Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 22.07.2011

Человек на лоне природы

 О по­эзии Ба­га­у­ди­на Узу­на­е­ва

 

В по­след­нее вре­мя по­эзия Да­ге­с­та­на ма­ло ра­до­ва­ла сво­их лю­би­те­лей ин­те­рес­ны­ми и со­дер­жа­тель­ны­ми но­вин­ка­ми. Воз­мож­но, это объ­яс­ня­ет­ся пе­ре­ход­ным пе­ри­о­дом, ко­то­рый да­ге­с­тан­ская ли­те­ра­ту­ра пе­ре­жи­ва­ет вме­с­те с дру­ги­ми ли­те­ра­ту­ра­ми Рос­сии. К то­му же она год от го­да пе­ре­хо­дит на рус­ский язык, ста­но­вит­ся рус­ско­языч­ной, что то­же, ко­неч­но, не способству­ет ста­биль­но­му хо­ду ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са.

Багаудин УЗУНАЕВ
Багаудин УЗУНАЕВ

В са­мом де­ле, пол­ку не­рус­ских по­этов, пи­шу­щих на рус­ском язы­ке, всё при­бы­ва­ет, со­от­вет­ст­вен­но, убы­ва­ет пол­ку по­этов, пи­шу­щих на сво­ём род­ном язы­ке. По-ви­ди­мо­му, та­кие слож­ные про­цес­сы не мо­гут про­изой­ти бы­с­т­ро и без­бо­лез­нен­но. Вы­иг­ры­вая в чём-то (в дан­ном слу­чае – в но­вых ху­до­же­ст­вен­ных сред­ст­вах, в об­ре­те­нии бо­лее мас­со­вой ау­ди­то­рии и т.п.), да­ге­с­тан­ская ли­те­ра­ту­ра в чём-то, на­вер­ное, и те­ря­ет. На­при­мер, вме­с­те с от­тес­ня­е­мы­ми на обо­чи­ну куль­тур­ной жиз­ни ме­ст­ны­ми язы­ка­ми – без­воз­врат­но те­ря­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ное бо­гат­ст­во этих язы­ков. Это от­дель­ная про­бле­ма. Мы сей­час не об этом. Ска­жем про­сто: да­ге­с­тан­ская ли­те­ра­ту­ра пе­ре­жи­ва­ет се­го­дня не луч­шие вре­ме­на…

К чис­лу ред­ких ис­клю­че­ний, на мой взгляд, при­над­ле­жат две кни­ги ку­мык­с­ко­го по­эта, пи­шу­ще­го на рус­ском язы­ке, Ба­га­у­ди­на Узу­на­е­ва. Это кни­га ли­ри­че­с­ких сти­хо­тво­ре­ний «Ана­то­мия гру­с­ти» (ав­тор снаб­дил её аль­тер­на­тив­ным на­зва­ни­ем «Те­ра­пия судь­бы») и кни­га ба­сен «Вы­бор есть». Как ис­сле­до­ва­тель, изу­чав­ший твор­че­ст­во Ба­га­у­ди­на Узу­на­е­ва, я мо­гу уве­рен­но ска­зать, что эти две кни­ги яв­ля­ют­ся как бы ито­го­вы­ми для это­го ав­то­ра: в них раз­лич­ные те­ма­ти­че­с­кие, сти­ли­с­ти­че­с­кие, фор­маль­ные и, ко­неч­но, идей­ные по­ис­ки по­эта на­шли своё до­ста­точ­но пол­ное во­пло­ще­ние. Чи­та­те­ля, воз­мож­но, уди­вит, что мы от­но­сим к ито­го­вым два про­ти­во­по­лож­ных жа­н­ра по­эзии – ли­ри­ку и бас­ню. Но ме­ня это не удив­ля­ет, по­то­му что, ана­ли­зи­руя кни­ги Узу­на­е­ва, вы­шед­шие в раз­ные го­ды, я за­ме­ти­ла, что да­же уже в ран­них, на­и­бо­лее ли­рич­ных сти­хах по­эта там-сям про­би­ва­ют­ся рост­ки ра­ци­о­наль­но­го, мо­ра­ли­за­тор­ско­го, са­ти­ри­че­с­ко­го ха­рак­те­ра. А от­сю­да уже ру­кой по­дать до бас­ни с её нра­во­учи­тель­ным па­фо­сом и ка­ри­ка­тур­ным изо­б­ра­же­ни­ем лю­дей и си­ту­а­ций.

Вот, к при­ме­ру, сти­хо­тво­ре­ние «Ёл­ка», ко­то­рое по­эт раз­ме­с­тил в не­сколь­ких сво­их кни­гах. Каж­дый раз оно в той или иной ме­ре ме­ня­лось, об­ра­с­та­ло но­вы­ми де­та­ля­ми, ню­ан­са­ми. Но в пла­не идей­ной на­прав­лен­но­с­ти оно ос­та­лось та­ким же, ка­ким бы­ло в пер­вом сбор­ни­ке Узу­на­е­ва «Эс­киз» (1981):

 

Ли­сё­нок за­мер на до­ро­ге,

При­сел и слух на­сто­ро­жил,

И за­во­ро­чал­ся в бер­ло­ге

Лес­но­го цар­ст­ва ста­ро­жил.

И тень, по­доб­но при­ви­де­нью,

Плаш­мя лег­ла на ват­ный снег,

И вслед за вы­тя­ну­той те­нью

Вдруг по­явил­ся… че­ло­век.

Это сти­хо­тво­ре­ние осо­бен­ное в по­эзии Узу­на­е­ва, оно – од­но из та­ких, в ко­то­ром, на наш взгляд, за­да­ны её ос­нов­ные идей­ные и ху­до­же­ст­вен­ные на­прав­ле­ния. Ко­неч­но, твор­че­ст­во по­эта 1980-х го­дов и 2000-х от­ли­ча­ет­ся, но по­черк уз­на­ва­ем.

В этом сти­хо­тво­ре­нии («Ёл­ка») зву­чит те­ма двух веч­ных ан­та­го­ни­с­тов – че­ло­ве­ка и при­ро­ды. Это осо­бен­но важ­но под­черк­нуть по­то­му, что да­ле­ко не все по­эты про­ти­во­по­с­тав­ля­ют при­ро­ду и че­ло­ве­ка. Ча­ще все­го по­эты об­ра­ща­ют­ся к при­ро­де как к ис­точ­ни­ку кра­со­ты, со­вер­шен­ных ли­ний и форм как рас­ти­тель­но­го, так и жи­вот­но­го ми­ра. Ког­да же по­эт про­ти­во­по­с­тав­ля­ет при­ро­ду и че­ло­ве­ка, ког­да ука­зы­ва­ет на их не впол­не мир­ные от­но­ше­ния, то это, на наш взгляд, в свою оче­редь ука­зы­ва­ет на склон­ность по­эта не столь­ко сри­со­вы­вать дей­ст­ви­тель­ность, тем бо­лее под­ра­жать ей, фик­си­ро­вать её яр­кие мо­мен­ты и фраг­мен­ты, сколь­ко пы­тать­ся рас­крыть их суть и тай­ну. А это уже сов­сем дру­гая ис­то­рия… Ко­неч­но, пы­тать­ся про­ник­нуть в тай­ны ре­аль­но­с­ти и дей­ст­ви­тель­но про­ник­нуть в них – это да­ле­ко не од­но и то же, но са­мо стрем­ле­ние ра­бо­тать со сло­вом имен­но для та­кой це­ли – нель­зя не от­ме­тить.

В са­мом де­ле, от­но­ше­ния при­ро­ды и че­ло­ве­ка все­гда бы­ли не­про­стые: че­ло­век все­гда стре­мил­ся к гос­под­ст­ву над нею. Та со­про­тив­ля­лась, как мог­ла, как уме­ла… Се­го­дня уже че­ло­век сам обо­ро­ня­ет­ся от атак при­ро­ды, ему при­хо­дит­ся ис­кать убе­жи­ще от буй­ст­ва при­ро­ды, её ка­та­клиз­мов и бурь…

В сти­хо­тво­ре­нии взят, схва­чен, за­фик­си­ро­ван мо­мент, ког­да че­ло­век сво­им по­ве­де­ни­ем как бы за­ло­жил зёр­на бу­ду­щих кон­флик­тов с при­ро­дой. Но здесь есть своя осо­бен­ность: при­чи­на бу­ду­ще­го ан­та­го­низ­ма по­этом ан­т­ро­по­ло­ги­зи­ро­ва­на, их вза­и­мо­от­но­ше­ния пе­ре­да­ны как бы в из­ме­ре­нии че­ло­ве­че­с­ких эмо­ций. Речь идёт о та­ком важ­ном в ми­ре че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний де­я­нии, как об­ман до­ве­рия. Че­ло­век об­ма­нул до­ве­рие ёл­ки, но по­нят­но, что она в дан­ном кон­тек­с­те вы­сту­па­ет как сим­вол при­ро­ды в це­лом.

По­явил­ся он там не­спро­с­та, как он ча­ще все­го и по­яв­ля­ет­ся на ло­не при­ро­ды – он не­сёт ёл­ке-ле­су-при­ро­де уг­ро­зу… Кста­ти, сна­ча­ла эта уг­ро­за слыш­на в са­мом дви­же­нии зву­ков в стро­фе. Вско­ре мы убеж­да­ем­ся, что слух не об­ма­нул нас – мы во­очию ви­дим, что че­ло­век дей­ст­ви­тель­но явил­ся в лес не с до­б­ры­ми на­ме­ре­ни­я­ми.

 

И, ос­мо­т­рев хо­зяй­ским гла­зом

За­ин­де­вев­ший за ночь бор,

…Он по­лу­шу­бок ски­нул ра­зом

И над со­бой за­нёс то­пор –

…И вско­ре, вы­ру­бив под ко­рень,

Он под­нял ёл­ку на пле­чо.

 

Здесь я бы об­ра­ти­ла вни­ма­ние чи­та­те­ля на сло­во «по-хо­зяй­ски», ко­то­рое не­сёт в се­бе два смыс­ла: про­из­вод­ное от «хо­зя­ин», «вла­с­те­лин», и «хо­зяй­ст­во», не­кое ме­с­то, ку­да че­ло­век всё не­сёт и всё там скла­ды­ва­ет, и где, по из­ве­ст­но­му при­сло­вью, всё при­го­дит­ся. Мож­но по­ду­мать, что по­эт од­но­знач­но ста­но­вит­ся на сто­ро­ну при­ро­ды, что она здесь ли­цо стра­да­тель­ное, пас­сив­ное, а че­ло­век, на­обо­рот, аг­рес­си­вен, он на­сту­па­ет на при­ро­ду, от­во­ёвы­вая у неё про­ст­ран­ст­во…

 

Что же де­ла­ет ге­рой Узу­на­е­ва с ёл­кой?

Ус­тав от ту­с­к­лых дней уг­рю­мых,

Под нею де­ти в Но­вый год

В зве­ри­ных ма­с­ках и ко­с­тю­мах

Ве­сё­лый во­дят хо­ро­вод…

 

А что же по­том, не­де­лю спу­с­тя?!

 

…Про­шло не бо­лее не­де­ли,

И вы­шло, что она пра­ва:

Её ра­зу­ли и раз­де­ли,

И по­ру­би­ли на… дро­ва.

 

Ко­неч­но, по­эзия не уме­ща­ет­ся в рам­ки эко­ло­гии, да и на­пря­мую на за­щи­ту при­ро­ды она обыч­но не вста­ёт, но она мо­жет ука­зать на та­кие ас­пек­ты при­род­ных яв­ле­ний, ко­то­рые не­ми­ну­е­мо вы­во­дят нас на ос­мыс­ле­ние эко­ло­ги­че­с­ких про­блем. При­ве­дём не­сколь­ко при­ме­ров.

 

Зи­ма… Уже поч­ти пол­го­да

Зи­ма. Ни встать, ни рас­пря­мить­ся…

При­ро­да, а точ­ней по­го­да,

Во­всю над смерт­ны­ми глу­мит­ся…

 

(«За­мет­ки о при­ро­де»)

 

При­ро­да – «глу­мит­ся»? Ведь до сих пор мы при­ро­ду ина­че как «мать» не на­зы­ва­ли. Мать не глу­мит­ся над сво­им ча­дом, это мо­жет де­лать ма­че­ха, да и то не каж­дая. Зна­чит, что-то рас­ст­ро­и­лось в их от­но­ше­ни­ях? Что-то про­изо­ш­ло?

Но при­ро­да не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся тем, что ис­пы­ты­ва­ет че­ло­ве­ка «зи­мой» – хо­ло­дом. В ход идёт и жа­ра, зной…

 

Жа­ра, жа­ра ужас­ная, хоть плачь.

И, плю­нув на под­спуд­ную бо­язнь,

Я Солн­цу за­яв­ляю: «Ты – па­лач!

Ты пре­вра­ща­ешь жизнь в сплош­ную казнь…».

Но Солн­це да­же бро­вью не ве­дёт.

Не слы­шит…Вид­но, уро­вень не тот…

 

(«Эпи­че­с­кая жа­ра»)

 

Не знаю, на­сколь­ко это яв­ля­ет­ся ча­с­тым яв­ле­ни­ем в ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры, но в слу­чае с твор­че­ст­вом Ба­га­у­ди­на Узу­на­е­ва на­гляд­но вид­на эво­лю­ция от пей­заж­ной ли­ри­ки к ли­ри­ке ду­шев­ной, к опи­са­нию встреч ду­ши по­эта с бы­ти­ем, с кра­со­той и урод­ст­вом, бле­с­ком и ни­ще­той… Мне ка­жет­ся, что по­эзия Узу­на­е­ва есть хро­ни­ка этих встреч, фик­си­ро­ва­ние мо­мен­тов и мгно­ве­ний от­кры­тия ми­ра, уз­на­ва­ния его тайн и се­к­ре­тов. А от­сю­да уже ру­кой по­дать до по­эзии, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем фи­ло­соф­ской, на­це­лен­ной на ос­мыс­ле­ние ми­ра, про­ник­но­ве­ние – слой за сло­ем – в его за­вет­ные тай­ны, в его суть.


Инна АТАВОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования