Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 01.07.2011

Георгий Вайнер. Последний брат

Я дру­жил с бра­ть­я­ми Вай­не­ра­ми в те­че­ние при­мер­но трёх де­сят­ков лет. Прав­да, ре­гу­ляр­но об­ща­ясь, я ни­ког­да не вхо­дил в чис­ло их близ­ких дру­зей. По воз­ра­с­ту, по про­фес­сии и жиз­нен­но­му опы­ту мне все­гда был бли­же Ар­ка­дий. Мы оба за­кон­чи­ли Мос­ков­ский юри­ди­че­с­кий ин­сти­тут. У нас бы­ли об­щие дру­зья, со­уче­ни­ки по ин­сти­ту­ту – бу­ду­щие ру­ко­во­ди­те­ли Мос­ков­ской воз­душ­ной ми­ли­ции – Э.Аб­ра­мов и В.Гер­ш­тейн, Юрий Идаш­кин – зам.глав­но­го ре­дак­то­ра «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»… Ар­ка­дий был на курс мо­ло­же ме­ня, его бра­ту – Ге­ор­гию, Жо­ре, в это вре­мя бы­ло де­сять лет. Па­ру раз в не­де­лю мы с Ар­ка­ди­ем ре­гу­ляр­но встре­ча­лись на тре­ни­ров­ках в сек­ции бок­са, у за­слу­жен­но­го ма­с­те­ра спор­та Ива­на Га­ны­ки­на. За­ме­чу, что осо­бых ус­пе­хов ни у Ар­ка­дия, ни у ме­ня не бы­ло, как, впро­чем, и у всей на­шей ин­сти­тут­ской ко­ман­ды.

Леонид СЛОВИН
Леонид СЛОВИН

По­сле окон­ча­ния ин­сти­ту­та я по рас­пре­де­ле­нию на­дол­го уе­хал из Моск­вы и встре­тил Ар­ка­дия уже лет че­рез пят­над­цать в Цен­т­раль­ном До­ме Ли­те­ра­то­ров (ЦДЛ), где мы оба вхо­ди­ли в При­клю­чен­че­с­кую ко­мис­сию Со­ю­за Пи­са­те­лей СССР, во­круг ко­то­рой тог­да груп­пи­ро­ва­лись все мо­ло­дые ав­то­ры де­тек­ти­вов под пред­се­да­тель­ст­вом из­ве­ст­но­го пи­са­те­ля Ле­о­ни­да Дми­т­ри­е­ви­ча Пла­то­ва. По­том его сме­нил Ар­ка­дий Гри­го­рь­е­вич Ада­мов, пер­вым из со­вет­ских ав­то­ров опуб­ли­ко­вав­ший ро­ман о ми­ли­ции – зна­ме­ни­тое «Де­ло «Пё­с­т­рых». За­се­да­ния про­во­ди­лись ре­гу­ляр­но каж­дый ме­сяц, а ино­гда и ча­ще. Там я впер­вые уви­дел млад­ше­го бра­та Ар­ка­дия Жо­ру – эта­ко­го, как мне по­ка­за­лось тог­да, Пан­та­г­рю­э­ля, круп­но­го кра­сав­ца с со­вер­шен­но дет­ским ли­цом…

За­се­да­ния на­шей ко­мис­сии каж­дый раз плав­но пе­ре­те­ка­ли в то­ва­ри­ще­с­кий ужин и про­дол­жа­лись за сто­ли­ка­ми в «Пё­с­т­ром за­ле» бу­фе­та ЦДЛ, за­кан­чи­ва­ясь пе­ред са­мым его за­кры­ти­ем. В опи­сы­ва­е­мое мною вре­мя все ав­то­ры де­тек­тив­но­го жа­н­ра на­хо­ди­лись меж­ду со­бой в дру­же­с­ких и при­ятель­ских от­но­ше­ни­ях, уча­ст­во­ва­ли сов­ме­ст­но во всех все­со­юз­ных со­ве­ща­ни­ях пи­са­те­лей, пи­шу­щих по про­бле­мам пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, ус­т­ра­и­ва­е­мых пе­ри­о­ди­че­с­ки МВД и Со­ю­зом пи­са­те­лей СССР. Со­ве­ща­ния эти про­хо­ди­ли не в Моск­ве и с боль­шой пом­пой. Ба­ку, Таш­кент, Ки­ши­нёв… Ме­ст­ные ру­ко­во­ди­те­ли ста­ра­лись не уда­рить ли­цом в грязь и уго­дить мос­ков­ско­му на­чаль­ст­ву. Осо­бо ес­ли пред­се­да­тель­ст­во­вал Юрий Чур­ба­нов, зять Ге­не­раль­но­го се­к­ре­та­ря КПСС…

Вне со­ве­ща­ний я встре­чал­ся с бра­ть­я­ми обыч­но по ка­ко­му-ни­будь по­во­ду и не­ча­с­то. Да и со сво­бод­ным вре­ме­нем у нас де­ло об­сто­я­ло по-раз­но­му. Ар­ка­дий уво­лил­ся из ми­ли­ции в фе­в­ра­ле 1968 го­да. Он ушёл в от­став­ку в зва­нии ка­пи­та­на ми­ли­ции и ко вре­ме­ни во­зоб­нов­ле­ния на­ше­го зна­ком­ст­ва был уже че­ло­ве­ком сво­бод­ной про­фес­сии. Что ка­са­ет­ся его долж­но­с­ти, то жур­на­ли­с­ты на­зы­ва­ют её не оди­на­ко­во – «стар­ший сле­до­ва­тель МУ­Ра», «на­чаль­ник след­ст­вен­но­го от­де­ла МУ­Ра», «стар­ший сле­до­ва­тель по важ­ней­шим де­лам МВД». В дей­ст­ви­тель­но­с­ти его по­след­няя долж­ность на­зы­ва­лась «стар­ший сле­до­ва­тель След­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния Ис­пол­ко­ма Мос­гор­со­ве­та». Оба бра­та не ра­бо­та­ли, а я слу­жил опе­ру­пол­но­мо­чен­ным уго­лов­но­го ро­зы­с­ка транс­порт­ной ми­ли­ции на Па­ве­лец­ком вок­за­ле Моск­вы, на­ив­но по­ла­гав­шим, что дол­го в ни­зо­вом под­раз­де­ле­нии не про­дер­жусь, а в дей­ст­ви­тель­но­с­ти ос­тав­шим­ся «на зем­ле» на дол­гих двад­цать лет. Моя служ­ба пред­по­ла­га­ла не­нор­ми­ро­ван­ный ра­бо­чий день, «уси­лен­ный ре­жим» по слу­чаю вся­ко­го ро­да ре­во­лю­ци­он­ных пра­зд­ни­ков, сес­сий, при­ез­дов и отъ­ез­дов пра­ви­тель­ст­вен­но-пар­тий­ных де­ле­га­ций и про­чее-про­чее...

Ар­ка­дий, как и дру­гие пи­са­те­ли, из­ред­ка при­ез­жал ко мне на вок­зал – в то вре­мя бы­ло труд­но с би­ле­та­ми на юг, и я, как мог, ста­рал­ся по­мочь… Впро­чем, встре­ча­лись мы и в дру­же­с­кой об­ста­нов­ке. Тог­да, в се­ми­де­ся­тых, у ме­ня уже бы­ла пер­вая кни­га – «Та­кая ра­бо­та», из­дан­ная в Яро­слав­ле в 1965 го­ду и по­лу­чив­шая выс­шую на­гра­ду на Кон­кур­се Со­ю­за пи­са­те­лей и МВД РСФСР. Пре­зен­та­ция её в Моск­ве со­сто­я­лась не­сколь­ко лет спу­с­тя в Клу­бе МВД СССР, не­да­ле­ко от зна­ме­ни­той Бу­тыр­ки, и Ар­ка­дий с же­ной Со­ней и Ге­ор­гий, тог­да ещё не же­на­тый, при­еха­ли ту­да, что­бы ме­ня под­дер­жать. Бы­ла там и моя бу­ду­щая же­на – тог­да лей­те­нант ми­ли­ции. Я был на пра­зд­но­ва­нии «се­ре­б­ря­ной свадь­бы» Ар­ка­дия… По­мню, как, бу­ду­чи с дру­ги­ми пи­са­те­ля­ми в гос­тях у Ар­ка­дия, в Ас­т­ра­хан­ском пе­ре­ул­ке, я по­про­сил их от­пу­с­тить ко мне в Рас­тор­гу­е­во, «в гос­ти», на не­де­лю их ста­ро­го пу­де­ля На­ту. На­та про­жи­ла со мной в ста­ром дач­ном до­ме, ко­то­рый я сни­мал, око­ло ме­ся­ца. По но­чам она гром­ко взды­ха­ла, вспо­ми­ная шум­ные за­сто­лья сво­их хле­бо­соль­ных хо­зя­ев…

 

Ге­ор­гий для ме­ня все­гда ос­та­вал­ся пред­ста­ви­те­лем дру­го­го по­ко­ле­ния – во­семь лет раз­ни­цы! У не­го был свой круг об­ще­ния, мне при­хо­ди­лось ви­деть его с Юли­а­ном Се­мё­но­вым, Вла­ди­ми­ром Вы­соц­ким, Ар­ка­ди­ем Вак­с­бер­гом, Мар­ком Тай­ма­но­вым, Ана­то­ли­ем Алек­си­ным, Ана­то­ли­ем При­став­ки­ным, Юли­ем Гу­с­ма­ном... Их от­но­ше­ние к Вай­не­ру-млад­ше­му бы­ло весь­ма ува­жи­тель­ным, что да­ва­ло ос­но­ва­ние счи­тать, что в пи­са­тель­ском тан­де­ме бра­ть­ев ему от­во­ди­лась от­нюдь не роль ве­до­мо­го. При этом по­мни­лось, что пи­са­тель «Бра­тья Вай­не­ры» по­явил­ся лишь по­сле то­го, как млад­ший брат вы­рос и на­чал пуб­ли­ко­вать­ся как жур­на­лист, и что до это­го стар­ший – Ар­ка­дий ни ра­зу не пе­ре­нёс на­коп­лен­ный им мен­тов­ской ба­гаж на бу­ма­гу. Го­раз­до по­зд­нее в од­ном из ин­тер­вью Ге­ор­гий ска­жет, что это он «под­бил» бра­та «на­чать пи­сать».

Георгий ВАЙНЕР
Георгий ВАЙНЕР

Во вре­мя, о ко­то­ром идёт речь, пол­ве­ка на­зад, де­тек­тив в Рос­сии ря­дил­ся под обыч­ный про­из­вод­ст­вен­ный ро­ман о ми­ли­ции в жа­н­ре со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма. У его ко­лы­бе­ли сто­я­ла опыт­ная по­ви­валь­ная баб­ка – пресс-центр МВД СССР, ко­то­рый точ­но знал, что мож­но и че­го нель­зя со­вет­ско­му де­тек­тив­но­му про­из­ве­де­нию. Ему, на­при­мер, бы­ло ка­те­го­ри­че­с­ки за­пре­ще­но ка­сать­ся та­ких тем, как кор­руп­ция вла­с­ти, пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, нар­ко­ма­ния, про­сти­ту­ция – да­же упо­ми­на­ние о них не­мед­лен­но вы­чёр­ки­ва­лось ве­дом­ст­вен­ной цен­зу­рой. Ис­клю­ча­лись и мно­гие дру­гие те­мы, ко­то­рые се­го­дня со­став­ля­ют ос­но­ву боль­шин­ст­ва на­и­бо­лее из­ве­ст­ных ос­т­ро­сю­жет­ных ро­ма­нов. Да что об этом го­во­рить?! Пресс-центр сле­дил, что­бы в ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре со­труд­ник ми­ли­ции был по­сто­ян­но чи­с­то вы­брит, оп­ря­тен. До­хо­ди­ло до смеш­но­го: мне ука­за­ли на не­до­пу­с­ти­мость об­ра­ще­ния к пер­со­на­жу по фа­ми­лии «Де­ни­сов» крат­ким не ус­тав­ным – «Де­нис».

Ли­те­ра­тур­ные чи­нов­ни­ки и дер­жа­щие нос по ве­т­ру до­б­ро­хо­ты где толь­ко мог­ли пи­на­ли де­тек­тив как бур­жу­аз­ный жанр, «ли­те­ра­ту­ру для тол­сто­су­мов», «чуж­дую оте­че­ст­вен­но­му мен­та­ли­те­ту» и «не име­ю­щую бу­ду­ще­го в СССР», по­сколь­ку уго­лов­ные пре­ступ­ле­ния в со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ком об­ще­ст­ве, как всем из­ве­ст­но, не се­го­дня-за­в­т­ра долж­ны ис­чез­нуть пол­но­стью. На жанр то и де­ло пы­та­лись воз­ло­жить ви­ну за по­яв­ле­ние ка­кой-ни­будь оче­ред­ной шай­ки «бри­то­го­ло­вых», ис­поль­зо­вав­шей при­ёмы со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ний, опи­сан­ные кем-ни­будь из ав­то­ров. Дис­кус­сии о де­тек­ти­ве в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те» шли под ру­б­ри­кой «Жанр не ви­но­вен!». Ав­то­ры де­тек­ти­вов пуб­лич­но оп­рав­ды­ва­лись, до­ка­зы­вая свою не­ви­нов­ность…

По­мню, из­ве­ст­ный кри­тик, изоб­ли­чая из­да­тель­ст­во, вы­пу­с­тив­шее, по его мне­нию, про­из­ве­де­ние вто­ро­сорт­ное, по­та­ка­ю­щее низ­ко­проб­ным ху­до­же­ст­вен­ным вку­сам, на стра­ни­цах цен­т­раль­ной га­зе­ты со­кру­шал­ся: «зна­чит, бу­дет боль­ше чи­та­те­лей у Бра­ть­ев Вай­не­ров!» Дру­гой не ме­нее ма­с­ти­тый ка­лам­бу­рил пуб­лич­но: «не на­до ду­мать, что по­сле Ле­о­ни­да Сло­ви­на и Ни­ко­лая Ле­о­но­ва чи­та­тель возь­мёт в ру­ки Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва»...

Ар­ка­дий и Ге­ор­гий, как и боль­шин­ст­во дру­гих на­чи­на­ю­щих де­тек­тив­щи­ков, жи­ли «на воль­ных хле­бах» – ни­где офи­ци­аль­но не ра­бо­тая, толь­ко за счёт на­пи­сан­но­го. Им при­шлось бы сов­сем ху­до, ес­ли бы не же­на Ар­ка­дия Со­ня, Со­фия Львов­на Да­рь­я­ло­ва, тог­да толь­ко кан­ди­дат ме­ди­цин­ских на­ук. «Как один кан­ди­дат двух пи­са­те­лей про­кор­мил», – шу­тил Жо­ра, вспо­ми­ная тот пе­ри­од …

Ге­ор­гий был мо­ло­же ме­ня поч­ти на во­семь лет, и в от­ли­чие от бра­та – ро­вес­ни­ка и то­же быв­ше­го мен­та – нас с ним ма­ло что свя­зы­ва­ло.

По­мню, как од­наж­ды, у сво­е­го до­ма на Уси­е­ви­ча по­сле за­се­да­ния При­клю­чен­че­с­кой ко­мис­сии, про­ща­ясь со мной и пи­са­те­лем Пав­лом Ше­с­та­ко­вым, кста­ти, од­ним из та­лант­ли­вей­ших со­вет­ских ав­то­ров де­тек­ти­вов, Ге­ор­гий при­гла­сил Пав­ла при слу­чае на­ве­с­тить его до­ма. Я сто­ял ря­дом, мне Ге­ор­гий не пред­ло­жил при­ехать. Я сто­ял уни­жен­ный и ос­кор­б­лён­ный, но Ге­ор­гий ни­че­го не за­ме­тил.

Шли го­ды. Од­на за дру­гой по­яви­лись пуб­ли­ка­ции бра­ть­ев. Пер­вая – о ней ма­ло кто по­мнит, по­яви­лась в жур­на­ле «Со­вет­ская ми­ли­ция» (1967, № 3–6). Это бы­ла по­весть «Са­мый длин­ный день в го­ду». Ав­то­ром зна­чил­ся толь­ко Ар­ка­дий Вай­нер, хо­тя по­весть на­пи­са­на бы­ла бра­ть­я­ми сов­ме­ст­но. В том же 1967 го­ду, в жур­на­ле «Наш со­вре­мен­ник» (№ 10, 12) бы­ла на­пе­ча­та­на по­весть «Ча­сы для ми­с­те­ра Мар­гу­лай­са». На са­мом де­ле обе эти пуб­ли­ка­ции яви­лись дву­мя ча­с­тя­ми од­ной по­ве­с­ти – «Ча­сы для ми­с­те­ра Кел­ли»…

За­тем бы­ли «Ощу­пью в пол­день» (1969) и по­сле­ду­ю­щие ро­ма­ны, каж­дый из ко­то­рых не­мед­лен­но вы­зы­вал жгу­чий об­ще­ст­вен­ный ин­те­рес и тут же ста­но­вил­ся бест­сел­ле­ром – «Двое сре­ди лю­дей» (1972), «Я, сле­до­ва­тель» (1972), «Ви­зит к ми­но­та­в­ру» (1972), «Ве­ли­ко­леп­ней­шая из Кре­мо­ны» (в со­ав­тор­ст­ве с В.П. Ту­ром) (1973), «Гон­ки по вер­ти­ка­ли» (1974), «Эра ми­ло­сер­дия» (1976), «Ле­кар­ст­во для Не­сме­я­ны» (1978), «Го­род при­нял!..» (1980), «По­тер­пев­шие пре­тен­зий не име­ют» (1986), «Те­ле­грам­ма с то­го све­та» (1988)… (Ци­ти­рую по на­и­бо­лее пол­но­му и ав­то­ри­тет­но­му из­да­нию «Рус­ский де­тек­тив. 1857–1991. Биб­ли­о­гра­фия». Ав­тор Ге­ор­гий Пи­ли­ев, М.: Мил­ли­орк, 2009. Ти­раж: 300 ну­ме­ро­ван­ных экз.)

Поч­ти од­но­вре­мен­но мно­гие ве­щи Вай­не­ров эк­ра­ни­зи­ро­ва­лись и ста­но­ви­лись вы­со­корей­тин­го­вы­ми на со­вет­ском те­ле­ви­де­нии: «Ви­зит к ми­но­та­в­ру», «Ле­кар­ст­во про­тив стра­ха», «Го­род при­нял!..». Пи­ком те­ле­ви­зи­он­но­го ус­пе­ха ста­ла эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на «Эра ми­ло­сер­дия» – о ра­бо­те со­труд­ни­ков МУ­Ра – лег­ше­го в ос­но­ву на­шу­мев­ше­го куль­то­во­го се­ри­а­ла «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя» с ле­ген­дар­ным В.Вы­соц­ким в глав­ной ро­ли.

Бра­ть­ев лю­би­ли. Да их и нель­зя бы­ло не лю­бить – оба­я­тель­ных, та­лант­ли­вых, до­б­ро­же­ла­тель­ных. Мне при­шлось плыть на па­ро­ме «Со­вет­ская Аб­ха­зия», ко­то­рым на год рань­ше Ге­ор­гий то­же плыл из Ба­ку в Крас­но­водск. На­до бы­ло ви­деть, как рас­плы­ва­лись в улыб­ках ли­ца по­ви­дав­ших в жиз­ни мно­гое мо­ря­ков па­ро­ма, ког­да они вспо­ми­на­ли сво­е­го име­ни­то­го пас­са­жи­ра. Бра­ть­ев лю­би­ли ещё и как ве­сё­лых со­бу­тыль­ни­ков, лю­би­те­лей дру­же­с­ких за­сто­лий, от­ча­ян­ных вы­дум­щи­ков, не чу­рав­ших­ся при слу­чае по­сме­ять­ся над со­бой.

У Ге­ор­гия бы­ла смеш­ная ис­то­рия, ко­то­рую он при слу­чае лю­бил по­вто­рять – как учи­тель­ни­ца в шко­ле счи­та­ла его «ту­пым маль­чи­ком» и ма­ма пи­са­те­ля по­сле по­се­ще­ния класс­ных со­бра­ний не­ред­ко воз­вра­ща­лась до­мой весь­ма рас­ст­ро­ен­ная. По про­ше­ст­вии не­сколь­ких лет та же учи­тель­ни­ца, встре­тив од­но­каш­ни­ка Ге­ор­гия, по­ин­те­ре­со­ва­лась, кто из её уче­ни­ков бо­лее дру­гих пре­ус­пел в жиз­ни. «А Жор­ка Вай­нер! – по про­сто­те ду­шев­ной вы­дал тот. – Он и из­ве­ст­ный пи­са­тель, и в ки­но идут его про­из­ве­де­ния…» «Как не­спра­вед­ли­ва жизнь! – огор­чи­лась учил­ка. – Та­кой был ту­пой маль­чик…»

На со­ве­ща­нии сце­на­ри­с­тов в До­ме твор­че­ст­ва «Ре­пи­но», ког­да все в ки­но­за­ле то­ми­лись в ожи­да­нии на­ча­ла «Фран­цуз­ско­го связ­но­го», вне­зап­но по­яви­лись опоз­дав­шие Ар­ка­дий и Ге­ор­гий – плот­ные, пле­чи­с­тые, од­но­го рос­та – дви­ну­лись к сво­им ме­с­там. «Бра­тья Вай­нер, Со­вет­ский Со­юз…» – под­ра­жая ра­дио­ком­мен­та­то­ру, гром­ко вы­крик­нул кто-то. Зал от­клик­нул­ся ап­ло­ди­с­мен­та­ми и улыб­ка­ми.

Твор­че­с­кие ве­че­ра бра­ть­ев в ЦДЛ ста­но­ви­лись на­сто­я­щи­ми пра­зд­ни­ка­ми, би­ле­ты на них рас­ку­па­лись за­ра­нее. На ве­че­ре, ко­то­рый мне по­сча­ст­ли­ви­лось по­се­тить, со сце­ны вме­с­те с бра­ть­я­ми вы­сту­па­ли их гос­ти – ин­те­рес­ней­шие и из­ве­ст­ные лю­ди. Вла­ди­мир Вы­соц­кий, дра­ма­тург Ио­сиф Прут, пи­са­тель и сце­на­рист Ар­ка­дий Инин, ко­то­ро­му, ес­ли не оши­ба­юсь, при­над­ле­жит из­ве­ст­ная фра­за «боль­шие рус­ские пи­са­те­ли Бра­тья Вай­не­ры ро­ди­лись в бед­ной ев­рей­ской се­мье…»

Тем не ме­нее их пи­са­тель­ская ка­рь­е­ра не бы­ла та­кой уж бе­зоб­лач­ной. Вме­с­те с лю­бо­вью чи­та­те­лей и зри­те­лей шли ру­ка об ру­ку и не­до­б­ро­же­ла­тель­ст­во на­чаль­ст­ва, и за­висть ме­нее ус­пеш­ных кол­лег. Обо­их с про­бук­сов­кой при­ня­ли в Со­юз пи­са­те­лей СССР. На них об­ру­шил­ся с кри­ти­кой тог­даш­ний се­к­ре­тарь ЦК ВЛКСМ, и в из­да­тель­ст­ве текст уже го­то­вой кни­ги был рас­сы­пан поч­ти на­ка­ну­не её вы­пу­с­ка. Речь идёт о «Ле­кар­ст­ве про­тив стра­ха».

Бра­тья, на­до от­дать долж­ное, бы­ли людь­ми му­же­ст­вен­ны­ми.

Вспо­ми­наю по­се­ще­ние Мос­ков­ской книж­ной яр­мар­ки в го­ды так на­зы­ва­е­мой «из­ра­иль­ской аг­рес­сии».

Длин­ней­шая оче­редь у од­но­го-един­ст­вен­но­го па­ви­ль­о­на. Ха­рак­тер­ные уз­на­ва­е­мые ли­ца. На сте­не – сло­ва ев­рей­ско­го клас­си­ка – «Из-за это­го не­го­дяя Ти­та я ро­дил­ся в Га­ли­ции, а дол­жен был ро­дить­ся в Ие­ру­са­ли­ме…» Мно­же­ст­во лю­дей, при­шед­ших и при­ехав­ших с од­ной це­лью – по­пасть в па­ви­ль­он го­су­дар­ст­ва Из­ра­иль. У всех на гла­зах не­сколь­ко че­ло­век в штат­ском ко­го-то уво­дят, он апел­ли­ру­ет к тол­пе «За что?!», один из ко­ми­тет­чи­ков: «На­пьют­ся и ку­ро­ле­сят...» – «Да я со­вер­шен­но трезв! Смо­т­ри­те, что де­ла­ют?!»

Из­ра­иль­ские знач­ки-су­ве­ни­ры. Кни­ги о ше­с­ти­днев­ной вой­не. И Кни­га от­зы­вов, в ко­то­рой Ар­ка­дий сво­им раз­ма­ши­с­тым по­чер­ком на­пи­шет по­же­ла­ния ми­ра и про­цве­та­ния на­ро­ду Из­ра­и­ля в свя­зи с на­сту­па­ю­щим ев­рей­ским Но­вым го­дом. Так же раз­ма­ши­с­то по­ста­вит под­пись. «Ес­ли да­дут ко­ман­ду са­жать, они всё рав­но нас по­са­дят, при­дём мы сю­да или нет!» – го­во­рит он спут­ни­ку – дей­ст­ву­ю­ще­му ка­пи­та­ну ми­ли­ции. Мне.

По­сте­пен­но мои от­но­ше­ния с Ге­ор­ги­ем то­же пе­ре­рос­ли в дру­же­с­кие. Бра­тья про­дол­жа­ли де­лать ус­пеш­ные ша­ги в ли­те­ра­ту­ре. Они, бе­зус­лов­но, ста­ли ли­де­ра­ми жа­н­ра. Уже был снят их куль­то­вый фильм «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя» с Вла­ди­ми­ром Вы­соц­ким в глав­ной ро­ли, при­влёк­ший к ним мил­ли­о­ны вос­тор­жен­ных по­клон­ни­ков…

В на­ча­ле 1988 го­да я не­о­жи­дан­но ока­зал­ся со­ав­то­ром обо­их бра­ть­ев.

По до­го­во­ру с ки­но­сту­ди­ей «Азер­бай­д­жан­фильм», ко­то­рый за­клю­чи­ли Ар­ка­дий и Ге­ор­гий, мы втро­ём при­сту­пи­ли к на­пи­са­нию сце­на­рия ки­но­филь­ма «Как стать ге­не­ра­лом». Он был по­свя­щён на­ча­ле ми­ли­цей­ской ка­рь­е­ры не­ко­е­го кур­сан­та Выс­шей шко­лы МВД. Фильм этот так и не был по­став­лен, хо­тя сце­на­рий был при­нят и оп­ла­чен ки­но­сту­ди­ей.

Братья ВАЙНЕРЫ
Братья ВАЙНЕРЫ

Ус­пеш­ная ра­бо­та над ки­но­сце­на­ри­ем ста­ла про­ло­гом к на­ме­чен­но­му на­ми сле­ду­ю­ще­му сов­ме­ст­но­му про­ек­ту – ро­ма­ну о кор­руп­ции в Уз­бе­ки­с­та­не. То бы­ло вре­мя, ког­да со­вет­ские СМИ бы­ли пол­ны ма­те­ри­а­лов о зло­упо­треб­ле­ни­ях и круп­ных при­пи­с­ках, вскры­тых в ре­с­пуб­ли­ке бри­га­дой сле­до­ва­те­лей Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры СССР во гла­ве с Тель­ма­ном Гдля­ном и Ни­ко­ла­ем Ива­но­вым. Об­ще­ст­во на­хо­ди­лось в шо­ке от мас­шта­бов без­за­ко­ния и кор­руп­ции, вы­яв­лен­ных в Уз­бе­ки­с­та­не. Тог­да ещё не бы­ло ни ма­лей­ших со­мне­ний ни в прав­ди­во­с­ти этих све­де­ний, ни в за­кон­но­с­ти спо­со­бов, ка­ки­ми они до­бы­ва­лись. Это уже по­том, не мо­гу вспом­нить, в ка­ком точ­но го­ду, в Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ре про­шло пар­тий­ное со­бра­ние – ис­клю­ча­ли из КПСС Гдля­на и Ива­но­ва за на­ру­ше­ние ими со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой за­кон­но­с­ти в Уз­бе­ки­с­та­не. Ис­клю­чи­ли, как я слы­шал, поч­ти еди­но­глас­но. Про­тив вро­де бы был по­дан все­го один го­лос. В тот ве­чер, по­мнит­ся, в Цен­т­раль­ном До­ме Ли­те­ра­то­ров мне при­шлось раз­го­ва­ри­вать с од­ним из от­вет­ст­вен­ных ра­бот­ни­ков Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры, вер­нув­шим­ся с это­го со­бра­ния. Он то­же го­ло­со­вал за ис­клю­че­ние. По­мню, я спро­сил его мне­ние об ис­клю­чён­ных. «Аб­со­лют­но че­ст­ные лю­ди», – от­ве­тил он, не ис­пы­ты­вая ни ма­лей­ше­го сму­ще­ния.

За­дол­го до это­го в на­зна­чен­ный день (знать бы – за­пом­нил бы эту да­ту!) мы долж­ны бы­ли встре­тить­ся втро­ём до­ма у Ге­ор­гия для на­ча­ла ре­а­ли­за­ции на­ше­го про­ек­та. Я при­ехал во­вре­мя, Ар­ка­дия ещё не бы­ло. Я по­ла­гал, что он опаз­ды­ва­ет, но Ге­ор­гий не­о­жи­дан­но ска­зал, что Ар­ка­дий не при­едет и пи­сать нам при­дёт­ся вдво­ём. Мне и в го­ло­ву не при­шло, что за этим мо­жет сто­ять что-то се­рь­ёз­ное. Я не со­мне­вал­ся в том, что Ар­ка­дий за­нят в ка­ком-то дру­гом их про­ек­те и под­клю­чит­ся поз­же. Спра­ши­вать об этом я счёл не­этич­ным. Я все­гда от­но­сил­ся к обо­им бра­ть­ям с оди­на­ко­вым ува­же­ни­ем и – не по­бо­юсь этих слов – с брат­ской лю­бо­вью. Ни­ког­да ни­кто не слы­шал от ме­ня ни об од­ном из них ни од­но­го пло­хо­го сло­ва…

Мы с Ге­ор­ги­ем об­су­ди­ли про­бле­мы пред­по­ла­га­е­мо­го про­из­ве­де­ния, и я вы­ле­тел в Уз­бе­ки­с­тан. Сы­г­ра­ло роль то, что в школь­ные го­ды, во вре­мя вой­ны, я жил в Таш­кен­те, учил уз­бек­с­кий язык, лю­бил эту стра­ну.

К это­му вре­ме­ни я то­же был че­ло­ве­ком сво­бод­ной про­фес­сии, май­о­ром ми­ли­ции в от­став­ке. Ко­неч­ной це­лью по­езд­ки мы с Ге­ор­ги­ем вы­бра­ли Джи­зак, го­род, поль­зо­вав­ший­ся осо­бым по­кро­ви­тель­ст­вом ре­с­пуб­ли­кан­ских вла­с­тей. Как в сказ­ке, здесь рос­ли двор­цы и в мгно­ве­ние ока про­кла­ды­ва­лись трас­сы. Джи­зак­с­кая об­ласть и сам го­род бы­ли про­сто об­ре­че­ны на роль «звёзд пер­вой ве­ли­чи­ны». Ещё бы! Ро­ди­на Пер­во­го Ли­ца в ре­с­пуб­ли­ке – Ша­ра­фа Ра­ши­до­ви­ча Ра­ши­до­ва. За ко­рот­кий срок на ме­с­те не­при­мет­но­го ког­да-то ки­ш­ла­ка здесь очень бы­с­т­ро по­яви­лись лёг­кие де­вя­ти­этаж­ные зда­ния, гран­ди­оз­ная сеть транс­порт­ных раз­вя­зок…

Всё, о чём мы по­том на­пи­са­ли в ро­ма­не, при­шло от­ту­да, из Джи­за­ка. И ка­ра­ва­ны, дви­гав­ши­е­ся тай­ны­ми «опи­ум­ны­ми» тро­па­ми из се­вер­ной ча­с­ти Ис­сык-Ку­ля, где ос­та­ва­лись при­над­ле­жа­щие го­су­дар­ст­ву план­та­ции опи­ум­но­го ма­ка, и убий­ст­во со­труд­ни­ка ми­ли­ции, и арест пре­ступ­но­го на­чаль­ни­ка го­рот­де­ла, и са­мо­убий­ст­во кор­рум­пи­ро­ван­но­го ге­не­ра­ла – на­чаль­ни­ка об­ла­ст­но­го уп­рав­ле­ния вну­т­рен­них дел…

Так или ина­че, мы про­дол­жи­ли на­шу сов­ме­ст­ную ра­бо­ту над но­вым ро­ма­ном вдво­ём без Ар­ка­дия. На­ча­ли с рас­чер­чен­но­го на ква­д­ра­ты ли­ст­ка бу­ма­ги, на ко­то­рый в ша­шеч­ном по­ряд­ке впи­сы­ва­ли по­сле­до­ва­тель­ность сцен. Сво­бод­ные клет­ки ос­та­ва­лись для до­пол­ни­тель­ных, ко­то­рые долж­ны бы­ли по­явить­ся в про­цес­се ра­бо­ты. Эпи­зо­ды по­де­ли­ли меж­ду со­бой, по­сле че­го я уе­хал в под­мо­с­ков­ное Го­ли­цы­но, в Дом твор­че­ст­ва, где в то вре­мя оби­тал.

«Каж­дый пи­шет, как он ды­шит».

Мо­жет, я ещё уз­наю, что Ге­ор­гий тво­рил тя­же­ло и му­чи­тель­но. Я не ви­дел его за ра­бо­той, а лишь чи­тал уже на­пи­сан­ное. По его го­то­во­му тек­с­ту я мог су­дить, что Ге­ор­гию пи­са­лось лег­ко и ве­се­ло. Как и ды­ша­лось. И то и дру­гое де­лал он с ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем. Пись­мо Ге­ор­гия от­ли­ча­ла плот­ная ху­до­же­ст­вен­ная ткань, ще­д­ро сдо­б­рен­ная ме­та­фо­ра­ми, ас­со­ци­а­ци­я­ми. И про­сто вы­дум­кой.

«Бу­дешь есть ког­да, от­но­сись к ним бе­реж­но…» – на­став­лял, в из­ло­же­нии Ге­ор­гия, один из ге­ро­ев по­ве­с­ти сы­ниш­ку сво­е­го дру­га, уго­щая его со­си­с­ка­ми. «По­че­му?» – удив­лял­ся тот. «По­то­му что это очень ред­кое нын­че жи­вот­ное. Со­си­с­ки пер­вы­ми не вы­дер­жа­ли эко­ло­ги­че­с­кой бу­ри. Сколь­ко лю­дей пре­ду­преж­да­ли, что­бы они их не тро­га­ли, что их ос­та­лось ма­ло, что их на­до бе­речь. А лю­ди бес­смыс­лен­но их ели и ели, ели и ели, по­ка они не ис­чез­ли сов­сем…»

Смеш­ное объ­яс­не­ние кри­зи­са со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой эко­но­ми­ки тех лет… Жо­ре бы­ло во­об­ще при­су­ще уди­ви­тель­но ос­т­рое ху­до­же­ст­вен­ное во­об­ра­же­ние. Вот его опи­са­ние раз­дел­ки кур во вну­т­рен­нем дво­ре при­до­рож­ной ша­ш­лыч­ной:

«…Усач до­стал боль­шой склад­ной нож на пру­жи­не и ко­рот­ким взма­хом от­сёк ку­ри­це го­ло­ву. Ку­ри­ца не упа­ла на зем­лю – она слов­но весь свой ко­рот­кий век не­до­пти­цы жда­ла это­го мгно­ве­ния, что­бы взле­теть в по­след­ний миг сво­ей ис­ся­ка­ю­щей уже жиз­ни. Без го­ло­вы, с бью­щей из об­руб­ка шеи струй­кой кро­ви – мёрт­вая ку­ри­ца ле­те­ла. Ма­ха­ла бе­лы­ми кур­гу­зы­ми кры­ль­я­ми в кру­том спи­раль­ном про­лё­те над за­му­со­рен­ным ку­хон­ным дво­ри­ком. Она ещё не ус­пе­ла опу­с­тить­ся, как усач вы­хва­тил из ба­гаж­ни­ка сле­ду­ю­щую и от­сёк ей го­ло­ву, швыр­нул в сто­ро­ну, и та по­мча­лась на­вст­ре­чу пер­вой, столк­ну­лась и рух­ну­ла на зем­лю, а их уже до­го­ня­ла тре­тья… Они ле­те­ли, бе­жа­ли, стал­ки­ва­лись, па­да­ли, вска­ки­ва­ли в по­след­ний раз, за­ти­ха­ли, не зная, что они уже все мерт­вы…»

Очень при­дир­чи­во про­сма­т­ри­вал Ге­ор­гий стра­ни­цы, от­но­сив­ши­е­ся к опи­са­нию уз­бек­с­ких ре­а­лий – пир­шеств, ус­т­ра­и­ва­е­мых пар­тий­ны­ми бон­за­ми, да­с­тар­ха­нов… Од­наж­ды он очень удач­но за­ме­тил, что «свой» са­мар­канд­ский ба­зар я, на­вер­ное, спи­сал с го­ли­цын­ско­го рын­ка, что вбли­зи от До­ма твор­че­ст­ва. В под­мо­с­ков­ном Го­ли­цы­не у плат­фор­мы был в то вре­мя скром­ный ба­зар­чик, на ко­то­ром не бы­ло ни­че­го, кро­ме кар­то­фе­ля, су­хих гри­бов, се­ме­чек и под­ши­тых ва­ле­нок.

За­ме­чу, что бра­тья Вай­не­ры, во­об­ще, бы­ли весь­ма вни­ма­тель­ны в рас­суж­де­нии то­го, что бы по­ку­шать. По­мню, на ве­че­ре бра­ть­ев в Цен­т­раль­ном До­ме Ли­те­ра­то­ров дочь Ар­ка­дия, из­ве­ст­ная те­ле­ве­ду­щая На­та­лья Да­рь­я­ло­ва, тог­да ещё сту­дент­ка или школь­ни­ца, за­чи­та­ла со сце­ны свою «дис­сер­та­цию» на те­му: «Что едят ге­рои про­из­ве­де­ний Бра­ть­ев Вай­не­ров?». Там пе­ре­чис­ля­лись весь­ма и весь­ма изы­с­кан­ные и эк­зо­ти­че­с­кие блю­да.

Са­ми пи­са­те­ли сле­до­ва­ли вку­сам сво­их ге­ро­ев, то­же лю­би­ли хо­ро­шо по­есть. По­мню, по­сле боль­шо­го бан­ке­та в ре­с­то­ра­не ЦДЛ, дан­но­го Ар­ка­ди­ем в честь юби­лея сво­ей свадь­бы, наут­ро я не­о­жи­дан­но встре­тил обе се­мьи Вай­не­ров в пол­ном со­ста­ве с де­ть­ми в том же ре­с­то­ра­не – они при­еха­ли по­есть хаш.

Впро­чем, при не­об­хо­ди­мо­с­ти бра­тья до­воль­ст­во­ва­лись и са­мы­ми не­за­тей­ли­вы­ми блю­да­ми.

Во вре­мя на­шей ра­бо­ты над ро­ма­ном же­на Ге­ор­гия – Алек­сан­д­ра (для до­маш­них про­сто Шу­ня) не­ред­ко от­сут­ст­во­ва­ла. (Раз­го­вор об этой за­ме­ча­тель­ной жен­щи­не, же­не и пи­са­тель­ни­це – об этом ма­ло кто зна­ет! – дол­жен быть от­дель­ный, и я не на­чи­наю его здесь.) На сте­нах их кух­ни я ви­дел со­став­лен­ные ею для Жо­ры ме­ню с ука­за­ни­ем ко­ли­че­ст­ва ка­ло­рий… Но, поль­зу­ясь её от­сут­ст­ви­ем, мы каж­дый раз спо­кой­но съе­да­ли по пач­ке «Ос­тан­кин­ских» пель­ме­ней, куп­лен­ных на уг­лу и соб­ст­вен­но­руч­но сва­рен­ных Жо­рой.

По­че­му тог­да, в 1988-м, Ар­ка­дий не при­нял уча­с­тия в сов­ме­ст­ной с бра­том ра­бо­те над ро­ма­ном, как мы пред­ва­ри­тель­но до­го­во­ри­лись? Бы­ло ли это свя­за­но с их лич­ны­ми вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми или с твор­че­с­ким не­удов­ле­тво­ре­ни­ем ко­го-то из них сво­им по­сто­ян­ным со­ав­то­ром? Ме­ня это не ка­са­лось. Ни тог­да, ни поз­же я ни ра­зу не спро­сил об этом ни од­но­го из бра­ть­ев.

Вспо­ми­наю, как од­наж­ды, уже ра­бо­тая с его бра­том, я по­зво­нил Ар­ка­дию и был удив­лён: он был со мной хо­ло­ден, не­дру­же­лю­бен, че­го преж­де ни­ког­да не бы­ло. О Ге­ор­гии что-то ска­зал, но то­же без обыч­ной теп­ло­ты. Тог­да я впер­вые за­по­доз­рил, что Ар­ка­дий недо­во­лен тем, что я не от­ка­зал­ся от на­ше­го сов­ме­ст­но­го про­ек­та, уз­нав, что он не бу­дет в нём уча­ст­во­вать. Обес­по­ко­ив­шись, я пред­по­чёл объ­яс­нить­ся с ним пись­мен­но. Я по­слал Ар­ка­дию пись­мо, в ко­то­ром объ­яс­нил, как слу­чи­лось, что я ока­зал­ся со­ав­то­ром Ге­ор­гия, что у ме­ня нет ни­ка­ких пред­по­чте­ний в от­но­ше­нии со­ав­то­ров. Не чув­ст­вуя за со­бой ви­ны, я по­про­сил, что­бы его же­на, в чьей объ­ек­тив­но­с­ти я был убеж­дён, нас рас­су­ди­ла. Ар­ка­дий мне пись­мен­но не от­ве­тил, а в дру­гом те­ле­фон­ном раз­го­во­ре толь­ко ска­зал: «Со­ня те­бя уже дав­но осу­ди­ла!» Увы! Я не встре­тил­ся с Со­фьей Львов­ной и не по­пы­тал­ся всё объ­яс­нить, о чём се­го­дня очень жа­лею. Да и раз­го­вор с Ар­ка­ди­ем не по­лу­чил­ся. Един­ст­вен­но: я сде­лал вы­вод, что во вза­и­мо­от­но­ше­нии бра­ть­ев не всё про­сто, но ме­ня это как бы не ка­са­ет­ся…

Ра­бо­тая с Ге­ор­ги­ем над ро­ма­ном, мы ещё до пуб­ли­ка­ции по­зна­ко­ми­ли с ним в ру­ко­пи­си тог­да ещё таш­кент­ско­го, ны­не из­ве­ст­но­го мос­ков­ско­го ре­жис­сё­ра Зи­но­вия Ройз­ма­на, ко­то­рый, про­чи­тав ро­ман за од­ну ночь, пред­ло­жил эк­ра­ни­зи­ро­вать про­из­ве­де­ние. Об­сто­я­тель­ст­ва поз­во­ли­ли ему за­ме­нить фильм, ко­то­рый сто­ял у не­го в ра­бо­чем пла­не, и он пред­ло­жил при­сту­пить к ра­бо­те над сце­на­ри­ем не­мед­лен­но, что мы и сде­ла­ли.

Ро­ман мы на­зва­ли «Шаль­ная жизнь на тём­ной сто­ро­не Лу­ны», на­зва­ние это при­ду­мал Жо­ра. В том же 1988-м его на­ча­ло пе­ча­тать са­мое по­пу­ляр­ное в то вре­мя из­да­ние – «Ого­нёк» Ви­та­лия Ко­ро­ти­ча, ши­ро­ко, с от­лич­ны­ми ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми. Од­на­ко на вто­ром же но­ме­ре Ко­ро­тич пре­рвал пуб­ли­ка­цию, не за­кон­чив оче­ред­но­го пред­ло­же­ния, на по­лу­сло­ве, на «рыб­ке, толк­нув­шей­ся в стен­ку ак­ва­ри-» в ве­с­ти­бю­ле Джи­зак­с­ко­го ГУВД, ког­да ста­ло из­ве­ст­но, что таш­кент­ский жур­нал «Звез­да Вос­то­ка» не­о­жи­дан­но для нас на­пе­ча­тал текст ро­ма­на пол­но­стью. Эта слу­чай­ная од­но­вре­мен­ная пуб­ли­ка­ция сра­зу в двух жур­на­лах сто­и­ла нам гнев­ных пи­сем обо­их глав­ных ре­дак­то­ров, на­ших по­ка­ян­ных объ­яс­не­ний и, на­ко­нец, пре­кра­ще­ния пуб­ли­ка­ции в «Огонь­ке», о чём я жа­лею по сей день.

В па­мя­ти ос­та­лось пись­мо раз­до­са­до­ван­но­го чи­та­те­ля «Огонь­ка», от­прав­лен­ное им в ре­дак­цию га­зе­ты «Со­вет­ская Рос­сия» – что­бы уз­нать о даль­ней­шей судь­бе этой рыб­ки он не прочь был об­ме­нять го­до­вую под­пи­с­ку «Огонь­ка» на по­след­ние но­ме­ра «Звез­ды Вос­то­ка»…

Судь­ба ро­ма­на тем не ме­нее ока­за­лась ус­пеш­ной. В сле­ду­ю­щем го­ду его уже на­пе­ча­та­ли не­сколь­ко из­да­тельств, в том чис­ле «Не­дра», СП «Ин­тер­бук», а по­том и «Мо­ло­дая гвар­дия» в по­пу­ляр­ных се­ри­ях «Стре­ла» и «По­двиг», за­тем он по­явил­ся в пе­ре­во­де на не­мец­кий язык в Бер­ли­не и на фран­цуз­ском в зна­ме­ни­той «Чёр­ной се­рии»                                                                                                                                                                 ста­рей­ше­го па­риж­ско­го из­да­тель­ст­ва «Га­ли­мард» («Galimard»). Об­щий его ти­раж к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни пре­вы­сил пол­то­ра мил­ли­о­на эк­земп­ля­ров.

Ге­рой ро­ма­на уз­бек­с­кий бо­рец с ма­фи­ей Ту­ру Хал­ма­тов за­по­ми­нал­ся тем, что во­е­вал на два фрон­та – с же­с­то­кой уго­лов­ной пре­ступ­но­с­тью и соб­ст­вен­ным кор­рум­пи­ро­ван­ным на­чаль­ст­вом. Лю­бо­пыт­на свя­зан­ная с ро­ма­ном ис­то­рия, опи­сан­ная быв­шим ми­ни­с­т­ром вну­т­рен­них дел СССР ге­не­ра­лом ар­мии А.С. Ку­ли­ко­вым. Речь в ней шла о по­сла­нии за под­пи­сью не­ко­е­го пол­ков­ни­ка ми­ли­ции На­за­ро­ва на имя тог­даш­не­го ми­ни­с­т­ра В.Б. Ру­шай­ло. В нём ут­верж­да­лось, что А.С. Ку­ли­ков вме­с­те с не­ким пол­ков­ни­ком Ше­пи­ло­вым – ко­ман­ди­ром Пя­ти­гор­ской бри­га­ды вну­т­рен­них войск и яко­бы с уча­с­ти­ем пре­ступ­ных че­чен­ских и да­ге­с­тан­ских груп­пи­ро­вок «ор­га­ни­зо­ва­ли со­про­вож­де­ние вой­ска­ми по тер­ри­то­рии Се­ве­ро-Кав­каз­ско­го ре­ги­о­на ору­жия, бо­е­при­па­сов и спирт­ных на­пит­ков». Там же опи­сы­ва­лось, что, став ми­ни­с­т­ром, он яко­бы «от­бла­го­да­рил» Ше­пи­ло­ва долж­но­с­тью на­чаль­ни­ка Ста­в­ро­поль­ско­го кра­е­во­го уп­рав­ле­ния вну­т­рен­них дел.

«По­лу­чив ко­пию пись­ма, – пи­шет А.С. Ку­ли­ков в сво­ей кни­ге «Тя­жё­лые звез­ды», – я сра­зу же ощу­тил: где-то я это чи­тал... Пе­ре­про­ве­рил и рас­сме­ял­ся же: фа­бу­ла это­го по­сла­ния пол­ков­ни­ка На­за­ро­ва ми­ни­с­т­ру Ру­шай­ло да­же в мель­чай­ших де­та­лях сов­па­да­ла с фа­бу­лой ро­ма­на «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны», ко­то­рый ещё в со­вет­ские вре­ме­на на­пи­са­ли из­ве­ст­ные пи­са­те­ли — Ге­ор­гий Алек­сан­д­ро­вич Вай­нер и Ле­о­нид Се­мё­но­вич Сло­вин. При­чём Ге­ор­гий Алек­сан­д­ро­вич – мой хо­ро­ший друг, а этот ро­ман, в ко­то­ром хо­ро­ший офи­цер ми­ли­ции про­ти­во­сто­ит пло­хим ми­ли­ци­о­не­рам, «ор­га­ни­зо­вав­шим со­про­вож­де­ние нар­ко­ти­ков и  спирт­ных на­пит­ков по тер­ри­то­рии Сред­не­ази­ат­ско­го ре­ги­о­на», уже мно­гие го­ды за­ни­ма­ет до­стой­ное ме­с­то в ря­ду са­мых чи­та­е­мых де­тек­ти­вов…»

Ре­жис­сёр Зи­но­вий Ройз­ман и глав­ный опе­ра­тор ла­у­ре­ат Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Ле­о­нид Тра­виц­кий вме­с­те с ис­пол­ни­те­ля­ми глав­ных ро­лей Му­ра­дом Ра­д­жа­бо­вым, ак­тё­ром и ре­жис­сё­ром, чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ным в Уз­бе­ки­с­та­не и не ме­нее из­ве­ст­ны­ми Алек­сан­д­ром Фа­тю­ши­ным и Ири­ной Шев­чук по за­ка­зу Цен­т­раль­но­го Те­ле­ви­де­ния со­зда­ли на ки­но­сту­дии «Уз­бек­фильм» впе­чат­ля­ю­щий че­ты­рёх­се­рий­ный те­ле­фильм «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» и его двух­се­рий­ную ки­но­вер­сию «Ко­декс мол­ча­ния». Вме­с­те с Ге­ор­ги­ем в 1989-м мы при­ле­та­ли в Уз­бе­ки­с­тан, встре­ча­лись со съё­моч­ной груп­пой и с глав­ным кон­суль­тан­том филь­ма – ге­не­ра­лом Ди­до­рен­ко, тог­даш­ним за­ме­с­ти­те­лем ми­ни­с­т­ра вну­т­рен­них дел УзССР.

В 1989 го­ду те­ле­фильм и его ки­но­вер­сия бы­ли пред­став­ле­ны зри­те­лям, но ещё в про­цес­се съё­мок мы вме­с­те с ре­жис­сё­ром об­су­ди­ли воз­мож­ность про­дол­же­ния се­ри­а­ла с те­ми же ге­ро­я­ми. На­зва­ние но­во­го се­ри­а­ла по­яви­лось уже на ста­дии мон­та­жа. Его пред­ло­жил ре­жис­сёр – «По сле­ду чёр­ной ры­бы».

У не­го, это­го ки­но­сце­на­рия, своя ис­то­рия.

В один из дней ещё в на­ча­ле на­ше­го со­труд­ни­че­ст­ва Ге­ор­гий пе­ре­дал мне стра­ни­цы с ма­те­ри­а­ла­ми сво­ей но­вой ра­бо­ты, на­ча­той им по­сле по­езд­ки в Крас­но­водск. Тог­да он толь­ко за­ду­мы­вал своё но­вое про­из­ве­де­ние, по­свя­щён­ное борь­бе с бра­ко­нь­е­ра­ми. Он ещё не знал, ка­кие со­бы­тия ля­гут в его ос­но­ву, но на­зва­ние ро­ма­на уже ро­ди­лось. Ге­ор­гий на­звал его очень яр­ко и об­раз­но – «Зе­лё­ное мо­ре, крас­ная ры­ба, чёр­ная ик­ра». «По­смо­т­ри, что мо­жет из это­го по­лу­чить­ся!» – ска­зал Ге­ор­гий, зна­ко­мя со сво­и­ми на­бро­с­ка­ми. Дру­ги­ми сло­ва­ми, он пред­ло­жил мне сно­ва стать сво­им со­ав­то­ром.

И сно­ва я ре­шил на­чать с по­езд­ки на ме­с­то бу­ду­щих со­бы­тий но­во­го ро­ма­на. Я на­чал с Ас­т­ра­ха­ни, где на­хо­дил­ся от­дел вод­ной ми­ли­ции, об­слу­жи­вав­ший бас­сейн Ка­с­пия, и не про­счи­тал­ся. Быв­шие кол­ле­ги – та­мош­ние опе­ра уго­лов­но­го ро­зы­с­ка рас­ска­за­ли о гром­ком уго­лов­ном де­ле, рас­смо­т­рен­ном Вер­хов­ным су­дом Азер­бай­д­жа­на, свя­зан­ном с бра­ко­нь­ер­ст­вом на од­ном из ос­т­ро­вов Ка­с­пия. Из Ас­т­ра­ха­ни я пе­ре­брал­ся в Ба­ку и в ар­хи­ве Вер­хов­но­го су­да по­зна­ко­мил­ся с ма­те­ри­а­ла­ми. Они ока­за­лись по-на­сто­я­ще­му ин­те­рес­ны­ми.

Пе­ре­вер­нув по­след­нюю стра­ни­цу уго­лов­но­го де­ла, я мо­рем от­был в Крас­но­водск, к ме­с­ту, где, по мне­нию Ге­ор­гия, долж­но бы­ло про­ис­хо­дить дей­ст­вие ро­ма­на. И там я то­же пер­вым де­лом от­пра­вил­ся в вод­ную ми­ли­цию.

Вод­ной ми­ли­ции и во­до­о­хран­ной служ­бе на Ка­с­пии про­ти­во­сто­я­ла мощ­ная бра­ко­нь­ер­ская фло­ти­лия, вы­хо­див­шая в мо­ре на до­ро­гих бы­с­т­ро­ход­ных лод­ках, ос­на­щён­ных мощ­ны­ми япон­ски­ми мо­то­ра­ми «суд­зу­ки», спа­рен­ны­ми и учет­ве­рён­ны­ми; с вме­с­ти­тель­ны­ми бен­зо­ба­ка­ми, ус­пев­ши­ми от­слу­жить срок служ­бы в во­ен­ной авиа­ции; с ки­ло­ме­т­ра­ми хищ­ни­че­с­кой сна­с­ти, име­ну­е­мой ка­ла­дой, не­су­щей на се­бе ты­ся­чи сталь­ных крю­чь­ев, из­го­тов­лен­ных спе­ци­аль­ны­ми ма­с­те­ра­ми-про­фес­си­о­на­ла­ми.

Вер­нув­шись в Моск­ву, я с ув­ле­че­ни­ем при­сту­пил к ра­бо­те. В ос­но­ву пред­по­ла­га­е­мо­го ро­ма­на лег­ли ма­те­ри­а­лы уго­лов­но­го де­ла, рас­смо­т­рен­но­го в Вер­хов­ном су­де Азер­бай­д­жа­на, и за­пи­си, сде­лан­ные в ре­зуль­та­те про­из­ве­дён­но­го мною в Крас­но­вод­ске «рас­сле­до­ва­ния». Пи­са­лось лег­ко, и вско­ре я предъ­я­вил мо­е­му со­ав­то­ру свою ра­бо­ту – де­сять пе­чат­ных ли­с­тов, при­мер­но 250 от­пе­ча­тан­ных стан­дарт­ных стра­ниц, чер­но­вик го­то­во­го ро­ма­на.

Во вре­мя пре­бы­ва­ния Ге­ор­гия в Уз­бе­ки­с­та­не, об­суж­дая сю­жет бу­ду­ще­го се­ри­а­ла, про­дол­же­ния «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны», я пред­ло­жил по­ло­жить в его ос­но­ву на­пи­сан­ный мною чер­но­вой ва­ри­ант ро­ма­на о бра­ко­нь­е­рах Ка­с­пия.

Тут уме­ст­но со­об­щить, что по ка­кой-то при­чи­не – мо­жет, Ге­ор­гия не удов­ле­тво­рил ли­те­ра­тур­ный уро­вень пред­ло­жен­но­го мною ва­ри­ан­та про­из­ве­де­ния, то ли, на­обо­рот, он вы­со­ко оце­нил мой лич­ный вклад, счи­тая свою часть ра­бо­ты не­со­от­вет­ст­вен­но ма­лой, но Ге­ор­гий ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от даль­ней­шей ра­бо­ты над пред­став­лен­ном ему ва­ри­ан­том ро­ма­на и так же ка­те­го­ри­че­с­ки от­ка­зал­ся по­ста­вить свою фа­ми­лию ря­дом с мо­ей в ка­че­ст­ве со­ав­то­ра. Так я стал един­ст­вен­ным ав­то­ром ро­ма­на с по­да­рен­ным мне Ге­ор­ги­ем на­зва­ни­ем – «Зе­лё­ное мо­ре, крас­ная ры­ба, чёр­ная ик­ра», ро­ма­на, ко­то­рый уви­дел свет в 1991 го­ду в жур­на­ле «Урал», и по­том ещё не­сколь­ко раз из­да­вал­ся.

В ка­че­ст­ве ли­те­ра­тур­ной ос­но­вы для про­дол­же­ния «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны» ро­ман всех нас тро­их впол­не ус­т­ра­и­вал. Глав­ный ге­рой «На тём­ной сто­ро­не Лу­ны», вы­пу­щен­ный из тюрь­мы и пол­но­стью ре­а­би­ли­ти­ро­ван­ный, вос­ста­нов­лен­ный в ми­ли­ции, пе­ре­ве­дён на но­вую ра­бо­ту по­даль­ше от Джи­за­ка – в вод­ную ми­ли­цию на Ка­с­пий. Там он про­дол­жа­ет борь­бу с кор­руп­ци­ей. Его со­рат­ни­ка­ми ста­но­вят­ся пер­со­на­жи ро­ма­на – ра­бот­ни­ки вод­ной ми­ли­ции и во­до­о­хран­ной служ­бы.

Вер­нув­шись в Моск­ву, мы про­дол­жи­ли ра­бо­ту над сце­на­ри­ем, ис­поль­зуя уже на­пи­сан­ный ро­ман. Хо­ро­шо по­мню, как во вре­мя од­но­го из при­ез­дов с ре­жис­сё­ром к Ге­ор­гию Ге­ор­гий пред­ло­жил своё ви­де­ние важ­ной пси­хо­ло­ги­че­с­кой сце­ны, ко­то­рая в пред­ло­жен­ном им ва­ри­ан­те и во­шла в се­ри­ал. Кор­рум­пи­ро­ван­ный ми­нистр вну­т­рен­них дел ре­с­пуб­ли­ки тре­бу­ет от сво­ей быв­шей же­ны по­ки­нуть род­ной го­род и рас­стать­ся с близ­ким ей че­ло­ве­ком – на­чаль­ни­ком вод­ной ми­ли­ции, со­би­ра­ю­щим ком­про­мат на ми­ни­с­т­ра. «У те­бя есть гло­бус? – не­о­жи­дан­но спро­сил Ге­ор­гий у ре­жис­сё­ра. – А луч­ше взять ге­о­гра­фи­че­с­кую кар­ту. Так вот… Ми­нистр вы­ни­ма­ет изо рта си­га­ре­ту и про­жи­га­ет кар­ту в том ме­с­те, где на­зва­ние её го­ро­да… «Быв­шая же­на мо­жет жить где угод­но, толь­ко не здесь!»

Мне вспом­нил­ся этот эпи­зод как весь­ма ти­пич­ный для ху­до­же­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния твор­че­с­кой мыс­ли и во­об­ра­же­ния Ге­ор­гия как пи­са­те­ля. Кро­хот­ный кар­лик Бо­кас­су из филь­ма о бра­ко­нь­е­рах, Гор­бун со спи­цей в ру­ке и без­за­щит­ным кро­ли­ком на ко­ле­нях в «Ме­с­те встре­чи» – это всё, не­со­мнен­но, из это­го твор­че­с­ко­го ря­да… Или то, про ку­риц в при­до­рож­ной чай­ха­не, о чём я пи­сал вы­ше.

Сце­на­рии «По сле­ду чёр­ной ры­бы» и «Ко­декс мол­ча­ния–2» (1992) бы­ли поч­ти це­ли­ком на­пи­са­ны во вре­мя про­жи­ва­ния Ге­ор­гия в Рос­сии, и вне­се­ние до­пол­не­ний в сце­на­рий про­ис­хо­ди­ло уже без не­го, мы де­ла­ли это вдво­ём с ре­жис­сё­ром Зи­но­ви­ем Ройз­ма­ном.

Те­ле­се­ри­ал и его ки­но­вер­сия по­яви­лись на эк­ра­нах во вре­мя де­фол­та, ког­да день­ги упа­ли в це­не во мно­го раз. В это вре­мя Ге­ор­гий уже жил в Со­еди­нён­ных Шта­тах, на­ез­жая в Моск­ву в ка­че­ст­ве гла­вы кор­ре­с­пон­дент­ско­го пунк­та га­зе­ты «Но­вое рус­ское сло­во». Он уе­хал в США в 1990-м. Во вре­мя од­ной из на­ших встреч я пе­ре­дал Ге­ор­гию при­чи­та­ю­щу­ю­ся ему часть го­но­ра­ра. Это бы­ли смеш­ные день­ги – все­го не­сколь­ко дол­ла­ров: ги­пер­ин­ф­ля­ция, ки­но­сту­дия не про­из­ве­ла ин­дек­са­цию… Это про­изо­ш­ло у не­го в офи­се. На го­но­рар, ко­то­рый мы с Ге­ор­ги­ем по­лу­чи­ли за пя­ти­се­рий­ный те­ле- и двух­се­рий­ный ки­но­фильм, каж­дый из нас мог ку­пить па­ру ки­ло­грамм вет­чин­но-руб­лен­ной кол­ба­сы…

В 1994 я уе­хал в Из­ра­иль.

Пи­са­ли ли Ар­ка­дий и Ге­ор­гий по­сле 1988 го­да сно­ва вме­с­те, не знаю. Ду­маю, нет. Из­дан­ные по­зд­нее ро­ма­ны «Пет­ля и ка­мень в зе­лё­ной тра­ве» и «Еван­ге­лие от па­ла­ча» бы­ли на­пи­са­ны бра­ть­я­ми ра­нее, по­весть «Не­людь» под­пи­са­на од­ним Ар­ка­ди­ем, ро­ма­ны « Ум­но­жа­ю­щий пе­чаль» и «Рай­ский сад дья­во­ла» толь­ко Ге­ор­ги­ем. Объ­е­ди­ни­лись ли бра­тья, что­бы вме­с­те на­пи­сать про­дол­же­ние те­ле­се­ри­а­ла «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя»? Не знаю.

Как-то, от­ве­чая на во­прос од­но­го из жур­на­ли­с­тов, ко­то­рый зву­чал так – «Зна­чит, но­вый ро­ман, на­пи­сан­ный уже без Ар­ка­дия, не сви­де­тель­ст­ву­ет о ссо­ре «бра­ть­ев Гон­ку­ров»?» (Речь шла об «Ум­но­жа­ю­щем пе­чаль». – Л.С.), Ге­ор­гий от­ве­тил: «Ко­неч­но, нет. Про­сто, ког­да жи­вёшь в дру­гом по­лу­ша­рии, труд­но иг­рать в че­ты­ре ру­ки…»

Так ли оно всё? Не знаю.

Со мной Ге­ор­гий ни­ког­да не го­во­рил о бра­те.

24 ап­ре­ля 2005 го­да Ар­ка­дия не ста­ло, я уз­нал об этом из Ин­тер­не­та. Я зво­нил Со­не, её те­ле­фон не от­ве­чал. Те­перь, бы­вая на Вос­тря­ков­ском клад­би­ще в Моск­ве, я все­гда за­жи­гаю па­мят­ные све­чи на его мо­ги­ле.

С Ге­ор­ги­ем по­сле его отъ­ез­да в Шта­ты мы ви­де­лись счи­тан­ное чис­ло раз. В Моск­ве, в До­ме твор­че­ст­ва «Пе­ре­дел­ки­но», в Се­ре­б­ря­ном Бо­ру и ещё дваж­ды по при­ез­де Ге­ор­гия с Шу­ней в Ие­ру­са­лим. Здесь их ожи­да­ли встре­чи с мно­го­чис­лен­ны­ми по­клон­ни­ка­ми твор­че­ст­ва бра­ть­ев и их из­ра­иль­ски­ми дру­зь­я­ми – с Ше­мой Принц, с ком­по­зи­то­ром Вла­ди­ми­ром Ру­ба­шев­ским и его же­ной – пе­ви­цей Ма­ри­ей Лу­кач… По­мню на­шу по­след­нюю по­езд­ку в Ла­т­рун, при­езд к пи­са­те­лю Эли Люк­сем­бур­гу, сов­ме­ст­ные вы­ступ­ле­ния на ве­че­ре, по­свя­щён­ном де­тек­ти­ву, в кон­церт­ном за­ле «Джа­рар Ба­хар»…

Ино­гда из Ие­ру­са­ли­ма я зво­нил Ге­ор­гию в Нью-Йорк.

В на­шем по­след­нем раз­го­во­ре Ге­ор­гий ни сло­вом не об­мол­вил­ся о том, что ле­жал в гос­пи­та­ле, и я, уже знав­ший об этом, не спро­сил, как он се­бя чув­ст­ву­ет. Со сто­ро­ны это мо­жет по­ка­зать­ся рав­но­ду­ши­ем, да­же чёр­ст­во­с­тью. Но опер­ской мен­та­ли­тет не поз­во­ля­ет лезть с рас­спро­са­ми, и Жо­ра это пре­крас­но знал. Так же как и с во­про­са­ми о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях бра­ть­ев. Всё, о чём он счёл бы не­об­хо­ди­мым со­об­щить мне, он бы со­об­щил без мо­их во­про­сов. О сво­ей бо­лез­ни он ни­че­го не ска­зал мне, и я его о ней не спро­сил.

Всё кон­чи­лось вне­зап­но и сра­зу. Как всё кон­ча­ет­ся.

11 ию­ня 2009 из Нью-Йор­ка по­зво­нил Стас, его стар­ший сын.

Ге­ор­гия не ста­ло.

Не­сколь­ко дней я не на­хо­дил в се­бе си­лы, что­бы по­зво­нить Шу­не. Я не мог слы­шать её го­лос. Судь­ба ча­с­то бы­ва­ет не­спра­вед­ли­ва… Но к Шу­не?! Для ме­ня она и се­го­дня как млад­шая се­с­т­рён­ка, ум­ная, та­лант­ли­вая без­вин­ная де­воч­ка… Это она-то – мать тро­их взрос­лых де­тей?! Имен­но так!

Шу­ня ме­ня по­ня­ла, раз­го­ва­ри­ва­ла со мной спо­кой­но-пе­чаль­но, она взя­ла се­бя в ру­ки…

Та­кие де­ла.

Жизнь сно­ва дви­ну­лась даль­ше сво­ей ко­ле­ёй. Мил­ли­о­нам чи­та­те­лей и зри­те­лей ос­та­лись его кни­ги и филь­мы, на­пи­сан­ные са­мо­сто­я­тель­но и вме­с­те с бра­том…

А ещё вос­по­ми­на­ния лю­дей, ко­то­рые его зна­ли, их сбив­чи­вые за­мет­ки.

Я пе­ре­чи­тал его по­след­нее пись­мо. Оно бы­ло де­ло­вым – речь шла об оче­ред­ном пе­ре­из­да­нии на­ше­го ро­ма­на и ки­но­сце­на­рия «По сле­ду чёр­ной ры­бы». Тем не ме­нее в пись­ме бы­ло мно­го от са­мо­го Жо­ры – теп­ло­ты, ду­шев­но­с­ти, ши­ро­ты.

И ещё это:

«По­лу­чи­ли ва­шу де­пе­шу и по­ня­ли, что вы пре­бы­ва­е­те в со­сто­я­нии от­но­си­тель­но­го бла­го­по­лу­чия – су­дя по то­му, что ва­ша со­бач­ка Сид бы­ва­ет в Моск­ве, по край­ней ме­ре, втрое ча­ще, чем я…»

Это всё. Про­щай, Жо­ра!


Леонид СЛОВИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования