Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 08.07.2011

Метафизика ступора

 В ис­то­рии на­ро­да, как и в ис­то­рии от­дель­ной лич­но­с­ти, на­сту­па­ют мо­мен­ты осо­зна­ния са­мо­го се­бя, сво­е­го пред­наз­на­че­ния, сво­ей судь­бы. В та­кие мгно­ве­нья на­ции от­кры­ва­ет­ся не­по­вто­ри­мый, при­су­щий ей од­ной мир, и она за­ми­ра­ет, ощу­пы­вая своё бу­ду­щее, ко­то­рое сот­ка­но из про­шло­го, без­за­щит­ная, как сбро­сив­шая ко­жу змея. Это вгля­ды­ва­ние в ре­ку ми­нув­ше­го в на­деж­де уви­деть своё всплы­ва­ю­щее ли­цо, это не­об­хо­ди­мое осо­зна­ние соб­ст­вен­но­го бы­тия опас­но – в оче­ре­ди к солн­цу ци­ви­ли­за­ции ра­бо­та­ют лок­тя­ми, и мол­ча­ние од­ной рас­тво­ря­ет­ся в гу­ле раз­но­языч­ных го­ло­сов.

Мы пе­ре­жи­ва­ем не­что по­доб­ное. Пе­ре­бе­сив­ши­е­ся де­ти, мы за­сты­ли в рас­те­рян­но­с­ти, и про­ис­хо­дя­щее – не сле­пок на­шей ни­ще­ты, как нас пы­та­ют­ся уве­рить, но – ос­ку­де­ния са­к­раль­но­го. От­верг­нув крас­ных па­с­ты­рей и сле­пых по­во­ды­рей, сде­лав­ших имя на иде­о­ло­ги­че­с­ких по­став­ках в хо­лод­ной вой­не, дрем­лю­щие в нас бо­го­бор­че­ст­во и не­из­быв­ная жаж­да Бо­га ищут но­вые ори­ен­ти­ры, очер­та­ния, фор­мы. Дух на­ции, как он пред­став­ля­ет­ся из ис­то­рии и как его пре­лом­ля­ет ос­ко­лок каж­до­го «я», ви­та­ет над пу­с­тын­ны­ми во­да­ми, ища ос­т­ро­вок, опо­ру для со­зи­да­ния. А у без­дны своя ди­а­лек­ти­ка, свой фи­ло­соф­ский под­текст: ди­на­ми­ка пред­по­ла­га­ет ста­ти­ку, дви­же­ние – по­кой. Рос­сия пе­ре­жи­ва­ет ны­не воз­вра­ще­ние к ис­то­кам, ози­ра­ясь по сто­ро­нам, при­ме­ри­ва­ет сим­во­лы с чу­жо­го пле­ча, об­на­ру­жи­вая свою ина­ко­вость, своё оди­но­че­ст­во. Мы дру­гие. Но мы бо­им­ся быть дру­ги­ми. В лю­бом из нас си­дит цен­зор, обе­ре­га­ю­щий не­пол­но­цен­ность, ка­мер­тон, све­ря­ю­щий пульс с чу­же­род­ны­ми рит­ма­ми. Уп­рё­ки в про­вин­ци­а­лиз­ме ве­ка­ми за­став­ля­ли нас жить с ог­ляд­кой – в эпо­ху фран­цуз­ской мо­ды, ан­г­ло­ма­нии или сна за же­лез­ным за­на­ве­сом, ког­да кух­ни про­пи­ты­ва­лись аро­ма­том да­лё­ких ку­ми­рен, а каж­дая до­мо­хо­зяй­ка по­сти­га­ла эк­зи­с­тен­ци­а­лизм, поль­зуя ре­цеп­ты от чу­жой бо­лез­ни. Нет про­ро­ка в сво­ём оте­че­ст­ве: иван плот­ни­ков мерк­нет пе­ред джо­ном кар­пен­те­ром. Со­вре­мен­ни­ки До­сто­ев­ско­го но­си­лись с те­нью Шо­пен­га­у­э­ра и от­зву­ка­ми Ниц­ше, мы ве­рим от­кро­ве­ни­ям Дер­ри­ды и Хай­дег­ге­ра, по­ла­гая, что в их стро­ках дрем­лет на­ше бу­ду­щее. Но бу­ду­щее, как и про­шлое, у каж­до­го своё, гу­ма­ни­тар­ная мысль при­ко­ва­на к эт­ни­че­с­кой си­с­те­ме ко­ор­ди­нат. Ло­вя гас­ну­щее эхо, мы с бес­по­щад­ным уп­рям­ст­вом стес­ня­ем­ся се­бя и сво­их про­зре­ний, не ус­та­вая ис­кать от­ве­ты в ли­це­мер­ной пе­с­т­ро­те но­бе­лев­ских ре­чей, в при­ли­зан­ных ака­де­миз­мом ба­наль­но­с­тях или вуль­гар­но­с­ти аме­ри­ка­низ­ма. Об­ман­чи­вая вы­го­да на­сто­я­ще­го не­сёт заб­ве­ние оте­че­ст­вен­ной клас­си­ки, ис­кром­сан­ные ци­та­ты Тол­сто­го и ка­с­кад за­оке­а­низ­мов – от­цы аме­ри­кан­ской де­мо­кра­тии ста­ли от­чи­ма­ми рус­ской куль­ту­ры. Под ви­дом тех­но­кра­ти­че­с­кой не­из­беж­но­с­ти си­ю­ми­нут­ность и про­па­ган­да ут­верж­да­ют эс­те­ти­ку ко­мик­сов: ре­а­лизм по­вер­жен бол­тов­нёй шар­ла­та­нов из лав­ки пост­мо­дер­низ­ма, му­зы­ку вы­тес­нил мю­зикл. Кто по­бой­чее и по­та­лант­ли­вее, уш­ли в ду­хов­ную эми­г­ра­цию, до­б­ро­воль­ную ссыл­ку, ис­крен­нее, эк­заль­ти­ро­ван­ное по­пу­гай­ст­во, ос­тав­ляя па­т­ри­о­ти­че­с­кое по­ле ор­то­док­сам, ка­ра­ю­щим име­нем тра­ди­ции. Но до­мо­ро­щен­ность оск­вер­ня­ет не мень­ше про­даж­но­го про­фес­си­о­на­лиз­ма, гру­бое при­кос­но­ве­ние от­тор­га­ет­ся.

За­блу­див­ши­е­ся в де­б­рях по­ли­ти­че­с­кой фра­зе­о­ло­гии, мы не уз­на­ём се­бя ни в хо­лод­ной си­с­те­ме при­ну­ди­тель­но­го урав­не­ния, ни в кри­вом зер­ка­ле де­мо­кра­тии. Точ­но бес­при­зор­ные де­ти, мы не сме­ем рас­пи­сать­ся в си­рот­ст­ве, про­дол­жая ис­кать по­те­рян­но­го ро­ди­те­ля. За­му­ро­ван­ные в са­мих се­бе, оди­но­кие, не­сча­ст­ные, от­вер­жен­ные, мы жаж­дем ди­а­ло­га, при­зна­ния ми­ра, не по­лу­чив, оби­жен­но от­во­ра­чи­ва­ем­ся, гро­зя ему. И это не­сёт об­лег­че­ние, мы бес­силь­ны про­тив рав­но­ду­шия, без­за­щит­ны про­тив хо­лод­но­го без­раз­ли­чия и от­ст­ра­нён­ной веж­ли­во­с­ти. На­ша за­мк­ну­тость ча­с­то вы­плё­с­ки­ва­ет­ся су­ма­с­брод­ст­вом, шу­тов­ст­вом, кро­вью, тра­ге­ди­ей. Мы тру­бим о са­мо­быт­но­с­ти, уни­каль­но­с­ти, а меж­ду тем ло­зун­ги сво­их ре­во­лю­ций за­им­ст­ву­ем из вто­ро­раз­ряд­ных за­пад­ных те­о­рий, а на­го­ту хо­зяй­ст­во­ва­ния при­кры­ва­ем фи­го­вым ли­ст­ком чу­жих эко­но­ми­че­с­ких школ. Эта раз­дво­ен­ность, ме­та­ния меж­ду бе­зу­держ­ной ксе­но­фо­би­ей и не­у­ём­ным низ­ко­по­клон­ст­вом идут от не­ве­де­ния сво­е­го ме­с­та, мы чув­ст­ву­ем на се­бе вли­я­ние ми­ра, но не ви­дим об­рат­ной свя­зи, сму­щён­но по­до­зре­вая её не­зна­чи­тель­ность. А это­му про­ти­вит­ся на­ша мес­си­ан­ская за­ква­с­ка. Мы охот­но кла­дём жиз­ни мил­ли­о­нов со­оте­че­ст­вен­ни­ков на ал­тарь Че­ло­ве­че­ст­ва, мы го­то­вы на­пол­нить соб­ст­вен­ной кро­вью ко­пил­ку его ис­то­ри­че­с­ко­го опы­та, но обу­с­т­ра­и­вать дом у нас опу­с­ка­ют­ся ру­ки. Мы – ге­рои ка­та­ст­роф, при­зван­ные мас­штаб­ны­ми ка­та­клиз­ма­ми, бла­жен­ные, по­се­тив­шие мир в ро­ко­вые ми­ну­ты. В иные – нас съе­да­ет то­с­ка, то­мит ску­ка, мы на­чи­на­ем пить не для от­ва­ги дей­ст­вия, а что­бы за­быть­ся, спа­с­тись от жал­ко­го про­зя­ба­ния. Мы ста­но­вим­ся по­сме­ши­щем, под­тру­ни­вая над сво­ей мед­ве­жь­ей не­ук­лю­же­с­тью, над бес­смыс­лен­но­с­тью бы­тия, срав­ни­вая свой об­раз с од­ним нам ве­до­мым иде­а­лом, за­ви­дуя дру­гим его ка­ри­ка­тур­ным во­пло­ще­ни­ям. Да, мы та­кие, ка­кие есть, шко­ля­ры, сда­ю­щие эк­за­мен, до­ка­зы­ва­ю­щие се­бе и ми­ру пра­во быть со­бой. Рос­сий­ская Им­пе­рия рух­ну­ла под бре­ме­нем на­ро­до­воль­че­с­ко­го сар­каз­ма и ко­сых взгля­дов ли­бе­ра­лов, СССР за­дох­нул­ся от иро­нии и пре­зре­ния к се­бе. За­пер­тые в скор­лу­пе на­дежд, в ла­би­рин­тах от­ча­я­ния, от­ре­зан­ные от се­бя, не­сколь­ко по­след­них де­ся­ти­ле­тий мы жи­ли в пе­ре­вёр­ну­том ми­ре: на­ше за­ко­но­по­слу­ша­ние вос­пи­ты­ва­лось на сце­нах бун­та, сте­ны пра­ви­тель­ст­вен­ных зда­ний ук­ра­ша­ли кар­ти­ны ре­во­лю­ций. По­хо­жее бы­ло у фран­цу­зов, с их тер­ми­до­ра­ми и брю­ме­ра­ми, но от­резв­ле­ние Ва­тер­лоо па­ло у нас не на стро­и­те­лей оран­же­реи, а на её пи­том­цев. Обо­лган­ные и не­по­ня­тые, мы за­гна­ли се­бя на обо­чи­ну, в под­зе­ме­лье – бла­ги­ми на­ме­ре­ни­я­ми уст­ла­на до­ро­га в ад, встать с го­ло­вы на но­ги все­гда бо­лез­нен­но.

Лю­бое пу­те­ше­ст­вие пред­по­ла­га­ет воз­вра­ще­ние, вос­хож­де­ние к чу­жим ми­фам все­гда одис­сея. До­сту­чать­ся до са­мих се­бя, во­про­шать о сво­ей су­ти, сно­ва и сно­ва до­пы­ты­вать­ся об ис­то­ках, о без­ли­ком, еди­ном на­ча­ле – вот за­гад­ка рос­сий­ско­го сфинк­са. Ух­ва­тив­шись за ил­лю­зию от­ве­та, точ­но за хвост жар-пти­цы, Рос­сия рыв­ка­ми ре­ша­ла тех­но­ло­ги­че­с­кие, со­ци­аль­ные за­да­чи. И те­перь, по­ка од­на часть ин­тел­ли­ген­ции счи­та­ет Рос­сию не­до­ра­зу­ме­ни­ем, куль­ти­ви­руя не­ве­рие в её спо­соб­но­с­ти, а дру­гая го­ря­чо за­щи­ща­ет пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, упи­ва­ясь рас­та­яв­шим ве­ли­чи­ем, не­са­мо­сто­я­тель­ной са­мо­сто­я­тель­но­с­тью и раз­гла­голь­ст­вуя на те­му пре­сло­ву­то­го рус­ско­го ха­рак­те­ра, без­молв­ст­ву­ю­щий на­род мед­лен­но вы­би­ра­ет тор­ную, од­но­му ему ве­до­мую тро­пин­ку. Ру­че­ёк рос­сий­ской ви­таль­но­с­ти упёр­ся в за­пру­ду и те­перь скап­ли­ва­ет­ся, что­бы, про­рвав, раз­лить­ся по­ло­во­дь­ем. За­те­рян­ные сре­ди бес­край­них рав­нин, от­ре­зан­ные су­шей, без ор­га­ни­зу­ю­ще­го во­оду­шев­ле­ния мы впа­да­ем в ле­тар­гию, вы­рож­да­ясь в на­се­ле­ние. Без ука­зу­ю­ще­го пер­ста, без от­кли­ка го­су­дар­ст­ва на­род без­ро­пот­но гиб­нет под скаль­пе­лем ре­форм, бьёт­ся в се­тях не­вос­тре­бо­ван­но­с­ти. Но в его не­драх та­ит­ся гроз­ное, рас­ти­тель­ное са­мо­ощу­ще­ние, не­вы­ра­жен­ная мощь, про­сто­душ­ная, дви­жу­щая го­ры ве­ра. Зная «за­чем», он стер­пит лю­бое «как», ко­ре­ня­ще­е­ся в нём са­мо­от­ре­че­нье все­гда оп­ла­чи­ва­ло про­блеск ис­ти­ны. Раз­но­вид­ность им­му­ни­те­та, эти ка­че­ст­ва со­хра­ни­лись у ве­ли­ко­рос­сов не­смо­т­ря на их вы­трав­ли­ва­ние под ли­чи­ной ин­тер­на­ци­о­на­лиз­ма или де­со­ве­ти­за­ции.

В цен­т­раль­ных об­ла­с­тях ни­ко­ла­ев­ской Рос­сии не по­до­зре­ва­ли о су­ще­ст­во­ва­нии че­го-то не­рус­ско­го, не­пра­во­слав­но­го, вы­хо­дя­ще­го за пре­де­лы ска­зок, где ино­вер­цев скры­ва­ла вы­ве­с­ка «ба­сур­ман». «По­бе­дит тех ца­рей наш царь?» – во­про­ша­ют го­го­лев­ские по­ме­щи­ки, и это – глас во­пи­ю­щих в пу­с­ты­не. Се­го­дня бес­ко­неч­но до­влев­шая ге­о­гра­фия от­сту­па­ет, су­жа­ет­ся, сбли­жа­ют­ся кон­ти­нен­ты, и мы с удив­ле­ни­ем слы­шим рус­скую речь, раз­бав­лен­ную раз­но­пле­мен­ным хо­ром. Про­бив ин­фор­ма­ци­он­ную кры­шу, на­ру­шив при­выч­ную уе­ди­нён­ность, стра­ны не­про­ше­но гос­тят в на­шем до­ме. И не­воль­ное срав­не­ние с ни­ми про­буж­да­ет са­мо­со­зна­ние ку­да боль­ше бес­смыс­лен­ных тол­ков о на­шей не­по­хо­же­с­ти, осо­бо­с­ти, ис­клю­чи­тель­но­с­ти.

При­ня­то счи­тать, что из­лиш­няя са­мо­по­гло­щён­ность ме­ша­ет тво­рить ре­аль­ность, а на­вяз­чи­вая оза­бо­чен­ность на­ци­о­наль­ной из­бран­но­с­тью – при­знак ле­ни и твор­че­с­ко­го бес­пло­дия. Нам же, на­обо­рот, все­гда не­до­ста­ва­ло кон­цен­т­ра­ции, при­сталь­но­го взгля­да в се­бя, на­ша ис­клю­чи­тель­ность то вы­сме­и­ва­лась, то за­мал­чи­ва­лась, то за­бал­ты­ва­лась. Мы ис­прав­но не­сли крест ис­то­ри­о­об­ра­зу­ю­щей на­ции, оди­на­ко­во сно­ся ру­ко­пле­с­ка­ния и про­кля­тия и, быть мо­жет, впер­вые за дол­гие го­ды не­бе­са от­ве­ли нам вре­мя на по­иск се­бя. Оно не­об­хо­ди­мо нам, как воз­дух. И в этом на­ше ко­рен­ное от­ли­чие от ев­ро­пей­ских по­зи­ти­ви­с­тов. Они ду­ма­ют, что к ми­ру мож­но при­спо­со­бить­ся, под­чи­нить, пе­ре­де­лать, мы – что его мож­но лишь ис­ку­пить. По­это­му мы пе­ре­жи­ва­ем его боль глуб­же и ос­т­рее, по­это­му на­ши па­де­ния ужас­нее, а взлё­ты го­ло­во­кру­жи­тель­нее.

Со сто­ро­ны мы про­из­во­дим впе­чат­ле­ние ма­ят­ни­ка, сбив­ше­го­ся с так­та и те­перь бес­силь­но бол­та­ю­ще­го­ся то ту­да, то сю­да. Ка­жет­ся, что мы топ­чем­ся на ме­с­те, по­ра­жён­ные оце­пе­не­ни­ем, па­ра­ли­чом во­ли. Но это не так. Мы дви­жем­ся, пре­одо­ле­вая са­мый труд­ный путь – путь к се­бе. От­ря­хи­вая прах со­вет­ско­го ков­че­га, Рос­сия вы­ра­ба­ты­ва­ет но­вую фи­ло­со­фию, но­вое кре­до, что­бы со сво­им ли­цом вой­ти в ци­ви­ли­за­цию фа­ри­се­ев, где на­ци­о­наль­ную пе­с­т­ро­ту при­кры­ва­ют об­ман­чи­вые зо­вы эко­но­ми­че­с­кой гло­ба­ли­за­ции и миф об уни­фи­ка­ции ми­ра. В этом тай­ный смысл про­ис­хо­дя­ще­го, из ос­мыс­ле­ния по­ра­же­ния рож­да­ет­ся стра­те­гия по­бе­ды.

Мы та­кие, ка­кие есть. На­до прой­ти че­рез са­мо­уни­чи­же­ние и гор­ды­ню, че­рез все­лен­ские за­маш­ки и жгу­чий стыд, че­рез са­мо­би­че­ва­ние и нис­про­вер­же­ние, что­бы прий­ти к этой фор­му­ле.


Иван ЗОРИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования