Архив : №30. 29.07.2011
Пророчества
Поэту Леониду Губанову (20.07.1946 – 8.09.1983) 65 лет. Исполнилось бы, если бы он не умер почти тридцать лет назад. Казалось бы, его имя затерялось в подробностях времени… Ему не устраивают помпезных юбилеев. Его юбилей всё же не остался незамеченным. Отмечали его в Интернете.
В социальных сетях отмечали блогеры, «Яндекс» ни с того ни с сего вспомнил этот день и устроил на своей главной странице целый фейерверк из фотографий и строчек Губанова. Давайте вспомним его и мы. Все вместе на правах его читателей. Сегодня мы имеем 3 книги его стихов, изданных посмертно, при жизни было опубликовано всего 12 строчек.
Не перестанут удивляться моим пророческим стихам.
Леонид Губанов
|
Леонид ГУБАНОВ |
Стихи Губанова полны пророчеств, стоит об этом поговорить подробнее. Пророчества как жанр, и как стиль, и как откровения. «Прикинут я небом для разных пророчеств» – так осознаёт Губанов своё предназначение… Об этом он напишет не раз: «На волшебном стою помосте, вижу родину за сто лет…» За сто лет вперёд, и на века назад.
Самое яркое и самое необыкновенное пророчество Губанова – о его смерти в 37 лет – сбылось полностью, и даже в деталях.
Самое раннее предсказание своей смерти в первой публикации Лёни. «Холст 37х37, такого же размера рамка». Поэма «Полина» написана в 1964 году. В этом же году он создаёт стихотворение, посвящённое Вл. Алейникову, где описывает свою смерть более подробно.
Здравствуй, осень, нотный гроб.
Жёлтый дом моей печали,
Умер я, иди свечами.
Здравствуй, осень, новый грот.
…
Умер я. Сентябрь мой,
Ты возьми меня в обложку.
Под восторженной землёй
Пусть горит моё окошко…
|
Это пророчество настолько невероятно, что Алла Рустайкис переделала стихи и опубликовала их в «Дружбе народов» так: «Над восторженной землёй пусть горит моё окошко…» Её можно понять, действительно, что за окошко «под землёй»?
Мы раскрыли рот на эту публикацию, и только тогда в полной мере уяснили, что речь в стихотворении Губанова идёт о его могиле. И исправить предлог «под» на предлог «над» совершенно невозможно. Хотя в принципе, казалось бы, в его стихах можно всё исправлять как угодно. Дело вкуса. Но здесь, как и в большинстве других случаев, Губанов имеет в виду совершенно конкретные вещи. Это заставляет относиться к стихам Губанова по-особенному. Это заставляет искать в них какую-то «ювелирную» (по его словам) оптическую точность, точность пророчеств.
Окошко под землёй – это, конечно, необычный образ. Но и сама земля необычная, она «восторженная». И это означает не только что она в восторге, раз в ней оказался Губанов, но рождает ассоциативно ряд неожиданно однокоренных слов: «вторжение», «трогать», «тревожить», «восторгнуть», «исторгнуть». То есть это земля потревоженная, исторженная из чего-то. Короче говоря, «восторженная земля» – это и есть могила.
Здесь описаны и некоторые обстоятельства похорон. Месяц сентябрь, дождь, капающий на крышку гроба – «нотный гроб».
«Умер я, иди свечами». Свечи – атрибут церковный. Губанова отпевали, и неоднократно служились панихиды в разных церквах, разных городах, странах и частях света.
Вообще тема ранней смерти – одна из основных. Она даёт право говорить безоглядно смело.
Я падаю, я падаю с могильною лопатою,
Но не питаюсь падалью, а я живу лампадою. |
Здесь связана смерть с его стремлением к абсолютной чистоте, искренности и божественному свету. Падение связано со смертью – «могильною лопатою». Падение здесь – это грех, и грех влечёт за собой смерть. Мысль богословски точная. И, тем не менее, несмотря на победу смерти, греха, на «падение», отпадение, он не живёт грехом, а живёт лампадою.
Лампадой под иконою
А на иконе боженька
А мне не надо большего
А мне не надо лучшего. |
Память о смерти рождает у него лучшие строки, чистые образы. И рождает пророчества.
Пророчества о своей смерти встречаются в стихах очень часто, обстоятельства уточняются. Деталей появляется всё больше. Вот из стихотворения 1975 года «Ювелирно-пророческое»:
И долгожданный дождик гнёт,
Кончает с жизнью в самом деле
Мой деревянный переплёт.
Но роща, шумная милашка
И даже пьяная слегка
Берёзы смертную рубашку
Подарит мне наверняка!
Вам долго плыть, мне долго ехать
Мы повстречаемся в ладье,
В которой чёрту не до смеха,
Где бесы по уши в воде. |
Тот же дождь, и образы гроба. «Деревянный переплёт» и «смертная рубашка», которую дарят берёзы. И есть новое. Гроб – ладья, которая опускается в могилу, по всей видимости, полную воды.
«Я не на улице умру / среди бесстыдного народа, / а книжных полок посреди, / черновиков где рваный ворох». – Это тоже сбылось. Губанов умер в одиночестве, посреди своих черновиков и книжных полок.
«И я за столом бездыханный»… это я воспринимаю как пророчество о том, что он умрёт сидя. И это сбылось.
Сегодня у грусти моей выходной,
И слёзы снова на дачу покатят
На перекладных со щеки голубой,
И нам по пути ничего не захватят. |
Когда я прочитал эти строки, уже через несколько лет после его смерти, то словно в сердце кольнуло. Я воочию увидел все трагические обстоятельства этой непонятной, таинственной смерти без видимых причин. Лёня ссорится с мамой в очередной раз, приезжает с дачи домой… А потом, через несколько дней возвращается мама и находит сына мёртвым. Сидящим в кресле. И покатили слезы по замёрзшим, синим щекам на дачу.
Губанов любил описывать будущее. Эта тема его очень занимала. С настоящим ведь было всё ясно… Подробно в стихах описаны собственные поминки: «Воспоминания о своих прошлых похоронах»… Поминки, похороны, – эти темы его всегда вдохновляли. Иногда серьёзно, иногда шуточно.
Как поминали меня –
Я уж не помню и рад ли?
Пили три ночи и дня
Эти беспутные капли.
Как хоронили меня –
Помню, что солнце – как льдинка... |
Ему часто видятся памятники, которые ему поставят (бронзовые и мраморные). «А мне бы бронзою давным-давно пора стоять на площади на солнце щуриться!» Хотя, в принципе, на памятнике он не настаивает.
И если камня не найду,
Как Пушкин на Тверском не встану,
А похвалю свою звезду
На лбу Елоховского храма! |
Он всегда помнил о своей исповеди в этом храме...
Я только знаю, поздно, рано ли,
Познав другую благодать,
Я буду бронзовый и мраморный
Под тихим солнышком стоять.
Другое знамя будет виться,
Другие люди говорить,
И поумневшая столица
Мои пророчества хвалить.
Погаснут вещие рубины.
Дожди у ног моих кляня…
Простые, горькие рябины
Пускай цитируют меня.
Не треплет бронзовую чёлку,
Душа не требует вина,
А за спиной портреты чёрта
Дерёт весёлая шпана! |
Это стихотворение вообще не требует комментариев. Настолько тут всё чётко описано. А в 70-е годы оно вызывало шок.
Какое другое знамя? Сейчас, когда вспоминаешь советские праздники, когда весь город, и даже небо, закрывалось бесчисленными кумачовыми знамёнами, когда, казалось, все, абсолютно все люди выходили с радостными лицами, приветствовать вождей партии, несли их портреты на руках, это стихотворение кажется каким-то подлогом, мистификацией. Но оно было написано тогда, в те годы, и я тому свидетель. И многие, многие тому свидетели. Не только меня проняло это стихотворение. «Другое знамя будет виться». Ради этой строчки стоило претерпеть всё то, что выпало отринутому «самому молодому гению». Никакой официальный поэт ничего подобного и помыслить не смог бы.
Пророчества Губанова отличаются от всех этих и других пророчеств тем, что сделаны сознательно. Это не гадания. Его предсказания обсуждались с ним при жизни. И мы получали объяснение его «тёмных» строк от него самого.
Ещё раз повторю свод исполнившихся пророчеств Губанова. Смерть в 37 лет, в сентябре, число он никогда не предсказывал, не знаем точной даты смерти и мы. 8 сентября – условная дата. Это когда мама «приехала с дачи» и нашла сына мёртвым. Причины смерти он не предсказывал, причина смерти нам и теперь неизвестна, вскрытия не проводилось. (Нам и теперь известно сейчас о его смерти не больше, чем ему при жизни.)
Смерть в одиночестве, сидя за столом, в окружении книг и черновиков. Могила, полная воды. Капли дождя, бьющие в крышку гроба. Кладбище, на котором похоронен Губанов – «потеряется», могилу будут искать, указывать разные адреса. И действительно, могилу найти непросто.
Политические пророчества. Смена власти, – падение Хрущёва. Скорый крах власти коммунистов, смена государственного знамени. Новый государственный праздник «день примирения», совпавший с днём празднования Казанской иконы Божьей Матери. И наконец, посмертная слава, широкая публикация творческого наследия, публикация многочисленных мемуаров.
Не сбылось немного, это ещё в будущем – музей, памятники.
И далёкое будущее – времена нового тоталитаризма.
Лев АЛАБИН