Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 01.07.2011

Поднявшись из беспросветности

Ев­ге­ний Ле­бе­дев, не по­бо­юсь ве­ли­ких срав­не­ний, в чём-то по­вто­рил судь­бу сво­е­го ге­роя – Ми­ха­и­ла Ло­мо­но­со­ва. Он то­же, что на­зы­ва­ет­ся, был без ро­ду и пле­ме­ни и до все­го до­шёл сам, сво­им пыт­ли­вым умом и не­дю­жин­ной энер­ги­ей.

Толь­ко Ло­мо­но­сов своё вос­хож­де­ние в на­уч­ный мир на­чи­нал с Хол­мо­гор, Ле­бе­дев счи­тал­ся ко­рен­ным моск­ви­чом.

Евгений ЛЕБЕДЕВ
Евгений ЛЕБЕДЕВ

Ев­ге­ний Ни­ко­ла­е­вич Ле­бе­дев ро­дил­ся 12 сен­тя­б­ря 1941 го­да. Отец у не­го был про­стым шо­фё­ром. Мать ра­но ста­ла ин­ва­ли­дом.

В на­уку Ле­бе­дев при­шёл да­ле­ко не сра­зу. По­на­ча­лу у не­го бы­ли од­ни про­бле­мы. По­сле шко­лы он ни­ку­да не по­сту­пил и вы­нуж­ден был ус­т­ро­ить­ся сте­рео­ти­пе­ром в ти­по­гра­фию «Крас­ный про­ле­та­рий». По­том че­рез год ему при­шла по­ве­ст­ка в ар­мию. Слу­жить пар­ня от­пра­ви­ли в Вос­точ­ную Гер­ма­нию.

В МГУ на фил­фак Ле­бе­де­ва при­ня­ли лишь в 1963 го­ду. Учил­ся он пре­крас­но. Но по­сколь­ку вли­я­тель­ной род­ни и боль­ших свя­зей у не­го не бы­ло, то по­сле вы­пу­с­ка ему пред­ло­жи­ли но­вую за­гра­ни­цу, те­перь уже за­ху­да­лый Аф­га­ни­с­тан. Ос­тав­шись без вы­бо­ра, мо­ло­дой фи­ло­лог вы­нуж­ден был три го­да от­па­хать в Ка­буль­ском по­ли­тех­ни­че­с­ком ин­сти­ту­те (там он пре­по­да­вал аф­ган­цам рус­ский язык).

Вер­нув­шись в 1970 го­ду в Моск­ву, Ле­бе­дев по­сту­пил в ас­пи­ран­ту­ру Ин­сти­ту­та ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры и с азар­том за­нял­ся Ло­мо­но­со­вым. Его пер­вая кни­га о на­шем ве­ли­ком эн­цик­ло­пе­ди­с­те бы­ла на­пи­са­на, как от­ме­чал Ев­ге­ний Пе­ре­мы­ш­лев, с до­гад­ка­ми и оза­ре­ни­я­ми. Ему бы и даль­ше ид­ти по ака­де­ми­че­с­кой сте­зе, но он в 1976 го­ду вдруг пред­по­чёл из ти­хой за­во­ди пе­рей­ти в скан­даль­ное из­да­тель­ст­во «Со­вре­мен­ник». Мо­жет, не хо­тел силь­но от­ры­вать­ся от те­ку­ще­го лит­про­цес­са. Кста­ти, спу­с­тя не­сколь­ко лет стар­ший то­ва­рищ учё­но­го – Ва­дим Ко­жи­нов за­ме­тил, что Ле­бе­дев – «один из не­мно­гих на­ших ли­те­ра­ту­ро­ве­дов, ко­то­рый су­мел ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кую ра­бо­ту сде­лать пря­мой уча­ст­ни­цей на­ше­го ли­те­ра­тур­но­го де­ла».

В 1978 го­ду Ле­бе­дев по­дал до­ку­мен­ты в Со­юз пи­са­те­лей. Од­ну из ре­ко­мен­да­ций ему дал Вла­ди­мир Гу­сев. Он от­ме­тил:

«Ев­ге­ний Ле­бе­дев при­над­ле­жит к чис­лу лю­дей, ко­то­рые на ма­те­ри­а­ле клас­си­ки ре­ша­ют ак­ту­аль­ней­шие про­бле­мы ли­те­ра­ту­ры и об­щей ду­хов­ной жиз­ни. Это не зна­чит, что Ле­бе­дев пи­шет толь­ко о клас­си­ке. Он пе­ча­та­ет ста­тьи и ре­цен­зии и на со­вре­мен­ные те­мы. Но ос­нов­ной его ма­те­ри­ал – клас­си­че­с­кий; при­чём это не об­ще­при­ня­тый «пер­вый ряд» XIX ве­ка. За раз­го­во­ра­ми о вы­со­кой ли­те­ра­ту­ре это­го ве­ка мы, на­при­мер, за­бы­ли, что есть и XVIII, ко­то­рый то­же дав­но нуж­да­ет­ся в со­вре­мен­ном и пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ком ос­мыс­ле­нии. Е.Ле­бе­дев вос­пол­ня­ет этот про­бел сво­ей кни­гой о Ло­мо­но­со­ве. Эта кни­га ещё раз до­ка­зы­ва­ет, что на­ша куль­ту­ра про­шло­го ещё бо­га­че и ши­ре, чем мы её по­рою пред­став­ля­ем. На ма­те­ри­а­ле жиз­ни и твор­че­ст­ва на­ше­го «пер­во­го уни­вер­си­те­та» (Пуш­кин о Ло­мо­но­со­ве) Е.Ле­бе­дев под­ни­ма­ет зло­бо­днев­ней­шие во­про­сы о со­от­но­ше­нии по­эзии и на­уки, жиз­нен­но­го по­ве­де­ния и твор­че­ст­ва ду­хов­но­го де­я­те­ля; о ди­а­лек­ти­ке на­ци­о­наль­но­го и ин­тер­на­ци­о­наль­но­го в твор­че­ст­ве. Е.Ле­бе­дев не за­бы­ва­ет и XIX век. В по­ле его зре­ния – Ба­ра­тын­ский, Тют­чев, А.К. Тол­стой (пре­крас­ное пре­дис­ло­вие к из­бран­но­му), пуб­ли­ци­с­ты-фи­ло­со­фы. Пи­шет Е.Ле­бе­дев в сти­ле как бы спо­кой­ном, но вну­т­рен­не на­пря­жён­ном, пла­с­ти­че­с­ком и плот­ном; где на­до, уме­ло вклю­ча­ет бел­ле­т­ри­с­ти­че­с­кое на­ча­ло, где на­до – ис­сле­до­ва­тель­скую мысль. При этом всё вре­мя ощу­ти­мо то це­лое и ис­ход­ное, что де­ла­ет ли­те­ра­то­ра – ли­те­ра­то­ром, а не толь­ко ана­ли­ти­ком».

Чуть поз­же Ле­бе­дев во мно­гом с по­да­чи Гу­се­ва объ­я­вил­ся в Ли­тин­сти­ту­те. Сту­ден­ты его про­сто обо­жа­ли. Он за­ме­ча­тель­но вёл се­ми­на­ры. Алек­сандр Се­гень вспо­ми­нал: «Он не от­та­ра­ба­ни­вал лек­ции, как не­ко­то­рые, он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет свою роль та­лант­ли­вый и влюб­лён­ный в жизнь и её те­атр ак­тёр. Ле­бе­де­ва лю­би­ли жен­щи­ны, уме­ю­щие це­нить в муж­чи­не ис­тин­ное да­ро­ва­ние и су­ро­вую му­же­ст­вен­ность. С ним не ужи­ва­лись те, кто лишь по но­ше­нию пи­д­жа­ка и гал­сту­ка при­чис­ля­ет­ся к му­же­с­ку по­лу. Да, он мог быть и не­ужив­чи­вым. С мор­ков­ны­ми зай­ца­ми. С по­ющи­ми ми­не­ра­ла­ми. Со все­ми эти­ми фаль­ши­вы­ми ку­по­на­ми на­шей но­вой дей­ст­ви­тель­но­с­ти. И за та­кую не­ужив­чи­вость мы лю­би­ли и ува­жа­ли его ещё боль­ше. Ка­за­лось, он зна­ет на­и­зусть всю рус­скую и ан­г­лий­скую по­эзию. Че­ло­век, как из­ве­ст­но, пью­щий, он об­ла­дал ред­чай­шей па­мя­тью и в лю­бом со­сто­я­нии ду­ши, в лю­бом на­ст­ро­е­нии мог про­честь всё что за­хо­чешь, и про­честь так, буд­то он сам сию ми­ну­ту об­на­ру­жил, от­крыл всё ве­ли­ко­ле­пие и глу­би­ну по­эти­че­с­ких строк Ба­ра­тын­ско­го или Коль­ри­д­жа, Ворд­с­вор­та или Дер­жа­ви­на, Пуш­ки­на или Шек­с­пи­ра… А его не­срав­нен­ные пе­ре­во­ды ли­ме­ри­ков, бле­щу­щие по­рой да­же боль­шим ос­т­ро­уми­ем, чем их ори­ги­на­лы… Бо­же мой, я сам толь­ко на днях уз­нал, что «Ста­рик из Де­ли» и «Кра­сот­ка Джу­дит» то­же пе­ре­ве­де­ны Ле­бе­де­вым, – ка­за­лось, эти пе­ре­во­ды дав­ным-дав­но су­ще­ст­ву­ют как-то са­ми по се­бе!»

Кро­ме то­го Ле­бе­дев ни­ког­да не ки­чил­ся сво­им по­ло­же­ни­ем. Ес­ли на­до, он мог пой­ти и на овощ­ную ба­зу. Ев­ге­ний Пе­ре­мы­ш­лев вспо­ми­нал: «Ле­бе­дев, хоть и пре­по­да­ва­тель, не гну­ша­ясь, ка­тал со сту­ден­та­ми боч­ки, пол­ные до кра­ёв рас­кис­шей ка­пу­с­той, и гру­зил не­подъ­ём­ные меш­ки оран­же­во­го реп­ча­то­го лу­ка (ес­ли и вправ­ду ког­да-то ра­бо­тал груз­чи­ком, на­вык тот при­го­дил­ся)» («Ок­тябрь», 1998, №3).

Но, как и у мно­гих та­лант­ли­вых лю­дей, у Ле­бе­де­ва бы­ли и свои сла­бо­с­ти. О них как-то вскользь за­ме­тил всё тот же Пе­ре­мы­ш­лев. Он пи­сал: «Ког­да Ле­бе­де­ва впер­вые вы­гна­ли из Ли­тин­сти­ту­та, а у не­го не хва­ти­ло ни гиб­ко­с­ти, ни ус­туп­чи­во­с­ти ути­хо­ми­рить кон­фликт. Кто его ви­нит, в жиз­ни рус­ско­го че­ло­ве­ка вы­па­да­ют пе­ри­о­ды, ког­да он ис­пы­ты­ва­ет­ся на проч­ность.

 

При­вет, Са­до­во-Са­мо­тёч­ная,

При­вет, Са­до­вое коль­цо,

Я к вам не­су своё отёч­ное,

Своё по­хмель­ное ли­цо».

 

В се­ре­ди­не ли­хих де­вя­но­с­тых го­дов но­вый рек­тор Ли­тин­сти­ту­та Сер­гей Есин всё сде­лал, что­бы вы­да­вить из ву­за са­мых та­лант­ли­вых пре­по­да­ва­те­лей, та­ких как, на­при­мер, На­та­лья Кор­ни­ен­ко и Ев­ге­ний Ле­бе­дев, сде­лав став­ку на ими­та­то­ров, па­ро­ди­ру­ю­щих Бреж­не­ва и Чер­нен­ко. При Еси­не ин­сти­тут из­ба­вил­ся от чле­на-кор­ре­с­пон­ден­та Рос­сий­ской Ака­де­мии на­ук, со­би­рав­шей на свои лек­ции о Пла­то­но­ве пе­ре­пол­нен­ные ау­ди­то­рии, но рез­ко уси­лил вли­я­ние по­сред­ст­вен­ных сти­хо­твор­цев, один из ко­то­рых, не имея выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, усел­ся да­же в крес­ло про­рек­то­ра.

Сту­ден­ты по­про­бо­ва­ли что-то воз­ра­зить. Та­лант­ли­вый про­за­ик Ге­ор­гий Да­вы­дов, как я слы­шал, на­пи­сал тог­да за­яв­ле­ние об от­чис­ле­нии. Но эти про­те­с­ты во вни­ма­ние при­ня­ты не бы­ли.

Ле­бе­дев пе­ре­шёл в ито­ге в Ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Но си­лы и здо­ро­вье бы­ли уже не те. Он умер 12 мая 1997 го­да.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования