Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 09.09.2011

Сообразуясь с веком сим

 О твор­че­с­ком пу­ти Дми­т­рия Миз­гу­ли­на

 

«Есть та­кая стра­на – Бог,

Рос­сия гра­ни­чит с ней»,

так ска­зал Риль­ке…».

М.Цве­та­е­ва

 

О твор­че­ст­ве по­эта ча­ще все­го при­ня­то го­во­рить в от­ры­ве от его жиз­нен­но­го пу­ти. Есть в этом не­ко­то­рая ус­лов­ность, ис­кус­ст­вен­ность, спе­ци­аль­ность.

Ка­кое твор­че­ст­во без осо­бен­но­с­тей лич­но­го ста­нов­ле­ния? Я не о тех обы­ден­но­с­тях, ко­то­ры­ми се­го­дня за­пол­не­ны глян­це­вые жур­на­лы, а о ду­хов­ной со­став­ля­ю­щей жиз­ни.

Раз­ду­мы­вать над твор­че­ст­вом Дми­т­рия Миз­гу­ли­на я на­чал по­сле встре­чи в Юг­ре спу­с­тя де­ся­ти­ле­тие по окон­ча­нии Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та в 1993-м, по­во­рот­ном для Рос­сии го­ду.

Дмитрий МИЗГУЛИН и Глеб ГОРБОВСКИЙ
Дмитрий МИЗГУЛИН и Глеб ГОРБОВСКИЙ

Ос­тав­лю дру­гим воз­мож­ность раз­би­рать­ся с раз­но­пла­но­во­с­тью в об­шир­ной лю­бов­ной и граж­дан­ской ли­ри­ке по­эта, его ис­то­ри­че­с­ко-фи­ло­соф­ски­ми взгля­да­ми и об­ще­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­тью, вли­я­ни­ем жиз­нен­ных кол­ли­зий на по­яв­ле­ние той или иной те­мы в сти­хах, про­зе, очер­ках или эс­се. Миз­гу­лин пре­до­став­ля­ет для это­го бо­га­тей­ший ма­те­ри­ал не толь­ко в ин­тер­вью, но и ак­тив­но уча­ст­вуя в об­ще­рос­сий­ской ли­те­ра­тур­ной жиз­ни.

Имея пе­ред со­бой поч­ти все его кни­ги, в том чис­ле «Из­бран­ные со­чи­не­ния» («Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра», 2006), я по­пы­та­юсь, в боль­шей ме­ре для се­бя, по­нять век­тор его раз­ви­тия как по­эта (из­ви­ни­те за на­уч­ность оп­ре­де­ле­ния).

Со­мне­ва­юсь, что рас­сма­т­ри­вая твор­че­ст­во Дм. Миз­гу­ли­на толь­ко по его двум-трём по­след­ним кни­гам, на­при­мер, «Но­вое не­бо» (М., 2008) и «Ут­рен­ний ан­гел» (М., 2009)… моё впе­чат­ле­ние ока­за­лось бы столь цель­ным (да­же учи­ты­вая, что ав­тор ча­с­тич­но пе­ре­пе­ча­ты­ва­ет ста­рые сти­хи, прав­да, без ука­за­ния дат на­пи­са­ния). Толь­ко при чте­нии «Из­бран­но­го» ос­та­ёт­ся чув­ст­во пу­ти по­эта, ко­то­ро­му в этом го­ду ис­пол­нит­ся пять­де­сят.

Пе­ред на­ми – со­сто­яв­ший­ся по­эт. За его пле­ча­ми до­б­рые три де­сят­ка твор­че­с­ких лет – не пер­вые, ко­неч­но, но уже вклю­чён­ные в «Из­бран­ное» сти­хи да­ти­ро­ва­ны 1979 го­дом.

Го­род­ской че­ло­век, вы­рос­ший в по­след­ние го­ды со­вет­ской вла­с­ти, Миз­гу­лин так и не смог пре­одо­леть в твор­че­ст­ве ур­ба­ни­с­ти­че­с­кие мо­ти­вы (не знаю, стре­мил­ся ли он к это­му, но год от го­да его пей­заж­ная ли­ри­ка за­ни­ма­ет всё боль­ший объ­ём в кни­гах). Спро­сят ме­ня – за­чем их пре­одо­ле­вать? Сов­сем не­дав­но та­кой во­прос за­да­ли мне на те­ле­ви­де­нии. На мой взгляд, раз­ви­тие ур­ба­ни­с­ти­че­с­кой вет­ви рос­сий­ской ли­те­ра­ту­ры за­шло в ту­пик, осо­бен­но с мо­мен­та рас­цве­та пост­мо­дер­низ­ма и фэн­те­зи. Бо­лее 500 лет го­род­ская жизнь ду­ши­ла ли­те­ра­ту­ру Ев­ро­пы, ли­шая её ес­те­ст­вен­но­го для лю­бо­го твор­че­с­ко­го про­цес­са кон­так­та с жиз­нью, от­лич­ной от са­мо­хо­тей­ной че­ло­ве­че­с­кой, от­ры­вая от ес­те­ст­вен­но­го ок­ру­же­ния, со­здан­но­го не че­ло­ве­ком; поч­ти 100 лет ме­га­по­ли­сы гу­бят и рус­скую куль­ту­ру. Круг тем, со­бы­тий в го­ро­де на­столь­ко ог­ра­ни­чен, что под­хо­дит толь­ко для пи­са­те­лей-де­тек­тив­щи­ков, ав­то­ров мыль­ных опер или пу­те­во­ди­те­лей, ма­ло об­ра­ща­ю­щих вни­ма­ние на зна­че­ние «ду­ба» в ро­ма­не «Вой­на и мир», а ин­те­ре­су­ю­щих­ся ин­те­рь­е­ром ка­фе, спа­лен, фит­нес-клу­бов, особ­ня­ков, на­кру­чен­но­с­тью та­чек… да­лее по спи­с­ку рек­ла­мо­да­те­лей.

Кро­ме то­го, не под­ле­жит со­мне­нию, что по­эт – оди­ноч­ка по са­мой при­ро­де сво­е­го твор­че­ст­ва, а, ста­ло быть, и об­ра­за жиз­ни. Го­род – вред­ная для не­го сре­да, тра­ги­че­с­ки ок­ра­ши­ва­ю­щая смерть мно­гих та­лан­тов, в этом спи­с­ке: Пуш­кин, Руб­цов, Блок, Есе­нин, Ма­я­ков­ский, Цве­та­е­ва, Ар­ка­дий Ку­ти­лов, Ни­ко­лай Дми­т­ри­ев, Бо­рис Ры­жий, Де­нис Но­ви­ков и мно­же­ст­во на­ших со­вре­мен­ни­ков (чи­тай­те ан­то­ло­гию со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры Рос­сии «На­ше вре­мя»). Вре­мя в го­ро­де дей­ст­ву­ет на пи­са­те­ля уг­не­та­ю­ще; и лишь за его гра­ни­ца­ми оно фор­ма­ти­ру­ет­ся в веч­ность, поз­во­ляя по­эту без­за­вет­но от­дать­ся сво­е­му слу­же­нию, поч­ти за­бы­вая – про дик­тат по­ли­ти­че­с­ко­го за­ка­за, на­си­лие пуб­ли­ки, из­да­те­лей и ре­дак­то­ров, удав­ку ни­ще­ты и т.д.

Раз­ви­тие рус­ской по­эзии до­ка­за­ло: По­эт – все­гда яв­ле­ние при­ро­ды, яв­ле­ние над-че­ло­ве­че­с­кое, сверх-че­ло­ве­че­с­кое, хо­тя он и плоть от пло­ти люд­ской.

Го­род по­эта Миз­гу­ли­на, а это один из кра­си­вей­ших го­ро­дов ми­ра – Пи­тер, уже в ран­них сти­хах от­ме­чен от­сут­ст­ви­ем «не­ба и звёзд» во­все не по по­го­де. При та­кой «ви­ди­мо­с­ти» ни о ка­ком ли­це­зре­нии Рож­де­ст­вен­ской звез­ды и ре­чи быть не мо­жет. (Кста­ти, не по­то­му ли в Еван­ге­лии речь идёт о вол­х­вах и па­с­ту­хах, сле­ду­ю­щих за звез­дой?) Звез­ду не­воз­мож­но уви­деть – она за­сло­не­на че­ло­ве­че­с­ким «я».

Со­вет­ские го­ды не сби­ли Миз­гу­ли­на с жиз­нен­но­го пу­ти, хо­тя его че­ло­ве­че­с­кое бы­то­ва­ние про­те­ка­ет уже не толь­ко в Санкт-Пе­тер­бур­ге, но и в Хан­ты-Ман­сий­ске, Моск­ве и мно­гих дру­гих го­ро­дах ми­ра.

Миз­гу­лин не го­во­рит пря­мо, что в го­ро­де Бо­га не вид­но (это у Лер­мон­то­ва мы чи­та­ем «И в не­бе­сах я ви­жу Бо­га» в сти­хо­тво­ре­нии 1837 го­да «Ког­да вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая ни­ва…»), но поч­ти сра­зу на­чи­на­ет по­ни­мать, из-за че­го не «вид­но». Он все­ми си­ла­ми пы­та­ет­ся сте­реть (пусть про­стят мне воль­ность об­ра­ще­ния) «слу­чай­ные чер­ты» (А.Блок) «чёр­ной во­ды» жиз­ни, под­све­чен­ной не­о­ном, слов­но све­че­ни­ем глаз не­чи­с­то­го. Вот как это в сти­хах:

 

Во­да в Не­ве – чер­нее са­жи,

А не­бо си­нее – без звёзд,

Не­о­на свет – блед­нее слёз,

Про­ли­тых кем-то над про­па­жей.

 

«Про­па­жа» в сти­хах тех лет – од­на из глав­ных до­ми­нант.

Он всё вре­мя по­мнит, что его на­род «Го­ря хва­тил че­рез край…/ И во тьме не­про­гляд­ной про­пал». По­иск спа­си­тель­ной «про­па­жи» на­чи­на­ет­ся с об­ре­те­ния «слу­ха» са­мим по­этом, с воз­вра­ще­ния се­бе ми­ра, со­здан­но­го не че­ло­ве­ком: «Слы­шишь этот шо­рох ти­хий?» Ду­маю, по­эт зна­ет, что в Биб­лии Гос­подь ча­с­то яв­лял­ся пра­вед­ни­кам в ви­де ве­тер­ка или ти­ши­ны. Тем же со­дер­жа­ни­ем на­пол­не­ны и стро­ки Па­с­тер­на­ка: «Ти­ши­на, ты луч­шее/ Из все­го, что слы­шал».

Сле­дом при­хо­дит осо­зна­ние ве­ли­чия жиз­ни: «Жизнь, не мною на­ча­тая где-то,/ Про­дол­жа­ет свой пре­крас­ный бег». Это за­ву­а­ли­ро­ван­ное ука­за­ние «не мною на­ча­тая» – в даль­ней­шем бу­дет на­зва­но – на­ча­тая Бо­гом.

Поз­же он на­пи­шет, спа­сая, за­щи­щая сво­и­ми сти­ха­ми про­шлое:

 

…Не вся­кий знал и в те го­да

К Люб­ви до­ро­гу,

Но каж­дый греш­ник был тог­да

По­бли­же к Бо­гу.

 

Дмитрий МИЗГУЛИН
Дмитрий МИЗГУЛИН

Не­о­соз­на­ва­е­мая для мно­гих в те по­след­ние со­вет­ские го­ды бли­зость к Твор­цу ощу­ща­лась в на­шем по­ко­ле­нии до дро­жи, до сле­зы, как пер­вая влюб­лён­ность, ищу­щая сло­ва для вы­ра­же­ния, вы­ска­зан­но­с­ти.

Вто­рая по­ло­ви­на вось­ми­де­ся­тых очень чёт­ко обо­зна­чи­ла на­ча­ло во­цер­ков­ле­ния твор­че­с­ких лю­дей. В сте­нах Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та, где мно­гие из нас учи­лись, на­ча­ла вы­де­лять­ся груп­па пи­са­те­лей, не про­сто по­се­ща­ю­щих служ­бы и по­стя­щих­ся, но оп­ре­де­лён­но на­ме­ре­ва­ю­щих­ся по­свя­тить свою жизнь Церк­ви. Ста­ли свя­щен­ни­ка­ми по­эты Кон­стан­тин Крав­цов, Сер­гей Круг­лов, Фё­дор Ва­си­ль­ев и мно­гие дру­гие. От­сю­да бе­рёт свой ис­ток моя мно­го­лет­няя ра­бо­та на псков­щи­не над кни­гой о Кры­пец­ком мо­на­с­ты­ре и по­эма «Чер­нец», по­свя­щён­ная не толь­ко свя­то­му Сав­ве Кры­пец­ко­му, но и мо­е­му по­ко­ле­нию – на­шим ме­та­ни­ям, на­шим по­ис­кам се­бя и об­ре­те­нию Ве­ры.

Миз­гу­лин в твор­че­ст­ве тех лет ищет, как и мы все, эту Ве­ру.

И она пер­во­на­чаль­но по­сти­га­ет­ся ещё по-юно­ше­с­ки, по-брат­ски – в чув­ст­вах к ближ­ним: на­ив­ная ве­ра в опо­ру, в пле­чо, в мир («Ко­му-то в со­тый раз по­ве­рив/, Ко­го-то в со­тый раз про­стив…», «…Я по­сте­пен­но при­бли­жа­юсь/ К по­ро­гу сча­с­тья сво­е­го…»). Же­ла­ние еди­не­ния, вза­и­мо­по­ни­ма­ния сов­сем ско­ро сме­нит­ся у не­го по­ни­ма­ни­ем зыб­ко­с­ти и тще­ты про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­с­кой люб­ви без Ве­ры, без скре­па ду­хов­ной со­став­ля­ю­щей.

Тут важ­но от­ме­тить, что по­эт по­сто­ян­но ве­дёт в се­бе и борь­бу с ин­стинк­том «на­блю­да­те­ля» (столь мод­но­го в те го­ды в сре­де дис­си­ден­тов), ум­но­го от­ри­ца­те­ля с «фи­гой в кар­ма­не» – че­ло­ве­ка «все­ви­дя­ще­го и все­зна­ю­ще­го», но убе­див­ше­го се­бя, что «и ни­чем тут не по­мо­жешь» ми­ру во­круг.

Жизнь, рас­кры­ва­ясь пе­ред ав­то­ром во всём тра­гиз­ме: «Чем кру­че судь­бы по­во­рот, тем по­яс за­тя­ги­вал ту­же…», не оз­лоб­ля­ла его. Об этом уже в но­вом ве­ке он на­пи­шет:

 

Ни раз­лук не бо­юсь. Ни из­мен,

Сколь­ко раз на­чи­нал с на­ча­ла!

В зыб­ком ма­ре­ве пе­ре­мен

Толь­ко ве­ра ме­ня и спа­са­ла.

 

Пер­вые вы­во­ды за­креп­ля­ют­ся им на всю жизнь, как ос­но­во­по­ла­га­ю­щие. По­яв­ля­ют­ся у не­го и ге­рои (как в сти­хо­тво­ре­нии «Внеш­них при­зна­ков вол­не­нья…»), ко­то­рые не вы­дер­жи­ва­ют внеш­не­го ада и про­те­с­ту­ют. Ав­тор ищет ва­ри­ан­ты, как из­ме­нить мир, из­ме­няя со­зна­ние ок­ру­жа­ю­щих. По­ни­ма­ние, что не толь­ко на­чи­нать на­до с се­бя, но и – из­ме­нить мож­но толь­ко се­бя, при­дёт поз­же, и под­креп­ля­ет­ся зна­ни­ем – что не всё, дан­ное че­ло­ве­ку с пе­лё­нок, он смо­жет ис­поль­зо­вать без про­яв­ле­ния во­ле­во­го уси­лия, без по­мо­щи Да­ро­вав­ше­го. «По­эта­ми рож­да­ют­ся. Но не все­гда ста­но­вят­ся» – вы­вод, став­ший ещё од­ной от­прав­ной точ­кой в раз­ви­тии его лич­но­с­ти и твор­че­ст­ва. А ко­му, как не по­ко­ле­нию, рож­дён­но­му в 60-е го­ды про­шло­го ве­ка, знать, как труд­но не от­речь­ся от да­ро­ван­но­го те­бе та­лан­та, не за­мыз­гать его в бы­то­вых пе­ре­дря­гах пе­ре­ст­ро­еч­но-кро­ва­вых лет, вол­ной ко­то­рых смы­ло не один де­ся­ток преж­де зна­ме­ни­тых и, ка­за­лось, со­сто­яв­ших­ся имён.

В тот же пе­ри­од на­чи­на­ют по­яв­лять­ся в сти­хах Миз­гу­ли­на сло­ва из цер­ков­ной лек­си­ки, а яв­ле­ния при­ро­ды об­ре­та­ют пер­во­здан­ную глу­би­ну и смысл: «ве­т­ры… за­тя­ну­ли псал­мы», а не ба­наль­но ры­чат, во­ют, об­жи­гая, ску­лят или бес­ну­ют­ся. По­доб­ные от­кры­тия под­креп­ля­ют­ся со­жа­ле­ни­ем о «шу­ме де­ре­вь­ев, ко­то­рые… так и не по­са­дил…», шу­ме-шо­по­те-па­мя­ти –

 

Ведь па­мять до тех пор жи­ва,

По­ку­да жив на­род,

По­ка на­род­ная мол­ва

В люд­ских серд­цах жи­вёт.

 

С ду­мой о веч­но­с­ти, о па­мя­ти, их при­ро­де – по­эт при­хо­дит не толь­ко к по­ни­ма­нию са­мо­цен­но­с­ти со­вер­шён­но­го до­б­ра, но и та­кой стран­ной для «ци­ви­ли­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка» по­бе­ды над со­бой в фак­те за­ме­чен­но­го хо­ро­ше­го в дру­гом (без за­ви­с­ти). От­сю­да и фор­ми­ро­ва­ние ав­тор­ско­го убеж­де­ния – от­вет­ст­вен­но­с­ти за не­сде­лан­ное (не­со­вер­шён­ное) до­б­ро. Это по­ни­ма­ние од­но­вре­мен­но при­хо­дит ко мно­гим в те го­ды, так же пи­шет и Ни­ко­лай Дми­т­ри­ев, по­эт стар­ше­го по­ко­ле­ния. На­чи­на­ет­ся и ощу­ще­ние се­бя как ма­лой ча­с­тич­ки, ще­пот­ки зем­ли, как ша­га в не­ве­до­мое бу­ду­щее, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся из «ле­сов-до­б­рых дел» по­са­же­ных или не­по­са­же­ных – имен­но то­бой.

Мо­жет быть, от это­го по­ни­ма­ния и воз­ни­ка­ет у ав­то­ра по­треб­ность оку­нуть­ся в про­шлое сво­ей стра­ны – ис­то­рию её ду­хов­но­го и куль­тур­но­го раз­ви­тия. «Там, где ис­то­рия Рус­ской зем­ли/ Пре­по­да­ва­ла уро­ки», Миз­гу­лин пи­шет сти­хо­тво­ре­ния: «Су­во­ров», «В со­бо­ре св. Вит­та», «Па­мят­ник Пе­т­ру», «Мой­ка, 12», «Иса­а­ки­ев­ский со­бор», «Дом, где жил Тют­чев» и т.д., и ли­те­ра­тур­ные за­мет­ки «Па­ра­док­сы Бер­дя­е­ва», «По­ли­ти­че­с­кая ли­ри­ка Тют­че­ва», «Пред­ска­за­тель» о фи­ло­со­фе и ли­те­ра­тур­ном кри­ти­ке А.С. Хо­мя­ко­ве...

 

Всё вме­с­ти­ла моя ду­ша

Без ос­тат­ка и без воз­вра­та,

Че­ре­ду­ют­ся не спе­ша

Вре­ме­на, со­бы­тия, да­ты…

 

Клю­че­вы­ми при фор­ми­ро­ва­нии твор­че­с­кой лич­но­с­ти Дми­т­рия Миз­гу­ли­на без со­мне­ния ста­но­вят­ся идеи, об­на­ру­жен­ные на­ми в эс­се то­го пе­ри­о­да. Из ра­бо­ты о Хо­мя­ко­ве: «…раз­ви­тие ху­до­же­ст­ва под зна­ком «за­пад­но­го» про­све­ще­ния ли­ша­ет твор­че­ст­во ис­тин­ной сво­бо­ды ду­ха (ко­то­рая, за­ме­тим, впос­лед­ст­вии бы­ла хи­т­ро под­ме­не­на сво­бо­дой фор­мы)» или – «Ху­до­же­ст­ву ис­тин­но­му, жи­во­му, сво­бод­но тво­ря­ще­му, а не под­ра­жа­тель­но­му не бы­ло ме­с­та…», и ещё – «Чу­жая сти­хия, «за­пад­ни­че­с­кое» про­све­ще­ние, за­хле­ст­ну­ла-та­ки всю на­шу сло­вес­ность, пре­вра­тив её, как и пред­по­ла­гал До­сто­ев­ский, в прес­су».

Про­дол­жая мысль Тют­че­ва, Миз­гу­лин де­ла­ет не­ма­ло­важ­ный вы­вод: «Опо­ра Рос­сии – в пра­во­сла­вии, той вет­ви хри­с­ти­ан­ст­ва, суть ко­то­рой на­пол­не­на ду­хов­но-ис­то­ри­че­с­кой пре­ем­ст­вен­но­с­тью с мно­го­ве­ко­вой куль­ту­рой, с од­ной сто­ро­ны, и с об­ря­да­ми язы­че­ст­ва, тес­но свя­зан­ны­ми с воз­зре­ни­я­ми сла­вян на при­ро­ду, с дру­гой».

Столь вдум­чи­вое об­ще­ние с мыс­ли­те­ля­ми про­шло­го по­мо­га­ют по­эту по­нять, что да­же в наш ре­а­ли­с­ти­че­с­кий век: ко­му «слу­жат де­мо­ны», то­го «крах не­из­бе­жен». За­ко­но­мер­но по­яв­ле­ние в сти­хах не во­про­си­тель­ной ин­то­на­ции, а ско­рее ут­вер­ди­тель­ной: «В час, ког­да дрем­лет ду­ша,/ Воз­мож­но ль вы­со­кое чув­ст­во?»

Мо­жет, имен­но для от­ве­та на этот во­прос по­эт по­се­тил не толь­ко мно­же­ст­во рус­ских мо­на­с­ты­рей, но и Афон, о ко­то­ром на­пи­сал кни­гу очер­ков. Есть там по­учи­тель­ный рас­сказ о мо­на­хе Ни­ле, на­ка­зан­ном Бо­го­ро­ди­цей сле­по­той за то, что «бес­печ­но и бес­стыд­но коп­тил об­раз» Её, и про­щён­ном толь­ко по­сле мно­го­днев­ной усерд­ной мо­лит­вы пе­ред ико­ной, на­зы­ва­е­мой с тех пор «Ско­ро­по­слуш­ни­ца».

«Со­об­ра­зу­ясь с ве­ком сим», не под­ст­ра­и­ва­ясь, а об­ре­тя «ох­ран­ную гра­мо­ту» Ве­ры, по­эт на­хо­дит свою не­тор­ную тро­пу в ли­те­ра­ту­ру и к со­вре­мен­ни­ку, со­ст­ра­дая, со­пе­ре­жи­вая, стре­мясь по­мочь и под­ска­зать на­прав­ле­ние ос­нов­ных уси­лий.

 

Ду­ша, Ве­ра, Бог… – очень ча­с­то мы чув­ст­ву­ем это три­е­дин­ст­во в пе­ча­ли, в бо­лез­ни, так и по­эт (сти­хо­тво­ре­ние «В боль­ни­це»):

 

И вот очер­че­ны уже

Все ус­т­рем­ле­нья и же­ла­нья,

И смысл за­га­доч­ный в ду­ше

Уже на гра­ни по­ни­ма­нья.

 

И ося­за­е­ма тще­та

Сво­им не­зри­мым по­сто­ян­ст­вом,

И раз­ли­чи­мее чер­та

Меж брен­ным ми­ром и про­ст­ран­ст­вом.

 

По­чув­ст­во­вав, осо­знав без­мер­ность Про­ст­ран­ст­ва по име­ни Бог, по­ни­ма­ет­ся и не­об­хо­ди­мость, пред­на­чер­тан­ность при­сут­ст­вия в «брен­ном ми­ре» По­эта:

 

И, мо­жет быть, не­об­хо­ди­мо,

Чтоб кто-то, про всё по­за­быв,

На­и­г­ры­вал не­уло­ви­мый,

Ещё не ок­реп­ший мо­тив,

 

Чтоб тай­ная му­зы­ка зре­ла,

От­ри­нув мя­ту­щий­ся страх…

 

Ста­но­вит­ся яс­нее яс­но­го, что пе­ре­чить судь­бе (Бо­гу) – ду­мая о воз­мож­но­с­ти ис­кус­ст­вен­но­го пу­ти (без Бо­га) для по­эта, толь­ко от се­бя-лю­бия, толь­ко от внеш­не­го, от «ту­с­к­лой лу­ны» лю­дей, ко­то­рых «ви­дит, как де­ре­вья» без «за­га­доч­но­го смыс­ла», со­хра­нён­но­го, воз­мож­но, лишь «не­мы­ми пись­ме­на­ми» на «ту­ск­не­ю­щих пли­тах».

И ещё чи­та­ем:

 

…ти­хо му­зы­ка в сты­лой ду­ше

Про­зву­чит, как в по­ки­ну­том за­ле…

 

Ос­таль­ное – не всё ли рав­но?

Ос­таль­ное не ви­жу, не слы­шу…

Опу­с­ка­юсь на са­мое дно,

Под­ни­ма­юсь всё вы­ше и вы­ше…

 

Ис­поль­зуя раз­лич­ные об­ра­зы и ме­та­фо­ры, Миз­гу­лин по­сто­ян­но на­по­ми­на­ет нам о глав­ном: «…В ожи­да­нии рас­пла­ты/ Су­меть бы ду­шу убе­речь».

Как ко­ло­коль­ный звон к за­ут­ре­ни, Миз­гу­лин при­зы­ва­ет вспом­нить пи­са­те­лей о сво­ей ро­ли в ми­ре, при этом не за­бы­вая, от­ку­да дар:

 

Пи­ши, пи­ши, пи­са­тель,

По­ку­да хва­тит сил,

Уж раз те­бя Со­зда­тель

Та­лан­том на­гра­дил…

 

Бе­сов­ских иг­рищ зри­тель,

Не за­бы­вай Хри­с­та,

Уж раз те­бе Спа­си­тель

Сло­ва вло­жил в ус­та…

 

(Тут сле­ду­ет ска­зать о ещё од­ной по­эти­че­с­кой пе­ре­клич­ке с Бо­ри­сом Па­с­тер­на­ком. Вспом­ни­те: «Не спи, не спи, ху­дож­ник,/ Не пре­да­вай­ся сну./ Ты – веч­но­с­ти за­лож­ник/ У вре­ме­ни в пле­ну…», пе­ре­ос­мыс­ле­ние строк Па­с­тер­на­ка по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко вли­я­ние «пле­на вре­ме­ни» – т.е. бы­то­вой ре­аль­но­с­ти – на Миз­гу­ли­на как по­эта све­де­но поч­ти на нет.)

В сли­я­нии двух смыс­лов – выс­ше­го пред­наз­на­че­ния По­эта и бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния ду­ши – на пер­вый план вы­дви­ну­та за­да­ча со­хра­не­ния не-соб­ст­вен­но та­лан­та, а бес­смерт­ной ду­ши – под­креп­ля­ю­щей, на­уча­ю­щей слы­шать и го­во­рить Сло­ва.

Со­хра­нять ду­шу в лю­бых жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях – да­же под уг­ро­зой смер­ти.

 

В по­то­ке мут­ном бы­тия,

Во мгле по­лу­ден­ной мо­ро­ки

Не уны­вай, ду­ша моя,

По­ку­да не на­ста­ли сро­ки.

 

Во всём, Гос­подь, ру­ка Твоя.

На­прас­но не ищи заб­ве­нья.

Не уны­вай, ду­ша моя,

В пу­тях спа­се­нья.

 

Ле­ти, со­мне­ний не тая,

Уняв на­прас­ную тре­во­гу,

Не за­бы­вай, ду­ша моя,

Мо­лить­ся Бо­гу.

 

Этот ду­хов­ный, твор­че­с­кий подъ­ём вы смо­же­те ощу­тить при чте­нии и дру­гих сти­хо­тво­ре­ний Дми­т­рия Миз­гу­ли­на – дав­но уже уз­на­ва­е­мых не толь­ко мной, но и ты­ся­ча­ми рус­ско­языч­ных чи­та­те­лей рос­сий­ских и за­ру­беж­ных жур­на­лов и аль­ма­на­хов.

Пе­ре­чи­тай­те: «Стра­дай, стра­дай, ду­ша моя…», «На Ро­ди­не – как на вок­за­ле…», «Не дай-то Бог, слу­чит­ся…», «На­деж­да умер­ла, а мы жи­вём…», «Ка­кая осень! По­сле ба­ни…», «Нам всем ко­нец? Не ве­рю!..», «С зи­мой, по­хо­же, всё в по­ряд­ке…», «По­гас­нут све­ти­ла в по­лу­ноч­ный час…», «В раз­но­го­ло­сии пле­мён…», «За­вет­ное сча­с­тье ук­ра­ли…», «Ва­гон­чи­ки. Са­рай­чи­ки. Бал­ки…», «По­хо­же, слиш­ком мно­го знаю…», «Бо­же, как мы все ус­та­ли…», «Вос­тру­бят ан­ге­лы – по­ра…».

Пе­ре­чис­ле­ние, на­де­юсь, пра­виль­но по­ня­то чи­та­те­лем, ко­то­ро­му бу­дет лег­че – сра­зу рас­крыть кни­гу на нуж­ной стра­ни­це, а по­том – по­лю­бив ав­то­ра, чи­тать всё от пер­вой до по­след­ней строч­ки, за­учи­вая, аб­со­лют­но не­пред­на­ме­рен­но (я в этом уве­рен), хо­тя бы ещё вот эти стро­ки:

 

…Я за­бу­ду вре­ме­на и да­ты,

Я чи­таю ста­рые сти­хи…

И ле­тят ку­да-то ми­мо, ми­мо

По­пу­с­ту по­тра­чен­ные дни,

И го­рят во тьме не­уга­си­мо

Веч­ные ве­чер­ние ог­ни,

И ла­зурь та­кая с не­ба льёт­ся,

Что за­сты­ну, греш­ный, не ды­ша,

И вне­зап­но чут­ко встре­пе­нёт­ся

До сих пор дре­мав­шая ду­ша…

 

Очень не­за­мет­но мы по­до­шли к глав­но­му – к ро­ли по­эзии в жиз­ни че­ло­ве­ка и всей ци­ви­ли­за­ции. Эта­кие гло­баль­ные во­про­сы фи­ло­соф­ско­го по­ряд­ка вро­де бы и не сто­ят на по­ве­ст­ке дня, за­сло­нён­ные гло­ба­ли­за­ци­ей в го­су­дар­ст­вен­ной и эко­но­ми­че­с­кой сфе­рах. Но по­сто­ян­ное на­по­ми­на­ние пи­са­те­лям, что се­го­дня не вре­мя для сти­хов, что со­вре­мен­ный чи­та­тель не го­тов к вы­со­ким пе­ре­жи­ва­ни­ям и под­не­бес­ным чув­ст­во­ва­ни­ям, от­вле­ка­ю­щим от шо­пин­га, го­во­рит, на мой взгляд, – о не­об­хо­ди­мо­с­ти чуть ли не вра­чеб­но-по­эти­че­с­кой те­ра­пии, на­чи­ная с мла­ден­че­с­ко­го воз­ра­с­та. Не­при­ятие – не от не­по­ни­ма­ния по­эзии, а от бо­яз­ни про­буж­де­ния ду­ши: с ду­шой-то, как и со­ве­с­тью, на мно­гое смо­т­рим ина­че. А это – не толь­ко ра­дость но­во­го и пол­но­цен­но­го вос­при­я­тия бы­тия, но и ес­те­ст­вен­ная боль, как при ро­дах или по­те­ре близ­ких, – боль­шин­ст­во в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия счи­та­ют не­поз­во­ли­тель­ным. И чув­ст­ву­ет­ся здесь не­кая по­ли­ти­че­с­кая за­бо­та о ближ­нем, по­хле­ще пар­тий­но­го кон­тро­ля, – от­ри­цая по­эзию и во­об­ще ли­те­ра­ту­ру (не бел­ле­т­ри­с­ти­ку, ко­неч­но), про­дол­жа­ет­ся борь­ба с ос­тат­ка­ми со­вет­ско­с­ти в рус­ском на­ро­де. Всё, что лю­би­ли со­вет­ские лю­ди – не долж­ны лю­бить стро­и­те­ли но­вой ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­кой Рос­сии. Ло­ги­ка, меж­ду про­чим, же­лез­ная, га­ран­ти­ру­ю­щая бе­зо­пас­ное су­ще­ст­во­ва­ние но­во­го строя…

От мно­го­го убе­рег­ли бы мы се­бя, сбе­ре­гая ду­шу от за­бы­тья, про­буж­дая к пол­но­цен­ной жиз­ни, не да­вая бы­ту и су­е­те за­гнать её в чёр­ный угол, из ко­то­ро­го она всё рав­но вы­рвет­ся на сво­бо­ду – вы­рвет­ся, как цу­на­ми или зем­ле­тря­се­ние, но в смерт­ный час. Ку­да как луч­ше, ес­ли бы она ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом, слов­но мор­ской при­лив на­пол­ня­ла че­ло­ве­ка, не да­вая ему по­гиб­нуть ни в этом ве­ке, ни в том.

Дми­т­рий Миз­гу­лин – че­ло­век пра­во­слав­ный, си­ла­ми по­эти­че­с­ко­го Сло­ва до­кли­ки­ва­ет­ся до лю­дей, по­ни­мая: По­эт – спа­са­тель че­ло­ве­че­ст­ва на Зем­ле, и эту от­вет­ст­вен­ность на не­го воз­ло­жил Гос­подь на­всег­да.


Борис ЛУКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования