Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 05.08.2011

Генерал официального пушкиноведения

Дмитрия Благого заласкали ещё при Сталине. Что-что, а под власть учёный подлаживаться умел всегда. Однако планку в науке он тоже держал и до откровенной халтуры не опускался. Кстати, некоторые его работы о Пушкине не устарели и по сей день.

 

Дмитрий БЛАГОЙ
Дмитрий БЛАГОЙ

Дмитрий Дми­т­ри­е­вич Бла­гой ро­дил­ся 28 ян­ва­ря (по но­во­му сти­лю 9 фе­в­ра­ля) 1893 го­да в Моск­ве. Его отец был ак­циз­ным чи­нов­ни­ком, мать за­ни­ма­лась до­маш­ним хо­зяй­ст­вом. Но в 1905 го­ду ро­ди­те­ли раз­ве­лись, по­сле че­го мать с млад­шим сы­ном пе­ре­еха­ла в Пе­тер­бург, а стар­ший сын – Дми­т­рий ос­тал­ся с от­цом в Моск­ве. Поз­же учё­ный в ан­ке­тах пи­сал, что с бра­том он не ви­дел­ся с 1915 го­да («знаю, что он жил в Аме­ри­ке, ку­да к не­му в 1924 го­ду уе­ха­ла мать»), а отец при боль­ше­ви­ках пе­ре­шёл в Нар­ком­фин, ра­бо­тал там вплоть до ухо­да на пен­сию в 1936 го­ду, и умер в 1941 го­ду.

Окон­чив в 1911 го­ду с се­ре­б­ря­ной ме­да­лью муж­скую мос­ков­скую гим­на­зию, Бла­гой по­сту­пил в спе­ци­аль­ные клас­сы Ла­за­рев­ско­го ин­сти­ту­та вос­точ­ных язы­ков, но бук­валь­но че­рез год ему из-за ту­бер­ку­лё­за лёг­ких за­ня­тия при­шлось пре­рвать. Он по­на­ча­лу по­на­де­ял­ся на Ита­лию и Фран­цию, став там изу­чать изо­б­ра­зи­тель­ные ис­кус­ст­ва. Од­на­ко вы­ле­чи­ли его толь­ко в Швей­ца­рии, в Да­во­се.

Ед­ва ок­реп­нув, Бла­гой офор­мил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Но уже в 1914 го­ду он по се­мей­ным об­сто­я­тель­ст­вам пе­ре­вёл­ся в Харь­ков. По­лу­чив че­рез пять лет дип­лом, мо­ло­дой фи­ло­лог от­пра­вил­ся в Крым, в Фе­о­до­сию. Та­м он по­на­ча­лу пре­по­да­вал рус­скую ли­те­ра­ту­ру в жен­ской гим­на­зии, а по­том по­шёл слу­жить вла­с­тям, став за­вот­де­лом вне­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Од­но­вре­мен­но Бла­гой ис­прав­но по­се­щал за­ня­тия ли­те­ра­тур­но-ар­ти­с­ти­че­с­ко­го круж­ка ФЛАК и пи­сал сти­хи, ко­то­рые, прав­да, осо­бы­ми изы­с­ка­ми не от­ли­ча­лись.

Вер­нув­шись в 1922 го­ду в Моск­ву, Бла­гой за­нял­ся сво­ей ка­рь­е­рой. Он очень ско­ро стал вли­я­тель­ным со­труд­ни­ком в Глав­на­у­ке. Ис­поль­зуя ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ные воз­мож­но­с­ти, мо­ло­дой чи­нов­ник к 1925 го­ду про­бил се­бе зва­ние про­фес­со­ра и пе­ре­шёл в Го­су­дар­ст­вен­ный ин­сти­тут сло­ва. Прав­да, в ин­сти­ту­те от не­го по­тре­бо­ва­ли под­твер­дить про­фес­сор­ст­во на­уч­ны­ми ра­бо­та­ми. И Бла­го­му ни­че­го не ос­та­ва­лось, как сесть за кни­гу о клас­со­вом са­мо­со­зна­нии Пуш­ки­на. Поз­же учё­ный ут­верж­дал, что он пер­вым за­нял­ся со­ци­о­ло­ги­ей твор­че­ст­ва Пуш­ки­на. Но это не сов­сем так. Ни­ка­кая на­ука в его кни­ге и близ­ко не но­че­ва­ла. Пер­вая кни­га Бла­го­го от­чёт­ли­во не­сла на се­бе пе­чать все­го лишь пря­мо­ли­ней­но­го праг­ма­тиз­ма. Это бы­ла не на­уч­ная со­ци­о­ло­гия, а гру­бая вуль­га­ри­за­ция. Тем не ме­нее сра­зу по­сле вы­хо­да кни­ги «Клас­со­вое са­мо­со­зна­ние Пуш­ки­на» мо­ло­до­го марк­си­с­та при­гла­си­ли на пре­по­да­ва­тель­скую ра­бо­ту в Мос­ков­ский пе­да­го­ги­че­с­кий ин­сти­тут им. В.И. Ле­ни­на.

В это вре­мя у Бла­го­го за­вя­зал­ся ро­ман с тек­с­то­ло­гом Ве­рой Не­ча­е­вой, ко­то­рая в 1930 го­ду ро­ди­ла ему сы­на Дми­т­рия (впос­лед­ст­вии сын окон­чил класс ро­я­ля у Голь­ден­вей­зе­ра в Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии и стал не­пло­хим пи­а­ни­с­том).

В ин­тел­лек­ту­аль­ных кру­гах Моск­вы к Бла­го­му дол­гое вре­мя от­но­си­лись весь­ма сни­с­хо­ди­тель­но и счи­та­ли на­чёт­чи­ком. Сер­гей Ду­ры­лин, так тот в от­кры­тую над ним сме­ял­ся. Он счи­тал, что Бла­гой так и не по­нял, ка­кую роль жё­ны и воз­люб­лен­ные иг­ра­ли в твор­че­ст­ве пи­са­те­лей. Ду­ры­лин пи­сал: «Толь­ко склон­ность на­ших ми­лых Бла­гих всю­ду от­да­вать пред­по­чте­ние Сус­ло­вым и Де­ни­со­вым пе­ред Ан­на­ми Гри­го­рь­ев­на­ми (До­сто­ев­ский), Ан­на­ми Фё­до­ров­на­ми (И.Ак­са­ков), «сво­бод­но­лю­би­мым» пе­ред «за­кон­ны­ми су­пру­га­ми», толь­ко этой по­лу­ко­ми­че­с­кой сла­бо­с­тью рус­ско­го ин­тел­ли­ген­та мож­но объ­яс­нить, что Бла­гие не об­ра­ти­ли вни­ма­ния на то, что этой, по их мне­нию, ни­чтож­ной или ма­ло­зна­чи­тель­ной за­кон­ной Эр­не­с­ти­не Фё­до­ров­не Тют­чев на­пи­сал не­сколь­ко то­мов уди­ви­тель­ных сво­их пи­сем, где весь он – мысль, вдох­но­ве­ние, па­фос, ос­т­ро­умие! Ума не при­ло­жу, как бы­ло это­го не за­ме­тить!»

Од­на­ко Бла­го­го мне­ния кол­лег не ин­те­ре­со­ва­ли. Он был оза­бо­чен од­ним: как по­бы­с­т­рей ут­вер­дить­ся на на­уч­ном олим­пе. Ему хо­те­лось по­ско­рей за­щи­тить­ся. Но вож­де­лен­ную сте­пень док­то­ра на­ук учё­ный по­лу­чил лишь в 1938 го­ду. Тог­да же он пе­ре­шёл на ра­бо­ту в Ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры.

Осе­нью 1941 го­да Бла­гой был эва­ку­и­ро­ван в Таш­кент. Вме­с­те с ним в Сред­нюю Азию от­пра­ви­лась его же­на – Со­фия Ра­фа­и­лов­на, ко­то­рая счи­та­лась не­пло­хим вра­чом. На но­вом ме­с­те учё­но­му сра­зу же пред­ло­жи­ли воз­гла­вить в ме­ст­ном пе­дин­сти­ту­те ка­фе­д­ру ли­те­ра­ту­ры.

В Таш­кен­те учё­но­го вме­с­те с дру­ги­ми пи­са­те­ля­ми по­се­ли­ли в са­мом цен­т­ре го­ро­да, на ули­це Кар­ла Марк­са, 7. Ан­на Ах­ма­то­ва про­зва­ла этот дом «ле­про­зо­ри­ем». А Ма­рия Бел­ки­на за­пом­ни­ла его как те­атр аб­сур­да. В од­ном из пи­сем к му­жу – кри­ти­ку Ана­то­лию Та­ра­сен­ко­ву она изо­б­ра­зи­ла это об­ще­жи­тие для эва­ку­и­ро­ван­ных пи­са­те­лей в ви­де сце­нок. Бел­ки­на пи­са­ла: «Я, ко­неч­но, уже на бо­е­вом по­сту – как ме­ня здесь драз­нят – у ко­ля­с­ки. Пред­ставь се­бе так – сце­на, на сце­не дву­хэ­таж­ный дом, два па­рад­ных, над ни­ми два бал­кон­чи­ка. Ут­ро. Солн­це све­тит сквозь пе­ле­ну туч. На ле­ст­ни­це, сквозь ра­зо­рван­ную мглу, ку­сок го­лу­бо­го не­ба и гро­ма­ды снеж­ных гор (от­ро­гов Тянь-Ша­ня) ско­рее под­ра­зу­ме­ва­ют­ся, чем ви­дят­ся, но в 12 ча­сов бу­дут яс­но вид­ны. За­на­вес под­нят, уча­ст­ни­ки спек­так­ля – про­вин­ци­аль­ные ак­тё­ры – иг­ра­ют пье­су пло­хо на­пи­сан­ную: нет ро­лей, а им скуч­но.

Итак, за­на­вес под­нят:

На вто­ром эта­же от­кры­ва­ет­ся ок­но – вы­со­вы­ва­ет­ся ма­дам Бла­гая, про­фес­сор­ша в бе­лом ка­по­те в рюш­ках. Да­ма лет 45. Груз­ная брю­нет­ка, нос гру­шей <...> иг­ра­ет мо­ло­дую.

Ма­дам Бла­гая (за ку­ли­сы). Утё­но­чек, утё­но­чек...

Утё­но­чек (проф. Бла­гой). По­яв­ля­ет­ся в ок­не, круг­лые оч­ки. Бе­лый кол­пак с ки­с­точ­кой. Шея очень длин­ная, го­ло­ва бол­та­ет­ся, как тык­ва на ше­с­те.

Утё­но­чек. Мм... (Ма­дам Бла­гая при­ль­ну­ла, оба ис­че­за­ют...)

По­яв­ля­ет­ся ры­жая кош­ка, по кар­ни­зу под­би­ра­ет­ся к ок­ну.

М.Бла­гая – брысь, брысь... (кош­ка ис­че­за­ет) <…>

В ок­но вы­гля­ды­ва­ет проф. Бла­гой. Ки­с­точ­ка на кол­па­ке бол­та­ет­ся, вы­ра­же­ние ли­ца кро­во­жад­но, в ру­ке ос­т­рый пред­мет. Он го­во­рит за ку­ли­сы: «По­до­жди, де­точ­ка, я её, стер­ву, сей­час!» Кош­ка на­ка­лы­ва­ет­ся на пред­мет, взвиз­ги­ва­ет – ок­но за­хло­пы­ва­ет­ся. Бла­гой с де­мо­ни­че­с­ким сме­хом ис­че­за­ет. Сце­на пу­с­та».

По воз­вра­ще­нии из эва­ку­а­ции Бла­гой пред­по­чёл про­фес­сор­ст­во в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те. Сре­ди пер­вых его сту­ден­тов был не­дав­ний фрон­то­вик Ми­ха­ил Ло­ба­нов. По про­ше­ст­вии лет он вспо­ми­нал: «Рус­скую ли­те­ра­ту­ру XVIII ве­ка чи­тал нам Дми­т­рий Дми­т­ри­е­вич Бла­гой, ав­тор со­дер­жа­тель­но­го, бо­га­то­го фак­ти­че­с­ким ма­те­ри­а­лом учеб­ни­ка по это­му пе­ри­о­ду рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Чи­тал он лек­ции си­дя за сто­лом, в ша­поч­ке на го­ло­ве, со скру­пу­лёз­но­с­тью фи­ло­ло­ги­че­с­ко­го кол­лек­ци­о­не­ра рас­кла­ды­вал он пе­ред на­ми, за­гля­ды­вая че­рез оч­ки в бу­ма­гу, фак­ты, име­на, на­зва­ния, и всё это оз­ву­чи­ва­лось с оди­на­ко­вой сы­то­с­тью в го­ло­се, шла ли речь о ли­те­ра­тур­ной гра­фо­ма­нии пе­т­ров­ских вре­мён, мерт­вен­но­с­ти ли клас­си­ци­с­ти­че­с­ких опу­сов, о Дер­жа­ви­не ли с его ге­ни­аль­ны­ми про­бле­с­ка­ми по­эзии, или о Фон­ви­зи­не с тра­гич­но­с­тью и по­бе­ди­тель­но­с­тью его пу­ти от воль­те­рь­ян­ско­го про­све­ти­тель­ст­ва к глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­с­ти, по­сти­же­нии им ду­хов­ной са­мо­быт­но­с­ти Рос­сии пе­ред За­па­дом и т.д. Бы­ли и мо­мен­ты сво­е­об­раз­но­го ожив­ле­ния: с ка­кой-то бла­жен­ной улыб­кой пе­ре­ска­зы­вал Дми­т­рий Дми­т­ри­е­вич фри­воль­ную ис­то­рию из па­ро­дий­но­го со­чи­не­ния о жиз­ни олим­пий­ских бо­гов с фи­зи­о­ло­ги­че­с­ки­ми «ин­тим­ны­ми» по­дроб­но­с­тя­ми» (М.Ло­ба­нов. В сра­же­нии и люб­ви. М., 2003).

В от­ли­чие от сво­е­го кол­ле­ги по МГУ и то­же про­фес­со­ра Сер­гея Бон­ди Бла­гой очень бы­с­т­ро по­лу­чил офи­ци­аль­ное при­зна­ние. Уже в 1945 го­ду он по­лу­чил свой пер­вый ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни. По­том 17 мар­та 1951 го­да ему за ком­пи­ля­тор­скую кни­гу «Твор­че­с­кий путь Пуш­ки­на» при­су­ди­ли Ста­лин­скую пре­мию вто­рой сте­пе­ни. За­тем в 1953 го­ду его из­бра­ли чле­ном-кор­ре­с­пон­ден­том Ака­де­мии на­ук СССР. Даль­ше на­гра­ды сы­па­лись од­на за дру­гой: ор­де­на «Знак По­чё­та», Ле­ни­на, Ок­тябрь­ской Ре­во­лю­ции…

Коль я вспом­нил о Бон­ди, на­до ска­зать, что два пуш­ки­ни­с­та друг дру­га силь­но не жа­ло­ва­ли. Это об­сто­я­тель­ст­во 3 ав­гу­с­та 1956 го­да от­ме­тил в сво­ём днев­ни­ке Кор­ней Чу­ков­ский. Он пи­сал: «…Тре­ть­е­го дня был Бон­ди. Бон­ди чи­тал свою ста­тью для «Лит­га­зе­ты» о Дм. Дм. Бла­гом. Ста­тья ещё ту­с­к­лая – не­ес­те­ст­вен­ная смесь учё­но­с­ти с фе­ль­е­то­низ­мом. Уст­ные его фи­лип­пи­ки про­тив Бла­го­го бы­ли в ты­ся­чу раз силь­нее». Но что не по­де­ли­ли два учё­ных, в точ­но­с­ти не­из­ве­ст­но.

Да, в 1959 го­ду Бла­гой по­че­му-то из МГУ ушёл и воз­гла­вил по­том сек­тор рус­ской ли­те­ра­ту­ры в ИМ­ЛИ.

Ещё один факт из жиз­ни учё­но­го: по­сле смер­ти Со­фии Ра­фа­и­лов­ны он же­нил­ся на из­ве­ст­ной кри­ти­кес­се Бер­те Брай­ни­ной.

Умер Бла­гой 14 фе­в­ра­ля 1984 го­да. По­хо­ро­ни­ли его на Пе­ре­дел­кин­ском клад­би­ще.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования