Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 02.09.2011

Бездарная защита графомана

Как и в лю­бом из чис­ла пе­ри­о­ди­че­с­ких из­да­ний, в ли­те­ра­тур­ном жур­на­ле «Моск­ва» мож­но най­ти рас­хож­де­ния со сво­и­ми эти­че­с­ки­ми и эс­те­ти­че­с­ки­ми взгля­да­ми и суж­де­ни­я­ми по лю­бым во­про­сам. Но об­на­ру­жи­ва­ют­ся и за­ча­с­тую вер­ные и со­звуч­ные мне идеи и мыс­ли ав­то­ров, опуб­ли­ко­ван­ных в лю­бом из но­ме­ров и в раз­лич­ных ру­б­ри­ках: и «Пуб­ли­ци­с­ти­ка», и «Куль­ту­ра», и да­же «Про­за» и «По­эзия», и про­чих. На­ли­чие все­го это­го в од­ном ли­те­ра­тур­ном жур­на­ле под­креп­ля­ет до­ве­рие к не­му. Ну, а по­го­во­рить мне хо­чет­ся об уже зна­ко­мой пер­со­не для чи­та­те­лей га­зе­ты «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», да и  всей чи­та­ю­щей Рос­сии.

Мне по­мнит­ся, как в де­вя­том но­ме­ре га­зе­ты «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» за 2011 год Сер­гей Моск­ви­тин рас­суж­дал о сбор­ни­ке сти­хов Ива­на Пе­ре­вер­зи­на «Гро­зо­вые кры­лья» так: «Мне все­гда ка­за­лось, что сти­хи у не­го – бес­сю­жет­ные, не­за­по­ми­на­ю­щи­е­ся, ко­ря­вые. Та­кие про­чи­та­ешь – и в го­ло­ве ни­че­го, кро­ме не­до­уме­ния, не ос­та­ёт­ся». А ещё от­кро­вен­но и впол­не оп­рав­дан­но: «В кни­ге сот­ни сла­бых, бес­по­мощ­ных, ко­ря­вых сти­хо­тво­ре­ний, до­ка­зы­ва­ю­щих, что ав­тор пло­хо вла­де­ет и сло­вом, и рус­ским язы­ком, и сти­хо­твор­ной гра­мо­той».

Я вы­нуж­ден с ним со­гла­сить­ся. Но вот от­крыл я жур­нал «Моск­ва» и ото­ро­пел. До­цент Ли­тин­сти­ту­та Алек­сандр То­роп­цев, как и до­воль­но близ­кий к его серд­цу Пе­ре­вер­зин, вдруг бро­сил­ся за­щи­щать отъ­яв­лен­но­го со­вер­шен­но без­дар­но­го сти­хо­твор­ца, на­звав его «че­ст­ным по­этом».

То­роп­цев пря­мо ут­верж­да­ет об Ива­не Пе­ре­вер­зи­не, что «по­эт не про­сто ис­кре­нен, но че­с­тен, до рас­ка­я­нья че­с­тен» в сти­хе «Твоё имя»:

 

В аду сго­рю я, чёр­тов греш­ник,

за то, что от шаль­ной люб­ви

по­ст­ро­ил вдруг та­кой скво­реш­ник,

что в нём по­дох­ли со­ло­вьи…

 

И это из пер­во­го раз­де­ла пе­ре­вер­зин­ской кни­ги «Гро­зо­вые кры­лья», ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся «Ко­с­тёр люб­ви».

На­чи­нать об­щую под­бор­ку (счи­тай, би­о­гра­фи­че­с­кую) с пла­ме­ни люб­ви – по­хо­же не мень­ше чем на флирт с чи­та­те­лем. В бе­зу­преч­ном от­но­ше­нии к люб­ви от­ка­зы­ва­ешь сра­зу, как толь­ко от­кры­ва­ешь кни­гу «Гро­зо­вые кры­лья». Пи­сать сти­хи, где есть осо­зна­ние та­ко­го для се­бя (чи­тай, пе­ре­вер­зин­ско­го) ис­хо­да – верх не­по­ни­ма­ния Люб­ви. Их ав­тор – и глуп и слеп, не­даль­но­ви­ден, не глу­бок, хо­тя нам за­яв­ля­ет То­роп­цев о со­дер­жа­нии ка­кой-то глу­би­ны.

То­роп­цев, за­мол­вив сло­во о раз­де­ле «Един­ст­вен­ный путь», в ча­ст­но­с­ти под­ме­тил: «Пу­тей мно­го, путь – один» – оши­бал­ся, ведь имел в ви­ду, на­вер­но, мно­же­ст­во до­рог, где Путь яв­ля­ет судь­бо­нос­ное ре­ше­нье в жиз­ни. Оши­бать­ся или вы­ду­мы­вать своё – удел лю­бо­го че­ло­ве­ка. Са­ми по се­бе сло­ва по­нят­ны, но к со­дер­жа­нию кон­крет­ной кни­ги не­уме­ст­ны. И о жиз­нен­ных пу­тях-до­рож­ках ав­то­ра сти­хов ещё ска­жу я в за­вер­ше­нии.

Не­до­умён­ней мне от на­блю­де­ний Алек­сан­д­ра То­роп­це­ва: «И се­мья (сти­хо­тво­ре­ние «Пти­цы веч­но­с­ти») для ав­то­ра яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных ли­ний его кни­ги:

 

Толь­ко хо­ди­ки слы­шат­ся в до­ме,

Толь­ко те­ни мер­ца­ют хи­т­ро.

И всю ночь я дер­жу на ла­до­ни

Прядь во­лос – зо­ло­тое пе­ро.

 

Пусть То­роп­цев на­зы­ва­ет всё это как он со­чтёт нуж­ным для се­бя, а Пе­ре­вер­зин, мнит­ся мне, сов­сем уж не­жи­вую дер­жит мысль, от­чёт­но­с­ти не от­да­вая за смысл сво­их слов. Над пря­дя­ми, как мыс­лит­ся мне са­мо­му, уми­ля­ют­ся о преж­них вре­ме­нах, а не на­сущ­ном тес­ном чув­ст­ве к близ­ким лю­дям.

И чем даль­ше чи­та­ешь от­бор­ку ав­то­ра осо­бо по­лю­бив­ших­ся ему сти­хов, тем боль­ше за­мет­но это не­здо­ро­вое вос­хи­ще­ние на при­ме­ре не­су­раз­ных строк: «И ли­жет, пе­ною вски­пая, / Зер­ни­с­тый, мо­ло­дой пе­сок».

Алек­сандр То­роп­цев не убеж­да­ет сво­им па­фос­ным рас­по­ло­же­ни­ем к ав­то­ру сбор­ни­ка сти­хов. В пред­став­лен­ный об­раз­чик от ли­те­ра­ту­ры, как в аб­сурд, мне ве­рит­ся с тру­дом.

Он, этот То­роп­цев, со­гла­ша­ет­ся с по­этом со­мни­тель­но­го да­ро­ва­ния в не­ко­ей, по­хо­жей на че­чен­скую, во­ен­ной прав­де: «Ты мою мать по­до­рвал в сто­ли­це!/ Я твою мать уби­ваю в го­рах!» И про­дол­жа­ет, или вер­нее – под­да­ки­ва­ет за не­го сло­ва­ми: «На­до уметь бить вра­га его же ору­жи­ем». Я для се­бя от­крыл, что «во­е­во­ды» То­роп­цев и Пе­ре­вер­зин – те ещё во­я­ки, кто, ви­ди­мо, не при­ем­лет для се­бя во­про­сов че­с­ти.

От мыс­лей То­роп­це­ва я опе­шил, про­чтя его до­гад­ку, что «по­лит­ра­бот­ни­ки мы все, кто на­пи­сал хо­тя бы два-три сти­ха, два-три рас­ска­за». И ещё до­ба­вил в те­му: мол, «Пе­ре­вер­зин – лич­ность ак­тив­ная и со­зи­да­тель­ная».

Хо­чу на­пом­нить, хоть нет на то боль­шой при­чи­ны, что Пе­ре­вер­зин уже до­ста­точ­но на­шу­мел «де­ла­ми» в Лит­фон­де. Че­го сто­ят од­ни ис­то­рии с вы­де­ле­ни­ем в Пе­ре­дел­ки­не дач раз­ным гра­фо­ма­нам и раз­да­чи мил­ли­о­нов руб­лей раз­ным ли­те­ра­тур­ным чи­ну­шам. Вы­дав од­наж­ды го­ло­со­ва­ние не­по­нят­но ка­ких лю­дей по до­ве­рен­но­с­тям за мне­ния пи­са­те­лей, так и в сти­хах он под­ме­нил до­ка­зан­ные смыс­лы на убо­гие ка­ра­ку­ли из жиз­ни.

Из по­след­не­го сти­хо­тво­ре­ния сбор­ни­ка «Гро­зо­вые кры­лья»:

 

Вот и смо­т­ри те­перь без су­е­ты

На этот мир, где ми­ра во­все не­ту,

А есть од­ни лишь свет­лые меч­ты,

С ко­то­ры­ми в бес­смер­тье жить по­эту.

 

А от се­бя так хо­чет­ся на­пом­нить Пе­ре­вер­зи­ну о воз­мож­ном и по­нят­ном ис­хо­де бес­че­ст­ных лю­дей, про­ци­ти­ро­вав его же стих: «Или сго­реть в аду, как «чёр­тов греш­ник».

 

Алек­сей ЗЫ­РЯ­НОВ, 

г. ТЮ­МЕНЬ


  

А че­му вы, Алек­сей, удив­ля­е­тесь? В пи­са­тель­ском ми­ре, по­хо­же, уже все свык­лись с тем, что Иван Пе­ре­вер­зин, во­ро­ча­ю­щий в Лит­фон­де мил­ли­о­на­ми, что хо­чет, то и тво­рит. Взять те же да­чи в Пе­ре­дел­ки­не. Ко­му сей­час сда­ют­ся ос­во­бож­да­ю­щи­е­ся по­ме­ще­ния? В ос­нов­ном од­ним чи­ну­шам, ко­то­рые вез­де и всю­ду по­ют г-ну Пе­ре­вер­зи­ну осан­ну. Не счи­та­е­те же вы Юрия Ко­ноп­лян­ни­ко­ва или Вла­ди­ми­ра Се­ре­ди­на боль­ши­ми ху­дож­ни­ка­ми. Или, мо­жет, вы к чис­лу ма­с­те­ров сло­ва ста­ли от­но­сить Ни­ко­лая Пе­ре­яс­ло­ва? Но до вче­раш­не­го дня Пе­ре­яс­ло­ва зна­ли толь­ко как че­ло­ве­ка из сви­ты быв­ше­го мос­ков­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка Юрия Луж­ко­ва, по­свя­тив­ше­го сво­е­му ше­фу ли­зо­блюд­скую ста­тью с не­ме­ре­ны­ми вос­тор­га­ми по по­во­ду бре­до­вой и не­од­но­крат­но от­верг­ну­той все­ми здра­во­мыс­ля­щи­ми пи­са­те­ля­ми идеи о пе­ре­бро­с­ке ча­с­ти сто­ка се­вер­ных рек на юг. И вот это­му без­дар­но­му пев­цу не­со­сто­яв­шей­ся эко­ло­ги­че­с­кой ка­та­ст­ро­фы не­дав­но пе­ре­да­ли в арен­ду да­чу, ко­то­рую ра­нее за­ни­мал в Пе­ре­дел­ки­не дей­ст­ви­тель­но зна­чи­тель­ный пи­са­тель Ми­ха­ил Ро­щин. На на­ших гла­зах за­по­вед­ный пи­са­тель­ский го­ро­док Пе­ре­дел­ки­но пре­вра­ща­ет­ся в за­ку­ток ли­те­ра­тур­ной об­слу­ги и ха­пуг. Да и от бы­ло­го брат­ст­ва в Лит­фон­де уже ни­че­го не ос­та­лось.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования