Архив : №28. 15.07.2011
Национальная премия против культуры
Почему якобы лучшие медиа-менеджеры страны не пускают литературные издания к читателю
Я с удивлением 12 июля прочитал в газете «Коммерсантъ» поздравление лауреатов национальной премии «Медиа-менеджеры России – 2011». Увы, присоединиться к этим поздравлениям никак не могу. В число лауреатов попали люди, которые, на мой взгляд, всё делают, чтобы не пустить к читателю качественную прессу, в частности культурно-просветительские издания.
Приведу два примера. Первое. В номинации «медиахолдинги» якобы национальная премия «Медиаменеджеры России – 2011» досталась руководителю регионального агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Марату Муратову. Но этот некомпетентный, по моему мнению, менеджер давно уже наплевал на то, что происходит в Татарстане с распространением газет, и на то беззаконие, что творит в Казани группа компаний «Альянс-пресс». Данная компания, как мы уже не раз рассказывали читателям, несколько лет назад занялась откровенными поборами. В частности, она внаглую стала вымогать немалые деньги с редакций за присутствие культурно-просветительских изданий в газетных киосках Казани, при этом годами не выплачивая поставщикам деньги за уже реализованную продукцию. Менеджеры «Альянса-Пресс» заявляли, что им выгоднее в газетных киосках продавать сигареты. Ссылаясь на нерентабельность продаж литературных изданий, они, тем не менее, во многом на средства от продажи социально важных газет с помпой устраивали пышные семинары в солнечной Италии. Красиво жить торговым магнатам не запретишь! Все возмущения писателей, адресованные президенту республики Татарстан, бессильная администрация руководителя республики цинично спихивала господину Муратову. Ну а тот полностью самоустранился от проблемы. Он, видимо, до сих пор заинтересован в росте продажи сигарет, а не в распространении знаний и привитии жителям Казани хороших литературных вкусов. Так что господина Муратова, поставившего шлагбаум на пропаганде культурных достижений братских народов Российской Федерации, стоило бы объявить не общенациональным медиа-менеджером, а захудалым лоббистом табачных королей. Это было бы справедливей.
Второе. Возмутили меня и итоги в номинации «отраслевые партнёры». Неизвестное мне жюри победительницей объявило генерального директора орловского предприятия «Роспечать» Тамару Близнюк, которая не считает нужным брать на реализацию в газетных киосках Орла целый ряд культурно-просветительских изданий, в том числе и «ЛР». Этот медиа-менеджер, вероятно, спит и видит в киосках города лишь «Коммерсантъ». Социально значимые издания, судя по всему, ей до лампочки. Ну подумаешь, в третьей литературной столице России, славной традициями Тургенева, Бунина и Леонида Андреева, никто и ничего не будет знать о современном литературном процессе и окончательно разучится читать. Какое до всего этого дело госпоже Близнюк?
Любая национальная премия, как я понимаю, должна действовать в национальных интересах и служить интересам всей страны. А в данном случае мы имеем дело с пофанацией. Премия «Медиа-менеджер России – 2011» – это какой-то странный междусобойчик, полностью игнорирующий культуру. Получается, что она обслуживает в основном бескультурных толстосумов, забывших, когда они в последний раз брали в руки книжку.
В. ОГРЫЗКО