Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 23.09.2011

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 ДРА­ГУН­СКИЙ ПО­ДЕ­ЛИЛ­СЯ НОЧ­НЫ­МИ ТАЙ­НА­МИ

 

Де­нис Дра­гун­ский – хо­ро­ший пи­са­тель. Он уме­ет лов­ко и оба­я­тель­но со­зда­вать ко­рот­кие ин­те­рес­ные ис­то­рии. Язык его прост, но изя­щен. Но­вая кни­га – сны, за­пи­сан­ные за це­лый год. Как уве­ря­ет ав­тор, ни­че­го не при­ду­ма­но. Всё, что при­ви­де­лось – рас­ска­зал без утай­ки.

В этой кни­ге пу­га­ет ме­ня не столь­ко от­кро­вен­ность, сколь ин­тел­ли­гент­ность. Да, ин­тел­ли­гент­ность чуть-чуть пу­га­ет. Там и тут Дра­гун­ский, преж­де чем рас­ска­зать сон, за­ме­ча­ет, как ему это де­лать не­о­хо­та, пе­ри­о­ди­че­с­ки слов­но бы пы­та­ет­ся оп­рав­дать­ся за уви­ден­ное. Боль­ше то­го – во сне он про­яв­ля­ет се­бя де­ли­кат­но и ра­фи­ни­ро­ван­но. При­ви­дев­ша­я­ся де­ви­ца на­чи­на­ет сма­ко­вать по­дроб­но­с­ти лю­бов­ных по­хож­де­ний и бро­са­ет вуль­гар­ные сло­веч­ки. Наш ге­рой вме­с­то то­го, что­бы шлёп­нуть её по по­пе с за­дор­ным ги­ком, как иной хло­пец, мор­щит­ся и по­ка­ш­ли­ва­ет сквозь сон. Да­же в по­лу­соз­на­тель­ном со­сто­я­нии он со­хра­ня­ет вос­пи­тан­ность. Ни­ка­ко­го уга­ра. До­б­ро­по­ря­доч­ный че­ло­век. Прав­да, ему на­стой­чи­во снит­ся сов­ме­ст­ная по­стель с не­кой из­ве­ст­ной жур­на­ли­ст­кой, у ко­то­рой ро­зо­вая ро­дин­ка на те­ле. И он бы хо­тел спро­сить у неё при встре­че: а прав­да у вас есть ро­дин­ка? Но вряд ли спро­сит.

А вот что ка­са­ет­ся об­ще­ст­вен­ных ре­а­лий, тут всё по­кру­че... Пра­во­го ли­бе­ра­ла Дра­гун­ско­го по но­чам на­кры­ва­ет ис­тин­ное бе­зу­мие: Ста­лин­ская пре­мия, спас­ший­ся Гит­лер, ан­г­ли­чан­ка-шпи­он­ка в Моск­ве (га­ди­ну на­до ра­зоб­ла­чить!) и да­же уча­с­тие в под­го­тов­ке взры­ва са­мо­дель­ной ядер­ной бом­бы.

Во снах Дра­гун­ско­го мно­го кри­чат не­зна­ко­мые ему тёт­ки. Кри­чат ис­тош­но и хам­ски, так, что бу­дят. Во­об­ще, с пер­вых стра­ниц чув­ст­ву­ешь, что ав­то­ру не­здо­ро­вит­ся. И на­чи­на­ешь его жа­леть. По­кой­ни­ки, бес­силь­ная ста­рость, скан­да­лы, кру­тые подъ­ё­мы...

«Труд­но и страш­но. Страш­но по­скольз­нуть­ся и упасть, ска­тить­ся вниз, страш­но вы­ва­лить­ся на­ру­жу, по­то­му что у ле­ст­ни­цы низ­кие бе­тон­ные пе­ри­ла, а стен нет, хо­лод­ный мо­к­рый ве­тер ду­ет в ли­цо».

Ка­жет­ся, ав­тор и сам чув­ст­ву­ет, что сны его – симп­то­ма­тич­ны. Воз­мож­но, за­пи­сы­вать их он стал ещё и по­это­му. Увы, ло­гич­но и ес­те­ст­вен­но вы­гля­дит за­пись, где оче­ред­ной кош­мар (на этот раз с пе­ту­ши­ны­ми бо­я­ми) пе­ре­хо­дит в ре­аль­ность – по­те­ря со­зна­ния, ос­та­нов­ка серд­ца, ре­а­ни­ма­ция.

«Оля по­том го­во­ри­ла, что я во сне кри­чал «уй­ди­те!». Про­сы­па­юсь, чув­ст­вую се­бя ужас­но. Встал. Го­ло­ва кру­жит­ся всё силь­нее. Но­ги под­ка­ши­ва­ют­ся. Чтоб без по­дроб­но­с­тей – вдруг вы­клю­ча­юсь».

На­до от­ме­тить, что сны по­сле­опе­ра­ци­он­но­го ав­то­ра «с эле­к­т­ри­че­с­кой ма­шин­кой в гру­ди», к сча­с­тью, ста­но­вят­ся го­раз­до от­рад­нее. Тут вам и мо­ре, и ве­те­рок, и пер­вые ут­рен­ние лу­чи. Здо­ро­вья вам и но­вых книг, Де­нис Вик­то­ро­вич!

А са­ма за­тея – сны за­пи­сы­вать – хоть и не но­вая, но пер­во­класс­ная. В том чис­ле по­то­му, что дей­ст­ву­ет на чи­та­тель­ское со­зна­ние. Про­чи­тав Дра­гун­ско­го на ночь, ут­ром пой­мал се­бя на том, что сны мне сни­лись го­раз­до бо­лее яр­кие и сю­жет­ные, чем преж­де, и, глав­ное, за­пом­ни­лись, что рань­ше бы­ва­ло ред­ко.

 

Де­нис Дра­гун­ский. Ноч­ник. – М.: РИ­ПОЛ-Клас­сик, 2011.


 

ПИ­РО­ГОВ ХО­ЧЕТ СЧА­С­ТЬЯ

 

Лев Пи­ро­гов – ли­те­ра­тор, ко­то­рый не лю­бит ли­те­ра­ту­ру. Вер­нее, ли­те­ра­тур­ность. А лю­бит прав­ду жиз­ни, пре­одо­ле­ние сти­ля во имя су­ти. Но это он так го­во­рит. И на соб­ст­вен­ном при­ме­ре оп­ро­вер­га­ет.

За склад­ность из­ло­же­ния этот ав­тор и лю­бим. Ста­ли бы мы чи­тать Пи­ро­го­ва – ес­ли бы он не пи­сал хо­ро­шо? Хо­ро­шо пи­шет. Лю­бую мысль – спор­ную и слож­ную или, на­обо­рот, за­уряд­ную и из­би­тую – уме­ет из­ло­жить. И всё во имя про­сто­ты. Всех от­тен­ков: от про­зрач­но­го не­бес­но­го до гряз­но­го кар­тош­ки. С бле­с­ком во­ю­ет Пи­ро­гов со вся­ким бле­с­ком. Ра­ди се­ро­с­ти свя­той.

А ещё он по­стин­тел­лек­ту­ал, что са­мо по се­бе зву­чит за­ум­но, а оз­на­ча­ет не­лю­бовь к за­уми. Но идеи – иде­я­ми, а в тек­с­тах Пи­ро­го­ва, при всей их эф­фект­ной лёг­ко­с­ти, не­ма­ло са­мо­ко­па­ния и за­тей­ли­вых по­ст­ро­е­ний. По­нят­ное де­ло: Пи­ро­гов за рус­ских, за бед­ных, за труд­ный труд и ве­сё­лое ве­се­лье, за по­ля, ле­са и мно­го­дет­ные се­мьи. Од­на­ко из­ла­га­ет всё это как ев­ро­пе­ец. Очень тон­ко, да­же бо­лез­нен­но. Но со здо­ро­вым урав­но­ве­ши­ва­ю­щим юмо­ром. На­шим, сов­ко­вым, ази­ат­ским, на­дёж­ным.

Ну и за­од­но ста­вит на го­рох сво­их кри­ти­ков:

«Труд им не­при­ятен. Они с ним яв­но что-то не по­де­ли­ли. Их бе­сит са­ма мысль, что где-то мож­но си­деть и пре­крас­но­душ­ни­чать по по­во­ду ал­ко­го­ли­ков-ком­бай­нё­ров, тог­да как они тут дей­ст­ви­тель­но тру­дят­ся в сво­их бан­ках и рек­лам­ных агент­ст­вах».

По­вто­ря­ем: у Пи­ро­го­ва чув­ст­во юмо­ра. Пи­шет смеш­но. Так что чи­та­ешь с удо­воль­ст­ви­ем. Осо­бен­но ког­да жи­во­пи­су­ет свои буд­ни и пра­зд­ни­ки (по­ехал в Пи­тер, чай­ка ле­та­ла над во­дой и уро­ни­ла из се­бя бом­бу. Ка­за­лось бы, че­го та­ко­го? За­то как изо­б­ра­зил!). Со­ус сти­ля поз­во­ля­ет про­гло­тить лю­бые су­ро­вые ку­с­ки пуб­ли­ци­с­ти­ки и да­же га­зет­ные по­лу­ре­пор­та­жи вось­ми­лет­ней дав­но­с­ти. Под этим со­усом (ре­цепт: лу­ка­вая хи­т­ре­ца + от­то­чен­ность фра­зы) при­мешь лю­бую те­о­рию.

«Муж­чи­на от­вет­ст­ве­нен за цен­т­ро­беж­ную си­лу жиз­ни: ему при­над­ле­жит ло­шадь, ру­жьё и ге­о­гра­фия. Жен­щи­на от­ве­ча­ет за цен­т­ро­ст­ре­ми­тель­ные око­вы: ого­род, очаг, ско­во­род­ки, ка­с­т­рю­ли».

Пи­ро­гов та­лант­лив, и вкус у не­го от­мен­ный, а взгля­ды ти­па кон­до­вые, в со­во­куп­но­с­ти это не мо­жет не бе­сить ко­го-то там. Его бы­ло про­бо­ва­ли при­пе­ча­тать штам­па­ми иные ли­те­ра­то­ры и не звать на свои фур­ше­ты, но ему-то что, Пи­ро­го­ву, с его фа­ми­ли­ей. Он сыт по гор­ло. Или, вер­нее, – за­нят са­мо­ед­ст­вом. Ду­ма­ет о гру­ст­ном и уте­ша­ет­ся Ро­ди­ной.

Пи­ро­гов – о на­уке жить и уми­рать. О по­ис­ке сча­с­тья – что за сло­во! – ну да, сча­с­тья, то есть со­сто­я­ния, ко­то­рое при­ми­рит с ре­аль­но­с­тью хо­тя бы ми­нут на пят­над­цать. Об оп­ро­ще­нии, ес­ли угод­но. Об осо­бой прав­де.

«Мо­жет, сам не знаю её, а лишь, как со­бач­ка, чув­ст­вую. И хо­чет­ся, чтоб чи­та­тель по­чув­ст­во­вал то­же, а для это­го – за­ду­рить его, за­ту­ма­нить го­ло­ву, ку­пить на ин­то­на­цию. Мне ка­жет­ся (я ин­ту­и­тив­но чув­ст­вую), что «быть бед­ным» для ме­ня хо­ро­шо. Это как воз­вра­ще­ние до­мой. Ро­ди­те­ли мои бы­ли бед­ны, и их ро­ди­те­ли бы­ли бед­ны. Под бед­но­с­тью, на­вер­ное, я по­ни­маю про­сто­ту. Под про­сто­той – при­выч­ку».

Для Пи­ро­го­ва бомж во сто крат ми­лее де­ве­ло­пе­ра. Это ес­ли ко­рот­ко.

 

Лев Пи­ро­гов. Хо­чу быть бед­ным. – М.: АСТ, Ас­т­рель, 2011.


 

АДЛЕР УЧИТ ЗАНОВО ЧИТАТЬ

 

Эта кни­га – для всех чи­та­те­лей, по­то­му что по­свя­ще­на чте­нию. Кни­га о том, что нуж­но за­но­во учить­ся чи­тать. Имен­но для это­го ещё в 1940 го­ду на­пи­сал свою кни­гу Мор­ти­мер Ад­лер, аме­ри­кан­ский фи­ло­соф, ре­дак­тор и пре­по­да­ва­тель, чья фа­ми­лия так, кста­ти, сов­па­да­ет с на­зва­ни­ем рос­сий­ско­го го­ро­да-ку­рор­та.

Всю свою жизнь он по­свя­тил то­му, что­бы на­учить лю­дей лю­бить и по­ни­мать кни­ги. Здесь из­ло­же­ны его ре­ко­мен­да­ции для про­ник­но­вен­но­го при­сталь­но­го чте­ния. Ак­тив­но­го, вдум­чи­во­го, мно­го­этап­но­го. Че­го бы хо­тел Мор­ти­мер Ад­лер? Что­бы чи­та­тель ви­дел в кни­гах со­кры­тое меж­ду строк, ощу­щал вкус, цвет и за­пах слов.

Кни­га Ад­ле­ра ака­де­мич­на и до­ход­чи­ва од­но­вре­мен­но. Не­на­вяз­чи­ва и ис­по­ве­даль­на. Глав­ное – по­ощ­рять оди­но­кое, лич­ное про­чте­ние и по­ни­ма­ние, при ко­то­ром пи­са­тель ста­но­вит­ся тво­им со­бе­сед­ни­ком без по­сред­ни­ков. Ад­лер при­зна­ёт­ся, что ког­да-то ему ка­за­лось: «весь мир у ме­ня в кар­ма­не». Но по­том он по­нял, что ни­че­го не зна­ет, и в кол­ле­д­же все­го лишь ус­во­ил оши­боч­ное пра­ви­ло: же­лая по­нять кни­гу, чи­тал не её, а о ней.

В сво­ём пре­дис­ло­вии к этой кни­ге про­фес­сор Бо­рис Есень­кин, ди­рек­тор книж­но­го ма­га­зи­на «Биб­лио-Гло­бус», вслед за ав­то­ром при­зна­ёт­ся ис­по­ве­даль­но:

«С глу­бо­ким со­жа­ле­ни­ем по­ни­ма­ешь, как мно­го про­чи­тан­но­го ра­нее про­шло ми­мо со­зна­ния, не ос­та­вив сле­да под­пит­ки».

Хо­тя не всё, что вы­ска­зы­ва­ет ав­тор, ка­жет­ся мне аб­со­лют­но точ­ным. Есть в этой кни­ге и не­ко­то­рая твер­до­ка­мен­ность, свой­ст­вен­ная се­ре­ди­не двад­ца­то­го ве­ка. Это ка­са­ет­ся, на­при­мер, идеи Ад­ле­ра – от­не­с­тись к чте­нию как к тру­ду. Хо­ро­шо, труд. Но ведь мож­но и от­ды­хать, чи­тая. Кни­ги для от­ды­ха не обя­за­тель­но те, что при­ня­то брать на пляж: буль­вар­ные ро­ман­чи­ки и так да­лее. А Иван Бу­нин или Вла­ди­мир На­бо­ков? Для ме­ня чте­ние их – от­ра­да. Впро­чем, Ад­лер дру­ги­ми сло­ва­ми го­во­рит о том же, при­зы­вая сде­лать чте­ние хо­ро­шей ли­те­ра­ту­ры – при­выч­кой, как в спор­те, ког­да при по­сто­ян­ных тре­ни­ров­ках воз­ни­ка­ет «мы­шеч­ная па­мять».

Ещё все гла­вы это­го про­из­ве­де­ния про­ни­зы­ва­ет со­ци­аль­ный оп­ти­мизм, не­мно­го дис­со­ни­ру­ю­щий с тон­ки­ми ма­те­ри­я­ми ис­кус­ст­ва. Вот, на­при­мер, та­кое за­яв­ле­ние, риф­му­ю­ще­е­ся с по­сту­ла­та­ми адеп­тов соц­ре­а­лиз­ма:

«Я не­од­но­крат­но воз­но­сил хва­лу чте­нию и об­суж­де­нию ве­ли­ких книг, но по­вто­рю ещё раз: оно не яв­ля­ет­ся це­лью на­шей жиз­ни. Чте­ние – лишь сред­ст­во для до­сти­же­ния це­ли».

А цель для Ад­ле­ра, по­нят­но, – иде­аль­ное об­ще­ст­во.

Ко­неч­но, мно­гое из на­пи­сан­но­го Ад­ле­ром о слож­ном ми­ре книг и чте­ния – до на­ив­но­с­ти по­зи­тив­но. Сре­ди ми­ро­вых вер­шин он на­зы­ва­ет «Ка­пи­тал» Марк­са и ма­ни­фест Марк­са-Эн­гель­са, но вли­я­ние со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ких флю­и­дов чув­ст­ву­ет­ся не толь­ко в этом. С со­вет­ской ли­те­ра­тур­ной кри­ти­кой про­из­ве­де­ние Ад­ле­ра род­нит прин­ци­пи­аль­ный под­ход: ви­деть в каж­дой кни­ге «идею», цель, внят­ную ло­ги­ку. Вме­с­то му­зы­ки. Вме­с­то кра­сок. Вме­с­то не­вы­ра­зи­мо­го.

И всё-та­ки эта боль­шая по объ­ё­му и су­хая по язы­ку кни­га мне по­нра­ви­лась. Она сво­дит­ся к на­зва­нию од­ной из глав: «Не­со­сто­я­тель­ность школ». Ав­тор во­ро­шит улей сон­ных по­тре­би­те­лей – не­важ­но че­го: кар­ти­нок или букв. Он спра­ши­ва­ет: а за­чем чи­та­е­те, а? По­че­му од­ни на­хо­дят ка­кую-ли­бо кни­гу глу­бо­кой, дру­гие – пу­с­той, тре­тьи – за­ум­ной? По­че­му, пе­ре­чи­ты­вая кни­гу, каж­дый раз вос­при­ни­ма­ешь её по-но­во­му? По­че­му кто-то на­слаж­да­ет­ся сти­лем, а кто-то к не­му глух? «Или я не прав?» – до­бав­ля­ет ав­тор, кри­тич­ный к се­бе са­мо­му. И ут­верж­да­ет: де­ло не в ин­тел­лек­те, а в сво­бо­де ду­ха.

 

Мор­ти­мер Ад­лер. Как чи­тать кни­ги. – М.: Из­да­тель­ст­во «Манн, Ива­нов и Фер­бер», 2011.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования