Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 08.07.2011

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 Сер­гей До­вла­тов: гроз­ное оба­я­ние плов­ца

 

«О, Гос­по­ди! Ка­кая честь! Ка­кая не­за­слу­жен­ная ми­лость: я знаю рус­ский ал­фа­вит!»

Так вос­кли­цал в од­ной из сво­их по­ве­с­тей пи­са­тель Сер­гей До­вла­тов.

Здесь пред­став­ле­на фи­ло­ло­ги­че­с­кая про­за До­вла­то­ва – пред­став­ле­на чрез­вы­чай­но пол­но: ре­цен­зии, от­зы­вы, вы­ступ­ле­ния о ли­те­ра­ту­ре, ста­тьи и за­мет­ки. И мож­но убе­дить­ся, что и в ста­ть­ях он про­дол­жал быть пи­са­те­лем. До­вла­тов рас­суж­да­ет о Пуш­ки­не и Тол­стом, Каф­ке и Хе­мин­гу­эе, Со­лже­ни­цы­не и Си­няв­ском, Ше­мя­ки­не и Ли­мо­но­ве.

Тек­с­ты не рав­но­цен­ны, где-то ощу­ща­ет­ся по­спеш­ность и, мо­жет быть, из­лиш­няя ком­пли­мен­тар­ность, но всё-та­ки как пра­ви­ло вез­де – боль, смех и сво­бод­ная мысль. До­вла­тов рав­но чу­рал­ся «со­вет­ско­го и ан­ти­со­вет­ско­го» в их ис­те­рич­ном из­во­де. Ему при­хо­ди­лось кри­вить ду­шой, вы­пу­с­кая тек­с­ты в Со­вет­ском Со­ю­зе, но, при­ехав на За­пад, он столк­нул­ся с дру­гой цен­зу­рой, бо­лее тон­кой, но то­же иде­о­ло­ги­зи­ро­ван­ной. По­дроб­но и хо­ро­шо, с бле­с­тя­щим юмо­ром он рас­ска­зы­ва­ет об этом в про­зе, а в ста­ть­ях в ос­нов­ном от­ме­ча­ет дик­тат «ком­мер­че­с­кой це­ле­со­об­раз­но­с­ти»: ры­нок оп­ре­де­ля­ет, ка­кие кни­ги пи­сать вы­год­но, а ка­кие – не­ле­по.

В сбор­ник вклю­че­ны ис­клю­чи­тель­но ве­щи, на­пи­сан­ные и про­из­не­сён­ные До­вла­то­вым в эми­г­ра­ции. Ве­ро­ят­но, так пра­виль­но. Но До­вла­тов дваж­ды в сбор­ни­ке для че­го-то по­вто­ря­ет, что в Со­вет­ском Со­ю­зе у Брод­ско­го вы­шло не ме­нее се­ми ори­ги­наль­ных сти­хо­тво­ре­ний. Ин­те­рес­но бы­ло бы по­чи­тать, что сам До­вла­тов пи­сал в Со­ю­зе – на­при­мер, его по­весть из жур­на­ла «Юность». Тем бо­лее, в сво­ём пре­дис­ло­вии фи­ло­лог и про­фес­сор Игорь Су­хих кое-что ци­ти­ру­ет. Вот, на­при­мер, как кра­си­во в 1971 го­ду в ле­нин­град­ском жур­на­ле «Звез­да» пи­сал До­вла­тов ре­цен­зию на од­но­го со­вет­ско­го ав­то­ра:

«Есть ка­кое-то гроз­ное оба­я­ние в тё­те На­сте с её оди­но­кой пре­дан­но­с­тью ве­ре».

Гроз­ное оба­я­ние. В са­мом До­вла­то­ве то­же оче­вид­но гроз­ное оба­я­ние. Мо­гу­чий ве­ли­кан, лю­би­тель ли­хой жиз­ни, слу­жив­ший кон­вой­ным в ла­ге­ре, он пре­зи­рал тес­ные рам­ки око­ло­ли­те­ра­тур­ных фрак­ций и не лю­бил, ког­да на не­го да­вят. До­вла­тов – это тя­га к про­сто­ру, ве­сё­лая бру­таль­ность и го­речь оди­но­че­ст­ва. В ста­ть­ях он про­воз­гла­ша­ет пер­вич­ность эс­те­тиз­ма, вы­сме­и­ва­ет граж­дан­скую су­е­ту, что, ко­неч­но, в то вре­мя зву­ча­ло вы­зо­вом для всех.

До­вла­то­ва вос­хи­ща­ет в Аме­ри­ке от­сут­ст­вие хам­ст­ва. Осо­бен­но – ма­га­зин­но­го. Сло­во «хам­ст­во» не мог пе­ре­ве­с­ти сту­ден­там На­бо­ков. Встре­ча­ют­ся на­глость и гру­бость, мо­гут ог­ра­бить, но от хам­ст­ва, ста­вя­ще­го в ту­пик и мгно­вен­но обе­зо­ру­жи­ва­ю­ще­го, пи­са­тель от­вык. Но од­но­вре­мен­но он об­ра­ща­ет­ся с пись­мом к дру­зь­ям-ли­те­ра­то­рам, ко­то­рые иде­а­ли­зи­ру­ют Шта­ты и ду­ма­ют сю­да пе­ре­брать­ся, что­бы об­ре­с­ти сво­бо­ду. По мыс­ли До­вла­то­ва, за­кры­тость со­вет­ско­го об­ще­ст­ва рож­да­ет гал­лю­ци­на­ции.

«Бо­юсь, что мно­гие из мо­их дру­зей, ос­тав­ших­ся в Рос­сии, всё ещё на­хо­дят­ся во вла­с­ти ил­лю­зий как на­счёт соб­ст­вен­ной ге­ни­аль­но­с­ти (по­сколь­ку воз­мож­но­с­тей у них там не при­ба­ви­лось), так и по ча­с­ти рай­ской жиз­ни на За­па­де».

А во­об­ще, кни­га До­вла­то­ва пол­на вол­шеб­ных и ос­т­ро­ум­ных ху­до­же­ст­вен­ных на­блю­де­ний и нерв­ных, по-че­ст­но­му нерв­ных за­ме­ча­ний.

До­вла­тов был плов­цом про­тив те­че­ния. Ино­гда ус­та­вал, ло­жил­ся на спи­ну, не­мно­го плыл по те­че­нию. По­том опять плыл про­тив. На­вер­ное, и то, и дру­гое мож­но луч­ше все­го уви­деть имен­но в сбор­ни­ке его ста­тей.

 

Сергей Довлатов. Блеск и нищета русской литературы. СПб: Азбука-классика, 2011.


 

Ан­на Ста­ро­би­нец про­ро­че­ст­ву­ет о бу­ду­щем

 

Ан­на Ста­ро­би­нец, хоть и юна, на­пи­са­ла уже не­сколь­ко впол­не ус­пеш­ных книг. Их на­зы­ва­ли «ужа­с­ти­ка­ми», но но­вую кни­гу, оче­вид­но, нуж­но при­чис­лить к раз­ря­ду ан­ти­уто­пий. Впро­чем, это то­же хор­рор, толь­ко мас­штаб­но-со­ци­аль­ный.

О чём «Жи­ву­щий»? О том, что же де­лать лю­дям со смер­тью. И мож­но ли как-то вы­тес­нить не­от­вра­ти­мость смер­ти в эпо­ху изо­щ­рён­ных тех­но­ло­гий.

Чи­тая «Жи­ву­ще­го», в пер­вую оче­редь вспо­ми­на­ешь за­мя­тин­ское «Мы». В цар­ст­ве За­мя­ти­на бы­ла не­про­би­ва­е­мая стек­лян­ная сте­на, у Ста­ро­би­нец – под гнё­том «со­вер­шен­ст­ва» ока­зал­ся весь мир, и на ли­це у каж­до­го – зер­каль­ная ма­с­ка. Всяк за­ни­ма­ет свою ячей­ку в гло­баль­ной се­ти – со­цио. Из со­цио мож­но вы­скольз­нуть лишь на пол­ча­са, че­рез со­рок ми­нут те­бя на­силь­но ту­да вер­нут.

Бу­ду­чи кре­ти­ном, я не до кон­ца по­стиг всю кон­цеп­цию ан­ти­ми­ра, на­ри­со­ван­но­го Ан­ной, но это го­во­рит в поль­зу ав­то­ра – слиш­ком се­рь­ёз­но, про­ду­ман­но до ме­ло­чей изо­б­ра­же­на та ре­аль­ность, в ко­то­рой по­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся от име­ни жи­ву­щих в ней.

В ми­ре бу­ду­ще­го лю­ди не ла­дят с жи­вот­ны­ми, но дру­жат с на­се­ко­мы­ми. Здесь всем вдал­б­ли­ва­ет­ся до­к­т­ри­на, буд­то че­ло­ве­че­ст­во есть не­из­мен­ный, вос­про­из­во­дя­щий се­бя ор­га­низм – Жи­ву­щий. Сек­сом за­ни­ма­ют­ся в «зо­не Вос­про­из­ве­де­ния», а уми­ра­ют в «зо­не Па­у­зы», ку­да ре­ко­мен­ду­ют от­прав­лять­ся по­сле со­ро­ка пя­ти, а при­ну­ди­тель­но в Па­у­зу оку­на­ют по­сле ше­с­ти­де­ся­ти.

Здесь все­гда – три мил­ли­ар­да. На ме­с­то уми­ра­ю­ще­го при­хо­дит но­во­рож­ден­ный.

Пла­не­тар­ная идея в ро­ма­не Ста­ро­би­нец – сво­е­об­раз­но ис­тол­ко­ван­ная ве­ра в ре­ин­кар­на­цию. Прав­да, че­ло­век вся­кий раз пе­ре­во­пло­ща­ет­ся в че­ло­ве­ка. С тем же ин­ко­дом, под преж­ни­ми ци­ф­ра­ми. В та­ком ми­ре нет ме­с­та люб­ви и ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти. Ми­лая ма­ма, ушед­шая в Па­у­зу, при по­пыт­ке сно­ва по­ви­дать её че­рез го­ды обо­ра­чи­ва­ет­ся не­при­ят­ным дуб­ли­ка­том, чу­жой и пот­ной де­воч­кой.

Меж­ду тем, до­к­т­ри­не бес­смер­тия в ми­ре Ста­ро­би­нец по­свя­ще­ны да­же муль­ти­ки, чем-то на­по­ми­на­ю­щие ны­неш­ние. Вме­с­то лун­ти­ков­ско­го «Я ро­дил­ся» раз­но­цвет­ный шар Жи­вуш про­из­но­сит зло­ве­ще-оп­ти­ми­с­тич­ное: «Смер­ти нет».

«Ры­беш го­во­рит: «Ты хо­чешь, Вол­чу­нья, что­бы те­бе по­мог­ли?» Вол­чу­нья ки­ва­ет, и дру­зья не­сут её к озе­ру и кла­дут пря­мо в во­ду. Она ухо­дит на дно. Па­ра боль­ших пу­зы­рей и её боль­ше не вид­но. Дру­зья вста­ют в круг, улы­ба­ют­ся и на­чи­на­ют хло­пать в ла­до­ши».

Ин­три­га ро­ма­на в том, что по­сле ор­гии на Фе­с­ти­ва­ле По­мо­щи При­ро­ды вне­зап­но ро­дил­ся лиш­ний, не­у­чтён­ный че­ло­век. Не­кто без но­ме­ра. Ну­ле­вой. Зе­ро. Те­перь весь мир вер­тит­ся не во­круг до­к­т­ри­ны «Жи­ву­ще­го», а, так ска­зать, око­ло но­ля. И по­нят­но, что вско­ре этот мир на­чи­на­ет тре­щать и ды­мить­ся – его ко­рё­жит ре­аль­но и вир­ту­аль­но.

«Си­с­те­ма со­об­ща­ет о се­рь­ёз­ной уг­ро­зе спо­кой­ст­вию, ста­биль­но­с­ти и це­ло­ст­но­с­ти Жи­ву­ще­го».

При всей за­тей­ли­во­с­ти и фан­та­с­тич­но­с­ти сю­же­та кни­га Ан­ны Ста­ро­би­нец, по-мо­е­му, ак­ту­аль­на. И в той ча­с­ти, где по­ка­за­на кре­пость кон­тро­ля, и там, где жи­во­пи­су­ет­ся бунт. До­ста­точ­но вспом­нить по­пыт­ки раз­лич­ных на­чаль­ни­ков взять под кол­пак Ин­тер­нет или фе­но­мен твит­тер-ре­во­лю­ций, про­ка­тив­ших­ся по аф­ри­кан­ско­му кон­ти­нен­ту.

А уж ес­ли вспом­нить боль­шие кош­ма­ры и по­ры­вы двад­ца­то­го ве­ка, то к Ан­не сле­ду­ет при­слу­шать­ся, как к про­ро­чи­це. Кто его зна­ет, сколь страш­ны и раз­ма­ши­с­ты бу­дут про­ек­ты, на­це­лен­ные на глав­ное – ото­дви­нуть страх смер­ти.

 

Ан­на Ста­ро­би­нец. Жи­ву­щий. М.: Ас­т­рель, 2011.


 

Алек­сандр Про­ха­нов обо­же­ств­ля­ет кра­с­ки

 

Это ав­то­био­гра­фи­че­с­кая кни­га пи­са­те­ля Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва.

В ро­ма­нах Про­ха­но­ва всё слиш­ком се­рь­ёз­но и вы­спрен­не, и по­рой не­до­ста­ёт важ­ней­ше­го ка­че­ст­ва его уст­ной ре­чи – ос­т­ро­го жи­во­го юмо­ра, иро­нии и са­мо­иро­нии. Но эта кни­га чи­та­ет­ся бы­с­т­ро и с ин­те­ре­сом, текст лё­гок и про­зра­чен. Де­ло в том, что Про­ха­нов кни­гу на­го­во­рил. А го­во­рит он от­лич­но. По­лу­чи­лась ди­на­мич­ная со­вре­мен­ная про­за.

Про­ха­нов рас­ска­зы­ва­ет всё то, что мож­но най­ти в его бес­чис­лен­ных ин­тер­вью, да и в кни­гах, и в би­о­гра­фии, на­пи­сан­ной Львом Да­нил­ки­ным. И всё же хо­чет­ся чи­тать сно­ва. Кни­га Про­ха­но­ва – о при­клю­че­ни­ях. Жизнь как при­клю­че­ние.

Здесь есть все клю­че­вые сю­же­ты про­ха­нов­ской судь­бы: иг­ра в фут­бол че­ре­пом на клад­би­ще, ра­бо­та лес­ни­чим, вхож­де­ние в ли­те­ра­ту­ру, Юрий Три­фо­нов, за­сто­лье у Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва, «Лит­га­зе­та» с ле­ген­дар­ны­ми Ча­ков­ским и Сы­ро­ком­ским. Ки­тай­ские сол­да­ты, уби­тые на гра­ни­це, ког­да «крас­ная звез­да стре­ля­ла в крас­ную звез­ду». По­езд­ки на ко­с­мо­дро­мы и гло­баль­ные строй­ки. Пу­те­ше­ст­вия на вой­ну: в Аф­ган, в Ни­ка­ра­гуа, в Кам­пу­чию. Чер­но­быль по­сле взры­ва. На­ко­нец, боль­шая по­ли­ти­ка: со­зда­ние сво­ей га­зе­ты, уча­с­тие в двух ис­то­ри­че­с­ких дра­мах – 1991 и 1993 го­дов. Че­чен­ская вой­на.

Про­ха­нов за­пом­нил и за­фик­си­ро­вал мно­же­ст­во вы­пук­лых – жут­ких и пре­ле­ст­ных – де­та­лей, по ко­то­рым и вы­ст­ра­и­ва­ет ле­то­пись сво­ей жиз­ни. За­бав­но, что по­во­рот­ные мо­мен­ты всё вре­мя свя­за­ны с жи­вот­ным, не­че­ло­ве­че­с­ким ми­ром. Пла­чу­щий кро­ва­вы­ми сле­за­ми чёр­ный бе­ге­мот, в ко­то­ро­го уго­дил сна­ряд. Жёл­тый кро­ко­диль­чик, сра­жён­ный во вре­мя пу­ле­мёт­ной стрель­бы. Клин жу­рав­лей над Пар­ла­мен­том в Моск­ве «в зе­лё­ном ка­мен­ном не­бе» на­ка­ну­не рас­ст­ре­ла зда­ния из тан­ков. Спе­лость и гни­е­ние. Всё ря­дом. Вот при­род­ное, соч­ное, по­бед­ное. А вот гиб­ну­щее, об­ре­чён­ное, му­чи­тель­ное. Про­дол­же­ние бу­нин­ской алч­но­с­ти до са­мых рез­ких и яр­ких кра­сок ми­ра. В этом пре­дель­ном эс­те­тиз­ме ма­ло гу­ма­низ­ма, но оче­вид­на жаж­да зем­но­го бес­смер­тия. Не­да­ром Про­ха­нов ци­ти­ру­ет по-сво­е­му же­с­то­кую фра­зу древ­не­го ле­то­пис­ца, ко­то­рую в «Жиз­ни Ар­се­нь­е­ва» в свою оче­редь ци­ти­ро­вал Бу­нин: «Ве­щи и де­ла, аще не на­пи­са­нии бы­ва­ют, тмою по­кры­ва­ют­ся и гро­бу бес­па­мят­ст­ва пре­да­ют­ся».

И, ко­неч­но же, кни­га за­пол­не­на ба­боч­ка­ми. Ба­боч­кам по­свя­ще­на от­дель­ная гла­ва. Он вос­хи­щён ими, да­же пью­щи­ми ядо­ви­тый не­ктар из во­ро­нок, ос­тав­лен­ных ра­дио­ак­тив­ны­ми бом­ба­ми. Про­ха­нов лю­бит ба­бо­чек, как и жизнь, стран­ною лю­бо­вью. И лю­бит, и гу­бит.

«Я пой­мал её сре­ди этих джун­г­лей аф­ри­кан­ских. Шта­ны бы­ли изо­дра­ны в кло­чья, кро­во­то­чи­ли ра­ны, и по ним пол­за­ли чёр­ные, страш­ные му­ра­вьи, ко­то­рые ме­ня грыз­ли. Я раз­дел­ся, сбра­сы­вал с се­бя этих му­ра­вь­ев. И толь­ко ког­да ос­во­бо­дил­ся от по­след­не­го, умерт­вил эту ба­боч­ку».

В на­го­во­рён­ной кни­ге есть по­сто­ян­ные идеи Про­ха­но­ва. Он им­пе­рец, со­вет­ский и рус­ский па­т­ри­от. Од­на­ко в этой кни­ге он осо­бен­но яв­но пред­ста­ёт эс­те­том. Не про­сто ху­дож­ни­ком, а эс­те­том. Че­ло­ве­ком, обо­же­ств­ля­ю­щим кра­с­ки.

Не слу­чай­но кни­га, где есть и сти­хи, и ин­те­рес­ные фо­то­гра­фии, за­вер­ша­ет­ся сти­хо­тво­ре­ни­ем «Вме­с­то эпи­ло­га», впол­не лег­ко­мыс­лен­ным и де­ка­дент­ским, а по­то­му осо­бен­но че­ст­ным:

 

Век мой вскрик­нул, вспых­нул

и ум­чал­ся,

И рас­та­ял где-то вда­ле­ке.

Я в са­ду си­ре­не­вом ка­чал­ся

В клет­ча­том ды­ря­вом га­ма­ке.

 

Алек­сандр Про­ха­нов. Хож­де­ние в огонь. М.: Мо­ло­дая гвар­дия, 2011.


 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования