Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 23.09.2011

Два Петра

Аль­ф­ред Лор­цинг. Царь и плот­ник. Ко­ми­че­с­кая опе­ра. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ханс-Йо­а­хим Фрай. Ди­ри­жёр-по­ста­нов­щик Игорь Гро­мов. Ка­мер­ный му­зы­каль­ный те­атр име­ни Б.А. По­кров­ско­го.

 

Ко­ми­че­с­кая опе­ра не­мец­ко­го ком­по­зи­то­ра на­ча­ла XIX ве­ка Аль­бер­та Лор­цин­га, млад­ше­го со­вре­мен­ни­ка Бет­хо­ве­на, Шу­бер­та и Ве­бе­ра, ред­ко ис­пол­ня­лась на рос­сий­ской сце­не, не­смо­т­ря на то, что глав­ные ге­рои – рос­си­я­не. В Гер­ма­нии же опе­ра бы­ла до­ста­точ­но по­пу­ляр­на, на­чи­ная с пер­во­го бер­лин­ско­го пред­став­ле­ния, по­это­му не­уди­ви­тель­но, что и мос­ков­скую по­ста­нов­ку осу­ще­ст­вил из­ве­ст­ный не­мец­кий ре­жис­сёр и те­а­т­раль­ный ме­не­д­жер Ханс-Йо­а­хим Фрай. Он – быв­ший ди­рек­тор и глав­ный ди­ри­жёр зна­ме­ни­той Дрез­ден­ской Зем­пер-Опе­ры, а ны­не – ди­рек­тор те­а­т­ра в Бре­ме­не. В его ак­ти­ве – сов­ме­ст­ная с Ва­ле­ри­ем Гер­ги­е­вым по­ста­нов­ка опер­но­го ба­ла в Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре Санкт-Пе­тер­бур­га в 2010 го­ду, ху­до­же­ст­вен­ное ру­ко­вод­ст­во опер­ным кон­кур­сом в Боль­шом те­а­т­ре в сен­тя­б­ре это­го го­да.

Ко­ми­че­с­кая опе­ра срод­ни му­зы­каль­ной ко­ме­дии или опе­рет­те. По­это­му на­ря­ду с му­зы­каль­ной со­став­ля­ю­щей и пе­ни­ем не­ма­лое ме­с­то в ней за­ни­ма­ет и ко­ми­че­с­кий ди­а­лог. В дан­ной по­ста­нов­ке ис­пол­ни­те­ли пе­ли по-не­мец­ки, про­за­и­че­с­кие же ди­а­ло­ги зву­ча­ли по-рус­ски.

За­ме­тим, что в не­мец­кой тра­ди­ции и до это­го бы­ли опе­ры с дра­ма­ти­че­с­ки­ми (ко­ме­дий­ны­ми) встав­ка­ми – на­при­мер, «Вол­шеб­ная флей­та» Мо­цар­та.

За­мыс­ло­ват сю­жет опе­ры.

Пётр Ве­ли­кий (Ро­ман Бо­б­ров) ра­бо­та­ет ин­ког­ни­то под­ма­с­те­рь­ем плот­ни­ка на вер­фи гол­ланд­ско­го го­род­ка Са­ар­дам под име­нем Пе­т­ра Ми­хай­ло­ва (этот факт хо­ро­шо из­ве­с­тен из учеб­ни­ков ис­то­рии). Дру­гой рос­сий­ский плот­ник, де­зер­тир по име­ни Пётр Ива­нов (Ви­та­лий Ро­дин), лю­бит Ма­ри (Ири­на Алек­се­е­ва), пле­мян­ни­цу бур­го­ми­с­т­ра Ван Бет­та (Гер­ман Юкав­ский). Опо­ве­щён­ный по­слом Ле­фор­том (Алек­сей Мо­ча­лов) о го­то­вя­щем­ся вос­ста­нии в Моск­ве, царь ре­ша­ет вер­нуть­ся в Рос­сию. Ан­г­лий­ский (Ми­ха­ил Гей­не) и фран­цуз­ский (Игорь Вя­лых) по­слы про­сят Ван Бет­та за со­лид­ное воз­на­г­раж­де­ние оп­ре­де­лить ме­с­то­на­хож­де­ние ино­ст­ран­ца по име­ни Пётр, ра­бо­та­ю­ще­го на вер­фи. Бур­го­мистр и ан­г­ли­ча­нин при­ни­ма­ют за ца­ря Пе­т­ра Ива­но­ва, а фран­цуз же вер­но иден­ти­фи­ци­ру­ет Пе­т­ра Ми­хай­ло­ва как ца­ря.

Во вре­мя на­род­но­го пра­зд­ни­ка фран­цуз уму­д­ря­ет­ся за­клю­чить тай­ный со­юз с ца­рём, в то вре­мя как ан­г­ли­ча­нин сле­дит за Пе­т­ром Ива­но­вым. При­бы­тие сол­дат с при­ка­зом за­дер­жать всех по­до­зри­тель­ных ино­ст­ран­цев со­зда­ёт су­ма­то­ху, в ко­то­рой по­слы рас­кры­ва­ют своё ин­ког­ни­то. Но Ван Бетт про­дол­жа­ет при­ни­мать Ива­но­ва за ца­ря.

В опе­ре не­ма­ло за­по­ми­на­ю­щих­ся ме­ло­дий: увер­тю­ра, всту­пи­тель­ная ария бур­го­ми­с­т­ра Ван Бет­та «Свя­тая юс­ти­ция» с при­пе­вом «О, я умён и мудр, и ни­кто не мо­жет ме­ня об­ма­нуть» (эти сло­ва круп­но по-не­мец­ки на­пи­са­ны на об­рам­ле­нии сце­ны), со­чи­нён­ная бур­го­ми­с­т­ром кан­та­та «Бла­го­сло­вен тот день, ко­да ты по­се­тил нас», ария ца­ря Пе­т­ра «Ког­да-то иг­рал я со ски­пе­т­ром, ко­ро­ной и звез­дой» и осо­бен­но – на­род­ный та­нец в де­ре­вян­ных баш­ма­ках.

Са­мой со­дер­жа­тель­ной, по­жа­луй, ста­ла пар­тия бур­го­ми­с­т­ра Ван Бет­та в ис­пол­не­нии Г.Юкав­ско­го. Ар­тист не толь­ко пре­крас­но по­ёт, но и со­зда­ёт яр­кий, экс­цен­т­ри­че­с­кий ко­ме­дий­ный об­раз.

Ка­мер­ный му­зы­каль­ный те­атр име­ни Б.А. По­кров­ско­го дав­но сла­вит­ся уме­ни­ем из­вле­кать из заб­ве­ния и яр­ко пред­став­лять не­за­слу­жен­но обой­дён­ные вни­ма­ни­ем оте­че­ст­вен­ной сце­ны опер­ные ше­де­в­ры. Ус­пеш­ная по­ста­нов­ка ко­ми­че­с­кой опе­ры А.Лор­цин­га «Царь и плот­ник» ста­ла ещё од­ним под­тверж­де­ни­ем это­го уме­ния.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования