Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 02.09.2011

Пока возможен только личный бунт…

 

Алек­сей Вя­че­сла­во­вич Цвет­ков (р. 1975), к фа­ми­лии ко­то­ро­го ча­с­то при­бав­ля­ют «млад­ший», что­бы от­ли­чить от тёз­ки, ор­га­ни­че­с­ки сов­ме­ща­ет в се­бе сра­зу не­сколь­ко амп­луа – та­лант­ли­во­го про­за­и­ка, ле­во­го ак­ти­ви­с­та, ра­дио­ве­ду­ще­го. Па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что об­ще­ст­вен­ные де­я­те­ли ле­во­го тол­ка тра­ди­ци­он­но тя­го­те­ют к ре­а­лиз­му как ху­до­же­ст­вен­но­му ме­то­ду. Вспом­ним клас­си­че­с­кие ра­бо­ты Дьёр­дя Лу­ка­ча («К ис­то­рии ре­а­лиз­ма», 1939), Ро­же Га­ро­ди («О ре­а­лиз­ме без бе­ре­гов», 1963), Ми­ха­и­ла Лиф­ши­ца («Кри­зис бе­зо­б­ра­зия», 1968) и т.д. На­про­тив, Алек­сей Цвет­ков в кни­ге «По­сле про­чте­ния унич­то­жить» (2009) ут­верж­да­ет, что под­лин­ные ра­ди­ка­лы и по­эти­че­с­кие тер­ро­ри­с­ты, лю­ди Ду­ха, пред­по­чи­та­ют край­ний аван­гард и контр­ре­а­лизм. В этом го­ду Цвет­ков стал ла­у­ре­а­том куль­тур­но-про­све­ти­тель­ской пре­мии «Но­н­кон­фор­мизм-2011». Мы ре­ши­ли по­ин­те­ре­со­вать­ся: ка­ко­вы куль­тур­ные пред­по­чте­ния со­вре­мен­ных ак­ти­ви­с­тов ле­во­го тол­ка и что оз­на­ча­ет быть контр­ре­а­ли­с­том?

– Алек­сей, что та­кое контр­ре­а­лизм в ли­те­ра­ту­ре?

– Го­раз­до труд­нее ска­зать, что та­кое «ре­а­лизм». Бе­лин­ский, по­мнит­ся, на­шёл его у Го­го­ля, но Го­голь по всем глав­ным при­зна­кам – не­мец­кий ро­ман­тик ук­ра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния. Ре­а­лизм – это точ­ное опи­са­ние вы­ве­сок на ули­цах? На­бо­ков ос­т­ро­ум­но за­ме­чал, что на­сто­я­щий пи­са­тель при­ду­мы­ва­ет вы­ве­с­ки, «по­ра­зив­шие его во­об­ра­же­ние» по при­ез­ду в сто­ли­цу. Лю­бой стро­гий бур­жу­аз­ный «ре­а­лизм» Фло­бе­ра, Баль­за­ка – это при­ём и не­прав­да, по­то­му что ис­кус­ст­во – это все­гда не­прав­да, тре­бу­ю­щая от прав­ды пе­ре­мен. Или «соц­ре­а­лизм» Горь­ко­го – там глав­ным был при­ём ти­пи­че­с­ко­го: на­хо­дим ис­кру бу­ду­ще­го в но­чи на­сто­я­ще­го и вся­че­с­ки её раз­ду­ва­ем, пре­уве­ли­чи­ва­ем ли­те­ра­тур­ны­ми сред­ст­ва­ми.

Ре­аль­ность не мо­жет быть изо­б­ра­же­на «как она есть», по­то­му что мы ви­дим её сквозь свои симп­то­мы и опи­сы­ва­ем с по­мо­щью слов. А у симп­то­мов и слов свои пра­ви­ла, иг­ра с эти­ми пра­ви­ла­ми и есть де­ло ис­кус­ст­ва. Ты на­чи­на­ешь с точ­но­го опи­са­ния ин­те­рь­е­ра сво­ей ком­на­ты или ули­цы за ок­ном – и вот у те­бя уже по­лу­ча­ет­ся «но­вый ро­ман» в ду­хе Роб-Грийе. Ты бе­рёшь­ся по­дроб­но за­пи­сать свои дет­ские впе­чат­ле­ния – и вот уже пе­ред то­бой пы­ла­ет си­ним пла­ме­нем это пру­с­тов­ское пе­че­нье, по­пав­шее в ви­т­раж­ный луч.

Обыч­но под «ре­а­лиз­мом» по­ни­ма­ют со­от­вет­ст­вие тек­с­та не­кой ус­ред­нён­ной мас­со­вой «нор­ме вос­при­я­тия». Но это и есть кон­фор­мизм в чи­с­том ви­де, угод­ли­вое об­слу­жи­ва­ние ожи­да­ний, и тог­да вы­хо­дит, что глав­ные ре­а­ли­с­ты се­го­дня это Ма­ри­ни­на и Аку­нин. Осо­бен­но ес­ли учесть, что са­ма эта «нор­ма вос­при­я­тия» – вре­мен­ный мен­таль­ный кон­сен­сус, на­вя­зан­ный мас­сам в ин­те­ре­сах эли­ты, ру­ля­щей всем.

– За­чем вы во­об­ще пи­ше­те ху­до­же­ст­вен­ную про­зу?

– Вы не по­ве­ри­те, но у ме­ня, как у про­за­и­ка, да­же есть не­сколь­ко по­клон­ни­ков и по­клон­ниц, не­ко­то­рые из них раз­би­ра­ют каж­дый мой ли­те­ра­тур­ный текст по­ст­роч­но и при­сы­ла­ют мне от­чё­ты, над ко­то­ры­ми я люб­лю по­раз­мы­ш­лять. Вот, мо­жет быть, для них? Но тог­да воз­ни­ка­ет во­прос, за­чем текст пуб­ли­ко­вать на бу­ма­ге, пред­ла­гать не­зна­ко­мым лю­дям?

От­ве­чу ба­наль­но, я пи­шу то, что хо­тел бы сам про­чи­тать, но ни­где не на­шёл. Ис­кус­ст­во во­об­ще и ли­те­ра­ту­ра в ча­ст­но­с­ти поз­во­ля­ют вы­ра­зить имен­но то, что не мо­жет быть вы­ра­же­но по­ли­ти­че­с­ки. Я так и не вы­брал, кем быть: са­лон­ным пи­са­те­лем или ав­то­ром по­пу­ляр­ных про­кла­ма­ций. И я не со­би­ра­юсь вы­би­рать. Мне нра­вит­ся ра­бо­тать на этой гра­ни­це.

– Что се­го­дня, по ва­ше­му убеж­де­нию, долж­но быть на са­мом ос­т­рие ата­ки?

– Клас­со­вая оп­ти­ка. Си­с­те­ма рас­поз­на­ва­ния «свой/чу­жой». Боль­шин­ст­во лю­дей в на­шей стра­не до сих пор иде­о­ло­ги­че­с­ки ос­леп­ле­ны взры­вом, по­хо­ро­нив­шим со­вет­ский про­ект. Мод­ный ан­ти­со­ве­тизм был по­след­ней иде­о­ло­ги­ей, ко­то­рая объ­е­ди­ня­ла боль­шин­ст­во двад­цать с лиш­ним лет на­зад, а даль­ше все по­па­ли в идей­ную пу­с­ты­ню. Объ­ек­тив­но яв­ля­ясь про­ле­та­ри­я­ми или да­же люм­пен-про­ле­та­ри­я­ми, поч­ти все во­пре­ки вся­кой оче­вид­но­с­ти счи­та­ют се­бя кру­ты­ми биз­не­с­ме­на­ми, лишь вре­мен­но на­хо­дя­щи­ми­ся в не­удач­ных об­сто­я­тель­ст­вах, эда­ки­ми ге­ро­я­ми на­ск­возь фаль­ши­во­го филь­ма про «МММ». Пы­та­ясь объ­яс­нить не­со­впа­де­ние этой лож­ной сво­ей иден­тич­но­с­ти с ре­аль­ным сво­им по­ло­же­ни­ем, мас­сы впа­да­ют в са­мые ми­фи­че­с­кие, кон­спи­ро­ло­ги­че­с­кие и фа­шист­ские вер­сии объ­яс­не­ния ис­то­рии.

Мне же нра­вит­ся, ког­да лю­ди мгно­вен­но от­ли­ча­ют: вот гос­по­дин Про­хо­ров в сво­ём «ё-мо­би­ле», он наш клас­со­вый враг. А «Пи­рат­ская пар­тия» – это, на­обо­рот, свои. И груп­па «Вой­на» с груп­пой «Бар­то» – то­же свои. И ху­дож­ник Фаль­ков­ский. А вот ор­га­ны, ко­то­рые за­ты­ка­ют им всем рот, это ап­па­рат клас­со­во­го на­си­лия мень­шин­ст­ва над боль­шин­ст­вом, ин­ст­ру­мент при­ве­де­ния всех нас в край­не неже­ла­тель­ную для нас «нор­му», и у нас не мо­жет быть пе­ред та­ким ап­па­ра­том ни­ка­ких мо­раль­ных обя­за­тельств.

Алексей ЦВЕТКОВ
Алек­сей ЦВЕТКОВ

– И у ко­го в на­шем об­ще­ст­ве есть клас­со­вая оп­ти­ка?

– Един­ст­вен­ные, у ко­го се­го­дня есть чёт­кая, по­сле­до­ва­тель­ная и осо­знан­ная клас­со­вая оп­ти­ка, – это на­ши бур­жуа. Что­бы убе­дить­ся в этом, до­ста­точ­но от­крыть лю­бой «экс­перт­ный» жур­нал, или про­сто глян­це­вый, или ещё про­ще – вклю­чить те­ле­ви­зор. Они очень хо­ро­шо зна­ют, че­го хо­тят – окон­ча­тель­но­го пре­вра­ще­ния жиз­ни в плат­ную ус­лу­гу, ко­то­рую смо­гут поз­во­лить се­бе да­ле­ко не все, хо­тят окон­ча­тель­но­го раз­де­ле­ния на эло­ев и мор­ло­ков и вы­со­кой ох­ра­ня­е­мой сте­ны меж­ду ни­ми, ко­то­рая и на­зы­ва­ет­ся у них «го­су­дар­ст­во». И ещё луч­ше они зна­ют, как всё это на­звать, что­бы оно по­нра­ви­лось поч­ти всем, как убе­дить лю­дей ку­пить се­бе раб­ст­во. По­ка столь мно­гие смо­т­рят во­круг их гла­за­ми и го­во­рят обо всём их сло­ва­ми, воз­мо­жен толь­ко лич­ный бунт, а не об­щее вос­ста­ние.

– Мо­жет ли быть ус­пеш­ным син­тез пра­вых и ле­вых идей в те­ку­щих ус­ло­ви­ях? Что ме­ша­ет его осу­ще­ст­вить?

– Ду­маю, ус­пех та­ко­го син­те­за ос­тал­ся в про­шлом. Это бы­ло чрез­вы­чай­но кре­а­тив­но в кон­це 1990-х, ког­да са­мым ин­те­рес­ным по­ли­ти­че­с­ким про­ек­том ста­ла пар­тия Ли­мо­но­ва. Сей­час же го­раз­до важ­нее по­сле­до­ва­тель­ность, уме­ние при­ме­нить из­бран­ную оп­ти­ку к со­бы­ти­ям ак­ту­аль­но­с­ти.

Удач­ный син­тез пра­вых и ле­вых идей в лю­бом об­ще­ст­ве – это не про­сто ре­зуль­тат ра­бо­ты па­ра­док­саль­но мыс­ля­щих кре­а­тив­щи­ков от по­ли­ти­ки. На та­кой син­тез дол­жен быть спрос, об­ще­ст­вен­ное ожи­да­ние. Спрос воз­ни­ка­ет тог­да, ког­да все преж­ние клас­сы и груп­пы вну­т­ри клас­сов рас­сы­па­ют­ся, как пазл, как ман­да­ла, по ко­то­рой уда­ри­ли ла­до­нью, а но­вые от­но­ше­ния, ие­рар­хии, спо­со­бы ус­пе­ха ещё не со­бра­ны.

В ха­о­се 1990-х так и бы­ло, со­вет­ское об­ще­ст­во раз­ва­ли­лось, все ис­ка­ли се­бе но­вые ро­ли, но пе­ри­фе­рий­ный и ав­то­ри­тар­ный ка­пи­та­лизм в Рос­сии тог­да ещё не сфор­ми­ро­вал­ся, это де­ло уже ну­ле­вых го­дов. Пра­во-ле­вый кок­тейль это все­гда след­ст­вие мас­со­вой де­клас­си­ро­ван­но­с­ти, она и со­зда­ёт мо­ду на по­ли­ти­че­с­кий па­ра­докс и не­о­жи­дан­ные ги­б­ри­ды. В ну­ле­вых го­дах сло­жи­лись но­вые груп­пы, эта­жи, за­ра­нее по­нят­ные спо­со­бы кем-то стать.

На­зы­вай­те ме­ня сек­тан­том, но се­го­дня са­мое по­лез­ное в по­ли­ти­ке – мак­си­маль­но по­сле­до­ва­тель­ное и очи­щен­ное от «при­коль­ных» при­ме­сей оп­ре­де­ле­ние сво­ей ро­ли. Как это бы­ло у Пла­то­но­ва, Брех­та, Па­зо­ли­ни, Го­да­ра, бри­тан­ских пан­ков, Хан­са Ха­а­ке или Стю­ар­та Хо­у­ма. По­ра каж­до­му из нас от­ве­тить на ряд важ­ней­ших во­про­сов. С ка­ким ты клас­сом? С ка­кой ты груп­пой вну­т­ри не­го? Ка­ко­ва ис­то­рия это­го клас­са и этой груп­пы? Что ты хо­чешь в этой ис­то­рии из­ме­нить? Как и с кем ты это бу­дешь де­лать? К че­му сво­дит­ся твоя кри­ти­ка соб­ст­вен­ной груп­пы? Ка­кое ме­с­то твоя груп­па пред­ла­га­ет всем ос­таль­ным? Что за­ста­вит их за­нять имен­но это ме­с­то? Кто твои со­юз­ни­ки и на ка­ких ус­ло­ви­ях? Кто твои про­тив­ни­ки и как бу­дут вы­гля­деть твоё со­про­тив­ле­ние и твоя по­бе­да?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Беседовал Михаил БОЙКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования