Архив : №36. 09.09.2011
Кто пишет вместо Марининой?
Знаменитая писательница на презентации нового детектива рассказала, что уже давно не пишет книги сама! Неужели она всё-таки завела себе литературного негра? Мало того, к некоторым сериям шестого сезона «Каменской» она вообще не имеет никакого отношения. Зато Александра Маринина перечитывает классику и считает Гамлета пренеприятнейшим персонажем!
– С чего начинается ваша новая книга?
– Книга начинается с горестных размышлений подполковника милиции Сергея Зарубина, известного читателям по другим детективам с Анастасией Каменской, о том, что он не любит актёров. Он их боится. Дело в том, что батюшка его, Кузьма Сергеевич, любил играть в самодеятельном театре. Кроме того, он пил по-чёрному. И когда маленький Серёжа – избитый пьяным отцом – заплаканный прибегал к матери, она ему говорила: «Сыночек, наш папа творческий человек, надо к нему творчески относиться». С каким таким пониманием надо относиться, Серёжа так и не понял, но запомнил одно: творческие люди, актёры – это существа, которых понять ему не дано никогда. И когда ему поручают заниматься делом о покушении на художественного руководителя и директора одного из московских театров, он понимает, что надо идти в театр собирать информацию, и понимает, что не может даже переступить порог театра…
– Вы сами театралка?
– В моём сердце было кино с самого детства, это ни для кого не секрет, потому что я готовила себя к карьере кинокритика-киноведа. С театром я, к сожалению, никогда знакома не была. Но так случилось, что в Баден-Бадене я столкнулась с Галиной Волчек, и мы стали общаться. И тогда я сказала своей подруге, которая помогает мне в работе над книгами последние годы: «Слушай, у нас же есть Галина Борисовна, если мы придумаем какую-то театральную интригу, то мы можем попроситься к ней в театр и узнать – как там всё утроено, как всё функционирует, и так далее». Эта мысль показалась нам плодотворной. Целый год мы придумывали интригу театрального романа, попутно работая над другими книгами. Прошёл год, мы снова едем в Баден-Баден в полной уверенности, что мы снова будем общаться с Галиной Борисовной, и не срослось. То есть, она в Баден-Бадене была, я в Баден-Бадене была, а встречи не произошло – не пересеклись наши пути. И мы стали искать возможность попасть в другие театры. В Москве у нас ничего не получилось. Московские театральные деятели не жаждали приоткрывать завесу тайн над своим храмом и отвечать на наши вопросы, но всё равно мы из положения вышли.
Нашёлся директор Нижегородского театра Борис Петрович Каинов, и он на нас не пожалел своего времени. Мы приехали в Нижегородский театр драмы, и Борис Петрович четыре дня нам посвятил полностью. Он показал нам всё: от трюма до колосников. Он разрешал нам всё – в том числе постоять за спиной у помощника режиссёра во время спектакля. Всё, что мы подсмотрели и услышали, вошло в книгу.
Этот год, пока писался роман, мы ходили в театр два раза в неделю как на работу. Мы пересмотрели кучу спектаклей, мы получили огромное удовольствие. Только однажды мы ушли с представления после первого действия – не потому, что спектакль был плохой, а потому, что нам было скучно.
– А что это за подруга, с которой вы вместе пишете книги? В выходных данных она никак не указана. Неужели у вас появился «литературный негр»?
– Разве я похожа на рабовладельца? Мне помогает моя единственная подруга, с которой мы дружим больше тридцати лет уже. Зовут её Ирина. Мы с ней вместе учились в одной группе в университете, заканчивали специализацию «Уголовный процесс». Она, конечно, худенькая, но мне не кажется, что выглядит она замученной рабыней.
Есть такая криминалистическая классификация людей на визуальщиков, аудиальщиков и кинестетиков. Так вот, я не визуальщик и не кинестетик. Я – аудиальщик. Я всю жизнь работаю со словом и на слух. Может быть, именно поэтому я не могу оценить красоту кадра, мне не нравится фильм «Титаник». Я люблю слово, звук, очень люблю музыку. И мне нужно обязательно всё проговаривать и обсуждать. Глядя на собственные изложенные на бумаге мысли, я не могу над ними подняться и критически их оценить. И привычка обсуждать с Ириной, проговаривая, мысли по поводу будущей книги родилась ещё в 1994-м году. Это была книга «Украденный сон». Мы с ней поехали в первый раз в жизни отдыхать в Турцию. Это было как в раю оказаться, после нашего совкового сервиса и грязного моря. И находясь в чудесной Турции в плохоньком трёхзвёздочном отеле, я начала ей рассказывать «Украденный сон» – до того места, на котором я как раз остановилась писать. И она мне задаёт совершенно логичный вопрос – а что дальше? А я не знаю, я дальше ещё не придумала. «Так чего ты сидишь?» – сказала Ира. Заставила меня придумывать дальше и ещё рассказывать. Хотя я отнекивалась долго. Она сходила к портье, попросила у него бумажку. И мы втянулись в процесс. Она ходила к портье за бумагой – потому что я стеснялась, мы садились на веранду, заказывали себе по чашечке кофе, брали ручку и начинали обсуждать – что и как дальше будет.
С тех пор, если получалось так, что мы с ней едем в отпуск, и в это время у меня книга находится в стадии обдумывания, я всегда вслух ей рассказываю – всё, что я придумала, что у меня уже связано или ещё не связано, она всё это очень внимательно слушает, подаёт ответные реплики, задаёт уточняющие вопросы, которые заставляют меня придумывать дальше. Каждый раз, приезжая вместе в отпуск, мы покупали блокнот и в нём вели записи. И когда мне нужно было передохнуть, сделать перекур, я отдавала блокнот Ире и просила нарисовать картинку. Она читала, что я там написала и рисовала иллюстрацию с подписями. В книге «Городской тариф» есть такой персонаж Мелена Погодина, которую потом убили. Я записываю эпизод об обнаружении трупа Мелены в квартире её любовника, беру сигарету, делаю перекур, прошу Иру нарисовать картинку. Возвращаюсь, беру блокнот и вижу картинку, на которой нарисован труп и подпись: «Мелена дохлая. Одна штука». Вот так, резвясь и веселясь, мы нарабатывали опыт совместного творчества.
Шли годы, у меня случился творческий кризис. Хотя роман «Личные мотивы» у меня был написан уже на 70%, я почувствовала, что я больше не могу, я потеряла смелость, задор, кураж. Я перестала писать вообще и очень из-за этого переживала. Все мои близкие меня поддерживали – и муж, и литературный агент, все старались облегчить моё душевное состояние. И я в конце концов попросила Иру писать со мной вместе. Мне нужен друг, товарищ, помощник, подпорка, подмога. И Ирина мне сказала: «Всё, что угодно, хоть патроны подносить. Ты только скажи, что мне делать, чтоб тебе помочь». И я попросила её со мной разговаривать. И мы разговаривали, разговаривали, разговаривали, наразговаривали сагу «Взгляд из вечности», купили блокнот, разорвали на листочки и расписали на каждом эпизоды – и опять пауза в год. Лежат расписанные 144 эпизода, как сейчас помню. Садись – и пиши. Уже понятна вся последовательность событий – всё проговорено – не могу! И ещё год. При том, что уже все кинулись меня поддерживать – не могу. Ни слова, ни строчки. Ровно год прошёл. День в день с того момента, как Ира согласилась писать со мной вместе. И она заставила меня купить тетрадку, повела в бумажный магазин, купила мне тетрадку формата А4 на 96 листов, дала мне в руки ручки и заставила – хотя бы написать одно слово. Я долго не соглашалась. Но всё-таки села писать – и очнулась, когда был написан колоссальный кусок.
И я поняла, что всё возможно. С тех пор Ирина всё время рядом со мной. Чистовой текст я пишу совсем одна, а всё, что ему предшествует, мы делаем вместе – собираем материал, придумываем персонажей, их биографии, имена, всё проговариваем. Это не литературная работа. Ирина – мой друг и помощник.
– «А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего Шекспира?» – вы замахнулись! Какую роль Гамлет играет в вашем произведении?
– Я – дама вдумчивая, серьёзная, это при том, что легкомысленная и весёлая. Решив писать книгу о театре, первое, что я сделала, это нормальными, теперь уже взрослыми, не школьными глазами перечитала Чехова и Шекспира, поскольку считаю, что мировая драматургия – это Чехов и Шекспир. Я отнеслась к этому очень серьёзно – мне нужно было понять, почему это так любят ставить. Прочитала «Макбета», потом взялась за «Гамлета» – и читала я его очень внимательно, с карандашом в руках, делая на полях заметки, какие-то замечания… и тут я понимаю, что с самого детства нам вдалбливают, что роль Гамлета – величайшая мечта любого актёра. А я читаю и понимаю, что ничего хорошего в Гамлете нет, что он просто чудовище, что ни одного умного поступка за всю пьесу не совершил, что он раздолбай и разгильдяй. Если он в 30 лет ещё учится в университете, то, просите меня, чему он там учится? Если при этом он «тучен и одышлив», то какой образ жизни он ведёт? Я уже не говорю о его совершенно безобразном поведении во время убийства Полония: «Я оттащу подальше потроха». Это что за отношение к чужой смерти? Причём, к смерти человека абсолютно невиновного. Я понимаю, если бы он Клавдия назвал потрохами – всё-таки он убийца папы, нехороший человек. Но Полоний-то что сделал, кроме того, что он отец его любимой девушки? Ведёт он себя омерзительно на протяжении всей пьесы – и вообще он очень неприятный человек. Прочитала. Решила, что я, наверное, дура и ничего не понимаю. Прочитала критические статьи – Аникста, ещё кого-то – с подробным анализом драматургии образа Гамлета. Пишут: «борец с мировым злом». Где он там борец с мировым злом? С каким мировым злом? Ничего не нашла. И мои «вечные герои» рассуждают на эту тему.
Нельзя позволять мифам забивать тебе голову. Нужно по любому поводу составлять своё собственное мнение, и если вам говорят, что образ Гамлета – это драматургическая вершина, относитесь к этому критично. Поверьте, если вчитатья в текст, Гамлет – жутко неприятный тип.
Такие же открытия меня ждали, когда я читала Чехова. Я наконец в 54 года в него влюбилась. Чехова проходят в школе, что абсолютно неправильно. Что мы можем понять в школе? Ничего. И у меня осталось с тех времён стойкое убеждение, что ничего хорошего там нет. Наконец, я поняла, что там есть. Большое спасибо идее этого театрального романа, что я, наконец-то, вернулась к драматургии Чехова.
– Недавно вышли новые серии «Каменской». Какое участие в съёмках принимали вы и нравится ли вам то, что выходит на экран?
– Вопрос тяжёлый и больной. Когда ко мне обратилась ВГТРК с пожеланием сделать очередные двенадцать серий – шестой сезон «Каменской», то выяснилось, что неэкранизированных детективных книжек у меня осталось всего четыре. У меня есть недетективные книги, но они их не устраивают. Один из детективов – это «Городской тариф» с Каменской, две книги «Пружина для мышеловки» и «Замена объекта» – это детективы без Каменской, но с участковым Дорошиным, и давняя книжка 95-го года «Чёрный список». И мне предложили придумать, как в «Чёрный список» ввести Каменскую, как в книге с Дорошиным ввести Каменскую, и придумать ещё две истории в виде короткого синопсиса о Каменской, а они буду писать сценарий. Я сказала, что «Чёрный список» я переделывать не буду – мне это скучно. «Пружины для мышеловки» и «Замену объекта» – я готова написать синопсис с участием Каменской, и две истории в виде синопсиса я придумаю. Одна из них – «Простая комбинация», другая – «Личные мотивы». Все эти синопсисы я сдала ВГТРК. Прошли месяцы. Мне прислали сценарии. Что-то меня устраивает, что-то – нет, всё как обычно. Но когда дело дошло до «Чёрного списка», я начала читать и бросила, потому что это настолько не моё, настолько это не присуще мне, что я не смогла дочитать. Взялась за «Личные мотивы» и ахнула. Я решила, что произошла какая-то ошибка, какая-то путаница, и мне по недоразумению прислали сценарий другого сериала – ни одного моего персонажа, ни одной моей мысли, ни одной моей сюжетной линии. Но вдруг я вижу Каменскую и понимаю, что вроде бы это «Каменская». Звоню, спрашиваю, получаю ответ: «Знаете, Марина Анатольевна, синопсис «Личных мотивов» оказался для нашего сценариста настолько сложным, что сценарист с ним не справился и придумал свою историю». Как вам это нравится? Он – Маринина, понимаете? Продюсер сказал: «Ну что же делать? По «Личным мотивам» они не могут написать – она слишком сложная и многоплановая, пускай будет так?» И я согласилась с одним замечанием – написать, что это «по мотивам», а не по произведению.
Вот и всё отношение, которое я имею к этому сериалу. Когда его начали показывать, меня не было в Москве – первые четыре серии я просто не могла посмотреть, пятую серию была возможность посмотреть, но поскольку я видела рекламу конкретно этой серии «Чёрный список», я поняла, что смотреть я его даже под расстрелом не буду. Шестую серию «Пружина для мышеловки» у меня не получилось посмотреть, потому что у меня была презентация. Поэтому по сериалу у меня мнения нет.
– Кто-то сказал: «Счастливая женщина не пишет книг. Счастливая женщина готовит вкусный ужин». Прокомментируйте, пожалуйста.
– Счастливая женщина действительно готовит вкусный ужин только в том случае, если она умеет это делать. В том случае, если она не умеет этого делать, чем-то же ей нужно порадовать любимого мужчину – и она пишет книги!
Записала Любовь ГОРДЕЕВА