Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 02.09.2011

Отпетый советский лодырь

 По по­во­ду Юрия Про­ку­ше­ва сло­жи­лось два ми­фа. Пер­вый миф ут­верж­да­ет, буд­то имен­но он пер­вым в 50-е го­ды про­шло­го ве­ка вер­нул чи­та­ю­щей стра­не имя Есе­ни­на. Вто­рой миф сви­де­тель­ст­ву­ет о его вы­со­чай­шем ор­га­ни­за­тор­ском та­лан­те (по этой вер­сии кри­тик со­здал и яко­бы при­вёл к рас­цве­ту од­но из круп­ней­ших из­да­тельств Рос­сии – «Со­вре­мен­ник»). Но всё это чушь. На по­вер­ку Про­ку­шев был ти­пич­ным про­хин­де­ем, из ко­то­рых, соб­ст­вен­но го­во­ря, и со­сто­ял ко­с­тяк ли­те­ра­тур­но­го ге­не­ра­ли­те­та вре­мён бреж­нев­ско­го за­стоя.

 

Юрий Льво­вич Про­ку­шев ро­дил­ся 16 мая 1920 го­да в Под­мо­с­ко­вье, в де­рев­не Гри­ши­но Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на. По­сле шко­лы он по­сту­пил в Мос­ков­ский ве­чер­ний ме­тал­лур­ги­че­с­кий ин­сти­тут и па­рал­лель­но в этом же ву­зе ус­т­ро­ил­ся на долж­ность ла­бо­ран­та-хи­ми­ка. Но вско­ре по­до­шло вре­мя при­зы­ва. Ид­ти в ар­мию у Про­ку­ше­ва не бы­ло ни­ка­ко­го же­ла­ния, по­это­му он ра­ди «бро­ни» пе­ре­вёл­ся чер­тёж­ни­ком на за­вод «Серп и Мо­лот». Там, в цен­т­ре мос­ков­ской ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции, и на­ча­лось его ка­рь­ер­ное вос­хож­де­ние. Уже в 1940 го­ду быв­ше­го ла­бо­ран­та при­ня­ли кан­ди­да­том в чле­ны ВКП(б).

Ког­да на­ча­лась вой­на, пе­ред Про­ку­ше­вым воз­ник­ла про­бле­ма: ид­ти на фронт или ко­вать по­бе­ду в ты­лу. Он вы­брал тре­тье: за­нял­ся ком­со­моль­ской ра­бо­той, прой­дя с ян­ва­ря 1942 го­да за па­ру лет путь от ин­ст­рук­то­ра до се­к­ре­та­ря Мос­ков­ско­го об­ко­ма ВЛКСМ по про­па­ган­де. Всё это вре­мя ком­со­моль­ский функ­ци­о­нер за всё пе­ре­жи­вал, но ни за что не от­ве­чал. Луч­шей си­не­ку­ры при­ду­мать бы­ло не­воз­мож­но.

Но бла­жен­ст­во всю жизнь про­дол­жать­ся не мог­ло. На­до бы­ло де­лать ка­рь­е­ру даль­ше, и в 1947 го­ду Про­ку­шев по­сту­пил в Выс­шую пар­тий­ную шко­лу, по окон­ча­нии ко­то­рой он по­про­сил­ся в ас­пи­ран­ту­ру Ака­де­мии об­ще­ст­вен­ных на­ук, где ему пред­ло­жи­ли под­го­то­вить кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Те­ма боль­ше­вист­ской пар­тии в твор­че­ст­ве Ма­я­ков­ско­го». На что на­де­я­лась про­фес­су­ра, не­по­нят­но. Вы­пу­ск­ник ве­чер­не­го ме­тал­лур­ги­че­с­ко­го ин­сти­ту­та ни­че­го но­во­го о Ма­я­ков­ском так и не ска­зал, ог­ра­ни­чив­шись пе­ре­пе­ва­ми об­ще­из­ве­ст­ных ве­щей. Тем не ме­нее за­вет­ную учё­ную сте­пень кан­ди­да­та он в 1951 го­ду по­лу­чил.

По­сле ака­де­мии Про­ку­ше­ва рас­пре­де­ли­ли во Все­со­юз­ный ра­дио­ко­ми­тет. Он стал за­ме­с­ти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля глав­ной ре­дак­ции ху­до­же­ст­вен­но­го ве­ща­ния. Но пи­са­тель­ский и ар­ти­с­ти­че­с­кий мир его не при­нял. Про­ку­шев аб­со­лют­но не чув­ст­во­вал сло­во, он мог толь­ко ко­ман­до­вать. Не слу­чай­но его че­рез три го­да по­про­си­ли уво­лить­ся. По­сред­ст­вен­ный ма­я­ков­ско­вед с тру­дом по­том за­кре­пил­ся лишь на ка­фе­д­ре жур­на­ли­с­ти­ки и ли­те­ра­ту­ры Выс­шей парт­шко­лы, ко­то­рая глу­бо­ких зна­ний ни­ког­да не да­ва­ла, а все­гда учи­ла в ос­нов­ном од­но­му сло­во­блу­дию.

В это вре­мя по стра­не про­ка­ти­лась но­вая вол­на ин­те­ре­са к Есе­ни­ну. Про­ку­шев бы­с­т­ро со­об­ра­зил, что из быв­ше­го опаль­но­го по­эта мож­но сде­лать зо­ло­тую жи­лу, и на­чал упор­но на­би­вать­ся в дру­зья к его на­след­ни­кам. Но здесь до­цен­та парт­шко­лы по­ве­ло из од­ной край­но­с­ти в дру­гую. Сле­дуя конъ­юнк­ту­ре, он вдруг объ­я­вил бой тем ли­те­ра­то­рам, ко­то­рые при Ле­ни­не бо­лее все­го оце­ни­ли в Есе­ни­не ре­ли­ги­оз­ное на­ча­ло. Пре­по­да­ва­тель парт­шко­лы с пе­ной у рта до­ка­зы­вал, что по­эт к церк­ви ни­ког­да бли­зок не был и чуть ли не с мла­дых ног­тей ра­то­вал за боль­ше­ви­ков. По­том он в уго­ду те­ку­ще­му мо­мен­ту взял­ся от­ри­цать вся­кое вли­я­ние на на­род­но­го ку­ми­ра Троц­ко­го. Но пар­т­ру­ко­вод­ст­во все ошиб­ки ему ве­ли­ко­душ­но про­ща­ло.

Мо­мент ис­ти­ны для Про­ку­ше­ва на­сту­пил в 1967 го­ду. Кри­тик ре­шил всту­пить в Со­юз пи­са­те­лей. Ре­ко­мен­да­ции ему да­ли офи­ци­аль­ный ма­я­ков­ско­вед Вик­тор Пер­цов и два по­эта: Вик­тор Бо­ков и Яро­слав Сме­ля­ков. Од­на­ко при­ём­ная ко­мис­сия, об­суж­дая его за­яв­ле­ние и пред­став­лен­ные кни­ги, рас­ко­ло­лась. По су­ти, за Про­ку­ше­ва на ко­мис­сии ра­то­вал один Бо­рис Слуц­кий. При этом Слуц­кий не­сколь­ко раз от­ме­тил, что под­дер­жи­ва­ет кан­ди­да­ту­ру кри­ти­ка толь­ко за то, что тот вос­ста­но­вил до­ок­тябрь­ский пе­ри­од би­о­гра­фии Есе­ни­на. Но эти­ми ре­мар­ка­ми Слуц­кий до­бил­ся лишь об­рат­но­го эф­фек­та. Юрий Три­фо­нов, ус­тав от пу­с­тых сло­во­сло­вий, за­явил: «У ме­ня ощу­ще­ние та­кое, что глав­ное, за что хва­лят Про­ку­ше­ва, – за его эн­ту­зи­азм, за его лю­бовь к Есе­ни­ну, за его пре­дан­ность, бес­ко­ры­с­тие и т.д… Но ведь как пи­са­тель Про­ку­шев – жид­ко­ват». Этот вы­вод Три­фо­но­ва тут же раз­вил Фе­ликс Куз­не­цов. «Ког­да Про­ку­шев от со­зда­ния би­о­гра­фии Есе­ни­на пе­ре­хо­дит к твор­че­ст­ву по­эта, к пло­ти по­эзии, – за­ме­тил Куз­не­цов, – тут сра­зу вы­яв­ля­ет­ся ог­ра­ни­чен­ность его ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кой, ли­те­ра­тур­ной куль­ту­ры… Про­ку­шев си­лён как со­би­ра­тель до­ку­мен­таль­но­го ма­те­ри­а­ла и очень слаб как ана­ли­ти­че­с­кий ис­сле­до­ва­тель твор­че­ст­ва та­ко­го ог­ром­но­го по­эта, как Есе­нин».

Даль­ше раз­го­вор по­шёл о дру­гой ра­бо­те Про­ку­ше­ва – его кни­ге «По­эзия Ок­тя­б­ря», из­дан­ной под за­на­вес хру­щёв­ской от­те­пе­ли. Тут уже вся при­ём­ная ко­мис­сия ока­за­лась еди­на, при­знав эту бро­шю­ру от­кро­вен­ной хал­ту­рой. Толь­ко од­ни ска­за­ли об этом без вся­ких эки­во­ков, а дру­гие уда­ри­лись в дип­ло­ма­тию. Так, ма­с­те­ром по­ли­те­са про­явил се­бя Слуц­кий. Он за­явил: «В этой не­боль­шой кни­ге от­чёт­ли­во вид­ны и силь­ные, и сла­бые сто­ро­ны твор­че­ст­ва Про­ку­ше­ва: его лю­бовь к рус­ской по­эзии и в то же вре­мя из­лиш­няя из­би­ра­тель­ность этой люб­ви, его уме­ние пи­сать жи­во и ос­т­ро и его не­уме­ние не по­счи­тать­ся с оче­ред­ной пе­ре­до­вой ста­ть­ёй, да­же ес­ли эта пе­ре­до­вая ста­тья со­дер­жит оче­вид­но не­вер­ные по­ло­же­ния». Слуц­кий уди­вил­ся, по­че­му Про­ку­шев, го­во­ря о по­эзии Ок­тя­б­ря, не за­ме­тил ге­ни­аль­ной по­эмы Бло­ка «Ски­фы» и обо­шёл Клю­е­ва. Ему не по­нра­вил­ся вы­вод об Ан­д­рее Бе­лом (что Бе­лый по­сле Ок­тя­б­ря как по­эт яко­бы ут­ра­тил вся­кое зна­че­ние). Не по­нял он и то, за­чем кри­тик в кон­це сво­ей кни­ги пре­дал ана­фе­ме Вик­то­ра Не­кра­со­ва, Ев­ту­шен­ко, Ак­сё­но­ва и Воз­не­сен­ско­го.

В об­щем за при­ём Про­ку­ше­ва 31 ян­ва­ря 1967 го­да про­го­ло­со­ва­ли лишь 9 чле­нов при­ём­ной ко­мис­сии. 5 че­ло­век вы­сту­пи­ли про­тив и три воз­дер­жа­лись. Дру­ги­ми сло­ва­ми, в Со­юз кри­ти­ка про­та­щи­ли бук­валь­но чу­дом, с пе­ре­ве­сом все­го в один го­лос.

Впос­лед­ст­вии Про­ку­шев не раз пы­тал­ся мо­но­по­ли­зи­ро­вать изу­че­ние и из­да­ние Есе­ни­на. Всё, что не ук­ла­ды­ва­лось в его пред­став­ле­ния о по­эте, вы­зы­ва­ло у кри­ти­ка толь­ко од­ну ре­ак­цию: за­пре­тить. Так, осе­нью 1967 го­да он под­пи­сал пись­мо се­к­ре­та­рю ЦК КПСС Пе­т­ру Де­ми­че­ву с тре­бо­ва­ни­ем не до­пу­с­тить к по­ста­нов­ке в Мос­ков­ском те­а­т­ре дра­мы и ко­ме­дии на Та­ган­ке ин­тер­ме­дии Ни­ко­лая Эрд­ма­на, сде­лан­ные к пье­се Есе­ни­на «Пу­га­чёв». Про­ку­шев вку­пе с весь­ма по­сред­ст­вен­ным по­этом Ва­си­ли­ем Фё­до­ро­вым яро­ст­но до­ка­зы­вал, что со­мни­тель­ные ин­тер­ме­дии дра­ма­тур­га бес­такт­но на­ру­ша­ют ав­тор­ское пра­во и по­это­му не мо­гут со­сед­ст­во­вать с есе­нин­ским тек­с­том. Спу­с­тя два го­да Про­ку­шев уже в дру­гой ком­па­нии, так­же со­сто­яв­шей в ос­нов­ном из гра­фо­ма­нов, об­ра­тил­ся к Де­ми­че­ву с прось­бой за­пре­тить кни­гу П.Юши­на «По­эзия Сер­гея Есе­ни­на». По мне­нию под­пи­сан­тов, Юшин не­о­бос­но­ван­но и без­до­ка­за­тель­но ут­верж­дал о бли­зо­с­ти Есе­ни­на к «ца­рист­ским, кле­ри­каль­но-мо­нар­хи­че­с­ким ок­ру­гам» до Ок­тя­б­ря 1917 го­да и ис­ка­зил от­но­ше­ние по­эта к Ок­тя­б­рю. К сча­с­тью, в 60-е го­ды про­шло­го ве­ка Про­ку­шев не имел боль­шой вла­с­ти и ка­ко­го-ли­бо се­рь­ёз­но­го ав­то­ри­те­та в на­уч­ных кру­гах, и по­это­му его мно­го­чис­лен­ные тре­бо­ва­ния спе­ци­а­ли­с­ты по­про­с­ту иг­но­ри­ро­ва­ли.

Звё­зд­ный час Про­ку­ше­ва про­бил в 1970 го­ду, ког­да се­к­ре­та­ри­ат ЦК КПСС ут­вер­дил его ди­рек­то­ром толь­ко что со­здан­но­го из­да­тель­ст­ва «Со­вре­мен­ник». Кто тог­да так вы­со­ко про­дви­нул скром­но­го до­цен­та ма­ло­вли­я­тель­ной парт­шко­лы, до сих пор точ­но не­из­ве­ст­но. По вер­сии по­эта Юрия Пан­кра­то­ва, за этим на­зна­че­ни­ем яко­бы сто­я­ла же­на глав­но­го пар­тий­но­го иде­о­ло­га Ми­ха­и­ла Сус­ло­ва.

Про­ку­шев имел все шан­сы стать со­вет­ским Сы­ти­ным. Но он пред­ста­вив­ши­ми­ся воз­мож­но­с­тя­ми рас­по­ря­дил­ся по-сво­е­му. При нём «Со­вре­мен­ник» пре­вра­тил­ся в са­мое кор­рум­пи­ро­ван­ное из­да­тель­ст­во Моск­вы.

По­че­му так про­изо­ш­ло? Пер­вая при­чи­на: не­ком­пе­тент­ность ди­рек­то­ра. Про­ку­шев до «Со­вре­мен­ни­ка» ни­ког­да и ни­чем не ру­ко­во­дил, из­да­тель­ское де­ло он аб­со­лют­но не знал, со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го об­ра­зо­ва­ния у не­го не бы­ло. Кро­ме то­го, у кри­ти­ка от­сут­ст­во­вал хо­ро­ший ли­те­ра­тур­ный вкус. Вто­рая при­чи­на: Про­ку­шев не смог сфор­ми­ро­вать креп­кую про­фес­си­о­наль­ную ко­ман­ду. Он бо­ял­ся силь­ных лич­но­с­тей. Не слу­чай­но им бы­ла сде­ла­на став­ка на ма­ло­об­ра­зо­ван­ных и весь­ма по­сред­ст­вен­ных со­чи­ни­те­лей. Так, глав­ным ре­дак­то­ром из­да­тель­ст­ва при нём стал быв­ший че­ля­бин­ский ме­тал­лург и сла­бый сти­хо­тво­рец Ва­лен­тин Со­ро­кин, ко­то­рый не имел, как вы­яс­ни­лось, да­же сред­не­го об­ра­зо­ва­ния (ат­те­с­тат Со­ро­кин по­лу­чил лишь по­сле вме­ша­тель­ст­ва парт­ко­мис­сии уже экс­тер­ном). Тре­тья при­чи­на: жаж­да сла­вы и на­жи­вы.

Не слу­чай­но Вик­тор Ас­та­фь­ев од­наж­ды пуб­лич­но ото­звал­ся о Про­ку­ше­ве как о мо­шен­ни­ке. Он пи­сал, что это «от­пе­тый со­вет­ский ло­дырь, де­магог, а охо­та быть ли­те­ра­тур­ным ба­ри­ном, чем-то ру­ко­во­дить, с кем-то бо­роть­ся…».

Пер­вым про­тив кор­руп­ции в «Со­вре­мен­ни­ке» вы­сту­пил по­эт Алек­сандр Це­ли­щев. Про­ку­шев по­пы­тал­ся за­мять скан­дал, но ког­да это не уда­лось, он дал по­нять, что го­тов по-ти­хо­му уй­ти при ус­ло­вии до­стой­но­го по­ощ­ре­ния. И вла­с­ти под­да­лись это­му шан­та­жу. В 1977 го­ду кри­ти­ку при­су­ди­ли Гос­пре­мию Рос­сии за край­не бес­по­мощ­ную кни­гу «Сер­гей Есе­нин. Об­раз. Сти­хи. Эпо­ха». Од­на­ко окон­ча­тель­но Про­ку­шев уво­лил­ся из из­да­тель­ст­ва лишь че­рез год – с фор­му­ли­ров­кой «в свя­зи с пе­ре­хо­дом на твор­че­с­кую ра­бо­ту».

Со­ро­кин же в от­ли­чие от сво­е­го ше­фа дер­жал­ся за крес­ло до по­след­не­го. Это воз­му­ти­ло Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва. 3 мар­та 1979 го­да жи­вой клас­сик вы­нуж­ден был те­ле­гра­фи­ро­вать в ЦК КПСС. «На­до, – пи­сал Шо­ло­хов, – оче­вид­но, из­да­тель­ст­ву рас­стать­ся с гл. ре­дак­то­ром Со­ро­ки­ным. Су­дя по мно­го­чис­лен­ным пись­мам, ко­то­рые я по­лу­чаю от бра­ть­ев-пи­са­те­лей, па­рень этот весь­ма ха­мо­ват и охул­ки на ру­ку не кла­дёт. Воз­ле ли­те­ра­ту­ры на­до дер­жать че­ло­ве­ка с чи­с­ты­ми ру­ка­ми и хо­тя бы эле­мен­тар­но куль­тур­но­го».

Поз­же по­эт Пётр Ко­шель за­явил, что в 1970-е го­ды из­да­тель­ст­во «Со­вре­мен­ник» бы­ло на­ры­вом на те­ле рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

Ког­да стра­с­ти по­утих­ли, Про­ку­шев вновь за­су­е­тил­ся. При­кры­ва­ясь име­нем Есе­ни­на, он по­пы­тал­ся вер­нуть ут­ра­чен­ные по­зи­ции. В кон­це гор­ба­чёв­ской пе­ре­ст­рой­ки Юрий Бон­да­рев да­же сде­лал его од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Все­рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции лю­би­те­лей сло­вес­но­с­ти. Но в ав­гу­с­те 1991 го­да чу­тьё из­ме­ни­ло быв­ше­му ком­со­моль­ско­му функ­ци­о­не­ру. По­на­де­яв­шись на воз­врат вла­с­ти сво­их по­кро­ви­те­лей, он по­слал те­ле­грам­му в под­держ­ку ГКЧП, из-за че­го по­том ель­ци­ни­с­ты ста­ли до­би­вать­ся рос­пу­с­ка Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии.

Впос­лед­ст­вии Про­ку­шев взял­ся за под­го­тов­ку ака­де­ми­че­с­ко­го со­бра­ния со­чи­не­ний Есе­ни­на. Но и тут не обо­шлось без фаль­си­фи­ка­ций. Так, не­смо­т­ря на мно­же­ст­во пря­мых улик и ко­с­вен­ных све­де­ний об убий­ст­ве Есе­ни­на, кри­тик в уго­ду тог­даш­ним вла­с­тям и про­ку­ра­ту­ре упор­но про­дол­жил на­ста­и­вать на вер­сии са­мо­убий­ст­ва.

В об­щем, са­мо­сто­я­тель­но­го ис­сле­до­ва­те­ля из Про­ку­ше­ва не по­лу­чи­лось. Он ос­тал­ся ма­ло­об­ра­зо­ван­ным че­с­то­лю­би­вым конъ­юнк­тур­щи­ком с не­по­мер­ны­ми ам­би­ци­я­ми, ко­то­рый чуть не уг­ро­бил есе­ни­но­ве­де­ние. Но в со­вет­ское вре­мя та­кие про­хо­дим­цы бы­ли в че­с­ти.

Умер Про­ку­шев 5 мар­та 2004 го­да.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования