Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 15.07.2011

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 Срав­ни­тель­ный ана­лиз пло­хо­го и худ­ше­го

 

Ка­кую кни­гу труд­нее на­пи­сать – ум­ную или бе­зум­ную, по­лез­ную или бес­по­лез­ную? От­вет оче­ви­ден: дрян­ную книж­ку сле­пить из пу­с­тых слов и без­мыс­лия го­раз­до про­ще, как не­че­го де­лать. Но не я за­дал­ся этим во­про­сом, а по­став­лен он был впер­вые ад­ми­ра­лом Шиш­ко­вым, ми­ни­с­т­ром про­све­ще­ния (у ко­го Фур­сен­ко по­учить­ся бы) пе­ред Алек­сан­д­ром I. Сам же он и объ­яс­ня­ет ца­рю: «Один уже во­прос сей слу­жит до­ка­за­тель­ст­вом: не­о­гра­ни­чен­ная сво­бо­да кни­го­пе­ча­та­ния же­ла­ет про­тив од­ной хо­ро­шей кни­ги вы­пу­с­кать двад­цать ху­дых. Но ус­лы­шат ли там го­лос и суд му­д­ро­го, где двад­цать не­вежд бу­дут вме­с­те с ним кри­чать не­ле­пи­цу? Не одо­ле­ют ли на­пос­ле­док не­веж­ды, и сей му­д­рец не скро­ет ли та­лант свой в зем­лю, ос­та­вя их кри­чать, глу­шить и пор­тить на­род? Сколь­ко бы ни го­во­ри­ли, что там про­све­ще­ние, где в ты­ся­чу пе­рь­ев пи­шут, од­на­ко это не­прав­да: не чис­ло книг при­но­сит поль­зу, но до­сто­ин­ст­во их; луч­ше не иметь ни од­ной, не­же­ли иметь их ты­ся­чи ху­дых».

К че­му это я? Да всё к то­му же: и сей­час на двад­цать, а то и на две­с­ти ху­дых книг вы­хо­дит все­го од­на дель­ная, по­лез­ная для ду­ши и ума. Вот и в се­го­дняш­нем об­зо­ре, ус­тав уже изум­лять­ся на­ше­му сво­бод­но­му кни­го­пе­ча­та­нию, я пред­став­ляю чи­та­те­лю сра­зу шесть из­да­ний, из ко­то­рых од­но лишь бо­лее-ме­нее до­стой­но его вни­ма­ния. Это кни­га Вла­ди­ми­ра Но­ви­ко­ва «Алек­сандр Блок» в мо­ло­дог­вар­дей­ской се­рии «ЖЗЛ». Но о ней чуть поз­же, а по­ка – о «пло­хом» и «худ­шем». К этим оце­ноч­ным ка­те­го­ри­ям я от­нёс ро­ма­ны Сер­гея Ле­бе­де­ва «Пре­дел заб­ве­ния» (из­да­тель­ст­во «Пер­вое сен­тя­б­ря») и Ти­ма Ско­рен­ко «Сад Ие­ро­ни­ма Бо­с­ха» (ООО «Снеж­ный Ком М»).

В «Пре­де­ле…» че­ло­век сто­ит у Гер­ку­ле­со­вых стол­бов и обо­зре­ва­ет край Ев­ро­пы. По­пут­но вспо­ми­на­ет дет­ст­во, юность, За­пад­ную Си­бирь, ге­о­ло­ги­че­с­кие экс­пе­ди­ции и во­об­ще раз­мы­ш­ля­ет над смыс­лом жиз­ни. Пы­та­ет­ся рас­поз­нать, как жи­вёт в нём и во всех нас ещё не до кон­ца уз­нан­ное про­шлое, как оно вли­я­ет и на­прав­ля­ет мыс­ли и по­ступ­ки лю­дей в се­го­дняш­нем дне, и ка­ко­во то на­ка­за­ние, ко­то­рое мы не­сём за ви­ну от­цов и де­дов, за рав­но­ду­шие к до­б­ру и злу. Та­ко­ва, ус­лов­но го­во­ря, ду­хов­ная кон­ст­рук­ция ро­ма­на, жанр ко­то­ро­го мож­но бы­ло бы оп­ре­де­лить как ме­та­фи­зи­че­с­кий ре­а­лизм (ав­то­ра нуж­но не­мед­лен­но при­нять в клуб Мам­ле­е­ва и Си­бир­це­ва). Идея са­ма по се­бе не­пло­ха: в ис­то­ри­че­с­ком смыс­ле на­шу жизнь нель­зя по­нять, не при­знав дей­ст­вен­ным фак­том бы­тия то, что мно­гим по­ка­жет­ся чи­с­тым умо­зре­ни­ем – на­след­ст­во чу­жих су­деб, чу­жой ви­ны, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо из­быть до кон­ца.

Че­ло­век, ут­верж­да­ет ав­тор, это все­гда сын сво­ей эпо­хи и па­сы­нок эпо­хи пред­ше­ст­ву­ю­щей. По Ман­дель­ш­та­му: «В жи­лах каж­до­го сто­ле­тия жи­вёт чу­жая, не его кровь». И про­шлое бо­лее вла­ст­но над ним, чем на­сто­я­щее – не по­лу­чив­шее ос­мыс­ле­ния и по­ка­я­ния про­шлое од­ной се­мьи и це­лой стра­ны. Я с этой иде­ей ро­ма­на не со­гла­шусь. Мне лич­но не в чем ка­ять­ся за сво­е­го от­ца и де­да. Они жи­ли че­ст­но, на бла­го Рос­сии. Да и что это нас всё вре­мя ты­ка­ют но­сом в «ви­ну и по­ка­я­ние пред­ков»? Хва­тит уже. А Ле­бе­дев про­дол­жа­ет да­вить: че­ло­век при­зван жиз­нью раз­ре­шать уз­лы су­деб, ког­да его ещё не бы­ло на све­те, об­ре­чён из­бы­вать бес­па­мят­ст­во, ут­ра­чи­вать власть про­шло­го над ним. Оно и по­нят­но, у глав­но­го ге­роя дед был на­чаль­ни­ком ла­ге­ря где-то на руд­ни­ках. Во­об­ще, не­ко­то­рые сце­ны в ро­ма­не про­пи­са­ны очень хо­ро­шо, на­при­мер, ког­да ра­дист на уда­лён­ной ме­те­о­ро­ло­ги­че­с­кой стан­ции вы­нуж­ден по при­ня­той ра­дио­грам­ме аре­с­то­вать сво­е­го на­чаль­ни­ка, а тот поз­же схо­дит с ума, да и сам ра­дист то­же.

Но всё это про­из­ве­де­ние – один длин­ный вну­т­рен­ний мо­но­лог, по­ток по­вреж­дён­но­го вре­ме­нем со­зна­ния. Ни еди­ной строч­ки пря­мой ре­чи, ни­ка­ких ди­а­ло­гов, столк­но­ве­ний ха­рак­те­ров. Толь­ко глав­ный ге­рой и его раз­мы­ш­ле­ния. Это, по су­ти, боль­шое эс­се, рас­тя­ну­тое на 286 стра­ниц. А эс­се как ли­те­ра­тур­ный жанр пред­по­ла­га­ет не­боль­шой объ­ём, гра­ни­чит с на­уч­ным очер­ком и фи­ло­соф­ским трак­та­том (ро­до­на­чаль­ни­ка­ми его, как из­ве­ст­но, бы­ли Мон­тень и Бэ­кон). А в рус­ской па­ро­дий­ной тра­ди­ции эс­се – это «взгляд и не­что». Вот «Не­что» у Сер­гея Ле­бе­де­ва (уме­ло­го эс­се­и­с­та по при­зва­нию) и вы­шло, без раз­го­вор­ных ин­то­на­ций, по­движ­ных ас­со­ци­а­ций и ос­т­ро­сю­жет­ной ком­по­зи­ции. Это не ро­ман.

В «Са­ду…» дей­ст­вие этой фан­та­с­ти­че­с­кой уто­пии, на­про­тив, бьёт че­рез край, фон­та­ни­ру­ет, как про­рвав­ша­я­ся ка­на­ли­за­ци­он­ная тру­ба. Я не слу­чай­но срав­ни­ваю со­дер­жа­ние ро­ма­на с фе­каль­ны­ми от­хо­да­ми. Да, на­вер­ное, и сам ав­тор стре­мил­ся по­ка­зать всю грязь и мер­зость кле­ри­каль­но­го оту­пе­ния и фа­на­тиз­ма. По край­ней ме­ре, так сле­ду­ет из тек­с­та. Глав­ный пер­со­наж – Дже­ре­ми Л. Смит – ис­ча­дие ада, ни­че­го кро­ме рвот­ных ре­флек­сов не вы­зы­ва­ет. Но, тем не ме­нее, яв­ля­ет­ся но­вым мес­си­ей для че­ло­ве­че­ст­ва. «Он при­ехал в Рим на слу­чай­ной по­пут­ке, на но­гах у не­го бы­ли гряз­ные сто­птан­ные баш­ма­ки, а во рту не хва­та­ло не­сколь­ких зу­бов. Он крал, уби­вал, пре­лю­бо­дей­ст­во­вал, но это не име­ло зна­че­ния, по­то­му что его на­зва­ли но­вым Хри­с­том в пря­мом эфи­ре всех те­ле­ка­на­лов ми­ра. И че­ло­ве­че­ст­во по­лу­чи­ло то­го, ко­го за­слу­жи­ва­ло». На­чав с то­го, что, ра­бо­тая в нью-йорк­ской за­ку­соч­ной, Дже­ре­ми ук­рад­кой пле­вал, смор­кал­ся и мо­чил­ся в суп по­се­ти­те­лям, он в своё вре­мя по­па­да­ет на по­хо­ро­ны Па­пы Рим­ско­го. У то­го уже вы­чи­с­ти­ли все вну­т­рен­но­с­ти и уда­ли­ли мозг, что­бы не про­во­нял: про­ща­ние-то в жар­кую по­го­ду длит­ся не­де­лю. И вот Дже­ре­ми… ожив­ля­ет Па­пу. По­том он со­вер­ша­ет ещё мно­же­ст­во чу­дес, а по­ле­тать по воз­ду­ху и по­хо­дить по во­де – ему что в ком­пот плю­нуть. Но, в кон­це кон­цов, кар­ди­на­лы его мо­чат. Ра­но ещё мес­сии яв­лять­ся, вре­мя не при­шло, са­мим по­жить хоц­ца.

Идея ро­ма­на то­же не­пло­ха: «Весь мир, весь этот грё­ба­ный мир – это сад Ие­ро­ни­ма Бо­с­ха». Ещё и Брей­ге­ля на­до при­пле­с­ти. «Омер­зи­тель­ные слеп­цы, про­тив­ные тол­стя­ки, от­кры­тые без­зу­бые рты, вы­пу­чен­ные гла­за – это ва­ша сущ­ность». Я сам при­дер­жи­ва­юсь той же мыс­ли о со­вре­мен­ном че­ло­ве­че­ст­ве. Но ни­ког­да бы не стал ре­т­ран­с­ли­ро­вать её с та­ким от­вра­ти­тель­ным на­ту­ра­лиз­мом, как Ско­рен­ко. На каж­дой стра­ни­це ро­ма­на – уб­люд­ки, уро­ды, на­ро­с­ты на те­ле ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва. То из­вра­щён­ные со­во­куп­ле­ния, то вы­ли­тое на го­ло­ву чи­та­те­ля ве­д­ро по­мо­ев. Ко­неч­но, Босх и Брей­гель – ве­ли­кие ма­с­те­ра, но раз­гля­ды­вать их кар­ти­ны с удо­воль­ст­ви­ем – гу­бить ду­шу. А уж под­ра­жать им – ху­же не­ку­да.

Пост­скрип­тум. В этом со­рев­но­ва­нии двух книг по­бе­ду с не­зна­чи­тель­ным пре­иму­ще­ст­вом от­даю Ле­бе­де­ву.

 

Сер­гей Ле­бе­де­в. Пре­дел заб­ве­ния. М.: Первое сентября, 2011.

Ти­м Ско­рен­ко. Сад Ие­ро­ни­ма Бо­с­ха. М.: Снеж­ный Ком М, 2011.


 

Срав­ни­тель­ный ана­лиз двух по­де­лок из рас­хо­же­го ма­те­ри­а­ла

 

Два сле­ду­ю­щих ав­то­ра – да­мы. Но от­нюдь не ген­дер­ные осо­бен­но­с­ти объ­е­ди­ня­ют ро­ма­ны Люд­ми­лы Улиц­кой «Зе­лё­ный ша­тёр» (из­да­тель­ст­во «Экс­мо») и Мар­га­ри­ты Хем­лин «Край­ний» (Центр кни­ги ВГБИЛ им. М.И. Ру­до­ми­но). Ско­рее, на­ци­о­наль­ные. Да ещё то, что в обо­их про­из­ве­де­ни­ях глав­ны­ми пер­со­на­жа­ми яв­ля­ют­ся де­ти, под­ро­ст­ки. И дей­ст­вие про­ис­хо­дит поч­ти в од­но и то же вре­мя: во­ен­но-по­сле­во­ен­ное, с за­хлё­с­том на со­вре­мен­ность. Труд­ные го­ды, тре­бу­ю­щие бы­с­т­ро­го нрав­ст­вен­но-ду­хов­но­го и фи­зи­че­с­ко­го взрос­ле­ния. Да ещё Ста­лин. А как же без не­го, это­го страш­но­го жу­пе­ла для всех ли­бе­ра­лов и ко­с­мо­по­ли­тов? Без не­го кар­ти­на ми­ра бу­дет не­пол­ной. Ста­лин и фа­ши­с­ты. Ну и ту­по­ва­тые и бес­сер­деч­ные рус­ские пер­со­на­жи, ко­неч­но.

Улиц­кая, в ча­ст­но­с­ти, опи­сы­ва­ет ужас­ные кро­ва­вые по­хо­ро­ны вож­дя, в ко­то­рых ед­ва не по­гиб не­сча­ст­ный ев­рей­ский маль­чик Илья, Хем­лин – рус­ско­го по­ли­цая, при­спеш­ни­ка ок­ку­пан­тов, чуть не при­ст­ре­лив­ше­го дру­го­го под­ро­ст­ка, Нис­ла Зай­ден­бан­да. Но он убе­жит. Прав­да, его друг, Ян­кель, из-за опять рус­ской де­воч­ки На­тал­ки то­нет в бо­ло­те. А Илья поз­же зна­ко­мит­ся с ака­де­ми­ком Са­ха­ро­вым, жу­пе­лом уже чер­но­со­тен­цев, по­сле че­го его прес­су­ет гад­кое КГБ. Но он вы­ры­ва­ет­ся из душ­ной тем­ни­цы – про­кля­то­го СССР – и уез­жа­ет в сво­бод­ный Ие­ру­са­лим. Нисл Мо­и­се­е­вич Зай­ден­банд, ка­жет­ся, то­же. Я чи­тал не слиш­ком вни­ма­тель­но, но смысл был по­ня­тен за­ра­нее. Там, у Сте­ны Пла­ча, они, по идее, и долж­ны встре­тить­ся, по­сколь­ку бес­смерт­ны как ли­те­ра­тур­ные пер­со­на­жи на­ших дам. Од­на­ко это бу­дет уже дру­гая ис­то­рия, ко­то­рую в оче­ред­ной раз на­пи­шет ли­бо Улиц­кая, ли­бо Хем­лин. Ли­бо ещё кто-то, для ко­го Рос­сия – стра­на ди­ких сло­нов и ка­ять­ся ей до скон­ча­ния ве­ков за тай­ный ан­ти­се­ми­тизм, а вско­ре и за хо­ло­кост то­же.

Всё тот же зна­ме­ни­тый ад­ми­рал Шиш­ков, пре­зи­дент Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук, бо­ров­ший­ся с биб­лей­ски­ми об­ще­ст­ва­ми, эти­ми чу­же­зем­ны­ми аген­та­ми вли­я­ния, на­вод­нив­ши­ми Оте­че­ст­во по­сле вой­ны 1812 го­да, пи­сал: «Сло­во, хи­т­ро­с­тью ума ис­пе­щ­рён­ное, ядо­ви­тее и опас­нее змеи, пре­ль­стив­шей пра­ро­ди­те­лей на­ших. Оно под раз­лич­ны­ми ви­да­ми, то угож­дая сла­до­ст­ра­с­тию, то ос­т­ро­тою на­смеш­ки, то мни­мой важ­но­с­тью му­д­ро­с­ти, то со­кро­вен­но­с­тью мыс­лей, а ино­гда тем­но­тою и без­тол­ко­ви­цей, оча­ро­вы­ва­ет, ос­леп­ля­ет не­о­пыт­ные умы, и ча­с­то гнус­ность по­ро­ка так ис­кус­но уме­ет об­ле­кать в кра­со­ту до­б­ро­де­те­ли, что са­мый зре­лый рас­су­док ед­ва раз­ли­чить мо­жет… Язык, под ви­дом про­све­ще­ния, спо­соб­ст­во­вал воз­ник­ше­му злу ски­тать­ся из стра­ны в стра­ну, из до­ма в дом, из жур­на­ла в жур­нал, из те­а­т­ра в те­атр. Спер­ва скрыт­но, а по­том и яв­но учит, вос­пи­ты­ва­ет, за­ра­жа­ет, ос­леп­ля­ет, раз­вра­ща­ет юно­ше­ст­во с тою ад­скою на­деж­дою, что оно, воз­му­жав и на­пи­тав­шись за­блуж­де­ни­я­ми, ста­нет со­об­щать их из ро­да в род, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ния».

Про­шу про­ще­ния за столь длин­ную ци­та­ту, но она име­ет не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние и к этим двум ро­ма­нам, один из ко­то­рых дваж­ды по­па­дал в фи­нал на­ци­о­наль­ной пре­мии «Боль­шая кни­га», а вто­рой, как ска­за­но в ан­но­та­ции: «По пра­ву мо­жет пре­тен­до­вать на пер­во­сте­пен­ное ме­с­то в ие­рар­хии глав­ных книг, фор­ми­ру­ю­щих идеи, ос­мыс­ля­ю­щих эпо­ху». Как бы не так.

Пост­скрип­тум. За­счи­ты­ваю в со­рев­но­ва­нии двух по­де­лок ни­чей­ный ре­зуль­тат, рав­ный по­ра­же­нию обе­их ав­торш.

 

Люд­ми­ла Улиц­кая. Зе­лё­ный ша­тёр. М.: Экс­мо, 2011.

Мар­га­ри­та Хем­лин. Край­ний. М.: Центр кни­ги ВГБИЛ им. М.И. Ру­до­ми­но, 2010.


 

Срав­ни­тель­ный ана­лиз рав­но­ве­ли­ко­го и рав­но­низ­ко­го

 

За­клю­чи­тель­ные в мо­ём об­зо­ре пер­со­на­жи и кни­ги вы­бра­ны во­все не слу­чай­но. Уже упо­мя­ну­тый Вла­ди­мир Но­ви­ков с «Алек­сан­д­ром Бло­ком» и Ти­мур Ки­би­ров с «Ла­дой, или Ра­до­с­тью» (из­да­тель­ст­во «Вре­мя»). О ге­рое пер­во­го би­о­гра­фи­че­с­ко­го про­из­ве­де­ния го­во­рить осо­бен­но не­че­го: ве­ли­кий по­эт ми­ро­во­го уров­ня, ве­ли­кая из­ло­ман­ная судь­ба. При­няв­ше­го в за­блуж­де­нии ре­во­лю­цию, у не­го не бы­ло шан­сов на спа­се­ние. Нет по­ка та­кой на­уки, ко­то­рая уме­ла бы ис­сле­до­вать в един­ст­ве те­ле­сную и ду­хов­но-твор­че­с­кую жизнь че­ло­ве­ка. И объ­яс­нить с этой точ­ки зре­ния смерть по­эта. Блок умер не от «пер­вич­но­го по­до­ст­ро­го сеп­ти­че­с­ко­го эн­до­кар­ди­та, при­чи­ной ко­то­ро­го был хро­ни­че­с­кий тон­зил­лит» (так в ди­а­гно­зе). Ты­ня­нов в 1924 го­ду на­пи­сал: «…Са­мая стре­ми­тель­ность смен, са­мая же­с­то­кость борь­бы и бы­с­т­ро­та па­де­ний – темп на­ше­го ве­ка. ХIХ век был мед­лен­нее. У нас нет по­этов, ко­то­рые бы не пе­ре­жи­ли сме­ны сво­их те­че­ний, – смерть Бло­ка бы­ла слиш­ком за­ко­но­мер­ной».

Двад­цать пер­вый век ещё стре­ми­тель­нее, ещё жёст­че. Я по­мню, ког­да мы учи­лись вме­с­те с Ки­би­ро­вым в МО­ПИ, он бук­валь­но бре­дил Бло­ком. По­том, со сме­ной эпох и «те­че­ний», у не­го по­яви­лись иные ку­ми­ры, ти­па Брод­ско­го, и он по­плыл в фар­ва­те­ре сво­е­го но­во­го по­во­ды­ря – Ма­ра­та Гель­ма­на, по­га­жи­вая ис­под­тиш­ка на рус­скую ли­те­ра­ту­ру и Рос­сию во­об­ще. Вы­бран­ный им при­ём был до при­ми­тив­но­с­ти прост. Бе­рёшь строч­ку из клас­си­ка – Пуш­ки­на или Дер­жа­ви­на – и об­сме­и­ва­ешь её со всех сто­рон. Как со­ба­ка об­гла­ды­ва­ет бро­шен­ную ей кость.

Он и на­пи­сал те­перь пер­вую про­за­и­че­с­кую книж­ку о со­ба­ке. Дей­ст­вие раз­ме­с­тил в рус­ской де­рев­не Ма­лые Кол­ду­ны. Снаб­дил текст ма­тер­ны­ми по­хаб­ны­ми ча­с­туш­ка­ми: «Здрав­ст­вуй, Ри­та! До­б­рый день! Дай по­тро­гать за п…нь!», «Ко­му не спит­ся в ночь глу­хую? – Со­ба­ке, сто­ро­жу и х…!», «Не е…и моз­га моз­гу, Я ра­бо­тать не мо­гу!» Сло­вом, в из­люб­лен­ном сти­ле де­мо­кра­тов-ли­бе­ра­лов. Но ког­да по­сред­ст­вен­ный и ни­ку­дыш­ный по­эт, раз­ду­тый де­шё­вой прес­сой и на­хва­тав­ший за по­след­ний де­ся­ток лет ку­чу про­даж­ных пре­мий, на­чи­на­ет пи­сать про­зу – де­ло сов­сем швах.

По уве­ре­нию ав­то­ра, в этой де­рев­не жи­вут од­ни пол­ные рус­ские иди­о­ты, от­мо­роз­ки, жир­ные ба­бы и за­пой­ные пья­ни­цы. Да, чуть не за­был, есть ещё один нор­маль­ный пер­со­наж – не­из­ве­ст­но как за­те­сав­ший­ся сю­да иу­дей Юлик, бу­ду­щая све­ти­ла ве­те­ри­на­рии и осо­ба, при­бли­жён­ная к пре­зи­ден­ту. Ко­ро­че, по Улиц­кой и Хем­лин. Ну, ра­зу­ме­ет­ся, и глав­ная ге­ро­и­ня ро­ма­на – со­бач­ка Ла­да, ко­то­рая в ре­зуль­та­те раз­лич­ных пе­ри­пе­тий ока­зы­ва­ет­ся в ито­ге ум­нее и бла­го­род­нее всех ос­таль­ных фи­гу­ран­тов. Вклю­чая и са­мо­го ав­то­ра.

Опять об­ра­щусь к го­су­дар­ст­вен­но­му се­к­ре­та­рю Рос­сии Шиш­ко­ву, сме­нив­ше­му на этом по­сту по во­ле им­пе­ра­то­ра пре­сло­ву­то­го ма­сон­ско­го де­я­те­ля Спе­ран­ско­го: «От из­да­ния ху­дых, дерз­ких, со­блаз­ни­тель­ных, не­ве­же­ст­вен­ных, пу­с­то­слов­ных со­чи­не­ний раз­вра­ща­ет­ся нрав­ст­вен­ность, ум­но­жа­ют­ся лож­ные по­ня­тия, тем­не­ет про­све­ще­ние и воз­ра­с­та­ет не­ве­же­ст­во… Ху­до­с­ти, рас­се­ян­ные во мно­же­ст­ве книг и ча­с­то при пер­вом взгля­де не­про­ни­ца­е­мые, по­доб­но по­са­жен­ным в зем­лю се­ме­нам да­ют от се­бя плод, рас­тут и ум­но­жа­ют­ся, за­ра­жая мо­ло­дых лю­дей серд­ца и умы».

Не по­ни­маю, и че­го это так вос­хи­щал­ся этим яко­бы осе­ти­ном в сво­ей не­дав­ней ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в на­шей га­зе­те, Ва­лен­тин Кур­ба­тов из Пско­ва? Ме­ня это аж по­ко­ро­би­ло. Гла­за ра­зуй­те.

Пост­скрип­тум. По­бе­дил Блок, но­ка­у­том.

 

Ти­мур Ки­би­ров. Ла­да, или Ра­до­с­ть. М.: Вре­мя, 2010.

Вла­ди­ми­р Но­ви­ко­в. Алек­сандр Блок. М.: Молодая гвардия, 2010.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования