Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 16.09.2011

Зеркало ада

Книга повестей Юрия Асланьяна «Последний побег» осталась почти незамеченной. Выпущенная тиражом две тысячи экземпляров в пермском издательстве «Книжная площадь», она прошла мимо критиков и рецензентов, мимо коллег литераторов-писателей, а значит, и мимо разумных (обладающих пониманием) читателей – короче, мимо всех тех, кто сможет её по достоинству оценить, и, вероятно, осядет в районе г. Перми и близлежащих окрестностей, даже не знаю где, – на руках случайных любителей детективов, на руках друзей-знакомых самого автора и на руках его коллег-журналистов, которые умеют писать статьи, но частенько не умеют толком разбираться в настоящей прозе...

Такова, к сожалению, судьба всех нынешних талантливых авторов, не умеющих пиариться. Даже если им удаётся что-то выпустить за свой счёт или на деньги тайных меценатов, всё это оседает невидимой пылью в букинистических магазинах, а после выветривается из них опять же неизвестно куда.

 

Са­мо­го ав­то­ра, впро­чем, нель­зя на­звать сов­сем не­из­ве­ст­ным. Сво­е­го ро­да ге­рой и уча­ст­ник ме­ст­ной под­поль­ной не­о­фи­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры эпо­хи со­вет­ско­го за­стоя, Ас­ла­нь­ян име­ет свою под­бор­ку сти­хов на сай­те Не­о­фи­ци­аль­ной по­эзии (и во­об­ще как по­эт пуб­ли­ко­вал­ся в раз­лич­ных сбор­ни­ках и из­да­ни­ях и да­же вы­пу­с­тил кни­гу сти­хов), что, ко­неч­но, кое о чём го­во­рит, а так­же яв­ля­ет­ся чле­ном Со­ю­за Рос­сий­ских пи­са­те­лей. Вто­рая по на­пи­са­нию и пер­вая по из­да­нию кни­га его про­зы – ро­ман «Тер­ри­то­рия Бо­га» (2006 г.) – ши­ро­ко рек­ла­ми­ро­ва­лась по перм­ско­му те­ле­ви­зи­он­но­му ка­на­лу, а так­же вы­зва­ла от­клик в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те». Один перм­ский фи­ло­лог да­же на­звал эту вещь «ге­ни­аль­ной ра­бо­той».

При всём ува­же­нии к род­ным кри­ти­кам и не­о­фи­ци­аль­ной по­эзии эпо­хи Со­ве­тов, ос­та­вим и сти­хи, и ро­ман в сто­ро­не и со­сре­до­то­чим­ся на «По­след­нем по­бе­ге», на том, что пред­став­ля­ет­ся ав­то­ру ста­тьи вкла­дом в со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру.

Кни­га вклю­ча­ет че­ты­ре по­ве­с­ти. Три из них по­ве­ст­ву­ют о жиз­ни сол­дат – сроч­ной служ­бы, ох­ра­ня­ю­щих зо­ну. И чет­вёр­тая о жиз­ни сра­зу по­сле ар­мии, в ми­ру.

Пи­са­лись с пе­ре­ры­вом поч­ти в трид­цать лет. Пер­вую ав­тор на­пи­сал в 33 го­да, вто­рую че­рез во­семь лет, тре­тью и чет­вёр­тую с по­доб­ны­ми же про­ме­жут­ка­ми. Опуб­ли­ко­вать пер­вую уда­лось толь­ко в 1990 го­ду, вто­рую – че­рез де­сять лет...

Тем не ме­нее, со­бран­ные в кни­ге по­ве­с­ти вы­гля­дят сти­ли­с­ти­че­с­ки од­но­род­ны­ми, и ка­жет­ся, что вы­рва­лись они на од­ном им­пуль­се – в дан­ном слу­чае это не сви­де­тель­ст­во за­ко­с­те­не­ло­с­ти ав­то­ра, за­ли­па­ния его на од­ном язы­ке и сти­ле, а ско­рее при­знак вы­со­ко­го уров­ня его ма­с­тер­ст­ва, при­знак от­лич­но­го вла­де­ния сло­вом и то­го, что он пре­крас­но от­да­ёт се­бе от­чёт, что и как пи­шет (так, ро­ман «Тер­ри­то­рия Бо­га», со­зда­вав­ший­ся од­но­вре­мен­но и па­рал­лель­но с од­ной из по­ве­с­тей, на­пи­сан сов­сем иным язы­ком).

 

Про­за­и­че­с­кие про­из­ве­де­ния о жиз­ни в ар­мии мож­но вы­де­лить в осо­бый ар­мей­ский жанр, и все они (осо­бен­но в на­ше вре­мя) пред­ска­зу­е­мы и при­мер­но схо­жи. Что же от­ли­ча­ет здесь Ас­ла­нь­я­на от ос­таль­ных, что­бы це­лую ста­тью о нём пи­сать? Ну, во-пер­вых, это не толь­ко ар­мия, а ар­мия, ох­ра­ня­ю­щая зо­ну. То есть как бы ар­мия вку­пе с тюрь­мой, ар­мия в ква­д­ра­те. Не про­сто осо­бый жё­ст­кий мир, изо­ли­ро­ван­ный от граж­дан­ской вме­ня­е­мой жиз­ни, а мир, жё­ст­кий вдвой­не, а во-вто­рых...

 

А во-вто­рых, Ас­ла­нь­ян, рож­дён­ный в 1953-м, ра­зи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от ны­неш­не­го по­ко­ле­ния мо­ло­дых и от­но­си­тель­но мо­ло­дых пи­са­те­лей, вос­при­ни­ма­ю­щих мир стро­го жё­ст­ко, ци­нич­но, от­ст­ра­нён­но и за­ве­до­мо эк­зи­с­тен­ци­аль­но не­га­тив­но.

Со­вре­мен­ные не­о­ре­а­ли­с­ты – силь­ные и сен­ти­мен­таль­ные муж­чи­ны хе­мин­гу­э­ев­ско­го ти­па, вер­нув­шие тип силь­но­го че­ло­ве­ка в ли­те­ра­ту­ру (не­точ­ные сло­ва Льва Да­нил­ки­на), тут поч­ти не от­ли­ча­ют­ся от сво­их кол­лег – и силь­ные они или сла­бые (ге­рои со­вре­мен­ных пи­са­те­лей) – жизнь для них всё же жё­ст­кая шко­ла, ко­то­рую мож­но от­вер­гать или тер­петь. Ас­ла­нь­ян же дру­гой.

Хо­тя сам ав­тор и был де­я­те­лем под­поль­ной куль­ту­ры сво­е­го вре­ме­ни, хоть и ис­пы­тал оп­ре­де­лён­ное дав­ле­ние со­вет­ской си­с­те­мы – но, тем не ме­нее, его взгля­ды на жизнь во мно­гом со­вет­ские – иде­а­ли­с­ти­че­с­кие... Так же как и его лю­би­мый пи­са­тель Вар­лам Ша­ла­мов, не­ма­ло по­ст­ра­дав­ший в соц­ла­ге­рях, но не от­верг­ший ком­му­ни­с­ти­че­с­кие иде­а­лы – и в кон­це жиз­ни, не­смо­т­ря на кри­ти­ку ста­лин­ско­го ре­жи­ма, ут­верж­дав­ший, что ве­рит в за­пуск ра­кет к даль­ним пла­не­там, в свет­лое бу­ду­щее и т.п. – так же и Ас­ла­нь­ян со­хра­ня­ет ве­ру в че­ло­ве­ка и, ес­ли так мож­но вы­ра­зить­ся, в че­ло­ве­че­ст­во.

Ге­рой его уди­ви­тель­но по­зи­тив­ный, в чём-то да­же ро­ман­тич­ный и на­ив­ный.

Это имен­но то от­но­ше­ние к жиз­ни, имен­но те ге­рои, ко­то­рых так не хва­та­ет со­вре­мен­ной Рос­сии – и в жиз­ни, и, как след­ст­вие, в ли­те­ра­ту­ре, очень, до смер­ти, не хва­та­ет.

При­зыв­ник – мо­ло­дой взрос­ле­ю­щий че­ло­век, при­бы­ва­ет в ар­мию, в су­ро­вую шко­лу жиз­ни – мно­гое уз­на­ёт, мно­гое для се­бя от­кры­ва­ет, стал­ки­ва­ет­ся с су­ро­вы­ми ис­пы­та­ни­я­ми, – и пе­ред ним вста­ёт вы­бор – со­хра­нить се­бя или сло­мать­ся.

И ге­рой не ло­ма­ет­ся. Бо­рет­ся с са­мим со­бой, бо­рет­ся с при­ро­дой и с за­бо­лев­шим ор­га­низ­мом – стоя на смо­т­ро­вой вы­шке с тем­пе­ра­ту­рой, де­ла­ет за­ряд­ку; от­ка­зы­ва­ет­ся ше­с­те­рить, от­ка­зы­ва­ет­ся «сту­чать» – вы­да­вать то­ва­ри­щей; от­ка­зы­ва­ет­ся вы­ме­нять жур­на­лы ино­ст­ран­ной ли­те­ра­ту­ры, при­шед­шие к не­му по­сыл­кой, ко­ман­ди­рам.

Его уни­жа­ют, «об­ла­мы­ва­ют», ис­пы­ты­ва­ют на твёр­дость, уг­ро­жа­ют смер­тью, но ге­рой вы­хо­дит по­бе­ди­те­лем, он не сло­ман.

Он за­ка­лил­ся, при­об­рёл ве­ру в се­бя и свои си­лы. Это не зна­чит, что бу­дут те­перь цве­точ­ки. Жизнь – же­с­то­кая вещь, но по ней мож­но ше­ст­во­вать по­бе­ди­те­лем, мож­но по­беж­дать.

Ко­неч­но, по­доб­ное про­из­ве­де­ние, как, впро­чем, и вся­кая боль­шая ли­те­ра­ту­ра, со­дер­жит и эле­мент до­ку­мен­та, эле­мент фак­ту­ры, эле­мент раз­лич­ных не­ве­до­мых до­се­ле ши­ро­кой пуб­ли­ке по­дроб­но­с­тей, воз­мож­но, будь кни­га гра­мот­но раз­рек­ла­ми­ро­ва­на, она бы­ла бы ин­те­рес­на не толь­ко лю­би­те­лям боль­шой ли­те­ра­ту­ры, но и чи­та­те­лям по­про­ще.

Че­го сто­ит один эпи­зод, в ко­то­ром выс­шие по зва­нию пы­та­ют­ся «об­ло­мать» ге­роя, за­пу­ги­ва­ют, ки­да­ют в не­го то­пор, ско­ман­до­вав сто­ять «по стой­ке, смир­но ли­цом к сте­не» (всё что­бы за­ста­вить от­дать упо­мя­ну­тые жур­на­лы). Или как он де­ла­ет за­ряд­ку, за­мер­зая на смо­т­ро­вой вы­шке, что­бы вы­ле­чить­ся, ког­да под­хва­тил вос­па­ле­ние лёг­ких. Или как взвод за­став­ля­ют за­ры­вать­ся в снег. В об­щем, ес­ли ра­зо­брать­ся, обыч­ные ар­мей­ские буд­ни, но на­пи­сан­ные хо­ро­шим язы­ком со зна­ни­ем де­ла, с пе­ре­да­чей ат­мо­сфе­ры и с по­эзи­ей (что, при­зна­ем­ся, ред­кость), с тон­кой пе­ре­да­чей эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния ге­ро­ев, страх бук­валь­но чув­ст­ву­ет­ся на уров­не фо­не­ти­че­с­ком (здесь, к со­жа­ле­нию, без при­ме­ров, ина­че при­шлось бы го­ро­дить на­уч­ную ста­тью, – ес­ли не ве­ри­те, про­чи­тай­те са­ми).

Ска­жем о язы­ке. Язык соч­ный, све­жий. Ка­жет­ся, что вы­рва­лись по­ве­с­ти на од­ном ды­ха­нии. Они на­столь­ко лег­ки, ди­на­мич­ны, что на­пи­са­ны ско­рее по пра­ви­лам по­эти­че­с­ким, чем про­за­и­че­с­ким. До­пол­ня­ет это ощу­ще­ние аб­со­лют­ная не­пред­ска­зу­е­мость сю­же­та. Всё дви­жет­ся как бы са­мо со­бой, без уси­лия ав­то­ра, со­бы­тия на­ва­ли­ва­ют­ся од­но за дру­гим, уво­дя по­ве­ст­во­ва­ние в сов­сем не­о­жи­дан­ном на­прав­ле­нии. В чём-то эта спон­тан­ность на­по­ми­на­ет ав­то­ма­ти­че­с­кое пись­мо…

 

Сред­ст­ва, ко­то­ры­ми поль­зу­ет­ся ав­тор, вро­де бы впол­не ус­то­яв­ши­е­ся за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия. В ме­ру и уме­ло упо­треб­ле­ны ме­та­фо­ры, эпи­те­ты, ско­рее аб­со­лют­но обыч­ные, не­же­ли осо­бен­ные, уни­каль­ные, най­ден­ные ав­то­ром, но, тем не ме­нее, язык со­хра­ня­ет све­жесть и яр­кость, не ка­жет­ся за­штам­по­ван­ным и вто­рич­ным. Как это уда­ёт­ся ав­то­ру – во­прос. Пред­ло­же­ния его уди­ви­тель­но ком­пакт­ны и ин­фор­ма­тив­ны... Взгляд мет­кий, цеп­кий.

 

При­ве­дём на­угад…

Стр. 22 («Си­бир­ский вер­либр»):

«Че­рез шесть ча­сов взвод под­ня­ли. Ока­за­лось, что лей­те­нант Фро­лов не знал о раз­ре­ше­нии ко­ман­ди­ра ро­ты спать все во­семь, – бы­ва­ет... Под при­сталь­ным ру­ко­вод­ст­вом сер­жан­тов сол­да­ты бы­с­т­ро упа­ко­вы­ва­ли по­сте­ли в ак­ку­рат­ные кон­вер­ти­ки оде­ял, глад­ки­ми до­соч­ка­ми от­би­ли по их бо­кам угол­ки и вы­ров­ня­ли по нит­ке оба яру­са – по­душ­ки то­же. По­сле обе­да взвод по­ст­ро­и­ли на пла­цу.

– Джу­мах­ме­дов, – крик­нул лей­те­нант Фро­лов с крыль­ца. – На­значь на­ряд на кух­ню!

И бы­ва­лые во­и­ны тут же, ле­ни­во и поч­ти не де­мон­ст­ра­тив­но сни­мая рем­ни, груп­пой на­пра­ви­лись к ку­рил­ке. Ос­таль­ные не дви­га­лись и ды­ша­ли, с ин­те­ре­сом раз­гля­ды­вая соб­ст­вен­ные пу­го­ви­цы. А зам­комвзо­да, за­ки­нув го­ло­ву, как пти­ца, чуть ли не к ло­пат­кам, с при­щу­ром на­чал про­це­жи­вать взгля­дом под­чи­нён­ных ему лю­дей».

Вро­де бы речь идёт о ка­ких-то обы­ден­ных ве­щах (ку­сок на­ме­рен­но вы­рван слу­чай­ный обыч­ный, не куль­ми­на­ци­он­ный, по­ка­зы­ва­ю­щий «мя­со», «плоть» про­из­ве­де­ния) – опи­сы­ва­ют­ся впол­не по­сред­ст­вен­ные дей­ст­вия – но ка­кое на­пря­же­ние, ка­кая пе­ре­да­ча эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния сто­ит за каж­дым сло­вом и сколь уме­ло по­ка­за­ны ха­рак­те­ры опи­сы­ва­е­мых лиц.

Опять же по­дроб­но­с­ти, де­та­ли – так на­зы­ва­е­мая фак­ту­ра, тща­тель­но, но не­на­вяз­чи­во и ко­рот­ко вос­соз­дан­ная. «Бе­лые угол­ки» оде­ял бук­валь­но чув­ст­ву­ешь. Или че­го сто­ит од­на фа­ми­лия Джу­мах­ме­дов, го­во­ря­щая о тон­ком сти­ли­с­ти­че­с­ком чу­тье и му­зы­каль­но­с­ти слу­ха ав­то­ра...

А вот, к при­ме­ру, опи­са­ние зе­ков, бо­лее яр­кое и эмо­ци­о­наль­ное (стр. 17, там же):

«Три ча­са про­шло, как за­кон­чил­ся раз­вод осуж­дён­ных на ра­бо­ты. Из ка­лит­ки жи­лой зо­ны они тя­ну­лись дол­гой це­поч­кой и смо­т­ре­ли пря­мо в гла­за Га­ра­е­ва, как в ки­но­ка­ме­ру, сме­я­лись, пу­гая его чер­но­той про­чи­фи­рен­ных зу­бов. Мно­гие бы­ли об­на­же­ны по по­яс: под ко­жей за­гар­ной ма­с­ти пе­ре­ка­ты­ва­лись му­с­ку­лы, а на ней по­ро­ди­с­тые про­фи­ли жен­щин и из­ве­ст­ных вож­дей кля­лись, ви­ди­мо, по­мнить. Над го­ти­че­с­ки­ми зам­ка­ми, вы­ко­ло­ты­ми ни­же ло­па­ток, па­ри­ли ор­лы. Ос­то­рож­но сту­па­ли на­чи­щен­ны­ми са­по­га­ми щё­го­ли с се­ры­ми, пе­соч­ной фак­ту­ры ли­ца­ми, при­выч­но щу­ри­лись на ов­ча­рок за шлаг­ба­у­мом, на чи­с­тые, на­роч­но за­сти­ран­ные до бе­лиз­ны фор­мы сер­жан­тов».

Очень ко­рот­ко, но очень мно­го ска­за­но, прав­да?

Как мы ви­дим, ни­ка­ких осо­бых средств ав­тор не изо­б­ре­та­ет, лишь уме­ло поль­зу­ет­ся на­ра­бо­тан­ным рус­ской про­зой ра­нее... Но очень лов­ко и ма­с­тер­ски ком­по­нуя.

И как я уже го­во­рил вы­ше, здесь очень мно­го дей­ст­вия – су­мас­шед­шая ди­на­ми­ка, всё жи­вёт, всё ды­шит, всё в по­сто­ян­ном дви­же­нии...

Тут есть кое-что ещё, о чём сле­ду­ет ска­зать. Есть в рус­ской жиз­ни од­но тай­ное зер­ка­ло, тай­ный омут, в ко­то­рый очень лю­бит ино­гда до упо­е­ния за­во­ро­жен­но смо­т­реть­ся рус­ская ли­те­ра­ту­ра.

Это зер­ка­ло ада. Это на­щу­пы­ва­ние той ир­ра­ци­о­наль­ной поч­вы, той про­па­с­ти, в ко­то­рой те­ря­ют­ся ко­ор­ди­на­ты до­б­ра и зла, хо­ро­ше­го и пло­хо­го, в ко­то­рой всё пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся вверх дном, в ко­то­рой во­ло­сы вста­ют ды­бом, это те кри­те­рии, те за­пре­дель­ные тер­ри­то­рии бы­тия, ко­то­рых луч­ше не ка­сать­ся, но к ко­то­рым рус­ская жизнь и рус­ская ли­те­ра­ту­ра то и де­ло при­бли­жа­ет­ся на не­до­пу­с­ти­мую бли­зость.

Это та без­дна, с ко­то­рой во­лей-не­во­лей за­иг­ры­ва­ют на­ши клас­си­ки, ска­жем, До­сто­ев­ский и Ша­ла­мов, и вот эта же са­мая нот­ка зву­чит и у Ас­ла­нь­я­на. Мо­ло­дой при­зыв­ник его хо­дит к зе­кам «на по­си­дел­ки». Он, ко­то­рый дол­жен их ох­ра­нять, хо­дит к ним об­щать­ся и раз­го­ва­ри­вать. Хо­дит не толь­ко и не столь­ко из ба­наль­но­го ин­те­ре­са, лю­бо­пыт­ст­ва, но из-за не­кой жаж­ды за­пре­дель­но­го, – хо­дит го­во­рить с ни­ми «за жизнь», хо­дит, по­то­му что в сре­де ар­мей­ской ему не хва­та­ет об­ще­ния, по­ни­ма­ния, хо­дит, как хо­дят к ин­тел­ли­гент­ным лю­дям «ве­с­ти бе­се­ды», раз­мы­ш­лять и по­зна­вать.

 

Стран­ное де­ло – в ху­до­же­ст­вен­ном изо­б­ра­же­нии, об­раз­но, зе­ки ока­зы­ва­ют­ся ку­да бо­лее сво­бод­ны­ми и вну­т­рен­не уве­рен­ны­ми в се­бе (как бы ут­верж­дён­ны­ми в сво­ём су­ще­ст­во­ва­нии – эк­зи­с­тен­ци­а­лизм, да), чем сол­да­ты, ко­то­рые их ох­ра­ня­ют.

 

Сол­да­ты вы­зы­ва­ют пре­не­бре­же­ние и ино­гда жа­лость (это те же под­не­воль­ные лю­ди, со­гнан­ные на­силь­но го­су­дар­ст­вом и по­лу­чив­шие ав­то­ма­ты), зе­ки – не­по­ни­ма­ние, от­вра­ще­ние, ужас и в то же вре­мя стран­ное ува­же­ние. Их вну­т­рен­няя зве­ри­ная де­мо­ни­че­с­кая сво­бо­да осо­знан­но или не­о­со­знан­но за­во­ра­жи­ва­ет ав­то­ра…

...Впро­чем, я за­шёл не­мно­го в сто­ро­ну, Ас­ла­нь­ян не про­пи­сы­ва­ет это, не кон­цен­т­ри­ру­ет на этом вни­ма­ние, но всё это про­хо­дит особ­ня­ком, уже для лю­би­те­лей при­сталь­но вгля­ды­вать­ся в текст и под­текст.

Рос­сия осо­бое про­ст­ран­ст­во – тюрь­ма здесь не то ме­с­то, где си­дят пре­ступ­ни­ки, но ис­точ­ник оте­че­ст­вен­ной фи­ло­со­фии гу­ма­низ­ма и твор­че­ст­ва. Ар­мия не то ме­с­то, где го­то­вят сол­дат, а то, где лю­ди про­хо­дят ми­с­ти­че­с­кую ини­ци­а­цию, по­зна­вая аб­сурд­ность ре­аль­но­го ми­ра и тщет­ность всех уси­лий, или при­об­ре­тая бес­ко­неч­ную ве­ру в се­бя и за­кал­ку – всё это кра­ем про­хо­дит у Ас­ла­нь­я­на, ко­неч­но, он не До­сто­ев­ский или Ша­ла­мов, что­бы при­сталь­но ко­пать­ся в за­гад­ках рус­ской тём­ной ду­ши, но кра­е­шек про­па­с­ти он по­ка­зы­ва­ет.


Владимир КОЧНЕВ,
г. ПЕРМЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования