Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 05.08.2011

Самая первая встреча

К Юрию Куз­не­цо­ву я шёл как на пла­ху.

В тот год я зло и ос­т­ро чув­ст­во­вал ни­чтож­ность сво­е­го по­эти­че­с­ко­го да­ра. А ещё, с тем же си­рот­ли­вым от­ча­я­ни­ем, я по­ни­мал, что на­пи­сан­ные мной сти­хо­тво­ре­ния на­по­ми­на­ют слеп­ки и ма­с­ки, сня­тые с куз­не­цов­ских ше­де­в­ров.

За­то жал­кая ком­на­та на Боль­шой Сер­пу­хов­ской под­твер­ди­ла мои луч­шие пред­чув­ст­вия и ожи­да­ния: по­че­му-то я хо­тел, что­бы Рус­ский Бог жил так же, как жи­ву я: в тес­но­те и ни­ще­те.

Юрий КУЗНЕЦОВ
Юрий КУЗНЕЦОВ

Юрий По­ли­кар­по­вич дол­го мол­чал. Ему яв­но не­здо­ро­ви­лось, и ми­ну­ты тя­го­ст­но­го мол­ча­ния по­ка­за­лись мне длин­ны­ми, как си­бир­ские ре­ки с плы­ву­щи­ми по ним льди­на­ми.

Мы об­ме­ня­лись не­сколь­ки­ми не­зна­чи­тель­ны­ми фра­за­ми, и Куз­не­цов вздох­нул.

«Я ему не­ин­те­ре­сен», – прон­зи­ло ме­ня.

Куз­не­цов за­ме­тил моё со­сто­я­ние и, улыб­нув­шись, по­про­сил про­чи­тать что-ни­будь из мо­их лю­би­мых сти­хо­тво­ре­ний.

«Я ос­та­нусь один, – с тру­дом на­чал я про­го­ва­ри­вать не­дав­но на­пи­сан­ные стро­ки. – Я ос­та­нусь один в этом го­ро­де. Я за­бу­ду, как звать мо­их ста­рых и до­б­рых дру­зей. За­мол­чит те­ле­фон, за­гру­с­тит, как со­ба­ка, на про­во­де, по­сту­чит поч­та­ль­он с пол­ной сум­кой за­су­шен­ных дней».

«Хо­ро­шо, – вы­слу­шав ме­ня до кон­ца, ска­зал Куз­не­цов. – Очень хо­ро­шо. Но за­пом­ни­те, Ми­ха­ил: в по­эзии мож­но пре­об­ра­жать всё, что толь­ко за­хо­чет­ся, но за­им­ст­во­вать нель­зя». Окон­ча­ние этой фра­зы про­зву­ча­ло так же, как зна­ме­ни­тая фра­за Гам­ле­та: «На мне иг­рать нель­зя».

И тут я, сов­сем по­те­ряв­шись, ска­зал ве­ли­кую глу­пость: «Юрий По­ли­кар­по­вич, что я мо­гу по­де­лать? Мне ка­жет­ся, что поч­ти все ва­ши сти­хо­тво­ре­ния на­пи­са­ны обо мне». – «Вот как? – Куз­не­цов ус­мех­нул­ся. – Вы­хо­дит, что мы с ва­ми род­ст­вен­ные ду­ши?» – «Вы­хо­дит, что так», – от­ве­тил я.  «Это за­мет­но, – сно­ва ус­мех­нул­ся Куз­не­цов. – Но луч­шие ва­ши сти­хи су­ще­ст­ву­ют в ва­шей соб­ст­вен­ной сти­хии, там, где ме­ня нет и ни­ког­да не бы­ло. Кста­ти, в од­ном сти­хо­тво­ре­нии у вас встре­ча­ет­ся сло­во «ыр­ка». Это что?» – «Это не­чи­с­тый дух». – «Ин­те­рес­но, – гла­за по­эта слег­ка по­теп­ле­ли. – Вы­хо­дит, что учё­ные оши­ба­ют­ся, ут­верж­дая, что в рус­ском язы­ке слов на бук­ву «ы» не су­ще­ст­ву­ет?» – «Ко­неч­но, оши­ба­ют­ся!» – вы­дох­нул я и по­нял, что всё са­мое страш­ное ос­та­лось по­за­ди.

Дей­ст­ви­тель­но, мы раз­го­во­ри­лись. Куз­не­цов рас­ска­зал мне о сво­ём по­тря­се­нии, что он ис­пы­тал, чи­тая «По­эти­че­с­кие воз­зре­ния сла­вян на при­ро­ду», по­со­ве­то­вал не чи­тать со­вре­мен­ную по­эзию, а сво­и­ми на­столь­ны­ми кни­га­ми сде­лать про­из­ве­де­ния Ин­но­кен­тия Ан­нен­ско­го, Кон­стан­ти­на Слу­чев­ско­го, Сер­гея Есе­ни­на, Ни­ко­лая За­бо­лоц­ко­го и Ар­тю­ра Рем­бо.

В мо­ей ру­ко­пи­си он вы­де­лил два де­сят­ка сти­хо­тво­ре­ний и ска­зал, что их мож­но сме­ло по­да­вать на кон­курс в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Поз­же я так и сде­лал. Хо­тя ни од­но из этих сти­хо­тво­ре­ний не во­шло в мою пер­вую кни­гу: ре­дак­тор са­мар­ско­го книж­но­го из­да­тель­ст­ва, слов­но цар­ский цен­зор, без­жа­ло­ст­но пе­ре­черк­нул их «хе­ром» и ска­зал, что «та­кую чушь он ни­ког­да в жиз­ни не ви­дел и ви­деть не же­ла­ет».

Чув­ст­вуя не­по­нят­ное рас­по­ло­же­ние Куз­не­цо­ва ко мне, я по­про­сил его под­пи­сать кни­гу «Во мне и ря­дом – даль», но Юрий По­ли­кар­по­вич, за­ме­тив на стра­ни­це кни­ги биб­ли­о­теч­ный штамп, яв­но рас­те­рял­ся, по­мед­лил, по­том спро­сил: «Ук­рал?» «Ук­рал», – об­ре­чён­но ска­зал я.  «Нет, не под­пи­шу», – и тут же, по­жа­лев ме­ня, до­стал от­ку­да-то из уг­ла толь­ко что вы­шед­шую «Край све­та за пер­вым уг­лом» и на­пи­сал: «Ми­ха­и­лу Ани­щен­ко: на кре­ст­ный путь и до­б­рые раз­ду­мья».

Осо­бен­но хо­ро­шо за­пом­ни­лись мне сло­ва Куз­не­цо­ва о том, что рус­ский по­эт дол­жен ви­деть се­бя во всём – да­же в том, что он не­на­ви­дит.

«В ко­неч­ном счё­те, – го­во­рил он, – по­эт обя­зан вер­нуть за­мо­ро­чен­но­му че­ло­ве­ку всё то, что мы из­гна­ли, унич­то­жи­ли, со­жг­ли на рас­коль­ни­чь­их ко­ст­рах… Рус­ская по­эзия – это воз­вра­ще­ние Па­мя­ти. Это воз­вра­ще­ние к ис­то­кам».

Бла­го­да­ря Юрию Куз­не­цо­ву и его со­ве­там во вре­мя на­ших ко­рот­ких и ред­ких встреч я стал поч­ти всле­пую, на ощупь про­би­рать­ся по не­ве­до­мым тро­пин­кам к бла­го­сло­вен­ным ис­то­кам че­ло­ве­че­с­ко­го бы­тия. Сквозь за­те­рян­ные в че­ло­ве­че­с­кой па­мя­ти вре­ме­на ме­ня ве­ла куз­не­цов­ская ве­ра и да­же – уве­рен­ность, что не­управ­ля­е­мая ни­кем сти­хия древ­не­го ми­фа есть ма­ги­че­с­кий язык, в тай­ну ко­то­ро­го лю­ди за­гля­ну­ли, но рас­ку­сить её так и не смог­ли. Бла­го­да­ря Куз­не­цо­ву у ме­ня поч­ти не бы­ло со­мне­ний в том, что взрос­ле­ние древ­них зем­ных мыс­ли­те­лей про­во­ди­лось не пу­тём на­ив­ных рас­суж­де­ний, но под пря­мым воз­дей­ст­ви­ем не­ви­ди­мых сущ­но­с­тей раз­лич­ных вре­мён и про­ст­ранств. За­не­сён­ные пы­лью ты­ся­че­ле­тий, са­к­раль­ные от­кро­ве­ния, сто­я­щие у ис­то­ков вся­ко­го зна­ния и опы­та, при­хо­дят к лю­дям, как пра­ви­ло, с ве­ли­ким опоз­да­ни­ем, с тем, что­бы сна­ча­ла лю­ди, за­мо­ро­чен­ные и сби­тые с тол­ку соб­ст­вен­ной глу­по­с­тью, оп­ро­вер­г­ли ис­ти­ны выс­ших су­ществ, а за­тем бы на­шли в унич­то­жен­ном, рас­топ­тан­ном ими – не­мыс­ли­мые от­кро­ве­ния.

Ожи­ва­ю­щие сим­во­лы по­эти­че­с­ки пе­ре­да­ва­ли те по­ня­тия, ко­то­рые слиш­ком воз­вы­шен­ны и не­уло­ви­мы, что­бы их мож­но бы­ло втис­нуть в про­кру­с­то­во ло­же со­вре­мен­но­го ос­коп­лён­но­го рус­ско­го язы­ка. Вез­де, сле­ва и спра­ва, спе­ре­ди и сза­ди, сни­зу и ввер­ху су­ще­ст­во­ва­ли ве­щи на­столь­ко тон­кие, что их мож­но бы­ло чув­ст­во­вать или уга­ды­вать, но ви­деть их стек­лян­ны­ми гла­за­ми бы­ло нель­зя.

А Куз­не­цов ви­дел.

И поз­же я то­же смог уви­деть не­сколь­ко ми­ров. Я бы­вал там, где раз и на­всег­да ос­та­нав­ли­ва­ют­ся стрел­ки всех че­ло­ве­че­с­ких ча­сов; я шёл че­рез про­ст­ран­ст­ва, ко­то­рые во­все не есть рас­сто­я­ния; я ви­дел рас­сто­я­ния, где не бы­ва­ет рас­ста­ва­ний; я ви­де­л бе­рег, где ца­ри­ца Кле­о­па­т­ра влюб­ле­на в рус­ско­го по­эта Лер­мон­то­ва, а сол­неч­ный бог Оси­рис, не бо­ясь яро­с­ти Ор­фея, вы­но­сит из ада пре­крас­ную Эв­ри­ди­ку и при­зна­ёт­ся ей в люб­ви на рус­ском язы­ке…

Прой­дёт мно­го лет, и од­наж­ды, про­чи­тав мои но­вые сти­хо­тво­ре­ния, Юрий Куз­не­цов ска­жет: «Та­кое ощу­ще­ние, что эти стро­ки ро­ди­лись на Боль­шой Сер­пу­хов­ке, во вре­мя на­ше­го са­мо­го пер­во­го раз­го­во­ра». И он с яв­ным удо­воль­ст­ви­ем про­чи­тал ещё раз: «Глу­бо­ки мо­ря и ре­ки, но ис­то­ки глуб­же рек».

Ин­те­рес­но, что за всю свою жизнь я лишь три ра­за по­сы­лал Куз­не­цо­ву свои сти­хо­тво­ре­ния, и каж­дый раз он да­вал их в «На­шем со­вре­мен­ни­ке» в пол­ном объ­ё­ме и без еди­ной прав­ки. Это очень ра­до­ва­ло ме­ня.

И мно­го раз, по­ги­бая и вновь воз­рож­да­ясь, я по­вто­рял очень нуж­ные мне сло­ва, ска­зан­ные ког­да-то Юри­ем Куз­не­цо­вым.

Юрий По­ли­кар­по­вич, как мне ка­жет­ся, был убеж­дён, что ис­тин­ная жизнь Рос­сии скры­ва­ет­ся во всём, что она рас­те­ря­ла. Да, он не ус­пел вер­нуть нам все бо­гат­ст­ва, ког­да-то по­те­рян­ные рус­ской ду­шой, но он ве­рил, что вна­ча­ле бы­ло не про­сто сло­во, а рус­ское сло­во. Ве­рить в это ста­ра­юсь и я.


Михаил АНИЩЕНКО,
г. САМАРА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования