Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 08.07.2011

Сны на склоне вулкана

Сти­хи Ве­ро­ни­ки Шел­лен­берг все­гда под­ни­ма­ли мне на­ст­ро­е­ние, при­да­ва­ли сил, да­ри­ли гло­ток све­же­с­ти, а по­рой – да­же вдох­нов­ля­ли, и я то­же брал­ся за пе­ро. Не­ко­то­рые её стро­фы, стро­ки, об­ра­зы ес­те­ст­вен­но и лег­ко – са­ми со­бой – за­па­ли в мою па­мять и мно­го лет жи­вут там, не за­бы­ва­ясь. На­при­мер, та­кие – обо­жа­е­мые мной:

 

Я толь­ко по­ду­ма­ла –

«Слиш­ком теп­ло…»

И тут же дож­дя ле­дя­ное сти­ло

сти­ра­ет гра­ни­цы пред­ме­тов.

 

Те­ря­ют­ся мо­к­рые ли­с­тья

в са­ду,

и я, рас­те­ряв­шись,

об­рат­но иду,

по-лет­не­му тон­ко оде­та.

 

Ша­ф­ра­ны ещё по при­выч­ке

яр­ки,

оран­же­во креп­кие,

как по­звон­ки

сквозь те­ло теп­ла

про­сту­па­ют. /…/

 

Столь мно­го­гран­ный и силь­ный те­ра­пев­ти­че­с­кий эф­фект, воз­ни­ка­ю­щий от со­при­кос­но­ве­ния ду­ши с чу­жим твор­че­ст­вом, – вер­ный при­знак на­сто­я­щей по­эзии.

Ког­да я чи­тал сбор­ник Шел­лен­берг «Сны на скло­не вул­ка­на», я от­крыл по­эзию от­кры­тых про­ст­ранств, ши­ро­ких го­ри­зон­тов, со­пря­жён­ных вре­мён и силь­ных чувств. С дру­гой сто­ро­ны, этот мир пре­дель­но чё­ток, по­дро­бен, в нём «Спа­су нет от ми­лых ме­ло­чей», он «Ук­руп­ня­ет­ся /…/ – до струк­ту­ры,/ до бо­жь­ей ко­ров­ки». То­поль, сле­ды на сне­гу, ста­рая кош­ка, ключ, по­те­рян­ный и най­ден­ный вес­ною в лу­же, – лю­бой пред­мет и лю­бое су­ще­ст­во, по­пав­шие в по­ле зре­ния, – все­гда про­пи­са­ны ав­то­ром точ­но, зри­мо и ла­ко­нич­но. Здесь – взгляд и ру­ка ху­дож­ни­ка. Что не­уди­ви­тель­но, ведь Шел­лен­берг – не толь­ко по­эт, но и жи­во­пи­сец.

Поч­ти каж­дая вещь Ве­ро­ни­ки – гар­мо­нич­ный сплав со­кро­вен­но­го и от­кры­то­го, ог­ром­но­го и кро­шеч­но­го, си­ю­ми­нут­но­го и веч­но­го, ана­ли­за и эмо­ции. Она – и ди­кий «акын, по­ющий то, что ви­дит», и ин­тел­лек­ту­ал, впи­тав­ший в се­бя ми­ро­вую куль­ту­ру и пе­ре­кли­ка­ю­щий­ся с ней, и жи­вая ду­ша – жен­щи­на, мать, и да­же Иов, взы­ва­ю­щий к Гос­по­ду. Вот ха­рак­тер­ный при­мер та­ко­го по­ли­фо­ни­че­с­ко­го сти­хо­тво­ре­ния:

 

По­ду­мать толь­ко:

жёл­тые, как в дет­ст­ве…

бор­до­вые, ба­г­ря­ные,

как в дет­ст­ве…

и ох­ри­с­тые… Вот сло­ва ка­кие

с де­ре­вь­я­ми я вы­нес­ла

из дет­ст­ва.

А ни­че­го с тех пор

не из­ме­ни­лось!

Всё, что ле­те­ло, пе­ло,

жглось, кру­жи­лось

и сме­ши­ва­лось на зем­ле

па­ху­чей,

став гнё­том про­шло­год­не­го

ли­с­та,

бор­до­вым да ба­г­ря­ным

на­зо­вёт­ся,

за­бу­дешь – всё рав­но к те­бе

вер­нёт­ся,

по­про­сит­ся об­рат­но,

на ус­та.

 

Как твор­че­с­кий, так и че­ло­ве­че­с­кий ди­а­па­зон Шел­лен­берг – чрез­вы­чай­но ши­рок, что ны­не ста­но­вит­ся в ли­те­ра­ту­ре чуть ли не ис­клю­че­ни­ем. Этим ме­ня её ра­бо­та и за­во­ра­жи­ва­ет, за это я про­щаю ей ог­ре­хи и не­уда­чи, встре­ча­ю­щи­е­ся, впро­чем, до­воль­но ред­ко.

На мой взгляд, яд­ро по­эти­че­с­кой дик­ции Шел­лен­берг – сти­хо­твор­ный ритм, о ко­то­ром мет­ко ска­зал тот же Бе­ли­ков: «Рит­ми­че­с­кий ри­су­нок не­ко­то­рых (боль­шин­ст­ва! – уточ­нил бы я. – В.Б.) её сти­хов сво­е­нра­вен и не­пред­ска­зу­ем, как взма­хи /…/ вес­ла в бур­ной и по­ро­жи­с­той во­де (взмах – риф­ма, а мо­жет быть, и про­пуск оной, по­то­му что взмах из­ли­шен – ре­ка вы­но­сит са­ма)». Всё вер­но! Ос­но­ва сво­е­об­раз­ной, лег­ко уз­на­ва­е­мой ре­чи Ве­ро­ни­ки – гиб­кая, ме­ня­ю­ща­я­ся от сти­хо­тво­ре­ния к сти­хо­тво­ре­нию, и да­же вну­т­ри от­дель­ных ве­щей, рит­ми­ка и уни­каль­ная ав­тор­ская ин­то­на­ция (кто слы­шал, как Шел­лен­берг чи­та­ет свои про­из­ве­де­ния вслух, – пой­мёт ме­ня с по­лу­сло­ва!), под­креп­лён­ные бо­га­тым лек­си­че­с­ким со­ста­вом, зву­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­с­тью и мощ­ной, по­движ­ной, на­ра­с­та­ю­щей от на­ча­ла к кон­цу се­ман­ти­кой. 


Виктор БОГДАНОВ,
г. ОМСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования