Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 19.08.2011

Восхождение вниз, где лёд и гранит

Кри­зис сред­не­го воз­ра­с­та дав­но стал за­мет­ной ли­те­ра­тур­ной те­мой. Ми­шель Уэль­бек, Фре­де­рик Бег­бе­дер, Ми­лан Кун­де­ра свои ху­до­же­ст­вен­ные ми­ры со­зда­ли в про­ст­ран­ст­ве это­го рас­про­ст­ра­нён­но­го не­ду­га. Оте­че­ст­вен­ные пи­са­те­ли не хо­тят от­ста­вать. Мак­сим По­кров­ский, ге­рой ро­ма­на Или­чев­ско­го «Ма­те­ма­тик», по­пав в за­ви­си­мость от ал­ко­го­лиз­ма и стре­ми­тель­но рас­ши­ря­ю­щей­ся пу­с­то­ты, стал мыс­лить о вос­кре­ше­нии мёрт­вых, ре­шил за­брать­ся на вы­со­кую го­ру, вспом­нил, что у не­го есть мать. По­мог­ло. Мак­сим по­лу­чил шанс и су­мел ис­поль­зо­вать его.

Не­стор Са­ф­ро­нов, ге­рой ро­ма­на Дми­т­рия Лип­ске­ро­ва «Вся­кий ка­пи­тан – при­ма­дон­на», ока­зал­ся ме­нее удач­лив. Впро­чем, как по­смо­т­реть. Сна­ча­ла Не­стор, по­хо­ха­ты­вая над сво­им по­ло­же­ни­ем и под­ми­ги­вая сы­ну о «но­вом ле­ве­ле», скон­чал­ся от ра­ка. По­том, сво­бод­ный от вся­кой он­ко­ло­гии, от­пра­вил­ся на лод­ке в Ан­тарк­ти­ку и прак­ти­че­с­ки сра­зу был смыт мощ­ной вол­ной, раз­дроб­лен вин­том и за­быт на дне мор­ском. Да­лее при­шлось уме­реть ещё раз от ра­ка, пе­ред смер­тью не­удач­но по­пы­тав­шись пе­ре­спать с лю­бов­ни­цей. На­ко­нец, Не­стор всё-та­ки до­стиг Ан­тарк­ти­ки, как Мак­сим из ро­ма­на Или­чев­ско­го – сво­ей вер­ши­ны.

 

Глав­ный ге­рой уми­ра­ет триж­ды. Мы по­мним, что смерть ге­роя спо­соб­ст­ву­ет ка­тар­си­че­с­ким эф­фек­там, ос­во­бож­де­нию чи­та­те­ля от низ­ких стра­хов че­рез со­ст­ра­да­ние и скорбь. Но боль­ше ли ка­тар­си­са там, где ге­рой уми­ра­ет и ожи­ва­ет, что­бы по­гиб­нуть вновь?

 

Пёс Ан­тип не пе­ре­жил штор­ма, уто­нул в оке­а­не. Но про­хо­дят ми­ну­ты, раз­да­ёт­ся со­ба­чий лай, и Ан­тип сно­ва бе­га­ет по лод­ке. Толь­ко что за­ре­зан ка­пи­тан Да­ви­ди, на­всег­да сбро­шен в во­ду. Ни­че­го страш­но­го. За бор­том слы­шен зна­ко­мый го­лос, и вот уже ка­пи­тан ра­ду­ет­ся ожив­ле­нию вме­с­те со сво­им убий­цей Май­к­лом. Эти воз­вра­ще­ния прин­ци­пи­аль­ны для по­эти­ки ав­то­ра. К че­му бли­же эта по­эти­ка – к ма­ги­че­с­ко­му или ме­ха­ни­че­с­ко­му?

Дми­т­рий Лип­ске­ров не скры­ва­ет, что кри­зис сред­не­го воз­ра­с­та – его про­бле­ма. По­доб­но ге­рою сво­е­го ро­ма­на, Лип­ске­ров ре­шил на ма­лень­кой лод­ке пе­ре­сечь Ат­лан­ти­ку, прав­да, ог­ра­ни­чил­ся при этом дви­же­ни­ем из Аме­ри­ки в Ев­ро­пу, ми­нуя Ле­до­ви­тый оке­ан. Уда­лось. «Вы по­бе­ди­ли кри­зис сред­не­го воз­ра­с­та?» – спра­ши­ва­ет кор­ре­с­пон­дент «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца». «Нет. Но­вых за­дач не сфор­ми­ро­ва­лось, и жиз­нен­но­го смыс­ла не по­яви­лось. Есть ру­тин­ное про­жи­ва­ние жиз­ни, до бо­ли зна­ко­мое и обя­за­тель­ное к про­жи­ва­нию», – от­ве­ча­ет Лип­ске­ров.

В ро­ма­не «Вся­кий ка­пи­тан – при­ма­дон­на» мно­го фан­та­с­ти­ки, по­ощ­ря­ю­щей кри­ти­ков го­во­рить об оче­ред­ном из­во­де «ма­ги­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма». Но ощу­ща­ет­ся и об­раз ре­аль­ной судь­бы, ко­то­рый спо­со­бен силь­но по­дей­ст­во­вать на чи­та­те­ля и без до­пол­ни­тель­ных ри­то­ри­че­с­ких игр. Не­стор Са­ф­ро­нов, «элит­ный ар­хи­тек­тор для мил­ли­ар­де­ров», пе­ре­шед­ший ру­беж со­ро­ка­ле­тия, не об­де­лён день­га­ми, за­ка­за­ми се­рь­ёз­ных лю­дей, жен­ским вни­ма­ни­ем. Он из­ве­с­тен, ус­пе­шен. У не­го нет про­блем, кро­ме од­ной. Двух де­тей – маль­чи­ка и де­воч­ку – ему ро­ди­ла «смаз­ли­вая тан­цор­ка, с ко­то­рой он по­зна­ко­мил­ся на чьём-то юби­лее». Дваж­ды пе­ре­спал по глу­по­с­ти, дваж­ды за­чал. Не­стор лю­бит де­тей. Их мать, не на­де­лён­ную ав­то­ром име­нем, лю­бить не­воз­мож­но. Её нуж­но – ни­че­го не по­де­ла­ешь – толь­ко со­дер­жать. Она – «су­ка» (так в раз­ные вре­ме­на её на­зы­ва­ет род­ной сын), она – тварь, не­на­ви­дя­щая от­ца сво­их де­тей, от­ве­ча­ю­щая ци­нич­ным ржа­ни­ем на пред­ло­же­ние о бра­ке, ис­крен­не зе­ва­ю­щая на его по­хо­ро­нах. Она же – шлю­ха, ко­то­рая на про­тя­же­нии все­го тек­с­та ни­как не мо­жет сде­лать па­у­зы меж­ду удов­ле­тво­ре­ни­я­ми и про­дол­жа­ет на­си­ло­вать спе­ци­аль­но вы­пи­сан­но­го тур­ка Ха­би­ба. От не­го рож­да­ет­ся Иван Ха­би­бо­вич, но это не де­ла­ет ге­ро­и­ню неж­нее и до­б­рее. Ос­т­ро чув­ст­вуя ско­рое при­ше­ст­вие не­нуж­ной зре­ло­с­ти, она со­во­куп­ля­ет­ся сно­ва и сно­ва. Внеш­не бла­го­по­луч­ный Не­стор, не вы­дер­жав иди­о­тиз­ма, ко­то­рый и се­мей­ным нель­зя на­звать, скон­чал­ся. Так бы­ва­ет.

С ка­та­ст­ро­фи­че­с­ким гро­те­с­ком Лип­ске­ров опу­с­ка­ет ге­ро­и­ню до са­мых ни­зов бы­то­во­го ада. Без шан­сов вы­брать­ся на по­верх­ность. Лю­бая жен­щи­на в рас­сма­т­ри­ва­е­мом на­ми ро­ма­не – дрянь. И это, по­хо­же, кон­цеп­ция. Али­на, лю­бов­ни­ца Не­сто­ра, хо­лод­на, как Ан­тарк­ти­ка, ку­да ус­т­ре­мил­ся триж­ды уми­ра­ю­щий ге­рой. По­сле смер­ти Не­сто­ра ей пред­сто­ит до по­те­ри со­зна­ния ку­выр­кать­ся с его сы­ном-под­ро­ст­ком, вне­зап­но со­зрев­шим, но это ни­ко­му не при­ба­вит теп­ла. Ка­пи­та­на лод­ки, на ко­то­рой от­пра­вил­ся в по­след­нее пу­те­ше­ст­вие Са­ф­ро­нов, бро­си­ла лю­би­мая Ан­то­не­ла, и это дви­же­ние – за­кон в ро­ма­не. Так же по­сту­пи­ла Джо­ан, убе­жав­шая от ге­ни­аль­но­го рус­ско­го Фи­зи­ка, ког­да ему на го­ло­ву упал гор­шок с ге­ра­нью, по­ло­жив­ший ко­нец ге­ни­аль­но­с­ти. По­хо­жее дей­ст­вие со­вер­ши­ла по­дру­га мо­ря­ка Май­к­ла, ког­да по­ня­ла, что от не­го труд­но за­бе­ре­ме­неть. Вер­ка, дочь Не­сто­ра, спра­вед­ли­во на­зва­на «стер­вой»: злая, рав­но­душ­ная к ближ­ним, она на­чи­на­ет спать с маль­чи­ком Бо­рей в один­над­цать лет, вско­ре бро­сая пар­ня из-за его не­до­ста­точ­ной по­ло­вой мо­щи. Есть ещё две ум­ные сту­дент­ки-стра­ши­лы, у ко­то­рых нет, по мне­нию по­ве­ст­во­ва­те­ля, на­дежд на бли­зость с муж­чи­ной. Они ре­ши­ли по­свя­тить се­бя на­уке, но тут под­вер­нул­ся сын Не­сто­ра, гнав­ший­ся за раз­но­об­ра­зи­ем сек­су­аль­но­го опы­та. На­ука умер­ла, а те­ла дур­ну­шек при­ни­ма­ли не­мыс­ли­мые по­зы до тех пор, по­ка их – гор­дых но­вой ре­а­ли­за­ци­ей – не вы­гна­ли из ин­сти­ту­та.

Сек­су­аль­ная жизнь в ро­ма­не – один из кош­ма­ров че­ло­ве­ка, сти­ра­ю­щий лич­ность. Ни теп­ла нет здесь, ни люб­ви. Вто­рич­но уми­рая в хо­с­пи­се, Не­стор при­гла­ша­ет лю­бов­ни­цу Али­ну, на­по­ми­на­ю­щую не слиш­ком ка­че­ст­вен­ную кук­лу. Не­стор, по­ни­мая, что за лю­бо­вью уже не уг­нать­ся, хо­чет хо­тя бы сек­са. Поч­ти уда­лось. Поч­ти, по­то­му что «он об­га­дил­ся в од­ну се­кун­ду», «дерь­мо хлы­ну­ло из всех от­вер­стий», «во­ню­чая слизь ис­тор­га­лась из недр рас­па­да­ю­щей­ся пло­ти». При­сут­ст­вие это­го дерь­ма ощу­ща­ет­ся во всех сек­су­аль­ных кон­так­тах, о ко­то­рых ска­за­но в ро­ма­не.

Не­об­хо­ди­ма ане­с­те­зия. В тек­с­те мно­го ал­ко­го­ля. Уми­ра­ю­щий Не­стор по­сто­ян­но впры­с­ки­ва­ет в се­бя нар­ко­тик. Ещё ча­ще встре­ча­ет­ся лёд – лейт­мо­тив­ный об­раз ро­ма­на, из тех, что фор­ми­ру­ют нрав­ст­вен­ную фи­ло­со­фию тек­с­та. Осо­бен­но ва­жен он для оформ­ле­ния судь­бы Пти­чи­ка (он же – Ан­ци­фер), сы­на Не­сто­ра Са­ф­ро­но­ва. По­сле смер­ти от­ца Ан­ци­фер, «про­чи­тав о хо­лод­ном ко­с­мо­се», за­лез в хо­ло­диль­ник, за­хлоп­нув за со­бой дверь. По­том съел три ки­ло­грам­ма льда, по­до­гнав те­ло под со­от­вет­ст­ву­ю­щую тем­пе­ра­ту­ру, при ко­то­рой ане­с­те­зия ста­но­вит­ся веч­ной. Чуть поз­же, вни­ма­тель­но рас­сма­т­ри­вая се­бя, Ан­ци­фер об­на­ру­жил под мыш­кой чёр­ную ды­ру, из ко­то­рой по­сту­пал «ад­ский хо­лод». Из­вле­кая из ды­ры кап­ли ме­ха­ни­че­с­кой му­д­ро­с­ти, не име­ю­щей ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ра­бо­те со­зна­ния, стал ге­ни­ем фи­зи­ки, пре­тен­ден­том на Но­бе­лев­скую пре­мию, по­пут­но за­мо­ро­зив быв­шую лю­бов­ни­цу от­ца, пре­вра­тив её в Кая, к че­му она, ска­жем спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди, впол­не бы­ла го­то­ва. На­ко­нец, ус­лы­шав в се­бе го­лос от­ца, мно­го знав­ше­го о хо­ло­де Ан­тарк­ти­ды, от­пра­вил­ся в Баш­ки­рию, в Уча­лин­ский рай­он, где по­ко­ил­ся гра­нит­ный са­мо­ро­док: «Не­кто, ещё сов­сем мо­ло­дой че­ло­век, лет ше­ст­над­ца­ти, кра­си­вый со­бою, обе­ща­ю­щий ми­ру стать ге­ни­ем, объ­ект влюб­лён­но­с­ти са­мых кра­си­вых жен­щин, вдруг ос­та­вил мир­скую жизнь». Мо­на­хом Ан­ци­фер не стал, он впал в ле­дя­ную нир­ва­ну, вда­вил се­бя в гра­нит, ссох­ся, му­ми­фи­ци­ро­вал­ся, умер, ожил в веч­но­с­ти по­ро­ды, стал всем, но и, по за­ко­нам льда, стал ни­чем. Кто чи­тал «Ле­дя­ную три­ло­гию» Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на, за­ду­ма­ет­ся о ти­по­ло­гии лю­то­го хо­ло­да в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, о вос­тре­бо­ван­но­с­ти мо­ти­ва транс­фор­ма­ции че­ло­ве­ка в не­что, не зна­ю­щее при­выч­но­го теп­ла.

На од­ном по­лю­се – люд­ская су­е­та, кло­уны сек­са, ра­бы смер­ти. На дру­гом – лёд и гра­нит, сво­е­об­раз­ная ра­дость не быть че­ло­ве­ком. Друг Не­сто­ра рас­ска­зы­ва­ет о том, как он со­вер­шил «вос­хож­де­ние вниз»: пе­ре­стал быть ал­ко­голь­ным ко­ро­лем пост­со­вет­ско­го про­ст­ран­ст­ва и пе­ре­плыл оке­ан на па­рус­ной лод­ке.

 

В це­ло­ст­ном ми­ре ро­ма­на Дми­т­рия Лип­ске­ро­ва вос­хож­де­ние вниз – не толь­ко стрем­ле­ние в Ан­тарк­ти­ку, но и при­об­ще­ние к прав­де гра­ни­та, об­ре­те­ние ра­кур­са, ис­клю­ча­ю­ще­го зна­ко­мый гу­ма­низм, ве­ру в Бо­га или дру­гую зем­ную клас­си­ку.

 

Од­наж­ды, си­дя с ви­ном на ях­те, Са­ф­ро­нов с дру­гом «до­го­во­ри­лись до то­го, что Гос­подь и Дья­вол – один и тот же субъ­ект, а Не­стор вы­ска­зал идею, что каж­дый че­ло­век – Бог». Ре­ли­ги­оз­ное в ро­ма­не уни­жа­ет­ся: «Моя бо­гинь!», – ча­с­то орёт Ха­биб, вновь удов­ле­тво­ря­ю­щий по­хот­ли­вую ма­ма­шу не­сто­ров­ских де­тей. Но ре­ли­ги­оз­ное здесь и рас­ши­ря­ет­ся: до сти­ра­ния гра­ниц, до не­раз­ли­че­ния вер­ха и ни­за, жиз­ни и смер­ти, до сим­во­ли­че­с­ко­го буд­диз­ма, столь по­пу­ляр­но­го в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, при­зна­ю­щей­ся в ус­та­ло­с­ти от ка­те­го­ри­че­с­ких им­пе­ра­ти­вов мо­но­те­из­ма.

 

Гра­нит в ро­ма­не жи­вёт, ве­ща­ет, про­по­ве­ду­ет, об­ре­тая не свой­ст­вен­ную по­ро­де болт­ли­вость, ос­ме­и­вая ме­лоч­ность мгно­ве­ния и че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни в це­лом. Гра­нит – об­раз ста­биль­но­с­ти и веч­но­с­ти, пе­ред ко­то­рым «соб­ст­вен­ное че­ло­ве­че­с­кое ми­к­ро» – ни­что.

 

Дух гра­ни­та, ис­по­ве­дуя уче­ние, близ­кое к да­о­сиз­му, рас­суж­да­ет пе­ред тем, кто был Пти­чи­ком и Ан­ци­фе­ром, об от­сут­ст­вии вре­ме­ни, о бес­ко­неч­но­с­ти форм, о един­ст­ве все­го су­ще­ст­ву­ю­ще­го. «Стань чёр­ной ды­рой и из­на­си­луй солн­це!» – со­ве­ту­ет гра­нит, мно­жа па­ра­док­сы и сни­мая оп­по­зи­ции. В од­ной из ре­чей раз­го­вор­чи­вый гра­нит сбли­жа­ет­ся с об­ра­зом Твор­ца, не­мно­го ус­тав­ше­го от раз­но­об­ра­зия вре­мен­но­го. Ан­ци­фер – в ас­со­ци­а­тив­ной свя­зи с об­ра­зом Лю­ци­фе­ра. Сын Не­сто­ра врас­та­ет в гра­нит, ста­но­вит­ся им. Нет боль­ше от­дель­но­го Бо­га, нет изо­ли­ро­ван­но­го Лю­ци­фе­ра. Прав­да, есть ску­ка, в чём гра­ни­ту при­хо­дит­ся при­знать­ся: «ску­ка, за­став­ля­ю­щая его со­зда­вать ле­ве­лы, дру­гие про­ст­ран­ст­ва, со­зда­вать се­бе уче­ни­ков и быть ка­пи­та­ном, у ко­то­ро­го ни­ког­да не бу­дет ко­ман­ды… Он – один. Оди­но­че­ст­во – на­и­выс­шая фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния ка­пи­та­на! Оди­но­че­ст­во – оке­ан для ка­пи­та­на, по ко­то­ро­му плы­вёт гра­нит!..»

Ав­тор – ка­пи­тан сво­е­го тек­с­та. Вро­де бы он, как и сле­ду­ет ро­ма­ни­с­ту, не да­ёт чёт­ких от­ве­тов. И всё же. Что про­ти­во­по­с­та­вить от­сут­ст­вию люб­ви, аду по­всед­нев­но­с­ти, об­ре­чён­но­му те­лу – «ужа­су, ле­жа­ще­му в гро­бу»? Вос­хож­де­ние вниз. Во-пер­вых, най­ти свою лод­ку и от­пра­вить­ся в пер­со­наль­ную Ан­тарк­ти­ку, ко­то­рая мо­жет ока­зать­ся зна­чи­тель­но бли­же, чем ге­о­гра­фи­че­с­кий ре­ги­он с по­хо­жим на­зва­ни­ем. Во-вто­рых, слить­ся с гра­ни­том, не зна­ю­щим вре­ме­ни, не­при­ча­ст­ным к от­дель­ным стра­да­ни­ям ми­мо­лёт­ных су­ществ, по­доб­но од­но­днев­ным мо­тыль­кам ис­че­за­ю­щих во мра­ке. Или – рас­тво­ря­ю­щих­ся в све­те, по­то­му что нет меж­ду солн­цем и тьмой прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы, ес­ли ты по-на­сто­я­ще­му хо­чешь ус­по­ко­е­ния.

Не слиш­ком ли мы раз­вол­но­ва­лись, ведь пе­ред на­ми все­го лишь ро­ман, ко­то­рый не стре­мит­ся ни к ка­кой ди­дак­ти­ке? Дми­т­рий Лип­ске­ров ре­ша­ет свои вну­т­рен­ние про­бле­мы. Вос­кре­ша­ет псов, ка­пи­та­нов, глав­ных ге­ро­ев, раз­би­ра­ет­ся с де­ть­ми, ра­зоб­ла­ча­ет жен­щин… И всё же вол­но­вать­ся сто­ит, ес­ли мы хо­тим, что­бы ни­кто не ска­зал о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре то, что по­ве­ст­во­ва­тель в лип­ске­ров­ском ро­ма­не не­од­но­крат­но го­во­рит о жиз­ни: game over.


Лип­ске­ров Д. Вся­кий ка­пи­тан – при­ма­дон­на: ро­ман. М.: Ас­т­рель: АСТ, 2011.



Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования