Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 19.08.2011

"Когда поэты были большими", а дети хорошими

Ра­но или по­зд­но все мы воз­вра­ща­ем­ся к дет­ст­ву. Оно пи­та­ет и од­но­вре­мен­но от­рав­ля­ет нас. Мы бе­жим от не­го, но в то­же вре­мя хо­тим со­хра­нить хо­тя бы не­боль­шую его часть в се­бе.

На­вер­ное, по­это­му рас­ска­зов и сти­хов о дет­ст­ве се­го­дня пре­до­ста­точ­но. Не­смо­т­ря на то, что в ли­те­ра­тур­ных кру­гах бы­ту­ет мне­ние, буд­то пи­сать о нём хо­ро­шо мо­жет каж­дый, что, ко­неч­но же, спор­но.

Впро­чем, эта те­ма нын­че дей­ст­ви­тель­но пле­ня­ет раз­но­об­ра­зи­ем. Хо­тя лёг­ко­с­ти, при­су­щей ре­бя­че­с­ко­му со­зна­нию и ми­ро­во­с­при­я­тию, в ней ма­ло.

Так, дет­скость сов­сем не­о­жи­дан­но про­ры­ва­ет­ся во взрос­лом рас­ска­зе Вла­ди­ми­ра Ми­хе­е­ва «Для лу­ны – об­ла­ко, для цвет­ка – ве­тер» («Звез­да», 2011, № 7). Глав­ный ге­рой Гри­ня, муж­чи­на, но по вну­т­рен­не­му сво­е­му ощу­ще­нию, ско­рее, маль­чик, лет че­тыр­над­ца­ти-пят­над­ца­ти. Хоть уже и от­си­дев­ший «за де­ло», го­ре-биз­не­с­мен, мы за­ста­ём его в ли­хой час жиз­ни, ког­да он раз­мы­ш­ля­ет о Пу­ти Во­и­на, уми­ра­ю­щем от­це, не сло­жив­шей­ся жиз­ни и пер­вом сво­ём Учи­те­ле – дя­де Вла­ди­сла­ве Ар­ка­дь­е­ви­че, а так же бе­жит от пре­сле­до­ва­те­лей, не­дав­но при­ст­ре­лив­ших его при­яте­ля-по­дель­ни­ка.

Рас­сказ мно­го­пла­но­вый, на по­верх­но­с­ти – рас­суж­де­ние о дзе­не, «глав­ном со­кро­ви­ще Вос­то­ка» и «фи­ло­со­фия Во­и­на – са­к­раль­ном яд­ре дзе­на». Как это ни стран­но Гри­ня при­нял на ве­ру раз­гла­голь­ст­во­ва­ния пи­са­те­ля-не­удач­ни­ка Вла­ди­сла­ва Ар­ка­дь­е­ви­ча о «не­ду­аль­но­с­ти ми­ра» («фу­ни»), о «про­буж­дён­ном со­зна­нии», по­стиг­шем «без­мыс­лие» («му­нэн»), о са­к­раль­ных ви­б­ра­ци­ях...» И пы­тал­ся при­ме­нить те­о­рию к жиз­ни. В ито­ге за­гре­мел в ка­та­лаж­ку.

На вто­ром пла­не сам пи­са­тель, се­рый, не­при­ят­ный, же­с­то­кий. Его веч­ная зло­ба и за­висть ко все­му яр­ко­му, от­лич­но­му, жи­во­му по­рож­да­ет в нём и ок­ру­жа­ю­щих толь­ко не­на­висть. Впро­чем, и она не силь­но-то жиз­не­спо­соб­на. Так, теп­лит­ся и раз­го­ра­ет­ся вре­мя от вре­ме­ни. И да­же смерть бра­та (от­ца Гри­ни) за­став­ля­ет Вла­ди­сла­ва Ар­ка­дь­е­ви­ча за­ви­до­вать ушед­ше­му, толь­ко по­то­му, что тот, как ему ка­жет­ся, об­рёл на­сто­я­щее зна­ние в по­след­ние свои ми­ну­ты.

Од­на­ко имен­но не­зре­лость Гри­ни при­вно­сит в рас­сказ не­что тёп­лое и дет­ское. Ми­хе­ев хо­ро­шо опи­сы­ва­ет то, как Гри­ня ко­леб­лет­ся и бо­рет­ся с же­ла­ни­ем рас­ска­зать дя­де о се­бе, и всё же ре­ша­ет не от­кро­вен­ни­чать. За­де­ва­ет и пол­ное пи­са­тель­ское рав­но­ду­шие Вла­ди­сла­ва Ар­ка­дь­е­ви­ча к на­сто­я­щей жиз­ни, ви­ди­мая иро­ния, по­рож­да­ю­щая скры­тую злость. И хоть ав­тор рас­ска­за не поз­во­ля­ет сво­е­му ге­рою воз­вра­щать­ся в про­шлое (в вос­по­ми­на­ни­ях Гри­ня идёт не даль­ше сво­ей не­удач­ной же­нить­бы), а всё же дет­ст­во (воз­мож­но, от­то­го, что ря­дом ро­ди­те­ли и «учи­тель», да и ме­с­то дей­ст­вия зна­ко­мо чуть ли не с рож­де­ния) во­лей-не­во­лей про­сту­па­ет, как пе­ре­вод­ная кар­тин­ка.

Не­мно­го по-дру­го­му о взрос­ле­нии рас­ска­зы­ва­ет Сер­гей Но­во­сё­лов в про­за­и­че­с­кой под­бор­ке «Ма­лень­кие ар­бу­зы» («Не­ва», 2011, № 7), в ми­ни­а­тю­ре «Квар­ти­ры», кста­ти, ав­тор впер­вые пуб­ли­ку­ет­ся в этом тол­стом жур­на­ле. Рас­сказ­чик-по­ве­ст­во­ва­тель все­го-на­все­го пе­ре­чис­ля­ет квар­ти­ры, в ко­то­рых ему при­хо­ди­лось жить и ко­то­рые он, так или ина­че, знал. Впро­чем, по­ве­ст­во­ва­ние не­ров­но и сти­ли­с­ти­че­с­ки сбив­чи­во. Осо­бен­но в по­след­них пред­ло­же­ни­ях.

Од­на­ко ге­рой Но­во­сё­ло­ва со­вер­ша­ет круг. Сна­ча­ла он вспо­ми­на­ет своё дет­ст­во, при­зрач­ное, не­уло­ви­мое, жи­ву­щее где-то в глу­би­не ком­му­нал­ки, но по-сво­е­му свет­лое, хоть и не очень сча­ст­ли­вое: ро­ди­те­ли от­да­ли­лись, и мать за­ве­ла лю­бов­ни­ка. В ито­ге, отец за­пил, ушёл из се­мьи и же­нил­ся вто­рой раз. А ге­рой по­вз­рос­лел и пе­ре­ехал. Впро­чем, как он за­ве­ря­ет в фи­на­ле, спу­с­тя вре­мя, вер­нул­ся до­мой и уже два го­да жи­вет «у ма­туш­ки на квар­ти­ре с её му­жем. Нам там тес­но, но мы тер­пим». То есть, по су­ти, опять всё то же стрем­ле­ние воз­вра­тить­ся в про­шлое, за­дер­жать своё дет­ст­во, а по воз­мож­но­с­ти ос­тать­ся в нём на­всег­да.

Иной под­ход у Оль­ги Иже­ня­ко­вой (под­бор­ка «Ис­то­рия бо­лез­ни», та же книж­ка «Не­вы», рас­сказ «Ве­ли­ко­леп­ное сы­рьё», этот ав­тор то­же пе­ча­та­ет­ся в жур­на­ле впер­вые). Про­за Иже­ня­ко­вой чем-то на­по­ми­на­ет но­вый ре­а­лизм, од­на­ко всё пор­тит фи­нал рас­ска­за, в ко­то­ром пи­са­тель­ни­ца про­сто по­жа­ле­ла свою ге­ро­и­ню. Не очень удач­но и на­зва­ние, по­па­хи­ва­ю­щее вто­ро­сорт­ной жур­на­ли­с­ти­кой.

Сю­жет прост. Глав­ный пер­со­наж – де­воч­ка Га­ля, уче­ни­ца му­зы­каль­ной шко­лы, ин­фан­тиль­ная, как и её не­пу­тё­вая мать, меч­та­тель­ни­ца. За­ни­ма­ет­ся му­зы­кой, хо­чет на­пи­сать своё про­из­ве­де­ние, од­на­ко по­сте­пен­но не толь­ко за­бра­сы­ва­ет му­зи­ци­ро­ва­ние, но и учё­бу, и что весь­ма сим­во­лич­но – раз­би­ва­ет пи­а­ни­но. Од­на­ко свя­зы­ва­ет это она с по­яв­ле­ни­ем в их жиз­ни зэ­ка Зы­ря­но­ва, со­вер­шив­ше­го две ход­ки, и не по­ня­то чем при­гля­нув­ше­го­ся ма­те­ри. «Мно­гие удив­ля­лись, что в нём ма­ма на­шла, а мне ка­жет­ся, ма­ма и са­ма не зна­ла, так по­лу­чи­лось, в на­шей жиз­ни по­явил­ся Зы­ря­нов и стал нас учить уму-ра­зу­му. Он очень вкус­но го­то­вил и пил все­гда креп­кий чай – чи­фир. Я не зна­ла, как се­бя с ним ве­с­ти, ведь в до­ме у нас ни­ког­да не бы­ло муж­чи­ны, но он не рас­те­рял­ся, по­ка не по­при­вык­нешь, ска­зал, зо­ви про­сто Зы­ря­нов. Я, ра­до­ст­ная, бе­жа­ла из шко­лы до­мой, спе­ши­ла по­де­лить­ся с ним сво­и­ми де­ла­ми, по­мню его ре­ак­цию на пя­тёр­ку за Ли­с­та, Зы­ря­нов сде­лал круг­лые гла­за и спро­сил:

– А это ещё что за хрен?

Он и вправ­ду ми­лый. Так уди­вил­ся, ког­да уз­нал, что у не­го ба­ри­тон. Он да­же на пор­т­рет Мо­цар­та по­сле это­го со­об­ще­ния стал смо­т­реть ува­жи­тель­но». А даль­ше, что на­зы­ва­ет­ся, по­ш­ло, по­еха­ло. Зы­ря­нов уто­пил хо­мя­ка с при­пло­дом, при­учил мать к ал­ко­го­лю, де­воч­ку к ку­ре­нию, на­чал до­мо­гать­ся пад­че­ри­цы, в ито­ге та по­те­ря­ла ин­те­рес к му­зы­ке, жиз­ни и за­ве­ла се­бе та­ко­го же уб­лю­доч­но­го пар­ня Се­ро­го, от ко­то­ро­го сде­ла­ла два абор­та с тра­ги­че­с­ки­ми по­след­ст­ви­я­ми.

То есть дет­ст­во в дан­ном слу­чае ав­то­ром бе­рёт­ся за иде­аль­ную точ­ку от­счё­та, ге­ро­и­ня бе­жит из не­го, но до кон­ца из­ба­вить­ся от не­го, рав­но как от сво­их по­сты­лых вос­по­ми­на­ний, кру­ше­ния на­дежд, ги­бе­ли меч­та­ний не мо­жет. И опять же вну­т­рен­не так и ос­та­ёт­ся по-дет­ски ин­фан­тиль­ной и не­зре­лой. Ты­ка­ет­ся по жиз­ни, как сле­пой ку­тё­нок, и по­сте­пен­но ка­тит­ся по на­клон­ной.

В ито­ги пьёт, ра­бо­та­ет на рын­ке, ни­ка­ких осо­бых взгля­дов на жизнь не име­ет, то ми­рит­ся, то ру­га­ет­ся с Се­рым (ко­то­рый, ухо­дя, вся­кий раз не за­бы­ва­ет ог­ра­бить её и мать), а по­сле оче­ред­но­го абор­та не мо­жет иметь де­тей. Впро­чем, ге­ро­и­ня не очень силь­но ре­флек­си­ру­ет по это­му по­во­ду. Ведь Се­рый со­жи­тель­ст­ву­ет с дру­гой жен­щи­ной, ко­то­рая ро­жа­ет двой­ню и де­вуш­ка ка­ким-то фан­та­с­ти­че­с­ким об­ра­зом и пу­тём та­ин­ст­вен­ных ма­хи­на­ций (в рас­ска­зе они опи­са­ны мель­ком, что да­ёт по­нять ав­тор­ское не­зна­ние во­про­са) усы­нов­ля­ет де­тей. Фи­нал по­лу­ча­ет­ся ском­кан­ным, бы­с­т­рым, не­о­жи­дан­ным и не­прав­до­по­доб­ным.

Хо­тя Иже­ня­ко­ва не­пло­хо сти­ли­зу­ет по­ве­ст­во­ва­ние под речь де­воч­ки-под­ро­ст­ка (Га­лю мы за­ста­ём при­мер­но в сред­них клас­сах, там же и за­кан­чи­ва­ет­ся её ду­шев­ное раз­ви­тие).

При­мер­но та­кое же чёр­ное дет­ст­во на­ри­со­ва­но и в по­ве­с­ти Алек­сея Ан­д­ре­е­ва «Экс­тре­ми­ст­ки» («Ок­тябрь», 2011, № 7), вот толь­ко его по­след­ст­вия ку­да кру­че, а итог со­чи­не­ния на­мно­го пла­чев­нее.

Но на­и­бо­лее лю­бо­пыт­но о «дет­ской» те­ме и по-дет­ски не­по­сред­ст­вен­но по­ве­ст­ву­ет рас­сказ Вла­ди­ми­ра Ели­с­т­ра­то­ва «Ду­ра­чок Ди­ма» («Не­ва», 2011, № 8). По су­ти, текст со­сто­ит все­го лишь из од­ной сце­ны – дра­ки. Во дво­ре жи­вёт бла­жен­ный Ди­ма, толь­ко его тут зо­вут по име­ни. Ос­таль­ные де­ти но­сят клич­ки «си­лач Си­ся, Федь­ка-Пят­но с боль­шой ро­дин­кой на ще­ке, Фи­ля-Соп­ля <…>, очень болт­ли­вая, но сим­па­тич­ная Свет­ка-Ре­чёв­ка» и ге­рой-рас­сказ­чик Пеп­пер­минт или же Во­вка Хи­т­ро­за­дый. Впро­чем, ду­рач­ка, ко­то­ро­му на мо­мент по­ве­ст­во­ва­ния лет двад­цать пять во дво­ре не оби­жа­ют, он сво­е­го ро­да до­сто­при­ме­ча­тель­ность, до­б­ро­душ­ное су­ще­ст­во, от­ста­ю­щее в раз­ви­тии, веч­но улы­ба­ю­ще­е­ся и иг­ра­ю­щее с де­ть­ми в «дай со­во-ибудь».

Он то и де­ло при­ста­вал к ре­бя­там, а те при­но­си­ли ему ма­лень­кие да­ры – су­ха­рик, ог­ры­зок ка­ран­да­ша, жвач­ку, то есть что-ни­будь не­зна­чи­тель­ное, но ду­рач­ка очень ра­ду­ю­щее. Один толь­ко Дрын, до­ни­мал су­мас­шед­ше­го Ди­му, за что был по­сто­ян­но бит. Как раз од­на из этих драк ком­по­зи­ци­он­но за­ни­ма­ет в рас­ска­зе глав­ное ме­с­то.

По­сле оче­ред­ной по­пыт­ки по­зло­рад­ст­во­вать над Ди­мой, Дры­на из­ло­ви­ли, из­би­ли (в раз­би­ра­тель­ст­вах уча­ст­во­ва­ла да­же де­воч­ка) и на­кор­ми­ли пе­с­ком. Вро­де бы со­вер­ше­но де­ло пра­вед­ное. Ведь Дрын на­ка­зан за свою злость и из­дев­ку над без­за­щит­ным че­ло­ве­ком. Как при­зна­ёт­ся Во­вка: «Мы хо­хо­чем. Хо­ро­шень­кий по­лу­ча­ет­ся «валь­сик». Ре­чёв­ка тан­цу­ет вальс с во­об­ра­жа­е­мым парт­нё­ром. Пят­но са­мо­заб­вен­но вер­тит го­ло­вой ту­да-сю­да. Я под­вы­ваю «Ви­х­рем за­кру­жит бе­лый та­нец!..» Всё зы­кин­ски…

Толь­ко вот: нам всё вре­мя ме­ша­ет Ди­ма, нуд­но тя­нет нас за ру­ка­ва, за шта­ни­ны, Ре­чёв­ку – за юб­ку, пы­та­ясь от­та­щить от Дры­на, при­го­ва­ри­ва­ет, слов­но ста­ра­ясь от­влечь нас от на­шей мсти­тель­ной вак­ха­на­лии:

– Дай джю­вац­ку! Дай пи­яф­ка! Дай со­во-ибудь!» То есть по­лу­ча­ет­ся, что Ди­ма та­ким не­хи­т­рым спо­со­бом за­щи­ща­ет сво­е­го обид­чи­ка, пусть тот и не за­слу­жи­ва­ет в по­ни­ма­нии де­тей сни­с­хож­де­ния.

А даль­ше вы­яс­ня­ет­ся, что ре­бя­та по­вз­рос­ле­ли. У Дры­на биз­нес, Пят­но по­гиб в Чеч­не, да и у дру­гих судь­ба сло­жи­лась на свой лад, сла­ва Бо­гу, хо­тя бы жи­вы. А Ди­ма про­пал. Ма­ло ли что с ним сде­ла­ли. Вот толь­ко двор как-то опу­с­тел, буд­то умер. Ка­за­лось бы, фи­нал рас­ска­за оче­ви­ден.

Но в кон­це про­ис­хо­дит то са­мое вол­шеб­ст­во, ко­то­ро­го так ждёшь в дет­ст­ве, и в юно­с­ти, и да­же во взрос­лой жиз­ни. И по­рой оно дей­ст­ви­тель­но слу­ча­ет­ся. Дух дет­ст­ва, не­по­сред­ст­вен­но­с­ти, воз­вра­ща­ет­ся во двор с од­ним из ге­ро­ев. Ко­то­рый, из­ве­дав труд­но­с­ти эми­г­ра­ции, се­лит­ся в сво­ей ста­рой квар­ти­ре. А по­том вы­яс­ня­ет­ся, что ду­ра­чок Ди­ма, рав­но как и Пят­но не умер­ли. Точ­нее, да­же не так, они умер­ли фи­зи­че­с­ки для этой жиз­ни и для сво­их дру­зей, но па­мять о них, как и о са­мом дет­ст­ве ка­нуть не мо­жет.

А ещё во дво­ре ра­но или по­зд­но по­яв­ля­ют­ся дру­гие де­ти, и по­вз­рос­лев­ший Во­вка вдруг по­ни­ма­ет, что всё вер­ну­лось на кру­ги свои.

«Бы­ла вес­на. Май ме­сяц. Я не уз­нал сво­е­го дво­ра. Он ожил. Си­рень сно­ва от­рос­ла. Она вся пе­ни­лась фи­о­ле­то­во-бе­лой пе­ной до тре­ть­е­го эта­жа. Ка­че­ли по­чи­ни­ли и по­кра­си­ли в не­сколь­ко яр­ких цве­тов. По пе­ри­ме­т­ру но­вой со­сно­вой пе­соч­ни­цы плот­но си­де­ли де­тиш­ки, че­ло­век де­сять. Сме­я­лись. Вдруг из пе­соч­ни­цы меж­ду де­ть­ми вы­ско­чил пёс. Двор­ня­га, пе­гая, с до­б­рой улыб­чи­вой мор­дой. Пёс под­бе­жал ко мне, бод­нул мне но­сом ла­донь и бес­це­ре­мон­но утк­нул­ся но­сом в ко­ле­ни, как буд­то мы с ним сто лет зна­ко­мы. Я по­гла­дил пса. Он, ви­ляя хво­с­том и улы­ба­ясь, по­смо­т­рел мне в гла­за и опять бод­нул ла­донь но­сом, буд­то бы го­во­ря:

«Ну дай со­во-ибудь!”

– Дим­ка! Дим­ка! Не при­ста­вай к дя­де! Иди к нам, Дим­ка! – звон­ко крик­нул ры­жий пар­ниш­ка из пе­соч­ни­цы. Пар­ниш­ка был по­хож на Пят­но. Пёс лиз­нул мне ру­ку и убе­жал к ре­бя­там».

То­же вол­шеб­ст­во, толь­ко не­мно­го на дру­гой лад есть и в сти­хах Ан­д­рея Ко­ро­ви­на, под­бор­ка из цик­ла «Ти­хие пес­ни» («Кре­ща­тик», 2011, № 2). Что-то не­уло­ви­мое, стран­ное и со­вер­шен­но не­объ­яс­ни­мое (а точ­нее, не под­да­ю­ще­е­ся ра­ци­о­наль­ной кри­ти­ке) жи­вёт в этой по­эзии.

На­вер­ное, по­это­му ли­ри­че­с­кий ге­рой Ко­ро­ви­на ре­ко­мен­ду­ет каж­до­му сле­дить за сво­им вну­т­рен­ним дра­ко­ном, по­то­му что тот в свою оче­редь на­блю­да­ет за на­ми. И не уди­ви­тель­но, что в этих тек­с­тах мно­гое внеш­не ка­жу­ще­е­ся не­ло­гич­ным, под­чи­нён­но ка­кой-то стран­ной вну­т­рен­ней (а ско­рее все­го, да­же дет­ской, не­за­мут­нён­ной) ло­ги­ке.

По­то­му-то ма­лень­кий Джек Лон­дон в неж­ном воз­ра­с­те, по мне­нию Ко­ро­ви­на, пи­тал­ся впрок бук­ва­ря­ми, а «по­том на Аля­с­ке ког­да все уми­ра­ли от го­ло­да / он поч­ти ни­че­го не ел / го­во­рил: в дет­ст­ве я съел очень мно­го букв / они не­о­бы­чай­но пи­та­тель­ны».

И на са­мом де­ле не очень по­нят­но, от­ку­да бе­рёт­ся та уди­ви­тель­ная и поч­ти не­уло­ви­мая ма­гия сти­ха (как бы ба­наль­но это не зву­ча­ло), из па­ра­док­саль­ных ли ут­верж­де­ний, внеш­не про­стой лек­си­ки или этой не­ло­гич­ной ло­ги­ке по­эта (гра­ни­ча­щей, с аб­сур­дом, но всё же ма­ло име­ю­щей с ним об­ще­го), а мо­жет, по­то­му что не толь­ко дра­ко­ны жи­вут сре­ди нас… Ведь ког­да-то дав­но, воз­мож­но, в дру­гой жиз­ни (а тог­да она точ­но бы­ла иной), все мы бы­ли ма­лень­ки­ми, а вот по­эты – боль­ши­ми:

 

ког­да по­эты бы­ли боль­ши­ми

а зем­ля – ма­лень­кой

они хо­ди­ли по ней пеш­ком

из го­ро­да в го­род

из де­рев­ни в де­рев­ню

чи­та­ли на пло­ща­дях сти­хи

сра­жа­лись на ры­цар­ских тур­ни­рах

же­ни­лись на са­мых кра­си­вых

де­вуш­ках и прин­цес­сах

а по­том сно­ва ухо­ди­ли стран­ст­во­вать

ибо толь­ко лю­бовь

и на­сто­я­щие при­клю­че­ния

рож­да­ют на­сто­я­щую по­эзию

 

Ну, вы ж са­ми по­ни­ма­е­те, и я уве­ре­на, да­же по­мни­те то вре­мя, пол­ное сча­с­тья и ра­зо­ча­ро­ва­ний (впро­чем, не та­ких раз­ру­ши­тель­ных, как те­перь)… Ког­да мир ка­зал­ся не­объ­ят­ным, лю­ди бес­смерт­ны­ми, а у де­тей всё бы­ло ещё впе­ре­ди…


Алёна БОНДАРЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования