Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 01.07.2011

Но далее пошла потеха

 Пу­с­то­та ме­та­фо­ры

«Ме­та­фо­ра – мо­тор фор­мы» – пу­с­тая ал­ли­те­ра­ция Воз­не­сен­ско­го. Ме­та­фо­ру он по­лу­чил в на­след­ст­во от Ма­я­ков­ско­го и осо­бен­но Па­с­тер­на­ка. Все они вы­шли из жи­во­пи­си. Ма­я­ков­ский, не­со­сто­яв­ший­ся ху­дож­ник, и Па­с­тер­нак, унас­ле­до­вав­ший от пред­ка изо­б­ра­зи­тель­ность, пе­ре­нес­ли в сти­хи жи­во­пис­ные при­ёмы. То же ар­хи­тек­тор Воз­не­сен­ский. И всем им из­ме­ни­ло чув­ст­во ме­ры. Дав­но за­ме­че­но, что та­ко­го ро­да пе­ре­но­сы чу­же­род­ны и все­гда не в поль­зу ис­кус­ст­ва сло­ва.

Сплошь и ря­дом у Па­с­тер­на­ка на­вяз­чи­во-при­тор­ное: «лес, как пря­ник», «при­бой как ва­ф­ли их пе­чёт», «а мо­ре знай жу­ёт, как ва­ф­ли, гу­с­тую бел­ко­ви­ну волн». Мож­но про­дол­жить.

Но луч­шие сти­хи там, где нет ме­та­фор:

 

Цель твор­че­ст­ва – са­мо­от­да­ча,

а не шу­ми­ха, не ус­пех…

По­зор­но, ни­че­го не зна­ча,

быть прит­чей на ус­тах у всех.

 

То же Воз­не­сен­ский: ме­та­фо­ры... ви­део­мы… всё на всё по­хо­же.

 

Вме­с­то ка­мен­ных ис­ту­ка­нов

сты­нет ста­кан си­не­вы

без ста­ка­на.

 

Чай­ка – плав­ки Бо­га.

 

 А луч­шие его сти­хи без ме­та­фор:

 

Не­вы­но­си­мо про­жить не ду­мая,

Не­вы­но­си­мо уг­лу­бить­ся…

 

Не­вы­но­си­мо бо­роть­ся с дря­нью,

не­вы­но­си­мо ми­рить­ся с ни­ми,

не­вы­но­си­мо, ког­да без­да­рен,

ког­да та­лант­лив – не­вы­но­си­мей!..

 

Ка­за­лось бы – оче­вид­ные ве­щи. Нет. На­шлись лю­ди, ко­то­рые по­ш­ли даль­ше. Для мно­гих ме­та­фо­ри­с­тов но­вой вол­ны это, на мой взгляд, ещё и не­вер­но по­ня­тые сло­ва За­бо­лоц­ко­го: «Лю­би­те жи­во­пись, по­эты!» Фор­ми­ро­вав­ший­ся так­же под вли­я­ни­ем жи­во­пи­си Кон­стан­тин Ке­д­ров, к ко­то­ро­му я хо­ро­шо от­но­шусь ещё с ли­тин­сти­тут­ских вре­мён, при­ду­мал ме­та­ме­та­фо­ру. В мо­ём пред­став­ле­нии – это пу­с­то­та, по­мно­жен­ная на пу­с­то­ту. Но, что ха­рак­тер­но, в сво­их вир­ту­оз­ных ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­ких ста­ть­ях Ке­д­ров об­хо­дит­ся как без ме­та­фо­ры, так и без ме­та­ме­та­фо­ры.

 

Чёр­ный PR

Ви­но­ват, не спо­рю,

вер­ну не ско­ро…

 

На днях встре­чал ук­ра­ин­ских гос­тей из Не­жи­на. Го­во­рят, при Яну­ко­ви­че ста­ло ху­же. Кто бы со­мне­вал­ся… Рас­ска­за­ли но­вый ук­ра­ин­ский анек­дот:

 

Му­жи­ка спра­ши­ва­ют,

по­че­му та­кой ху­дой?

Тот от­ве­ча­ет:

жи­вёшь – дро­жишь,

со­во­куп­ля­ешь­ся – спе­шишь,

ешь – да­вишь­ся…

Как тут по­пра­вишь­ся…

 

По-ук­ра­ин­ски зву­чит ещё кру­че.

Но речь о дру­гом.

Карикатура с сайта www.rweek.ru
Карикатура с сайта www.rweek.ru

За по­след­ние пол­то­ра-два го­да я хо­ро­шо, как го­во­рит­ся, от­то­пы­рил­ся в «Ли­т­Рос­сии», опуб­ли­ко­вав не­ма­ло мар­ги­на­лий.

Вот и сей­час хо­чу от­бла­го­да­рить ти­та­на мыс­ли и вла­с­ти­те­ля дум Ко­ноп­лян­ни­ко­ва за чёр­ный пи­ар мо­е­го, блин, скром­но­го име­ни. Не­за­дол­го до это­го спра­ши­ва­ет ме­ня в ЦДЛ, та­лант­лив ли он? Я ска­зал ему прав­ду…

Он мне ото­мстил в сво­ей ан­ти­пи­са­тель­ской псев­до­ли­те­ра­тур­ной га­зе­те.

Я бы по­ста­вил ему бу­тыл­ку, но он не пьёт. Хо­тя Ко­ноп­лян­ни­ков фи­гу­ра па­ро­дий­ная во всех от­но­ше­ни­ях, о чём зна­ет каж­дая со­ба­ка на По­вар­ской и в её ок­ре­ст­но­с­тях, при­дёт­ся при встре­че в ка­че­ст­ве бла­го­дар­но­с­ти ещё вва­лить ему хар­чей, чтоб он мог и даль­ше про­слав­лять ме­ня в том же ду­хе. Это нам на ру­ку. Кро­ме то­го, пред­ло­жу ему про­ект по вза­им­ной дис­кре­ди­та­ции в его же га­зе­те. А что?.. Бу­дет очень смеш­но. Га­зе­та пой­дёт на­ра­с­хват. А то ведь ка­кая это га­зе­та, тем бо­лее об­ще­пи­са­тель­ская… Как го­во­рил Есе­нин од­но­му сти­хо­плё­ту, тво­и­ми сти­ха­ми да­же не под­те­реть­ся, мож­но по­ца­ра­пать­ся. Так и тут.

Не бу­ду ана­ли­зи­ро­вать ко­ноп­лян­ни­ков­ский бес­по­мощ­ный кол­лек­тив­но-бес­соз­на­тель­ный, блин, на­езд. Блин.

Вот имен­но…

И го­тов по­ить его всю ос­тав­шу­ю­ся жизнь.

Но он не пьёт; сре­ди кол­лег ува­жу­хи ни­ка­кой; жен­щи­ны его не лю­бят, да и му­жи­ки то­же. Не по­мню, чтоб он хоть раз по­явил­ся в ЦДЛ с ма­ло-маль­ски при­вле­ка­тель­ной ба­рыш­ней. Или он их пря­чет от за­ви­ст­ли­вых глаз? Не ду­маю… Пи­сать так и не на­учил­ся, опять же, бу­хать не уме­ет, умом не бле­щет, кни­жек не чи­тал… «Крас­ным по-чёр­но­му»… И за­чем ну­жен та­кой че­ло­век…? Уме­ет ли­зать все ин­тим­ные ме­с­та на­чаль­ст­ву… Штамм ви­ру­са, про­из­ве­дён­ный в га­ни­чев­ско-гу­сев­ской про­бир­ке…

Ког­да-то я вы­дал, прав­да, и по дру­го­му ад­ре­су:

 

Как сти­хо­плёт – мой эпи­гон

и как про­за­ик – пу­с­то­звон.

Без­ли­кий так­же он как кри­тик,

без­да­рен да­же как по­ли­тик,

но ведь ко­му-то ну­жен он.

Не бу­дем уточ­нять, ко­му…

Так, про­сто хре­ну од­но­му...

 

При фа­ми­лии Коть­ка­ло, на­при­мер, или Га­цу­ра у ме­ня на­чи­на­ют­ся ко­ли­ки, упо­ми­на­ние же Ко­ноп­лян­ни­ко­ва дей­ст­ву­ет как сла­би­тель­ное…

Ед­ва всту­пив в долж­ность в Лит­фон­де, он пер­вым де­лом за­нял­ся са­мо­удов­ле­тво­ре­ни­ем, по­лу­чая все кай­фы, о чём по-дет­ски не­по­сред­ст­вен­но го­во­рит вслух. Од­ним сло­вом, раб. «Бе­да стра­не, где раб и льстец…» Что ж, Ко­ноп­лян­ни­ков – са­мое боль­шое до­сти­же­ние ка­д­ро­вой по­ли­ти­ки ны­неш­не­го, не по­бо­юсь это­го сло­ва, Со­ю­за, так ска­зать, пи­са­те­лей, тле­твор­ный дух раз­ло­же­ния в ко­то­ром при­об­рёл уже ме­та­фи­зи­че­с­кий от­те­нок. А по­сколь­ку это про­цесс гло­баль­ный, то, есесс­но, ни­кто ни­че­го и ни­ко­го не бо­ит­ся. При од­ном ви­де об­лез­лых стен со­юз­пи­са­тель­ских особ­ня­ков на По­вар­ской, на Б. Ни­кит­ской, на Ком­со­моль­ском лич­но я сра­зу впа­даю в ко­му. Уже не го­во­рю об ат­мо­сфе­ре, ца­ря­щей вну­т­ри это­го со­бра­ния не­че­с­ти­вых.

Не-ет… У Рос­сии нет бу­ду­ще­го…

Ска­зал же пре­мьер – ве­шать, на­вер­но, на­до…

Це­ню его юмор, но не по­зд­но ли?.. ёхи-ма­хи!..

Я бы на­чал… с...

Те­перь бу­ду ждать по­ве­ст­ки в суд. Об этом я уже пи­сал лет де­сять то­му на­зад в «Мос­ков­ском ве­ст­ни­ке»:

 

…О Ко­ноп­ле ни сло­ва тут;

то­го гля­ди, по­та­щат в суд.

В Сер­бо­ве­ли­ко­ве рож­дён,

как по­шу­тил Ар­тё­мов Сла­ва,

и там же бу­дет по­гре­бён –

я мог бы от се­бя до­ба­вить.

Ар­тём – он бе­ло­рус, ба­лу­ет,

он де­зу дал и в ус не ду­ет.

Но да­лее по­ш­ла по­те­ха,

что и сей­час дав­люсь от сме­ха…

 

Слы­шу в свой ад­рес иро­ни­че­с­кие реп­ли­ки ти­па: «Эти твои эки­во­ки, этот твой ге­ро­и­че­с­кий эпос…». Что мне до то­го… Я пи­шу для се­бя, для ад­ре­на­ли­на, раз­вле­ка­юсь, при­ка­лы­ва­юсь, по­то­му что не мо­гу по-дру­го­му в на­шем ис­пор­чен­ном ми­ре, тем бо­лее, о сво­ём бес­смер­тии я (с кем на­до) уже до­го­во­рил­ся…

Да-с.

 

Луч­ший по­эт Кав­ка­за – Лер­мон­тов

 

На­до при­знать, мно­гие ли­те­ра­то­ры чи­та­ли «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» по­верх­но­ст­но, на уров­не школь­ной про­грам­мы, то есть про­шли ми­мо это­го ро­ма­на, од­на­ко я глу­бо­ко убеж­дён, что это глав­ная кни­га не толь­ко рус­ской, но и ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, хо­тя ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние и по­мал­ки­ва­ет на этот счёт. В свя­зи с этим мне при­пом­ни­лась од­на смеш­ная сце­на из на­ших веч­ных цэ­дэ­эль­ских ис­то­рий.

–…А как Пе­чо­рин до­бил­ся сла­вы? – го­во­рил я кол­ле­ге Ва­ле­рию Ива­но­ву. – Нет, не тем, что «Фа­та­ли­с­та» на­пи­сал, а тем, что про­сто ба­бу за­ка­д­рил и при­яте­ля в ду­э­ли от­пра­вил на тот свет. Кста­ти, я счи­таю, он по­ло­жи­тель­ный ге­рой ли­те­ра­ту­ры, ве­ли­кий вос­пи­та­тель. По­мог княж­не в Груш­ниц­ком ра­зо­брать­ся, пусть хо­тя бы на миг, но сде­лал сча­ст­ли­вой Бэ­лу, штабс-ка­пи­та­на он, как мог, ща­дил, а Вер­не­ра уж точ­но ни­чем не оби­дел. Че­го ещё на­до?.. Ко­неч­но, красть не сто­и­ло дев­чон­ку, так это б на­вер­ня­ка сде­лал Каз­бич, и был бы прав по-их­не­му, под­лец, не то что там ка­кой-то пра­пор­щик...

– А ты, я ви­жу, не про­сто чи­тал «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни»... – за­ме­тил Ива­нов.

– Что зна­чит – чи­тал? Его на­до знать на­и­зусть. На­ча­ло и ко­нец рус­ской про­зы, ро­ман всех вре­мён. Ни­че­го ум­нее этой кни­ги ни­кто ни­ког­да не на­пи­сал. Ни до, ни по­сле неё, – ка­те­го­ри­че­с­ки за­явил я.

– Так уж и ни­кто...

– А ты пе­ре­чи­тай её, и по­вни­ма­тель­ней... Пи­сать по­сле Лер­мон­то­ва – всё рав­но что по­сле зем­ле­тря­се­ния сту­лья ло­мать. А ведь сколь­ко на­ло­ма­но... и это­му кон­ца не вид­но...

И тут в Ниж­ний бу­фет вва­ли­лась под­вы­пив­шая шум­ная ком­па­ния кав­каз­ских ли­те­ра­то­ров во гла­ве с Гам­за­то­вым.

Рас­по­ло­жив­шись не­по­да­лё­ку за со­сед­ним сто­ли­ком, они не об­ра­ти­ли на нас ни ма­лей­ше­го вни­ма­ния. Впро­чем, ув­ле­чён­ные бе­се­дой, мы их то­же про­иг­но­ри­ро­ва­ли. На­ко­нец один из кле­в­ре­тов Гам­за­то­ва по­до­шёл вплот­ную к на­ше­му сто­лу и гром­ко, на весь зал (чтоб бы­ло слыш­но его ше­фу), спро­сил, как бы об­ра­ща­ясь ко всем при­сут­ст­ву­ю­щим в Ниж­нем бу­фе­те: «Кто луч­ший по­эт Кав­ка­за?!» По­мню, мы с Ва­ле­рой, не сго­ва­ри­ва­ясь, поч­ти од­но­вре­мен­но вы­па­ли­ли ему: «Луч­ший по­эт Кав­ка­за – Лер­мон­тов!..»

По за­лу про­ка­тил­ся смех, а гор­дый кав­ка­зец, сму­щён­ный и при­сты­жён­ный, уда­лил­ся прочь от нас. Он-то рас­счи­ты­вал ус­лы­шать имя сво­е­го жи­во­го ещё ку­ми­ра...

Ко­мизм сце­ны был впе­чат­ля­ю­щим. Впос­лед­ст­вии я ещё не раз слы­шал об этой ис­то­рии в пе­ре­ска­зе дру­гих лю­дей. Эту шут­ку мно­гие взя­ли се­бе на во­ору­же­ние и те­перь ис­поль­зу­ют её, чтоб лиш­ний раз при слу­чае по­при­ка­лы­вать­ся над пред­ста­ви­те­ля­ми гор­цев как в Моск­ве, так и у них до­ма.

На­до от­дать долж­ное Гам­за­то­ву, он толь­ко лу­ка­во улыб­нул­ся в на­шу сто­ро­ну. Впро­чем, в его ли­це все­гда блуж­да­ла лу­ка­вая улыб­ка вос­точ­но­го че­ло­ве­ка.


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования