Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 19.08.2011

Книга против апокалипсиса

Си­жу и рас­суж­даю о при­ро­де гру­с­ти, на­ве­ян­ной ста­ть­ёй Ан­д­рея Ру­да­лё­ва «Ли­те­ра­ту­ра в ка­с­те­не­ю­щем об­ще­ст­ве» («ЛР», 2011, № 29). Имен­но гру­с­ти. По­то­му что, ес­ли го­во­рить о то­таль­ном ох­лаж­де­нии че­ло­ве­че­ст­ва к кни­ге во­об­ще, то это уже факт не про­сто пе­чаль­ный – тра­гич­ный, ко­то­рый и в са­мом де­ле мож­но рас­сма­т­ри­вать как пред­ве­ст­ник апо­ка­лип­си­са.

Но я уж не бу­ду ко­пать так глу­бо­ко...

Во-пер­вых, гру­ст­но, что не сбы­ва­ют­ся на­ши меч­ты, Ан­д­рей. Меч­ты о «при­об­ще­нии» и «по­се­ве». Я то­же од­наж­ды при­ня­ла та­кое ре­ше­ние: пусть всё идёт, как идёт. Нель­зя на­силь­но сде­лать че­ло­ве­ка сча­ст­ли­вым (а встре­ча с кни­гой – не что иное как сча­с­тье). В на­ше, та­кое уны­лое вре­мя мож­но ли ли­шать се­бя по­след­ней ра­до­с­ти – чте­ния? Все ли, к при­ме­ру, име­ют воз­мож­ность пу­те­ше­ст­во­вать? А кни­га с на­и­мень­ши­ми за­тра­та­ми поз­во­лит от­пра­вить­ся те­бе в даль­ние стра­ны. Да и лю­бовь к ту­риз­му, кста­ти го­во­ря, – в сво­ей по­валь­но­с­ти – один из ве­ро­ят­ных при­зна­ков ску­ки, и ду­шев­ной дис­тро­фии («но, не­смо­т­ря на бурь уда­ры, ри­фов глы­бы, – ах, не­че­го скры­вать! – ску­ча­ли мы, как здесь»). Пу­те­ше­ст­вие по све­ту – за­ня­тие до­стой­ное, ни­сколь­ко не пре­до­су­ди­тель­ное, но во­об­ра­же­ния оно не тре­бу­ет – сов­сем ана­ло­гич­но те­ле­ви­зи­он­но­му ве­ща­нию и в про­ти­во­по­лож­ность ум­ной, труд­ной кни­ге. Толь­ко за­дей­ст­вие всех тво­их ду­шев­ных сил, ума, чувств поз­во­ля­ет те­бе из­бе­жать разъ­е­да­ю­щей ржав­чи­ны ску­ки.

 

Дол­го ли бу­дет ра­до­вать те­бя удач­ная по­куп­ка са­мой до­ро­гой ве­щи? Че­рез не­де­лю она уже за­мы­лит те­бе глаз. А лю­би­мая кни­га не на­до­ест ни­ког­да. Кни­га – это пра­зд­ник, ко­то­рый все­гда с то­бой.

 

И ког­да я ви­жу че­ло­ве­ка, не зна­ю­ще­го ра­до­с­ти чте­ния, един­ст­вен­ное чув­ст­во в этот миг по­се­ща­ет ме­ня: чув­ст­во жа­ло­с­ти к по­вер­же­но­му не­из­ле­чи­мым не­ду­гом.

Чте­ние не­це­ле­со­об­раз­но? Не­рен­та­бель­но?

В ка­ких еди­ни­цах из­ме­рить рен­та­бель­ность чте­ния? В де­неж­ном эк­ви­ва­лен­те?

Мож­но, на­вер­ное, счи­тать чи­та­ю­ще­го кем-то не от ми­ра се­го, ма­ла­холь­ным чу­ди­ком, ло­хом, не име­ю­щим по­ня­тия о том, как пра­виль­но ус­т­ро­ить­ся в жиз­ни. Но вот смо­т­рю я се­го­дня на стре­мя­ще­го­ся лю­бой це­ной до­стичь ус­пе­ха или хо­тя бы «не па­рить­ся» в сво­ём уют­ном ме­щан­ском мир­ке ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка и с огор­че­ни­ем ви­жу: как те­ря­ет­ся он в за­труд­ни­тель­ных жи­тей­ских си­ту­а­ци­ях, как да­вят на не­го оши­боч­но ка­жу­щи­е­ся ему не­о­до­ли­мы­ми об­сто­я­тель­ст­ва. Смо­т­рю и ду­маю: «А вот по­тра­тил бы ты хо­тя бы де­ся­тую часть сво­ей жиз­ни на чте­ние...»

Нет, кни­ги не да­ют го­то­вых ре­цеп­тов. Но они ак­ку­му­ли­ру­ют в те­бе та­кой за­пас жиз­нен­ной энер­гии, во­ору­жа­ют та­кой уве­рен­но­с­тью в се­бе, ка­кую не да­дут те­бе ни­ка­кие день­ги. Сколь­ко бо­га­тых лю­дей уже све­ли счё­ты с жиз­нью толь­ко по­то­му, что обан­кро­ти­лись – ли­ши­лись един­ст­вен­ной для се­бя за­щи­ты в этом ми­ре – ка­пи­та­ла. И ког­да за­во­дят на эту те­му речь, я вспо­ми­наю не­боль­шой рас­сказ Ан­то­на Че­хо­ва, где мо­ло­дой сту­дент-юрист и круп­ный бан­кир за­клю­ча­ют па­ри, по ус­ло­вию ко­то­ро­го сту­дент дол­жен про­си­деть 15 лет в оди­ноч­ной ка­ме­ре, что­бы по ис­те­че­нии это­го сро­ка по­лу­чить от бан­ки­ра в на­гра­ду 2 мил­ли­о­на руб­лей. 15 лет не иметь пра­ва – ни по­ки­дать ка­ме­ру, ни об­щать­ся с се­бе по­доб­ны­ми. Доз­во­ли­тель­но толь­ко есть, пить и чи­тать кни­ги.

И не еда, не ви­но, а имен­но кни­ги не толь­ко спа­са­ют уз­ни­ка от изо­ля­ции (от­вет на со­мне­ния Ан­д­рея, пре­одо­ле­ва­ет ли че­ло­век ощу­ще­ние оди­но­че­ст­ва, от­кры­вая кни­гу), но и да­ют че­ло­ве­ку ощу­ще­ние аб­со­лют­ной сво­бо­ды. Они и бан­ки­ра ко­с­вен­но спа­са­ют от ра­зо­ре­ния, не­смо­т­ря на то, что па­ри ге­рой, будь на то его во­ля, вы­иг­рал бы бе­зо­го­во­роч­но.

Все зна­ют, чем за­кон­чил­ся рас­сказ. Но я ни­как не мо­гу удер­жать­ся, что­бы не про­ци­ти­ро­вать сло­ва из за­пи­с­ки быв­ше­го сту­ден­та, ко­то­рую он ос­та­вил бан­ки­ру (и всем нам) пе­ред тем, как до­б­ро­воль­но за не­сколь­ко ча­сов до ис­те­че­ния сро­ка по­ки­нуть ка­ме­ру:

Ва­ши кни­ги да­ли мне му­д­рость. Всё то, что ве­ка­ми со­зда­ва­ла не­уто­ми­мая че­ло­ве­че­с­кая мысль, сдав­ле­но в мо­ём че­ре­пе в не­боль­шой ком. Я знаю, что я ум­нее всех вас…

Вы обе­зу­ме­ли и идё­те не по той до­ро­ге. Ложь при­ни­ма­е­те вы за прав­ду и бе­зо­б­ра­зие за кра­со­ту. Вы уди­ви­лись бы, ес­ли бы вслед­ст­вие ка­ких-ни­будь об­сто­я­тельств на яб­ло­нях и апель­син­ных де­ре­вь­ях вме­с­то пло­дов вдруг вы­рос­ли ля­гуш­ки и яще­ри­цы, или ро­зы ста­ли из­да­вать за­пах вспо­тев­шей ло­ша­ди; так я удив­ля­юсь вам, про­ме­няв­шим не­бо на зем­лю. Я не хо­чу по­ни­мать вас.

Чтоб по­ка­зать вам на де­ле пре­зре­ние к то­му, чем жи­вё­те вы, я от­ка­зы­ва­юсь от двух мил­ли­о­нов, о ко­то­рых я ког­да-то меч­тал, как о рае, и ко­то­рые те­перь пре­зи­раю…».

На­вер­ное, най­дут­ся же­ла­ю­щие с этим по­спо­рить. Здесь на­ли­цо ут­ри­ро­ван­ная трак­тов­ка воз­дей­ст­вия книг на че­ло­ве­ка. Но пи­са­тель ча­с­то за­тем и сгу­ща­ет кра­с­ки, что­бы за­ос­т­рить ту или иную про­бле­му.

 

В Аме­ри­ке го­во­рят: «Те, кто чи­та­ют кни­ги, все­гда бу­дут уп­рав­лять те­ми, кто смо­т­рит те­ле­ви­зор». Но это в Аме­ри­ке. У нас же всё – с точ­но­с­тью до на­обо­рот. Мо­жет, по­то­му на­ша стра­на ни­как не вста­нет на но­ги?

 

Ку­чу ба­наль­но­с­тей тут уже на­го­во­ри­ла. Поз­воль­те ещё од­ну: кни­га – са­мый вер­ный друг. Друг мо­жет пре­дать, же­на, муж – бро­сить. Кни­га – един­ст­вен­ное, что те­бе не из­ме­нит. Да­же са­мый близ­кий друг не каж­дый день те­бя пой­мёт. Но ты все­гда най­дёшь кни­гу, ко­то­рая бу­дет со­от­вет­ст­во­вать тво­е­му си­ю­ми­нут­но­му на­ст­ро­е­нию.


Наталья ОМЕЛЬЧЕНКО,
библиотекарь,
г. ТЫНДА,
Амурская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования