ни­ков фе­с­ти­ва­ля. А по­том со­чли не­по­лит­кор­рект­ным (я ведь там пи­шу о ги­бе­ли «бе­лой ци­ви­ли­за­ции», о на­ше­ст­вии «но­вых вар­ва­ров», то есть ми­г­ран­тов). Ду­мал, толь­ко с Се­вой Еме­ли­ным та­кие ве­щи про­ис­хо­дят. Ока­зы­ва­ет­ся, не толь­ко. 


Беседовал Ян ШЕНКМАН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования