Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 29.07.2011

РОМАН О ПОГРЯЗШИХ ВО ГРЕХАХ

Ед­ва ли не мейн­стрим со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры – ро­ма­ны, пол­ные эс­ха­то­ло­ги­че­с­ких пред­чув­ст­вий. Их чис­ло по­сто­ян­но рас­тёт – ве­ро­ят­но, про­пор­ци­о­наль­но чис­лу пред­ска­за­ний кон­ца све­та. Не­дав­но на этом по­ле по­яви­лись два но­вых име­ни: Ма­ри­на Яки­мо­ва и Ва­ле­рий Уга­ров.

Слу­чай­но или нет оче­ред­ная кни­га, на­пи­тан­ная эс­ха­то­ло­ги­че­с­ки­ми ожи­да­ни­я­ми, по­яви­лась на свет вес­ной 2011 го­да – чуть ли не син­хрон­но с да­той оче­ред­но­го кон­ца све­та, «на­зна­чен­но­го» аме­ри­кан­ским про­по­вед­ни­ком Га­роль­дом Кем­пин­гом на 21 мая? Ду­маю, что, ко­неч­но, по­до­зре­вать ав­то­ров ли­бо из­да­тель­ст­во в улав­ли­ва­нии имен­но та­ко­го мо­мен­та не­ле­по. Тем бо­лее что ав­то­ры (ес­ли об­ра­тить­ся к их би­о­гра­фии, из­ло­жен­ной в се­ти) – твёр­до сто­я­щие на но­гах, на пер­вый взгляд весь­ма да­лё­кие от ми­с­ти­ки и ок­куль­тиз­ма лю­ди. Ма­ри­на Яки­мо­ва по об­ра­зо­ва­нию юрист (за­кон­чи­ла МГУ), не­сколь­ко лет ра­бо­та­ла в об­ла­с­ти бан­ков­ско­го пра­ва, в на­сто­я­щий мо­мент за­ни­ма­ет­ся ча­ст­ны­ми кон­суль­та­ци­я­ми. В ка­че­ст­ве раз­вле­че­ния со­чи­ня­ет сти­хи и ко­рот­кие юмо­ри­с­ти­че­с­кие рас­ска­зы. Ва­ле­рий Уга­ров по­сто­ян­но за­нят в ин­ду­с­т­рии раз­вле­че­ний, а в сво­бод­ное вре­мя пи­шет му­зы­ку и тек­с­ты пе­сен. Оба ав­то­ра ув­ле­ка­ют­ся ли­те­ра­ту­рой в жа­н­ре фэн­те­зи и дав­но хо­те­ли по­про­бо­вать на­пи­сать что-то своё. Кни­га «Па­лач» яв­ля­ет­ся их пер­вым сов­ме­ст­ным твор­че­с­ким про­ек­том.

Но и слу­чай­но­с­тью это сов­па­де­ние на­звать язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся. Хо­тя бы по­то­му, что кни­га «Па­лач» – да­ле­ко не пер­вая в ря­ду «эс­ха­то­ло­ги­че­с­ких бест­сел­ле­ров», как тя­нет оха­рак­те­ри­зо­вать та­ко­го ро­да кни­ги. Лич­но я не счи­таю се­бя по­клон­ни­цей это­го жа­н­ра, но и то не смог­ла прой­ти ми­мо «Су­ме­рек» Д.Глу­хов­ско­го, его же «Ме­т­ро–2033» и не­ко­то­рых ро­ма­нов дру­гих ав­то­ров из это­го цик­ла. По­ла­гаю, на де­ле книг с та­ким сю­же­том го­раз­до боль­ше.

Об­ра­тим­ся к «Па­ла­чу» В.Уга­ро­ва – М.Яки­мо­вой. Как ука­за­но в ан­но­та­ции, в де­бют­ном ро­ма­не твор­че­с­ко­го ду­э­та дей­ст­ву­ют ос­тат­ки древ­не­го ор­де­на тамп­ли­е­ров, спец­служ­бы – на­ём­ни­ки Ва­ти­ка­на, древ­ние де­мо­ны и ан­ге­лы и обыч­ные лю­ди, не до­га­ды­ва­ю­щи­е­ся, что жи­вут на аре­не ве­ли­кой бит­вы «про­ти­во­ре­чи­вых» сил – ар­хан­ге­ла Га­в­ри­и­ла и Лю­ци­фе­ра. Но в веч­ное про­ти­во­сто­я­ние вме­ши­ва­ет­ся та­ин­ст­вен­ная тре­тья сто­ро­на. Ес­ли бу­дет вы­пу­ще­на на во­лю си­ла, ко­то­рая унич­то­жит всё жи­вое, и силь­ные, и сла­бые ми­ра се­го бес­след­но ис­чез­нут. Удаст­ся ли на этот раз че­ло­ве­че­ст­ву спа­с­тись? У че­ло­ве­че­ст­ва есть до­воль­но сла­бая на­деж­да (сла­бая – ибо об­ле­че­на в плоть от­ро­ка, до окон­ча­ния кни­ги не вы­шед­ше­го из весь­ма мо­ло­до­го воз­ра­с­та). Это Па­лач, при­го­во­рён­ный быть Па­ла­чом, ибо он не кто иной, как ре­ин­кар­на­ция Ка­и­на… Са­мим фак­том сво­е­го рож­де­ния он спо­соб­ст­во­вал смер­ти ма­те­ри, за­тем ба­буш­ки и де­душ­ки, вос­пи­тав­ших его, и по­том ста­но­вит­ся объ­ек­том ин­те­ре­са и спец­служб, и на­след­ни­ков тамп­ли­е­ров, и ин­фер­наль­ных сил – вви­ду сво­е­го ис­клю­чи­тель­но­го пред­наз­на­че­ния… Ро­ман «Па­лач» об­ры­ва­ет­ся не­о­жи­дан­но – ве­ро­ят­но, впе­ре­ди ещё це­лая се­рия при­клю­че­ний ге­ро­ев. Ес­ли они, ко­неч­но, вы­жи­вут, ибо по стра­ни­цам ро­ма­на смерть гу­ля­ет вво­лю. Ком­по­зи­ция ро­ма­на стро­ит­ся вслед за ле­ген­дой, ле­жа­щей в его ос­но­ве – что в ми­ре лю­дей спря­та­но не­сколь­ко ар­те­фак­тов, от­пи­ра­ю­щих вра­та ада. С каж­дым из этих ар­те­фак­тов свя­за­но же­с­то­кое пре­ступ­ле­ние, а по­рой и бед­ст­вие – вро­де ве­ли­кой чу­мы, по­ра­зив­шей мир в се­ре­ди­не XIV ве­ка. Ес­те­ст­вен­но, где пре­ступ­ле­ние – там и че­ло­ве­че­с­кие гре­хи ли­бо по­ро­ки… К кон­цу кни­ги все эти ма­ги­че­с­кие объ­ек­ты со­бра­ны в од­них ру­ках – точ­нее, ла­пах – де­мо­на, по­ки­нув­ше­го пре­ис­под­нюю на го­ре смерт­ным. Он го­то­вит­ся с их по­мо­щью под­нять из мо­ги­лы ещё бо­лее сви­ре­по­го де­мо­на. Об­ры­ва­ет­ся ро­ман на том, что ста­рый ша­ман Ма­го­ло где-то в джун­г­лях по ря­ду не­о­спо­ри­мых при­зна­ков по­ни­ма­ет: «Древ­нее зло, о ко­то­ром го­во­ри­ли ду­хи пред­ков, при­шло в их зем­ли». И пу­га­ет­ся сво­е­го бес­си­лия пе­ред этим злом…

Так по­сто­ян­но чи­та­тель кни­ги воз­вра­ща­ет­ся к про­стой ис­ти­не: что ко­нец све­та «за­слу­жен» людь­ми, по­гряз­ши­ми в пре­гре­ше­ни­ях с са­мой за­ри ис­то­рии… Соб­ст­вен­но го­во­ря, лю­ди, вер­но, его и бо­ят­ся не столь­ко как окон­ча­ния той или иной фор­мы жиз­ни, сколь­ко – как су­да. Зная за со­бой мно­гие тя­же­с­ти со­де­ян­но­го (ли­бо, на­про­тив, не со­де­ян­но­го)…

При­чём про­пи­са­ны все «мер­зо­с­ти бы­тия» убе­ди­тель­но, в си­ле ху­до­же­ст­вен­но­го ма­с­тер­ст­ва В.Уга­ро­ву и М.Яки­мо­вой не от­ка­жешь. На­столь­ко убе­ди­тель­но, что и чи­та­те­лю впо­ру, точ­но ста­ро­му ша­ма­ну, хны­кать от бес­си­лия, что зло идёт, и оно не­от­вра­ти­мо…

В ли­те­ра­ту­ре есть, ко­неч­но, пра­ви­ло «хэп­пи эн­да». В боль­шин­ст­ве об­раз­чи­ков «раз­вле­ка­тель­но­го» жа­н­ра – а эс­ха­то­ло­ги­че­с­кое фэн­те­зи, как ни за­бав­но, вслед за ме­га­жа­н­ром фэн­те­зи от­но­сит­ся, не­со­мнен­но, к чте­нию раз­вле­ка­тель­но­му, хо­тя на мой лич­но взгляд удо­воль­ст­вие в про­цес­се чте­ния по­лу­ча­ет­ся со­мни­тель­ное, – «хэп­пи энд», то есть по­бе­да свет­лых сил над тём­ны­ми, не­из­бе­жен, сколь­ко бы кро­ви ни бы­ло про­ли­то до то­го. Сколь­ко бы са­мо­го чёр­но­го ве­дов­ст­ва ни бы­ло пу­ще­но в ход на стра­ни­цах ро­ма­на. Ос­та­ёт­ся и в слу­чае «Па­ла­ча» ве­рить в сча­ст­ли­вый ис­ход бит­вы меж­ду ми­ра­ми. И упо­вать, что Уга­ров – Яки­мо­ва не пе­рей­мут у Д.Глу­хов­ско­го тра­ди­цию горь­ких фи­на­лов, фи­на­лов-ра­зо­ча­ро­ва­ний (они всё же боль­ше под­хо­дят схе­ме ро­ма­на по­ст­ка­та­с­т­ро­фи­че­с­ко­го)… Но сколь­ко ещё то­мов ин­фер­наль­но­го кош­ма­ра им по­тре­бу­ет­ся, что­бы Па­лач ис­пол­нил своё пред­на­чер­та­ние к вя­щей ра­до­с­ти че­ло­ве­ков?..

Вы­вод, ко­то­рый мне хо­чет­ся сде­лать от­но­си­тель­но ро­ма­на «Па­лач», в рав­ной ме­ре от­но­сит­ся и к про­чим «стра­шил­кам», на­гне­та­ю­щим ат­мо­сфе­ру гря­ду­щих «су­ме­рек бо­гов». Та­ко­го ро­да ро­ма­ны мо­гут быть ху­до­же­ст­вен­но весь­ма со­вер­шен­ны – у ме­ня нет пре­тен­зий к ли­те­ра­тур­ной ча­с­ти «Па­ла­ча». За­то они есть к сю­жет­ной и кон­цеп­ту­аль­ной со­став­ля­ю­щей ро­ма­на. Воз­ни­ка­ет го­ря­чее же­ла­ние пред­ло­жить ав­то­рам при­ме­нять «брит­ву Ок­ка­ма»: не ум­но­жать чис­ло сущ­но­с­тей сверх су­ще­ст­ву­ю­щих! Не мус­си­ро­вать те­му кон­ца све­та! Вспом­нить, на­ко­нец, что сло­ва и мыс­ли дей­ст­ви­тель­но мо­гут ока­зать­ся ма­те­ри­аль­ны­ми. То­го, что ска­за­но ра­нее, впол­не до­ста­точ­но, что­бы че­ло­ве­че­ст­во за­ду­ма­лось о Су­де. А го­во­рить о нём лишь ра­ди то­го, что­бы уро­вень ад­ре­на­ли­на чи­та­те­лям по­вы­сить… мне лич­но ка­жет­ся, то­же грех.


 Ва­ле­рий Уга­ров, Ма­ри­на Яки­мо­ва. Па­лач. – М.: ЭКС­МО, 2011.



Елена САФРОНОВА,
г.РЯЗАНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования