Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 02.09.2011

Мастер отклика

Жизнь, какая она есть, – куда более изобретательная выдумщица, чем любой писатель. Бери реальную ситуацию, биографию – пиши. Получится круче, социально значимее, а главное – достоверней всякой выдумки.

Безвестный приморский критик Александр Турчин, приятель из моей литературной юности, в духе безответно любимой им диалектики за долгую жизнь превратился в свою противоположность – в литературного НЕ приятеля. И это не что-то из ряда вон выходящее, а напротив, – типическое в типических обстоятельствах. Реализм.

 

Александр ТУРЧИН
Александр ТУРЧИН

В сен­тя­б­ре 1973 по­сле за­чис­ле­ния в уни­вер­си­тет, ког­да я со сво­им кур­сом от­прав­лял­ся в кол­хоз на убор­ку уро­жая, мне бы­ло 17.

Фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет тех лет со­сто­ял из от­де­ле­ния жур­на­ли­с­ти­ки, рус­ской и ан­г­лий­ской фи­ло­ло­гии.

В об­щем ва­го­не ноч­но­го по­ез­да, во­лею слу­чая, я ока­зал­ся в од­ном ку­пе с «жур­на­ли­с­том» Алек­сан­д­ром Тур­чи­ным. Он на­звал­ся по­че­му-то Али­ком.

Жёл­тый вя­за­ный сви­тер, то­ни­ро­ван­ные, ред­кие по тем вре­ме­нам тём­ные оч­ки, ма­лень­кое сви­де­тель­ст­во при­над­леж­но­с­ти к при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ка­с­те, и длин­ные во­ло­сы по пле­чи вы­де­ля­ли его из тол­пы оди­на­ко­во оде­тых и ко­рот­ко стри­же­ных пар­ней. Во­круг нас тут же за­вер­те­лась ка­ру­сель де­ви­чь­их лиц. От Али­ка ис­хо­ди­ла под­ку­па­ю­щая всех спо­кой­ная, де­мон­ст­ра­тив­ная уве­рен­ность в се­бе. И я, не­уве­рен­ный про­вин­ци­ал, не­воль­но про­ник­ся к не­му сим­па­ти­ей. И лег­ко поз­во­лил Али­ку быть в цен­т­ре вни­ма­ния.

Тём­ные оч­ки скры­ва­ли зре­ние ми­нус пять. Кру­тым, как го­во­рит­ся, све­тит все­гда! – Алик не сни­мал их да­же но­чью. Так фо­кус­ник от­вле­ка­ет вни­ма­ние на де­мон­ст­ри­ру­е­мом пред­ме­те, что­бы со­вер­шить не­об­хо­ди­мую тай­ную ма­ни­пу­ля­цию ра­ди од­но­го, лишь ему из­ве­ст­но­го эф­фек­та.

Из 170 пер­во­курс­ни­ков 1973 го­да вы­шло мно­го за­мет­ных пер­со­на­жей: до­цен­тов, про­фес­со­ров, ди­рек­то­ров школ, из­ве­ст­ных жур­на­ли­с­тов, ре­дак­то­ров га­зет, из­да­те­лей. Был да­же сын бу­ду­ще­го ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры Рос­сии – Ко­ля Си­до­ров, бу­ду­щий док­тор неве­до­мых мне на­ук и пре­по­да­ва­тель Ли­тин­сти­ту­та. Но пи­са­те­лей, да и то с ого­вор­ка­ми, по­лу­чи­лось все­го два. Я да Алек­сандр Тур­чин.

На об­щем двад­ца­ти­ме­ст­ном, на­спех ско­ло­чен­ном топ­ча­не мы спа­ли с Али­ком бок о бок, на со­сед­них ма­т­ра­сах. И ве­ли бес­ко­неч­ные раз­го­во­ры. Я был пес­си­мист, а Алик – сов­сем как пер­со­наж пье­сы Ва­си­лия Шук­ши­на – оп­ти­мист. Я сле­до­вал за­ве­ту вид­ней­ше­го че­с­то­люб­ца пла­не­ты На­по­ле­о­на – «на­де­ял­ся на худ­шее, чтоб не тер­петь ра­зо­ча­ро­ва­ний», а мой го­род­ской при­ятель, на­про­тив, был по­лон оп­ти­миз­ма и ве­рил в свою ли­те­ра­тур­ную звез­ду.

Алик был на год стар­ше, уже пе­ча­тал­ся в га­зе­те «Ти­хо­оке­ан­ский ком­со­мо­лец» (с 15 лет!), пи­сал по­весть о школь­ни­ках 41-го го­да, «дер­жав­ших обо­ро­ну в ты­лу вра­га», и на фо­не роб­ко­го про­фа­на, пи­шу­ще­го на­ив­ные, не­уве­рен­но сриф­мо­ван­ные опу­сы, смо­т­рел­ся ку­да как пред­по­чти­тель­ней.

Он мно­го и по­дроб­но хва­с­тал. Смо­т­рел­ся, как в зер­ка­ло, в мой го­ря­щий от вос­хи­ще­ния face.

Од­на­ко сти­хи его мне не по­нра­ви­лись, о чём я пре­дель­но от­кро­вен­но ска­зал. Ка­кие-то бес­кры­лые, за­зем­лён­ные, на­туж­но сриф­мо­ван­ные пе­ре­пе­вы из Твар­дов­ско­го и Иса­ков­ско­го. Ти­пич­ная со­вет­ская гра­фо­ман­щи­на. Да­же как-то не­лов­ко бы­ло за столь не­о­рди­нар­но­го и со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Са­ша (так я его на­зы­вал, ког­да вер­ну­лись во Вла­ди­во­с­ток) был сни­с­хо­ди­те­лен – все его хва­ли­ли. Од­на­ко моё упор­ное не­при­зна­ние его за­ку­си­ло. Тем бо­лее что я так по­дроб­но и дол­го рас­ска­зы­вал ему кол­хоз­ны­ми ве­че­ра­ми про Лер­мон­то­ва, мно­гие сти­хи ко­то­ро­го знал на­и­зусть. Чем это Алек­сандр Тур­чин ху­же?

Од­наж­ды Са­ша при­гла­сил ме­ня к се­бе до­мой на На­род­ный про­спект, где про­жи­вал с ма­те­рью, пре­по­да­ва­те­лем Ин­сти­ту­та со­вет­ской тор­гов­ли. Ме­ня по­ра­зи­ла ши­кар­ная по тем вре­ме­нам трёх­ком­нат­ная квар­ти­ра, где у при­яте­ля бы­ла своя ком­на­та.

Са­ша яко­бы на­пи­сал но­вые сти­хи и хо­тел вы­слу­шать моё мне­ние. На са­мом де­ле он го­то­вил ло­вуш­ку. Из трёх на­пе­ча­тан­ных на его соб­ст­вен­ной (!) пи­шу­щей ма­шин­ке од­но сти­хо­тво­ре­ние бы­ло своё, вто­рое – Иго­ря Шкля­рев­ско­го из «Юно­с­ти», тре­тье – неиз­ве­ст­ное мне сти­хо­тво­ре­ние Бло­ка. Рас­чёт был пра­виль­ный: «Юно­с­ти» я в гла­за тог­да ещё не ви­дел, а Бло­ка чи­тал по ди­а­го­на­ли. За по­эму «12», ко­то­рую нам втю­хи­ва­ли в шко­ле как ге­ни­аль­ную, я Бло­ка не­вз­лю­бил и счи­тал ошиб­кой вне­се­ние его в школь­ную про­грам­му. И Са­ша об этом знал. Он хо­тел ули­чить ме­ня в мо­ём не­ве­же­ст­ве, ког­да я бу­ду ру­гать сти­хи.

Пер­вое про­из­ве­де­ние я ква­ли­фи­ци­ро­вал как пол­ную чушь, за вто­рое по­хва­лил – ни­че­го, про­гресс на­ли­цо, та­кое мож­но и пе­ча­тать, а от тре­ть­е­го… – про­сто обал­дел: здо­ро­во! «По­хо­ро­нят, за­ро­ют глу­бо­ко, Бед­ный хол­мик тра­вой за­ра­с­тёт...» Вот так и пи­ши – уме­ешь же! Как мож­но не чув­ст­во­вать раз­ни­цы меж­ду пер­вым и тре­ть­им сти­хо­тво­ре­ни­ем?!

Бе­да в том, что бу­ду­щий кри­тик Алек­сандр Тур­чин и впрямь не по­ни­мал раз­ни­цы. У не­го да­же те­о­рия бы­ла, что сти­хи, на­пи­сан­ные от ру­ки – это од­но, а на­пе­ча­тан­ные на ма­шин­ке – дру­гое, бо­лее ка­че­ст­вен­ное, а ес­ли сти­хи уже в кни­ге – то это во­об­ще выс­ший класс. Он не ве­рил в то, что по­эзия – объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, ко­то­рую чув­ст­ву­ют лю­ди. Не все, ко­неч­но. В 17 лет я был дре­му­чим че­ло­ве­ком, но при­род­ный по­эти­че­с­кий слух у ме­ня был.

Са­ша имел ум, тя­го­те­ю­щий к на­уке, а не к ис­кус­ст­ву. По­это­му не мог не ве­рить ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та. По­лу­ча­лось, что он и впрямь пи­шет не­год­ные сти­хи. Ху­же без­ве­ст­но­го Иго­ря Шкля­рев­ско­го.

По­мню, как на объ­е­ди­нён­ных фа­куль­тет­ских за­ня­ти­ях по физ­куль­ту­ре сда­ва­ли нор­мы ГТО. Пе­ред крос­сом на 1500 ме­т­ров Са­ша сни­с­хо­ди­тель­но по­хло­пал ме­ня по пле­чу: «За мной не тя­нись. Я тре­ни­ру­юсь, бе­гаю каж­дое ут­ро за трам­ва­ем». Его сло­ва бы­ли мной при­ня­ты за чи­с­тую мо­не­ту, так как лег­ко­ат­лет я был не­важ­ный, ко­рот­ко­но­гий, не имев­ший ка­ких-ли­бо при­род­ных спо­соб­но­с­тей к бе­гу...

…За­кан­чи­вая кросс тре­ть­им, я ог­ля­нул­ся: Са­ша от­стал поч­ти на круг. Под­тя­ги­ва­лись на тур­ни­ке – и опять Са­ша от­стал ра­за в 2, ес­ли не боль­ше по ко­ли­че­ст­ву под­тя­ги­ва­ний.

Пер­вые смут­ные по­до­зре­ния, что Са­ша не тот, за ко­го се­бя вы­да­ёт, на­ча­ли за­кра­ды­вать­ся у ме­ня имен­но на физ­куль­ту­ре.

 

По­мню, что у Алек­сан­д­ра Тур­чи­на бы­ла за­ви­раль­ная идея по по­во­ду «ге­ни­аль­но­с­ти ли­те­ра­ту­ры». Он яко­бы вла­дел се­к­ре­том – не­ким зо­ло­тым клю­чи­ком, от­пи­ра­ю­щим дверь в веч­ность.

Фраг­мен­тар­но бу­ду­щий кри­тик те­о­рию из­ла­гал, но я ни­че­го не за­пом­нил. В ней бы­ло мно­го ало­гич­но­го, ша­ман­ско­го, по­это­му-то, воз­мож­но, она сей­час вос­про­из­ве­де­нию и не под­да­ёт­ся.

 

Се­бя­лю­бие, ко­то­рым стра­дал бу­ду­щий кри­тик, ока­за­лось за­раз­ным. Не сра­зу, но ав­тор­ское эго про­бу­ди­лось и во мне. А два нар­цис­са – это уже бу­кет.

По­мню, что я, что­бы не от­стать от при­яте­ля, от­клик­нул­ся сво­ей те­о­ри­ей как фи­ло­лог. Мне ка­за­лось важ­ным со­от­вет­ст­во­вать как лич­ность вы­да­ю­ще­му­ся со­вре­мен­ни­ку, удо­с­та­и­ва­ю­ще­му ме­ня сво­ей друж­бы.

Суть те­о­рии со­сто­я­ла в том, что «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм» не был ре­а­лиз­мом, а, стро­го го­во­ря, был как ме­тод – клас­си­цизм. Я его на­зы­вал «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий клас­си­цизм», чтоб от­ли­чать от «по­ст­воз­рож­ден­че­с­ко­го». Рег­ла­мен­та­ция ис­кус­ст­ва и ог­ляд­ка на клас­си­че­с­кие об­раз­цы (в дан­ном слу­чае на кри­ти­че­с­кий ре­а­лизм 19 ве­ка) – ро­до­вые при­зна­ки та­ко­го ме­то­да.

А во­об­ще ху­до­же­ст­вен­ных ме­то­дов как со­во­куп­но­с­ти идей­но-эс­те­ти­че­с­ких прин­ци­пов и пред­по­чте­ний все­го три: ре­а­лизм – клас­си­цизм – ро­ман­тизм. И опять ре­а­лизм на но­вом уров­не опы­та и зна­ний. Око­с­те­не­ва­ю­щий, но кра­си­вый, пи­сан­ный по те­о­ре­ти­че­с­ки вы­ве­рен­ным ле­ка­лам вто­рич­ный ре­а­лизм – и есть клас­си­цизм.

Ро­ман­тизм раз­ру­ша­ет сло­жив­ший­ся сте­рео­тип под фла­гом «но­во­го ис­кус­ст­ва».

Та­кой мне явил­ся кон­цепт на лек­ци­ях «Вве­де­ние в те­о­рию ли­те­ра­ту­ры» кон­ца 1973 го­да.

Ино­гда мы с Са­шей вы­пи­ва­ли. Он лю­бил это де­лать в ре­с­то­ра­не, по-взрос­ло­му.

Как-то, ра­зо­млев от вы­пи­то­го, Са­ша по­де­лил­ся со мной, что хо­чет ухо­дить из уни­вер­си­те­та. Мне, че­ст­но го­во­ря, учё­ба то­же опо­сты­ле­ла. Я хо­тел быть пи­са­те­лем, а не фи­ло­ло­гом. Од­на­ко мне не хва­та­ло ре­ши­тель­но­с­ти го­род­ско­го сво­бод­но­го че­ло­ве­ка. Под вли­я­ни­ем при­яте­ля я то­же ре­шил «бро­сить уни­вер­си­тет».

Де­ка­ном фил­фа­ка в то вре­мя был Олег Финь­ко, кан­ди­дат ис­то­ри­че­с­ких на­ук, сов­сем ещё не ста­рый, лет трид­ца­ти ка­рь­е­рист с аван­тюр­ной жил­кой. Сей­час он всплыл в Моск­ве, ак­ти­ви­с­том пар­тии Жи­ри­нов­ско­го. Я да­же где-то не так дав­но ви­дел в те­ле­ка­д­ре его плу­то­ва­тую фи­зи­о­но­мию. Ка­жет­ся, в Гос­ду­ме.

Ког­да я при­шёл с за­яв­ле­ни­ем, Финь­ко су­мел убе­дить всё ещё не уве­рен­но­го в се­бе юно­шу, что­бы я, преж­де чем ухо­дить в ар­мию, сдал сес­сию. Так – что­бы за пле­ча­ми был курс уни­вер­си­те­та. Что­бы по­сле ар­мии я мог, оду­мав­шись, вос­ста­но­вить­ся, а не по­сту­пать за­но­во.

Я по­шёл сда­вать сес­сию и, не­смо­т­ря на не­ко­то­рые труд­но­с­ти, сдал её, а Са­ша про­дол­жал бо­го­ду­лить. Имея ми­нус пять по зре­нию, он по­лу­чил бе­лый би­лет и мог де­лать всё, что ему за­бла­го­рас­су­дит­ся.

Я сдал сес­сию, но уй­ти в ар­мию у ме­ня не хва­ти­ло ре­ши­мо­с­ти.

Алек­сандр Тур­чин, бу­ду­щий, как он пред­по­ла­гал, зна­ме­ни­тый пи­са­тель, уе­хал в Яков­лев­ку, в ме­ст­ную рай­он­ную га­зе­ту. Там-то он и на­учил­ся пи­сать за­мет­ки, от­кли­ки на со­бы­тия сель­ской жиз­ни.

Са­мо­уве­рен­ный пи­са­тель по­слал ру­ко­пись не­о­кон­чен­ной по­ве­с­ти в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. И про­шёл твор­че­с­кий кон­курс, во­пре­ки мо­им ожи­да­ни­ям. По­че­му-то не на оч­ное от­де­ле­ние, ку­да со­би­рал­ся по­сту­пать, а на за­оч­ное. Это лю­бя­щая и про­дол­жа­ю­щая ба­ло­вать своё ди­тя мать, уз­нав о на­ме­ре­нии сы­на по­сту­пать в Ли­тин­сти­тут, че­рез свои свя­зи ус­т­ро­и­ла сы­на в пре­стиж­ный ин­сти­тут. Ку­да смог­ла – на за­оч­ное.

Твор­че­с­кий кон­курс в Ли­тин­сти­тут я не про­шёл дваж­ды. Ощу­щая се­бя пи­са­те­лем, на за­ня­тия не хо­дил и, в кон­це кон­цов, вы­ле­тел из уни­вер­си­те­та. С чет­вёр­то­го кур­са.

В ар­мии я по­лу­чал пись­ма от бо­лее удач­ли­во­го то­ва­ри­ща. Са­ша же­нил­ся, пе­ре­ехал в ча­ст­ный дом, где же­на Та­ть­я­на жи­ла со сво­ей ма­те­рью.

В 1979 го­ду у мо­ло­до­го пи­са­те­ля ро­дил­ся сын. Его на­зва­ли Сла­ва. Это бы­ла сво­е­об­раз­ная ме­то­ни­мия то­го, к че­му так стре­мят­ся пи­са­те­ли, а по­эты – осо­бен­но: сла­ва!

За вре­мя учё­бы в Ли­тин­сти­ту­те Са­ша не смог на­пи­сать из про­зы что-ни­будь при­лич­ное и пе­ре­шёл в се­ми­нар со­вет­ско­го пар­тий­но­го кри­ти­ка Фе­лик­са Куз­не­цо­ва, очень вли­я­тель­но­го функ­ци­о­не­ра Со­ю­за пи­са­те­лей СССР.

 

По об­раз­но­му вы­ра­же­нию при­яте­ля Фе­ликс, как дрес­си­ров­щик, по­тря­сал пе­ред ос­ка­лив­ши­ми­ся мор­да­ми пи­са­те­лей связ­кой клю­чей от мос­ков­ских квар­тир, и пи­са­те­ли, сла­вя­щи­е­ся тем, что гу­ля­ют са­ми по се­бе, охот­но вы­пол­ня­ли его ду­рац­кие ко­ман­ды на гла­зах изум­лён­ной пуб­ли­ки. Ещё и не­при­лич­но об­ли­зы­ва­лись, и сто­я­ли на зад­них ла­пах.

 

Быв­ший де­кан фил­фа­ка Олег Финь­ко, ра­бо­та­ю­щий те­перь ре­дак­то­ром мос­ков­ско­го из­да­тель­ст­ва «Ис­кус­ст­во», был за­ме­чен при­яте­лем в чис­ле тех, кто сто­ял на зад­них ла­пах и об­ли­зы­вал­ся. Впро­чем, у Са­ши был не­до­б­рый, за­ви­ст­ли­вый глаз – он мог и оши­бать­ся.

Где-то в это вре­мя кри­тик Алек­сандр Тур­чин стал по­чи­ты­вать Кар­ла Марк­са, Вла­ди­ми­ра Ле­ни­на. Его вдруг осе­ни­ло, что в СССР нет то­го со­ци­а­лиз­ма, ко­то­рый пред­ре­кал Маркс и пы­тал­ся стро­ить Ле­нин. А ведь все­го-то нуж­но пра­виль­но про­честь! И лю­бо­му не­пред­взя­то­му чи­та­те­лю ста­нет по­нят­ным, что оте­че­ст­вен­ные пар­тий­ные функ­ци­о­не­ры – жал­кие ре­ви­зи­о­ни­с­ты.

По его те­о­рии по­лу­ча­лось, что у нас по­ст­ро­ен не со­ци­а­лизм – бю­ро­кра­ти­че­с­кий го­су­дар­ст­вен­ный ка­пи­та­лизм. Хрен, с мо­ей точ­ки зре­ния, был не сла­ще редь­ки. Тот же сви­нец, толь­ко тя­же­лее от осо­зна­ния, что все жерт­вы бы­ли на­прас­ны.

Со вре­мён Вис­са­ри­о­на Бе­лин­ско­го кри­ти­ка у нас бы­ла от­да­на на от­куп вся­ко­го ро­да рев­ни­те­лям. Ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­с­ким, кон­сер­ва­тив­но-па­т­ри­о­ти­че­с­ким, ре­ли­ги­оз­ным и про­чим. По­че­му-то счи­та­ет­ся, что кри­ти­ком мо­жет быть лю­бой чи­та­ю­щий че­ло­век, и осо­бен­но лег­ко ими ста­но­вят­ся не­со­сто­яв­ши­е­ся пи­са­те­ли. Важ­но об­ре­с­ти иде­о­ло­гию. И оце­ни­вать ли­те­ра­ту­ру со сво­ей пар­тий­ной точ­ки зре­ния. «Очень свое­вре­мен­ная кни­га!» – Ле­нин о ро­ма­не М.Горь­ко­го «Мать». Опять же Ле­нин – «Лев Тол­стой как зер­ка­ло рус­ской ре­во­лю­ции». «Луч све­та в тём­ном цар­ст­ве» – До­б­ро­лю­бов о пье­се Ос­т­ро­вско­го «Гро­за». «Ев­ге­ний Оне­гин» – эн­цик­ло­пе­дия рус­ской жиз­ни» – Бе­лин­ский. И так да­лее.

Алек­сан­д­ру Тур­чи­ну по­ка­за­лось, что он об­рёл точ­ку опо­ры, как Ар­хи­мед, обе­щав­ший пе­ре­вер­нуть мир. Зо­ло­тые бук­вы на «Ка­пи­та­ле» Кар­ла Марк­са ис­тёр­лись от ча­с­то­го упо­треб­ле­ния, а уче­ни­че­с­кие те­т­ра­ди за 2 ко­пей­ки рас­пух­ли от кон­спек­тов и ци­тат.

У на­чи­на­ю­ще­го кри­ти­ка уже был дип­лом пре­стиж­но­го ву­за, пер­вые пуб­ли­ка­ции ре­цен­зий в тол­стых жур­на­лах, а я ещё толь­ко за­кан­чи­вал за­оч­но про­вин­ци­аль­ный уни­вер­си­тет, пи­сал сти­хи и да­же не пы­тал­ся пе­ча­тать­ся, чув­ст­вуя их не­со­вер­шен­ст­во.

По­сле ар­мии бы­с­т­ро взрос­ле­ешь, вся ше­лу­ха сле­та­ет, ты на­чи­на­ешь ре­аль­нее оце­ни­вать лю­дей, ви­деть не­до­стат­ки, ко­то­рых преж­де не за­ме­чал. На­ши бе­зоб­лач­ные до это­го от­но­ше­ния да­ли тре­щи­ну. Я му­жал, ма­те­рел. Са­ши­на фа­на­бе­рия, бес­ко­неч­ные ма­ни­фе­с­ты, не важ­но, в шут­ку ли, все­рьёз, о соб­ст­вен­ной ге­ни­аль­но­с­ти на фо­не убо­го­го бы­та ста­ли на­пря­гать. Мо­их сти­хов он не по­ни­мал, и, что обид­нее все­го, де­мон­ст­ра­тив­но не хо­тел по­ни­мать. Да­же те­о­рию вы­ду­мал, что сти­хи мои до ар­мии бы­ли на­сто­я­щие (я об этом преж­де ни­че­го не слы­шал – на­про­тив, бы­ли толь­ко не­га­тив­ные оцен­ки), что ар­мия ме­ня «сло­ма­ла», что пи­шу я те­перь из рук вон пло­хо. Я счи­тал ров­но на­обо­рот и ни­ког­да не пуб­ли­ко­вал свои ран­ние сти­хи. Са­ша Тур­чин – по­след­ний, кто ещё по­мнит ка­кие-то об­рыв­ки из мо­ей юно­ше­с­кой ли­ри­ки.

Кон­фликт на­ра­с­тал по­сте­пен­но от встре­чи к встре­че. Суть его, на мой взгляд, со­сто­я­ла в том, что мы ме­ня­лись ме­с­та­ми. Из аут­сай­де­ра–про­вин­ци­а­ла я пре­вра­щал­ся в креп­ко­го сти­хо­твор­ца, вы­учив­ше­го­ся по при­ме­ру то­ва­ри­ща ду­мать о се­бе в пре­вос­ход­ной сте­пе­ни. А Са­ша на мо­их гла­зах пре­вра­щал­ся в гра­фо­ма­на, и от тек­с­та к тек­с­ту это ста­но­ви­лось оче­вид­нее, ху­до­же­ст­вен­ный про­гресс был ма­ло за­ме­тен, а об­ре­те­ние при­яте­лем марк­си­ст­кой иде­о­ло­гии окон­ча­тель­но ста­ви­ло крест на нём как на ху­дож­ни­ке. Так про­ис­хо­дит все­гда, ког­да ис­кус­ст­во пе­ре­ста­ёт быть са­мо­до­ста­точ­ной ве­щью, а пе­ре­хо­дит в раз­ряд фа­куль­та­ти­ва в те­ни по­сто­рон­ней идеи.

Я был с дру­же­с­ким ви­зи­том у Са­ши в его ско­со­бо­чен­ном до­ми­ке. Ма­лень­кая фит­нес–кра­са­ви­ца Та­ть­я­на, Са­ши­на же­на, вы­нуж­ден­но слу­ша­ла мои сти­хи, так как при­яте­лю они бы­ли де­мон­ст­ра­тив­но неин­те­рес­ны до пол­ной по­те­ри веж­ли­во­с­ти, а мне по­де­лить­ся на­пи­сан­ным очень хо­те­лось. Са­ша, не гля­дя в мою сто­ро­ну, за­ни­мал­ся сво­и­ми де­ла­ми. Ел, шум­но за­гла­ты­вая борщ, по­том мыл чаш­ку под руч­ным умы­валь­ни­ком. Звя­кал та­рел­ка­ми.

– Нель­зя ли чуть ти­ше? Сби­ва­ет! – не вы­дер­жал я.

Взрыв не­го­до­ва­ния при­яте­ля был за­ме­шан на рев­но­с­ти:

– Хо­дят тут вся­кие! По­ряд­ки свои ус­та­нав­ли­ва­ют! Ве­дут се­бя так, как ес­ли бы здесь бы­ла по­сто­рон­няя жен­щи­на Та­ня! – Его тряс­ло, как жи­вот­ное, тол­ка­е­мое под го­ру неви­ди­мой мне те­ле­гой. Так тря­сёт одер­жи­мых.

Не­спра­вед­ли­во ос­кор­б­лён­ный, я по­чув­ст­во­вал, как за­тряс­лась во мне от­вет­но каж­дая кле­точ­ка ор­га­низ­ма, стре­ми­тель­но те­ряя во­ду, ви­та­ми­ны и дра­го­цен­ные ми­не­ра­лы.

Раз­ры­ва­е­мый сер­деч­ной при­вя­зан­но­с­тью и уязв­лён­ным до­сто­ин­ст­вом, тре­бу­ю­щим са­ти­с­фак­ции, я ушёл. Ни сло­ва не го­во­ря в свою за­щи­ту. А про се­бя по­клял­ся боль­ше не по­яв­лять­ся там, где ме­ня не лю­бят и не ждут.

Сле­ду­ю­щая на­ша встре­ча со­сто­я­лась аж в 1987 го­ду на кра­е­вом Со­ве­ща­нии мо­ло­дых пи­са­те­лей.

Как при­зна­вал­ся Са­ша поз­же, он вы­чи­тал в кра­е­вой га­зе­те ста­тью, объ­яв­ле­ние о кон­кур­се ру­ко­пи­сей для от­бо­ра кан­ди­да­тов на уча­с­тие в кра­е­вом со­ве­ща­нии мо­ло­дых пи­са­те­лей. Объ­яв­ле­ние со­про­вож­да­лось мо­им сти­хо­тво­ре­ни­ем «Удар­ная ус­та­нов­ка», не­удач­ным, юно­ше­с­ким, но – в те­му.

Раз обо мне по­ми­на­ют в свя­зи с кон­кур­сом, ре­шил он, то на­вер­ня­ка я бу­ду сре­ди уча­ст­ни­ков. Не­вы­яс­нен­ность на­ших от­но­ше­ний тол­ка­ла его к по­ис­ку кон­так­та.

Мы встре­ти­лись но­сом к но­су в ка­фе До­ма мо­ло­дё­жи в обе­ден­ный пе­ре­рыв. Я не стал де­мон­ст­ри­ро­вать свою не­при­язнь и оби­ду. Дру­же­люб­но, хо­тя и хо­лод­но­ва­то, поз­до­ро­вал­ся, и Са­ша по­зна­ко­мил ме­ня со сво­им при­яте­лем, дра­ма­тур­гом Вла­ди­ми­ром Шум­ско­вым, о ко­то­ром я уже был на­слы­шан. Тот то­же, как вы­яс­ни­лось поз­же, был не­о­марк­си­с­том.

Сме­шан­ные чув­ст­ва вла­де­ли мо­ей ду­шой. Не хо­те­лось дваж­ды спо­ты­кать­ся об один и тот же ка­мень рав­но­ду­шия и над­мен­но­с­ти, но Са­ша вы­гля­дел пре­ду­пре­ди­тель­но веж­ли­вым, и я ре­шил, что преж­нее хам­ст­во – эпи­зод, о ко­то­ром он со­жа­ле­ет.

Не сра­зу, но я от­та­ял. На­ши при­ятель­ские кон­так­ты во­зоб­но­ви­лись.

 

На­до при­знать, что Са­ша от­крыл для ме­ня це­лый мир. За­по­вед­ник не­на­ви­дя­щих на­ём­ный труд (и труд во­об­ще) че­ло­ве­че­с­ких осо­бей. Они бы­ли склон­ны к на­пря­жён­но­му ум­ст­во­ва­нию, лишь бы ни­че­го не де­лать на бла­го пре­ступ­но­го об­ще­ст­ва, ка­ким ум­ни­ки счи­та­ли со­вет­ское го­су­дар­ст­во.

 

Дра­ма­тург Вла­ди­мир Шум­сков сдал свою тру­до­вую книж­ку в ма­га­зин на Спут­ни­ке за скром­ный го­но­рар в 10 руб­лей. Про­дав­щи­цы де­ли­ли его став­ку груз­чи­ка на тро­их, вы­пол­няя вме­с­то не­го не­слож­ную ра­бо­ту. Фи­ло­соф по­лу­чал воз­мож­ность бар­ст­во­вать на ма­нер мел­ко­по­ме­ст­ных по­ме­щи­ков из фан­та­с­ма­го­ри­че­с­кой по­эмы Го­го­ля «Мёрт­вые ду­ши».

Ли­дер «Со­ю­за ос­во­бож­де­ния тру­да» про­фес­си­о­наль­ный фо­то­граф Па­вел Со­ло­ма­тин, с ко­то­рым ме­ня по­зна­ко­мил мо­ло­дой кри­тик, ра­бо­тал вах­тё­ром, лиф­тё­ром – лишь бы ни­че­го не де­лать. Чи­тать, меч­тать, ре­зо­ни­ро­вать. Хо­ро­шее сло­во – «бо­го­ду­лить» (Бо­гу ду­ли кру­тить).

Все они бы­ли чи­с­тые ту­не­яд­цы в ду­хе Ио­си­фа Брод­ско­го, толь­ко бес­та­лан­ные.

На кри­ти­ку го­су­дар­ст­ва-па­ра­зи­та, экс­плу­а­та­то­ра, я смо­т­рел как на за­щит­ную ре­ак­цию лен­тя­ев, жи­ву­щих по за­ко­нам «ра­зум­но­го эго­из­ма», опи­сан­но­го Чер­ны­шев­ским.

По­сле пе­ре­во­ро­та 1991 го­да и раз­де­ла стра­ны во дво­ре дра­ма­тур­га со стан­ции Спут­ник, ря­дом с ку­рят­ни­ком, по­явил­ся бюст Ле­ни­на на кра­ше­ном по­ста­мен­те. Ря­дом с этим ар­те­фак­том мы и «куч­ко­ва­лись». Я чи­тал сти­хи, а не­о­марк­си­с­ты из­ла­га­ли свои те­о­рии.

В это вре­мя ме­ня ста­ли ак­тив­но пе­ча­тать. И с Вла­ди­ми­ром Шум­ско­вым я сдру­жил­ся, не­смо­т­ря на раз­ли­чие по­ли­ти­че­с­ких воз­зре­ний. В от­ли­чие от Са­ши Тур­чи­на тот охот­но слу­шал мои сти­хи, ра­до­вал­ся то­му, что в Ли­тин­сти­ту­те, где он в этот пе­ри­од учил­ся, моё имя по­ми­на­ли.

Кри­тик, на­про­тив, ни­че­му не ра­до­вал­ся и ви­дел толь­ко тём­ную сто­ро­ну мо­е­го ус­пе­ха. В пе­ре­ска­зе дру­гих до ме­ня до­хо­ди­ли его бай­ки, как я су­е­тли­во хва­с­та­юсь, по­ка­зы­вая но­мер «Со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры» с пе­ре­во­дом мо­их сти­хов на ино­ст­ран­ные язы­ки. Мо­жет быть, он и прав. На­вер­ное, не­кра­си­во это. Да как ус­то­ишь? И по­ка­зы­вал-то я жур­нал не ко­му-ни­будь, а то­му, ко­го счи­тал сво­им дру­гом.

У ме­ня уже бы­ла своя по­дер­жан­ная япон­ская ма­ши­на, и я по­пе­ре­мен­но по­се­щал марк­си­с­тов…

И од­наж­ды (опять вне­зап­но для ме­ня) всё по­вто­ри­лось.

Я за­ехал к Са­ше днём. Он со­би­рал клуб­ни­ку, ко­то­рой по­том тор­го­вал на ба­за­ре. У бор­ца с ме­щан­ст­вом, со­вет­ско­го по су­ти кри­ти­ка Тур­чи­на был пунк­тик: он стес­нял­ся сво­е­го на­сто­я­ще­го, пол­но­го мел­ко­соб­ст­вен­ни­че­с­ких ужи­мок.

И вот те­перь я за­стал Са­шу за не­по­чтен­ным для кри­ти­ка сбо­ром яго­ды. По­хо­же, он стес­нял­ся сво­их до­хо­дов с при­уса­деб­но­го уча­ст­ка. «Хо­дят тут вся­кие, – что-то в этом ро­де буб­нил он се­бе под нос, не обо­ра­чи­ва­ясь да­же в мою сто­ро­ну, – вы­сма­т­ри­ва­ют че­го-то, вы­ню­хи­ва­ют…» Вспыш­ка не­объ­яс­ни­мо­го раз­дра­же­ния, на этот раз за­ме­шан­ная на иму­ще­ст­вен­ной, прак­ти­че­с­ки клас­со­вой не­на­ви­с­ти к бо­лее удач­ли­во­му со­вре­мен­ни­ку, вы­зва­ла во мне от­вет­ную вспыш­ку яро­с­ти. К те­бе при­шли в гос­ти, ве­ди же се­бя как при­ня­то у лю­дей! Я не тре­бую кав­каз­ско­го гос­те­при­им­ст­ва, но впра­ве ждать эле­мен­тар­ной веж­ли­во­с­ти.

Хо­те­лось уда­рить.

Од­на­ко я сдер­жа­нно из­ви­нил­ся и ска­зал, что я луч­ше пой­ду, раз не до ме­ня.

– Иди, иди, гов­нюк! Не у се­бя до­ма! И не воз­вра­щай­ся! – это я ус­лы­шал, ког­да от­во­рил ка­лит­ку.

Вер­нуть­ся, за­ехать по ро­же? Но ведь с дру­гой сто­ро­ны он прав: не у се­бя до­ма.

И я опять ушёл мол­ча. Вну­т­ри ме­ня за­скре­же­та­ли мол­нии. Пе­ре­дал че­рез Шум­ско­ва, что на чу­жой тер­ри­то­рии им­му­ни­тет Тур­чи­на на без­на­ка­зан­ность не дей­ст­ву­ет. Пусть в мо­ём при­сут­ст­вии по­мал­ки­ва­ет, ина­че «за ба­зар от­ве­тит» по всем пра­ви­лам де­вя­но­с­тых.

Вся­кий раз (дол­го, не­сколь­ко лет под­ряд!) вспо­ми­ная не­объ­яс­ни­мое хам­ст­во кри­ти­ка, всё боль­ше по­хо­дя­ще­го на зло­го кол­ду­на, па­у­ка с две­над­ца­тью ла­па­ми, в ше­с­ти из ко­то­рых вы­рез­ки из га­зет с его за­мет­ка­ми, я на­тя­ги­вал­ся из­ну­т­ри – зве­нел – аж ис­кры сы­па­лись, как от уда­ра лез­вия о лез­вие. Убью! Но по­том брал се­бя в ру­ки: ну не по-хри­с­ти­ан­ски это! Хо­те­лось уй­ти от фи­ло­со­фии «око за око, зуб за зуб». В кон­це кон­цов, уже не маль­чик, чтоб драть­ся. Од­на­ко пор­ча де­ла­ла своё чёр­ное де­ло, и я бил­ся, как му­ха в па­у­ти­не, без на­деж­ды вы­пу­тать­ся.

В на­ча­ле 2006 го­да я из­дал кни­гу сти­хов «Су­ро­вые стан­сы» как знак воз­вра­ще­ния в ли­те­ра­ту­ру по­сле 15-лет­не­го пе­ре­ры­ва. Про­вёл ве­чер в До­ме офи­це­ров фло­та по слу­чаю сво­е­го пя­ти­де­ся­ти­ле­тия. Там-то, на фур­ше­те, я и об­на­ру­жил Алек­сан­д­ра Тур­чи­на. Он силь­но по­ста­рел, по­лы­сел, по­дур­нел. Пил охот­но, мно­го, не за­бо­тясь о по­след­ст­ви­ях. Я его не звал. Но коль при­шёл – то пусть бу­дет.

Чуть поз­же мы слу­чай­но встре­ти­лись у Шум­ско­ва.

Са­ша хлоп­нул тол­стой кни­гой сво­их ста­тей в твёр­дом пе­ре­плё­те о стол:

– Вот ка­кие кни­ги нуж­но из­да­вать!

Я взгля­нул на ти­раж: 10 тыс. эк­земп­ля­ров (на са­мом де­ле бы­ло все­го 10, а три но­ля к ним – чи­с­тые «пон­ты» в ду­хе Али­ка).

Ли­хо. Из­да­тель­ст­во «Дю­ма».

Это Са­ша ис­поль­зо­вал своё слу­жеб­ное по­ло­же­ние, ког­да крат­кий пе­ри­од ра­бо­тал глав­ным ре­дак­то­ром стран­но­го из­да­тель­ст­ва. Я от­крыл кни­гу с се­ре­ди­ны, про­чёл по ди­а­го­на­ли. Ти­пич­ный об­раз­чик нелю­би­мой мной не­изящ­ной ли­те­ра­ту­ры. По мне так на­обо­рот: не нуж­но та­кие кни­ги из­да­вать! Но ни­че­го не ска­зал.

Ли­те­ра­тур­ное ре­мес­ло не кор­ми­ло, но ста­ре­ю­щий кри­тик во имя под­тверж­де­ния ре­аль­но­с­ти сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния как ли­те­ра­то­ра с ма­ни­а­каль­ным уп­рям­ст­вом пи­сал ста­тьи, ча­ще все­го – от­кли­ки на чу­жие ста­тьи, в раз­но­го ро­да га­зе­ты. Не­сколь­ко раз я ви­дел его за­мет­ки в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Мель­кал он и в кра­е­вой прес­се. На «ге­ни­аль­ную ли­те­ра­ту­ру» это яв­но не тя­ну­ло.

– За­чем те­бе всё это?

– Я же ма­с­тер от­кли­ка!

Уж в чём Са­ша был ма­с­тер, так это в са­мо­опре­де­ле­ни­ях. Мне уви­де­лась без­дна смыс­ла в фор­му­ле «ма­с­тер от­кли­ка», и я ска­зал, что ес­ли ког­да и на­пи­шу о нём, то не­пре­мен­но под та­ким за­го­лов­ком.

«Ва­ляй!» – что-то в этом ду­хе ска­зал пуб­ли­цист и до­ба­вил, что моя кле­ве­та его, «вы­да­ю­ще­го­ся фи­ло­со­фа», не ос­кор­бит.

Ког­да в оче­ред­ной раз я по­зво­нил Са­ше, со­би­ра­ясь за­ехать, то ни­ког­да не ра­бо­тав­ший на бла­го об­ще­ст­ва марк­сист со­слал­ся на ку­чу не­от­лож­ной ра­бо­ты.

Ка­юсь, в от­ме­ст­ку я ска­зал, что на­чал ра­бо­ту над ста­ть­ёй «Ма­с­тер от­кли­ка». И вдруг ку­с­тарь–оди­ноч­ка от­клик­нул­ся нерв­но, бур­но, как ве­сен­ний мус­сон­ный дождь во Вла­ди­во­с­то­ке, хо­лод­ный и мел­кий. И я по­чув­ст­во­вал опять, как не­ви­ди­мая ар­ба ам­би­ций, на­дежд, лож­ных упо­ва­ний под­тал­ки­ва­ет его, уп­ря­мо­го ос­ла, вниз с го­ры. И он бе­жит всё бы­с­т­рее и бы­с­т­рее, что­бы где-то вни­зу ку­вырк­нуть­ся че­рез го­ло­ву и сло­мать се­бе шею. Он спе­шит вы­го­во­рить все не­ук­лю­жие ос­кор­б­ле­ния, ко­то­рые ему при­хо­дят в го­ло­ву, как ман­т­ры, по­ка не­ви­ди­мая те­ле­га тол­ка­ет в зад.

– Пи­ши, кле­вет­ник! В тво­их сти­хах нет ни сло­ва прав­ды. Всё – ложь. Без­дар­ность! Ты пи­шешь, о чём угод­но, толь­ко не о том, что для те­бя глав­ное.

От­ку­да те­бе знать, что для ме­ня глав­ное?!

Вы­ждал, ког­да за­дох­нув­ший­ся от соб­ст­вен­ной зло­бы ша­ман в чёр­ных оч­ках возь­мёт па­у­зу.

– Очень важ­но, не что, и да­же не как, а Кто го­во­рит.

И от­клю­чил те­ле­фон.

И ус­лы­шал му­зы­ку звёзд, и уви­дел сон на­яву.

Про­мельк­ну­ло ви­де­ние Кар­ла Марк­са, уг­рю­мо пи­шу­ще­го свой «Ка­пи­тал», ког­да за сте­ной уми­ра­ет его за­бо­лев­шая дочь, а де­нег на ле­кар­ст­ва нет.

Маркс пи­шет во имя спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва. И смерть доч­ки – все­го лишь жерт­ва пеш­ки в шах­мат­ной пар­тии его Эго.

Ви­жу, как в рас­ще­ли­нах мно­го­эта­жек жел­те­ют све­том, за ко­то­рый не­чем пла­тить, ок­на убо­го­го убе­жи­ща. Там – Кри­тик. В со­сед­ней ком­на­те, че­рез стен­ку – его быв­шая же­на Та­ть­я­на, не­ког­да очень кра­си­вая, а ны­не нерв­ная, им­пуль­сив­ная и не впол­не здо­ро­вая жен­щи­на. Они в раз­во­де, но вы­нуж­де­нно со­су­ще­ст­ву­ют под од­ной кры­шей.

Сын Сла­ва до­сы­ла­ет па­трон в па­трон­ник и ста­вит за­твор на пре­до­хра­ни­тель, го­то­вясь ид­ти в ка­ра­ул по ох­ра­не чу­жой соб­ст­вен­но­с­ти.

Не­со­сто­яв­ший­ся дра­ма­тург Вла­ди­мир Шум­сков кор­мит ку­ро­чек, ку­ба­ту­ря про се­бя, как вы­жить на кро­хот­ную пен­сию же­ны (свою он ещё не по­лу­ча­ет), ко­му про­дать лиш­них два де­сят­ка яиц. Ис­чез­ла стра­на, сме­нил­ся строй. Не из­ме­нил­ся об­раз жиз­ни фи­ло­со­фа. Мне гру­ст­но.

Го­во­рят, по­след­не­му из не­о­марк­си­с­тов, ма­тё­ро­му ту­не­яд­цу Па­ше Со­ло­ма­ти­ну, ос­та­вив­ше­му без со­дер­жа­ния свою же­ну с тре­мя де­ть­ми во Вла­ди­во­с­то­ке и уе­хав­ше­му в Пи­тер, бы­ло яв­ле­ние Ии­су­са Хри­с­та. И он ис­пу­гал­ся, и уве­ро­вал.

В пись­мах к быв­ше­му со­рат­ни­ку по «Со­ю­зу ос­во­бож­де­ния тру­да» не­о­фит пы­та­ет­ся об­ра­тить Кри­ти­ка в ис­тин­ную ве­ру. Од­на­ко тот креп­ко сто­ит на школь­ных убеж­де­ни­ях, что ни­ка­ко­го бо­га нет, что ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний при­дер­жи­ва­ют­ся сла­бые лю­ди, ко­то­рые не спо­соб­ны по­стичь объ­ек­тив­ные за­ко­ны ма­те­ри­аль­но­го ми­ра.

По­сколь­ку в жизнь по­сле смер­ти Алек­сандр Тур­чин не ве­рит, то его юно­ше­с­кий оп­ти­мизм сме­нил­ся на мрач­ный пес­си­мизм че­ло­ве­ка, осо­знав­ше­го свой близ­кий фи­ниш. Те­перь он ве­рит в ко­нец све­та, в то­таль­ную вой­ну и не ви­дит об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са, на­прочь за­быв ди­а­лек­ти­ку, ко­то­рая пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие пу­тём «от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния».

 

Про­шло до­ста­точ­но вре­ме­ни, что­бы по­нять, что Алек­сандр Тур­чин ни­ка­кой не ге­ни­аль­ный пи­са­тель, а глу­пый пи­жон Алик – нар­цисс, цве­ток-сор­няк. Ин­ди­ви­ду­а­лист, уко­ре­нив­ший­ся, во­пре­ки эле­мен­тар­ной ло­ги­ке, на ни­ве ис­то­ри­че­с­ко­го ма­те­ри­а­лиз­ма и не­объ­яс­ни­мой для ин­ди­ви­ду­а­ли­с­та ве­ры в кол­лек­тив­ное сча­с­тье.

 

В кон­це бас­ни обыч­но сле­ду­ет мо­раль. Но мне, жи­во­му уча­ст­ни­ку дан­но­го по­ве­ст­во­ва­ния, она не да­ёт­ся. Как ры­ба, ко­то­рую пы­та­ешь­ся ло­вить ру­ка­ми.

Мо­жет быть, для то­го и да­на мне бы­ла моя  встре­ча с кри­ти­ком, со сво­им Ве­ли­ким Ин­кви­зи­то­ром, что­бы я уви­дел своё кри­вое от­ра­же­ние и ужас­нул­ся?! И по­лю­бил  каж­дую тра­вин­ку, каж­дую по­дроб­ность это­го ог­ром­но­го, ни­че­го не жду­ще­го от те­бя, кро­ме люб­ви, бо­жь­е­го ми­ра?


Иван ШЕПЕТА,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования