Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 05.08.2011

Современная литература в глобальной сети

Любой человек, интересующийся, а тем более профессионально занимающийся литературой в наше время, наверное, рано или поздно попытается выяснить, какие реально возможности представляет для этого глобальная сеть Интернет. Понятно, что сайтов, страничек, порталов, посвящённых литературе (да и любой практически сфере человеческой деятельности), даже не море – необозримый океан. Они очень разные – прекрасные и безобразные – по качеству, содержанию, направленности. Всегда найдёшь, чем поживиться, ещё скорее – чем отравиться. Но если подходить к вопросу всерьёз, систематически, то я бы поставил его следующим образом: возможно ли сформировать для себя более или менее обозримый круг интернет-ресурсов, в объектив которого можно было бы наблюдать адекватную картину современного литературного процесса, по крайней мере, в его сетевой ипостаси?

 

Сам я ин­тер­нет-поль­зо­ва­тель до­воль­но сред­ний, зна­то­ком се­бя на­звать ни­как не мо­гу. Но, быть мо­жет, как раз та­кой «све­жий» взгляд на про­бле­му пред­став­ля­ет ин­те­рес хо­тя бы в ви­де экс­пе­ри­мен­та.

В сво­ём пла­ва­нии по эле­к­трон­но-ги­пер­тек­с­то­вым про­сто­рам я ис­поль­зо­вал в ка­че­ст­ве ори­ен­ти­ров для оп­ре­де­ле­ния на­и­бо­лее бла­го­дат­ных сай­тов-ос­т­ро­вов и пор­та­лов-ма­те­ри­ков сле­ду­ю­щие кри­те­рии.

Преж­де все­го, на мой взгляд, ин­те­рес пред­став­ля­ют те ин­тер­нет-ре­сур­сы, ко­то­рые скон­цен­т­ри­ро­ва­ли в се­бе (в ка­че­ст­ве под­пи­с­чи­ков, уча­ст­ни­ков, ве­ду­щих, мо­де­ра­то­ров или ад­ми­ни­с­т­ра­то­ров) лю­дей, дей­ст­ви­тель­но хо­ро­шо зна­ю­щих со­вре­мен­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс, са­мо­лич­но уча­ст­ву­ю­щих в нём и обес­пе­чи­ва­ю­щих се­рь­ёз­ный уро­вень ста­тей (по­стов).

Важ­ней­шим кри­те­ри­ем яв­ля­ет­ся, ко­неч­но, жиз­нен­ность и ак­ту­аль­ность сай­та, ко­то­рая лег­че все­го про­ве­ря­ет­ся да­ти­ров­кой по­след­них пуб­ли­ка­ций и их ча­с­тот­но­с­тью. Ес­ли по­след­няя за­пись бы­ла сде­ла­на три ме­ся­ца на­зад, то по со­вре­мен­ным ин­фор­ма­ци­он­ным мер­кам ре­сурс мож­но счи­тать по­лу­мёрт­вым.

Ва­жен, ко­неч­но, ох­ват пред­став­лен­ных на сай­те те­че­ний и пер­со­на­лий, от­сут­ст­вие груп­по­вой узо­с­ти или хо­тя бы стрем­ле­ние к её пре­одо­ле­нию.

Так­же от­сев воз­мо­жен и по­рой не­об­хо­дим по пре­об­ла­да­ю­щим на том или ином сай­те це­ле­вым ус­та­нов­кам. Ес­ли каж­дая вто­рая пуб­ли­ка­ция име­ет рек­лам­ный ха­рак­тер или в це­лом за­мет­на не­кая мер­кан­тиль­ная тен­ден­ция, да­лё­кая от за­дач про­па­ган­ды и раз­ви­тия куль­ту­ры и ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры как та­ко­вых, то, ес­те­ст­вен­но, та­кой ре­сурс пред­став­ля­ет не очень боль­шой ин­те­рес с точ­ки зре­ния зна­ний о под­лин­ном со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се.

И, на­ко­нец, весь­ма и весь­ма не­ма­ло­ва­жен ди­зайн – для то­го да­же, что­бы сайт про­сто хо­те­лось по­се­щать вре­мя от вре­ме­ни, не го­во­ря уже об удоб­ст­ве из­вле­че­ния из не­го по­лез­ных све­де­ний, ли­те­ра­тур­ных но­во­стей, об­на­ру­же­ния на­и­бо­лее важ­ных со­бы­тий и пуб­ли­ка­ций.

Итак, ка­кие сай­ты я для се­бя от­ме­тил.

По струк­ту­ре, со­дер­жа­нию и за­да­чам есть не­сколь­ко прин­ци­пи­аль­но раз­ных ти­пов ре­сур­сов.

Есть ин­тер­нет-вер­сии ли­те­ра­тур­ных га­зет, и они очень по­лез­ны, не­за­ме­ни­мы для на­шей це­ли. Это, по­ми­мо «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», – «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», «НГ Ex libris», «Книж­ное обо­зре­ние», «Мос­ков­ский ве­ст­ник». Есть раз­де­лы «Куль­ту­ра» в ин­тер­нет-вер­си­ях круп­ных не­ли­те­ра­тур­ных из­да­ний – «Рос­сий­ская га­зе­та», «Но­вая га­зе­та», «Сноб» (Snob.ru), где, прав­да, ма­те­ри­а­лы, свя­зан­ные с ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­рой, за­ни­ма­ют, в ос­нов­ном, не та­кую боль­шую до­лю, вы­тес­ня­е­мые ки­но, му­зы­кой, эс­т­ра­дой, те­а­т­ром и др.

Од­на­ко ин­тер­нет-вер­сии – они и есть толь­ко вер­сии бу­маж­ных из­да­ний, то есть лишь от­ча­с­ти от­но­сят­ся к на­шей те­ме.

Для то­го, что­бы сле­дить не столь­ко за но­во­стя­ми ли­те­ра­тур­ной жиз­ни, сколь­ко за са­ми­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, воз­ни­ка­ю­щи­ми в на­ше вре­мя, есть ин­тер­нет-жур­на­лы, пред­став­ля­ю­щие со­бой пе­ри­о­ди­че­с­ки или спо­ра­ди­че­с­ки об­нов­ля­е­мую под­бор­ку пуб­ли­ка­ций в жа­н­рах про­зы, по­эзии, ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. Не­ко­то­рые из них то­же име­ют бу­маж­ное во­пло­ще­ние. Боль­шую часть ма­с­ти­тых тол­стых жур­на­лов – «Но­вый мир», «Друж­ба на­ро­дов», «Зна­мя» и т.д. – мож­но чи­тать, как из­ве­ст­но, на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном пор­та­ле «Жур­наль­ный зал» (этот ре­сурс в це­лом, ко­неч­но, вне кон­ку­рен­ции и поч­ти всем зна­ком; ни­же мы к не­му ещё вер­нём­ся). Как до­пол­не­ние к «Жур­наль­но­му за­лу» нуж­но от­ме­тить «ев­ра­зий­ский жур­наль­ный пор­тал» «МЕ­ГА­ЛИТ», в ко­то­рый вхо­дит, в ча­ст­но­с­ти, ал­тай­ский аль­ма­нах «ЛИК­БЕЗ». Сайт аль­ма­на­ха (lik-bez.ru) ин­те­ре­сен и сам по се­бе – по со­дер­жа­нию, ди­зай­ну, ре­дак­тор­ской по­ли­ти­ке. Аль­ма­нах вы­хо­дит ча­с­тич­но и на бу­ма­ге, но в боль­шей сте­пе­ни в Ин­тер­не­те. Не­ко­то­рые ин­тер­нет-жур­на­лы име­ют ис­клю­чи­тель­но эле­к­трон­ную на­прав­лен­ность и пре­до­став­ля­ют воз­мож­ность мо­ло­дым, не­из­ве­ст­ным ав­то­рам най­ти сво­е­го чи­та­те­ля. Вос­тре­бо­ван­ность в ме­с­тах, где лю­ди мо­гут про­де­мон­ст­ри­ро­вать своё твор­че­ст­во, весь­ма ве­ли­ка, по­это­му та­ких сай­тов очень мно­го. Вот как об этом ска­за­но, на­при­мер, на од­ном из та­ких пор­та­лов («Но­вая ли­те­ра­ту­ра»; newlit.ru), где ав­то­рам пре­до­став­ля­ет­ся воз­мож­ность со­здать соб­ст­вен­ную стра­нич­ку: «Каж­до­му из нас про­ще най­ти сво­е­го чи­та­те­ля, ес­ли мы бу­дем пуб­ли­ко­вать­ся не на раз­роз­нен­ных ин­тер­нет-стра­ни­цах с ну­ле­вой по­се­ща­е­мо­с­тью, а на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном ли­те­ра­тур­ном сай­те с вы­со­кой по­пу­ляр­но­с­тью. По от­дель­но­с­ти ин­те­ре­со­вать­ся ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ав­то­ра­ми вряд ли бу­дут, ес­ли толь­ко ко­му-то из них не удаст­ся со­здать во­круг се­бя скан­даль­ную ат­мо­сфе­ру, уже ма­ло име­ю­щую от­но­ше­ния к ли­те­ра­ту­ре».

Я для се­бя от­ме­тил сре­ди ин­тер­нет-жур­на­лов «жур­нал мо­ло­дых пи­са­те­лей Рос­сии» «Про­лог» (ijp.ru) (ре­дак­тор Ки­рилл Ко­валь­д­жи), жур­нал «Точ­ка зре­ния. Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра» (m-tz.ru), аль­ма­нах «45-я па­рал­лель», ли­те­ра­тур­но-фи­ло­соф­ский жур­нал «То­пос» (еже­днев­ный се­те­вой жур­нал) (topos.ru) и, ко­неч­но, зна­ме­ни­тый сер­вер Lib.Ru (Биб­ли­о­те­ка Мак­си­ма Мош­ко­ва), ко­то­рый по­ми­мо эле­к­трон­ных тек­с­тов из клас­си­ки име­ет так­же раз­де­лы – «Са­миз­дат» (samlib.ru), где свои про­из­ве­де­ния на соб­ст­вен­ной ав­тор­ской стра­нич­ке мо­жет опуб­ли­ко­вать, по су­ти, лю­бой же­ла­ю­щий, и ещё бо­лее ин­те­рес­ный раз­дел – «Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра» (lit.lib.ru), где свои стра­нич­ки име­ют уже со­сто­яв­ши­е­ся, пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся ав­то­ры, при­ня­тые ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей (мне, на­при­мер, поч­ти сра­зу по­пал­ся на гла­за в спи­с­ке ав­то­ров Мак­сим Ла­в­рен­ть­ев).

 

Ко­неч­но, нель­зя сбра­сы­вать со сче­тов и та­кие на­род­ные сер­ве­ры, как stihi.ru и proza.ru, но это – тот са­мый оке­ан, в ко­то­ром есть всё, но боль­ше не­съе­доб­но­го.

 

От­дель­ный раз­го­вор на­до ве­с­ти о впе­чат­ля­ю­ще­го раз­ма­ха сер­ве­ре «Ли­те­ра­ту­ра» («Ли­те­ра­ту­ра в се­ти») (litera.ru), ко­то­рый объ­е­ди­ня­ет ин­фор­ма­цию о ли­те­ра­тур­ных ре­сур­сах рус­ско­го Ин­тер­не­та и со­дер­жит ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во по­лез­ных ссы­лок на эле­к­трон­ные биб­ли­о­те­ки, ре­цен­зии на книж­ные но­вин­ки, ли­те­ра­тур­ные кон­кур­сы и мно­гое дру­гое. На этом сер­ве­ре раз­ме­щён и се­те­вой ли­те­ра­тур­ный жур­нал «Сло­вес­ность» («Се­те­вая сло­вес­ность») (netslova.ru), ко­то­рый по­ми­мо функ­ции ин­тер­нет-жур­на­ла (объ­е­ди­не­ния пуб­ли­ка­ций), о ко­то­рой го­во­ри­лось вы­ше, пред­став­ля­ет со­бой, как про­дек­ла­ри­ро­ва­но на са­мом сай­те, «ла­бо­ра­то­рию сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в эле­к­трон­ной сре­де – как те­о­ре­ти­че­с­кое (раз­дел «Те­о­рия се­те­ра­ту­ры»), так и прак­ти­че­с­кое (раз­но­об­раз­ные экс­пе­ри­мен­ты в по­ст­ро­е­нии ги­пер­тек­с­то­вых и муль­ти­ме­дий­ных про­из­ве­де­ний)», то есть име­ет имен­но се­те­вую спе­ци­фи­ку.

 

В пер­вую же оче­редь в свя­зи с по­став­лен­ной за­да­чей нам сле­ду­ет ве­с­ти речь имен­но о пол­но­цен­ных ли­те­ра­тур­ных ин­тер­нет-пор­та­лах. По­след­ние, бе­зус­лов­но, пред­став­ля­ют на­и­боль­ший ин­те­рес для лю­дей, ко­то­рые хо­тят быть в кур­се и в рус­ле со­вре­мен­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са.

 

Сре­ди та­ких пор­та­лов мож­но на­звать и «Лит­Снаб.ru» (litsnab.ru) («сайт по­свя­щён ли­те­ра­ту­ре, со­вре­мен­но­му ли­те­ра­тур­но­му про­цес­су, ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры»), и «Точ­ку зре­ния» (lito1.ru). Но три на­и­бо­лее ин­те­рес­ных ре­сур­са этой ка­те­го­рии, яв­ные, на мой взгляд, фа­во­ри­ты – это «Но­во­сти ли­те­ра­ту­ры» (novostiliteratury.ru), «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» (litlive.ru) и «Но­вая ли­те­ра­тур­ная кар­та Рос­сии» (www.litkarta.ru).

«Но­во­сти ли­те­ра­ту­ры» и «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» – един­ст­вен­ные по­пав­ши­е­ся мне спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ин­тер­нет-пор­та­лы, по­свя­щён­ные ли­те­ра­ту­ре, с до­ста­точ­но раз­ви­той лен­той но­во­стей, ра­бо­та­ю­щие при ак­тив­ном уча­с­тии се­рь­ёз­ных, из­ве­ст­ных пи­са­те­лей, преж­де все­го мо­ло­дых, с об­суж­де­ни­я­ми, дис­кус­си­я­ми по ак­ту­аль­ным во­про­сам со­вре­мен­но­го лит­про­цес­са. Сайт «Но­во­сти ли­те­ра­ту­ры», ка­жет­ся, уже до­ста­точ­но ус­пеш­но за­во­ё­вы­ва­ет к се­бе вни­ма­ние, бу­ду­чи не­пло­хо пред­став­лен в по­ис­ко­вой си­с­те­ме «Yandex» (по­яв­ля­ет­ся в от­дель­ной рек­лам­ной ко­лон­ке спра­ва при за­про­сах о «со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре» и «но­во­стях ли­те­ра­ту­ры»). За­ме­ча­тель­ный сайт «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра», стре­мя­щий­ся дер­жать ру­ку на пуль­се со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, не так дав­но об­суж­дал­ся на стра­ни­цах на­шей га­зе­ты (ин­тер­вью c его со­зда­те­ля­ми Ан­д­ре­ем Ру­да­лё­вым и Мо­ше Ша­ни­ным в № 5 от 04.02.2011).

Что ка­са­ет­ся пор­та­ла «Но­вая ли­те­ра­тур­ная кар­та Рос­сии» – это про­ект чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ный, нуж­ный и впе­чат­ля­ю­щий по сво­ей идее. Глав­ной сво­ей за­да­чей он ста­вит «вос­ста­нов­ле­ние це­ло­ст­но­с­ти рос­сий­ско­го ли­те­ра­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва» – и это та са­мая за­да­ча, не­об­хо­ди­мость и важ­ность ко­то­рой осо­зна­ют, по­жа­луй, все лю­ди, име­ю­щие от­но­ше­ние к со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Как её пред­ла­га­ют ре­шать ав­то­ры про­ек­та?

Они счи­та­ют, что для ре­а­ли­за­ции этой за­да­чи не­об­хо­ди­мо: 1) «Вы­ве­с­ти в фо­кус об­ще­рос­сий­ско­го вни­ма­ния мак­си­маль­но воз­мож­ное ко­ли­че­ст­во ре­ги­о­наль­ных ли­те­ра­тур­ных цен­т­ров, жи­ву­щих по всей стра­не ав­то­ров, вы­хо­дя­щих в раз­ных точ­ках стра­ны из­да­ний, ме­ст­ных ли­те­ра­тур­ных ак­ций и т.п.» 2) «Пред­ста­вить в рам­ках еди­но­го про­ек­та раз­ные ли­те­ра­тур­ные на­прав­ле­ния и груп­пы»; 3) «Воз­ро­дить ут­ра­чен­ные и вы­ра­бо­тать но­вые фор­мы ин­тен­сив­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия меж­ду ли­те­ра­тур­ны­ми по­ко­ле­ни­я­ми».

Ос­но­ву сай­та со­став­ля­ют ре­ги­о­наль­ные раз­де­лы, по­свя­щён­ные как рос­сий­ским го­ро­дам, так и тем стра­нам ми­ра, где пред­став­ле­на рус­ская ли­те­ра­тур­ная жизнь. Каж­дый ре­ги­о­наль­ный раз­дел (сре­ди них на­вскид­ку – Ана­дырь, Вла­ди­во­с­ток, Во­лог­да, Ека­те­рин­бург, Ка­лу­га, Крас­но­дар, Но­во­си­бирск, Ря­зань и т.д., и т.д.) вклю­ча­ет в се­бя че­ты­ре ру­б­ри­ки: «Здесь пи­шут» – пре­зен­та­ци­он­ные стра­ни­цы ра­бо­та­ю­щих в дан­ном ре­ги­о­не ли­те­ра­то­ров раз­ных по­ко­ле­ний; «Здесь вы­сту­па­ют» – рас­пи­са­ние про­хо­дя­щих в ре­ги­о­не ли­те­ра­тур­ных ме­ро­при­я­тий и от­чёт об уже со­сто­яв­ших­ся ак­ци­ях, вклю­чая ау­дио/ви­део (но­во­ст­ная со­став­ля­ю­щая); «Здесь ра­бо­та­ют» – пре­зен­та­ци­он­ные стра­ни­цы ре­ги­о­наль­ных из­да­тельств, биб­ли­о­тек, клу­бов, ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов, ли­те­ра­тур­ных сай­тов; «Здесь в сти­хах и про­зе» – биб­ли­о­теч­ка тек­с­тов, на­пи­сан­ных со­вре­мен­ны­ми ав­то­ра­ми и пи­са­те­ля­ми про­шло­го об этом крае (пол­но­стью или во фраг­мен­тах).

Важ­но, что про­ект ори­ен­ти­ро­ван на бу­ду­щее рус­ской ли­те­ра­ту­ры. От­сю­да, по сло­вам со­зда­те­лей, «и вни­ма­ние к ав­то­рам млад­ше­го по­ко­ле­ния (в ча­ст­но­с­ти, к ла­у­ре­а­там пре­мии «Де­бют»), за­ни­ма­ю­щим на сай­те пол­но­прав­ное ме­с­то ря­дом со сво­и­ми стар­ши­ми кол­ле­га­ми, и сту­дий­ный под­про­ект. За­да­чи кар­ты – в пер­вую оче­редь ин­фор­ма­ци­он­ные, но и ре­ко­мен­да­тель­ные: рост­ки бу­ду­ще­го, про­би­ва­ю­щи­е­ся тут и там сре­ди мно­го­цве­тья на­сто­я­ще­го, – вот то, на чём ку­ра­то­ры сай­та в ме­ру сво­е­го ра­зу­ме­ния бу­дут де­лать ак­цент». На сай­те есть и «вир­ту­аль­ная ли­те­ра­тур­ная сту­дия», где этим рост­кам по­мо­га­ют ок­реп­нуть. По-мо­е­му, идея про­сто за­ме­ча­тель­ная и тре­бу­ет толь­ко под­держ­ки, что на­зы­ва­ет­ся, «всем ми­ром». Под­держ­ки не ма­те­ри­аль­ной, а твор­че­с­кой – эн­ту­зи­аз­мом и ак­тив­ным дей­ст­ви­ем по пред­ло­жен­ным на­прав­ле­ни­ям каж­дый в сво­ём… на­де­юсь, не бо­ло­те. Ведь за­мет­ным ми­ну­сом сай­та яв­ля­ет­ся сла­бая на­пол­ня­е­мость ре­ги­о­наль­ных раз­де­лов, не­до­ста­ток но­во­стей из ре­ги­о­нов. По­это­му ак­тив­ность долж­ны про­яв­лять ме­ст­ные ли­те­ра­то­ры. И пусть те из них, у ко­го есть Ин­тер­нет и кто чи­та­ет на­шу га­зе­ту, зай­дут на пор­тал и вне­сут свой твор­че­с­ки-ор­га­ни­за­ци­он­ный вклад.

 

В це­лом, на­блю­дая кар­ти­ну ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са в Ин­тер­не­те, мож­но сде­лать тот же вы­вод, ко­то­рый де­ла­ет­ся на­и­бо­лее вни­ма­тель­ны­ми людь­ми и вне гло­баль­ной се­ти. Преж­де все­го – о ра­зоб­щён­но­с­ти, круж­ко­во­с­ти, раз­роз­нен­но­с­ти рос­сий­ско­го ли­те­ра­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва. Мно­го­чис­лен­ные по­пыт­ки объ­е­ди­нить всю ли­те­ра­ту­ру в еди­ное по­ле (не­об­хо­ди­мость и бла­го­твор­ность та­ко­го един­ст­ва по­ни­ма­ют мно­гие) ос­та­ют­ся в ос­нов­ном, к со­жа­ле­нию, на уров­не дек­ла­ра­ций. И пре­об­ла­да­ет тен­ден­ция к со­зда­нию че­го-то Сво­е­го, не­же­ли к объ­е­ди­не­нию в не­что Це­лое.

 

Ин­те­рес­ных про­ек­тов не­ма­ло, но им не впол­не уда­ёт­ся (мо­жет быть, за ис­клю­че­ни­ем «Жур­наль­но­го за­ла») скон­цен­т­ри­ро­вать и удер­жать в се­бе хо­тя бы ос­нов­ные (и при этом, что важ­но, мно­го­об­раз­ные) ли­те­ра­тур­ные си­лы. И да­же в «Жур­наль­ном за­ле» всё-та­ки не пред­став­ле­ны та­кие флаг­ма­ны поч­вен­но-кон­сер­ва­тив­но­го на­прав­ле­ния, как «Наш со­вре­мен­ник», «Моск­ва», ин­тер­нет-жур­на­лы про­ек­та «Хро­нос» («Мо­ло­ко», «Па­рус», «Подъ­ём»). Хо­тя на­до от­дать долж­ное ру­ко­во­ди­те­лям про­ек­та, ссыл­ки на сай­ты этих жур­на­лов в со­от­вет­ст­ву­ю­щем раз­де­ле «ЖЗ» всё-та­ки есть, но из об­ще­го ин­фор­ма­ци­он­но­го кон­тек­с­та они всё рав­но фак­ти­че­с­ки вы­рва­ны. В раз­де­ле «О про­ек­те» есть разъ­яс­не­ние от ре­дак­то­ров-иде­о­ло­гов пор­та­ла, по­че­му те или иные жур­на­лы не по­па­ли в обой­му: «ЖЗ, по­пол­няя свой со­став, не мо­жет вклю­чать в свой со­став жур­на­лов уз­ко­спе­ци­аль­ных, об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ких и соб­ст­вен­но, по­ли­ти­че­с­ких, а так­же из­бе­га­ет жур­на­лов с от­кро­вен­но низ­ким ху­до­же­ст­вен­ным уров­нем, жур­на­лов толь­ко об­ра­зо­вав­ших­ся, а так­же жур­на­лов, по­ли­ти­ка ко­то­рых стро­ит­ся ис­клю­чи­тель­но на иде­о­ло­ги­че­с­кой ос­т­ро­те. Ну и, ра­зу­ме­ет­ся, ЖЗ не име­ет де­ла с из­да­ни­я­ми, ма­те­ри­а­лы ко­то­рых мо­гут со­дер­жать про­па­ган­ду вой­ны, на­си­лия, ре­ли­ги­оз­ной, ра­со­вой и на­ци­о­наль­ной не­тер­пи­мо­с­ти».

Я по­ла­гаю, что, до­пу­с­тим, к «Моск­ве», ес­ли не при­тя­ги­вать за уши, не под­хо­дит ни од­на из пе­ре­чис­лен­ных при­чин. Да и к «На­ше­му со­вре­мен­ни­ку» то­же. Всё-та­ки ос­нов­ную часть жур­на­ла (не ме­нее по­ло­ви­ны) со­став­ля­ют ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния, а не «ис­клю­чи­тель­но иде­о­ло­ги­че­с­кие», да и про­па­ган­ду вой­ны и вся­че­с­кой не­тер­пи­мо­с­ти жур­на­лу бы по­про­с­ту не спу­с­ти­ли ли­бе­раль­ные юри­с­ты, ес­ли бы по­доб­ные об­ви­не­ния не бы­ли на­ду­ма­ны ли­бо весь­ма зыб­ки. Мо­жет быть, са­ми эти жур­на­лы не хо­тят в «Жур­наль­ный зал»? Со­мне­ва­юсь. Но в лю­бом слу­чае, ка­ко­ва бы ни бы­ла то­му при­чи­на, от­сут­ст­вие но­вых пуб­ли­ка­ций и ав­то­ров из «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка», «Моск­вы», «Мо­ло­ка» в об­щем спи­с­ке пуб­ли­ка­ций «ЖЗ» толь­ко вре­дит це­ло­ст­но­с­ти (а зна­чит си­ле, бо­гат­ст­ву и вли­я­тель­но­с­ти) оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. К это­му же мож­но при­ба­вить тот факт, что на сер­ве­ре «Ли­те­ра­ту­ра» (litera.ru), где долж­ны быть, по сло­вам со­зда­те­лей, ссыл­ки на «луч­шие ли­те­ра­тур­ные ре­сур­сы се­ти», от­сут­ст­ву­ют ссыл­ки на сай­ты «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» и «Но­во­сти ли­те­ра­ту­ры», ко­то­рые мне лич­но по­ка­за­лись имен­но луч­ши­ми.

В за­клю­че­ние хо­чу вы­ра­зить на­деж­ду, что мой по­чин в об­зо­ре на­и­бо­лее ин­те­рес­ных и по­лез­ных рус­ско­языч­ных ли­те­ра­тур­ных ре­сур­сов гло­баль­ной се­ти бу­дет под­дер­жан, и на эту те­му вы­ска­жут­ся бо­лее ис­ку­шён­ные ин­тер­нет-стал­ке­ры, в чём-то ме­ня по­пра­вят, мо­жет, ина­че рас­ста­вят ак­цен­ты, а так­же и про­сто лю­ди, на­толк­нув­ши­е­ся в эле­к­трон­ном ги­пер­тек­с­то­вом оке­а­не на что-то за­ме­ча­тель­ное, по­де­лят­ся сво­и­ми на­ход­ка­ми. Ведь на­до дер­жать ру­ку на пуль­се со­вре­мен­но­с­ти. А она сей­час та­ко­ва, что про­щу­пать этот пульс, ка­жет­ся, мож­но лишь со­об­ща.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования