Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 16.09.2011

Громила советской литературы

Владимир Ермилов – одна из самых одиозных фигур в нашем литературоведении. Кого он только не громил! Но более всего от него досталось Андрею Платонову. Дали бы критику волю, он, уверен, стёр бы этого ненавистного ему писателя в порошок. Но каким бы ничтожеством Ермилов ни был, полного идиота он из себя не представлял. В уме отказать ему было нельзя. Он всё прекрасно понимал и всему знал цену. Это у него как-то вырвалась очень едкая фраза «маразм крепчает», которая потом стала крылатой. Так почему же этот даровитый критик столь низко опустился? Неужели всё затмила жажда власти в писательском мире? Или сработал инстинкт самосохранения, который в зародыше подавил чувство справедливости?

 

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Ер­ми­лов ро­дил­ся 16 (по но­во­му сти­лю 29) ок­тя­б­ря 1904 го­да в Моск­ве. Его отец – Вла­ди­мир Ев­гра­фо­вич Ер­ми­лов был пе­да­го­гом и счи­тал­ся не­пло­хим ли­те­ра­то­ром и ак­тё­ром. Он умер в 1918 го­ду. Мать – Эм­ма (Ма­рия) Ос­ка­ров­на про­ис­хо­ди­ла из не­мок и поч­ти всю жизнь за­ни­ма­лась до­маш­ним хо­зяй­ст­вом. Она про­жи­ла до 1949 го­да. Вла­ди­мир был в се­мье стар­шим сы­ном. Кро­ме не­го, в до­ме Ер­ми­ло­вых вос­пи­ты­ва­лось ещё двое де­тей: Ев­ге­ний (он стал эко­но­ми­с­том) и Зи­на­и­да, вы­брав­шая впос­лед­ст­вии путь вра­ча-пси­хи­а­т­ра.

Уже в пят­над­цать лет Вла­ди­мир Ер­ми­лов стал ре­дак­то­ром га­зе­ты «Юно­ше­с­кая прав­да» и за­ве­ду­ю­щим от­де­лом пе­ча­ти Мос­ков­ско­го ко­ми­те­та ком­со­мо­ла. Че­рез два го­да его при­ня­ли на пра­во­вое от­де­ле­ние фа­куль­те­та об­ще­ст­вен­ных на­ук в 1-й МГУ. При этом он так и не рас­стал­ся с ком­со­мо­лом, сов­ме­щая учё­бу с ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­с­тей ин­спек­то­ра-прак­ти­кан­та от ЦК ВЛКСМ в Цен­т­ро­пе­ча­ти.

В.Ермилов, К.Зелинский, В.Перцов. Шарж И.Ингина
В.Ермилов, К.Зелинский, В.Перцов. Шарж И.Ингина

По­сле окон­ча­ния в 1924 го­ду уни­вер­си­те­та ком­со­мол ко­ман­ди­ро­вал Ер­ми­ло­ва на Урал, по­ру­чив ему ре­дак­ти­ро­ва­ние мо­ло­дёж­ной га­зе­ты «На сме­ну». В Моск­ву он вер­нул­ся лишь в 1926 го­ду, сра­зу став ре­дак­то­ром жур­на­ла «Мо­ло­дая гвар­дия». И уже че­рез год у не­го вы­шла пер­вая кни­га ста­тей «Про­тив ме­щан­ст­ва и упад­ни­че­ст­ва» (од­но­вре­мен­но кри­тик был при­нят в ВКП(б)).

В сто­ли­це про­изо­ш­ло сбли­же­ние Ер­ми­ло­ва с вож­дя­ми РАПП. По их про­тек­ции мо­ло­до­го, но бой­ко­го кри­ти­ка в 1929 го­ду при­ня­ли в ас­пи­ран­ту­ру РА­НИ­О­На, от­ку­да он по­том бы­с­т­ро пе­ре­шёл в ас­пи­ран­ту­ру ин­сти­ту­та крас­ной про­фес­су­ры. Го­во­ри­ли, что за сло­вом в кар­ман Ер­ми­лов ни­ког­да не лез. Толь­ко вот вме­с­то ар­гу­мен­тов он в пы­лу по­ле­ми­ки не­ред­ко при­бе­гал к чи­с­той де­ма­го­гии, но, как пра­ви­ло, под­креп­лён­ной нуж­ной марк­сист­ской фра­зе­о­ло­ги­ей. По сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, Ма­я­ков­ский не­за­дол­го до сво­ей ги­бе­ли очень со­жа­лел о том, что не вы­ска­зал сво­е­му оп­по­нен­ту всё, что о нём ду­мал. По­эт яко­бы ска­зал: «Жаль, не до­ру­гал­ся с Ер­ми­ло­вым».

Впос­лед­ст­вии пар­тап­па­рат, оце­нив за­слу­ги мо­ло­до­го кри­ти­ка в борь­бе за чи­с­то­ту идей, при­влёк его к раз­ра­бот­ке но­во­го пар­тий­но­го кур­са в об­ла­с­ти ли­те­ра­ту­ры. Он стал од­ним из ав­то­ров про­ек­та по­ста­нов­ле­ния по­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) о пе­ре­ст­рой­ке ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. До­ку­мент был под­го­тов­лен уже в кон­це 1930 го­да, а 11 ян­ва­ря 1931 го­да за­ве­ду­ю­щий агит­про­пом Алек­сей Стец­кий пред­ста­вил его се­к­ре­та­рю ЦК Ла­за­рю Ка­га­но­ви­чу. Од­на­ко бли­жай­ше­му со­рат­ни­ку Ио­си­фа Ста­ли­на в про­ек­те что-то не по­нра­ви­лось. Даль­ней­шая ра­бо­та над по­ста­нов­ле­ни­ем про­хо­ди­ла, ви­ди­мо, уже без уча­с­тия Ер­ми­ло­ва. Во вся­ком слу­чае, на за­се­да­ние по­лит­бю­ро, ко­то­рое со­сто­я­лось 23 ап­ре­ля 1932 го­да и где ре­ша­лась судь­ба пи­са­тель­ских ор­га­ни­за­ций, его не при­гла­си­ли и, бо­лее то­го, по­че­му-то сра­зу ото­всю­ду вы­ве­ли, и в пер­вую оче­редь из ре­дак­ции жур­на­ла «Про­ле­тар­ская ли­те­ра­ту­ра».

В чём бы­ли при­чи­ны опа­лы, до сих пор не яс­но. Важ­но дру­гое: Ер­ми­лов с су­ще­ст­вен­ным по­ни­же­ни­ем сво­е­го ста­ту­са не со­гла­сил­ся. Он ли­хо­ра­доч­но на­чал ис­кать под­хо­ды к вы­со­ко­по­с­тав­лен­ным пар­тий­ным чи­нов­ни­кам. И его уси­лия не про­па­ли да­ром. Уже 22 ию­ня 1932 го­да се­к­ре­та­ри­ат ЦК ВКП(б) ут­вер­дил отъ­яв­лен­но­го марк­сист­ско­го де­ма­го­га чле­ном ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Крас­ная новь», а спу­с­тя че­ты­ре ме­ся­ца Иван Грон­ский на встре­че бу­ре­ве­ст­ни­ка ре­во­лю­ции с ру­ко­во­ди­те­ля­ми стра­ны пред­ло­жил вве­с­ти кри­ти­ка так­же в со­став орг­ко­ми­те­та по под­го­тов­ке пер­во­го съез­да со­вет­ских пи­са­те­лей. Ви­ди­мо, в бла­го­дар­ность Ер­ми­лов пред­ло­жил в «Крас­ной но­ви» от­сечь от врас­та­ния в со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру Ни­ко­лая За­ру­ди­на, Бо­ри­са Пиль­ня­ка и «вся­ких шклов­ских».

В этот мо­мент у Ер­ми­ло­ва за­вя­зал­ся ро­ман с де­вуш­кой по име­ни Ди­на. И в ка­кой-то мо­мент он, ок­ры­лён­ный лю­бо­вью, по­те­рял чув­ст­во ос­то­рож­но­с­ти. При его уча­с­тии в аль­ма­на­хе «Год ше­ст­над­ца­тый» про­ско­чи­ла со­мни­тель­ная с пар­тий­ной точ­ки зре­ния са­ти­ри­че­с­кая сце­на Вла­ди­ми­ра Мас­са и Ни­ко­лая Эрд­ма­на «За­се­да­ние о сме­хе». Пер­вым ошиб­ку уз­рел за­ве­ду­ю­щий культ­про­пот­де­лом ЦК ВКП(б) Стец­кий. Он пред­ло­жил се­рь­ёз­но на­ка­зать ре­дак­то­ра Авер­ба­ха. Но по­лит­бю­ро 25 мая 1933 го­да за ком­па­нию вка­ти­ло вы­го­вор так­же и Ер­ми­ло­ву.

Ис­пу­гав­шись за свою даль­ней­шую ка­рь­е­ру, кри­тик стал ду­мать о том, как по­бы­с­т­рей вер­нуть к се­бе до­ве­рие вы­со­ко­го на­чаль­ст­ва. У не­го бы­ло два ва­ри­ан­та: вы­ли­зать все ме­с­та лю­бим­чи­кам Ста­ли­на или по­ис­кать но­вых вра­гов. Он вы­брал вто­рой путь и изо всех сил на­ки­нул­ся на Ни­ко­лая За­бо­лоц­ко­го. Ер­ми­лов объ­я­вил за­ме­ча­тель­но­го ли­ри­ка в «Прав­де» «юрод­ст­ву­ю­щим по­этом», ус­мо­т­рев в его по­эме «Тор­же­ст­во зем­ле­де­лия» «кле­ве­ту на кол­хоз­ное дви­же­ние и про­по­ведь ку­лац­кой иде­о­ло­гии». Но стра­ст­ные об­ли­че­ния За­бо­лоц­ко­го ему не по­мог­ли.

Но­вую по­щё­чи­ну Ер­ми­лов по­лу­чил на пер­вом пи­са­тель­ском съез­де. Его про­тив всех ожи­да­ний ни­ку­да не вы­бра­ли. Это мог­ло оз­на­чать толь­ко од­но: вер­хуш­ка пар­тии в нём за­сом­не­ва­лась. До­ка­зать свою пре­дан­ность кри­тик мог толь­ко вер­но­под­дан­ни­че­с­ки­ми ста­ть­я­ми. Ми­ше­нью для ата­ки он вы­брал Фё­до­ра Глад­ко­ва, ко­то­рый в 1935 го­ду опуб­ли­ко­вал край­не не­удач­ную по­весть «Тра­ге­дия Лю­ба­ши». Но Ер­ми­лов бил ав­то­ра не за убо­гий язык, а за не­вер­но рас­став­лен­ные ак­цен­ты. Его по­пы­тал­ся по­пра­вить жур­нал «Но­вый мир». Но ку­да там! Ер­ми­лов тут же об­ви­нил на стра­ни­цах «Прав­ды» в по­ли­ти­че­с­кой бе­зот­вет­ст­вен­но­с­ти и «Но­вый мир». В ито­ге он вновь ока­зал­ся на ко­не.

Впро­чем, не­дол­го му­зы­ка иг­ра­ла. 29 ав­гу­с­та 1936 го­да за­ме­с­ти­тель за­ве­ду­ю­ще­го культ­про­све­тот­де­лом ЦК ВКП(б) Алек­сей Ан­га­ров и за­ве­ду­ю­щий сек­то­ром ли­те­ра­ту­ры ЦК Ва­ле­рий Кир­по­тин на­пра­ви­ли трём се­к­ре­та­рям ЦК – Ла­за­рю Ка­га­но­ви­чу, Ан­д­рею Ан­д­ре­е­ву и Ни­ко­лаю Ежо­ву до­клад­ную за­пи­с­ку, при­пи­сав ре­дак­то­ру жур­на­ла «Крас­ная новь» Ер­ми­ло­ву ак­тив­ную за­щи­ту «свя­зан­но­го с Ко­то­лы­но­вым и аре­с­то­ван­но­го Маз­ни­на». Де­ло бы­ло пе­ре­да­но в Крас­но­прес­нен­ский рай­ком пар­тии. По­сле бур­но­го об­суж­де­ния кри­ти­ку объ­я­ви­ли стро­гий вы­го­вор – «за да­чу по­ло­жи­тель­но­го от­зы­ва в 1934 го­ду ли­цу, ре­прес­си­ро­ван­но­му в 1936 го­ду». Это взы­с­ка­ние с не­го сня­ли лишь че­рез пять лет.

Ока­зав­шись в оче­ред­ной опа­ле, Ер­ми­лов стал вер­теть­ся как уж на ско­во­род­ке, стре­мясь уго­дить всем вли­я­тель­ным груп­пам. В пи­са­тель­ских кру­гах это вы­зва­ло лишь раз­дра­же­ние. Как 9 фе­в­ра­ля 1937 го­да за­фик­си­ро­вал в сво­их за­пис­ных книж­ках один из ру­ко­во­ди­те­лей Со­ю­за пи­са­те­лей Вла­ди­мир Став­ский, о Ер­ми­ло­ве по­ш­ли раз­го­во­ры «как о про­сти­тут­ке».

Все­рьёз крес­ло под Ер­ми­ло­вым за­ша­та­лось вес­ной 1937 го­да по­сле аре­с­та его дру­га Ле­о­поль­да Авер­ба­ха. Один из пи­са­те­лей – Дми­т­рий Сверч­ков на оче­ред­ном за­се­да­нии сек­ции дра­ма­тур­гов 3 мая пуб­лич­но за­дал во­прос: «Как под­поль­ная ор­га­ни­за­ция РАПП ор­га­ни­зо­ва­ла свя­зи с тол­сты­ми жур­на­ла­ми и ка­кую роль в этом иг­ра­ли Ер­ми­лов и Грон­ский?» Но Ер­ми­лов по­вёл се­бя так, буд­то Авер­ба­ха он ни­ког­да и не знал.

Это взбе­си­ло быв­ше­го ак­ти­ви­с­та су­ще­ст­во­вав­шей в 1930 го­ду груп­пы «Ли­те­ра­тур­ный фронт» П.Рож­но­ва. 13 ок­тя­б­ря 1937 го­да он на­пи­сал за­яв­ле­ние в парт­груп­пу Со­ю­за пи­са­те­лей, в ко­то­ром по­ста­вил во­прос ре­б­ром: «По­че­му ни­где не под­верг­ну­та кри­ти­ке де­я­тель­ность Ер­ми­ло­ва в «Крас­ной но­ви»? По­че­му парт­груп­па (ру­ко­во­ди­мая Став­ским) не раз­би­ра­ет та­кие фак­ты, как вы­ход Ер­ми­ло­ва из пар­тии в пер­вые го­ды нэ­па, его дол­го­лет­ние свя­зи с Авер­ба­хом, его пи­са­ния о Троц­ком, его за­щи­ту Маз­ни­на? По­че­му Став­ский за­мял этот во­прос, ког­да я под­нял его на парт­груп­пе? Кто обе­ре­га­ет Ер­ми­ло­ва от кри­ти­ки в «Лит­га­зе­те», в «Лит­кри­ти­ке» и во­об­ще в на­шей пе­ча­ти? Кто и на ка­ком ос­но­ва­нии вы­дал Ер­ми­ло­ву день­ги на при­об­ре­те­ние квар­ти­ры?»

В пост­скрип­ту­ме к за­яв­ле­нию Рож­нов на­пи­сал: «Я слы­шал, буд­то бы по­сле аре­с­та Авер­ба­ха со­би­ра­лась парт­груп­па и об­суж­да­ла де­ла быв­ших авер­ба­хов­цев. Парт­груп­па эта бы­ла со­бра­на так, что, на­при­мер, ме­ня, т.е. че­ло­ве­ка, со сто­ро­ны ко­то­ро­го мож­но бы­ло ожи­дать рез­кой кри­ти­ки, не поз­ва­ли. Ни сло­ва об этом за­се­да­нии парт­груп­пы в пе­чать, и в ча­ст­но­с­ти в «Лит­га­зе­ту», не про­ник­ло. Что го­во­ри­ли там о Став­ском, и что Став­ский го­во­рил о се­бе, что го­во­ри­лось о Ер­ми­ло­ве, Ди­на­мо­ве, Уси­е­вич и дру­гих, не­из­ве­ст­но. По­вто­ряю, что я да­же не знаю на­вер­ное, бы­ло ли та­кое за­се­да­ние парт­груп­пы. Ес­ли оно бы­ло, то та­кая ке­лей­ная кри­ти­ка Став­ско­го Ер­ми­ло­вым и Ер­ми­ло­ва Став­ским есть вза­им­ная ам­ни­с­тия и из­де­ва­тель­ст­во над пар­тий­ной кри­ти­кой».

По­ка Ер­ми­лов оп­рав­ды­вал­ся по по­во­ду Авер­ба­ха, он ус­пел вля­пать­ся в ещё бо­лее опас­ную ис­то­рию, про­мор­гав кра­мо­лу в по­ве­с­ти Ма­ри­эт­ты Ша­ги­нян «Би­лет по ис­то­рии». Эту вещь, по­свя­щён­ную Ле­ни­ну, пер­во­на­чаль­но со­би­рал­ся пе­ча­тать в «Но­вом ми­ре» Став­ский. Од­на­ко Фа­де­ев на­сто­ял на пе­ре­да­че ру­ко­пи­си в «Крас­ную новь». Ер­ми­лов, ви­ди­мо, в текст по­ве­с­ти не вчи­тал­ся, до­ве­рив­шись двум по­ло­жи­тель­ным за­клю­че­ни­ям – На­деж­ды Круп­ской и Дми­т­рия Уль­я­но­ва. Меж­ду тем Ша­ги­нян за­тро­ну­ла весь­ма ще­кот­ли­вый во­прос – про­ис­хож­де­ние Ле­ни­на. По­лу­ча­лось, что по ма­те­рин­ской ли­нии вождь был во­все не рус­ским че­ло­ве­ком. В об­щем, раз­ра­зил­ся скан­дал. Ста­лин 5 ав­гу­с­та 1938 го­да сроч­но со­звал по­лит­бю­ро, ко­то­рое при­зна­ло пуб­ли­ка­цию по­ве­с­ти Ша­ги­нян «гру­бой по­ли­ти­че­с­кой ошиб­кой» и сня­ло Ер­ми­ло­ва с долж­но­с­ти.

Ер­ми­лов по­том в сво­их мно­го­чис­лен­ных ав­то­био­гра­фи­ях этот факт по­пы­тал­ся за­мол­чать. Свой вы­нуж­ден­ный уход в 1938 го­ду из «Крас­ной но­ви» он дол­го по­да­вал как же­ла­ние за­нять­ся ис­то­ри­ей со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры. Яко­бы имен­но этим объ­яс­нял­ся его пе­ре­ход на ра­бо­ту в Ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры.

В ин­сти­ту­те Ер­ми­лов взял­ся за кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию о Мак­си­ме Горь­ком и за мо­но­гра­фию об Алек­сан­д­ре Ма­лыш­ки­не. Па­рал­лель­но он про­дол­жил пи­сать до­но­сы на та­лант­ли­вых со­вре­мен­ни­ков. Осо­бен­но кри­тик не ща­дил Пла­то­но­ва. В 1939 го­ду Ер­ми­лов жа­ло­вал­ся Алек­сан­д­ру Фа­де­е­ву: «Да­же у та­ких лю­дей, как В.Ка­та­ев, Е.Пе­т­ров, Г.Мун­блит, Я.Ры­ка­чёв, Е.Уси­е­вич, Ф.Ле­вин, име­ет­ся не­что вро­де куль­та Пла­то­но­ва. Бла­го­го­ве­ют пе­ред ним». Фа­де­е­ву бы одёр­нуть сво­е­го со­рат­ни­ка. Но, не зная, что даль­ше ждать от за­рвав­ше­го­ся сту­ка­ча, он пред­по­чёл вы­дви­нуть его за конъ­юнк­тур­ные ра­бо­ты о Горь­ком и Ма­лыш­ки­не на со­ис­ка­ние Ста­лин­ской пре­мии. И ведь Ер­ми­лов на­вер­ня­ка эту на­гра­ду по­лу­чил бы, ес­ли б 26 ав­гу­с­та 1940 го­да в ко­ри­до­рах вла­с­ти не ре­ши­ли ог­ра­ни­чить­ся вы­дви­же­ни­ем лишь од­ной кан­ди­да­ту­ры Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Ер­ми­лов за­пи­сал­ся в на­род­ное опол­че­ние. Но от­ту­да его вско­ре ото­зва­ли во Все­со­юз­ный ра­дио­ко­ми­тет, на­зна­чив глав­ным ре­дак­то­ром ли­те­ра­тур­но­го ве­ща­ния. В но­вой долж­но­с­ти он про­дер­жал­ся поч­ти три го­да. По­том кри­тик вновь что-то сде­лал не так и вы­нуж­ден был уй­ти на воль­ные хле­ба, со­сре­до­то­чив­шись на Че­хо­ве.

В оче­ред­ной раз власть вос­тре­бо­ва­ла его уже по­сле По­бе­ды. 4 ок­тя­б­ря 1946 го­да ген­сек Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей Алек­сандр Фа­де­ев об­ра­тил­ся в Орг­бю­ро ЦК ВКП(б) с пред­ло­же­ни­ем «ут­вер­дить ре­дак­то­ром «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» кри­ти­ка-ли­те­ра­ту­ро­ве­да Ер­ми­ло­ва Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча». Его ка­рь­е­ра вновь по­ш­ла в го­ру. Усев­шись в крес­ло гла­вре­да, он на­чал с то­го, что про­дол­жил до­би­вать Пла­то­но­ва. 4 ян­ва­ря 1947 го­да кри­тик по­ме­с­тил во вве­рен­ном ему из­да­нии соб­ст­вен­ную ужас­но под­лую ста­тью о пла­то­нов­ском рас­ска­зе «Се­мья Ива­но­ва». Зная, что у пи­са­те­ля обо­ст­рил­ся ту­бер­ку­лёз, этот пар­тий­ный при­спо­соб­ле­нец ве­ре­щал: «На­до­ела вся ма­не­ра «юрод­ст­ву­ю­ще­го во Хри­с­те», ха­рак­те­ри­зу­ю­щая пи­са­ния А.Пла­то­но­ва… Со­вет­ским лю­дям про­ти­вен и враж­де­бен урод­ли­вый, не­чи­с­тый ми­рок А.Пла­то­но­ва». При­лич­ные лю­ди по­сле этих гнус­ных вы­па­дов от­ка­зы­ва­лись по­да­вать Ер­ми­ло­ву ру­ку. Но кри­ти­ку на это бы­ло на­пле­вать. Вско­ре он за­щи­тил в ИМ­ЛИ док­тор­скую дис­сер­та­цию о Че­хо­ве. Боль­ше то­го, хо­луи вы­дви­ну­ли его за из­дан­ную в 1946 го­ду кни­гу «Че­хов» на со­ис­ка­ние Ста­лин­ской пре­мии. Прав­да, под­пи­сы­вая пред­став­ле­ние, пи­са­тель­ское на­чаль­ст­во сде­ла­ло не­ко­то­рые ого­вор­ки. Так, се­к­ре­тарь Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей Лев Суб­оц­кий ос­то­рож­но за­ме­тил, что «влюб­лён­ность ав­то­ра в до­ро­гой серд­цу каж­до­го со­вет­ско­го че­ло­ве­ка об­раз Че­хо­ва при­во­дит Ер­ми­ло­ва к не­ко­то­рым ошиб­кам. Рез­ко воз­ра­жая би­о­гра­фам, при­пи­сы­вав­шим Че­хо­ву фи­ло­со­фию по­ли­ти­че­с­ко­го обы­ва­те­ля, ав­тор не все­гда с долж­ной ре­ши­тель­но­с­тью го­во­рит о том, что Че­хо­ву бы­ла свой­ст­вен­на из­ве­ст­ная апо­ли­тич­ность, что ве­ли­кий пи­са­тель сто­ял в сто­ро­не от по­ли­ти­че­с­кой борь­бы. Пы­та­ясь оп­рав­дать Че­хо­ва, Ер­ми­лов не­до­ста­точ­но чёт­ко ха­рак­те­ри­зу­ет 80-е го­ды в Рос­сии, ко­то­рые бы­ли не «го­да­ми без­вре­ме­нья», а пе­ри­о­дом ре­во­лю­ци­он­ных сдви­гов и со­би­ра­ния сил рус­ской ре­во­лю­ции». Од­на­ко на­вер­ху, в Крем­ле этим ого­вор­кам ни­кто се­рь­ёз­но­го зна­че­ния не при­дал. Ок­ру­же­ние Ста­ли­на ку­да боль­ше ин­те­ре­со­ва­ла де­я­тель­ность кри­ти­ка в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те».

Как ре­дак­тор Ер­ми­лов был не­од­но­зна­чен. Он очень тя­го­тил­ся тем, что у не­го ока­за­лось два на­чаль­ст­ва: агит­проп ЦК ВКП(б) и се­к­ре­та­ри­ат Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей. Но, вни­мая каж­до­му сло­ву лю­бо­го со­труд­ни­ка ЦК, кри­тик в упор не за­ме­чал мно­гих ли­те­ра­тур­ных ге­не­ра­лов. Вы­со­ко­по­с­тав­лен­ные гра­фо­ма­ны оби­жа­лись и не раз пы­та­лись по­ста­вить ру­ко­во­ди­те­ля «Лит­га­зе­ты» на ме­с­то. 30 ап­ре­ля 1948 го­да они да­же пись­мен­но ука­за­ли ему на не­пра­виль­ное по­ве­де­ние. Од­на­ко кри­тик не сми­рил­ся и тут же на­пра­вил жа­ло­бу в ЦК пар­тии на имя Дми­т­рия Ше­пи­ло­ва и Ле­о­ни­да Иль­и­чё­ва.

Ер­ми­лов пи­сал: «Пер­вое ука­за­ние от­но­сит­ся к мо­ей ли­нии по­ве­де­ния по от­но­ше­нию к быв­ше­му ра­бот­ни­ку ап­па­ра­та Со­ю­за пи­са­те­лей кри­ти­ку Да­ни­и­лу Да­ни­ну, ко­то­рый дал по­ло­жи­тель­ный от­зыв на ру­ко­пись М.По­ля­ко­вой о До­сто­ев­ском. Эта ру­ко­пись М.По­ля­ко­вой пред­став­ля­ет со­бой бес­при­мер­ную иде­а­ли­за­цию ре­ак­ци­он­ных взгля­дов До­сто­ев­ско­го, со­дер­жит чу­до­вищ­ную кле­ве­ту на со­ци­а­лизм и на на­шу дей­ст­ви­тель­ность и яв­ля­ет­ся, на мой взгляд, ан­ти­со­вет­ской». Се­к­ре­та­ри­ат Со­ю­за при­знал со­мни­тель­ность по­ло­жи­тель­но­го от­зы­ва Да­ни­на, но вме­нил ему в ви­ну дру­гую ошиб­ку: мол, он «по­сту­пил не­пра­виль­но, ког­да, ис­хо­дя из на­ли­чия оши­боч­ной ре­цен­зии т. Да­ни­на на кни­гу т. По­ля­ко­вой, от­ка­зал­ся на­пе­ча­тать вер­ную ста­тью тов. Да­ни­на по по­во­ду кни­ги т. Бор­щев­ско­го о До­сто­ев­ском». Ер­ми­лов в сво­ей жа­ло­бе до­ка­зы­вал, что по­сту­пил пра­виль­но, так как Да­нин не осу­дил свою ре­ак­ци­он­ную по­зи­цию в оцен­ке твор­че­ст­ва До­сто­ев­ско­го. Кро­ме то­го, его воз­му­ти­ло, по­че­му кри­тик «вер­ную ста­тью» под­пи­сал но­вым псев­до­ни­мом. «Тем са­мым, – не­го­до­вал Ер­ми­лов, – он [Да­нин] как был пред­стал в двух ипо­с­та­сях: с од­ной сто­ро­ны, апо­ло­гет ре­ак­ци­он­ных взгля­дов До­сто­ев­ско­го, с дру­гой сто­ро­ны – ав­тор «вер­ной ста­тьи о До­сто­ев­ском». Что это та­кое, как не бес­прин­цип­ность? И по­че­му се­к­ре­та­ри­ат Со­ю­за пи­са­те­лей по­ощ­ря­ет эту бес­прин­цип­ность?»

Ну, о бес­прин­цип­но­с­ти Ер­ми­лов луч­ше бы по­мол­чал. Юрий Бо­рев в сво­ей «Ста­ли­ни­а­де» ве­ли­ко­леп­но по­ка­зал, ка­кие у кри­ти­ка бы­ли убеж­де­ния. Здесь сто­ит пол­но­стью при­ве­с­ти его ми­ни­а­тю­ру «Нос по ве­т­ру». Бо­рев рас­ска­зы­вал: «Од­наж­ды глав­ный ре­дак­тор «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» кри­тик Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Ер­ми­лов вы­сту­пил на ред­кол­ле­гии с но­вой иде­ей.

– По­ра по­кон­чить с ни­ги­лиз­мом по от­но­ше­нию к ве­ли­ко­му рус­ско­му пи­са­те­лю До­сто­ев­ско­му…

Че­рез не­сколь­ко дней он опуб­ли­ко­вал на эту те­му боль­шую ста­тью, ко­то­рая вы­зва­ла не­до­воль­ст­во Ста­ли­на. Ста­лин ска­зал об этом Жда­но­ву, Жда­нов – Фа­де­е­ву, Фа­де­ев – Ер­ми­ло­ву.

На дру­гом за­се­да­нии ред­кол­ле­гии «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» Ер­ми­лов пред­ло­жил по­кон­чить с оши­боч­ным апо­ло­ге­ти­че­с­ким от­но­ше­ни­ем к ре­ак­ци­о­не­ру и мра­ко­бе­су – До­сто­ев­ско­му.

– Я на­пи­шу ста­тью, где всё это объ­яс­ню!

– Вы?

– Да, жизнь слож­на!

Ер­ми­лов то­ро­пил­ся: уз­нав мне­ние Ста­ли­на, все га­зе­ты и жур­на­лы го­то­ви­ли раз­нос До­сто­ев­ско­го, а за­од­но и «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» вме­с­те с Ер­ми­ло­вым. Од­на­ко кри­тик всех опе­ре­дил. При этом упо­ми­на­лось, что сам ав­тор ста­тьи ра­нее до­пу­с­кал не­точ­но­с­ти в оцен­ках».

Су­дя по все­му, Ер­ми­лов в сво­ей жа­ло­бе ру­ко­во­ди­те­лям агит­про­па ЦК хо­тел про­де­мон­ст­ри­ро­вать, что он свя­тее Па­пы Рим­ско­го. И с точ­ки зре­ния пар­тий­ных ко­мис­са­ров он тут по­вёл се­бя бе­зу­ко­риз­нен­но. Но на­сколь­ко ре­дак­тор «Лит­га­зе­ты» был прав как учё­ный? Что, кри­тик не по­ни­мал, что, де­мон­ст­ри­руя свою мни­мую не­за­ви­си­мость от ли­те­ра­тур­но­го ге­не­ра­ли­те­та, он воль­но или не­воль­но то­пил Да­ни­на, ко­то­рый лю­бы­ми пу­тя­ми хо­тел все­го лишь ре­а­би­ли­ти­ро­вать твор­че­ст­во До­сто­ев­ско­го? И в чём тут за­клю­ча­лось пре­ступ­ле­ние Да­ни­на? По су­ти, пи­ки­ров­ка Ер­ми­ло­ва с лит­ге­не­ра­ли­те­том све­лась к пря­мо­му до­но­су на кол­ле­гу.

Кста­ти, поз­же, ког­да До­сто­ев­ский вновь стал в че­с­ти, Ер­ми­лов, за­быв о сво­ей жа­ло­бе в ЦК, на­ст­ро­чил соб­ст­вен­ную кни­гу о клас­си­ке, по­дав его уже как бор­ца с ца­риз­мом.

Го­во­ря о кон­флик­тах Ер­ми­ло­ва с ли­те­ра­тур­ным на­чаль­ст­вом, на­до под­черк­нуть, что кри­тик фрон­ди­ро­вал, как пра­ви­ло, лишь в ку­лу­а­рах. В от­кры­тую борь­бу с людь­ми, имев­ши­ми вес во вла­с­ти, он всту­пал край­не ред­ко. По­это­му «Лит­га­зе­та» при нём сме­ло­с­тью не от­ли­ча­лась. Твар­дов­ский ещё в ян­ва­ре 1949 го­да пря­мо ему за­явил, что га­зе­та сби­лась на «лжи­цу, на ок­руг­ле­ние ос­т­рых уг­лов, на не­ре­ши­мость ста­вить боль­шие и ос­т­рые во­про­сы». «До за­се­да­ния ред­кол­ле­гии, – не­го­до­вал Твар­дов­ский, – мы го­во­рим все жи­во, ос­т­ро­ум­но, на род­ном язы­ке. На­чи­на­ет­ся ред­кол­ле­гия – мы го­во­рим на ла­ты­ни: ус­лов­ный язык вы­ду­ман­но­го на­ми оби­хо­да, ко­то­рым мы опе­ри­ру­ем. Мы хва­лим про­из­ве­де­ния, ко­то­рые мы са­ми не лю­бим». Твар­дов­ский при­зы­вал ска­зать прав­ду о сла­бых ро­ма­нах Пан­фё­ро­ва и Ажа­е­ва. Од­на­ко Ер­ми­лов на эти за­ме­ча­ния ни­как не ре­а­ги­ро­вал.

И вдруг в фе­в­ра­ле 1950 го­да в день от­кры­тия оче­ред­но­го пи­са­тель­ско­го пле­ну­ма он дал в «Ли­те­ра­тур­ке» раз­гром­ную ста­тью о Пан­фё­ро­ве. Все лит­функ­ци­о­не­ры ра­зом рас­те­ря­лись. Ни­кто не по­ни­мал, от­че­го это Ер­ми­лов ос­ме­лел. Но лар­чик рас­кры­вал­ся про­сто. По ко­ри­до­рам вла­с­ти по­полз­ли слу­хи, буд­то Ста­лин ре­шил из­ме­нить кон­цеп­цию «Ли­те­ра­тур­ки», сде­лать её га­зе­той, в ко­то­рой ин­тел­ли­ген­ция мог­ла бы от­ча­с­ти вы­пу­с­кать па­ры не­до­воль­ст­ва. И Ер­ми­лов ре­шил до­ка­зать, что луч­ше не­го с но­вой за­да­чей, по­став­лен­ной Ста­ли­ным, ни­кто не спра­вит­ся. Но он яв­но по­то­ро­пил­ся. Фа­де­е­ву не по­нра­ви­лось, что Ер­ми­лов опол­чил­ся на Пан­фё­ро­ва без его ве­до­ма. Эта оби­да про­ско­чи­ла в его за­клю­чи­тель­ном сло­ве на пи­са­тель­ском пле­ну­ме. По про­то­ко­лу Ер­ми­лов был обя­зан за­клю­чи­тель­ную речь Фа­де­е­ва по­ме­с­тить без ка­ких-ли­бо ку­пюр в оче­ред­ном но­ме­ре «Лит­га­зе­ты». И тут кри­тик сде­лал вто­рую ошиб­ку. Он, бу­ду­чи уве­рен в том, что во­прос о его пе­ре­на­зна­че­нии уже ре­шён, бро­сил Фа­де­е­ву вы­зов и от­ка­зал­ся ста­вить по­след­нее сло­во глав­но­го со­вет­ско­го пи­са­те­ля в но­мер.

Фа­де­ев это­го не стер­пел и ра­зы­г­рал свою ком­би­на­цию, про­лоб­би­ро­вав в ЦК воз­вра­ще­ние в «Ли­те­ра­тур­ку» Кон­стан­ти­на Си­мо­но­ва. Впро­чем, Ер­ми­лов в на­кла­де не ос­тал­ся. Ему че­рез ме­сяц, 5 мар­та в ка­че­ст­ве ком­пен­са­ции да­ли Ста­лин­скую пре­мию вто­рой сте­пе­ни за кни­ги «А.П. Че­хов» и «Дра­ма­тур­гия Че­хо­ва». Поз­же Сур­ков про­бил кри­ти­ку к его 50-ле­тию так­же ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни, трёх­том­ное со­бра­ние со­чи­не­ний и из­да­ние но­вой мо­но­гра­фии о До­сто­ев­ском. Боль­ше то­го, 14 мая 1955 го­да се­к­ре­та­ри­ат Со­ю­за пи­са­те­лей СССР вы­дви­нул Ер­ми­ло­ва в член-кор­ре­с­пон­ден­ты Ака­де­мии на­ук СССР (по иро­нии судь­бы все бу­ма­ги на вы­дви­же­ние под­пи­сал один из са­мых без­гра­мот­ных се­к­ре­та­рей Со­ю­за пи­са­те­лей – ро­ма­нист-хо­зяй­ст­вен­ник Ва­си­лий Ажа­ев). Ну и са­мое глав­ное – кри­тик встре­тил в эти го­ды но­вую лю­бовь – ас­пи­рант­ку из Ря­зан­ской об­ла­с­ти Ла­ри­су Яков­лев­ну, ко­то­рая ока­за­лась млад­ше его на двад­цать че­ты­ре го­да.

Од­на­ко про­ше­ние Ажа­е­ва не по­мог­ло. В чле­н-кор­ре­с­пон­ден­ты Ер­ми­ло­ва не из­бра­ли. Ака­де­ми­ки его кан­ди­да­ту­ру друж­но за­бал­ло­ти­ро­ва­ли. Раз­до­са­до­ван­ный кри­тик глав­ную при­чи­ну сво­е­го про­ва­ла уви­дел в том, что он не учёл пе­ре­ме­ны на дво­ре и не ус­пел вы­ст­ро­ить но­вые по­лез­ные аль­ян­сы.

Пе­ре­ст­ро­ив­шись на хо­ду, Ер­ми­лов стал ис­кать оче­ред­ных вли­я­тель­ных по­кро­ви­те­лей, за­клю­чать ка­кие-то слож­ные со­ю­зы и пле­с­ти не­по­нят­ные ин­три­ги. Всё это про­ис­хо­ди­ло на гла­зах ста­ро­го боль­ше­ви­ка Ва­ле­рия Кир­по­ти­на. Как и Ер­ми­лов, Кир­по­тин в кон­це 1920-х – на­ча­ле 1930-х го­дов на­хо­дил­ся у ру­ля со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры. Толь­ко один вер­хо­во­дил в РАПП, а дру­гой воз­глав­лял сек­тор ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ЦК ВКП(б). Оба мно­го в своё вре­мя по­ст­ра­да­ли от Фа­де­е­ва. У обо­их бы­ли и об­щие ин­те­ре­сы. Их в чём-то объ­е­ди­нял До­сто­ев­ский. От­ли­ча­ла же этих двух ли­те­ра­ту­ро­ве­дов преж­де все­го сте­пень ци­нич­но­с­ти. Кир­по­тин, на ко­то­ром то­же клей­ма не­где бы­ло ста­вить, вес­ной 1957 го­да воз­му­щал­ся, как низ­ко пал его кол­ле­га. В сво­ём днев­ни­ке он пи­сал: «Вче­ра бы­ло за­се­да­ние ре­дак­ции До­сто­ев­ско­го. Ер­ми­лов в гру­бой фор­ме от­верг ком­мен­та­рий До­ли­ни­на, ко­то­рый в са­мом де­ле на­до по­пра­вить. В ро­ли под­тяв­ки­ва­ю­щей со­ба­ки вы­сту­пил, как обыч­но, не­за­ви­си­мый и гор­дый «эс­тет» Ле­о­нид Гросс­ман. При­шёл во­ору­жён­ный бу­ма­га­ми и ци­та­та­ми. Раз­до­был по­ка­ян­ное пись­мо До­ли­ни­на 1935–1936 го­дов, на­пе­ча­тан­ное в ву­зов­ской мно­го­ти­раж­ке. Сам Гросс­ман ни­ког­да не ве­рил этим пись­мам, все­гда смо­т­рел на них как на на­си­лие etc. Его шаг – про­сто под­ло­вить До­ли­ни­на, ска­зать ему, что тот стру­сил. Вы­го­ня­ли из ву­за, и он на­пи­сал, как все, пись­мо. Те­перь, по­сле XX съез­да, не на­пи­сал бы та­ко­го пись­ма и так да­лее. По­сле это­го Ер­ми­лов и Гросс­ман в один го­лос ста­ли го­во­рить, что ста­рое по­ка­ян­ное пись­мо рас­сма­т­ри­ва­ют как му­же­ст­вен­ный шаг. Со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что Ер­ми­ло­ва и Гросс­ма­на объ­е­ди­ня­ет ка­кой-то «пакт». Ер­ми­лов вос­пол­ня­ет свои зна­ния на кон­суль­та­ци­ях у Гросс­ма­на и за это по­кро­ви­тель­ст­ву­ет по­след­не­му».

В 1960 го­ду Ер­ми­лов вер­нул­ся в ИМ­ЛИ. Он ещё ве­рил, что его звез­да сно­ва взой­дёт. Ему уда­лось най­ти под­хо­ды к но­вым пар­тий­ным иде­о­ло­гам.

Уло­вив ве­я­ния вре­ме­ни, Ер­ми­лов од­ним из пер­вых от­клик­нул­ся в пе­ча­ти на по­весть Со­лже­ни­цы­на «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча». Но, что­бы убить двух зай­цев, он тут же по­хва­лил и без­гра­мот­но­го Ко­жев­ни­ко­ва. Кри­тик ду­мал, что всё тон­ко рас­счи­тал: под­дер­жал но­во­го лю­бим­ца Хру­щё­ва – Со­лже­ни­цы­на, а за­од­но от­ме­тил и все­силь­но­го глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Зна­мя». Даль­ше Ер­ми­лов на­бро­сил­ся на Эрен­бур­га, раз­гро­мив в «Из­ве­с­ти­ях» его ме­му­а­ры «Лю­ди, го­ды, жизнь». Ад­жу­бей по­том при­знал­ся, что раз­вяз­ный от­клик Ер­ми­ло­ва был по­став­лен в но­мер в тот мо­мент, ког­да он на­хо­дил­ся в за­ру­беж­ной по­езд­ке, а «про­да­вил» ма­те­ри­ал лич­но Бреж­нев. Ес­ли Ад­жу­бей не со­врал, то по­лу­ча­лось, что глав­ным по­кро­ви­те­лем Ер­ми­ло­ва на из­лё­те «от­те­пе­ли» стал вто­рой че­ло­век в го­су­дар­ст­ве – Бреж­нев.

На что же рас­счи­ты­вал Ер­ми­лов? Он, ста­ра­тель­но вы­ли­зы­вая все ме­с­та ко­ман­де без­дар­но­го Ко­жев­ни­ко­ва и ус­луж­ли­во гро­мя опо­сты­лев­ше­го ре­жи­му Эрен­бур­га, очень на­де­ял­ся воз­гла­вить «Но­вый мир». Кри­тик знал, что по­зи­ции Твар­дов­ско­го к то­му вре­ме­ни силь­но по­шат­ну­лись и Кремль был не прочь за­ме­нить по­эта на бо­лее удоб­ную фи­гу­ру. Пар­тап­па­рат­чи­ки уже ве­ли за­ку­лис­ные пе­ре­го­во­ры с Си­мо­но­вым. Но Ер­ми­лов по­ла­гал, что в этот раз он не до­пу­с­тит по­вто­ре­ния си­ту­а­ции 1950 го­да, ког­да Си­мо­нов вме­с­то не­го во­ца­рил­ся в «Лит­га­зе­те», и всех пе­ре­иг­ра­ет. Од­на­ко кри­тик не учёл оди­оз­ность сво­ей ре­пу­та­ции. В ака­де­ми­че­с­ких и пи­са­тель­ских кру­гах его имя вы­зы­ва­ло уже лишь из­жо­гу. По­это­му на­зна­че­ние Ер­ми­ло­ва не со­сто­я­лось.

Поз­же Ер­ми­лов на во­ро­тах сво­ей да­чи в Пе­ре­дел­ки­не по­ве­сил таб­лич­ку: «Во дво­ре злая со­ба­ка». Но не­до­б­ро­же­ла­те­ли тут же при­пи­са­ли: «и бес­прин­цип­ная». По­том кто-то пу­с­тил по Моск­ве обид­ное для кри­ти­ка чет­ве­ро­сти­шие:

 

Бе­жит по ули­це со­ба­ка,

Идёт Ер­ми­лов, тих и мил.

Смо­т­ри, ми­ли­ци­о­нер, од­на­ко,

Чтоб он её не уку­сил.

 

В пред­две­рии 60-ле­тия Ер­ми­ло­ва се­к­ре­тарь Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии Сер­гей Ба­руз­дин воз­бу­дил хо­да­тай­ст­во о на­граж­де­нии Ер­ми­ло­ва вто­рым ор­де­ном Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни. Мос­ков­ская пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция под­го­то­ви­ла за под­пи­ся­ми се­к­ре­та­ря Б.Га­ли­на и пар­тор­га В.Те­ве­ке­ля­на пись­мо в гор­ком пар­тии. Но на­чаль­ст­во прось­бы лит­чи­нов­ни­ков про­иг­но­ри­ро­ва­ло.

Умер Ер­ми­лов 18 но­я­б­ря 1965 го­да в Моск­ве. На­чаль­ст­во пред­ло­жи­ло про­ве­с­ти граж­дан­скую па­ни­хи­ду в Цен­т­раль­ном до­ме ли­те­ра­то­ров. Но пи­са­те­ли в по­след­ний мо­мент объ­я­ви­ли бой­кот, и ни­кто из них на це­ре­мо­нию про­ща­ния не по­шёл. Не ожи­дая та­кой ре­ак­ции, чи­нов­ни­ки из ЦК да­ли ко­ман­ду сроч­но со­гнать в ЦДЛ всех ра­бот­ни­ков ап­па­ра­та Со­ю­за пи­са­те­лей.

По­хо­ро­ни­ли Ер­ми­ло­ва на Вве­ден­ском клад­би­ще. 


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования