Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 08.07.2011

Возвращение с холмов

 Про ме­ня го­во­рят: ма­ло, мол, на­пи­сал к сво­им го­дам. А раз­ве рус­ские

лю­ди во­об­ще мно­го пи­са­ли? Это у ки­тай­цев клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра

мно­го­том­ные про­за­и­че­с­кие со­чи­не­ния, а ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си –

в ос­нов­ном не­боль­шие бы­валь­щи­ны, ти­па «Сло­ва» или «За­дон­щи­ны».

 Нет, я – рус­ский, и чту свои тра­ди­ции: пи­шу не ко­ли­че­ст­вом зна­ков,

 а ко­ли­че­ст­вом мыс­ли, сер­деч­ной бо­ли, люб­ви к лю­дям и жи­вот­ным.

И.Те­ре­хов. За­мет­ки на по­лях жиз­ни

 

Есть лю­ди, к ко­то­рым при­хо­дит ста­рость, а му­д­рость где-то за­дер­жи­ва­ет­ся. А есть лю­ди, ко­то­рые, ка­жет­ся, му­д­ры не­за­ви­си­мо от воз­ра­с­та, прак­ти­че­с­ки с мла­дых ног­тей. И ес­ли до­ба­вить к это­му ка­че­ст­ву си­с­тем­ность мы­ш­ле­ния ма­те­ма­ти­ка, ду­шу по­эта, цеп­кий взгляд ху­дож­ни­ка, про­фес­сию жур­на­ли­с­та и твёр­дую ру­ку быв­ше­го во­ен­но­слу­жа­ще­го Со­вет­ской Ар­мии, то по­доб­ная гре­му­чая смесь мо­жет ро­дить толь­ко, на­вер­но, со­вре­мен­но­го про­за­и­ка. И имен­но о та­ком я и по­ве­ду речь – о рус­ском пи­са­те­ле из Наль­чи­ка Иго­ре Те­ре­хо­ве.

Игорь ТЕРЕХОВ
Игорь ТЕРЕХОВ

Лег­ко ли жи­вёт­ся и пи­шет­ся рус­ско­му ли­те­ра­то­ру на Се­вер­ном Кав­ка­зе, в ре­ги­о­не, где раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные про­грам­мы воз­вра­ще­ния или за­креп­ле­ния рус­ско­го на­се­ле­ния, а его – рус­ско­го на­ро­до­на­се­ле­ния, – ста­но­вит­ся всё мень­ше и мень­ше? Мно­гие рус­ские ли­те­ра­то­ры ре­ги­о­на от­ме­ча­ют про­бле­мы с ме­ст­ны­ми со­ю­за­ми пи­са­те­лей, го­су­дар­ст­вен­ны­ми из­да­тель­ст­ва­ми, не­вни­ма­ни­ем вла­с­тей и де­неж­ных ту­зов. Что тут ска­зать? Толь­ко со­слать­ся на опыт Иго­ря Те­ре­хо­ва. В од­ном ин­тер­вью на во­прос, по­че­му он не всту­па­ет в чле­ны СП, про­за­ик от­ве­тил, что хо­тел сде­лать это в 1990 го­ду, ког­да у не­го вы­хо­ди­ла вто­рая кни­га про­зы «Пять уг­лов», но в тот мо­мент еди­ная ре­с­пуб­ли­кан­ская пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция рас­ко­ло­лась на две – ка­бар­дин­скую и бал­кар­скую. И в ка­кую из них всту­пать, бы­ло со­вер­шен­но не­по­нят­но. По­том они сно­ва объ­е­ди­ни­лись. Но Те­ре­хов не всту­пил ни в од­ну из них. А ра­бо­ту на­шёл по­даль­ше от ме­ст­ных «бла­го­де­те­лей» – соб­ко­ром цен­т­раль­ных из­да­ний. Вряд ли он чув­ст­ву­ет се­бя от это­го ху­же. (Мне, кста­ти, вспо­ми­на­ет­ся в этой свя­зи Вла­ди­мир Бо­го­мо­лов, зна­ме­ни­тый ав­тор «Ива­на», «Зо­си», «Мо­мен­та ис­ти­ны», ко­то­рый ни­ког­да не со­сто­ял чле­ном че­го-ли­бо, из на­град при­зна­вал толь­ко фрон­то­вые, и ни­ког­да ни­ко­му не кла­нял­ся и ни о чём не про­сил.)

Вы­пу­ск­ник ма­те­ма­ти­че­с­ко­го фа­куль­те­та уни­вер­си­те­та и сце­нар­но­го фа­куль­те­та ВГИ­Ка Игорь Те­ре­хов из­на­чаль­но тя­го­тел к сю­жет­ной про­зе. Не­да­ром его пер­вая кни­га «Тай­на пе­ре­пи­с­ки», вы­шед­шая в Наль­чи­ке в 1988 го­ду, и со­сто­я­ла ис­клю­чи­тель­но из рас­ска­зов. Тре­тья, с ки­но­по­ве­с­тью «Пра­зд­ник мёрт­вой ли­ст­вы» (вы­шед­шая уже в 1993 г.), фак­ти­че­с­ки, зна­ме­но­ва­ла окон­ча­ние ВГИ­Ка и осо­зна­ние се­бя про­фес­си­о­наль­ным ли­те­ра­то­ром. Хо­тя уже до это­го в по­служ­ном спи­с­ке ав­то­ра бы­ла ра­бо­та кор­ре­с­пон­ден­том «Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ской прав­ды», за­мом глав­но­го ре­дак­то­ра еже­не­дель­ни­ка «Се­вер­ный Кав­каз», соб­ст­вен­ным кор­ре­с­пон­ден­том «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты» (Моск­ва).

А по­том на­чал­ся раз­вал все­го и вся, и жить твор­че­с­ко­му че­ло­ве­ку, вла­де­ю­ще­му пе­ром, мож­но бы­ло толь­ко про­да­жей но­во­стей, се­рь­ёз­ная ли­те­ра­ту­ра не кор­ми­ла. Ки­но, а Те­ре­хов, на­пом­ню, про­фес­си­о­наль­ный ки­но­дра­ма­тург, на­пи­сав­ший пять ки­но­сце­на­ри­ев ху­до­же­ст­вен­ных и до­ку­мен­таль­ных филь­мов, то­же впа­ло в твор­че­с­кий, фи­нан­со­вый и ор­га­ни­за­ци­он­ный кри­зис, и рас­счи­ты­вать, что имен­но там мож­но бы­ло ре­а­ли­зо­вать­ся в тот мо­мент, бы­ло, по мень­шей ме­ре, на­ив­но.

Жур­на­лист­ская ра­бо­та – а с 1993 го­да И.Те­ре­хов – соб­кор ин­фор­ма­гент­ст­ва «Ин­тер­факс», – ра­бо­та нерв­ная, ме­лоч­ная, су­е­тли­вая, ан­га­жи­ро­ван­ная, а на Се­вер­ном Кав­ка­зе в то вре­мя (да и сей­час, на­вер­но) опас­ная, да­ёт ма­ло вре­ме­ни и ос­тав­ля­ет ма­ло сил на ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во. Пи­сать сю­жет­ную про­зу, ког­да жизнь под­бра­сы­ва­ет не­во­об­ра­зи­мые сю­же­ты, зна­чит со­рев­но­вать­ся с Гос­по­ди­ном Б. (как ино­гда име­ну­ет Твор­ца в сво­их кни­гах И.Те­ре­хов), за­ня­тие не­бла­го­дар­ное и бес­пер­спек­тив­ное. И вот со­че­та­ние этих об­сто­я­тельств под­толк­ну­ло пи­са­те­ля к ра­бо­те в жа­н­ре, как он по­том оха­рак­те­ри­зо­вал, «про­зы ма­лых форм». Мож­но на­звать это эс­се­и­с­ти­кой, жа­н­ром днев­ни­ко­вых за­пи­сей, ли­те­ра­ту­рой нон-фикшн. И из бес­сон­ных но­чей, кор­ре­с­пон­дент­ских ко­ман­ди­ро­вок, сво­док но­во­стей ста­ли вы­ле­тать, как вы­ст­ре­лы в упор раз­рыв­ны­ми пу­ля­ми, яр­кие об­ра­зы, точ­ные за­ри­сов­ки, иро­нич­ные за­ме­ча­ния. О чём? О нас. О зем­ном и не­бес­ном.

Рас­те­рян­но­с­ти пе­ред жиз­нью в них нет. Есть со­жа­ле­ние о до­пу­щен­ных ошиб­ках, за­щи­та по­ня­тия «куль­ту­ра», до­сто­ин­ст­ва че­ло­ве­ка в труд­ные вре­ме­на, лю­бовь к лю­дям и жи­вот­ным.

В од­них «ма­лых фор­мах» ав­тор вы­сту­па­ет как ис­то­рик, в дру­гих как пуб­ли­цист, в тре­ть­их как кри­тик, но во всех без ис­клю­че­ния – как ху­дож­ник. Факт по­ли­ти­че­с­кой ин­фор­ма­ции («Кто-то дол­жен раз­би­рать­ся в звёз­дах» – о бом­бёж­ке на­тов­ской авиа­ци­ей Юго­сла­вии в 1999 го­ду) Те­ре­хов на­чи­на­ет ссыл­кой на клас­си­ка («В лю­бой ды­ре хоть кто-то дол­жен раз­би­рать­ся в звёз­дах», – пи­сал ког­да-то Фрост…»), а за­вер­ша­ет иро­нич­но-гру­ст­ным и од­но­вре­мен­но злым пас­са­жем: «А быв­ший уп­рав­ля­ю­щий меж­ду­на­род­ны­ми де­ла­ми но­вой Рос­сии по ящи­ку не­до­уме­ва­ет, по­че­му мы опять ос­та­лись в сто­ро­не от ци­ви­ли­зо­ван­но­го ми­ра и не раз­гре­ба­ем жар ру­ка­ми для стра­те­гов с По­то­ма­ка. Гнусь на­ци­о­наль­но­го по­зо­ра и раз­ло­же­ния раз­ли­та в ат­мо­сфе­ре этих дней. От неё не спа­са­ют ни вод­ка, ни ко­нь­як, не­по­треб­ный дух пе­ре­би­ва­ет толь­ко пи­во. В чет­вёр­тую ночь на­лё­тов сер­бы сби­ли са­мо­лёт-не­ви­дим­ку «Стелс», что в пе­ре­во­де на че­ло­ве­че­с­кий оз­на­ча­ет «Звез­да». В их ды­ре то­же на­шёл­ся кто-то, кто раз­би­рал­ся в звёз­дах» (Цикл «Ара­бе­с­ки» из кни­ги «Ре­ка вре­мён»).

А где-то он вы­сту­па­ет про­сто как по­эт: «Шесть го­ро­дов бу­дут спо­рить за пра­во вы­дви­нуть нас на Но­бе­лев­скую пре­мию люб­ви» (из кни­ги «Воз­вра­ще­ние с хол­мов»). Или: «Две ра­ду­ги про­ло­жи­ли над го­ро­дом воз­душ­ный мост. Под ним сну­ют лю­ди с чёр­ны­ми зон­та­ми и, шур­ша ши­на­ми, раз­брыз­ги­ва­ют по сто­ро­нам дож­де­вые по­то­ки ав­то­мо­би­ли. А за­ня­тый сво­и­ми мыс­ля­ми Бог про­хо­дит по мос­ту, не за­ме­чая ус­т­рем­лён­ных к не­му глаз бро­дя­чей со­ба­ки» (кни­га «Воз­вра­ще­ние с хол­мов»).

А где – как иро­нич­ный ле­то­пи­сец апо­кри­фи­че­с­ко­го аб­сур­да ушед­ших вре­мён: «Ко­с­тю Ч. при­ни­ма­ли в пар­тию в по­след­ние дни служ­бы на фло­те. Как и по­ло­же­но «дем­бе­лю», в по­след­ние дни по­сле при­ка­за он «гу­лял». Та­ким – не­сколь­ко опух­шим от ви­на и де­ви­чь­их по­це­лу­ев – он и при­шёл на за­се­да­ние парт­ко­мис­сии.

Од­на да­ма-ор­то­докс, по­смо­т­рев на не­го, за­яви­ла: «По­смо­т­ри­те са­ми, ко­го мы при­ни­ма­ем в пар­тию».

В ар­мии Ко­с­тя все три го­да во­зил на­чаль­ни­ка во­ен­но-мор­ской ба­зы. Его шеф – контр-ад­ми­рал под­нял­ся и ска­зал: «Я знаю его три го­да, и уве­рен, что в слу­чае во­ору­жён­но­го кон­флик­та он бу­дет на на­шей сто­ро­не». И не бу­ду­чи чле­ном парт­ко­ма, пер­вым под­нял ру­ку за при­ня­тие Кон­стан­ти­на в КПСС.

Ес­те­ст­вен­но, все то­же про­го­ло­со­ва­ли «за».

Ад­ми­рал ска­зал Ко­с­те: «По­з­д­рав­ляю, сы­нок. Ты те­перь ком­му­нист!» (кни­га «Воз­вра­ще­ние с хол­мов»).

По­чув­ст­во­вав нерв вре­ме­ни, уло­вив, что сю­жет­ная ху­до­же­ст­вен­ная про­за не все­гда мо­жет точ­но вы­ра­зить дух это­го вре­ме­ни, его суть («Мысль из­ре­чён­ная есть ложь!» – это обо всех пи­са­ни­ях, но осо­бен­но о тех, где мысль – «длин­ная»), И.Те­ре­хов со­сре­до­то­чил­ся на ра­бо­те в жа­н­ре нон-фикшн: 2000 г. – «Ноч­ная стра­жа» (из­да­тель­ст­во «Эль­брус», Наль­чик), 2005 г. – «Ре­ка вре­мён» (из­да­тель­ст­во «Эль­брус», Наль­чик), 2008 г. – «Воз­вра­ще­ние с хол­мов» (из­да­тель­ский центр «Эль-Фа», Наль­чик, за свой счёт).

Что, сплош­ное пи­са­тель­ское бла­го­по­лу­чие? Ес­ли бы… Кни­ги, из­дан­ные в го­сиз­да­тель­ст­ве, по­ми­мо дол­го­го ожи­да­ния вы­пу­с­ка, тер­пе­ли и про­из­вол ре­дак­то­ров, со­кра­ща­ясь ча­с­то на треть и бо­лее тек­с­та. При­чи­ной ли тому эко­но­мия бу­ма­ги, де­неж­ные за­труд­не­ния из­да­тель­ст­ва, на­ци­о­наль­ная ли­те­ра­тур­ная по­ли­ти­ка (всё-та­ки ав­тор – не гос­ти­ту­ляр), бо­язнь, что на его фо­не со­вре­мен­ные ме­ст­ные клас­си­ки бу­дут вы­гля­деть пиг­ме­я­ми, – но факт ос­та­ёт­ся фак­том: И.Те­ре­хо­ву на­до­ело не­сти твор­че­с­кие по­те­ри по не­за­ви­ся­щим от не­го об­сто­я­тель­ст­вам, и по­след­нюю кни­гу он из­дал, как уже ука­зы­ва­лось, на свои сред­ст­ва и в ав­тор­ской ре­дак­ции. Так что ка­пи­та­лизм для гра­мот­ных и та­лант­ли­вых ав­то­ров мо­жет иметь и свои плю­сы.

А то, что Игорь Те­ре­хов та­лант­лив, не вы­зы­ва­ет со­мне­ний ни у ко­го, кто чи­тал его про­зу. Мож­но в этой свя­зи вспом­нить те­перь уже поч­ти хре­с­то­ма­тий­ное вы­ска­зы­ва­ние А.Твар­дов­ско­го о том, как на­до чи­тать кни­гу: от­кры­вай­те её, как раз­ре­за­е­те ар­буз, по­се­ре­ди­не, про­чи­тай­те не­сколь­ко строк, и ес­ли они, как лом­ти спе­ло­го ар­бу­за, крас­ные, соч­ные, слад­кие, – чи­тай­те всё. Так и кни­ги на­ше­го ав­то­ра: их мож­но на­чи­нать чи­тать с се­ре­ди­ны, с кон­ца, с на­ча­ла – и рос­сыпь яр­ких, точ­ных, эмо­ци­о­наль­но ок­ра­шен­ных за­ри­со­вок, мыс­лей, ха­рак­те­ри­с­тик не­воль­но за­став­ля­ют про­дол­жать чте­ние – с се­ре­ди­ны – в обе сто­ро­ны, с на­ча­ла, ес­те­ст­вен­но, до кон­ца, с кон­ца – к на­ча­лу.

Кста­ти, «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» не­од­но­крат­но пе­ча­та­ла от­рыв­ки из его про­зы. В ча­ст­но­с­ти, в № 22 от 02.06.2006 г. – «За­мет­ки на по­лях жиз­ни»; в № 47 от 27.11.2009 г. – «Муж­чи­на с вес­лом».

А в 2002 го­ду Игорь Те­ре­хов со сво­им рас­ска­зом «Го­род Наль­чик» по­пал в шорт-лист кон­кур­са «Рус­ский Де­ка­ме­рон». И сре­ди ин­тел­лек­ту­а­лов Се­вер­но­го Кав­ка­за этот рас­сказ ко­ти­ру­ет­ся те­перь как ви­зит­ная кар­точ­ка ли­те­ра­тур­ных до­сти­же­ний ре­ги­о­на. И ко­ти­ру­ет­ся за­слу­жен­но.

В чём ещё до­сто­ин­ст­во «про­зы ма­лых форм» Иго­ря Те­ре­хо­ва, не­смо­т­ря на то, что сам ав­тор – и есть глав­ный ге­рой? В её со­ци­аль­но­с­ти. Да, в этом уже под­за­бы­том ка­че­ст­ве рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры, раз­мы­том глян­це­вым гла­му­ром, пи­суль­ка­ми поп-звёзд и на­пы­щен­ных от са­мо­мне­ния те­ле­ве­ду­щих, са­мо­влюб­лён­ным ме­му­ар­ным бре­дом но­во­яв­лен­ных «хо­зя­ев жиз­ни» – неф­те- и га­зо­вла­дель­цев («На­сту­пи­ли впол­не ли­те­ра­тур­ные вре­ме­на: в виш­нё­вом са­ду сто­ит ка­фе «Три се­с­т­ры», где вам с удо­воль­ст­ви­ем на­льют во­доч­ки «Дя­дя Ва­ня», – «За­мет­ки на по­лях жиз­ни»).

«Ма­лень­кий че­ло­век» на пу­ти ав­то­ра – это и его че­ло­век, его ге­рой со все­ми ошиб­ка­ми, нрав­ст­вен­ны­ми про­зре­ни­я­ми и па­де­ни­я­ми, ожи­да­ни­я­ми и на­деж­да­ми, и с не ме­нее со­кру­ши­тель­ны­ми по­те­ря­ми – се­бя, жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров... «По­вст­ре­чал го­род­ско­го бом­жа – ока­за­лось, что я знал это­го че­ло­ве­ка ещё со вре­мён ра­бо­ты на за­во­де… Мы по­смо­т­ре­ли друг на дру­га все­го се­кун­ду-дру­гую, уз­нал он ме­ня, я – его. И у ме­ня пе­ред мыс­лен­ным взо­ром про­нес­лась вся его не­хи­т­рая ис­то­рия: за­кры­тие за­во­да в ре­зуль­та­те раз­ва­ла Со­ю­за, без­де­не­жье, не­уря­ди­цы в се­мье, воз­мож­но, вы­пив­ка, ссо­ры, ру­гань с близ­ки­ми, тя­жё­лая бо­лезнь, а по­сле – ули­ца. В сущ­но­с­ти, я – за­пи­сы­ва­ю­щий всё это в съём­ной гар­со­нь­ер­ке в ию­ле 2002 го­да, – пе­ре­жил точ­но та­кую же ис­то­рию. Про­сто я от­но­си­тель­но лег­че от­де­лал­ся». «И ми­лость к пад­шим при­зы­вал!» – это и Игорь Те­ре­хов: «…Рус­ская ли­те­ра­ту­ра не мо­жет не быть со­ци­аль­ной, по­то­му что все­гда бы­ла, есть и дол­го ещё бу­дет един­ст­вен­ной вы­ра­зи­тель­ни­цей на­род­ных на­дежд, жи­вым ис­точ­ни­ком сил для рус­ско­го че­ло­ве­ка».

И, ду­маю, что жизнь со­вре­мен­ной эпо­хи, её мыс­ли и чув­ст­ва да­лё­кие по­том­ки бу­дут изу­чать не толь­ко по фан­та­с­ма­го­ри­ям В.Пе­ле­ви­на, «чер­ну­хе» Н.Ко­ля­ды, взрыв­ным ро­ма­нам А.Про­ха­но­ва, «но­во­му ре­а­лиз­му» З.При­ле­пи­на, С.Шар­гу­но­ва, Р.Сен­чи­на, но и по «про­зе ма­лых форм» Иго­ря Те­ре­хо­ва. 


Юрий ИВАНОВ,
д. БАРДОВО,
Псковская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования